Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Роев Б.А., Перов В.А.Сопротивление материалов. Задания и методические указания для курсовых и расчетно-графических работ для студентов, обучающихся п...полностью>>
'Документ'
Ученые и специалисты разных стран, а теперь еще правительства и общественность поняли, что нельзя решать экологические проблемы в одной отдельно взят...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Понятие геоинформационных (ГИС) и земельно-информационных систем (ЗИС), роль, значение и место ГИС и ЗИС в управлении земельными ресурсами и организа...полностью>>
'Документ'
Ирина Савельева, Андрей Полетаев «Возведение истории в ранг науки» (к юбилею Иоганна Густава Дройзена) В этом году исполнилось 200 лет со дня рождени...полностью>>

Сочинения святителя игнатия брянчанинова

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

????????? ?????????? ??????????

П.Е.Астафьев в своей замечательной статье “Симптомы и причины современного настроения: наше техническое богатство и наша духовная нищета” писал о том, что “легкость и дешевизна передвижений во все края земли и сообщений со всеми ее концами по телеграфам и телефонам, умножая число получаемых нами даром впечатлений, уменьшает их глубину и интерес и определенность для нас; эта быстрота и легкость перехода в самые разнородные обстановки, общественные положения и состояния не оставляет человеку времени приурочить свою впечатлительность, воспитать свою волю и глубоко привязаться интересами своего чувства ни к одной обстановке, ни к одному положению и состоянию или занятию и освоиться с их формами; что все положения, занятия и обстановки одинаково при этом теряют значение определенных выражений определенного, интересного нам и дорогого душевного строя, смешиваются между собой, становятся для нас бездушны и безразличны”5. Для современной жизни это наблюдение весьма актуально: ведь так вырабатывается поверхностное, несерьезное, безответственное отношение ко всей жизни; человеку уже не хочется обременять себя тяжкими раздумьями о смысле и цели жизни, ведь это - труд, и причем не из легких; зачем же “напрягать” себя, когда можно уйти от этих вопросов в “технически облегченный” виртуальный мир цивилизации? На самом же деле в результате этого человек неизбежно предается томительному, бесконечному унынию по причине ставшей привычной рассеянности и отсутствия основательных познаний и впечатлений1. Кроме того, размываются нравственные критерии, или, словами преподобного Исаака Сирина, присущая каждому человеку сила естественного ведения и различения добра и зла2: например, увидев по телевизору сексуальные извращения, человек уже не будет считать таким уж страшным грехом “невинный” блуд, раз другие доходят до такого...

????????? ????????

Реклама, как ее определяет А.Орлов, это “манипуляция психикой с целью создания определенных предпочтений. Задача рекламы - впечатка образа товара в подсознание”3. Согласно Н. Корзун, “за год американский ребенок просматривает 20 000 рекламных телефильмов, не считая приобщенности к другим видам рекламы”4. Что же представляет собой воздействие современной рекламы? “Язык рекламы - это язык подсознания... Умело созданная реклама обращена к подсознанию и говорит с ним на особом языке”, - и сегодня это уже не скрывают5. Для данной работы представляет интерес рассмотреть, какие технические приемы для этого используются:

  1. Употребление тщательно подобранных сокращений слов, вследствие чего подсознание само как бы “договаривает” недосказанное, но уже без контроля сознания.

  2. Использование “мгновенных образов”, подающихся с высокой скоростью; “при этом сознание не успевает проконтролировать образ, и он беспрепятственно проскальзывает в подсознание”6. То же самое применяется и в речи: значительно убыстренная или, наоборот, замедленная речь, не воспринимаемая при обычном прослушивании, тоже проникает в подсознание. Тот же эффект происходит и при наложении звукозаписей одна на другую или проигрывании в обратном направлении (что, кстати говоря, активно использовалось многими рок-группами (например, “Black Sabbath”, группы стиля “Dead Metal”) для вставки в свои песни обращений с откровенным богохульством или же текстами поклонения сатане7). Существует еще и техника воздействия посредством околопороговой громкости - однако в большинстве случаев этот способ применяется в различных методиках обучения языкам с воздействием на подсознание, в рекламе он не может быть использован.

