Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Федянин В.И. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера: учеб. п...полностью>>
'Закон'
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 "О рационах питания экипажей - морских, речных и воздуш...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 25 декабря 2007 г. в 16оо часов на заседании диссертационного совета Д .002.01 при ГУП «Институт проблем транспорта энергоресурсов» ...полностью>>
'Документ'
Хармс – писатель ХХ века. Его творческий метод – абсурд, т.е. нелепое, нелогичное, противоречащее здравому смыслу. Сначала это кажется смешным, забав...полностью>>

Урок по теме: «языческие верования славян»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН»

Составитель: учитель истории МОУ Одинцовской

Гимназии № 11 Кочеткова Л.А.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Знакомство с языческими верованиями славян

Развитие творческого воображения

Умение отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом

Способность анализировать, выявлять главное

Воспитание бережного отношения к культуре своего народа, формирование интереса к русской истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: исторические источники, карточки с заданиями, рисунки детей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД: класс разбивается на группы. Принцип формирования – добровольный. Детям дается опережающее задание – познакомиться с текстом параграфа №4 п.4»Язычество восточных славян», по дополнительной литературе узнать о низших духах славян – домовом, лешем, водяном и других духах; нарисовать рисунки, найти изображения птиц и животных, наделенных славянами сверхестественными силами.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: урок с элементами игры.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя:

В этом году богиня истории Клио привела нас к удивительному народу – сильному, крепкому, мужественному. Имя, которому – славяне.

Мы уже знаем, когда славяне появились на территории нашей страны, чем занимались, какой вели образ жизни. А сегодня нам предстоит подробно рассмотреть вопрос о языческих верованиях славян, познакомиться с духами и богами восточных славян – наших предков.

  1. Начнем с исторической разминки: «Исторический листопад». На доске помещены листочки с историческими терминами. Представитель команды снимает листочек и группа должна объяснить термины: ЯЗЫЧЕСТВО; ВОЛХВ; ИДОЛ

  2. Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явления, поэтому считали, что различными явлениями ( движением солнца и луны, дождем, громом, бурей) управляют сверхестественные силы – БОГИ – и низшие существа – ДУХИ. В отличие от Богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком. Духи делятся на злых, вредящих человеку и добрых, полезных для него ( хранителей или помощников). Считалось, что даже добрые духи могут причинить зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было много. Я заранее Вас просила узнать о них и сегодня вы должны рассказать о них. Каждая группа расскажет о выбранном ими духе.

( ДОМОВОЙ; ЛЕШИЙ; ВОДЯНОЙ) .

ЗАГАДКИ:

« Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем» (ЛЕС) А кто в лесу живет? ЛЕШИЙ.

Рассказ учеников о лешем.

«Внутри него водица

С ним не хотят водиться

А все его подружки

Пиявки да лягушки» (Водяной)

«Болото – дом ее родной

К ней в гости ходит Водяной» (Кикимора)

В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то наперсток куда-то запропостился, то печь погасла. Кто же этот виновник?

Рассказ ученика о домовом.

КАКИХ ДРУГИХ ДУХОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?

ВОЛОС (волосатик) – насылал болезнь на скот

МОКОШКА – спутывал пряжу пряхам

ОВИННИК И БАННИК – обитали в постройках на дворе

ПОЛУДНИЦА – дух летнего полуденного зноя. Она наказывала тех, кто работал в полдень в поле.

РУСАЛКИ – духи умерших девушек, иногда утопленниц. Они могли заманить в воду или защекотать до смерти. Русалки наказывали тех, кто работал в поле на Русальную неделю, когда цветет рожь.

  1. «ЗНАТОКИ СЛАВЯНСКОГО МИРА ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ»

В легендах, сказках, мифах и былинах встречаются образы птиц и животных, обладающих сверхестественной силой. Ваша задача – узнать о каком животном или птице идет речь? ( Каждой группе по три вопроса)

ПЕРВАЯ ГРУППА:

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей? ( КУКУШКА)

  2. Это животное выступает спутником колдунов и колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, очень смышленое животное. С ним связано много примет. ( КОТ. КОШКА)

  3. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей? ( СОКОЛ)

ВТОРАЯ ГРУППА:

1. Эта птица жила до 300 лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду?(ВОРОН)

2. По народным поверьям, он – олицетворение тьмы, темноты. В него мог оборачиваться славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действует во многих русских сказках. ( ВОЛК)

3. Темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека» ( КОНЬ)

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

  1. В крестьянском быту почитался символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Его изображение и сейчас можно увидеть на крышах деревенских домов. ( ПЕТУХ)

  1. Самой хитрой считается среди животных. Но русский народ ее все равно любит. Много сказок, загадок и поговорок о ней сложено. ( ЛИСА)

  1. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц ? ( СОВА)

  2. «ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА».

