Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Составление списка литературы, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной р...полностью>>
'Программа дисциплины'
Изучение курса "Стохастическое Моделирование" требует предварительных знаний по “Теории Вероятностей”, “Линейной Алгебре” и “Дискретной Мате...полностью>>
'Документ'
На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора - один за одним. Они стали так, что образовали две группы - большую и малую. Хористы все были дал...полностью>>
'Конкурс'
Наша земля это один большой дом. Создание Евросоюза показывает отношение новейшей истории к взаимосотрудничеству между собой соседних государств, нас...полностью>>

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1 Происхождение восточных славян

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э.Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский,украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.Древляне,названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.Наиболее развитыми и

культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников.Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов,медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем,не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо.Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.По нынешним народным можем судить о древней пляске славян, которою они торжествовали священные обряды

язычества и всякие приятные случаи:Народные игры и потехи:борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.В дополнение этому можно заметить, что славяне, еще не зная грамоты, имели некоторые сведения в арифметике, в хронологии.Славяне не имели никакой азбуки до 863 года.

8,2 золотой век

Вторую половину 19 века по праву называют "золотым веком" в развитиирусской культуры. Московская культурная жизнь этого периода целиком оправдываетэту характеристику. В Москве работало немало выдающихся учёных - Вернадский, Жу-ковский, Ключевский, Сеченов, Соловьёв и многие другие. Их имена увековечены вназваниях московских улиц. В 1872 году в Москве была открыта первая все-российская политехническая выставка, в дальнейшем на основе её экспонатов былсоздан политехнический музей. Появилось и объединение творческих работников Москвы, оказывавшее заметноевлияние на её культурную жизнь - артистический кружок, созданный по инициативеОстровского, Одоевского и т.д. В кружке проводились лекции и музыкальные вечера,обсуждались новые пьесы и ставились спектакли.

8,3 серебряный век

Глубокие сдвиги в общественном сознании были связаны с переоценкой всего сложившегося в XIX веке комплекса представлений о мире.

Характеризуя эту ситуацию, нужно, прежде всего, отметить волну иррационализма, охватившего и философию, и искусство этого времени:

возрождение иррационализма обусловлено распространением "философии жизни",которая тесно связана с символизмом.Русское общество нуждалось в моральном обновлении, в развитии нравственного сознания народа, особенно в атмосфере надвигающейся революции. Важнейшим шагом в развитии общественного сознания в России в конце XIX - XX вв. было то, что оно приобрело новый космический масштаб. Это было связано с процессом религиозно-философского Возрождения и перехода русских философов к созданию целостных философских систем. Одним из результатов этого было появление антропокосмизма, системы,в которой мир природы и мир человека гармонично смыкаются в одно целое.Создание философии антропокосмизма было самым крупным достижением русской мысли XX века, во многом определившим направление мирового научного поиска и тенденции развития миро-вой цивилизации. Ее можно рассматривать

завещанием русской культуры современной мировой цивилизации.Эсхатология в художественном сознании творческой интеллигенции рубежа веков выразилась даже в тематике их произведений: "Грядущий храм", "Конь бред","Апокалипсис в русской поэзии" и др.Если футуристы, акмеисты, обэриуэты переживали какие-то отдельные этапы апокалипсического пути культуры "Серебряного века", то Мережковский,

Розанов, Волошин, Белый прошли весь трагический путь от начала до конца.Именно они стали родоначальниками осмысления апокалипсической традиции.В годы революции 1905-1907 гг. революционная интеллигенция одобрила индивидуальный террор и действия крестьянства,уничтоживших 2000 помещичьих усадеб, в которых находились произведения искусства, библиотеки и так далее. Ответом либералов стал сборник "Вехи"(1909 г.), в котором было переосмыслено место интеллигенции в России,отношение интеллигенции к народу. "Веховцы" предложили интеллигенции новый идеал личности развития, советовали освободиться от "народолюбия" и уравнительских идеалов. Н.А. Бердяев говорил о необходимости "обуржуазить"Россию, понимая это как призыв к социальному творчеству и переход к высшим

формам хозяйства.

