Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк «С-БАНК» (далее – Банк), регистрационный номер № 1857, ОГРН 10218 2400, ИНН 1831 58, зарегистрирован...полностью>>
'Доклад'
«Дистанционная оценка метеорологических условий на аэродромах и площадках, ограниченно оборудованных метеорологическими приборами, с нерегулярными и э...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Философия и методология науки Карла Поппера является формирование у них философс...полностью>>
'Обзор'
Поддержка данного проекта была осуществлена Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Разви...полностью>>

Методика построения учебного курса с учетом автоматизированного мониторинга уровня сформированности профессионально-значимых компетентностей студентов Методическая разработка

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

З. В. Степчева, Л. А. Маттис

Методика построения учебного курса с учетом автоматизированного мониторинга уровня сформированности профессионально-значимых компетентностей студентов

Методическая разработка

г. Ульяновск, 2011 г.

Степчева З. В., Маттис Л. А. Методика построения учебного курса с учетом автоматизированного мониторинга уровня сформированности профессионально-значимых компетентностей студентов: методическая разработка. Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 17 с.

Необходимым условием внедрения в учебный процесс технологии автоматизированного мониторинга является овладение преподавателями методикой построения курса дисциплины с учетом технологии тестового контроля знаний студентов в соответствии с ФГОС СПО и ВПО.

Целью данной методической разработки является создание алгоритма построения курса дисциплины (на примере дисциплины "информатика"), в основу которого положено формирование дидактических единиц и определение тем контрольных заданий в соответствии с требованиями ФГОС, а также заполнение диагностической карты соответствия контрольно-измерительных материалов указанным требованиям.

Рецензенты:

В.А. Основина, – зав.кафедрой управления образованием Ульяновского ИПК ПРО, к.п.н.

Выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-06-21605а/В РГНФ «Формирование профессионально-значимых компетентностей специалистов машиностроительного профиля в условиях непрерывного профессионального образования».

Ó Степчева З.В., Маттис Л.А.

Ó УлГТУ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ключевых приоритетных задач модернизации российского образования является «...обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества до­школьного, общего и профессионального образования...». В связи с этим актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся общеобразовательной школы и студентов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Основные принципы образовательной политики в России, обозначен­ные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие на­циональных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономно­сти и самостоятельности образовательных учреждений, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных требований в образовании, при­званных не допустить реальной опасности разрушения единого образова­тельного пространства, снижения качества образования в отдельных учебных заведениях в условиях провозглашения принципа их автономности.

Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения но­вых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с од­ной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны – видоизменение форм и методов государственного контроля качества образо­вания.

  1. Качество образования как объект управления

    1. Образование как процесс предоставления услуг

Современное развитие Российской экономики выводит образование на совершенно иной уровень его общественного понимания и развития. Рыночные механизмы управления экономикой сегодня в полной мере находят отражение и в реформах, происходящих в образовании. Постепенно и последовательно утрачивается государственная монополия на управление в сфере образования и организацию её инфраструктур. Региональные образовательные системы финансируются, преимущественно, из местных бюджетов. Образовательным учреждением предоставляется возможность самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. При этом стал формироваться рынок образовательных услуг, появилась конкуренция среди образовательных учреждений. Применительно к этим условиям образование стало рассматриваться как процесс оказания или предоставления образовательных услуг.

Рассматривая образование, как сложный системный процесс предоставления образовательных услуг, возникает необходимость в создании и применении технологий управления качеством этого процесса, в том числе технологий измерений и оперативного контроля результатов этого процесса.

Многообразие решаемых в этой области задач и высокий уровень обобщения применяемых методов позволили в рамках наук об образовании и управлении процессами создать новое комплексное междисциплинарное научное направление «Управление качеством образования».

