Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
§ 1. Понятие международного частного права. § 2. Содержание между­народного частного права. § 3. Природа норм международного частного права и его мес...полностью>>
'Документ'
Цель курса «Трудовое право» - ознакомить студентов с наиболее важными вопросами регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на сегодняшне...полностью>>
'Документ'
Поражения костно-суставной системы при сахарном диабете (СД) наблюдают часто (до 77,8%) [1]; частота диабетическй остеоартропатии колеблется от 0,7 до...полностью>>
'Исследование'
зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства Российской академии сельскохозяйствен-ных наук (ГНУ СКЗНИИСиВ Россельхозакад...полностью>>

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий» Из опыта работы Щербаковой Инны Викторовны музыкального руководителя мдоу «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий»

Из опыта работы

Щербаковой Инны Викторовны

музыкального руководителя

МДОУ «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

р.п. Инжавино,

Тамбовская область

2009 г.

Актуальность

В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение проблемы духовной, музыкально-развитой личности актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире помочь детям найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.

Но любовь к музыке не возникает сама по себе. Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т.е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше - ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.

Основная идея: Формирование музыкальности у детей дошкольного возраста путем применения музыкально-дидактических игр и пособий во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо понимать музыку, надо « пребывать в ней » - петь, играть на инструментах, танцевать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главное в моей деятельности – это совместное пребывание в музыкальной деятельности взрослых и детей.

Целью моей технологии является построение системы развития музыкальных способностей у детей посредством использования музыкально-дидактических игр, обучающих упражнений и пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Последовательное введение, которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка.

Гипотеза: предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

1. Выделить определение понятия «музыкальные способности»;

2.Определить критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников; Разработать карты обследования.

3. Разработать план развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

4.Выбрать наиболее адекватные методы работы с детьми, с учетом возрастных особенностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Наработать наглядный дидактический материал по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

6. Реализация всей системы развития музыкальных способностей детей в едином комплексе со всеми участниками образовательного процесса.

Практическая значимость заключается в систематизации игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников, и показана возможность их эффективного использования в различных видах детской музыкальной деятельности. Так же, мной составлен перспективный план игр и упражнений на развитие музыкальных способностей детей. Результаты динамики развития музыкальных способностей отражены в диаграммах.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами: Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М. Психолого-педагогическая теория деятельности: Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., теория музыкального обучения и воспитания: Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.

Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не знали таких понятий.

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. И они не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В определении музыкальных способностей я выделяю мнение Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение.

Таким образом, все выше перечисленное доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение. Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Музыкальность, по Б.М. Теплову, - это "тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности".

Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. И в своих исследованиях он выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности. Первая - ладовое чувство. Вторая - музыкально-слуховые представления. Третья - чувство ритма:

Работа по развитию музыкальных способностей проходила в 3 этапа:

1 этап Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, обследование.

2 этап Практический. Разработка и апробирование технологии развития музыкальных способностей у дошкольников.

3 этап Аналитико-обобщающий. Оценка эффективности проведенной работы.

Основные принципы работы с детьми

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности

4. Принцип наглядности обучения.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения

7. Принцип прочности.

Определение уровня музыкальности у детей дошкольного возраста.

Мною были разработаны диагностические карты обследования детей, где были определены компоненты, критерии и показатели развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

Музыкальный слух -Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. Владение широким диапазоном голоса. Слуховое внимание.

Музыкальная память - Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

Чувство ритма - Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Творческие навыки - Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной

деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. Все данные обследования были внесены в карты и через определенные задания выявляла уровни развития детей.

Обследование проводила 2 раза в год. Все это позволило мне более грамотно построить дальнейшую работу по развитию музыкальных способностей детей.

Целью обследования, было определение уровней развития музыкальных способностей. Диагностические занятия проводила в нетрадиционной игровой форме,

Из данных первичного обследования я увидела, что относительно сформированными у детей, на начальном этапе оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, и те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой позднейшие образования. Результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:

1. Составить перспективный план развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Проводить первичное и итоговое обследование детей с целью выявления уровня развитости музыкальных способностей и дальнейшей целенаправленной работы с детьми.

2.Проводить занятия с применением музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей по разработанному плану.

3. Всю работу проводить в единстве с педагогами ДОУ и семьей.

4. Провести анализ эффективности проведенной работы.

