Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
О приведении российских федеральных стандартов в соответствие со сводами международных стандартов финансовой отчетности, аудита и профессиональной оц...полностью>>
'Статья'
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ статьи 1 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям д...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
В данном пособии представлены основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по конституционному (государственному) праву России. Содерж...полностью>>
'Публичный отчет'
I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления кредитной организации - эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщик...полностью>>

Программы поликультурного воспитания Введение

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программы поликультурного воспитания

Введение.

В рамках настоящего подраздела представлены материалы по созданию Программы поликультурного воспитания в системе дошкольного и общего образования. Представлены концепция разработки Программы поликультурного воспитания и технология ее построения.

В контексте задач настоящего проекта под Программой понимается основной концептуальный документ, содержащий конечную цель и пути ее достижения средствами образования в системе дошкольного и общего образования. В силу специфики Программы поликультурного воспитания (масштабность реализации, разновозрастная направленность, высокая степень индивидуализации и др.), она представляет собой документ высокого уровня обобщенности и отражает общую конструкцию, каждый раз наполняемую конкретным содержанием и системой мероприятий, направленных на его реализацию.

Историческая справка.

Педагогика поликультурности имеет свою историю. Ей посвящали свои труды выдающиеся педагоги и мыслители прошлого. Так, в своей программе «Пампедия» Я.Л. Коменский, основываясь на концепции об общности людей, их потребностей и устремлений, рассматривал пампедию1 как программу универсального воспитания всего человеческого рода, формирования у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Ценны для понимания роли поликультурного воспитания в становлении личности и идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. П.Ф. Каптерев рассматривал обучение родному языку как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим ценностям, формирующим научное мировоззрение обучаемых и настаивал на мысли о том, что родной народ - не единственный носитель истинной культуры, а прочие народы не должны быть служебными данному и призывал обращаться в воспитании не к одному народу, а ко многим. П.Ф. Каптерев советовал взять ценное и пополнить недостатки своего национального идеала, народное сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.

Значительный вклад в понимание сущности поликультурного воспитания вносят положения М.М. Бахтина и B.C. Библера о человеке как уникальном мире культуры, где большое значение имеет слово, мысль, познание, диалог. Постижение собственного «Я» через общение с другими, развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, диалог по вопросам их воспроизводства и взаимодействия способствует осознанию культуры с ее многообразными проявлениями во времени и пространстве и определению человека в современном мире.

В обосновании поликультурного воспитания значительную роль играет культурно-историческая теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. По мнению ученого, всякая функция в культурном развитии личности появляется в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, сначала между людьми - как интерпсихическая категория, потом внутри человека как интрапсихическая категория. Переход извне внутрь процесса развития психики изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями стоят реальные отношения людей и общества.

Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отражённых в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств.

Особый интерес представляют работы, посвященные проблеме национального и межнационального воспитания. В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований Л.Л. Баграмова, Ю.В. Бромлея, М.С. Джунусова и других переосмысливается трактовка понятий «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого». Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации.

А.Н Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

М.А. Богомолова исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям.

В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Ряд авторов (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова) связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.

Все существующие определения поликультурного воспитания претендуют на полноту раскрытия его сущности.

Раздел 1. Концепция разработки Программы поликультурного воспитания.

Основная идея, лежащая в основе настоящей Программы поликультурного воспитания исходит из Концепции развития поликультурного образования: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

Понимание проблемы.

1. Взаимоотношения, поведение и установки людей – это, прежде всего, элемент культуры.

2. В контексте задач настоящего проекта, мы понимаем культуру как интериоризированные традиции, нормы, ценности, взгляды, убеждения, привычки, правила, проявляющиеся в поведении и отношениях.

Культура, с одной стороны, представляет собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы, если они согласны удовлетвориться готовым ответом. С другой стороны – культура конкретного человека - это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций.

3.Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды.

Это не только и не столько воздействие педагогической среды, сколько воздействие всей окружающей среды.

4.Наиболее мощным инструментом такого воспитания являются традиции - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.

Традиции - это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые, передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности.

5.Другим мощным инструментом воспитания являются нормы - регулирующие правила, указывающие границы своего применения.

Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе является асоциальным поведением.
Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

6.Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Одним из основных направлений поликультурного воспитания является формирование социального стандарта - модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов.

Базисные положения Программы поликультурного воспитания.

Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Однако именно русская культура является ее центральным компонентом и играет глав­ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы.

Система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на социализацию новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Основные цели, на которые направлена Программа поликультурного воспитания.