  3. “Впечатка информации в подсознание в тот момент, когда как бы исчезает способность реальной оценки (ментальная пауза). Это основной способ воздействия рекламных роликов. Такая пауза может составлять всего лишь доли секунды. Для ее создания чаще всего используются ситуации, вызванные неожиданностью или удивлением”8.

  4. Цветовое воздействие благодаря высокоразвитым телевизионным и компьютерным технологиям способно оказывать влияние не только на сознание, но и на всё психоэмоциональное состояние человека9. Если же к этому добавить еще и психологию воздействия линии, формы, материала, поверхности и проч., становится ясно, насколько богат арсенал средств у создателей рекламных образов.

  5. “Воздействие в момент катарсиса при восприятии художественного образа”1, а также многие другие приемы, описываемые в цитируемой статье Орлова. Благодаря компьютерной трехмерной графике и анимации, позволяющим сочетать реальные видеосюжеты с созданными компьютером, перед создателями рекламы открыт практически безграничный горизонт изобретения все более сильных и действенных средств для влияния на человека.

    Однако следует добавить, что современная реклама может обходиться и вообще без всего вышеуказанного уже в силу своего положения в технократическом обществе отчужденных личностей. В этом отношении интересно следующее мнение Ж.Бодрийяра: “Решающее воздействие на покупателя оказывает не риторический дискурс и даже не информационный дискурс о достоинствах товара. Зато индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той заботе, с которой “другие” его убеждают и уговаривают, к не уловимому сознанием знаку того, что где-то есть некая инстанция (в данном случае социальная, но прямо отсылающая к образу матери), которая берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая и рационально оправдывая их в его собственных глазах. Таким образом, он “верит” рекламе не больше, чем ребенок верит в Деда Мороза. И это не мешает ему точно так же вовлекаться в интериоризированно-инфальтильную ситуацию и вести себя соответственным образом. Отсюда проистекает вполне реальная действенность рекламы: ее логика - не логика внушения и рефлекса, а не менее строгая логика верования регрессии” 2.

    Насаждая в людях различные пожелания, современная реклама способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу жизни. Нравственный аспект в рекламе отсутствует - больно дорого рекламное время для нравоучений! Поскольку современный человек не имеет представления о мысленной брани и принимает все возникающее в сознании за свои собственные мысли, то включение элементов, воздействующих на подсознание, является откровенным насилием над свободой человека3. Реклама мастерски насаждает в сознании человека систему ценностей “мира сего”, лежащего во зле и противящегося Богу. Странно бывает видеть после всего сказанного, как некоторые православные церковные люди относятся к просмотру рекламы как безгрешному и невинному занятию...

    ??????? ????????????

    В последнее время получили большую популярность телесериалы или многосерийные “мыльные оперы”1. Эти фильмы практически не имеют конца: так, телесериал “Даллас” идет в США уже более 10 лет, отняв у зрителей к 1989 году 14 404 минуты2. Кроме Америки, его также смотрят в 98 странах3. Чем же объясняется такая притягательность данных постановок? Прежде всего, своей незамысловатостью и простотой, а с другой стороны, показом “красивой жизни”: “роскошные, как дворцы, особняки, слепящий блеск спортивных автомобилей, голубая гладь собственных бассейнов, цветы магнолий размером с капусту, телефон в туалете и золотые краны в ванной из розового мрамора... А сногсшибательные туалеты, которые меняются десятками за серию! Как же не смотреть, бросив все?!”4 Эти телесериалы избегают каких-либо сложных психологических драм или же вопросов, заставляющих зрителя думать. Здесь все построено на принципе доставить максимальное количество разнообразных приятных впечатлений при минимуме работы сознания. Герои “мыльников” почти всегда однозначны: “положительные персонажи прекрасны по-положительному (светловолосые, улыбчивые, благородно-седые), отрицательные - по-отрицательному (жгучие брюнеты с коварным прищуром, обольстительные, как змеи, женщины, крупные, «полные гвардейской правоспособности» мужчины)”5. Благодаря тому, что время каждой серии не такое уж большое - обычно 30-50 минут - зритель не успевает утомиться, и его интерес лишь все более подогревается. Таким образом капля за каплей вдалбливается в сознание привычка к ежедневному просмотру “мыльников”. Возникает вопрос: что же плохого в этом?

