Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности»
| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра |
Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет Менеджмента
Программа дисциплины
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
для направления 080200.62 Менеджмент
подготовки бакалавра
Авторы программы: Максимова Н.В., n.v.maksimova@
Марширова Л.Е., к.э.н., marshirova@
Галкина А.Н., meditatia@
Песина И.М., ipesina@
Одобрена на заседании кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита
Зав. кафедрой
М.А. Штефан « __» _____________ 2011 г.
Рекомендована секцией УМС «Экономика» «__» ______________ 2011 г.
Председатель Е.Е. Кузьмичева
Утверждена УМС НИУ ВШЭ
Нижний Новгород «__» ______________ 2011 г.
Председатель Н.С. Петрухин |
Нижний Новгород, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с:
ОС НИУ ВШЭ для направления 080200.62 «Менеджмент», уровень подготовки: бакалавр
Образовательной программой для направления 080200.62 «Менеджмент», подготовка бакалавров;
Рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", утвержденным в 2011 г.
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учёт, анализ финансовой отчетности» являются:
приобретение студентами знаний основ бухгалтерского учета;
приобретение навыков по ведению синтетического и аналитического учета и составлению отчетности организаций;
приобретение студентами знаний о принципах и правилах организации бухгалтерского управленческого учета предпринимательской деятельности;
приобретение студентами знаний о принципах и правилах организации бухгалтерского управленческого учета предпринимательской деятельности;
приобретение умений адаптировать эти знания к условиям конкретных предприятий;
изучение способов анализа финансовой отчетности организации;
приобретение навыков анализа внутреннего содержания показателей финансовой отчетности;
формирование необходимых менеджеру навыков работы с финансовыми показателями.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- роль и значение бухгалтерского и управленческого учета в системе управления организацией;
- предмет и метод бухгалтерского и управленческого учета, объекты изучения данной науки;
- систему нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- строение бухгалтерского баланса;
- строение счетов и их связь с бухгалтерским балансом;
- сущность двойной записи;
- основные отличия систем управленческого и финансового учета;
- способы калькуляции затрат;
- методы калькуляции себестоимости;
- принципы бюджетирования в коммерческих организациях;
- принципы принятия управленческих решений на основе релевантной информации;
- основы формирования системы бухгалтерского и управленческого учета в организации;
содержание финансовой отчетности предприятия;
состав показателей, используемых для анализа;
методы проведения анализа финансовой отчетности;
назначение и содержание приемов анализа финансовой отчетности;
основные критерии оценки финансового состояния организации.
Уметь:
- провести классификацию имущества организации;
- составить баланс предприятия;
- составить бухгалтерские проводки по типовым хозяйственным операциям и от-
разить их на счетах;
- разработать систему управленческого учета в организации, исходя из специфи-
ки ее деятельности и осуществлять его ведение;
- построить систему классификации затрат организации по статьям калькуляции,
исходя из потребности принятия управленческих и финансовых решений;
-выбрать систему калькуляции себестоимости;
- составлять основные бюджеты организации;
интерпретировать информацию финансовой отчетности,
выполнять анализ структуры и динамики показателей финансовой отчетности,
применять на практике основные методы экономического анализа,
вычислять и интерпретировать основные критерии оценки финансового состояния организации,
выявлять проблемные стороны в финансово-экономической деятельности предприятия,
Иметь навыки (приобрести опыт):
- ведения синтетического и аналитического учета, составления оборотно-
сальдовых ведомостей и использование их для контроля;
- обработки учетно-управленческой информации;
- обоснования и принятия управленческих решений;
анализа проблемных ситуаций финансового состояния организации и определения надлежащей информационной базы для осуществления оценок, диагностирования проблем и нахождения путей их решения.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы | ОК -4 | Студент использует исторические данные показателей финансовой отчетности, применяет к ним различные методы экономического анализа; интерпретирует динамику развития процессов во времени, поясняет возможные причины и факторы оказывающие на них влияние | Изучение студентами в ходе практических занятий основных методов и приемов экономического анализа |
Владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК - 5 | Студент демонстрирует навыки анализа и интерпретации табличного и графического материала, содержащего информацию о финансовом состоянии организации и различных аспектах её деятельности; поясняет возможные причины формирования сложившейся картины финансового состояния и обосновывает свою точку зрения | Совершенствование студентами в ходе практических занятий навыков презентации полученных аналитических данных, обоснования полученных результатов |
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК - 8 | Студент использует современные компьютерные технологии при выполнении учебного плана, применяет компьютерную технику и её вычислительные среды для выполнения необходимых расчетов | Использование студентами в ходе выполнения индивидуальной контрольной работы компьютерной техники, выполнение заданий в программе MS Excel |
Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | ПК - 4 | Студент использует на занятиях нормативную базу по бухгалтерскому учету и формированию финансовой отчетности и оценивает законодательные изменения в ней с точки зрения влияния на формирование аналитических показателей | Использование студентами в ходе подготовки и в процессе семинарских занятий нормативных документов по бухгалтерскому учету, составлению финансовой отчетности организаций |
Способен использовать основные методы финансового менеджмента для принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала, стоимостной оценке активов, управления оборотным капиталом | ПК - 22 | Студент использует факторный анализ, прогнозирование, и моделирование в процессе изучения дисциплины | Использование студентами в ходе семинарских занятий, а также при выполнении индивидуальной контрольной работы методов факторного анализа, прогнозирования, и моделирования |
Способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования | ПК - 45 | Студент демонстрирует владение базовыми критериями оценки структуры оборотного капитала в процессе изучения дисциплины | Выполнение студентами в ходе семинарских занятий, а также при выполнении индивидуальной контрольной работы оценки структуры оборотного капитала |
Владеет техниками финансового планирования и прогнозирования | ПК - 46 | Студент демонстрирует владение основными приемами бюджетирования и прогнозирования финансового состояния организации | Составление студентами в ходе семинарских занятий, а также при выполнении индивидуальной контрольной работы основных бюджетов компании, прогнозных форм отчетности компании |
Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать ее в научной работе | ПК -58 | Студент применяет методы экономического анализа и оценивает финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. На базе финансовой отчетности проводится диагностика и формируется прогноз финансового состояния организации | Семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, выполнение индивидуальной контрольной работы, презентация результатов индивидуальной работы, осуществляемые на основе информации отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. |
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина является специальной дисциплиной (Б.3.Б.2.00) базового учебного плана подготовки бакалавров для направления 080200.62 Менеджмент.
Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине:
Экономическая теория и институциональная экономика.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
уметь анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимать активную гражданскую позицию,
способны оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления,
знают экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков,
способны анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях,
умеют анализировать и оценивать исторические события и процессы,
владеют культурой мышления, умеют логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь,
владеют основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеют навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способны работать с информацией в глобальных компьютерных сетях,
умеют использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Финансовый менеджмент,
Бизнес-планирование.
5Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
Раздел 1. Бухгалтерский учет | ||||||
1 | Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета | 9 | 2 | - | - | 7 |
2 | Нормативное регулирование бухгалтерского учета | 7 | 2 | - | - | 5 |
3 | Бухгалтерский баланс | 12 | 2 | - | 1 | 9 |
4 | Система счетов и метод двойной записи | 27 | 3 | - | 4 | 20 |
5 | Синтетический и аналитический учет | 14 | 2 | - | 2 | 10 |
6 | Документирование и инвентаризация | 11 | 2 | - | 1 | 8 |
7 | Оценка имущества и обязательств, калькулирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг) | 15 | 3 | - | 2 | 10 |
8 | Учетные регистры, формы бухгалтерского учета | 7 | 2 | - | - | 5 |
9 | Организация бухгалтерского учета | 6 | 2 | - | - | 4 |
Итого по разделу 1 | 108 | 20 | - | 10 | 78 | |
Раздел 2.Управленческий учет | ||||||
10 | Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета. Концепции и терминология | 6 | 2 | - | - | 4 |
11 | Классификации и поведение затрат. | 9 | 2 | - | 2 | 5 |
12 | Основные модели учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. | 12 | 2 | - | 2 | 8 |
13 | Планирование и контроль затрат. | 14 | 2 | - | 4 | 8 |
14 | Учет нормативных затрат и анализ отклонений. | 10 | 2 | - | 2 | 6 |
15 | Принятие управленческих решений. | 12 | 2 | - | 2 | 8 |
Итого по разделу 2 | 63 | 12 | - | 12 | 39 |
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
Раздел 3. Анализ финансовой отчетности | ||||||
16 | Сущность, содержание и назначение экономического анализа | 7 | 1 | - | - | 6 |
17 | Сущность, приемы и технология оценки финансово-хозяйственной деятельности | 8 | 2 | - | - | 6 |
18 | Подготовка финансовой отчетности к анализу. | 16 | 1 | - | 3 | 12 |
19 | Оценка состояния финансовых ресурсов | 6,5 | 1 | - | 1,5 | 4 |
20 | Оценка финансовых результатов организации | 5,5 | 2 | - | 1,5 | 2 |
21 | Оценка деловой активности организации. | 4 | 1 | - | 1 | 2 |
22 | Оценка состоятельности организации | 6 | 1 | - | 2 | 3 |
23 | Обобщение оценки финансового состояния организации | 4,5 | 1 | - | 1,5 | 2 |
24 | Сущность и приемы экономической диагностики финансового состояния предприятия | 3,5 | 1 | - | 1,5 | 1 |
24 | Понятие и приемы прогнозирования | 2 | 1 | - | - | 1 |
Итого по разделу 3 | 63 | 12 | - | 12 | 39 | |
Всего часов | 234 | 44 | - | 34 | 156 |
Похожие документы:
Теплова Тамара Викторовна Требования к студентам: Микро- и макроэкономика, основы бухгалтерского учета и управленческого учета, анализа финансовой отчет
Публичный отчетДисциплина Инвестиционный анализ объясняет логику и принципы проведения экономического анализа инвестиций в реальные активы с учетом современных требований рынка.Рабочая программа дисциплины «бухгалтерская отчетность» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика
Рабочая программаЦель изучения курса заключается в углублении и увязке полученных знаний по смежным дисциплинам, в формировании у студентов теоретических знаний и практических навыков по составлению бухгалтерской отчетности для использования в профессиональнойУчебно-методический комплекс международные стандарты учета и финансовой отчетности высшее профессиональное образование специальность 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит специальность
Учебно-методический комплексМатериалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 080109.Учебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 03 Анализ финансовой отчетности для подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплексВыписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв.Программа дисциплины «Финансовая отчетность и финансовый анализ» для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра Автор программы: Еременко Т. В
Программа дисциплиныНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.