Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Персональный компьютер (ПК) – это не один электронный аппарат, а небольшой комплекс взаимосвязанных устройств, каждое из которых выполняет определённ...полностью>>
'Решение'
В целях эффективного управления муниципальной собственностью муниципального образования «Усть-Донецкий район», руководствуясь действующим законодател...полностью>>
'Документ'
Учитель: М. Цветаева Русская поэзия наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, ...полностью>>
'Диссертация'
Актуальность заявленной темы обуславливается современными экономическими отношениями, формирующимися в условиях конкуренции. В обстановке глобализаци...полностью>>

Факультет Прикладной Политологии Магистерская диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Прикладной Политологии

Магистерская диссертация

На тему:

«Консерватизм в современной России:
теория, идеология и партийное строительство»

Студент

Андросенко Наталья Петровна

Научный руководитель

Зав. кафедрой Общей политологии,

профессор, д.ф.н.

Полков Леонид Владимирович

Москва – 2006

Введение. Общая характеристика работы 3

Актуальность темы исследования 3

Степень научной разработанности темы 4

Положения, выносимые на защиту 5

Глава 1. Теоретические и методологические характеристики консерватизма 6

Определение сущности понятия. Возникновение термина «консерватизм» 6

Разработка единой политической теории консерватизма 8

Традиция как основополагающий принцип консервативной идеологии 11

Попытки типологии. Неоконсерваторы и «новые правые» 14

Глава 2. Феномен русского консерватизма 18

Основные идеи русского консерватизма 18

Основной контекст развития консерватизма после 1991 года 21

Глава 3. Консерватизм – опыт партийного строительства 25

Методологические критерии отбора партий 25

Консервативная партия России 25

ПРЕС и консервативный манифест 27

Левый консерватизм КПРФ 28

Просвещенный консерватизм НДР 29

Либеральный консерватизм "Единства" 30

Единая Россия как консервативная партия 31

Родина как консервативный проект 41

Основная логика партийных консервативных проектов 49

Глава 4. Консерваторы-идеологи и консервативный дискурс 53

Евразийский консерватизм 53

Консервативное движение и Русская православная церковь 56

Союз православных граждан 58

Литературно-философская группа «Бастион» 60

Младоконсерваторы 61

Либеральное течение 73

Консервативная среда 75

Заключение 79

Источники 81

Книги и монографии 81

Периодические издания 81

Введение. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Консервативная идеология вот уже третье столетие сохраняет влиятельные позиции в Российской политической мысли и политической практике. Те недолгие периоды, когда консерваторы теряли влиятельные позиции, неизбежно сменялись периодами так называемой «реакции», когда идейное и политическое влияние консерваторов на власть было если не решающим, то очень и очень весомым. Даже в советский период, когда классический русский консерватизм был под запретом, противостояние «консерваторов» и «либералов» продолжалось, хотя и в очень специфических декорациях советской системы. Разумеется, эта историческая тенденция распространяется и на постсоветскую Россию, где с 1999 года начался настоящий «консервативный бум». Все больше политических партий и движений определяют свою идеологию как "консервативную". Многие общественные деятели, обозреватели, публицисты также относят себя к консервативному лагерю. Не ослабевает вал публикаций, научных монографий и диссертаций по проблемам мирового и русского консерватизма в рамках философии, истории, политологии, социологии. В ряде ведущих научных журналах страны публикуются статьи о феномене консерватизма, в том числе в форме обсуждений (т.н. «круглые столы»).

В связи с чем исследователя политической культуры современной России возникает закономерный вопрос, что же представляет собой современный русский консерватизм как явление, каковы его основные идеи, ценности, генезис развития.

Объектом исследования диссертации являются консервативные политические партии и консервативные идеологии в обществе в постсоветский период. Предметом исследования является идеологические воззрения современных консерваторов, эволюция консервативных идей, взаимосвязь и синхронность трансформации партийного консерватизма и идеологических консервативных течений.

Степень научной разработанности темы

Существуют только первые попытки обобщения информации об истории русского современного консерватизма, исходящие их среды самих консерваторов.

Характерно, например, что в историографическом обзоре А.В Репникова «Историография современного русского консерватизма»1, где автор рассматривает вышедшие научные работы по консерватизму за 1997-2002 годы не перечислено ни одной работы по современному русскому консерватизму.

