Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Вкладка Слайды содержит эскизы всех полноразмерных слайдов, отображаемых в области Слайд. После добавления других слайдов для появления нужного слайд...полностью>>
'Документ'
Оборудование: раздаточный материал; демонстрационный материал; таблицы Шульте; таблица «Город букв», иллюстрации к сказкам; карточки-схемы, предметы ...полностью>>
'Документ'
Реформування земельних відносин в Україні здійснюється два десятиліття. Це тернистий і складний шлях до запровадження цивілізованого ринку земель. Го...полностью>>
'Литература'
список дополнительной литературы зависит от темы и характера работы аспиранта, подбирается индивидуально руководителем работы (или ответственным за по...полностью>>

Процесс монополизации прессы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЦЕСС МОНОПОЛИЗАЦИИ ПРЕССЫ

Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по раз­ным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.

1.3.1. Российские империи СМИ Контролируются федеральными властными структурами

Электронные СМИ

  • Государственный медиа-холдинг на базе ВГТРК: ВГТРК, телеканал «Куль­тура», Радио «Россия», Радио «Маяк», Радио-1; 98ITPK в регионах как до­черние предприятия ВГТРК; 110 региональных передающих радиотелецен­тров как филиалы госкомпаний на местах; Метеор-ТВ (кабельный проект);

  • РИА-«Вести», бывш. РИА-Новости, ИТАР-ТАСС;

  • ОРТ (51% акций);

  • Интерфакс (хотя агентство является частным);

  • ОТИК — Общероссийский технический информационный канал, обеспечи­вающий региональные СМИ и местные органы власти новостями, выбран­ными из сообщений ведущих российских и западных информагентств.

Печатные СМИ

«Российская газета»; «Российские вести», газета; «Парламентская газета»; «Россия», журнал; «Российская Федерация», журнал.

Контролируются правительством Москвы

(Московская мэрия, «Банк Москвы», компания АФК-«Система», «Мосбиз­несбанк», Московский банк реконструкции и разлития)

Электронные СМИ

• Консорциум ТВ ЦЕНТР (67 % акций): ТВ ЦЕНТР (метровый канал), ТВ-
ЦЕНТР-Столица (кабельный канал);

  • Метеор-ТВ (спутниковый проект);

  • ТЕЛЕЭКСПО (ночное и утреннее вещание на частоте канала «Культура» для Москвы и Московской области);

о REN ТВ («Банк Москвы» предоставил первоначальный кредит в 1996 г., был возвращен через год), 70 % акций сейчас у РАО «АЭС»;

• М-радио, а также проводное радио.

Печатные СМИ

  • Издательский дом «Метрополис»: контрольный пакет — «Литературная га­зета», субсидии — «Росс1я», «Метро», «Культура», «Вечерняя Москва»;

  • «Московская правда»;

  • «Вечерник клуб» — газета;

  • «Тверская, 13»;

  • «Центр плюс»;

  • «Куранты»;

  • «Общая газета» (субсидии);

  • «Максима» — рекламное агентство;

  • «Киностудия «Мосфильм».

Контролируются до 2001 г. группой «Мост»

(холдинговая компания Медиа-Мост В.Гусинского)

Электронные СМИ

  • НТВ-Холдинг: НТВ, НТВ- плюс, НТВ- кино, НТВ- профит, НТВ- дизайн;

  • Телесеть ТНТ;

  • Радио «Эхо Москвы»;

  • БОНУ М-1 (оператор телекоммуникаций).

Печатные СМИ

  • Издательский дом «7 дней»;

  • «Сегодня» (на паях с Лужковым и Каданниковым);

  • «Итоги»;

  • «Караван» (ежемесячная программа телеканалов НТВ-плюс);

  • «Караван историй» — журнал;

  • «Новая газета» (в прошлом предоставлял субсидии);

  • «Общая газета» (субсидии, на паях с Лужковым и Каданниковым);

  • «Искусство кино» (при участии «НТВ-кино).

Контролируются РАО «Газпром»

(холдинговая компания Газпром-Медиа)

Электронные СМИ

• «Прометей» — продюсерская фирма, на базе которой строится региональная
вещательная система;

  • ACT -- региональная спутниковая телесеть;

  • НТВ (68 % акций; 30 % акций РАО вынуждено купить у Гусинского за $ 120 млн в ходе предвыборной кампании Ельцина, а в 2000 г. приобрело еще 38 %);

  • НТВ+(25 % акций);

  • ТНТ-Телесеть (25 % акций);

  • Изд-во «Семь дней» (25 % акций);

  • ОРТ (3 % акций);

  • «Открытое радио»;

  • Спутниковый канал ACT.