В значительной степени этому способствовало вхождение России в Болонский процесс и изменения, введённые в 2000 году в серию международных стандартов системы управления качеством (ИСО-9000). Процессный подход к управлению качеством, определённый в стандартах версией 2000г. позволяет распространить сферу их применения в различных отраслях деятельности, в том числе и в образовании.

В любой образовательной системе центральными процессами, определяющими ее характер, являются процессы обучения. Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем для любого образовательного учреждения, каждого руководителя, преподавателя является проблема надежного управления качеством образования.

    1. Роль стандартизации в управлении образованием и оценка эффективности образования

Для того чтобы иметь возможность оценить качество образования, необ­ходимо ввести понятие нормы или эталона. Норма качества образования — выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, го­сударства. Оценка качества образова­ния есть единая мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Однако, поскольку образовательные учреждения поставлены в условия самостоятельности и свободы выбора способов и средств ведения образовательной деятельности, отсутствие единых эталонных норм и механизмов по их отслеживанию может привести к потере единого образовательного пространства.

Естест­венно, что определение нормы качест­ва образования со стороны государст­ва требует введения системы эталонов, которая нашла свое отражение в различных концепциях стандартов образования.

Поэтому при разработке и внедрении системы менеджмента качества и его мониторинга, как составляющей этого процесса, актуальной становится роль стандартизации в образовании.

Стандартизация в сфере образования — сложная комплексная проблема, требующая серьезного концептуального обоснования. Главный вопрос, который возникает: действительно ли стандартизация является необходимостью, обусловленной объективными явлениями в образовательной сфере, или это — всего лишь очередная мода, которая только осложняет и без того нелегкий труд преподавателя без каких-либо ощутимых результатов?

На первый взгляд, стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности, в связи с чем и понятие стандарт среди педагогов отнюдь не пользуется популярностью.

Суть проблемы можно понять, ответив на следующие вопросы. Для чего надо вводить стандартизацию в такую во многом импровизационную сферу, как образование? Какой эффект можно от этого ожидать? Ведь практическая педагогика — это во многом искусство, т.е. продукт творческой деятельности, при чем же здесь стандарт?

Стандарт выступает как цель, к достижению которой надо стремиться, и как результат, который должен быть сопоставлен с целью. Вместе с тем стандарт — это мощное средство повышения качества предметной деятельности, которая приводит к искомому результату.

Стандартизация не убивает творческое начало в любой целенаправленной деятельности, она не сводится к жесткому регламентированию и алгоритмизации всего и вся. Стандартизация выступает лишь как средство организации деятельности. В принципе, стандартизация направлена на достижение должного уровня качества в любой сфере человеческой деятельности.

Важно стандартизировать цели и процессуальную сторону, т.е. ожидаемый результат должен быть заложен в образовании на уровне проектирования. Таким образом, зону стандартизации в образовательной деятельности можно охарактеризовать следующими параметрами:

• ценностно-целевые;

• процессуальные.

Ценностный аспект образования - значимость, престиж, полезность и т.п. Ценностные ориентиры подвижны и динамичны. Они аккумулируют и отражают сложившиеся в обществе представления о роли образования в жизни каждого человека и общества. Тем не менее, ценность всегда связана с достаточно устойчивой парадигмой, сложившейся в общественном и индивидуальном сознании.

Что касается стандартизации целей, то она связана с построением модели выпускника. Это документ, в котором в концентрированном виде должны быть отражены цели образования. Это модель некоторого условного, идеализированного, «стандартного» выпускника учебного заведения того или иного типа. Это открытый, стабильный, динамичный документ.

Цель всегда в той или иной мере идеализируется и во всех деталях она непредсказуема. Она должна быть прогностической и чувствительной. Построение прогностической модели выпускника, в которой отражены ценности и цели образования, – процесс, несомненно, творческий, исследовательский, но при этом нужно учитывать и некоторые типологические характеристики, поддающиеся стандартизации.