Из конспекта

Проблема численности

Проблема «критерий человечности»

Особенности

- кумулятивный (накопительный) характер

- способы передачи информации

- характер оформление информации

- результат культурной эволюции

Археологическая периодизация базируется по материалу и технике выполнения орудий труда

Тамсен:

І каменный век

1) палеолит 5 млн л – 10тыс л до н. э. (каменный век)

- нижний;

- средний

- верхний (40-10тыс лет до н.э.)

2) мезолит (9-7тыс лет до н.э. – средний каменный век) – происходит неолитическая эволюция – переход от присваивающего хозяйства к производящему; создание колеса стрел

3) Неолит (6-4 тыс л. До н.э.)

ІІ Бронза 3-2тыс. до н.э.

ІІІ Железо 1 тыс. до н.э.

Г. Чайлд, три эволюции

- орудийная

- аграрная

- городская

Деление по мере усложнения социальной структуры

- первобытного стада

- первобытная община

- этап военной демократии

2) пробл. Занимался Л. Леви-Брюль (прологическая ментальность)

Особенности

- прикладной характер

- принципы сопричастности

Это вера в лингвистическую связь между людьми, растениями, животными

- мифологичность сознания

Миф представляет собой исторически первую форму освоения деятельномти человека

Типы мифов

- этнологические (объяснимые)

- календарные

- лунарные и солярные

- эсхатологические (предвещающие края мира)

Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия

2 Крещение руси и его культур- историч значение

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие - принятие христианства.В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, показал себя усердным язычником. Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму. Приняв христианнскую православную веру,князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день,вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте.Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.по городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

11.Культура в современной Украине

Перспективность развития украинской культуры зависит от готовности ее представителей к культурной активности, которая в значительной степени зависит от их менталитета. Зачастую культура становится заложником политической борьбы.
1) современная украинская культура по своей исторической судьбе стоит перед несколько иными проблемами, чем культуры многих европейских стран, в частности неотложной является проблема формирования действительно национальной идеи, которую бы в равной мере воспринимало население всех регионов нашего государства. 
2) современная украинская культура сейчас находится в положении, которое можно определить как отчаянные поиски подлинности. Постоянным запросом для культуры является потребность в самоопределении, которое осуществляется через раскрытие собственной природы и признания традиций как своей подпочвы, через прояснение своих истоков и четкое представление ценностного стержня бытия человека в мире. При этом свою подлинность украинская культура должна не повторить, не просто воспроизвести, а создать. 
3) значительная часть украинской интеллигенции в силу ряда обстоятельств практически лишена своей главной общественной миссии – быть духовным проводником нации, с которым считается и которого уважает народ. Это выразительно проявилось в том, что современные люди искусства не являются лидерами в числе моральных авторитетов нации. 
4) оценка населением нынешнего состояния культурной сферы, изменений, которые в ней происходят, уровня удовлетворенности собственных культурных потребностей указывает на существование значительного потенциала государства в деле решения целого ряда проблем. 
5) в Украине существуют определенные региональные отличия, которые сложились в результате особенностей исторического развития, демографического состава населения. Это обстоятельство следует также учитывать в процессе становления единой украинской нации. 
В конце следует отметить, что однозначно утверждать об отсутствии в Украине национальной идеи и сетовать на существующее состояние дел было бы преувеличением. В действительности национальная идея есть, но ее необходимо четко сформулировать и показать всем. Тогда никто не сможет спекулировать, предлагая народу фальшивые ценности вместо реальных. В Украине главным капиталом, ресурсом и фактором развития являются люди. М.Грушевский в свое время охарактеризовал исторический психотип украинцев как «созерцательный индивидуализм», который подчиняет общественный интерес личному и предполагает детальный анализ и рационализм в принятии каких-нибудь решений. Следовательно, общеукраинский интерес можно определить как совокупность интересов отдельных граждан, семей, организаций, а не разнообразных абстрактных понятий.

Из произведений

.6. Ницше антихристианин

Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более

сильного - в том смысле, как думают сегодня. "Прогресс" - это просто

современная, то есть ложная, идея. Европеец наших дней по своей ценности

несравненно ниже европейца Ренессанса; поступательное развитие отнюдь не

влечет за собой непременно возрастания, возвышения, умножения сил.

В ином отношении отдельные удачные феномены беспрестанно появляются - в

разных частях света и на почве самых различных культур; в них

действительно воплощен высший тип человека - своего рода сверхчеловек в

пропорции к человечеству в целом. Такие счастливые случаи были возможны и,

вероятно, будут возможны всегда. Даже целые поколения, племена, народы

могут быть при известных обстоятельствах таким точным попаданием.

