Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Несмотря на свою относительно молодую историю, США – страна огромного природного и культурного наследия, Простираясь от Атлантического океана до Тихог...полностью>>
'Документ'
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И...полностью>>
'Документ'
Інформація надається виключно з метою здійснення додаткових заходів щодо попередження фактів створення акціонерних товариств з ознаками фіктивності т...полностью>>
'Документ'
Відкрите акціонерне товариство “Укртелеком”, що іменуєьтся надалі Укртелеком, в особі , що діє на підставі Положення та Довіреності № від 20 р., з од...полностью>>

Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы  

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Народные движения. Утверждение крепостного права

Городские восстания

Перед   государством   стояла задача возвращения отторгнутых в годы интервенции земель. Для этого нужны были средства на содержание армии. Финансовое же положение государства было крайне тяжелым. Всю тяжесть ликвидации последствий интервенции феодальное государство перекладывало на народные массы. Помимо поземельного налога прибегали к чрезвычайным денежным сборам — "пятинным деньгам", которые собирались с 1613 по 1633 г. семь раз. Население всячески сопротивлялось сбору чрезвычайных налогов. Сильно возрос самый тяжелый прямой налог на содержание войска — "стрелецкие деньги".

Так как каждой посадской общине давали общую сумму налога на год, то для городской верхушки создавалась возможность перекладывать всю тяжесть налога на простых посадских тяглецов. Образовывались большие недоимки, которые государство выколачивало в 1646-1647 гг. самыми суровыми методами.

Было еще одно обстоятельство, ухудшавшее положение простых посадских тяглецов — проникновение в города феодального землевладения. Слободы в городах, принадлежавшие феодалам, назывались белыми, и их население освобождалось от уплаты государственных налогов. Многие посадские тяглецы уходили в белые слободы, спасаясь от государственных налогов, а доля налогов, приходившаяся на ушедших, распределялась на оставшееся население. Посадские люди требовали уничтожения белых слобод. Противоречия между городской беднотой и феодальной знатью, а также примыкавшей к ней купеческой верхушкой непрерывно возрастали.

Это привело к целому ряду городских восстаний.

Потерпев неудачу со сбором недоимок прямых налогов в 1646 г., правительство боярина Б.И.Морозова установило косвенный налог на соль. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новым ценам. Вместо пополнения казны произошло сокращение денежных доходов. В 1647 г. государство отменило налог на соль. Тогда Морозов, стоявший во главе правительства, попытался сократить денежные расходы за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям, чиновникам приказов. Это привело к невиданному размаху взяточничества и казнокрадства, недовольству стрельцов и пушкарей, по своему положению все более смыкавшихся с посадским тяглым людом.

Деятельность правительства Морозова вызвала мощные городские восстания. В 1648 г. восстания произошли в Козлове, Воронеже, Курске, Сольвычегодске и ряде других городов. Самым мощным было восстание в Москве летом 1648 г. Поводом для восстания послужила попытка подать челобитную с требованием ликвидации белых слобод, ограждения от несправедливых судей Земского приказа (Морозова и Плещеева), снижения тягла. Народ, пытавшийся вручить царю челобитную, был разогнан. На следующий день противодействие окружавших царя бояр и приказных людей озлобило посад еще больше. Горожане разгромили дворцы Морозова, Плещеева, купца Шорина. К восстанию присоединились стрельцы. Восставшие потребовали выдачи ненавистных бояр. Плещеева толпа растерзала на месте. Морозова сослали. Город оказался в руках восставших. К восстанию присоединились крестьяне окрестных сел.

Бурными событиями июньских дней воспользовались дворяне, чтобы заставить обессиленное правительство боярской аристократии удовлетворить свои требования.

10 июня состоялось совещание московских и провинциальных дворян и купеческой верхушки. Участники совещания потребовали созыва Земского собора для обсуждения насущных задач дворянского землевладения. Под воздействием волны городских восстаний правительство тут же дало согласие.

Соборное Уложение 1649 г.

Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение.

Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.*

 

*"Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Со времен Киевской Руси существовали различные категории несвободных крестьян (закупы, радовичи). Судебник 1497 г. ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел плату "за пожилое", которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В 1581 г. были впервые введены "заповедные лета", когда переход запрещался безусловно. В 1592 г. закончено составление писцовых книг. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска крестьян, бежавших после 1592 г. В 1607 г. был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, в 1649 г. было окончательно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право — это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального государства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьянина к земле.

 

Уложение признавало за дворянином право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, две формы феодальной собственности — вотчина и поместье — сближались. Было ограничено церковное землевладение. Создание Монастырского приказа ставило церковное землевладение под контроль государства. Белые слободы были ликвидированы. Их население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как крестьянин к феодалу. Служилые люди по прибору — стрельцы и др. — со своих торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.

Принятие Соборного Уложения, направленного против трудового люда города и деревни, обострило классовую борьбу. В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новгороде. Государству нужны были средства на содержание государственного аппарата и войска ( Россия вела войну со Швецией в 1656-1661 гг. и с Польшей в 1654-1667 гг.). На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Стремясь увеличить доходы казны, правительство с 1654 г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. За восемь лет их было (в том числе и фальшивых) выпущено столько, что они просто обесценились. Это привело к росту цен. Серебряные деньги исчезали, а налоги государство принимало только ими. Росли недоимки. Взвинчивание цен привело к голоду. Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Восстание 1662 г. стало одним из предвестников надвигающейся крестьянской войны, которую возглавил атаман С.Т.Разин. Нормы Соборного Уложения 1649 г. резко обострили классовый антагонизм в деревне. Развитие товарно-денежных отношений вело к усилению феодальной эксплуатации, что выражалось в росте в черноземных районах барщины и денежного оброка в местах, где земля была малоплодородная. С особой остротой ощущалось ухудшение положения крестьян в плодородных землях Поволжья, где интенсивно росло землевладение бояр Морозовых, Мстиславских, Черкасских. Специфика Поволжья заключалась в том, что рядом лежали земли, где население не испытывало еще всей тяжести феодального гнета. Этим и привлекали Заволжские степи и Дон беглых холопов, крестьян, посадских людей. Нерусское население — мордва, чуваши, татары, башкиры находились под двойным гнетом феодальным и национальным. Все это создавало предпосылки для развертывания новой крестьянской войны именно в этом районе.

Движущими силами крестьянской войны были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы, нерусские народы Поволжья. В "прелестных (от слова "прельщать") письмах" Разина содержался призыв к походу на бояр, дворян, купцов. Для них была характерна вера в доброго царя. Объективно требования восставших крестьян сводились к созданию таких условий, в которых могло бы развиваться крестьянское хозяйство как основная ячейка сельскохозяйственного производства.

Предвестником крестьянской войны явился поход Василия Уса с Дона к Туле (май 1666 г.). Казачий отряд в ходе своего продвижения пополнялся крестьянами, громившими усадьбы. Восстание охватило территории Тульского, Дедиловского и других уездов. Правительство срочно бросило против восставших дворянское ополчение. Восставшие отступили на Дон.

В 1667-1668 гг. казацкая голытьба, пришлые холопы и крестьяне совершили поход в Персию. Он получил название "похода за зипунами". Такие нападения донская голытьба совершала и раньше, но этот поход поражает своим размахом, тщательностью подготовки, продолжительностью и огромным успехом.

В ходе "похода за зипунами" разницы опустошили не только западное и южное побережье Каспия, нанесли поражения персидской армии и флоту, но и выступали против правительственных войск. Разбили отряд астраханских стрельцов, разгромили караван судов, принадлежащих царю, патриарху, купцу Шорину. Тем самым уже в этом походе проявились черты социального антагонизма, что привело к складыванию ядра будущего повстанческого войска.

Зимой 1669-1670 гг. по возвращении с Каспия на Дон Разин готовится ко второму походу, на этот раз на бояр, дворян, купцов, в поход за всю "чернь", "за всех кабальных и опальных".

