Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках заходів до Дня міста 7 вересня 2011 року об 11.00 в Центральній бібліотеці ім. М.Л. Кропивницького Централізованої бібліотечної системи для ...полностью>>
'Лекция'
В данной лекции будет рассмотрен результат функционирования национальной экономики как целого – национальный продукт. Мы проанализируем способы его к...полностью>>
'Публичный отчет'
Организация и проведение организационо-методического совещания «Эффективные междисциплинарные и межведомственные технологии профилактики наркозависимо...полностью>>
'Статья'
Абзац восьмой части первой статьи 10 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (Ведомости Съезда ...полностью>>

Анастасия Сергеевна Туманова: М. Ниу вшэ. 2011. 267 с. Аннотация учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет Права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

УМК-ИТФ

Учебно-методический комплекс

для слушателей магистерской программы

«История, теория и философия права»

на 2011-2012 учебный год

Москва-2011

УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М. – НИУ ВШЭ. – 2011. – 267 с.

Аннотация

Учебно-методический комплекс содержит описание концепции программы, объясняет ее цели и задачи, а также характеризует содержание курсов программы «История, теория и философия права». В нем представлены программы учебных курсов магистратуры, дана концепция методологического семинара, тематика магистерских диссертаций, содержится перечень электронных ресурсов НИУ ВШЭ.

Поскольку ряд методических материалов находится в стадии формирования, они в УМК-ИТФ не включены и будут вывешены на сайте кафедры теории права и сравнительного правоведения в начале сентября 2011 года. Программы, включенные в учебно-методический комплекс, представлены для утверждения в Учебно-методический совет Факультета Права и НИУ ВШЭ.

В работе над УМК-ИТФ принимали участие Ю.Г.Арзамасов, Г.О.Бобкова, Р.Ю.Белькович, Е.К.Глушко, И.Н.Данилевский, В.Б.Исаков, В.И.Карпец, А.В.Ремигайло, А.А.Сафонов, А.С.Туманова, В.А.Четвернин.

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011

© Анастасия Сергеевна Туманова, 2011

Концепция магистерской программы

«История, теория и философия права»

Необходимость и цели магистерской программы

Образовательная ситуация в сфере юриспруденции, сложившаяся в начале XXI века, требует внесения существенных изменений в систему подготовки юридических кадров. Современный юрист, завершивший обучение по программе высшего уровня профессионального образования (магистратура), должен быть гармонично развитым и широко образованным человеком, способным аккумулировать и применять в своей деятельности достижения зарубежной и отечественной юридической науки, чувствовать себя свободно и уверенно в новых общественно-политических и правовых реалиях.

К числу важнейших условий, определяющих успешность современных реформ в области образования, относится подготовка научных и научно-педагогических кадров в магистратуре с возможностью их последующего обучения в аспирантуре. В обоих случаях речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально ориентированных на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, опирающегося на фундаментальное образование в рамках бакалавриата, с дальнейшей углубленной специализированной подготовкой и самостоятельной научной работой, предназначенного для воспитания интеллектуальной элиты.

В настоящее время реализуемые на факультете права магистерские программы имеют, как правило, ярко выраженную прикладную (инструментальную) или отраслевую направленность, в то время как магистерская программа общетеоретического плана отсутствует. Это существенно обедняет магистратуру факультета, а также ставит вопрос о степени эффективности использования профессорско-преподавательского потенциала кафедры теории права и сравнительного правоведения в процессе формирования магистерских программ.

Реализацией магистерской программы по теории и истории государства и права в настоящее время уже занимается ряд ведущих в сфере юриспруденции вузов Российской Федерации, в числе которых Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная академия права. К реализации схожей по своему содержанию программы «Сравнительные исследования правовых культур», направленной на подготовку специалистов в области сравнительного правоведения и правовой культуры, а также историков права, приступила в 2010 году Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина.

Кафедра теории права и сравнительного правоведения предлагает собственный проект магистерской программы, обусловленный направленностью научных исследований НИУ ВШЭ в целом как национального исследовательского университета, и кафедры теории права и сравнительного правоведения, в частности, научной специализацией ее профессорско-преподавательского состава.