Некоторые сдвиги и попытки систематизации наметились в начале 2006 года. В январе 2006 года вышла работа М.Ремизова «Консерватизм сегодня: аналитический обзор»2, а в марте – статья В.Аверьянова «Консерватизм в одной отдельно взятой стране»3. Однако, во-первых, эти работы не является в полном смысле научными монографиями, но больше просто публицистическими публикациями. И во-вторых, они преимущественно фиксируют современное развитие консервативного интеллектуального полюса, но не рассматривают его в динамике за весь постсоветский период, а также уделяют должного внимания опыту партийного строительства.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – проследить развитие русского консерватизма после 1991 года, как в области консервативных идеологий, так и по опыту партийного строительства. Также мы попытались выделить некую общую логику консерватизма, проследить, как соотносятся между собой консервативные партии в политической сфере и консервативные идеологии в обществе.

Положения, выносимые на защиту

Научная новизна данного исследования заключается в попытке описания и систематизации современного русского консерватизма, выявление основных тем, круга вопросов и определение вектора развития. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

  • Выдвинута гипотеза о причине консервативного бума начала 2000-х годов. Наличие сильного консервативного проекта расценивается как необходимое условие для преодоления кризиса идентификации в обществе.

  • Выявлена общая логика развития консерватизма. Современный русский консерватизм, по сути, продолжает развиваться в дореволюционной логике. Основным вопросом по-прежнему является роль и место России в современном мире. Очень сильны в консервативном течение государственнические, имперские и русско-националистские тенденции. Демократические и либеральные ценности, наоборот, выражены крайне слабо.

  • Определены основные параметры нового консервативного проекта, который, вероятно, будет оказывать все возрастающее влияние на общественно-политические процессы. Это проект с очень большим вектором национализма, русской доминантой, ставящий на повестку дня русский вопрос и национальную политику.

Глава 1. Теоретические и методологические характеристики консерватизма

Определение сущности понятия. Возникновение термина «консерватизм»

На сегодняшний день консерватизм является одной из ведущих (наряду с либерализмом и социализмом) политических идеологий и общественно политических течений. Тем не менее, проблема определения его сущности продолжает оставаться открытой. Предпринимаемые попытки идентификации и типологии консерватизма всякий раз наталкивались на чрезвычайно пестрый спектр консервативных идей и, соответственно, трудность их приведения к какому-либо общему знаменателю.

Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают, как правило, с новым временем, с эпохой Просвещения и Великой Французской революции XVIII в., бросивших вызов «старому порядку». Тогда же началось и формирование понятия «консерватизм» (хотя сам термин как таковой и не употреблялся). Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, исходившую от революции. В конце XVIII в. противодействие революции шло прежде всего от дворянства. Однако по мере развития революционных событий к феодальной аристократии начали примыкать и другие слои общества.

Общепризнанным «пророком консерватизма» считается английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (1729-1797). В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы главные принципы консерватизма. Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Бёрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенное обновление — вот принципы, которым, по мнению философа, должно следовать общество4. Только в этом случае может быть обеспечена его будущность.

Сам термин "консерватизм" впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом (1768-1848). который в 1818 г. стал издавать журнал "Консерватор". С тех пор слова "консерватизм" и "консервативный", не имея четких значений и порою меняя их, употреблялись произвольно, что в значительной мере усложняет анализ рассматриваемого явления.

Консерватизм, в отличие от противостоящему ему радикализма, всегда испытывал глубокое уважение к прошлому. Если радикализм, опираясь в первую очередь на веру во всемогущество человеческого рассудка и самоценность его умозаключений, весьма скептически относился к истории, часто пытаясь представить ее в виде цепи недоразумений, вызванных недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития предков, то консерватизм всегда отводил самое почетное место в своих построениях историческим урокам, опыту, традициям, отдавая дань мудрости и величью ушедших поколений. Между тем, прошлое – конечно разнообразно, и было бы странно ожидать, чтобы различные консервативные идеологии выбирали из него одни и те же ценности.

Причем эта неоднозначность настолько велика, что ряд исследователей полагают вообще невозможным идентифицировать консерватизм в виде некоторой «общей формулы»5. Изучение консерватизма как идеологии традиционно вызывает большие трудности у исследователей вследствие неопределенности его общественно-политических приоритетов.