Поход начался весной 1670 г. К Разину примкнул со своим отрядом Василий Ус. В армию Разина сходились голутвенные казаки, беглые холопы и крестьяне, стрельцы. Основной целью похода был захват Москвы. Основным маршрутом — Волга. Для осуществления похода на Москву надо было обеспечить тыл — взять правительственные крепости Царицын и Астрахань. В течение апреля-июля разницы овладели этими городами. Были разгромлены дворы бояр, дворян, приказных, сожжены архивы воеводского двора. В городах вводилось казацкое управление.

Оставив в Астрахани отряд под предводительством Уса и Шелудяка, повстанческие отряды Разина взяли Саранск и Пензу. Готовился поход на Нижний Новгород. Действия крестьянских отрядов превратили Поволжье и прилегающие области в очаг антифеодального движения. Движение перебросилось на русский Север (разницы были на Соловках), на Украину, куда был послан отряд Фрола Разина.

Лишь напряжением всех сил, посылкой многочисленных полков правительственных войск, царизм к весне 1671г. смог потопить в крови крестьянское движение в Поволжье. В апреле того же года Разин потерпел поражение и был выдан домовитыми казаками правительству. 6 июня 1671 г. Разин был казнен в Москве. Но казнь Разина не означала конца движения. Только в ноябре 1671 г. правительственные войска захватили Астрахань. В 1673-1675 гг. на Дону, под Козловым и Тамбовом еще действовали повстанческие отряды.

Поражение крестьянской войны под предводительством Степана Разина было предопределено рядом причин. Главной из них было то, что крестьянская война носила царистский характер. Крестьяне верили в "доброго царя", так как в силу своего положения не могли увидеть истинную причину своего угнетения и выработать идеологию, которая позволила бы объединить все угнетенные слои населения и поднять их на борьбу с существующим феодальным строем. Другими причинами поражения были стихийность и локальность, слабое вооружение и плохая организация восставших.

Раскол в русской православной церкви

Характер широкого народного движения приобрел церковный раскол. В 1653 г. патриарх Никон, желая  укрепить позиции церкви, авторитет которой в XVII в. падал, как никогда раньше, начал проведение церковной реформы. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Исправление обрядов богослужебных книг по греческим образцам нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название раскол. Широкое участие в этом движении крестьянства и других слоев эксплуатируемого населения придали ему социальный характер. В их сознании ухудшение положения, вызванного оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере. Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.

3. Внутренняя политика

Переход к абсолютизму

Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно- представительной  монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678-1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

В 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление государственными делами.

Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царя И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями. Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей.

В XVII в. остро встал вопрос о реформировании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были занятия торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что их сближало по интересам с посадским населением городов. Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием.

Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII вв. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных действий. Один из современников охарактеризовал военную подготовку дворян следующим образом: "учения у них к бою не бывает и строю никакого не знают".

Уже в первой половине века в связи с этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного набора "даточных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу XVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России.

4. Внешняя политика

Международное положение России в XVII в. было сложным. Перед страной стоял целый ряд внешнеполитических задач, которые необходимо было решить. Одной из них была необходимость возвращения западнорусских земель со Смоленском, отторгнутых Речью Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. В 1632 г., решив воспользоваться наступившим в Польше после смерти польского короля Сигизмунда "бескоролевьем", по решению Земского собора Россия начала войну за возвращение Смоленска. Из-за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия потерпела поражение в этой войне, и 17 мая 1634 г. между Россией и Польшей был подписан Полянов-ский мир, по которому Речь Посполитая возвращала лишь город Серпейск и признала царя Михаила государем "всея Руси". Владислав отказывался от претензии на русский престол.

