Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Об Издательском доме «Хыпар»Газета «Хыпар» (Весть) - старейшее национальное нерусскоязычное издание в России, выходит с 21 января 1906 г., основана вы...полностью>>
'Книга'
Сборник составляют избранные литературные произведения выдающегося советского режиссера, лауреата Ленинской премии и Государственных премий СССР, нар...полностью>>
'Документ'
Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц территориальных органов Минюста России в досудебном и судебном порядке....полностью>>
'Документ'
Сегодня, в рамках быстроменяющихся условий, необходимых для полноценного функционирования, современная школа, по мнению Президента РФ Д. А. Медведева...полностью>>

Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметно-цикловая комиссия педагогических дисциплин

Методика экологического образования

Методические рекомендации к семинарским, практическим

занятиям и самостоятельной работе студентов

специальности 050704 «Дошкольное образование»

Красноярск 2007

ОДОБРЕНЫ

Предметной (цикловой) комиссией

«__» _____________ 20___ г.

Протокол № _____________

Председатель

_________________________

Лопатина Л.Л.

Составитель: Борбат Н.А.

Составлены в соответствии

с рабочей программой учебной дисциплины "Методика экологического образования"

УТВЕРЖДЕНЫ

Научно-методическим советом

«__» _____________ 20___ г.

Протокол № _____________

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание - направление дошкольной педагогики, призванное заложить основы экологической культуры с первых лет жизни человека. Дошкольный работник, осуществляющий это направление, должен обладать достаточным уровнем экологической культуры, пониманием общих и ре­гиональных экологических проблем, владеть основами экологии и специальной ме­тодикой экологического образования и воспитания детей и взрослых, уметь созда­вать условия в детском саду для реализации задач образования, воспитания и разви­тия воспитанников.

Цель

- Овладение содержанием и методикой экологического образования, воспитания и развития детей,

- овладение знаниями и умениями, и навы­ками самостоятельной работы.

С этой целью в данных методических рекомендациях разработаны семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Их сочетание способствует установлению связи теории и практики.

Умения

- раскрывать содержание основных понятий и оперировать ими;

- выделять основные идеи, представленные в историко-педагогической литерату­ре, психолого-педагогических исследованиях, методической литературе; сопоставлять взгляды педагогов, психологов по различным проблемам методи­ки природоведения и экологического образования в ДОУ;

- анализировать содержание, структуру природоведческих знаний, умений и на­выков, представленных в общеразвивающих вариативных и парциальных про­граммах, с позиций современных требований к экологическому образованию, а также с позиций общедидактических принципов;

- анализировать вариативные программы экологического образования и воспита­ния, соотносить их с собственными взглядами на данную проблему;

- оценивать уровень сформированности знаний о природе и отношения к ней де­тей в разных возрастных группах;

  • выбирать из программ детского сада задачи, которые решаются посредством приобщения к природе, конкретизировать их в перспективных и календарных планах,

- осуществлять диагностику экологических знаний, умений, навыков воспитан­ников и характер отношения детей к природе;

  • анализировать результаты диагностики, делать выводы по совершенствованию процесса экологического образования и воспитания детей.

Количество практических и семинарских занятий, самостоятельной работы студента, их содержание соответствует тематическому плану учебной дисциплины «Методика экологического образования».

Самостоятельная работа

Раздел №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.

Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды. Самостоятельная работа №1

Цель: Формирование представлений об особенностях приспособления животных к условиям среды и распространению их по земному шару.Упражняться в написании рефератов.

Задание: Написание реферата: «Особенности приспособления животных к условиям среды» (2ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля: реферат.

Литература:

  1. Акимушкин Н.А. Мир животных. изд. в 3 томах. 1989

  2. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. Л. 1994

  3. Плавильщиков З.А. Зоология для педучилищ. М. 1978

Раздел №3. Методы экологического образования

Тема 3.1. Наблюдение- ведущий метод экологического образования.

Самостоятельная работа №2.

Цель: Формирование умений составления конспектов занятий для детей с нарушениями в развитии и с сохранным развитием.

Задание: составление конспекта «Наблюдение за живым объектом» с учётом образовательной программы (особенности развития ребёнка на выбор). (4ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля: конспект.

Литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1993

  2. НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

Тема 3.2. Опыт как наблюдение проводимое в специально созданных условиях.

Самостоятельная работа №3.

Цель: Формирование умений в подборе опытов с объектами неживой природы, формулировании темы, цели, компановке содержания опыта, способствующего выявлять скрытые особенности объектов, устанавливать несложные причинно-следственные связи и зависимости.

Задание: составление конспекта опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания. (2ч.)

Порядок выполнения:

Форма контроля:конспект занятия организации опытов.