Формирование научно обоснованных целезадающих нормативов — необходимое условие оптимистичных ожиданий, касающихся результатов образования. Необходимое, но не достаточное, поскольку даже самый лучший норматив без соответствующего процессного действия может быть сведен на нет неадекватной исполнительской деятельностью педагога. Творческий характер образовательного процесса бесспорен, но в этом процессе допустима разумная алгоритмизация действий всех составляющих этого процесса.

Сегодня стандартизация в образовании — это очередной этап в поисках работоспособного механизма придания образовательной деятельности более четкой целевой направленности, повышения ответственности за результаты труда всех участников широко понимаемого образовательного процесса от «сценаристов» — ученых, разрабатывающих учебно-программную документацию, учебники и учебно-методические пособия разного типа, до «исполнителей» — управленцев и преподавателей, которые призваны творчески воплощать эти сценарные замыслы в повседневной педагогической деятельности, приводящей в конечном счете к тем или иным результатам.

Стандартизация, является процедурой, сопровождающей и этап целеполагания, и этап оценки результативности в любой сфере, связанной с организацией, и процесса движения от заданной цели к ожидаемому результату, и средством в организации процессной деятельности, позволяющее разложить системные качества объекта на составляющие эле­менты. Затем конкретизировать их свойства во взаимосвязях, своевременно учесть дина­мику детерминирующих факторов, разложить на этапы поиск оптимального пути к желаемо­му результату, ввести в качестве обязатель­ной процедуру соотнесения целей и резуль­татов, наконец, способствовать коррекции как целей и результатов, так и как бы «распо­ложенного» между ними процесса.

Таким образом, требования ценностно-целевых образовательных стандартов в комплексе с процессуальными и обязательность их выполнения всеми участниками образовательного процесса, гарантирует сохранение единого образовательного пространства в России и достижение востребованного обществом уровня качества образования.

Однако проблема состоит в том, чтобы разработать механизм сравнения ожидаемых результатов образовательной деятельности с реальными. И на этой основе с должной доказательностью судить не только о фактически достигнутых результатах обучения, по тем или иным учебным дисциплинам, но и об эффективности предложенных теоретических концепций, качестве учебно-программных документов и методик, используемых в образовательной практике. Другими словами, речь идет не только о констатации достигнутого уровня и качества образования как об одномоментной, сугубо контрольной акции административно-управленческого характера, но и о последующей возможности коррекции образовательной деятельности, ее ориентации на более высокий уровень соответствия, совпадении целей и результатов образования по всем их структурным составляющим.

Именно в этом соответствии и заключает­ся истинный критерий оценки эффективности обра­зования.

Оценка качества может быть внутрен­ней или внешней. Под внутренней мы понимаем оценку, данную самим учреждением, осуществ­ляющим образовательный процесс. Такая оценка имеет смысл, в качестве промежуточ­ной, необходимой для осуществления обратной связи и коррекции в прове­дении образовательного процесса.

Под внешней мы понимаем оценку, данную качеству образования госу­дарством через государственную аттестационную комиссию (ГАК), социу­мом, профессиональной средой и т.д. Таким образом, мы вновь сталкиваем­ся с диалектикой интересов «произво­дителя» и «потребителя» и, если трак­товать образование как услугу (свое­образную рыночную категорию), при всей его сложности и многоплановости приоритет, на наш взгляд, следует отдавать внешним оценкам.

Все оценки на экзаменах, зачетах и т.д., полученные в процессе учебы, можно рассматривать лишь как внутренние и промежуточные. Они, в лучшем случае, могут дать, хотя и очень полезную и важную (отражаю­щую интерпретацию образовательным учреждением государственного обра­зовательного стандарта — ГОС), но все-таки косвенную и достаточно ус­ловную, предметно ориентированную оценку качества профессиональной подготовки студента и выпускника.

В качестве достаточно эффектив­ной, универсальной внешней оценки социума можно было бы рассматри­вать конкурентоспособность специа­листа на рынке труда.