При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальных способностей с целью оптимизации нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальных способностей: методика И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм», методика отечественной детской музыкальной педагогики : Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костиной; З.Я.Роот; Г.И.Анисимовой; и методики раннего музыкального развития Е. и С. Железновых. Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:

1 – Восприятие музыкального материала

2 – Разучивание ритмического рисунка

3 – Разучивание мелодической линии

4 – Проигрывание на звуковысотном музыкальном инструменте.

Далее этот музыкальный материал варьируется, закрепляется и переносится в свободную музыкальную деятельность детей, в виде дидактической игры. Эффективность применения такой системы выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей дошкольника.

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды занятий (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальных способностей детей. Подобранная подборка игр в данной технологии позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.

Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть достигнут еще при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях, а также оформление буклетов, стендов.

В результате проведенной работы по данному направлению видна динамика общего музыкального развития детей:

→Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее

движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.

Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое

исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения

мелодии.

→Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную

характеристику.

→Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им,

интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.

→У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения. Выкладывать ритмическую линию данных попевок, и определять ритм знакомых попевок по схемам.

→Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать характер и образ музыкального произведения.

→ Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

→При выполнении движений у детей отмечено разнообразие,

соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности.

Все это благодаря тому, что грамотно построена система развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

В данной работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо - все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к музыкальному виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Игры на развитие музыкально-сенсорных способностей.

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Курица и цыплята.

Ход игры: Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они все разбежались. Маша позови своих птиц. Послушайте, ребята, кого зовет Маша». Играет Ре 2-й октавы. Дети, у которых в руках цыплята, встают и ставят их перед Машей, поют тоненьким голосом «пи-пи-пи».

Затем играет Ре 1-й октавы. Дети ставят фигурки кур на стол и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игровой материал: Домик, кукла, карточки кур и цыплят по числу детей, или игрушки.

Птицы и птенчики.

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

Найди и покажи.

Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных.

Игры на развитие чувства ритма.

Зайцы на поляне.

Игровой материал: На планшете изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушае-

те музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.

Игра с бубном.

Игровой материал: Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

Цель игры: Вызывать у детей радость и желание играть; не акцентировать внимание детей на ритмичном исполнении.

Картинки и имена.

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

Игры с нитками.

Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.

Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам,

пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; нес-колько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Игры с пуговицами.

Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать к восприятию поня-тия «нота».

Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: боль-шим – «та», маленьким – «ти».

Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

Игры на различие тембровой окраски.

В лесу.

Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать кто же там сидит.

Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.

Игровой материал: Елка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки.

Музыкальный репертуар: «Зайка» р.н.м., «Медведь» М.Саркова, «Кошка» А.Редитова.

Кошка Мурка и музыкальные игрушки.

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они их узнают по звучанию.

Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

Игры на различие динамики.

Весёлый и грустный заяц.

Игровой материал: картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

Тихие и громкие звоночки.

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Игры на восприятие музыки.

Кто подошёл к теремку.

Цель: развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.

Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.

Волшебный мешочек.

Цель: Развивать музыкальную память.

Игровой материал: Небольшой, красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать куклы бибабо.

Ход игры: Взрослый говорит детям, что к ним пришли гости, но они где-то спрятались? Предлагает их поискать, показывает мешочек. Проигрывает на любом инструменте песенку, а дети отгадывают, кто там спрятался. Достаётся игрушка из мешка ребёнком.

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами.

Ход игры: Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким обра-зом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Игровой материал: Картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в средней группе.

Игры на развитие звуковысотного слуха.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дошкольного образования 2011г

    Программа
    - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.
  2. Департамент образования и молодежной политики

    Документ
    Безуевская Валерия Александровна – заместитель директора, начальник управления профессионального образования Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югра.
  3. Программа совещания руководителей образовательных учреждений г. Перми

    Программа
    Круглый стол для руководителей и заместителей руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
  4. Кожевникова Галина Алексеевна методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Направление 1.Формирование и оценка ключевых компетентностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся начальной, основной и старшей школы
  5. Анализ работы ддт за 2008-2009 учебный год

    Документ
    Итого, в коллективе: 6 человек имеют Почётную грамоту Министерства образования и науки, 4 чел. – нагрудный знак «Отличник просвещения», 1 чел. - «Почётный работник общего среднего образования», 1 человек – «Материнская слава».

Другие похожие документы..