Разработка единой политической теории консерватизма

Большой интерес вызывает трактовка феномена консерватизма немецким социологом середины ХХ в. Карлом Манхеймом: до настоящего времени его работы – единственная попытка системного и всестороннего анализа консерватизма как целостной политической идеологии. В работах немецкого ученого предпринимается попытка проанализировать консерватизм как некое целостное явление, состоящее из стереотипов социально-исторического мышления.

В методологическом аспекте Манхейм подошел к анализу консерватизма, исходя из своей революционной теории «стилей человеческого мышления». Продолжая социоцентрическую традицию XIX в., восходящую к Гегелю и Марксу, он вывел, что «индивиды не создают мыслительных образцов, благодаря которым они понимают мир, а перенимают эти образцы у социальных групп» и, следовательно, подобные стереотипы отражают мировосприятие определенного социума. Результатом применения данной методологии стал подлинный переворот в трактовке консерватизма.

Классическая историография и социология XIX – первой половины ХХ вв. не стремились дать общего определения консерватизму. Исследователи XIX века определяли консерваторов на негативной основе: консерватор – это тот, кто отрицает какое-либо событие, но не тот, кто выдвигает созидательную программу.

Совершенно иначе подошел к анализу консерватизма Манхейм. Центральное понятие его социологической теории – стиль мышления – позволило немецкому исследователю представить консервативную идеологию как некий постоянный субъективный образ, порожденный устойчивыми стереотипами сознания. Согласно немецкому исследователю, помимо «консерватизма современного», являющегося плодом определенных общественных и исторических обстоятельств, он выдвинул теорию существования иного типа консерватизма – «универсального», нашедшего свое выражение в ряде субъективных «феноменов» (символов):

  • апелляция к понятиям История, Жизнь и Нация в противовес либеральному культу Разума;

  • идея о принципиальной иррациональности действительности и невозможности ее познания логическим путем;

  • перенесение акцента с «всеобщего блага» на индивидуальную ответственность;

  • взгляд на общество и нацию как на единый и нерасчленимый в своей основе организм;

  • культ категории «целого» («Консерватор, - отмечает Манхейм, - мыслит категорией «Мы», в то время как либерал – категорией «Я»;

  • «динамическая концепция Разума», т.е. акцент на изменчивости Разума в противовес либеральной теории познания изменяющегося мира с помощью статического Разума.

Важнейшим итогом манхеймовских работ можно считать признание возможности изучения консерватизма как единой политической концепции, суть которой заключается в попытке создать альтернативу революционным изменениям. Введение понятия «стиль мышления» дало возможность показать, что консерватор, подобно либералу и социал-демократу, «мыслит в категориях системы», поскольку он, как представитель настоящей идеологии, строит ее на анализе четырех структурных проблем современного государства: 1) проблема национального единства; 2) проблема участия народа в государственном управлении; 3) место своей страны в мировой экономике; 4) социальная проблема. По сути, именно Манхейм был первым автором, который отверг взгляд на консервативную идеологию как на бессистемную реакцию на революции и либеральные реформы и применил к ней понятие «концепция». Манхейм говорит о консерватизме именно как о политической теории, а не как о произвольном наборе негативным отношениям к преобразованиям.

Взгляд на консерватизм как на своеобразный «стиль мышления» позволил немецкому исследователю представить консервативную идеологию как объективно-политическое выражение иррациональной философии.

Такой подход произвел подлинную революцию в исследовании данной идеологии. Вместе с тем, немецкому социологу так и не удалось определить единого внутреннего «стержня» консервативной мысли, позволяющей четко сформулировать единый философско-политический концепт данной идеологии. Накопленный немецким социологом эмпирический материал показывает, что внутреннее единство консерватизма базируется на «внеконцептуальном» традиционалистическом мышлении, тогда как его отрефлексированные политические программы представляют собой всего лишь реакцию на определенную социально-политическую ситуацию.

В дальнейшем некоторые исследователи развили некоторые положения Манхейма. С. Хантингтон выделил три подхода к идентификации консерватизма: 1) «автономный» – когда консерватизм предстает психологической установкой, независимой от конкретных обстоятельств; 2) «ситуационный» — когда консерватизм рассматривается в качестве идеологии, противодействующей опасности свержения любого существующего строя; 3) «аристократический» — когда речь идет о реакции на буржуазную революцию6.

