Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
І Загальна характеристика та перспективи розвитку регіону щодо потреби у магістрах спеціальності 8.092704 “Комп'ютеризовані технології та системи вид...полностью>>
'Документ'
Все упражнения объединены в 12 групп, – каждая группа предназначена для определённого месяца. Каждый месяц выполняй группу упражнений, которая называ...полностью>>
'Программа'
Субсидии на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, и части лизинговых платежей ...полностью>>
'Документ'
Постановка проблеми. Розвиток суспільства у нових умовах ставить завдання – формування творчого потенціалу особистості. Сучасному суспільству потрібн...полностью>>

Закон Украины (2)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О ПОРЯДКЕ ПОГАШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПЕРЕД БЮДЖЕТАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕЛЕВЫМИ ФОНДАМИ

Закон Украины
от 21.12.2000г. №2181-III

(с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Украины
от 10.01.2002г. № 2922-III, от 26.12.2002 г. № 380-IV,
от 26.12.2002г. № 397-IV, от 20.02.2003 г. № 550-IV,
от 15.05.2003 г. № 762-IV, от 11.07.2003 г. № 1127-IV,
от 18.11.2003 г. № 1255-IV, от 27.11.2003 г. № 1344-IV,
от 22.06.2004 г. № 1830-IV, от 24.06.2004 г. № 1868-IV,
от 23.12.2004 г. № 2285-IV, от 25.03.2005 г. № 2505-IV,
от 02.06.2005 г. № 2631-IV, от 23.06.2005 г. № 2711-IV,
от 06.09.2005 г. № 2801-IV, от 17.11.2005 г. № 3108-IV,
от 15.12.2005 г. № 3201-IV, от 20.12.2005 г. № 3235-IV,
от 15.03.2006 г. № 3541-IV, от 30.11.2006 р. № 398-V,
от 05.04.2007 г. № 876-V, от 28.12.2007 г. № 107-VI,
от 03.06.2008 г. № 309-VI, от 19.05.2009 г. № 1342-VI,
от 24.07.2009 г. № 1617-VI)

Настоящий Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

Настоящий Закон не регулирует вопросы погашения и обслуживания кредитов, предоставленных за счет бюджетных средств или займов, привлеченных государством или под государственные гарантии, других обязательств, вытекающих из соглашений, заключенных государственными органами и/или от имени государства, которые регулируются нормами гражданского законодательства и другими законами по вопросам государственного долга и его обслуживания.

Настоящий Закон не регулирует также вопрос погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом", с банков, на которые распространяются нормы раздела V Закона Украины "О банках и банковской деятельности", и погашение обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

1.1) налогоплательщики – юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, которые не имеют статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющие такого статуса, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции;

1.2) налоговое обязательство – обязательства налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины;

1.3) налоговый долг (недоимка) – налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства;

1.4) пеня – плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства;

1.5) штрафная санкция (штраф) – плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами;

1.6) принудительное взыскание – обращение взыскания на активы налогоплательщика в счет погашения его налогового долга, без предварительного согласования его суммы таким налогоплательщиком;

1.7) активы налогоплательщиков – средства, материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическому или физическому лицу по праву собственности или полного хозяйственного ведения;

1.8) картотека – реестр расчетных или исполнительных документов, направленных обслуживающему банку налогоплательщиком или органом взыскания и не оплаченных в срок в связи с недостатком средств на таком счете;

1.9) налоговое уведомление – письменное уведомление контролирующего органа об обязанности налогоплательщика уплатить сумму налогового обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

1.10) налоговое требование – письменное требование налогового органа к налогоплательщику погасить сумму налогового долга;

1.11) налоговая декларация, расчет (далее – налоговая декларация)документ, представляемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);

1.12) контролирующий орган – государственный орган, который в рамках своей компетенции, определенной законодательством, осуществляет контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов и сборов (обязательных платежей) и погашением налоговых обязательств или налогового долга. Исчерпывающий перечень контролирующих органов определяется статьей 2 настоящего Закона;

1.13) средства – гривни или иностранная валюта;

1.14) реструктуризация налогового долга – отсрочка или рассрочка уплаты налогового долга, накопленного налогоплательщиком по состоянию на установленную настоящим Законом дату, а также его частичное списание;

1.15) налоговый орган – орган государственной налоговой службы Украины; таможенный орган – орган Государственной таможенной службы Украины;

1.16) орган взыскания – государственный орган, уполномоченный принимать меры по обеспечению погашения налогового долга в рамках компетенции, установленной законами;

1.17) налоговый залог – способ обеспечения налогового обязательства налогоплательщика, не погашенного в срок. Налоговый залог возникает в силу закона. В силу налогового залога орган взыскания имеет право в случае невыполнения обеспеченного налоговым залогом налогового обязательства получить удовлетворение со стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами в порядке, установленном законом. Приоритет залогодержателя на удовлетворение требований по заложенному имуществу устанавливается в соответствии с законом;

1.18) обычная цена - цена, определенная обычной по правилам, установленным  Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий";

1.19) операционный (банковский) день - часть рабочего дня, в течение которой принимаются документы на перевод. Дни определяются для банков рабочими по правилам, установленным соответствующим постановлением Национального банка Украины;

1.20) апелляционное согласование - согласование налогового обязательства в порядке и сроки, которые определены настоящим Законом по процедурам административного или судебного обжалования.

