Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
$A) в глубоком и всестороннем изучении экономической информации о функционировании экономического субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных...полностью>>
'Урок'
Внедрять новые методики преподавания в целях развития познавательного интереса учащихся и формирования у них прочных установок нравственного поведения...полностью>>
'Урок'
Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на...полностью>>
'Документ'
избирательных участков, образованных на территории Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург» для проведения голосования и под...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению 030300. 62 «психология» по специальности 030301. 65 «психология» Санкт-Петербург (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИВЭСЭП

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.62 – «ПСИХОЛОГИЯ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»

Санкт-Петербург

2011

ББК 88.4

А

Актуальные проблемы социальной психологии: Учебно-методический комплекс/ Авт. Карпова Е.А.–– СПб: ИВЭСЭП, 2011. – 39 с.

Утверждено на заседании кафедры социальной и политической психологии протокол № 5 от 17.02. 2011 года,

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом, протокол № от

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы социальной психологии» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 030300.62 – «Психология», специальности 030301.65 - Психология.

Курс «Актуальные проблемы социальной психологии» предназначен студентам-психологам, специализирующимся в области социальной психологии.

Цель курса – повышение уровня образованности студентов по актуальным проблемам социальной психологии, улучшение их практической подготовленности к пониманию и правильному решению социально-психологических проблем жизни и профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • дать представление об актуальных проблемах социальной психологии и значении социально-психологических закономерностей для профессиональной деятельности психолога;

  • ознакомить с основными понятиями социальной психологии и научить самостоятельно работать с литературой по данной дисциплине;

После изучения курса студент

должен знать:

  • проблематику социальной психологии;

  • систему основных понятий социальной психологии.

Уметь:

  • определить основные психологические закономерности взаимоотношений между людьми в социальной группе, а также механизмы влияния на одного человека.

Получить практические навыки:

  • эффективного общения;

  • применения методов социальной психологии;

Виды занятий и методики обучения.

Теоретические занятия (лекции).организуются по потокам.. На лекциях применяются такие ТСО как компьютер, аудио- и видеомагнитофон, слайдопроектор.

Практические занятия.Семинарские занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: сообщение, дискуссии, элементы тренинга, деловые игры, разрешение ситуаций.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку к семинарским занятиям, опросам, дискуссиям, работу с литературой.

Формы контроля.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в письменной форме.

Для получения достоверных результатов достаточно анализа ответов на 6-8 вопросов, сформулированных по тематике лекции.

Рубежный контроль. Студентами заочного отделения выполняется контрольная работа. Студенты дневного и вечернего отделения в течение семестра находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания. В соответствии учебно-тематическим планом, участвуют в психологических практикумах. Студенты, не выполнившие предъявляемые требования в полном объеме, не допускаются кафедрой к сдаче зачета.

Итоговый контроль по курсу «Актуальные проблемы социальной психологии».Для контроля усвоения знаний данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Практические, семинарские занятия

Всего часов

1

Проблема методологии и теории социальной психологии.

4

4

2

Феноменология социальной психологии

2

2

4

3

Проблема практической социальной психологии.

2

2

4

Психология делового общения.

2

2

5

Психология социального восприятия и понимания.

2

2

6

Личностное влияние и противостояние чужому влиянию.

2

2

4

7

Межличностный конфликт и психологические особенности его разрешения

2

2

8

Проблема гендерных различий и отношений.

2

2

4

9

Проблемы современной семьи.

2

2

4

10

Социальная психология профессионализма и становления специалиста.

2

2

11

Создание оптимальной образовательной среды

2

2

ИТОГО

24

8

32

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Проблема методологии и теории социальной психологии.

Социальная психология как наука. Основные объекты исследования в социальной психологии. Соотношение теории и методов социальной психологии. Способы анализа социально-психологического знания. Основные принципы социальной психологии: принцип социальной и психологической комплексности, принципы социально-психологической причинности, принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности, принцип социально-психологической системности, принцип социально-психологического развития, принцип объективности, методы социально-психологического исследования.

Тема 2. Феноменология социальной психологии.

Социально-психологические факты, закономерности и механизмы. Механизмы: социального восприятия, заражения, внушения, убеждения, референтности, идентификации, подражания, конформизма, группового давления. Социально-психологические взаимосвязи, взаимоотношения, общение, взаимодействие. Групповые, межгрупповые, личностно-групповые, межличностные и личностные социально-психологические явления. Социально-психологические процессы, состояния и образования. Групповое сознание, самосознание и подсознание.

Тема 3. Проблемы практической социальной психологии.

Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности. Особенности работы социального психолога в условиях современной организации. Позиция практического социального психолога. Основные черты стратегии практического социального психолога. Возможные стратегии работы социального психолога в школе, в детском саду. Практика работы с персоналом в организации. Специфика профессионального портрета психолога, занимающегося теоретическими исследованиями в области социальной психологии. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у психологов и педагогов. Возможности воздействия социального психолога на сознание людей в сложные исторические периоды.

Тема 4. Психология делового общения.

Значение и сущность общения. Функции общения. Психологическая структура общения. Этика и культура общения. Система понятий, характеризующих различные аспекты эффективного общения. Теоретические и методические аспекты коммуникативной компетентности. Умение и навыки эффективного общения: коммуникативные, перцептивные, интерактивные. Общение как основа социально-психологической компетентности. Барьеры, препятствующие социально-психологической компетентности и их устранение. Одиночество на разных возрастных этапах и его преодоление.

Тема 5. Психология социального восприятия и понимания.