Однако, второй пункт данной классификации требует уточнений, потому что консервативные идеологии не сводятся к защите существующего или защищают его в разной степени. Уточнение внес К. Эпштайн, выделив среди консерваторов помимо «сторонников статус-кво» еще две категории: «реформаторов» — признающих необходимость осторожных перемен, и «реакционеров» — ратующих за возврат в тот или иной момент исторического прошлого7.

С.Хантингтон перечислил основные принципы и ценности, характерные для консерватизма. Однако, этот перечень может быть существенно дополнен и расширен посредством внимательного анализа хотя бы такого классического консервативного труда, как «Размышления о французской революции» Э. Бёрка:

ценности религиозные и духовные цели политической деятельности;

  • культ нравственности, авторитет школы, семьи и церкви;

  • культ традиций, национальной культуры, патриотизм;

  • приоритет интересов государства перед интересами индивида;

  • сильное иерархичное государство;

  • конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;

  • прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен.

Выделенных характеристик слишком много, чтобы успешно пользоваться ими в процессе приложения к конкретным консервативным идеологиям, не сталкиваясь всякий раз с теми или иными исключениями; во-вторых и это главное, не обнаруживaeтся центрального системообразующего принципа, на который можно было бы oпeреться в первую очередь для осмысления иерархии консервативных ценностей.

Традиция как основополагающий принцип консервативной идеологии

Консерватизм отличается от всех других политически; идеологий наиболее пристальным вниманием к общественному наследию и стремится опереться на ту или иную историческую традицию, как на фундамент своих теоретических построений.

Согласно формулировке К.Мангейма, консерватизм представляет собой традиционализм, сделавшийся «сознательным»8. Консерватизм (в отличие от традиционализма) представляется как осознанное следование традиции.

Принцип следования традиции, находящийся на вершине иерархии принципов консервативного типа мышления, непосредственно определяет и два других неотъемлемых его принципа, занимающие в этой иерархии вторую сверху ступень – антииндивидуализм и антирационализм.

Рационализма и индивидуализма явно не хватает для восприятия, следования традиции – только на ее отрицание.

Принятие традиции – акт, прежде всего, подсознательный, детерминирующийся множеством факторов, связанных с особенностями человеческих судеб. Человека, привязанного к традиции, живущего в ней глубоким концентрированным чувством, невозможно поколебать какими-либо рациональными аргументами, как бессмысленно пытаться аналогичным образом привлечь его внимание к иной традиции. Рассудочные суждения могут эффективно воздействовать на человека только тогда, когда его связь с традицией либо слаба, либо вовсе отсутствует.

Другие основные принципы и ценности консерватизма не достигают такой степени общности и каждый из них может либо вовсе отсутствовать в теле конкретной консервативной идеологии, либо заменяться своими суррогатами. Но это, как правило, выступает следствием неполноты идеологии, недостроенности ее до логического завершения или эклектическим сочетанием в ней инородных элементов, поскольку важнейшие принципы консерватизма органически связаны воедино.

Очевидно, что из принципа следования традиции непосредственно вытекает и характерный для консерватизма культ общественных институтов, напрямую выступающих воспитателями и проводниками традиции (семья, школа, церковт и пр.).

Совершенно естественен и патриотизм, как ценность и принцип консервативной идеологии и политики. Полнокровная жизнь и гарантии продолжения традиции наиболее полно осуществляются в рамках национальной культуры — и поэтому ее интересы становятся в политическом смысле первостепенными, нуждающимися в надежной защите.

Такой защитой, в первую очередь, выступает государств, Следовательно, характерная для консерваторов установка на сильное государство с мощным оборонительным потенциалом также в конечном итоге определяется принципом следования традиции.

Первичность интересов традиции и защищающего ее государства определяют вполне конкретное отношение к правам и свободам граждан. Их расширение возможно только в том случае, когда это не сказывается отрицательным образом на высших интересах.