Этот проект включает в себя три блока дисциплин: теоретико-правовой, историко-правовой и философско-правовой. Планируется расширение традиционного поля теоретико-исторических исследований за счет сравнительного правоведения – молодой и интенсивно развивающейся научной и учебной дисциплины, раздела правоведения, изучающего правовые системы различных государств путем сопоставления их государственных и правовых институтов. Акцент на преподавание традиционного блока теоретико-исторических дисциплин с позиций правовой компаративистики позволяет поставить юридическое знание на качественно новый научный и методологический уровень, расширить предметное и исследовательское поля не только теоретических, но и отраслевых юридических дисциплин.

Цель программы: подготовка высококвалифицированных юристов с широким междисциплинарным кругозором, готовых к научно-исследовательской и педагогической работе в научных и образовательных учреждениях, а также к практической работе в государственных и муниципальных учреждениях, некоммерческих организациях по вопросам, связанным с разработкой и обоснованием концепций институциональных реформ, выработкой моделей государственно-правовой политики с их последующим аналитическим обеспечением и нормативным сопровождением.

Достижение указанной цели предполагает решение двух принципиальных задач магистерской программы: 1) обеспечить юридическую подготовку магистерского уровня специалистам с базовым неюридическим образованием, нацеленным на работу в правовой и научно-образовательной сферах; 2) дать юридическую подготовку магистерского уровня бакалаврам юриспруденции, нацеленным на получение глубоких фундаментальных знаний в рамках базовых юридических дисциплин.

Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Российский рынок труда испытывает кадровый дефицит в специалистах, обладающих, наряду со знаниями и навыками деятельности в различных областях правовой жизни, фундаментальной университетской правовой подготовкой, позволяющей осуществлять глубокий анализ проблем развития отечественной и зарубежной государственности, национального и международного права. Отсутствие такого рода специалистов является неблагоприятным фактором для правового сопровождения модернизационных и инновационных процессов, «запущенных» в современной России.

Также одной из острейших проблем современной российской юридической науки является сохранение научных традиций и преемственности направлений научных исследований. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, которые способны заложить ученые высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ по самым оптимистическим прогнозам требуется сформировать два-три поколения ученых. Отсутствие полноценной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в создавшихся условиях неизбежно приведет к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

В связи с этим основной практической сферой применения компетенций, полученных магистром в ходе освоения программы «Теория и история государства и права, история правовых учений», станут следующие области профессиональной деятельности:

образовательная (работа в средних и средних профессиональных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);

научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, научно-исследовательских учреждениях);

экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, государственных органах и в третьем секторе);

организационно-правовая (работа в органах государственной власти федерального, регионального и местного уровня).

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника органов государственной власти федерального, регионального и местного уровня, консультанта, эксперта.

Магистерская программа ориентирована на:

выпускников специалитета и бакалавриата НИУ ВШЭ, в особенности гуманитарных факультетов (права, политологии, государственного и муниципального управления, истории, социологии, философии);

выпускников специалитета и бакалавриата других высших учебных заведений Российской Федерации и иных государств;

государственных и муниципальных служащих, сотрудников общественных объединений, работников сферы образования и науки, деятельность которых диктует необходимость получения соответствующего уровня высшего юридического образования.

Набор компетенций, формируемых в процессе обучения

В магистерской программе «История, теория и философия права» выражена компетентностная модель подготовки магистров, которая формируется в рамках Болонского процесса и становится универсальной моделью высшего образования в европейских странах, в том числе в России, основой перехода к современным образовательным стандартам. Программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих современными фундаментальными знаниями в области теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории правовых учений, сравнительного правоведения и способными:

выявлять факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства;

осуществлять анализ тенденций и содержания процессов становления и развития российской и зарубежных государственной и правовых систем;

использовать навыки применения сравнительно-исторических и теоретико-правовых знаний в ходе правотворческой и экспертно-аналитической деятельности;

проводить юридические и междисциплинарные научные исследования по проблематике магистерской программы как фундаментального, так и прикладного характера;