Мы переучили все. Во всем стали скромнее. Мы уже не выводим человека из

"духа", из "божества", мы опять поместили его среди животных. Он для нас

самое могучее животное - потому что самое хитрое; его духовность -

следствие. С другой стороны, мы решительно противимся тщеславию, которое и

тут готово громко заявить о себе, словно человек - это великая задняя мысль

всей животной эволюции. Никакой он не венец творения - любое существо стоит

на той самой ступени совершенства, что и он... И того много: в сравнении с

другими человек получился хуже,- самое больное и уродливое среди

животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни... Но, впрочем, он

и наиболее интересен!.. Что касается животных, то сначала Декарт (весьма

достойная дерзость!) осмелился помыслить животное как machina *; вся наша

физиология стремится доказать этот тезис. И мы вполне логично не ставим

человека в сторонку (как еще Декарт),-все, что вообще понятно до сих пор в

человеке, не заходит дальше понимания "машинообразного" в нем. Прежде

человека наделяли "свободой воли" - даром высших сфер; теперь мы отняли у

него и волю - в смысле особой способности. Слово "воля" служит теперь для

обозначения результирующей - чего-то вроде неизбежной индивидуальной

реакции на множество отчасти противоречащих друг другу, отчасти

гармонирующих друг с другом раздражений. "Воля" теперь не "созидает", не

"движет"... Раньше в сознании, в "духе" человека видели доказательство

высшего, божественного происхождения человека; чтобы усовершенствовать его,

ему, словно черепахе, советовали вобрать в себя все чувства, прервать

общение с земным миром и сбросить смертные покровы: тогда, мол, и останется

самое главное - "чистый дух".

3 Культура К руси

Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков.До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрения на космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний простых людей.Язычество – религия, и близко любой другой религии уже по своей этой главной сути – вере в Бога.Язычество – от "языки" (суть: народы, племена); эта слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной.Славянские язычество .развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных - пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада (Кродо).День прилёта жаворонков – 9 марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты; говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был перенесён па 1 мая н считался бесовским, нечистым днём, вернее – ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и христианская Пасха сблизились.Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков, переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие. Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а (3продолж.)также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай вас злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)."

Берегинь было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед (прародитель, предок). Баба Яга (изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насаждения христианства превращена в злобного демона). Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы) и др. (Сочинений о идолопоклонстве, писанных или современниками, или жившими скоро после них писателями, находится у них весьма мало. Но они имели стихотворцев, и притом во времена мрачнейшей древности. Это доказала нам недавно в России найденная песнь из двенадцатого века. Изображения богов находили иногда, но не везде. В Прильвице вырыли великое множество; господин Маш подарил нам весьма важное описание их; но куда девались самые изображения? Они верно в руках частных людей, где не всякий может пользоваться ими. И в Госларе нашли истукан, который однако ж давно уже без сомнения пропал. В Герлице, после многих поисков, увидели с досадою, что не осталось никаких памятников древнего богослужения; нашли только на одном доме льва и почли его за Флинца.

Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но у германских и других наций произошло то же самое, выключая одной Италии.

Остатки обычаев языческих славян сохранились еще в Украине, России, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы почитать их такими, потребно глубокое, основательное познание древностей.

Кроме сих, хотя и недостаточных источников, есть у нас еще два посторонние источника, состоящие в наших песнях и так называемых народных сказках. В русских песнях находится много характерического; на многих остался отпечаток седой древности; иные ж из них происходят вероятно из языческих времен, потому что в них упоминаются часто имена некоторых русских богов.

Сии и многие другие сокровища долго уже скрываются, будучи

написаны не a`la Voltaire, или a`la Sterne но а`la... Что ж из того следует? – Что у россиянина в девятнадцатом веке нет еще совсем российской истории! Но он получит ее, получит под правлением кроткого Александра.