Литература:

  1. Несложные опыты, знакомящие детей с природой (Методика ознакомления детей с природой в детском саду., под редакцией П.Г.Саморуковой). М. 1993

  2. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М. 1998

  3. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М. 1997

  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001

Тема 3.3. Труд как метод экологического образования.

Самостоятельная работа № 4.

Цель: Формирование умений составления конспектов трудовых занятий с учётом требований программы, особенностей развития детей.

Задание: составление конспекта трудового занятия для детей, имеющих нарушения в развитии (возраст детей на выборя). (2ч.)

Форма контроля:конспект занятия.

Литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993

  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999

Тема 3.5. Использование моделей в эколого-педагогической работе.

Самостоятельная работа №5.

Цель: Формирование способностей студентов в разработке и изготовлении моделей предметно-схематических или графических в экологическом образовании ребёнка с учётом их развития.

Задание: Разработка и изготовление моделей предметно-схематических или графических.(2ч.)

Форма контроля:модели.

Литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Г.Саморуковой. М. 1993

  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 1999

  3. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М.1996

  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001

Тема 3.6. Место словесных методов в системе экологического образованию дошкольников

Самостоятельная работа № 6.

Цель: Формирование умений разрабатывать конспекты занятий обобщающей беседы по заданной теме.

Задание: составление конспекта занятия обобщающей беседы «Перелётные птицы» для детей, имеющих нарушения в развитии.(2ч.)

Форма контроля:конспект занятия.

Литература:

  1. -Методика ознакомления детей с природой в детском саду. под редакцией П.Г.Саморуковой. М., 1999

  2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

  3. -Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

Раздел №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ.

Тема 5.1. Экологическое пространство в помещении ДОУ-важное условие экологического образования.

Самостоятельная работа №7.

Цель:Формирование умений оформлять паспорта растений, используя условные обозначения доступные и понятные детям, отражая внешний вид растения, место произрастания в естественных условиях и потребности.

Задание:Разработка и оформление паспортов комнатных растений.(2ч.)

Форма контроля:паспорта комнатных растений.

Литература:

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001

  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999г.

  3. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

  4. Программа «Развитие» Л.А.Венгера. М., 1996

Тема 5.2. Участок ДОУ-база эколого-педагогической работы с детьми.

Самостоятельная работа №8.

Цель: Формирование умений создавать проекты озеленения участка ДОУ, соблюдая алгоритм проектной деятельности.

Задание:Разработка и оформление проектов озеленения участка ДОУ.(2ч.)

Форма контроля:проект озеленения участка ДОУ.

Литература:

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2005

  2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005

  3. Озеленение участка детского сада (составители:.ВихроваЛ.Т., МакароваИ.А.) М., 1972

Тема 5.3. Методика ознакомления с природой края.

Самостоятельная работа № 9.

Цель: Формирование понимания создания презентации, как вариативной формы представления наглядного материала, для работы с детьми, сотрудниками ДОУ, родителями, отражая географическое положение, климат, природу, традиции.

Задание:Содание презентации «Мой край». (2ч.)

Форма контроля:презентация «Мой край».

Литература:

  1. Кириллов В.И. География Красноярского края. Красноярск 2005

  2. Кириллов В.И. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск 1989

Раздел №6 Сезонные изменения в природе.

Тема 6.1. Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Самостоятельная работа № 10.

Цель:Закреплять умение излагать содержание темы в определённой последовательности, отображая изменения в природе в летний период,устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

Задание:написание реферата «Изменение в природе Красноярского края летом».

Форма контроля: реферат.

Литература:

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1973

  2. Стрижов В.И. Календарь русской природы. М.,1987

  3. Мир приоды и ребёнок. Под редакцией Л.М.Маневцовой. СПб.,1998

Раздел №7 Технология экологического образования дошкольников.

Тема 7.2..Планирование. виды планирования.

Самостоятельная работа №11.

Цель:Закрепление умений распределять материал экологического содержания в течение дня, соблюдая последовательность детских видов деятельности и их разнообразие.

Задание:Составление плана эколого-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения в развитии.

Форма контроля: план работы по экологическому образованию.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999

  2. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие для педучилищ. СПб.,1998

  3. Лучич М.М. Детям о природе. М., 1992

Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе.

Самостоятельная работа №12.

Цель: Формирование умений работать с указателем статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в 2005-06гг.

Задание:Составление списка статей по экологическому образованию в разновозрастной группе дошкольников из журналов «Дошкольное воспитание» за 2005-06 годы.(2ч.)

Форма контроля: список статей.

Литература:

  1. журналы «Дошкольное воспитание» за 2005-06г.

Практические занятия

По разделу №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников.

