Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части стран...полностью>>
'Документ'
Оптимизация — это увязка разных бизнес-процессов друг с другом. Допустим, Вы приходите к кладовщице и спрашиваете: «Чем Вы занимаетесь?». В ответ слыш...полностью>>
'Документ'
Прийом абітурієнтів, які мають диплом бакалавра (спеціаліста) для здобуття освітньо-кваліфікаційного рівня спеціаліста або магістра за спеціальністю ...полностью>>
'Обзор'
Завтрак. Экскурсия Мадрид Художественный (2 ч., пешеходная экскурсия) с рассказом об истории коллекций трех крупнейших музеев Мадрида и посещением муз...полностью>>

Политическая культура и политическое сознание

Главная > Контрольные вопросы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Политическая культура и политическое сознание.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 12

Основные пути формирования политической культуры личности: 12

Контрольные вопросы 18

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура — явление сложное и многогранное, поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений, формулировок и т.д. в толковании как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Политическую культуру иногда рассматривают как понятие, адекватное политической системе, как совокупность ориентации на политическое действие, как политическое сознание, как субъективное восприятие истории и политики и одновременно как часть субъективной культуры данного общества и т.д.

То, что в настоящее время определяется словами «политическая культура», было предметом внимания еще мыслителей античности. Однако первым, кто употребил его, был, как считают, немецкий философ-просветитель XVIII в. И. Гердер. В российской политической литературе данное понятие встречается у историка В. И. Герье (70-е годы XIX в.). В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях западных (М. Вебер, О. Шпенглер и др.) и отечественных (Н. Я. Данилевский, В. О. Ключевский, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев и др.) авторов. Широко использовалась политико-культурная концепция и марксистами. Известны в этом отношении высказывания В.И. Ленина.

Возникновение первых концепций политической культуры относится к 50—60-м годам XX в. Заслуга в изучении политической культуры как относительно самостоятельной сферы исследований принадлежит Г. Алмонду и его единомышленнику С. Вербе. На Западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли А. Липсет, Л. Пай, В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Ка-ванаха, Д. Марвик, К. Фон Бойм, Р. Роуз, М. Крозье и др. Первоначально возникнув в США, в последующем эта концепция получила все более растущую популярность и в других странах и стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений.

Политическая культура — это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности.

Политическая культура — это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

Эти свойства политической культуры фиксируются в разнообразных ее определениях, принятых в современной политической теории. Известные политологи Г. Алмонд и С. Верба так определяют сущность политической культуры: «Политическая культура нации есть особая модель образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации».

По мнению политолога М. Башира, политическая культура — это «тип верований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в интегральные системы».

Другие определения политической культуры, имеющиеся в политологической литературе: «система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу и которые обеспечивают принятие основополагающих правил, направляющих поведение в политической системе» (Л. Пай); «система убеждений о моделях политического поведения и политических институтах» (С. Верба); «модель ориентации и поведения в политике» (В. Розенбаум); «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан» (Е. Вятр).

Все эти и многие другие определения отражают те или иные стороны политической культуры, следовательно, имеют право на существование. Вместе с тем для понимания сущностной природы политической культуры необходимо более полное определение этого явления. Это важно для понимания функционирования политической системы, для целеустремленной работы по формированию политической культуры у людей.

Следует отметить, что в научной литературе понятие «политическая культура» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле в политическую культуру включают духовную культуру той или иной страны, которая связана с общественно-политическими институтами и политическими процессами, политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д., политические отношения в целом. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил игры, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства.

Политическая культура в узком смысле слова — это лишь система политического опыта, знаний, установок, взглядов, стереотипов, концепций, образцов поведения и функционирования политических субъектов; зрелость и компетентность граждан в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий людей.

Политическая культура есть совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающаяся взаимных отношений между властью и гражданами.

Следовательно, к политической культуре можно отнести:

а) знание политики, фактов, заинтересованность ими;

б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам;

г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать.

Структурно политическая культура представляет собой единство политических знаний, политическою сознания, политических убеждений и ценностей, а также политических действий. Полученные людьми политические знания формируют политическое сознание, знания, проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенную систему политических ценностей, руководствуясь которыми человек реализует свои знания в практической политической деятельности.

Политическую культуру можно охарактеризовать как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими правилами игры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

Однако было бы ошибочно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь «позитивными» установками в отношении существующей политической системы. Поэтому имеет значение также выделение расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. Игнорирование политических убеждений, установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей, может вести к потере стабильности данной политической системы.