внедрять результаты осуществленных исследований в практическую деятельность государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений;

использовать полученные знания и навыки в учебно-воспитательном процессе учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Программа направлена на формирование у слушателей разного типа компетенций:

социально-личностных, необходимых профессионалу для правильной оценки социально-правовых ситуаций, законодательной и правоприменительной практики, взаимодействия с коллегами в профессиональном сообществе;

общепрофессиональных, связанных с умениями решать профессиональные задачи на основе глубокого анализа определяющих тенденций государственно-правового развития общества, а также определения их взаимосвязи с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

специальных, предполагающих формирование навыков исследовательской и научно-педагогической деятельности, а также практической работы в определенных направлениях, в том числе, решение задач правотворчества и правоприменения.

В процессе обучения по данной программе студенты магистратуры должны приобрести профессиональные компетенции, необходимые для осуществления:

организационно-управленческой деятельности в виде способности принимать оптимальные решения и воспринимать управленческие инновации в соответствующей сфере труда;

экспертно-консультационной, аналитической деятельности, состоящей в оценке законодательной и правоприменительной практики, подготовке проектов нормативных правовых актов и административных решений в сфере своей профессиональной деятельности;

научно-исследовательской деятельности в виде способности:

  • выбирать оптимальные методы исследования и разрабатывать новые, исходя из задач конкретного исследования, а также с учетом понимания архитектоники и внутренней логики государственного и правового развития;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом знания состояния научных исследований в области теории и истории государства и права, сравнительного правоведения и философии права;

  • вести научно-поисковую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с использованием современных средств редактирования и печати.

научно-педагогической деятельности в ходе формулирования и решения задач, связанных с работой в образовательных учреждениях и требующих углубленных профессиональных знаний;

культурно-просветительской деятельности в виде организации мероприятий, направленных на повышение общего уровня правовых знаний и правовой культуры граждан Российской Федерации

Особенности содержания и структуры программы

Предлагаемая магистерская программа сочетает углубленное изучение теоретико-исторических основ государства и права с одновременным формированием прикладных правовых навыков, которые позволят дипломированным магистрам приступить к практической работе в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, в структурах государственных и муниципальных органов власти, а также в общественных организациях. Конкурентным преимуществом программы является, таким образом, акцент на органическом сочетании в учебном процессе фундаментальных теоретико-исторических знаний и прикладных аспектов, что будет способствовать формированию высококвалифицированного юриста-профессионала.

Предложенная модель магистерской программы определяет следующие основные дидактические подходы к формированию структуры программы:

наличие цикла теоретических дисциплин, нацеленных на формирование мировоззрения, общей и профессиональной культуры современного специалиста-юриста;

наличие специальных базовых курсов, направленных на углубленное осмысление теоретико-исторических, философских и методологических проблем правоведения и государствоведения;

наличие альтернативности в ходе формирования индивидуальной программы подготовки магистра, достигаемой посредством широкого перечня дисциплин по выбору в рамках федерального, национально-регионального (вузовского) и специального компонентов учебного плана магистерской программы. Система курсов по выбору создает условия для более целенаправленной подготовки магистра к его будущей деятельности (соответственно, практической, исследовательской или научно-педагогической);

наличие форм научно-исследовательской работы (научно-исследовательский семинар, подготовка курсовой работы, научно-исследовательская практика, подготовка магистерской диссертации), позволяющих приобрести навыки применения современной методологии научного познания применительно к сфере теоретической и практической юриспруденции;

наличие компонента научно-педагогической подготовки магистра, призванной актуализировать знания в области педагогики и психологии высшей школы, а также методики преподавания юриспруденции в высшей школе;

обязательность изучения зарубежного и международного опыта регулирования и реального функционирования основных государственно-правовых институтов.

Программа обучения строится на соединении дисциплин, образующих фундаментальную компоненту классического юридического образования с современными разработками правовой теории и методологии. Такая связь обеспечивает междисциплинарный характер подготовки программы магистров.