Печатные СМИ

  • Газоил-пресс: журналы «Газовая индустрия», «Фактор»;

  • «Трибуна» (бывш. «Рабочая трибуна», контрольный пакет акций);

  • «Труд» (субсидии);

  • «Профиль», журнал;

  • «Компания», журнал;

  • Сборник «Киносценарии»;

  • Более 100 региональных изданий.

Контролируется РАО ЕЭС

(председатель Правления А. Чубайс, Президент медиа-холдинга руководитель REN-TV И. Лесневская)

  • Телекомпания REN-TV - (70 % акций РЕН-ТВ);

  • Телеканал REN-TV;

  • Региональная телесеть.

Контролируются группой «ОНЭКСИМ»

(В. Потанин. Холдинг «Проф-медиа» в составе ФПГ, «Интеррос», созданной на базе ОНЭКСИМбанка)

Электронные СМИ

  • Информационное агентство «Прайм»;

  • Радио «Европа плюс» (включая сеть региональных радиостанций, работаю­щих под единой торговой маркой);

  • Холдинг «Связьинвест» (РТР сигнал).

(Издательство «Сегодня-пресс», холдинг «Интеррос» совместно с француз­ской издательской группой «Ашетт» участвует в ряде проектов — «Европа плюс», «Erie», «Parents»).

Печатные СМИ

• «Известия» (на паях с ЛукОйлом в том числе «Неделя», «Закон», «Видео-
Асе» — 51 % акций;

  • «Эксперт», журнал (34% акций);

  • Издательский дом «Комсомольская правда» (в том числе ИД «Сегодня- пресс», издающий региональные приложения «КП», газету «Антенна», рекламные издания «Ва-банк» и др. Под торговой маркой «КП» выходят «Экспресс-газе­та» и еще почти 30 различных изданий;

  • «АйДа!».

Контролируются компанией «ЛукОйл»

(президенте. Алекперов)

Электронные СМИ

  • Телевизионное агентство ТСН на ТВ-6;

  • 31-й канал (на паях с С. Лисовским);

  • RENTV/HBC(5%aKiiHH).

Печатные СМИ

• «Известия» (в том числе «Неделя», «Закон», «Видео-Асе»), 49 % акций.

Контролируются Б. Березовским

(ЛогоВаз, АВВА, Объединенный банк, до 2002 г. Сибнефть)

Электронные СМИ

  • ОРТ («ЛогоВАЗ» Березовского ~ 8 % акций; «Объединенный банк» конт­ролируемый Березовским, входит в консорциум 4-х банков, который владел 38% акций ОРТ);

  • ТВ-6 (75 % акций). (Ликвидирована судом в ноябре 2001 г.). В январе 2001 г. коллектив ТВ-6 создал свое ООО без прежних акционеров и получил лицен­зию на право вещания на той же шестой кнопке (СТС), победив на конкурсе в конце марта 2002 г. Однако в 2003 г. новая телекомпания стала банкро­том, ее руководитель Е. Киселев перешел в газету «Московские новости» главным редактором, а затем стал работать обозревателем радиостанции «Эхо Москвы»;

  • радио НСН (бывшее Престиж-радио).

Печатные СМИ

  • Издательский дом «КоммерсантЪ » (газета «Коммерсант», журналы « Власть», «Деньги», «Автопилот», «Домовой», «Столица» — контрольный пакет приоб­ретен в 1999 г.);

  • «Независимая газета» (контрольный пакет акций через Объединенный банк»);

  • «Новые Известия» (субсидии);

  • журнал «Огонек» (акции);

Информ. агентство «Национальная служба новостей» (оно из первых в Рос­сии сетевых агентств, его адрес ).

Коммерческие масс-медиа

Аргументы и факты (Владислав Старков): «Аргументы и факты», «Интерфакс-АиФ», «АиФ-здоровье», «АиФ-любовь», «Арт-фонарь», «Я-молодой!» и др., а так­же сеть региональных приложений.

Совершенно секретно: газеты «Совершенно секретно», «Версия», журнал «Лица».

Московские новости (Виталий Третьяков): «Московские новости» (еженедель­ник издается на русском и английском языках), ежедневная газета «Время-MN» (фи­нансируется Сбербанком, Внешторгбанком, ММВБ, Еврофинанс — компаниями, крупным акционером которых является Центробанк), радиостанция «Максимум».

