Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
10 сентября Днепропетровск праздновал двойной юбилей — 235-ю годовщину со дня основания города и 10-й День города (традиция его отмечать зародилась л...полностью>>
'Урок'
ЦЕЛИ УРОКА: -научить ребят самостоятельно добывать знания, находить и 'решать проблемы, дать понятие о составлении и защите проекта, привлекая для эт...полностью>>
'Документ'
Согласно ст. 62 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право...полностью>>
'Кодекс'
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией ок...полностью>>

Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Качество подготовки специалистов

6.1. Система управления качеством образования в институте

В институте сформирована система качества образования (СКО), ориентированная на получение в результате обучения компетентного специалиста. Ее назначение, структурно-содержательные параметры, организационные условия формирования и реализации определены «Положением о системе качества образования ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры».

Приоритетным направлением деятельности по обеспечению качества образования является научно-образовательная составляющая. Вместе с тем, понятие «качество» распространяется на все сопровождающие ее компоненты (информационно-методическое, материально-техническое, технологическое обеспечение, кадры и т.д.), так как качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности – свойства выпускника, но и факторы его формирования.

СКО вуза обеспечивает реализацию следующего цикла качества:

  • Формирование целевой установки в форме модели компетенции;

  • Оценка текущего уровня компетенции каждого студента;

  • Построение индивидуальных (групповых) траекторий обучения;

  • Реализация выбранных траекторий обучения для каждого студента в рамках учебного процесса;

  • Оценка достигнутого уровня компетенции в процессе испытаний;

  • Оценка удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом;

  • Определение необходимости и реализация корректирующих действий в отношении компетенции студента, целей и критериев оценки компетенции, а также программ и организации учебного процесса.

Целями реализации системы качества в институте являются:

  • обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

  • повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных ус-луг.

Достижение означенных целей становится возможным посредством решения следующего круга задач:

  • удовлетворение потребностей работодателей в компетентных специалистах, отвечающих требованиям современного рынка труда;

  • удовлетворение потребностей клиентов (студентов, членов их семей) в образовательных услугах, формирующих востребованные рынком компетенции специалистов;

  • обеспечение адекватного требованиям общества уровня качества образовательных услуг как основного конкурентного преимущества вуза;

  • повышение профессионализма трудового коллектива.

Система качества образования построена на основе таких принципов как легитимность, стратегическая направленность, ориентация на результаты, планомерность, конкретность, комплексность, экономичность, доступность для основных субъектов деятельности, гибкость.

С учетом рекомендаций Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки, а также специфики вуза в ПГИИК установлена интегрированная организационная структура системы качества образования:

Структура системы качества ФГОУ ВПО

«Пермский государственный институт искусства и культуры»

  • Стратегия, политика и цели в области качества ОУ;

  • Ресурсы;

  • Процессы жизненного цикла института:

  1. Основные:

    1. Маркетинговые исследования рынка научных образовательных услуг и рынка труда;

    2. Проектирование и разработка образовательных программ;

    3. Довузовская подготовка и прием студентов;

    4. Реализация основных образовательных программ;

    5. Воспитательная и внеучебная работа со студентами;

    6. Проектирование и реализация программ дополнительного образования;

    7. Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура);

    8. Научно-исследовательская и инновационная деятельность;

    9. Творческо-исполнительская деятельность;

    10. Концертно-продюсерская деятельность;

  2. Вспомогательные:

    1. Бухгалтерско-финансовое обеспечение;

    2. Кадровое обеспечение;

    3. Взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов;

    4. Взаимодействие с образовательной средой;

    5. Издательская деятельность;

    6. Библиотечное и информационное обслуживание;

    7. Управление инфраструктурой и производственной средой;

    8. Обеспечение безопасности жизнедеятельности;

    9. Социальная поддержка студентов и сотрудников института;

  • Потребители продуктов и услуг института: студенты, работодатели, органы исполнительной власти, общество (население).

Достижение необходимых параметров качества требует соответствующего управления, что предполагает формирование системы управления качеством. Осуществляется распределение полномочий и ответственности руководителей всех уровней, коллегиальных органов управления. Предусматривается формирование рабочих групп, занятых в деятельности по разработке и совершенствованию системы качества и ее документации.