Статья 2. Контролирующие органы

2.1. Перечень контролирующих органов

Контролирующими органами являются:

2.1.1) таможенные органы – по акцизному сбору и налогу на добавленную стоимость (с учетом случаев, когда законом обязанность по их взысканию или контролю возлагается на налоговые органы), ввозной и вывозной пошлине, другим налогам и сборам (обязательным платежам), которые в соответствии с законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

2.1.2) органы Пенсионного фонда Украины – относительно сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

2.1.3) органы фондов общеобязательного государственного социального страхования - относительно взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, в рамках компетенции этих органов, установленной законом;

2.1.4) налоговые органы – относительно налогов и сборов (обязательных платежей), которые взимаются в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпунктах 2.1.1–2.1.3 настоящего пункта.

2.2. Компетенция контролирующих органов

2.2.1. Контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты только относительно тех налогов и сборов (обязательных платежей), которые отнесены к их компетенции настоящим пунктом.

Порядок контроля со стороны таможенных органов за уплатой налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акцизного сбора устанавливается совместным решением центрального налогового органа и центрального таможенного органа.

2.2.2. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов.

2.3. Органы, уполномоченные принимать меры по погашению налогового долга (органы взыскания).

2.3.1. Органами, уполномоченными принимать меры по погашению налогового долга (далее - органы взыскания), являются исключительно налоговые органы, а также государственные исполнители в рамках их компетенции.

Статья 3. Основания для принудительного взыскания активов и определение бюджетного фонда

3.1. Основания для принудительного взыскания активов налогоплательщика

3.1.1. Активы налогоплательщиков могут быть принудительно взысканы в счет погашения его налогового долга исключительно по решению суда. В других случаях налогоплательщики самостоятельно определяют очередность и формы удовлетворения претензий кредиторов за счет активов, свободных от залоговых обязательств обеспечения долга. В случае, если такой налогоплательщик признан банкротом, очередность удовлетворения претензий кредиторов определяется законодательством о банкротстве.

3.1.2. Взыскание налогового долга по исполнительным надписям нотариусов не разрешается.

3.2. Бюджетный фонд

3.2.1. В каких-либо случаях, когда налогоплательщик, согласно законам по вопросам налогообложения, уполномочен удерживать налог, сбор (обязательный платеж), которыми облагаются другие лица, в том числе налоги на доходы физических лиц, дивиденды, репатриацию, добавленную стоимость, акцизные сборы, а также какие-либо другие налоги, которые удерживаются у источника выплаты, сумма таких налогов, сборов (обязательных платежей) считается бюджетным фондом, принадлежащим государству или территориальной общине и создается от их имени.

3.2.2. На средства бюджетного фонда, определенного подпунктом 3.2.1 настоящего пункта, не может быть наложено взыскание по причинам, отличным от взыскания такого налога, сбора (обязательного платежа).

Статья 4. Порядок представления налоговой декларации и определения суммы налоговых обязательств

4.1. Налоговая декларация

4.1.1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой декларации, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "г" подпункта 4.2.2 пункта 4.2, а также пунктом 4.3 настоящей статьи.

4.1.2. Принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, чей статус определяется соответствующим нормативно-правовым актом. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо предпосылок относительно такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и тому подобное) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, которое влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.

Если служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает нормы абзаца первого настоящего подпункта, налогоплательщик обязан до окончания предельного срока представления декларации направить такую декларацию почтой с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которому приобщается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается представленной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7, не применяется.

Налогоплательщик может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в принятии налоговой декларации в судебном порядке.

Независимо от наличия отказа в принятии налоговой декларации налогоплательщик обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона.

Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика в качестве налоговой декларации, заполненной им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом налоговой декларацией, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. В этом случае, если контролирующий орган обращается к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований непринятия предыдущей), то такой налогоплательщик имеет право:

представить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

4.1.3. Если согласно правилам налогового учета, определенным законами, налоговая отчетность по отдельному налогу, сбору (обязательному платежу) составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом последняя не предоставляется.

Установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, которые предусматривают предоставление сводной информации по отдельным доходам, расходам, льготам, другим элементам налоговых баз, которые были ранее отражены в налоговых декларациях или расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения.