Наконец, следование традиции имеет в виду и естественное неравенство людей. Большее значение приобретают те слои народа, которые глубже укоренены в традиции и обеспечивают ее продолжение. Подобное неравенство, с консервативной точки зрения, не унизительно, как не унизительно для ребенка его неравенство с родителями, обучающими его традиции, как не унизительно для живущих поклонение ушедшим поколениям, благодаря которым осталось традиционные наследство, как не унизительно для верующего мирянина неравенство со священником.

Так возникает иерархическая система принципов и ценностей, которые обнаруживаются в развернутых консервативных идеологиях, и в частности, при анализе творчества Бёрка.

Так образуется единый клубок консервативных идей, связующим центром которого выступает принцип следования традиции и его важнейшие следствия — антииндивидуализм и антирационализм.

Попытки типологии. Неоконсерваторы и «новые правые»

Классификация консерватизма, особенно в историческом разрезе, крайне сложна.

Объясняется это рядом факторов:

Любое явление, возникшее много десятилетий, а то и столетия назад, не остается неизменным, раз и навсегда данным. В зависимости от исторической эпохи, национальных особенностей, позиций теоретиков и поступков политических деятелей оно приобретает новые, порой изначально несвойственные ему черты, все время эволюционируя и трансформируясь в процессе приспособления к реальной ситуации.

В ходе своего развития, а еще чаще – при реализации на практике различные течения политической мысли нередко воспринимают отдельные элементы совершенно противоположных направлений, меняя свою суть при минимальных изменениях в терминологии.

Политическая философия консерватизма обладает определенной самостоятельностью по отношению к политическим программам соответствующих партий, позициям и заявлениям политиков. Теория и практика не всегда накладываются друг на друга.

Деление общества на либералов, консерваторов, социал-демократов и т.п. часто оказывается условным. Многочисленные исследования общественного мнения показывают, что по отношению к различным аспектам экономической, политической, социальной и культурной жизни люди могут придерживаться разных позиций, становясь тем самым носителями идей нескольких политических течений сразу.

Каждое течение консерватизма охватывает не какую-то одну, а множество проблем, затрагивая самые разные сферы жизни. Поэтому проблемный критерий систематизации, казалось бы самый разумный и наиболее часто применяемый, в данном случае неизбежно страдает односторонностью и узостью.

Попытки типологизации консерватизма неоднократно предпринимались как отечественными, так и зарубежными исследователями. Как правило, они всякий раз наталкивались на чрезвычайно пестрый спектр консервативных идей и, соответственно, трудность их приведения к какому-либо общему знаменателю, зачастую противоречащих друг другу. Что, в общем, неудивительно: консерватизм предполагает следование традиции, но уже сама по себе эта традиция совершенно разная в каждую эпоху и в каждой стране, неповторимая в своей индивидуальности.

Основное внимание ученых сосредоточено на современном консерватизме и здесь разные исследователи предлагают большое количество самых разнообразных ранжировок. Разнородность консервативной идеологии и политики проявляется в различных типах и вариантах. Их систематизация, как и систематизация любого многоструктурного, расплывчатого и развивающегося явления, крайне затруднена. Исследователь, изучающий проблемы консерватизма, сталкивается с немалыми препятствиями. Трудно, например, дать ответ на вопрос, где же пределы консерватизма и консервативного, споры вызывает и проблема соотнесенности между его типами. Так, В.Н. Гарбузов приводит 11 (!) разнообразных типологий только современного консерватизма отечественных и зарубежных исследователей9.

Если, например, обратить внимание на современное западное идеологическое пространство, то придется признать, что в нем существуют по крайней мере два влиятельных консервативных течения: неоконсерватизм и так называемая доктрина» «консервативной революции» (новые правые). Эти направления резко противостоят друг другу буквально по всем важнейшим вопросам общественного бытия. Неоконсерваторы настаивают на самостоятельности экономической сферы общественной жизни и необходимости освобождения ее от государственного регулирования; новые правые, напротив, отводят экономике подчиненную роль по отношению к более высоким социальным сферам – религии, морали, политике, считая экономическую свободу не только утопичной, но и в ряде случаев – вредной. Неоконсерваторы рассматривают правовую систему как совокупность норм, призванных в идеале выразить универсальные, общечеловеческие, «лучшие» формы социальных взаимоотношений; новые правые придают юридическим установлениям принципиально национальный характер, считая, что они закрепляют особенности духа конкретного народа, и следовательно, не могут быть универсальными.