Политическая культура — это составная часть духовной культуры общества, она неразрывно связана с ее другими сферами. Так, политическая культура органически связана с правовой культурой, нравственностью, идеологией. Политическую идеологию можно рассматривать как ядро политической культуры, поскольку именно идеология определяет содержание и объем права, выбор нравственных норм и принципов в политической теории и практике.

Таким образом, политическую культуру можно представить как интегральную характеристику политического образа жизни данной страны, отдельного класса, социальной группы, личности. В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идей, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д. Она определяет политическую ориентацию личности, обеспечивает выход человека в сферу общественно-политических отношений, в практическую политику, формирует его отношение к политическим ценностям, нормам и идеалам, а также к политике государства, политических партий, обусловливает его участие в реализации этой политики.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Структура политической культуры представляет собой многоуровневый характер. В нее традиционно включаются политические интересы, знания о политике, убеждения, ценностные ориентации, суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политической деятельности, умения и опыт. Следовательно, в структуру политической культуры интегрируются не только психолого-правовые нормы и элементы духовной культуры, но и устойчивые взаимосвязи между ними.

В целом в структуре политической культуры выделяется познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент составляют политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления. Познавательный элемент политической культуры предполагает знание и понимание гражданами: конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил;

сущности, функции и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур, «правил политической игры»; сложившихся в стране политических отношений; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Поведенческий элемент политической культуры предполагает следующие основные составляющие: осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах); формы и уровень взаимодействия с государственными институтами и общественными организациями; тип электорального поведения, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях; участие в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности.

Таким образом, поведенческий элемент включает политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, навыки общественно-политической деятельности, политическое поведение в целом.

Нравственно-оценочный элемент политической культуры предполагает определенное суждение и мнение о политических объектах, которые, как правило, требуют применения по отношению к политическим объектам и событиям оценочных критериев. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношение к власти, отношение к политическим явлениям. Здесь играют роль политические чувства, традиции, идеалы, убеждения, конкретные цели. Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие.

В политической культуре любого общества важную роль играют стереотипы. Функция стереотипов в политической практике вытекает из значения в этой сфере действий разделения на «мы — они». Стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой. Стереотип не только деформирует образ общественных явлений, но и суммирует мнение данной группы. Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.

Следующей важной для политической культуры составляющей является понятие мифа. Политические мифы, осевшие в общественном сознании, следует трактовать как набор представлений, опирающихся главным образом на эмоциональную почву. На уровне группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отношению к общественному целому. Миф дает индивидууму шанс идентификации с целями и ценностями, выходящими за сферу его повседневного опыта. Иногда миф организует общественное сознание вокруг одного события, одного героя, одной идеи, ценности.

Важным элементом любой политической культуры являются политические символы. Политический символ — это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Со времен возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы, такие, как флаги, гимны, конституции, праздники, официальные визиты, церемонии и т.д., с целью привлечения внимания, интегрирования граждан, стимулирования тех или иных действий.

Немаловажное место в политической культуре занимает идеология, поскольку проблемы идеологии трудно отделить от проблем; касающихся авторитета, власти, властных отношений и т.д. Она призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, объяснять политические реальности в конкретно-исторических условиях. Идеология оперирует категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т.д. Но она не может подменять собой политическую культуру как таковую, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывает и так, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру.

В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально- осязаемой, понятной, а следовательно, практически значимой и достижимой.

Политическая культура выполняет следующие основные функции:

познавательную (усвоение гражданами необходимых общественно-политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов и убеждений); коммуникативную (передача политических знаний, ценностей, навыков, в том числе поколениям субъектов политического процесса);

нормативно-ценностную (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты, ценности, установки политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду; фиксирует иерархию политических ценностей); воспитательную (формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе);

мобилизационную (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач);

интегративную (формирует широкую и устойчивую социальную базу данного политического строя, сплачивает поддерживающие политические силы);

коммуникативную (передает сложившуюся в обществе политическую культуру через СМИ новым поколениям);

регулятивную (обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс).

11.3 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа (модели) политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много, то естественно модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.

Если применять формационный критерий типологии политической культуры, то тип политической культуры соответствует типу общественной формации. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Однако в каждой стране политическая культура проявляется в национально-специфических формах.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе.

2. Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетающейся с низкой индивидуальной активностью населения.

3. Активистская политическая культура с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.

В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

В отношении современных цивилизованных обществ при определении типа политической культуры критерием целесообразно избрать тип политического режима. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Можно выделить следующие более или менее отчетливо очерченные крупные модели политической культуры: демократическую, авторитарную и тоталитарную. Между ними располагается целый спектр всевозможных региональных, национальных и иных вариантов и разновидностей политической культуры.

Если за основу классификации взять социальную структуру общества, то можно обнаружить, что каждый социальный слой, класс, каждая социальная общность людей имеют специфическую модель политической культуры. Исходя из социального критерия можно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин.

Следует отметить, что политическая культура личности основывается на политической культуре общества и группы, в которую она входит, являясь их частью. Однако иногда личностное восприятие политических ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе либо совпадать, но не в полной мере, т.е. политическая культура личности не полностью сводима к политической культуре общества в целом или социальной группы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Политическая культура — продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции; особенности национальной культуры и национальной психологии.

Основные пути формирования политической культуры личности:

• целеустремленная духовно-идеологическая, образовательно-просветительская деятельность государства, политических партий, церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений;

• стихийное воздействие на уровне обыденного сознания в кругу друзей, в семье, трудовом коллективе и т.д.;

Политическая культура — это именно механизм поведения, она проявляется в действиях, поступках и помыслах человека.

Деятельно-практическая сущность политической культуры делает важнейшим средством ее передачи и усвоения исторический опыт. Средством же передачи исторического опыта, делающим его фактором актуального политического процесса, служат политические традиции. Наиболее эффективным средством преемственности и трансляции политического опыта и знаний являются язык и политическое сознание.

Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Существуют критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. В целом выделены три показателя, которые определяют соответствующие уровни сформированности политической культуры личности.

Показателем первого уровня политической культуры личности является политическое познание, включающее следующие элементы: а) уровень внимания к политическим событиям; б) обладание информацией и наличие собственного мнения; в) уровень компетентности в сфере политики.

Следующий, более высокий уровень — это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты: а) оценка деятельности властей; б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др.; в) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене.

Показатель третьего, самого высокого уровня — это степень участия в политической жизни общества. Данный уровень политической культуры предполагает: а) уровень политической активности личности; б) формы участия в политической жизни; в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления; г) степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на политические решения и выбор методов такого влияния. Высокий уровень политической культуры, как правило, может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше.

Особенности политической культуры России

При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ.

В России подданническая политическая культура обладает рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития:

• в России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на системы ценностей ' Востока и Запада. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности корпоративизма (ценности коллективизма, соборности), справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т. д.). Другой поток, иные субкультуры содержали ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т. д.;

• расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции;

концентрация политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего Средневековья. Она была вызвана тем, что освоение громадных российских просторов и защита протяженных границ от воинствующих соседей были возможны (при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры) лишь с помощью сильной власти. Поэтому именно политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательное развитие российского общества;

отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, которые всегда приводят к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса.

Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов политического поведения подданнических политических ориентации, несмотря на утверждения новой власти о широком участии населения в политике, было обусловлено рядом причин:

• преодоление социально-экономической и культурной отсталости России можно было обеспечить усилением интегрирующей и мобилизующей роли государства;

• концентрация экономической, политической и идеологической власти в руках нового, сформировавшегося в советское время правящего класca - партийной номенклатуры, которая стала олицетворять собой государство, привела к поглощению индивида обществом;

• легитимация партийно-государственной власти, утверждение ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности по сравнению с любой другой формой лояльности характерны для стран со значительным удельным весом маргинальных групп. Именно они стали социальной базой советского тоталитарного режима.

Особенности подданнической политической культуры советского типа раскрываются через характеристику устойчивых черт, элементов политического сознания (политического мышления, установок, ценностей и стандартов политического поведения), которое определяется как бюрократической по своему содержанию. К числу особенностей советской политической культуры относятся:

иерархичность как наиболее существенная черта любого бюрократического сознания. Высшему слою бюрократической иерархии (неважно, было это поместное дворянство или партийная номенклатура) принадлежит монопольное право на истину в последней инстанции, моральные оценки; зависимому же населению остаются бездумное приятие и следование авторитарным формулам;