4.1.4. Налоговые декларации предоставляются за базовый налоговый (отчетный) период, равный:

а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

б) календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), – в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "г" подпункта 4.1.4 настоящего пункта, – в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

г) календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц (подоходного налога с граждан), – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов) согласно соответствующему закону по вопросам налогообложения, такая декларация предоставляется в сроки, определенные настоящим пунктом для такого базового налогового периода. Для целей подпункта 4.1.4 настоящего пункта под термином "базовый налоговый период" следует понимать первый налоговый период отчетного года, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения, в частности календарный квартал для целей налогообложения прибыли предприятий.

Налогоплательщик освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию за отчетный период в течение текущего года в случае если его налоговые обязательства были отражены в годовой налоговой декларации на текущий год в соответствии с законом по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа).

4.1.5. Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

Предельные сроки представления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, предусмотренных пунктом 15.4 статьи 15 настоящего Закона.

4.1.6. Если согласно закону по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа) налоговый период не установлен, то налоговая декларация представляется и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные этим пунктом для месячного базового налогового периода, кроме случаев, когда представление декларации не предусмотрено таким законом.

4.1.7. Налогоплательщик имеет право не позднее чем за десять дней до окончания предельного срока представления декларации, определенного подпунктом 4.1.4 этого пункта, направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа почтой с уведомлением о вручении.

В случае потери или порчи почтового отправления или задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом налогоплательщик освобождается от любой ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации.

Налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о потере или порче почтового отправления обязан направить почтой или предоставить лично (по его выбору) контролирующему органу второй экземпляр налоговой декларации.

Порядок оформления указанных почтовых отправлений, а также нормативы их обращения определяются Кабинетом Министров Украины.

Независимо от факта потери или порчи такого почтового отправления или задержки его вручения налогоплательщик обязан оплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно указанную им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона.

4.2. Определение налогового обязательства контролирующим органом

4.2.1. Если согласно нормам настоящего пункта сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, тем не менее несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного налогового обязательства и имеет право на обжалование этой суммы в порядке, установленном настоящим Законом.

4.2.2. Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика в случае, если:

а) налогоплательщик не предоставляет в установленные сроки налоговую декларацию;

б) данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях;

в) контролирующий орган в результате проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в представленной налогоплательщиком налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства.

Камеральной считается проверка, которая проводится контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения любых других видов проверок налогоплательщика;

г) согласно законам по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган.

4.2.3. Обязанность доказательства того, что какое-либо начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных подпунктом 4.2.2 настоящего пункта, является ошибочным, возлагается на налогоплательщика, за исключением случаев, определенных пунктом 4.3 настоящей статьи.

4.3. Определение суммы налогового обязательства по косвенным методам

4.3.1. Если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика согласно подпункту "а" подпункта 4.2.2 статьи 4 настоящего Закона в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его обособленных подразделений, местонахождения физического лица или уклонением налогоплательщика или его должностных лиц от предоставления сведений, предусмотренных законодательством, а также если невозможно определить сумму налоговых обязательств в связи с неведением налогоплательщиком налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, сумма налоговых обязательств налогоплательщика может быть определена по косвенному методу. Этот метод может применяться также в случаях, когда декларация была представлена, но при документальной проверке, проводимой контролирующим органом, налогоплательщик не подтверждает расчеты, приведенные в декларации, имеющимися документами учета в порядке, предусмотренном законодательством.

4.3.2. По косвенному методу налоговое обязательство определяется по оценке расходов налогоплательщика, прироста его активов, количества лиц, состоящих с ним в отношениях найма, а также оценке других элементов налоговых баз, которые принимаются для расчета налогового обязательства по конкретному налогу, сбору (обязательному платежу) в соответствии с законом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закон украины (1)

    Закон
    С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 24 декабря 2002 года N 345-IV, от 6 февраля 2003 года N 485-IV, от 18 мая 2004 года N 1726-IV,
  2. Закон украины (5)

    Закон
    О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины
  3. Закон украины (7)

    Закон
    С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 31 мая 2005 года N 2600-IV, от 15 декабря 2005 года N 3200-IV,от 14 апреля 2009 года N 1254-VI,
  4. Закон украины (8)

    Закон
    С изменениями и дополнениями, внесеннымиЗаконами Украиныот 20 сентября 2001 года N 2740-III,от 28 ноября 2002 года N 249-IV, от 6 февраля 2003 года N 485-IV,
  5. Закон украины (9)

    Закон
    С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украиныот 17 сентября 2008 года N 514-VI, от 18 декабря 2008 года N 692-VI,от 11 июня 2009 года N 1522-VI,
  6. Закон украины (10)

    Закон
    2. Участниками накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования являются лица, которые подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно Закону Украины "Об общеобязательном

Другие похожие документы..