    Сюжет “мыльных опер” не может быть построен ни на чем ином, кроме как на разнообразном действии страстей в персонажах. По сути, сюжет всех “мыльников” один и тот же: внутри- и межсемейные любовные интриги. Будучи ориентированы на самый посредственный уровень развития человека, телесериалы объявляют этот уровень желательным и нормальным, вполне достаточным для полноценной “счастливой” и “красивой” жизни. Человека, хоть мало-мальски образованного, не может не коробить этот убогий слащавый язык героев, бедность их мышления, скудость познаний6. В сознании же зрителей насаждается единственный идеал - легкой, богатой и красивой жизни, такой, как у телегероев. Таким образом, сознание человека уводится из реального мира в радужный мир телесериала; “мыльная опера” становится пустышкой для взрослых возрастом, однако младенствующих сознанием людей (1Кор.14.20). Недаром в простонародном английском есть синоним слова “телевизор” - “boobtube” - “труба для болвана”7! Телесериалы не внедряются, они просто вторгаются в личную жизнь: люди подстраивают режим дня, руководствуясь временем показа очередной серии - и вот уже не телевизор служит человеку, но человек служит ему, превращая телесериалы в ценность, более значимую, нежели события реальной жизни. О масштабах этого вторжения можно судить по следующему факту: “В 1983 г. туареги, крупнейшее племя кочевников в Сахаре, на десять дней позже начали свою ежегодную миграцию, с тем чтобы посмотреть последний эпизод передачи «Даллас»”1! Так постепенно формируется культ телелатрии, телепоклонничества. Недаром в современном интерьере телевизор занимает главенствующее место, “красный угол”, становится предметом первой необходимости, который приобретают молодожены, и не только они: “Окобамба, маленькая деревня с населением 400 человек, в Перу, прежде чем иметь водопровод, регулярную почтовую службу и даже электричество, обзавелась телевизорами на батарейках. Люди в этой части света вначале предпочитают иметь телевизор, а потом телефон”2. Достойно внимания и то, что 75% импортируемых в мире телепрограмм являются американскими3. С какой целью это делается, говорит Майкл Джей Соломон из компании “Лоримар телепикчерс”: “Мы будем менять мышление людей”4! Что же собой представляет секуляризованное мышление “великой блудницы”, напояющей ныне вином своего блудодеяния все народы, можно и не говорить...

    В психологии уже появился термин “телевизионной семьи”. Это такая семья, в которой “содержание всех отношений между членами семьи крайне редуцировано и в основном простроено только вокруг и по поводу телевизионных передач. Точнее, редукции и деградации подвергаются как сами отношения, так и та семейная совместность, которая этими отношениями порождается”5. Православное понимание семьи всегда неразрывно связано с понятием “семья - малая Церковь”: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”(Мф.18.20), - говорит Христос. “Телевизионные” же семьи тоже превращаются в “церковь”, только не Святого Духа, а духа “мира сего”, собранную не во имя Христа, а перед телевизором. Соответственно этому возникают и проблемы: если в христианской семье единство духа приводит к внутреннему, глубинному единству всех членов семьи, то “телевизионным семьям” свойственна глубокая разобщенность и отчуждение друг от друга, как свидетельствуют четырехлетние наблюдения М.Г.Садовской и А.А.Глискова6. Если в здоровой семье старшие непрестанно передают свой личный жизненный опыт младшим и тем самым способствуют формированию правильного отношения к действительности, то в “телевизионных” семьях картина наблюдается совсем другая. Подросткам, растущим в таких семьях, свойственны “либо очень инфантильные представления об обществе, о себе, о базовых ценностях, о государстве, об экономической жизни и т.п., либо эти представления крайне упрощены и неадекватны реальности”7. Причина этого лежит в особенности телевизионного материала. Это либо очень упрощенные схемы (“мыльные оперы”), либо экстремальные ситуации (детективы, приключения), либо вообще невозможные события (фантастика). Исследователи феномена “телевизионной” семьи отмечают также и неоспоримый факт трудности вхождения в общество молодого поколения, выросшего перед “голубым экраном”. Такие подростки “затрудняются в совершении элементарных социально значимых действий, у них весьма низка социальная компетентность, в первую очередь из-за ограниченности представлений о методах и жанрах межличностных взаимодействий. Усвоенные большинством из них гипертрофированные представления о жизни... прямо препятствуют формированию у них навыков поведения, адекватных реальным жизненным ситуациям”1. Таким образом, телевидение воспитывает у людей неверное, ложное мировоззрение, в результате чего человек оказывается беззащитным и легко уязвимым на поле брани реального мира. Особенно нашей стране характерно идеализированное отношение к телевидению, которое выработалось в период господства коммунистической идеологии: если что-то было сказано по телевизору, значит, это и есть правда. Сейчас этот “телевизионный миф” постепенно разрушается, но все-таки инерция подобного отношения сохраняется очень и очень сильно. Человек думает, что видит и слышит правду, а на самом деле ему лгут с серьезными лицами, со всей важностью и основательностью. А ведь ложь - это грех, и отец всякой лжи - диавол!