авторитет как основной принцип бюрократического сознания (в данном случае КПСС), а сакрализация авторитета стала сущностью тоталитарного политического мышления. В таком сознании мир представлен целостно и лишен противоречий. Сверхконцентрация всех видов власти в тоталитарных обществах не только отчуждает человека от собственности и власти, но и поглощает его, лишает индивидуальности;

закрытость, состоящая в абсолютизации политических ценностей рабочего класса и полном отрицании таких достижений западной демократии, имеющих общечеловеческое значение, как правовое государство, принципы разделения властей, права Человека, гражданское общество и т. д.;

абсолютизация революционных способов преобразования общества и игнорирование эволюционных методов. Политический радикализм обусловлен наличием у субъекта политики упрощенной картины мира и завышенных социальных ожиданий. Низкий уровень общей культуры социальных субъектов вызывает состояние нетерпения, стремление к быстрой реализации, собственных социальных ожиданий. Революции являются, по их мнению, наиболее быстрым и радикальным способом решения всех проблем.

Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно назвать фрагментарным, что означает:

• политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур и отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности;

• отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность в обществе, подталкивает большинство населения к признанию приоритета местных или региональных интересов.

В условиях господства такой политической культуры баланс интересов и ценностей может поддерживаться исключительно сильной властью. В перспективе в результате процесса демократизации фрагментарная политическая культура должна трансформироваться в плюралистическую культуру, основывающуюся на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.

Политическая культура современной России представляет собой явление сложное и противоречивое. Сегодня с переменным успехом идет борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизм-авторитаризм, централизация-регионализация, глобализация-изоляционизм), столкновение различных политических субкультур (радикал-либеральной, национально-патриотической, коммунистической), представители которых пользуются разной политической лексикой и прибегают к разным системам политической аргументации. Все это обусловливает необходимость формирования политической культуры и отдельных ее субкультур многонационального, евразийского российского общества.

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения, поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны живет сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов. Этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях приходится решать непростые задачи формирования политической культуры молодого поколения.

Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. При этом важно определить, какой объем знаний и какого содержания знания необходимы для того, чтобы стать политически культурным деятельным человеком. Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью нужно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-третьих, молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям. Это вполне естественно и следует поддерживать подобные инициативы. В-четвертых, формирование политической культуры тесно связано с гражданской культурой, которая включает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, степень его активности. Поэтому формирование гражданской и политической культуры должно осуществляться как единый процесс.

Контрольные вопросы

  1. Сущность политической культуры и политической идеологии

  2. Основные идеи либерализма

  3. Порядок и иерархия как основные принципы консерватизма.

  4. Разновидности социалистических учений.

  5. Фашизм в истории 20 в. и в современном мире.

Библиографический список

  1. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М., 1999.

  2. Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология: Учеб. пособие. -М., 2001г.

  3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. –М., 1999г.

  4. Кривогуз И.М. Политология: Учебник. –М., 1999.

  5. Мельник В.А. Политология. Учебник . – Минск, 1999.

  6. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. – Ростов на Дону. – 1996.

  7. Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология: Учеб. пособие. – М., 2001.

  8. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. –М., 1999.

  9. Кожевникова Г. Российская власть в лицах. Биографический справочник. – М., 2001.

  10. Мельник В.А. Политология. Учебник . – Минск, 1999.

  11. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. – М., 2000.

  12. Политологи: Учебное пособие/ под ред. Радугина А.А. – М., 2002.

  13. Политология. Учебник/ под ред. Перевалова В.Д. – М., 2001.

  14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М., 2002.

  15. Тавадов Г.Т. Политология: Учеб. пособие. – М., 2000г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Политическая идеология как важнейшая составляющая политического сознания

    Контрольные вопросы
    Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
  2. Политическое сознание. (Ольшанский) Структура сознания в русле методологии деятельностного подхода: чувственная ткань, биодинамическая ткань, значения, личностные смыслы.) (Лекция)

    Лекция
    Формирование полит. стереотипов (Ст. Медведевой «Проблема политического стереотипа…»: соц. категоризация, память как основа механизма стереотипизации, природа и механизмы разрешения когнитивного диссонанса).
  3. Политические партии россии и массовое политическое сознание действующей русской армии в годы первой мировой войны (июль 1914 март 1918 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского.
  4. Политическая коммуникация (2)

    Документ
    П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 8 октября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т; Гл.
  5. Политическая Коммуникация (1)

    Документ
    П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссий­ская научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 08 ок­тября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т; Гл.

Другие похожие документы..