Неудача в Смоленской войне была вызвана также набегом крымских татар в самый решающий ее момент, что еще раз напомнило правительству России об острых и напряженных отношениях с Турцией и ее вассалом — Крымским ханством. В 30-е годы XVII в. начались работы по сооружению новой линии укреплений — Белгородской засечной черты. В 1646 г. она, выдвинутая далеко на юг, протянулась от Ахтырки через Белгород до Тамбова. Старая Тульская засечная черта была перестроена и укреплена. Она шла от верховьев реки Жиздра через Тулу к Рязани и стала второй линией обороны от татарских набегов; в тылу были укреплены засеки по р.Оке. В борьбе с турецко-татарской агрессией видную роль играли донские казаки, не только отражавшие набеги, но и часто переходившие в наступление. Но обеспечение безопасности от набегов крымских татар полностью достигнуто не было. Борьба на юге с турецко-татарской агрессией продолжала занимать важное место во внешней политике России и во второй половине XVII в.

Воссоединение Украины с Россией

В XVII в. украинские земли находились под властью Речи Посполитой. По Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское, куда входили украинские земли, объединилось с Польшей. После унии на украинских землях стали обосновываться польские магнаты и шляхта. На Украине усиливался феодальный гнет. Украинские крестьяне и городские ремесленники разорялись от растущих налогов и повинностей. Режим жесткого угнетения на Украине был усугублен также тем, что еще в 1557 г. паны получили от королевской власти право смертной казни по отношению к своим крепостным. Наряду с усилением феодального гнета население Украины испытывало национальный и религиозный гнет.

Усиление феодального, национального и религиозного гнета на Украине со стороны Речи Посполитой было причиной подъема национально-освободительного движения. Первая его волна пришлась на 20-30-е гг. XVII в., но была жестоко подавлена польскими панами. Новый этап национально-освободительного движения пришелся на конец 40-х — начало 50-х гг. Центром его стала Запорожская Сечь, где формировалось вольное казачество. Возглавил борьбу украинского народа выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Его воля, ум, мужество, военный талант, преданность Украине, создали ему громадный авторитет в широких слоях украинского населения и, прежде всего, казачества. Движущими силами национально-освободительного движения на Украине было крестьянство, казачество, мещане (жители городов), мелкая и средняя украинская шляхта.

Восстание на Украине началось весной 1648 г. Восставшие в этом году нанесли полякам поражение под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. В то же время Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину "под руку Москвы" и совместно вести борьбу с Польшей. Удовлетворить его просьбу правительство царя Алексея Михайловича не смогло. Россия не была готова к войне с Польшей: в стране бушевали народные восстания. Россия, внимательно следя за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку.

После сражения под Збаражем, летом 1649 г., где восставшие одержали победу, Польша и Украина начали переговоры о мире. 8 августа 1649 г. был подписан Зборовский мир. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан Речью Посполитой гетманом, численность реестровых казаков (получавших жалованье) определялась в 40 тысяч. Польское правительство признало самоуправление казацкого войска, за которым были закреплены Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. Пребывание на их территории польских войск и иезуитов было запрещено, польские же феодалы могли вернуться в свои владения в этих воеводствах. В Польше этот мир был расценен как уступка восставшим и вызывал недовольство магнатов и шляхты. Украинские крестьяне встретили в штыки возвращение польских феодалов в свои владения. Дальнейшее продолжение борьбы на Украине было неизбежным.

Военные действия возобновились весной 1650г. Решающее сражение произошло в июне 1651 г. под Берестечком. Подкупленный поляками союзник украинцев хан Ислам-Гирей увел свою конницу, что в значительной мере предопределило поражение восставших и наступление войск Речи Посполитой на Украину. Его удалось остановить только в сентябре 1651 г. под Белой Церковью, где и был заключен мир. Условия его были тяжелыми. Реестр казаков сокращался до 20 тысяч. В казачьем самоуправлении было оставлено только Киевское воеводство. Гетман лишался права самостоятельных внешних сношений. Польским панам возвращалась вся полнота власти над зависимым населением. Ответом на это были новые выступления в Приднепровье. В 1652 г. под Батогом восставшие одержали победу над польским войском. Однако Речь Посполитая, собрав войско в 50 тысяч, повела наступление на Украину, положение которой становилось все более опасным. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав.