Тема 1.3 Биоценоз- сообщество живых организмов

Практическое занятие1

Определение отношения между продуцентами и консументами данного

биоценоза (на выбор).

количество часов– 2 часа

Цель работы: Определение биоценозов в ближайшем окружении и составление пищевой цепи, характерной для него.

Средства

Модели, отражающие пищевую цепь нескольких биоценозов.

Задание

- Приведите примеры биогеоценоза, биоценоза, агроценоза Красноярского края

- Составление схемы пищевой цепи, характерной для биоценоза участка ДОУ.

Методические указания

Необходимо показать, что природа представляет собой сложную экологическу систему, в которой всё взаимосвязано. Раскрыть основные взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания, выделить и охарактеризовать экологические факторы. Показать роль и значение биосферы, роль растений как первичных продуцентов органического вещества.

По разделу №2 Теоретические основы развития методики экологического образования

Тема 2.4 Анализ современных образовательных программ по экологическому воспитанию

Практическое занятие1

Составление аналитической справки- результата анализа разделов экологического содержания в общеобразовательных программах (цель, задачи,содержание, структура) и парциальных пограммах.

количество часов – 4часа

Цель работы:Определение схемы составления аналитической справки – результата анализа экологических программ разного уровня.

Средства

Общеобразовательные программы «Детство», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и парциальные программы «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог».

Задание

-Проанализировать содержание раздела экологической направленности одной общеобразовательной программы и парциальной, и установить концептуальную совместимость.

-Разработать схему составления аналитической справки-результата анализа программ.

Методические указания

Анализируйте программы, выделяя структуру, Концептуальную основу,цель, содержание. Определите Концептуальную совместимость программ.

Литература

  1. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» СПб.,1996

  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» М.,1999

  3. Программа «Детство» СПб.,1997

  4. Программа «Развитие» М., 1996

  5. Рыжова Н.А. «Наш дом-природа» М.,1998

  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. под ред. Т.И.Ерофеевой М.,1999

По разделу №3 Методы экологического образования детей

Тема 3.1 Наблюдение- метод экологического образования детей

Практическое занятие

Составление программного содержания и хода занятия для детей разных возрастных групп « Наблюдение за живыми объектами»

количество часов2 часа

Цель работы: Составление конспектов занятий Наблюдение за живыми объектами, для детей разных возрастных групп.

Средства

Примерные конспекты занятий

Задание

Проанализировать предложенные конспекты занятий по следующим вопросам

-Организация обстановки (размещение объектов для наблюдения; условия созданные для них, отбор и расположение оборудования и материалов используемых по ходу наблюдения). Размещение детей.

-Приёмы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждение интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблеммные ситуации) их действенность.

-Приёмы побуждения животного к разным способам поведения.

-Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия) Характер и содержание ответов детей.

-Включение обследовательских действий в ходе наблюдения, их характер и результативность.

-Использование приёмов активизации умственной деятельности ребёнка (поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского опыта и др.).

-Проявление интереса в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

-Индивидуальные проявления детей на занятии, индивидуальный подход.

-Использование на занятии повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Анализ конспекта занятия

-Соответствуют ли цели и содержание требованиям программы

-Какова структура занятия , его логика

-Соответствуют ли методы и приёмы обучения возрасту детей

Методические указания

Изучите особенности организации и руководства занятиями в разных возрастных группах. Обратите внимание на отбор животных для наблюдений на занятиях, создание соответствующих условий, испльзование приёмов, способствующих более точному и глубокому познанию природы ( привлечение детей, активизация их познавательной деятельности, восприятия, речи и т.д.). на использование обследовательских действий, сравнений, на вопросы и задания в процессе наблюдения.

Литература

  1. Кондратьева Н.Н. Педагогические условия развития наблюдательности у детей (Межвузовский сборник научных статей СПб., 1993

  2. Мир природы и ребёнок: Учебное пособие М., 1998

  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 3.2. Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

Практическое занятие

Разработать последовательность исследовательских действий дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Количество часов2 часа

Цель работы: Определение тематики экспериментов с объектами неживой природы и включение в них исследовательских действий.

Средства

Список разработанных опытов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика экологического образования дошкольников (Левина Р. В., канд биол наук, доцент)

    Семинар
    Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1913. Гл. Умственное разви­тие детей.
  2. Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу «окружающий мир» 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу:
  3. Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост.
  4. Методические рекомендации по разработке программ предпрофильных элективных

    Методические рекомендации
    Сборник содержит 9 программ элективных курсов, разработанных учителями Мурманской области, для изучения химии 8-9 классов на предпрофильном уровне, включающих методические рекомендации, которые позволяют наиболее эффективно организовать
  5. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования

    Автореферат диссертации
    Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1 г.

Другие похожие документы..