Большое внимание уделяется исследованию актуальных и дискуссионных конструкций, разрабатываемых как отечественной, так и западной наукой, раскрывающих особенности государственно-правовых явлений и процессов, общих и особенных закономерностей их становления и функционирования в исторической ретроспекции, включая и современный период.

Программа ориентирует на осмысление проблем развития современного российского права и государства. Теоретические курсы и практические занятия нацелены на углубленный анализ проблем современной российской государственно-правовой действительности и оценку их адекватного освещения в научных исследованиях.

Программа предусматривает единство учебного и исследовательского процессов в соответствии с международными стандартами подготовки магистров. В ней заложен комплексный подход к общетеоретическим исследованиям права и государства, что предусматривает взаимосвязь и взаимозависимость юридических начал с экономикой, политикой, социальной сферой и другими подсистемами общества. Данный подход призван способствовать выработке учащимися навыков правового анализа регулятивных процессов на базе отечественного и зарубежного опыта, с опорой на современную методологию.

Общая характеристика учебного плана

Магистерская программа «История, теория и философия права» реализуется в рамках аннотированной магистерской программы 521401 – теория и история государства и права, история правовых учений. Аннотация указанной программы включает в себя следующий блок вопросов: методологические основания научного понимания государственно-правовых явлений; закономерности их исторического возникновения и развития; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества; история развития отечественного и зарубежного государства и права; эволюция, тенденции развития и соотношение современных государств и их правовых систем; общая характеристика основных политико-правовых доктрин и критерии их оценки.

В связи с разработкой НИУ ВШЭ собственных образовательных стандартов, в ходе формирования учебного плана магистерской программы учтены положения рабочего учебного плана бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Развивая и конкретизируя аннотированную магистерскую программу 521401, авторская вузовская программа НИУ ВШЭ «Теория, история и философия права» объединяет следующие учебные курсы:

Адаптационные курсы

Теория государства и права

История государства и права

Общие дисциплины направления

Современные проблемы права

Сравнительное правоведение

Дисциплины программы

Базовая (общепрофессиональная) часть

История политической и правовой мысли зарубежных стран

Современная философия права

История правосознания, политической и правовой мысли в России

Источниковедение истории государства и права России

Вариативная часть. Блок № 1 (выбор 4 из 6)

«Европейская идея» в прошлом и настоящем: правовые аспекты

Правовая аналитика

Уголовная политология

Публичная служба: проблемы правового регулирования

Компьютерные технологии в науке и образовании

Дисциплина магистерской программы других факультетов НИУ ВШЭ (по выбору магистранта)

Вариативная часть. Блок № 2 (выбор 4 из 6)

Рецепция римского права в Западной Европе

Исламская концепция государства и права

История российского конституционализма

Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования

Педагогика и психология высшей школы

Дисциплина по выбору, предлагаемая магистерской программой факультета права

Научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы истории, теории и философии права»

Курсовая работа

Научно-исседовательская практика

Подготовка и защита магистерской диссертации

Государственный экзамен

Поскольку целевой аудиторией данной магистерской программы на протяжении ближайших четырех-пяти лет будут являться выпускники-бакалавры и специалисты из других вузов, в том числе и неюридических, им должна быть предоставлена возможность прослушать адаптационные курсы «базовых» для данной магистерской программы правовых дисциплин, на которые опираются «продвинутые» магистерские курсы. При этом часть адаптационных курсов может быть реализована за счет согласования расписаний бакалавриата и магистратуры, с тем, чтобы слушатели магистратуры имели возможность, при необходимости, пройти соответствующий курс бакалавриата.