    Как ни странно, многими телепередачами и в особенности “мыльными операми” увлекаются не только люди нецерковные, но и некоторые православные верующие, большей частью женщины. Им кажется, что просмотр телесериалов не таит в себе ничего греховного, если в них нет разврата или грубых сцен насилия. По поводу этого необходимо сказать, что действие телесериалов на душу вполне сравнимо с чтением романов, только по степени влияния и глубине переживаемых чувств несравненно сильнее. О том, к чему приводит напитывание души подобными образами и впечатлениями, прекрасно пишет святитель Игнатий: “Те женщины, которые читали много романов, потом предались набожности и даже подвижничеству, наиболее хотят, чтоб их новая жизнь была также романом; они хотят быть по настроению души любовницами! Хотят: потому что воля, поврежденная неправильным употреблением ее, влечет их насильно к усвоившемуся сладострастию, а ум, ослабленный, помраченный, развращенный, плененный мыслями, сообщенными чтением, не имеет ни силы, ни способности руководствовать волею и удерживать ее от неправильного стремления. Напитанные чтением романов весьма способны к самообольщению и к бесовской прелести, как стяжавшие вкус к наслаждению сладострастием, которое может действовать не только грубым, но и самым утонченным образом, непонятным и неприметным для человека, еще не свергнувшего с себя ига страстей”2.

    ???????????? ???? ? ?? ??????????? ?? ????????

    Даже самой искусно созданной рекламе или “мыльной опере” далеко до тех возможностей, какие открывает для воздействия на сознание человека работа с компьютером. В последующих главах мы рассмотрим подробнее влияние компьютерных игр, сейчас же отметим лишь тот факт, что сама работа с компьютером создает идеальные условия для воздействия на сознание. Прежде всего, всякий, увлекающийся компьютерными играми, впадает в состояние транса: для достижения этого используются разнообразные методы воздействия практически на все органы чувств человека (высококачественное изображение, стереозвук, шлемы виртуальной реальности позволяют ощутить себя в трехмерном пространстве, специальные сенсорные перчатки и костюмы воздействуют двусторонне на осязание (см. иллюстрации 1-3); сейчас ведутся разработки по внедрению вкусовых и обонятельных ощущений). Игрок отождествляет себя с персонажем игры: неприметным образом он начинает вести себя так, как этого требует заложенная программа: “он уворачивается от пуль, ракет, волшебных шаров, он пытается, сидя на стуле, заглянуть туда, в экран, за угол, где притаился очередной враг. Играющий прищуривается, чтобы лучше увидеть замаскированного врага на фоне пестрой стены, хотя реально “враг” является всего лишь несколькими пикселами при разрешении 800х600”1. При полном сознании человек начинает вести себя так, как если бы он находился в другом мире - виртуальном. Если со стороны понаблюдать за поведением игрока перед монитором, можно вполне обоснованно подумать, что он беснуется: вздрагивает, подпрыгивает, вскрикивает, бьет “мышкой” по столу (а уж о том, что выделывают те, кто играют в шлемах виртуальной реальности или костюмах, и говорить не хочется...).