Московский комсомолец (Павел Гусев, московское правительство финанси­рует создание сети региональных изданий): газеты «МК», «Час пик» (Санкт-Пе­тербург), провинциальные выпуски «МК»; журналы «МК-Бульвар» (49 % акций принадлежит банку «Московский»), «Деловые люди».

Издательский дом «Экономическая газета» (Юрий Якутии): газеты «Экономи­ка и жизнь», «Экономическая газета», «Финансовая газета», «Промышленно-эконо-мическая газета», всего 39 изданий; журналы «Журналист», «Чудеса и приключения».

ЗАО «Виктор Шварц и К» : «Тайная власть», «Частная жизнь», «Очная став­ка», «Врачебные тайны», «Женские дела», «Поле чудес».

Сергей Лисовский (президент ассоциации региональных телевещателей — РАРТ): Телевидение — телекомпания «Первый московский канал» (бывший 31 канал), журна­лы «ТВ-парк», «КИНО-парк», рекламные агентства «Премьер СВ», «ОРТ-реклама».

Альфа-ТВ (Альфа-груп и Сергей Лисовский): телеканалы МузТВ, СТС-8.

Индепендент Медиа (управляющий Дерк Сауэр, среди владельцев есть ино­странные инвесторы): «Москоу Тайме», «Санкт-Петербург Тайме», «Капитал»; журналы «Плейбой», «Космополитен», «Гуд хаускипинг», «Харперс базаар» (вы­пускает русскую версию по соглашению с владельцами), а также Русское радио и информационное агентство «Скейт-пресс».

Издательский дом «Бурда»: журналы «Cool», «Coolgirl», «Лиза», «Вот так!», «Автомир» и др.

Региональные медиа-холдинги

«Провинция» (владелец Издательского дома — Борис Гиллер, начинал за­ниматься медиа-бизнесом в Казахстане; по данным аудита Национальной тираж­ной службы РФ, общий тираж всех газет холдинга вырос со 100 тыс. экземпляров в 1998 г. до миллиона экземпляров весной 2000 г.). В «Провинцию» входят еже­недельники: «Десница» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Вологда), «Хронометр» (г. Иваново),«Хронометр» (г. Кострома), «Провинци­альный репортер» (г. Липецк), «Проспект» (г. Нижний Новгород), «Новое Ом­ское слово» (г. Омск), «Яикъ» (г. Оренбург), «Орловский меридиан» (г. Орел), «Газета Дона» (г. Ростов-на-Дону), «Мещерская сторона» (г. Рязань), «Пульс Поволжья» (г. Самара), «Саратовский Арбат» (г. Саратов), «Амурский меридиан» (г. Хабаровск), «Караван РОС» (г. Ярославль), «Янтарный караван» (г.' Кали­нинград), «Ямская слобода» (г.Тюмень), «Сибирский календарь» (г. Красноярск), «Томь» (г. Кемерово), а также еженедельная газета на русском языке, выходящая в Германии

«Ведомости-Медиа» (группа Арама Габриэляна, который впервые начал за­ниматься медиа-бизнесом в Ульяновске). В медиа-холдинг входят газеты «Дело­вой мир» и «Московские ведомости», а также почти 30 газет в 22 регионах России.

Группа «КОМОК»: газеты «Комок», выходящие в разных городах России, а также детская газета «Комочек».

Источники: Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабиль­ности независимых СМИ — М., 2000; Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999. -С. 237-241; Яйчкаевя А Российские империи СМИ//Журналист. 1998. № 6. С. 22-23; Пелехова Ю., Семенов А. Предвыборные холдинга// Коммерсантъ-Daily. 1998. 11 июня.

На Западе медиа-империи имеют по сравнению с российскими значительно больший стаж.

1.3.2. Крупнейшие собственники СМИ за рубежом

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соеди­ненных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн экземпляров, 70 % которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Ганнет компани, инкорпорейтед», <<Найт-Риддер нъюспейперз, инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк тайме компани», «Нъю Аме­рика паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний вхо­дят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 млрд долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного теле­видения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн экземпляров, 15 телестанций, 13 ра­диостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [44]. А «Пулитцер паб­лишинг компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луи­се, купила в 1996 г. за 214 млн долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тира­жом от несколько от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [45].

В 1990-х годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на гео­графический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеют­ся свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер коммьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступи­ли компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [46].

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет про­цесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газетных концернов, также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мэрдоком делят круп­нейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэйтед нъюспейперз», совмещаюшей га­зетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн зходят несколько провинциальных газетно-издательских компаний, а также газет­ные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа по­лучает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресто­ранный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн хорпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор».