10 мая 1653 г. Земский Собор в Москве принял решение принять Украину в состав России. Туда отправилось русское посольство Бутурлина. 8 января 1654 г. большая Рада Украины в Переяславле приняла решение о воссоединении Украины с Россией, которая вошла в ее состав с широкими автономными правами. На Украине сохранялась выборность гетмана. Признавались органы местного управления, сословные права дворянства и казацкой старшины. Гетман имел право внешних сношений со всеми странами кроме Польши и Турции. Устанавливался казачий реестр в 60 тысяч.

Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией. В 1654 г. началась война, которая продолжалась вплоть до 1667 г. Она закончилась подписанием Андрусовского перемирия 31 января 1667 г., на основе которого должен был быть подготовлен мирный договор. Россия получила Смоленск, Дорогобуж, Белую Церковь, Красный Невель, Северскую землю с Черниговым и Стародубом. Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия по-прежнему входили в Речь Посполитую. Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении России и Речи Посполитой. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. Вечным миром с Речью Посполитой. По этому миру Россия и Польша объединились против турецко-татарской агрессии. Условия Вечного мира вынудили Россию расторгнуть заключенный в 1681 г. Бахчисарайский мир с Турцией, по которому обе стороны соглашались на двадцатилетнее перемирие.

Одновременно с русско-польской войной (1654-1667 гг.) Россия в 1656-1658 гг. вела войну со Швецией за возвращение Балтийского побережья, отошедшего к Швеции по Столбовскому миру 1617г. Война завершилась неудачно. В 1661 г. в Кардиссе (между Юрьевым и Ревелем) был подписан мир, продиктованный Швецией. Земли в устье Невы, а также завоеванные в ходе войны ливонские земли оставались за Швецией.

Несмотря на достугнутые успехи в отношениях с Речью Посполитой, Россия в конце XVII в. продолжала вести борьбу с татарской агрессией и подготавливать необходимые внешнеполитические предпосылки для перехода к борьбе за выход к Балтийскому морю.

5. Культура

Бурные события, связанные с глубокими социальными конфликтами, изменениями в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры XVIIe. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщение. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Общественно- политическая мысль. Литература

В общественно-политической мысли нашли отражение попытки осмыслить   события   начала века и выяснить причины потрясений.

Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева,"Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, "Иное сказание" князя Катырева-Ростовского, "Новый летописец", отразивший официальную идеологию. Авторы этих произведений резко отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали действию провидения, но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действие царствующей личности, ее характер, психологию. Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф.Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым. Монахом Киевско-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем был создан "Синопсис" (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Зодчество и  живопись

Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось прежде всего в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" .Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К.Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи, развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И.Репнина, Г.П.Годунова, Л.К.Нарышкина).

Просвещение

Развитие городской жизни, ремесла торговли, мануфактур, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В.Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день.

В 40—е гг. Ф.М.Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительных испытаний по истории включает основные положения курса истории в средней общеобразовательной школе

    Программа
    От абитуриента, поступающего на факультет журналистики и гуманитарных наук по специальностям: история, философия, культурология, филология, реклама; факультет иностранных языков; юридический факультет; факультет экономики и бизнеса
  2. Вопросы для вступительного экзамена по истории России

    Документ
    Новгородская феодальная республика (Х – Х вв.) Нашествие хана Батыя на Русь.
  3. Программа вступительного экзамена по истории

    Программа
    В основу данной программы положены: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004 г.), Программы основного общего и среднего (полного) образования по истории России (2005 г.
  4. Программа курса для слушателей подготовительных курсов (6 месяцев) по предмету «История России» Астрахань 2004 пояснительная записка

    Программа курса
    Данная программа определяет объем знаний по математике, которые традиционно контролируются в процессе массового централизованного тестирования. Последовательность изложения материала по данной программе не соответствует порядку изучения
  5. Программа вступительного экзамена по дисциплине история России по направлению подготовки магистров

    Программа
    1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. Россия в контексте мировой истории. Особенности российской цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории России.

Другие похожие документы..