Аппарат управления системой качества института реализует следующие функции:

  • Формирование стратегии, политики и целей в области качества вуза;

  • Планирование и организация деятельности вуза;

  • Координация деятельности структурных подразделений;

  • Управление ресурсами, необходимыми для осуществления научно-об-разовательной и художественно-образовательной деятельности вуза;

  • Управление изменениями;

  • Принятие управленческих решений;

  • Стимулирование (мотивация) деятельности субъектов;

  • Контроль: измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов;

  • Оценка результатов, корректировка курса, постановка основных задач.

Система управления качеством ФГОУ ВПО

«Пермский государственный институт искусства и культуры»




Преподаватели, сотрудники, студенты

Систему управления качеством института возглавляет ректор, осуществляющий, прежде всего, функции контроля и координации деятельности всех остальных участников.

В состав Научно-методического совета с полномочиями по вопросам качества (НМС) входят:

  • Сектор управления качеством с функциями основного посредника между компонентами системы, принимающими решения, и исполнительскими звеньями;

  • Секция учебно-методической работы;

  • Секция научно-методической работы.

К основным функциям Совета относятся:

  • определение политики вуза в области качества образования;

  • планирование мероприятий в области качества;

  • содействие их реализации;

  • координация работ по созданию и совершенствованию СКО института.

Обязанности представителя руководства вуза по качеству возлагаются на проректора по учебной работе. Он является лицом, ответственным за создание, поддержание в рабочем состоянии и совершенствование системы качества образования института.

Основные функции представителя руководства института по качеству:

  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой качества;

  • содействие распространению понимания требований потребителей образовательных услуг в вузе;

  • представление отчетов руководству института о функционировании системы качества и необходимых улучшениях;

  • представление института в сторонних организациях по вопросам, касающимся качества образования.

Уполномоченными по качеству являются заведующие кафедрами и руководители отделов (служб), которые выступают проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры вуза. Совместно с НМС с полномочиями по вопросам качества они участвуют в разработке документации системы качества образования, проведении внутренних аудитов, обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий.

Оценка эффективности деятельности вуза требует определения основных показателей характеристик рабочих процессов, системы их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного совершенствования.

В связи с этим определена общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов института, включающая:

  • Измерение мотивации абитуриентов в отношении выбора вуза, факультета, специальности (направления подготовки) и качества их довузовской подготовки, осуществляемое преимущественно посредством:

- проведения анкетирования на этапе проведения приемной кампании;

- оценки показателей вступительных испытаний;

- анализа результатов зачисления в институт, в том числе с позиций распределения студентов по специальностям и направлениям подготовки, формам обучения;

  • Измерение удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, в том числе студентов, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава, работодателей и т.д., реализуемое преимущественно посредством:

- проведения опроса мнений студентов, ППС и вспомогательного состава института;

- проведения опроса мнений работодателей выпускников института;

- проведения опроса мнений руководителей подразделений культуры краевой, городских, районных администраций;

- организации на регулярной основе встреч выпускающих кафедр, деканатов факультетов с выпускниками института по вопросам определения уровня подготовки к эффективной профессиональной деятельности;

- проведения целевых исследований в рамках данного спектра вопросов;

- анализа материалов, представляемых средствами массовой информации;

- анализа показателей трудоустройства выпускников, в том числе по профилю специальности (направления подготовки).

  • Мониторинг качества основных рабочих процессов вуза с установлением измеряемых характеристик, зон их допустимость и целевых знаний, осуществляемый преимущественно посредством:

- рейтингования профессорско-преподавательского состава, в том числе на уровне персоналий, кафедр;

- проведения преподавателями открытых занятий с приглашением в качестве слушателей коллег как из института, так и из других вузов города;

- организации внешней экспертизы зачетов, экзаменов;

- привлечения внешних экспертов в качестве рецензентов курсовых, дипломных работ (проектов);

- привлечения внешних экспертов к оценке эффективности ресурсной базы института;

- привлечения внешних экспертов к оценке эффективности реализации конкретных направлений деятельности, помимо образовательной (научно-ис-следовательской, инновационной и проектно-разработческой; воспитательной и внеучебной; творческо-исполнительской и концертно-продюсерской).

  • Оценка качества полученных знаний, навыков и умений обучаемых, производимая преимущественно посредством:

- использования рейтинговой системы, в том числе на уровне персоналий, учебных дисциплин, академических групп, специальностей и т.п.;

- проведения межсессионных аттестаций;

- проведения зачетно-экзаменационных сессий;

- анализа показателей участия студентов в Интернет-экзаменах, органи-зуемых Национальным аккредитационным агентством в сфере образования и Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования;

- проведения предметно-тематических и/или профессиональных учебных конкурсов, Олимпиад, конференций;

- проведения Итоговой государственной аттестации выпускников;

- анализа показателей участия студентов в централизованном тестировании в рамках лицензирования и аккредитации института;

- анализа показателей отсева и миграции студентов.