    1. Технология управления качеством

Итак, выше изложенное свиде­тельствует, что проблема внедрения системы управления качеством явля­ется актуальной.

Как было отмечено ранее, в качестве общей мо­дели технологии управле­ния качеством, в образовательных учреждениях для управления образовательным процессом стали внедряться методы управ­ления качеством, апробирован­ные в промышленности в соответствии с известными международными принципами всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM). Этот процесс многофункциональный, достаточно трудоёмкий и состоит из множества элементов, каждый из которых в свою очередь также является процессом выполнения какой-либо функции.

Поскольку каждое образовательное учреждение имеет свои, отличные от других цели, задачи и методики реализации этих целей, то и соответственно процесс реализации этих целей у каждого учреждения свой. Это не противоречит требованиям стандартов качества и лишь подчеркивает, что качество образования, как атрибут образовательного процесса, обладает проектной природой, то есть может и должен быть предметом проектировочной работы для каждого конкретного учебного заведения.

В настоящей работе не ставится целью исследование и проектирование системы управления качеством образовательного учреждения, её элементов, способов их документирования и стандартизации, в целом. Поэтому в качестве примера схематичного представления системы управления качеством образовательного учреждения на схеме 1. [12] показаны лишь некоторые элементы системы, позволяющие судить об объёме работ по проектированию и внедрению такой системы в практику.



Одним из ключевых элементов в технологии управления качеством образовательных услуг является оперативная и своевременная ИНФОРМАЦИЯ. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне образовательного учреждения необходимо обладать надёжной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации обеспечивает педагогический мониторинг.

  1. Педагогический мониторинг как составляющий элемент системы качества образовательного учреждения

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием новых информационных технологий и информационного пространства общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии того или иного процесса. Это понятие стали использовать и в педагогике, рассматривая мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательном процессе, обеспечивающую непрерывное слежение за его состоянием, прогнозированием его развития и формирование управленческих действий.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга для исследования всевозможных аспектов педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи.

В образовании мониторинг призван вы­полнять многочисленные функции: адаптационную (А.А. Орлов и др.), диагностическую (В.И. Андреев, А.С. Белкин и др.), интегративную, компаративистскую, прагматическую (В.Г. Попов и др.), формирующую, системообразующую (Г.Т. Емельянова, С.Н. Силина и др.) и другие функции.

Игнорирование какой-либо из этих функций приводит на практике к снижению эффективности управленческих воздействий, предпринимаемых на основе мониторинговой информации, так как она теряет в зависимости от упущенной функции мониторинга системность, свою прогностическую или стимулирующую силу. Поэтому мониторинг качества образования только в единстве всех выполняемых им ролей может в полной мере реализовать свое назначение: существенно влиять на эффективность управленческой деятельности, наполняя содержанием основные управленческие функции — планирование, организацию, регулирование и контроль [1].

Педагогический мониторинг позволяет:

  • создать единую базу для обмена информацией и организовать эффективный доступ к ней;

  • упорядочить процессы сбора и обработки информации;

  • обеспечить информационную основу для реализации функций управления профессиональным образованием;

  • прогнозировать образовательные процессы;

  • создать единую информационную среду обучения;

  • создать единую информационную среду управления.

Поэтому одной из особенностей формирования системы педагогического монито­ринга является применение новых информационных и коммуникационных техноло­гий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи накопленных знаний.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе — определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования.

Тем не менее, так же как и в определении качества образования, так и по некоторым вопросам в определении педагогического мониторинга отсутствует определённость. В некоторых публикациях понятие мониторинга отождествляется с качеством образования или с управлением качеством. Многообразие существующих точек зрения позволяет в рамках настоящей работы действовать в режиме инновационного поиска. Этим и объясняется цель настоящей разработки – систематизировать имеющиеся подходы, и на их основе выстроить технологическую модель, которая создаст предпосылки для внедрения менеджмента качества в образовательный процесс.

Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования всего образовательного процесса при внедрении комплексной системы управления качеством образовательной системы. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников образовательного процесса.

  1. Система автоматизированного мониторинга качества подготовки студентов в соответствии с ФГОС СПО

Исследованиями доказано, что если спроектирована система автоматизированного мониторинга качества, то ее внедрение в образовательную среду ОУ позволит обеспечить эффективный оперативный анализ качества подготовки студентов, коррекцию учебного процесса, что, в конечном итоге, позволит создать систему управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации СПО.

Система автоматизированного мониторинга предназначена для организации процесса автоматизированного сбора информации о состоянии текущего процесса подготовки студентов, ее хранения, обработки и анализа соответствия результатов требованиям стандарта.

В настоящей работе создание системы автоматизированного мониторинга рассматривается как формирование необходимых условий и предпосылок для дальнейшего внедрения системы менеджмента качества в образовательное учреждение.

За основу нормативных документов при проектировании системы автоматизированного мониторинга в качестве исходных данных взят государственный образовательный стандарт, определяющий требования к уровню подготовки выпускников по специальности и примерный учебный план.

Система состоит из шести взаимоувязанных элементов (функциональная схема системы автоматизированного мониторинга представлена на рис.1.):

  • Проектирование контрольно-измерительных материалов (КИМ);

  • Проектирование технологии измерений;

  • Диагностика качества подготовки студентов;

  • Формирование базы данных результатов диагностики;

  • Анализ текущих результатов диагностики;

  • Формирование сводных статистических показателей.

Каждый из этих элементов выполняет свою строго определенную функцию и характеризует соответствующий процесс в технологической модели мониторинга.

  1. Проектирование контрольно-измерительных материалов

Важным и необходимым элементом инструментальной измерительной системы является контрольно-измерительный материал. От качества КИМов во многом зависит объективность проводимой компьютерной диагностики качества подготовки студентов. В разрабатываемой технологии автоматизированного мониторинга КИМы выполняются в виде компьютерных тестов.

Технологические этапы разработки КИМ представлены на рис. 2.

Поскольку государственные требования к уровню подготовки выпускников определены государственными стандартами (ФГОС СПО), этот документ взят за основу в технологии проектирования контрольно-измерительных материалов (КИМ). Настоящий стандарт устанавливает требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Другим документом, определяющим содержание контрольно-измерительных материалов, является учебный план специальности, который разрабатывается в учебном заведении в соответствии с выше названным стандартом.

Таким образом, эти два документа являются основой и исходными данными при проектировании контрольно-измерительных материалов.

    1. Рабочая программа учебных дисциплин

Первым этапом технологии разработки КИМ является составление рабочих программ по дисциплинам специальности. Поскольку в существующих образовательных учреждениях рабочие программы приобретены или разработаны, то данный этап практически сводится к анализу этих документов и установлению соответствия их тематического содержания требованиям ГОС и учебного плана.

Следует отметить, что данный этап является достаточно ответственным и трудоемким, от качества выполнения которого зависит дальнейшее качество разработки КИМов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оглы автоматизация многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 24 декабря 2010 года в 11 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ.
  2. Брылева вилена александровна развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета

    Документ
    В настоящее время к специалистам в области лингвистики и межкультурной коммуникации во всех сферах деятельности предъявляются все более высокие требования, которые могут быть реализованы в учебном процессе специального факультета
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (98)

    Основная образовательная программа
    - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения владением культурой мышления,
  4. П. Г., 2004 Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству)

    Лекция
    Лекция 1. Научно-педагогические основы дидактики истории Лекция 2. Профессиональный портрет учителя истории Лекция 3. Индивидуальные особенности учащихся в процессе познания истории
  5. А. С. Андриенко значимые составляющие успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «иностранный язык для профессиональных целей»

    Документ
    ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ» 6

Другие похожие документы..