Основополагающее же расхождение между этими идейными направлениями заключается в том, что неоконсерваторы отстаивают идеалы капиталистического общества, такого, каким оно сложилось со времени первых буржуазных революций, а новые правые рассматривают капиталистический строй а качестве гибельного пути западной цивилизации и, отрицая также и социализм, как гипертрофированное развитие буржуазных ценностей, обращаются за поисками своего идеала к Средневековью и даже антике, греко-римскому миру, язычеству. В соответствии со столь далекими друг от друга ценностными ориентациями неоконсерваторы и новые правые выбирают для себя в качестве своих теоретических предшественников разных представителей классического консерватизма, невольно расслаивая тем самым это, казалось бы, монолитное историческое явление.

Что характерно, на первый взгляд выглядит парадоксальным, как обе эти идеологии могут быть причислены к консервативным.

Новые правые пытаются совершить революцию в умах, изменить европейское общественное сознание, открыть новые (хорошо забытые старые) духовные горизонты, то есть добиться внутреннего принятия своих идеалов и ценностей, что только и может обеспечить плодотворное социально-политическое творчество. Поэтому главный фронт их деятельности – культура, а не политическая арена. В такой ситуации их стремление к возвращению в прошлое носит не механико-натуралистический характер, а идеально-выборочный. Из истории выбираются идеалы с целью их актуализации в настоящем.

В отношении неоконсерватизма может смущать то обстоятельство, что в основе формы капиталистического общества, которую они отстаивают, лежит принцип экономического индивидуального интереса — то есть определенный вид индивидуализма, а также культ науки и техники – то есть определенная форма рационализма. Это верно. Но рационализм и индивидуализм на современном Западе уже получили статус традиции. Эти основы капиталистического общества приобрели форму, во многом сакральную, несокрушимую логической критикой. Они стали символами иррациональной веры, что выражается в обожествлении прав индивида, демократии, свободного рынка, научного метода, технической мощи, роста потребления и расширения его возможностей. С этих позиций индивидуализмом выглядит вовсе не следование нормам жизни капиталистического общества, которые приобрели всеобщий характер, а напротив, отход от них, протест, выраженный, скажем, в форме культурного эпатажа, религиозной отрешенности или простой минимизации своих потребностей, отсутствия стремления к материальным благам. На стороне рационализма и индивидуализма на Западе уже стоит авторитет давности. Построенная на этих принципах цивилизации насчитывает не менее двухсот лет. Если в начале XIX века принцип экономического индивидуализма был новаторским и не мог претендовать на традиционность, знаменуя собой доктрину классического либерализма, то к середине XX века он изменил свое качество и получил возможность стать составной частью концепции, название которой накрепко связано с консерватизмом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии программа

    Программа
    1) выработать у студентов навыки аналитической и научно-исследовательской работы и успешно применить их на практике при написании статей, рефератов, обзоров,
  2. Цель программы Предлагаемая магистерская программа нацелена на создание стандарта подготовки, сопоставимого с мировым, в следующих областях знаний: Оптимизации государственных решений в определенных отраслях (секторах)

    Программа
    Магистр социологии (направление 040200 "Социология", специальность: социология) либо магистр менеджмента (направление 080500 "Менеджмент", специальность: государственное и муниципальное управление).
  3. Агафонова Юлия Ананьевна Род. 23 октября 1967 Окончила Московский государственный педагогический университет (1990) и факультет журналистики Академии Н. Нестеровой (2001). Победитель конкурс

    Конкурс
    Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1983). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В течение 27 лет работает учителем русского языка и литературы высшей категории в школе № 22 Таганрога.
  4. Программа дисциплины «региональная политика» Для специальности 030200. 68 «Политология» подготовки магистра

    Программа дисциплины
    Курс призван дать студентам углубленные знания в области политического и экономического развития российских регионов, для формирования объективного анализа политических и экономических процессов, проходящих на региональном уровне на современном этапе.
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена подготовки магистра по направлению 030600. 68 «Журналистика» магистерской программы «Менеджмент в сми»

    Программа
    Данная программа разработана выпускающей кафедрой медиа-менеджмента и медиа-бизнеса Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии.

Другие похожие документы..