Структура межличностного восприятия и понимания. Выделение в структуре перцептивного акта таких компонентов как: субъект, объект, условия восприятия и его процесс. Человек как субъект социального познания. Разграничение понятий: индивид, личности, индивидуальность. Человек как субъект межличностного восприятия. Факторы успешности (точности) межличностного восприятия. Личностные качества субъекта, которые могут быть развиты и усовершенствованы: повышенная чувствительность, восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей; знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия, навыки и умения в использовании приемов психологического наблюдения и слушания. Процесс межличностного восприятия и понимания.

Сущности и разновидности социального восприятия в группах. Специфика межличностного восприятия и понимания. Понимание группы как субъекта социальной перцепции. Динамические характеристики группы как объекта восприятия. Влияние социальных стереотипов, зависящих от общей, профессиональной и национальной культуры членов группы, на процесс межгруппового восприятия.

Тема 6. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию.

Актуальность проблемы индивидуального психологического влияния. Понимание психологического влияния как воздействия на состояние, мысли, чувства, действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права отвечать на это воздействие. Методы влияния, степень их морально-этической оправданности, безошибочности и эффективности. Виды психологического влияния: убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение. Деструктивная критика, манипуляция.

Понимание противостояния чужому влиянию как сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Виды психологического противостояния влиянию: контраргументация, конструктивная критика, энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, психологическая самооборона, игнорирование, конфронтации, отказ. Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической «конструктивности – неконструктивности». «Технические» средства влияния и противостояния влиянию. Истинные цели влияния.

Тема 7. Межличностный конфликт и психологические особенности его разрешения.

Социальный конфликт и его сущность. Причины и функции конфликтов. Классификация социальных конфликтов. Три основные стадии в динамике конфликтов: предконфликтная (латентная) стадия, непосредственно конфликтная стадия, стадия разрешения конфликта. Психологические аспекты разрешения конфликтов, возникающие при разрешении конфликта. Особенности и характеристика конкретной конфликтной ситуации. Принципы разрешения конфликтов. Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях. Конфликтность как черта личности, особенность человека. Психологические модели разрешения конфликтов и их применение к практике профессиональной деятельности.

Тема 8. Проблема гендерных различий и отношений.

Предмет, структура, направления, задачи и тенденции развития гендерной психологии. Гендерные группы как психологические общности. Мужская и женская части населения и их психологические характеристики. Проблема гендерных отношений. Гендерные стереотипы. Гендерная социализация. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации. Гендерные характеристики личности. Презентация личного гендерного образа. Исследование гендерных стереотипов идентичности и личности. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта. Социально-психологический анализ гендерных ролей. Сексуальность: стереотипы и реальность. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспект. Гендерный подход в практике школьного психолога. Гендерная экспертиза урока. Формирование навыков практического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам.

Тема 9. Проблемы современной семьи.

Семья как разновидность малой социальной группы, играющей важную роль как в жизни людей, так и в жизни общества в целом. Семья – общество в миниатюре. Основные функции семьи: общение супругов и взаимная поддержка; сотрудничество мужа и жены в ведении хозяйства и воспитании детей; материальное обеспечение и удовлетворение витальных потребностей; организация проведения свободного времени; обеспечение защищенности членов семьи; реализация потребностей в эмоциональных контактах и другие.

Место отношения к семье в структуре Я-концепции. Механизмы влияния представлений супругов на их поведение и взаимоотношения. Основные типы партнеров по общению в системе супружеских отношений. Основные условия стабильности семейной жизни и преодоления конфликтов. Стили семейного воспитания. Виды воспитательной практики родителей. Проблема отношений поколений. Социальные и психологические проблемы старения.

Тема 10. Социальная психология профессионализма и становления специалиста.

Профессиональное самоопределение. Психология профессионального развития. Психологическая концепция профессионального становления личности. Профессиональная идентичность. Профессиональная идентичность. Оценка профессиональной зрелости по уровню сформированности механизмов планирования своей деятельности, программирования действий, оценки результатов и их коррекции. Понятия: профессионал, специалист, исполнитель. Развитие личности в процессе профессионализации. Психологические аспекты профессиональной направленности в структуре личности. Понимание деятельности в социальной психологии.

Тема 11. Создание оптимальной образовательной среды

Принципы гуманистического характера образования, то есть «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» - закон РФ «Об образовании» (1996). Ориентация образования на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Направленность содержания образования на достижение следующих эффектов:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы;

- обеспечение возможности интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Психология стихийных и массовых движений

  1. «Психология толпы» как направление социально психологических явлений конца XIX – начала XX века.

  2. Понятие «толпа». Основные характеристики и социально-психологические особенности поведения личности в толпе. Методы управления поведения людьми в толпе.

  3. Современные исследования социально-психологических особенностей поведения участников массовых социальных, политических, экологических и религиозных движений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» по направлению 030300. 62 «психология» Санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Математические методы в психологии» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 030300.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению 030300. 62 «психология» по специальности 030301. 65 «психология» Санкт-Петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    уметь установить контакт с клиентом; сформулировать проблему и желаемый результат; предложить варианты работы (не менее 3-х) с предложенной проблемой;
  3. Учебно-методический комплекс по направлению 030300. 62 «психология» по специальности 030301. 65 «психология» Санкт-Петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    Консультативная психология – одно из направлений практической психологии. Изучение курса связано с раскрытием важнейших положений консультативной психологии.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология массовых коммуникаций по направлению 030300. 62 Психология по специальности 030301. 65 Психология санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».
  5. Учебно-методический комплекс по курсу психология театра по направлению: 030300. 62- "Психология"

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Психология театра" предназначен для студентов-психологов. Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 ч (из них 28 аудиторных, 11 – практические

Другие похожие документы..