Поскольку, согласно Концепции развития поликультурного образования, этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня (этажа): субнациональный (базовый этнокультурный), складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, проживающих в России; национально-территориальный (базовый политический), состоящий из субъектов Российской Федерации; супернациональный (гражданский, государственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность, этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национально-культурный организм на базовом политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном этаже гражданской нации.

Обеспечению социализации подрастающих поколений в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовке их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтничных гражданских и экономико-политических сообществ регионального, общероссийского, международного масштаба в значительной мере способствуют формирование общероссийской гражданской идентичности и становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национально-государственному сознанию нации россиян, что и выступает гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Согласно Концепции развития поликультурного образования, целями поликультурного воспитания являются:

– формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

– формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

– эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Вышесказанное отражает концептуальные идеи поликультурного воспитания, заложенные в предлагаемой Программе поликультурного воспитания.

Общая характеристика Программы поликультурного воспитания и требования к ее реализации.

 Достижение специфических целей поликультурного воспитания (формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни) обеспечивается за счет:

• адаптации развивающейся личности к различным ценностям в ситуации существования мно­жества разнородных культур; взаимодействия между людьми с разными тра­дициями;

• ориентации на диалог культур;

• отказа на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Миссия. Поликультурное воспитание на основе наполнения ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций. Предлагаемая программа поликультурного воспитания направлена также на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека.

В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей, а наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание, изучение и определение знаний при помощи опыта и целей всех расовых, этнических и культурных групп.

Содержание Программы поликультурного воспитания определено с учетом факторов: свободный выбор учащихся в соответствии с их склонностями и интересами; необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, что обеспечено следующей логикой: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.

Программа поликультурного воспитания решает следующие задачи, согласованные с ее главными целями:

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

- формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;

- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира.

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

Разработанная Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования (авторы - Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А., Левитская А.А.):

  • Принцип преемственности.

  • Принцип дифференциации и разнообразия.

  • Принцип креативности.

  • Принцип культурной целостности.

  • Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.

Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:

а) принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов", развитие целостного поликультурного мировоззрения;

б) принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;

в) принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

В основе содержательных компонентов Программы:

  • взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

  • гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;

  • одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;

  • последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;

  • творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Базовое положение Программы поликультурного воспитания учет возрастных особенностей в методах и технологиях ее реализации:

- в дошкольном и младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание;

- в подростковом возрасте – это технологии формирования нравственных основ и выбор жизненных ориентиров, воспитания социальной зрелости, гражданская идентификация, включения подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, определения нравственно-мотивированного отношения к ним, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечения в культурное творчество.

- в старшем школьном возрасте - воспитательные технологии, имеющие ценностно-ориентационный и рефлексивно-творческий характер.

Предполагается, что Программа будет пролонгирована в воспитательные системы вузов и средне-специальных учебных заведений.

Ожидаемый результат (конечные цели).

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.

В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности настоящей Программы могут быть использованы следующие индикаторы:

  • ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности российские общенациональные культурные ценности;

  • социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;

  • ваpиативность и гибкость предлагаемой технологии (для возможной корректировки);

  • применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;

  • сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;

  • сочетание требований образовательной программы и желаний ребенка;

  • вовлеченность родителей и учет их запросов в том направлении воспитания;

  • готовность педагога к реализации поликультурного образования.

Программа поликультурного воспитания направлена на реализацию следующих организационных задач:

- разработку методики решения проблемы средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности; психологическая диагностика проблем личности; обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения; обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др.).

- обоснование технологии помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям; анализ психологических условий развития толерантности у родителей; механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от национальных особенностей и религиозной направленности семьи).

- описание путей развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей; развитие готовности реализовать концепцию поликультурного образования, углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по поликультурному воспитанию, расширение профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).

При разработке Программы использован более чем пятилетний опыт теоретического анализа и практического решения выделенной проблемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июля 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.
  2. Программа обучающего тренинга «Гражданская идентичность личности» для учителей и руководителей образовательных учреждений (для ступени полного общего образования)

    Программа
    Необходимость постоянного совершенствования образовательной системы в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности,
  3. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №1 г о. Самара на 2009-2012 гг. (новая редакция)

    Программа
    Программа утверждена 27 августа 2009 года на заседании Совета МОУ гимназия № 1 г.о. Самара (протокол № 5-09 от 27 августа 2009 г.). Новая редакция Программы – сделана в 2010 году в связи с появлением новых документов, определяющих
  5. Программа развития Муниципальной системы дополнительного образования детей г. Сорочинска на период 2011-2015 гг

    Программа
    Создание комплекса социальных и управленческих условий устойчивого развития системы дополнительного образования детей г. Сорочинска в интересах личностного, психического и духовного развития детей и школьников, их социальной адаптации

Другие похожие документы..