    Компьютерные игры, а также часто другая работа с компьютером, особенно инсталляция (установка) нового программного обеспечения, сопровождается обычно заметным эмоциональным подъемом, точнее говоря - сильным разгорячением крови. По поводу такого состояния души святитель Игнатий писал: “Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями, которые в свою очередь так разнообразны, что нередко противодействуют одна другой, причем одно движение крови уничтожается другим; но все эти разнообразные движения крови непременно сопряжены с рассеянностью, мечтательностью, обильным нашествием помыслов и ласкательствующих самолюбию картин (в этих нескольких словах святителем дана прекрасная характеристика воздействия современных визуальных средств! - П.В.). Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда сопутствуются приведением крови в усиленное движение, неестественное. Это движение есть движение греховное... Человек, позволяющий себе приводить кровь свою в такое движение и услаждающийся им, неспособен к приятию Божественной благодати2- так решительно заключает святитель3.

    Посредством компьютера человек достигает того же состояния души, какое имели люди, впадшие в мечтательность и прелесть: если у духовно прельщенных различные образы создавались собственным воображением или бесами, то у любителей компьютерных игр место последних заменил процессор компьютера. Результат один и тот же: разгорячение крови, в основе которого лежит действие страстей гордости и блуда, нежелание вернуться в этот реальный мир из мира иллюзий (большинство увлекающихся компьютерными играми способны проводить за игрой по многу часов, иногда до полного физического и психического изнеможения, жертвуя ради этого и сном, и едой). Виртуальный мир, так манящий к себе компьютероманов, является ни чем иным, как обманом, искусной подделкой реально существующего мира. Онтологический аспект виртуального мира будет рассмотрен в последующих главах, сейчас обратим внимание лишь на то, что по своей сути киберпространство является откровенной ложью: чувства человека уверяют его, что он находится в реально ощутимом мире, он видит, слышит, чувствует, трогает этот мир, видит, как действуют в этом мире его собственные руки - а на самом деле этого мира не существует: все же ощущения - лишь ловко проведенный техникой обман чувств. Как тут не вспомнить Мефистофеля, когда он обещает Фаусту:

    Ты больше извлечешь сейчас красот

    За час короткий, чем за долгий год.

    Незримых духов тонкое уменье

    Захватит полностью все ощущенья,

    Твой слух и нюх, а также вкус, и зренье,

    И осязанье - все наперечет.

    Готовиться не надо. Духи тут

    И тотчас исполнение начнут1.

    Если следовать мысли святителя Игнатия, что “прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину”2, то становится ясна прелестность виртуальной реальности. В отличие от радио, кино или телевидения, где человек все-таки остается пассивным наблюдателем и лишь сопереживает происходящим на экране событиям, в виртуальную реальность человек входит, или погружается. Данная терминология, обычная для компьютероманов, невольно вызывает весьма определенные ассоциации с восточными практиками “вхождения”, или “погружения”. И действительно, можно найти много схожего между техникой самопогружения и концентрации йогов и действием систем виртуальной реальности: и те, и другие “подвижники” уходят от реального мира в мир своих ощущений и переживаний; только тот мир имеет для них главную ценность, существующую же реальность они презирают; целью всех их усилий является достижение сладостного умоисступления; находясь телом в этом мире, мыслями и чувствами они стремятся всегда пребывать в другом; достигнув определенной глубины погружения, они получают ощущение своей неограниченной власти: йог - в мысленной ауре, компьютерный фанат - в киберпространстве. Все это наводит на мысль об одном источнике, породившем оба явления, общем отце лжи (Ин. 8.44)...