«Томсонридженл ньюспейперз», входит в группу Томсона, канадского газетно­го магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, вклю­чая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Нъюс интпернэшнл» принадлежит австралийскому магнат}' Ру-верту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: <Таймс ньюспейперз» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») й «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскрес-- ."-э «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше 4 млн каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадлежит фи­нансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дей­ли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из кото­рых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-изда-ряьский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Ак-|вь-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51 %) принадлежит издатель­ствам Шпрингера (26,1 %) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9 %), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49 %) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» | концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. боль­шая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 % тиражей всех ежедневных и вос-хресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших еже­дневных газет — «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрирован­ная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечер­ний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертпелъсман», имею­щий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоизда­тельстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по вели­чине, после шпригеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как жур­нал «Штерн» (тираж свыше 2 млн) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Ка­питаль» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Полити­ческим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна ежене­дельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeut-scher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюдддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадле­жит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюст­рированных журналов. Издает иллюстрированные журналы «Квик» (Quick — «Быст­рый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную га­зету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 % акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т.п. Ежегодно издает 70 млн экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сетжур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 % журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа ЭрсанаSX^- groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрса-ном (умер в 1996 г.). Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 % всей печатной га-зетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. На­следники Р. Эрсана являются владельцами шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализирован­ных журналов. Среди них влиятельные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir — Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» - в Бордо и др. На предприятиях Эрсана рабо­тает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х гг. переживает экономи­ческие трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд до 2,6 млрд франков [47]. Эрсан был вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточ­ной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, при­надлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефици­та газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразо­вание издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис при­вел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х гг. XX в. немецкой группы Бер-тельсмана, а в начале 90-х гг. английской ЕМАП резко изменило журнальный ры­нок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из круп­нейших в мире групп в области телекоммуникаций «Ллъкателъ-Алъстом» приоб­рела 21 % акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд франков, в Испании — 630 млн, в Азии и Океании — 200 млн [48]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила согла­шение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге рус­ского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [49].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональ­ный газетно-журнальный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х гт. канадским магнатом-миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет изда­тельские и радиотелевизионные компании, действующие в Канаде, США, Великоб­ритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саугпэм жкорпорейтед» (Southam Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX в. издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том чис­ле «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Файнэншл тайме оф Канада» («Финан­совое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27,6 % тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выстав­ками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности «Па-гифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

А канадская компания «Холлингер жкорпорейтед», которой принадлежат та­кие крупные газеты, как «Чикаго сан тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли теле граф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим в 1996 г., вышла в лиде­ры мировой прессы — 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [50].

В процессе монополизации прессы можно выделить четыре группы предприя­тий СМИ: 1) индивидуально-капиталистические («фамильные), выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев; 2) многоотраслевые концерны или так на­зываемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым ин­тересом; 3) конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешан­ных монополий — «конгломератов», охватывающих различные виды коммерчес­кой деятельности; 4) государственно-монополистические корпорации. Особняком стоят кооперативно-паевые объединения, создаваемые пропагандистскими моно­полиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь телеграфные агент­ства), а так же частные газетные предприятия, допускающие участие сотрудников газет во владении акциями (пример — газета «Монд») [51].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Технические факторы прогресса французской периодической печати в начале 20 века. Пресса Франции в годы Первой мировой войны

    Документ
    Был положен конец бурным количественным и качественным изменениям во французской печати — увеличению объема изданий, расширению содержания, прогрессу иллюстрации, обновлению типов презентации и стиля журнализма, в то время как в англосаксонских
  2. Вопрос Нацистская пропаганда

    Рассказ
    В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер (он стал рейхсканцлером): запрещены все политические партии, кроме гитлеровской Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП).
  3. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (19)

    Документ
    ОЛЕГ ТОЛКАЧЕВ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И СОБСТВЕННОСТИ: ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНО СТАТЬ НОРМОЙ.
  4. Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 336 с. Аннотация: Учебное пособие

    Учебное пособие
    Аннотация: Учебное пособие обобщает законы и рассматривает национальные особенности зарубежных медиасистем в условиях рынка. В книге дается анализ важнейших концепций медиаэкономики в развитых зарубежных странах, рассматриваются современные
  5. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (29)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: В Москве на показанное Басаева довольно резко отреагировали. Российские власти считают, что давать слово террористам в эфире просто недопустимо, и трансляция подобного интервью лишь подтверждает существование двойных стандартов.

Другие похожие документы..