4 Культура Галицко – Волынского княжества

Галицько-волинське князівство мало тісні культурні взаємозв'язки з країнами Західної Європи, що виявлялися в активній торгівлі, дипломатичних стосунках, різних політичних переговорах та взаємних візитах. Західні князі неодноразово відвідували Володимир, Холм, Галич, а галицькі та волинські князі в свою чергу не раз бували в столицях західних держав. Літопис розповідає про візит Данила до угорського князівства. Данило "їхав поруч з королем за звичаєм руським: кінь під ним був напрочуд гарний, сідло з паленого золота, стріли і шабля прикрашені золотом та іншими оздобами, аж дивно було, кожух із оловира грецького, обшитий золотим плоским мереживом,і чоботи з зеленого сап'яну". Воїни, які супроводили князя теж були пишно одягнуті: "Від полків його йшла велика світлість, від блискучої зброї".

Дружина князя справила велике враження на місцевих людей, а король Бела в захопленні казав: "Менш варта мені й тисяча срібла, ніж те, що ти приїхав руським звичаєм своїх батьків".Між державами відбувався обмін мистецькими цінностями. Для церкви Богородиці в Холмі Данило привіз із угорської землі "чашу з багряного мармуру, вирізьблену чудовим мистецтвом,..". Мстислав Данилович подарував Конраду Мазовецькому дорогий одяг та гарних коней з майстерно виготовленою збруєю.Події культурного і політичного життя у Галицько-волинському князівстві знаходили широкий відгук у хроніках західних держав.У той же час в Галицько-волинському літописі розповідається про події в країнах Західної Європи. Взаємовпливи культур формували атмосферу міжнародної довіри та мирних взаємовідносин у жорстоку феодальну епоху воєн і розбою. Па заході Галицько-волинська Русь була форпостом східнослов'янської духовності. Різні сфери її культури, зокрема такі як освіта, мистецтво,філософія, література, розвивалися під впливом західної та східної культур.^ Через такі культурні центри, як Володимир, Холм, Галич і Львів культурні впливи давньоруських земель надходили до східних слов'ян в Уіорщину і держави Центральної Європи. У той же час Галіщько-Волинські землі зазнава;шістотних культурних виливів своїх західних сусідів; засвоєнл духовні і матеріальні цінності передавались іншим землям Стародавньої Русі. Але основа культури І алицько-волинського князівства була українська, спільна з

іншими князівствами Стародавньої Русі.Князівські міжусобиці та напади різних завойовників виливали на культуру Галицько-Волинського князівства, але не змогли призупинити розвитку культурного процесу. Грунтуючись на принципах єдності культури старокні'вської держави, культура західного князівства продовжувала розвиватись в умовах феодальної роздрібненості, втілюючи ідею (диості давньоукраїнських земель. За своїм ідейним змістом та художніми якостями ця культура була на рівні культур середньовічної Європи, а в окремих випадках перевищувала їх. Цим самим вона сприяла закріпленню історичних традицій Київської Русі, примножувала багатющу скарбницю традицій української культури.

10. Культура Украины 20го века. Основные этапы возрождения укр.литературы.

XX ст., як, мабуть, ніяке інше, дуже насичене різноманітними істо¬ричними подіями, характеризується різкою зміною політичних режимів, соціально-економічної ситуації. Звідси різні історичні умови, в яких розвивалася українська культура. Цей новітній період розвитку україн¬ської культури можна розділити на декілька етапів:

коротка доба відновлення української державності (1917-1920 pp.), коли було створено принципово нові умови для розвитку української національної культури, але поступ культури відбувався в період гостро¬го військово-політичного протистояння, громадянської війни та інозем¬ної військової інтервенції;

радянський етап (1921—1991 pp.), який включає в себе і добу злету 20-х pp. покоління "розстріляного відродження", яке вже в 30-ті pp. зазнало тотальних репресій не тільки проти митців, праців¬ників культури, але й звичайних її носіїв, і добу "відлиги" з рухом так званих "шестидесятників", і період подальшої русифікації та утисків української культури;

етап розбудови незалежної України і відродження національної культури, який триває досі й знаменує початок її нового поступу.

Найжвавіше і без особливих перешкод відродження української мови відбувалося у нижчих і вищих початкових школах, що забезпечу¬валося підтримкою національне свідомої частини населення і учительс¬тва. Значно складнішою була ситуація в середніх і вищих навчальних закладах, де значний опір українізації навчання чинили деякі викладачі та батьки учнів,

Першу українську гімназію ім. Т.Г.Шевченка було відкрито на кошти Товариства шкільної освіти і пожертвування окремих осіб 18 березня 1917 р. Вона працювала у приміщенні іншої гімназії, у вечір¬ню зміну.