Контроль качества в ПГИИК направлен на различные составляющие образовательной деятельности:

  • Непосредственно процесс обучения, включая теоретический и методический уровень проведения занятий;

  • Ресурсную обеспеченность процесса обучения (кадровые, материально-технические, финансовые, информационные и др. средства);

  • Обеспеченность доступности комплекса образовательных ресурсов (аудиторного фонда, современных технических и технологических средств, учебно-методического сопровождения).

Деятельность института в рамках реализации двух последних компонентов может быть охарактеризована как целенаправленная и последовательная. Тем не менее, прежде всего, контроль ориентирован на достижение роста показателей успеваемости. Данное направление деятельности получает реализацию в соответствии с нормативно-правовыми документами вуза, разработанными согласно требований действующего законодательства в области образования: «Положение о системе контроля и оценки знаний студентов ПГИИК», «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ПГИИК», «Положение о порядке проведения практики студентов ПГИИК», «Положение о выпускных квалификационных работах ПГИИК», «Положение об организации самостоятельной работы студентов ПГИИК» и др.

Вопросы качества обучения, показатели успеваемости находятся в центре внимания всех участников образовательной деятельности и рассматриваются на заседаниях кафедр, Советов факультетов, Ученого совета вуза. Учебно-методическое объединение института, деканаты факультетов систематически отслеживают состояние ситуации, особенно в периоды межсессионной аттестации, зачетно-экзаменационных сессий. Целенаправленное внимание уделяется индивидуальной работе со студентами, организации СРС в соответствии с учебными планами и рабочими программами курсов. Кафедрами осуществляется работа по обновлению программ производственной и преддипломной практики, банков вопросов и билетов к зачетно-экзамена-ционным сессиям, Государственной итоговой аттестации выпускников.

Контроль знаний студентов осуществляется в разных видах (текущий, промежуточный, итоговый) и формах. В формате текущего и промежуточного контроля применяются как классические подходы (устные и письменные опросы, контрольные работы, проверка выполнения групповых и индивидуальных практических заданий, экзамены, зачеты в академической форме и т.п.), так и формы, позволяющие раскрыть креативные способности студентов, выявить уровень их профессиональных компетенций (тестирование, защита творческих или аналитических работ, рефератов, проектов и т.д.). В отношении курсов, имеющих большой процент практических и лабораторных занятий, используется рейтинговый подход. Практикуется приглашение студентов на заседания кафедр с отчетом о ходе выполнения дипломного (курсового) исследования. Регулярно проводится межсессионная аттестация.

Широта диапазона форм контроля и оценки знаний студентов обусловлена многообразием специальностей и специализаций, реализуемых в институте, требованиями к качеству подготовки специалистов, установленными ГОС ВПО. В частности, на творческих специальностях широко практикуются технические зачеты, академические и отчетные концерты, прием партий, выезды в организации и учреждения с творческими показами, концертными номерами, спектаклями; подтверждением высокого уровня подготовки студентов является допуск к участию в конкурсах и фестивалях различного уровня (внутрикафедральных, региональных, всероссийских, международных). На кафедре режиссуры театрализованных представлений одной из форм контроля знаний студентов является оценка их участия в постановочной деятельности при проведении факультетских, общеинститутских, районных и городских театрализованных представлений. По ряду дисциплин специальности «Документоведение и ДОУ» введены «Рабочие тетради студента», которые выступают и как форма СРС, и как средство контроля за освоением курса.

В рамках отчетного периода заметно активизировался процесс привлечения компьютерных технологий в практику контроля. В период с декабря 2008 года по декабрь 2009 года студенты всех специальностей очной формы обучения трижды принимали участие в Федеральном Интернет-экзамене.

В целях обеспечения объективности в оценке знаний студентов введена практика посещений экзаменов и зачетов заведующим кафедрой, деканом факультета, проректором по учебной работе института. Она носит выборочный характер и осуществляется в соответствии со специально разработанным графиком. Результаты межсессионных аттестаций, зачетно-экзаменационных сессий, Государственных итоговых аттестаций обсуждаются на заседаниях кафедр, Советов факультетов, ректората, Ученого совета вуза.