    Попадая в виртуальную реальность, человек вместо пассивного зрителя становится действующим лицом, от поведения которого зависит весь дальнейший ход событий. Для того, чтобы понять вытекающие из этого последствия, необ ходимо ввести два понятия: “орудийной среды” и “среды обитания”. “Орудийная среда” является посредником, передаточным звеном (именно в этом смысле средства массовой информации - mass media); “среда обитания” является всем тем окружением, в котором живет человек. “Все орудийные (инструментальные) среды обладают одним качеством: характерные для них области действия, уровень их структурной сложности много меньше соответствующих размеров человека или того человеческого сообщества, которое ими пользуется. Среды же обитания обладают как раз обратным качеством: среда обитания всегда много больше, чем тот организм, который в ней обитает”1. В виртуальной реальности происходит подмена, смещение этих сред: инструментальная среда компьютера воспринимается человеком как среда обитания. Но поведение человека в определенной среде обитания всегда находится в зависимости от нее: если инструментальной средой человек всегда управляет сам, то окружающей средой он оказывается всегда управляем: она в значительной степени формирует образ его поведения. Так неприметным образом виртуальная реальность задает характер поведения человека, становится диктатором его поступков.

    Обратимся вновь к святителю Игнатию: “Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело... Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти”2. И действительно: сознание-то человека рассчитано на жизнь в одной единственной реальности, а не в нескольких! Поэтому когда модели поведения в виртуальной игре переносятся и на реальную жизнь, происходит трагедия. Ведь эта жизнь - не игра: в ней нельзя нажать на клавишу сброса, когда ошибешься, и начать все сначала, или “прожить несколько жизней”, пока не достигнешь желанного результата или “уровня”! Не удивительно, что привыкнув к технически упрощенному миру, люди оказываются фактически неспособными к жизни в этом непростом мире; эта жизнь после виртуальной становится для них отвратительной и невыносимой каторгой, поистине “жизнью в темницах ада”3. Поэтому самым трагическим событием, по признанию самих играющих, является необходимость возвращения в этот несовершенный мир, в котором, однако, еще пребывают их тела...

    Если ярким показателем прелестности человека является проявление его гнева и недовольства, когда ему мешают “молиться” и “созерцать”, то попробуйте оторвать от светящегося монитора игрока или же выдернуть вилку из розетки! Вы тотчас увидите все яркие свидетельства прелестности его состояния: но будьте осторожны - иногда дело может дойти и до побоев4!

    ???????? ???????????? ???????? ??? ?????????? ??????

Диаграмма 2. Количество компьютеров в млн. штук по странам мира к началу 1997 г. (по данным Compiuter Industry Almanac).

Какие страсти и пороки насаждают в сердце компьютерные игры, будет сказано в V-й главе, здесь же отметим лишь то, что работа с компьютером способствует развитию рассудка, этой низшей способности ума. Рассудок по своему действию очень схож с компьютерным логическим “мышлением”, поэтому-то для машины важно, чтобы с ней взаимодействовала подобная структура человеческого сознания, причем именно таким образом, какой наиболее удобен для машины. Развитие рассудка при ослаблении деятельности разума свойственно вообще падшей природе человека, и этому способствуют не только компьютеры, но и фактически вся техника, будучи сама создана лишь посредством рассудка и призванная оперировать им. И.В.Киреевский писал по этому поводу: “Распадение разума на частные силы, это преобладание рассудочности над другими деятельностями духа, ... в начале имело действие противное и произвело тем быстрейшее развитие, чем оно было одностороннее. Таков закон уклонения человеческого разума: наружность блеска, при внутреннем потемнении”1. Таким образом, вместо развития разума и подчинения ему рассудка как низшей способности, техника содействует еще большей дезинтеграции человеческого сознания через постоянное обращение к рассудку и развития его за счет умаления деятельности разума: какое бы ни было личное отношение к Богу и вечности, вопросам жизни и смерти, всякий одинаково успешно может работать с компьютером, водить автомобиль, смотреть телевизор - особой мудрости для этого не требуется...