Значну увагу Генеральний секретаріат народної освіти приділяв проблемам вищої школи.

22 листопада 1917 р. було відкрито Академію мистецтва -першу вищу художню школу в Україні. Головним завданням Академії її організатори вважали піднесення національного мис¬тецтва до світового рівня, виховання покоління митців, які змо¬жуть здійснити це завдання.

Важливою подією в культурному житті України того часу сгало відкриття другого Українського Народного університету 21 кишія 1918 р. в Полтаві. Ініціатива заснування належала місцевій ''Просвіті", запис розпочався у лютому 1918 р. на два факультети: історико-філологічний і економіко-правничий.

Вже стало нормою характеризувати 20-ті pp. як чергове націо¬нальне відродження. Це справді яскравий феномен в історії українсь¬кого народу. Його коріння - в нетривалому, але важливому періоді від¬новлення української державності 1917—1920 pp. Ця доба дала такий сильний імпульс національного розвитку, що його не змогли зупинити ані братовбивча громадянська війна, ані масова еміграція української інтелігенції, ані тиск тоталітарної держави. Це відродження охопило різні сфери життя, і передусім - освіту, науку, літературу, мистецтво.

Важливим напрямом культурного будівництва в освітній сфері була ліквідація неписьменності населення. У 192] р. було прийнято постанову Раднаркому УСРР, у якій підкреслювалося, що все населення віком від 8 до 50 років, яке не вміє читати й писати, зобов'язане навча¬тися грамоті російською або рідною мовою за бажанням. У 1923 р. було створено товариство "Геть неписьменність!" Протягом 20-х pp. кіль¬кість неписьменних скоротилася з 76% до 46% дорослого населення. Держава надавала певні пільги тим, хто навчався. Зокрема, робі гники звільнялися на 2 години від праці зі збереженням заробітної плати, се¬лянам надавалась 20% знижка для обов'язкового страхування майна. Підручники для гуртків лікнепу випускалися мовами багатьох націо¬нальностей. Було організовано понад 120 культармійських "універси¬тетів" для надання методичної допомоги активістам лікнепу.

9. Классическая украинская литература рубежа 19-20 века

Українська проза цього періоду позначена різноманітними жанрово-стильовими пошуками. У прозі переважають теми з селянського життя, і всі вони здійснені в оповідній манері. Поряд з інтенсивним розвитком реалізму в літературі 50-60 років продовжували жити певні традиції романтизму. У романтичному аспекті подають письменники й епізоди минулого(«Чорна рада» П. Куліша).

Суттєвим кроком у розвитку великої епічної форми в українскій літературі є створення соціал.-побутового реаліст. роману. Досить часто в літературі цього періоду зустрічається такий жанр, як оповідання – казка. Поширюється також худ. нарис з елементами публіцистики, етнографії.

У 70-90ті роки в Україну вступають чимало нових прозаиків – П. Мирний, І. Франко. Соціально-побутові романи, повісті та оповідання порушували проблеми безземелля,солдатчини, бурлакування. Особливо в творах І. Нечуя-Левицького «Бурлачка», «Микола Джеря».

Перший в укр. літературі соціально-психологічний роман «Хіба ревуть воли, як ясло повні» через складну архітектоніку глубоко і всебічно розкриваються внутрішні закономірності народного життя.

Соціально-філософську тенденцію в прозі представляють повісті П. Мирного «Лихі мови». Поряд з традиційними темами (кріпаччина, життя духовенства, солдаччина) розгортаються нові змальовування життя інтелігенції.

5.Козацтво,як культурне явище.