На постоянной основе осуществляется работа по корректировке и обновлению экзаменационных билетов. Проведенный анализ показал, что билеты отвечают требованиям ГОС ВПО. Их содержание позволяет оценить степень освоения студентами конкретной дисциплины.

Вместе с тем, сложившаяся в институте практика организации контроля качества подготовки студентов и выпускников требует совершенствования относительно дальнейшего расширения диапазона используемых методов и форм, обеспечения вовлеченности обучаемых в самоконтроль, организации на постоянной основе взаимодействия кафедр и деканатов факультетов с работодателями относительно оценки качества выпускников.

6.2. Организация приема абитуриентов

Деятельность приемной комиссии ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры» в период с 2005 по 2009 гг. осуществлялась на основании Конституции Российской Федерации (1993 г.), а также действующих нормативно-правовых актов в области образования: Федеральных законов («Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), ведомственных документов Министерства образования РФ. Кроме того, приемные кампании регламентировали локальные нормативно-правовые акты вуза (прежде всего, Устав). Ученым советом ПГИИК ежегодно утверждались Правила приема. Ректором вуза издавался комплект соответствующих распорядительных документов, касающихся организационных вопросов, количественных показателей приема, специальностей (направлений подготовки), по которым был объявлен прием.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти» (от 14.01.2003 г. № 50) приемная комиссия ПГИИК осуществляла информирование абитуриентов по всему спектру необходимых параметров и предоставляла возможность ознакомиться с уставом института, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации. При необходимости абитуриент мог получить развернутую информацию об интересующей его образовательной программе.

Помимо этого, приемная комиссия ежедневно информировала абитуриентов об изменении ситуации относительно поданных в вуз заявлений, состоянии показателей конкурса, результатах сдачи дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности. В качестве каналов доведения необходимых сведений использовались информационный стенд приемной комиссии и сайт ПГИИК.

Специальности вуза пользуются спросом на рынке образовательных услуг, о чем свидетельствуют показатели приемных кампаний (таблица 2).

Таблица 2

Состояние конкурсной ситуации в рамках приема 2005 - 2009 гг.

Год

План приема

Кол-во заявлений

Конкурс

Очное

отделение

Заочное

отделение

Очное

отделение

Заочное

Отделение

Очное

отделение

Заочное

Отделение

2005

155

112

748

337

4,83

3,01

2006

174

98

774

387

4,45

3,95

2007

171

84

691

417

4,0

4,95

2008

182

74

804

389

4,42

5,25

2009

171

55

1372

137

8,02

2,5

Количество заявлений абитуриентов в период с 2005 по 2008 годы позволило зафиксировать тенденцию устойчивого спроса: от 691 (2007 г.) до 804 (2008 г.) – очное отделение, от 337 (2005 г.) до 417 (2007 г.) – заочное отделение. Аналогичный вывод позволяют сделать показатели конкурса: 4,0 – 4,83 (очное отделение), 3,01 – 5,25 (заочное отделение). В 2009 году ситуация изменилась в направлении резкого взлета показателей на очном отделении (количество заявлений – 1372, конкурс – 8,02) и некоторого снижения на заочном отделении (количество заявлений – 137, конкурс – 2,5), что является типичным для российских вузов в условиях введения ЕГЭ, в том числе по заочной форме обучения.

Традиционно высокий конкурс сохраняется на такие специальности как «Менеджмент организации, «Культурология», «Актерское искусство», «Прикладная информатика (в СКС)», «Документоведение и ДОУ», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Социально-культурная деятельность», «Вокальное искусство».

Сохраняется практика осуществления целевого приема на основе договоров с администрациями районов и городов Пермского края. Вместе с тем, вуз придерживается политики объективной оценки знаний данной категории поступающих, что получает отражение в показателях зачисления (таблица 3).

Таблица 3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Махачкале был создан на основании приказа Президента-ректора Российской академии государственной
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г.Череповце (Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (7)

    Публичный отчет
    О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  4. Отчёт о результатах самообследования тульского филиала государственного образовательного учреждения высшего

    Документ
    Филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Туле (далее Филиал), осуществляющий свою деятельность с марта 2004 г., был основан по ходатайству губернатора и администрации Тульской области, Управы г.
  5. Образовательный стандарт высшего профессионального образования федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "поволжская академия государственной службы имени п. (1)

    Образовательный стандарт
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ П.

Другие похожие документы..