К вопросу о значении притрудности во всякой деятельности - в том числе и в творческой - мы еще будем обращаться, сейчас обратим внимание лишь на то, что легкость доступа к информации в компьютерных системах нередко весьма снижает качество самой информации. Согласно исследованиям японского профессора Маруама, студенты, активно использующие современные информационные технологии, “в состоянии в течение 8 часов напряженной работы с компьютером “проглотить” содержание нескольких книг в среднем по 300 страниц каждая. Это оказывается возможным благодаря тому, что запрограммированные соответствующим образом компьютеры позволяют уплотнять информацию, представлять ее в графическом виде, устранять повторы и облегчают сверхскоростной поиск информации в различных текстах”1. В результате развиваются лишь машиноподобные способности рассудка, и человек начинает воспринимать компьютер как свое продолжение (а иногда и наоборот...), дополнительное “вместилище” памяти. Однако энциклопедичность знаний еще не свидетельствует о способности к осмыслению, размышлению, проникновению в суть событий или явлений - всё это является достоянием уже не рассудка, но разума. Протестантский теолог Харви Кокс, апологет “мирского града”, с глубоким удовлетворением цитирует: “В секуляризованном мире нет больше онтологического способа мышления, мышления о высших метафизических сущностях... Теперь мы свободны от всех этих нереальных, сверхъестественных сущностей... Реально только то, что имеет к нам непосредственное отношение. Вещи не существуют сами по себе, они больше не субстанция, они существуют в том и ради того, что они делают с нами и что мы делаем с ними”2. Весьма примечательно, что для протестанта такое “понимание” истины, “возникающее в функциональную эру, не только не расходится с библейским, но в действительности гораздо ближе к Библии, чем вытесняемые им мифологическое или онтологическое понимание”3. Когда “истина выводится прагматически”4, комментарии излишни...

Вместе с развитием рассудочности и умалением разумности происходит стремительное обеднение языка: для компьютера необходим язык максимально рационализированный, чуждый широты значений и оттенков, упрощенный, с которым машине можно легко взаимодействовать. Для электронного перевода важно, чтобы слова использовались в своем основном значении, иначе возникают непреодолимые трудности. Поэтому человек подстраивает свою речь под машину, исключая из своего словарного запаса все то, что может нести различные смысловые оттенки, придавать языку красоту, изящность и образность - другими словами, все то, что делает наш язык искусством. Для этой цели идеально подходит упрощенный английский, который по праву сейчас называется “языком века информации”: “Компьютеры разговаривают друг с другом на английском. Более 80% всей информации в более чем 100 млн. компьютерах по всему свету хранится на английском языке. 85% всех международных телефонных разговоров совершаются на английском языке, также как и три четверти мировой почты, телексов и телеграмм”5. Однако, не будем забывать о том, что “если английский становится основным языком общения, то последствия этого очевидны: культуры англо-говорящих стран будут доминирующими6.

Что же несет с собой эта экспансия? В отношении западноевропейской культуры И.Ильин тонко подметил, что она “сооружена как бы из камня и льда. Здесь религия, искусство и наука (за немногими, гениальными, исключениями) холодны; а политика, техника, хозяйство и деловой оборот - жестки и суровы и вменяют себе эту жесткость в великую заслугу (“высший уровень культуры!”)... Любовь мешает уму и воле, а культура считается именно делом воли и ума”1. Господствующим становится голый рационализм, это “мышление без сердца”, которое, “даже самое умное и изворотливое, остается в конечном счете безразличным: ему все равно за что ни взяться, что ни обдумать, что ни изучить. Оно оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистическим (все условно, все относительно!), машинообразным, холодным, циничным... Такое мышление не умеет вчувствоваться в свои предметные содержания; оно не созерцает, оно лишено интуиции; его главный прием есть умственное разложение жизни, как бы умственная “вивисекция” живых явлений и существ. Поэтому оно остается аналитическим, оно действует разлагающе и так охотно занимается пустыми “возможностями” и “построениями” (конструкциями)”, - писал Ильин2. Это однобокое развитие чревато печальными парадоксами: “наш рассудок помогает нам производить оружие, которое наш разум не в силах контролировать. В самом деле, нам известно, как и что делается, но мы не знаем, зачем и почему”3...



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Н. Стрижев Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат несколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской прав

    Документ
    Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат несколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской православной церкви, а также к историческим
  2. А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих

    Документ
    Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян.
  3. А. Н. Стрижев Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» сокровищницу назидания и поучения святых Отцов. Книга учит страху Божиему, умной внимательн

    Книга
    Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» — сокровищницу назидания и поучения святых Отцов.
  4. Святитель Игнатий Брянчанинов

    Документ
    Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества.
  5. А. Н. Стрижев Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд «Аскетическая проповедь» ибольшой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение»

    Документ
    Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд — «Аскетическая проповедь» и большой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение».

Другие похожие документы..