Русский народ создал много поговорок и пословиц, в которых отражается жизнь, быт и традиции наших далеких предков. Группам необходимо объяснить значение и смысл.

ПЕРВАЯ ГРУППА:

  1. « С ним каши не сваришь» ( каша – самое распространенное блюдо на Руси. Ее подавали на свадьбах и при заключении мира. Значение- не достичь соглашения)

  2. «Лезть на рожон» ( Рожон – это рогатина, с которой ходили на медведя. Значение – нарываться на неприятности)

ВТОРАЯ ГРУППА:

  1. «Молчать в тряпочку» ( При захвате пленного рот ему затыкали кляпом – тряпочкой. Значение – не иметь возможности ничего сказать)

  2. « У черта на куличках» ( Кулички – самое дальнее место в лесу, где живет черт. Значение – очень далеко.)

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

  1. «Плясать от печки» ( Печь – центральное место в крестьянской избе. Значение – начинать все с начала)

  2. «ЧУР МЕНЯ!» ( Это заклинание от нечистой силы или неожиданной опасности. Значение: Храни меня мой предок. ЧЕРЕСЧУР – нарушение надлежащей границы, законной меры)

  1. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ.

Задание: Внимательно прочитайте исторические источники. С какими богами славянского пантеона вы познакомились. В тетрадь выписать имя Бога и чему он покровительствовал.

КАРАМЗИН Н.М. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.

« В России до введения христианской веры, первую ступень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом: был деревянный. С серебряной головою и с золотыми усами. Летописец еще именует идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками еще упоминается о Волосе, которого именем и Перуновым клялися славяне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства…

Бог веселия, любви , согласия и всякого благополучия именовался ЛАДО; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба… Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира.»

РЫБАКОВ Б.А. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

« Стрибог, повелевавший ветрами, был, по всей вероятности, богом неба; Даждьбог – богом света, тепла и плодородия; Хорс – бог Солнца как источник света; Семаргл – божество, близкое к русалкам, подательницам влаги на поля, - это бог почвы, корней растений, разновидность божеств плодородия.

Мокошь( или Макошь) была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства ( стрижку овец, прядение)».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что Вы узнали для себя много интересного и познавательного о языческих верованиях наших предков, о том какую роль играла религия в их жизни. После принятия христианства языческие верования долго еще сохраняли свою силу. Многие славянские праздники трансформировались с христианскими, например Масленица. На следующих уроках, мы продолжим с вами знакомится с историей славян.

КАРАМЗИН Н.М. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.

« В России до введения христианской веры, первую ступень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом: был деревянный. С серебряной головою и с золотыми усами. Летописец еще именует идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками еще упоминается о Волосе, которого именем и Перуновым клялись славяне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства…

Бог веселия, любви , согласия и всякого благополучия именовался ЛАДО; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба… Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира.»

РЫБАКОВ Б.А. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

« Стрибог, повелевавший ветрами, был, по всей вероятности, богом неба; Даждьбог – богом света, тепла и плодородия; Хорс – бог Солнца как источник света; Семаргл – божество, близкое к русалкам, подательницам влаги на поля, - это бог почвы, корней растений, разновидность божеств плодородия.

Мокошь( или Макошь) была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла обой женское начало природы и женскую часть хозяйства ( стрижку овец, прядение)».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок истории Тема: Верования восточных славян

    Урок
    Цели: Проверить знания об обычаях восточных славян, укрепить знания, умения, навыки об представлениях жизни и бытии славян. Познакомить с верованиями, богами, духами, праздниками, обычаями, традициями.
  2. Урока Тема Дата урока по плану

    Урок
    Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
  3. Урок-попури по истории в 6 классе по теме "Киевская Русь в IX-XII вв."

    Урок
    Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание
  4. Хрестоматия (Тексты по истории России). сост

    Документ
    8. Костомаров Н.И. - Великий князь и государь Иван Васильевич (Фрагменты из книги " Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.")
  5. Тема проекта группы

    Документ
    1. Изучение и осмысление теоретических основ технологии проектной деятельности с целью её реализации в педагогической практике учителей русского языка и литературы школы.

Другие похожие документы..