Квалификационные требования к выпускнику

магистерской программы:

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

В результате освоения программы магистр должен:

знать:

содержание основных философско-правовых концептов современности;

основные тенденции развития современного юридического знания и философии права;

фундаментальные понятия и категории науки о государстве и праве, необходимые для углубленного осмысления современных тенденций государственно-правового развития России и зарубежных стран;

факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства;

основные характеристики основных зарубежных правовых систем;

определяющие тенденции и содержание процессов становления и развития российской государственной и правовой системы, а также теоретические подходы к указанным вопросам отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории государства и права;

состояние разработки ключевых проблем юридической науки в теоретико-правовой и историко-правовой литературе;

основы законодательства, необходимые современному специалисту для успешного осуществления личной профессиональной деятельности, а также организации коллективной работы и руководства трудовым коллективом;

иметь представление о различных научных концепциях юридической техники;

уметь:

выявлять закономерности и динамику развития государства и права в современных условиях;

связывать теоретико-правовые знания с практическими задачами решения общественных и экономических проблем;

анализировать источники зарубежного права;

анализировать процессы государственно-правового развития Руси – России – СССР – Российской Федерации;

анализировать действующее законодательство с точки зрения содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники;

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

владеть навыками:

анализа определяющих тенденций государственно-правового развития общества, а также политико-правовых источников, раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

сравнения зарубежного и национального права;

применения теоретико-правовых и сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов;

анализа основных проблем, связанных с технико-юридическими приемами и способами создания, интерпретации и реализации правовых актов;

самостоятельного поиска правовой информации посредством современных электронных технологий и технических средств;

применения приемов и методов аналитической и научно-исследовательской работы в избранной сфере профессиональной деятельности.

представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

самостоятельной научно-педагогической деятельности, требующей широкого образования в сфере современных общественных наук.

Обеспеченность магистерской программы профессорско-преподавательским составом

Основой кадрового обеспечения магистерской программы «История, теория и философия права» является профессорско-преподавательский состав кафедры теории права и сравнительного правоведения Факультета права НИУ ВШЭ. В настоящий момент на кафедре работает 8 сотрудников (6 штатных, 2 штатных совместителя), имеющих научную степень доктора юридических наук по специальности 12.00.01 «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве» и (или) ученое звание профессора по соответствующей кафедре. Они проводят исследования в рамках указанной научной специальности, руководят всеми видами научной работы студентов, осуществляют подготовку магистров и аспирантов. Значительная часть сотрудников кафедры имеют научную степень кандидата юридических наук по соответствующей магистерской программе специальности.

Наряду с этим, к проведению занятий в ходе реализации магистерской программы планируется привлечь преподавателей иных кафедр Факультета права, преподавателей других факультетов НИУ ВШЭ, а также сотрудников научно-исследовательских учреждений и специалистов-практиков из органов государственной власти, бизнес-структур и общественных организаций.

Руководителем магистерской программы выступает профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения, д.ю.н., д.и.н., профессор Анастасия Сергеевна Туманова. А.С.Туманова – автор более 170 публикаций, в том числе четырех научных монографий и более двадцати пяти публикаций в журналах, входящих в перечень изданий ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, соответствующих профилю магистерской программы. Под ее научным руководством подготовлено и защищено 8 кандидатских диссертаций. В настоящее время ею осуществляется руководство работой 3 аспирантов и 2 соискателей. Стаж научно-педагогической работы – 17 лет, в том числе педагогический стаж – 14 лет. Читает курс «История отечественного государства и права» на факультете права НИУ ВШЭ, разработала спецкурс «История российского конституционализма», который прошел утверждение УМС факультета права.

Координаты руководителя программы:

E-mail:

Куратор магистерской программы – Сафонов Александр Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения.

E-mail:

Телефон (кафедра): (495) 959-45-53.

E-Mail (кафедра): kafedratgp@

Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте Факультета Права: / и на странице кафедры теории права и сравнительного правоведения: /lawtheory/.

ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ






Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вської області управління юстиції в миколаївській області право XXI століття: становлення та перспективи розвитку збірник наукових праць миколаїв 2006

    Документ
    Терентьєв В.І. канд. юр. наук (голова); Ємельянова Л.В. канд. юр. наук; Козляковський П.А. канд. пед. наук; Козаченко О.В. канд. юр. наук (заступник голови); Обручков Р.
  2. «Путь к успеху»

    Реферат
    20 школьников приняло участие в мастер-классах и акции уличной росписи в рамках Программы «Чистая энергия», разработанной московскими художниками специально для госкорпорации «Росатом»,

Другие похожие документы..