На мочатку 17ст. козацтво виступає вже організованою політичною силою.Саме в козакові народився неповторний для всього слов’янського світу тип мовини.Але козак-ще й герой,звжди готовий до самопожертви.Недарма історики називали зап.січ республікою укр.спартою, що викохала нам військо. Козацтву з часом стало під силу взяти на себе оборону віри і прав,культури українського народу.Козацтво підняло голос і справою довели, що здатнє захистити православне населення,його храми.Козацтво протягом півтора століть відстоювало свої права і виявило себе у культурній розбудові держави. Саме з козацького середовища вийшла нова провідна верства, нова нац. аристократія, нова інтелігенція, яка взяла на себе утвердження власної державності,і розвиток освіти, спорудження та реконструкція храмів,будівництво громадських споруд,опікування мистецтвом,тоцо.козацтво відкривало школи та майстерні при монастирях.Їх добробут зростав завдяки потужній оконом. підтримці козатства. У цих умовах боротьби за незалежність, за розбудову державності і культури змученів інтелект нації,зродилася когорта видатних її діячів. Саме козацькі часи в історії У. називають добою Барокко. У. Барокко виявляеться співзвучним історичному часові,що переживав народ.Серед них маемо:козацькі думи,пісні,поеми,козацький танок,портрети,козацькі собори.В науці широко знаний літопис Самовидця. У ньому згадуються усі визначні козацькі поводирі, починаючи від Б.Хмельницького до І.Мазепи.

7 Культура укр барокко

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля.Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью,пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры [1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины [2], воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано.В плане –это базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами [6] над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре.Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского арсенала во Львове,1635 г.)

6. Идея Ренессанса в Украине. Полемическая литература и летоисчисление.

Представники полемічної літератури не приймали раціоналістичних ідей нового часу, з недовірою придивлялися до змін в дусі Ренесансу. Мислителі цієї пори вважали, що багатство, гонитва за успіхом, боротьба всіх проти всіх спустошують думу. Їхні опоненти ставляться прихильно до європейського вибору, шляху до цивілізації, що культивує активність і діловитість. В Україні йде уточнення християнських цінностей. Отже, духовні цінності стали предметом громадської уваги і критичного осмислення. Це спонукало до реформування уніатської і православної конфесії. Піднесенню православної церкви сприяла широка підтримка з боку П. Могили => реставрація храмів. Оновлення торкнулося і освітянської справи => суперечки. Піднімалася проблема освіти, єдиної концепції навчання не було. Тому вимальовувався новий тип школи. Однак згодом зникли дискусії і вагання, установлюється новий реалістичний погляд. Україні потрібні були діячі різного фаху, різного масштабу – не лише козацька старшина, а й вчителі, вчені, дипломати тощо. Освіта стала державною справою. Першою дала зразок поєднання вітчизняних освітніх канонів із західною школою Острозька школа. Слідом Львівська братська школа і т. д. Однак на кінець XVII ст. завдяки закріпаченню і розоренню селян гине добре поставлена освітня реформа. Та впродовж свого існування освітні заклади сприяли книговидавницькій справі.

Шпоры по произведениям

.1. Эрих Фромм ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ

Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Автор, напротив, ставит целью убедить читателя, что любовь не такое чувство, пережить которое может всякий, независимо от уровня достигнутой им зрелости. Нет, все наши попытки испытать любовь обречены на неудачу, если мы не будем стремиться постоянно развивать себя как личность, а удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В обществе, где эти качества редки, и настоящая любовь – исключение. Пусть каждый спросит себя, много ли он встречал действительно любящих людей.

Однако трудность цели не должна отпугивать тех, кто хочет достичь ее и понять, какие подводные камни надо преодолеть на этом пути. К тому же я старался говорить на предельно доступном языке, сведя к минимуму ссылки на специальную литературу.

Для некоторых проблем я не нашел удовлетворительного решения, т.е. не сумел избежать повторения идей, высказанных в предыдущих моих книгах ("Бегство от свободы", "Человек для себя", "Здоровое общество"). И все же "Искусство любить" – вовсе не повторение известного. Здесь содержится много мыслей, выходящих за пределы того, о чем я писал раньше. И это вполне естественно. Ведь и старые идеи обретают все более глубокое видение и понимание, когда сосредоточиваешься на главном вопросе. В данном случае таковым для меня был вопрос: что же такое любовь?

Способность любить зависит от умения освободиться от нарциссизма, от самозабвенной привязанности к матери и клану; она зависит от нашего желания расти, развивать созидательную ориентацию в наших отношениях к миру и к самим себе. Этот процесс освобождения, рождения, пробуждения требует одного качества, являющегося необходимым условием: веры. Практика любви требует практики веры.

Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и, в конечном счете, всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т.д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного.

.2. Фрейд Будущее одной иллюзии

Человек, поддавшийся искушению предложить от своего имени какое-то предсказание о вероятном будущем, поступит поэтому благоразумно, если будет помнить о вышеназванных помехах, равно как и о ненадежности, присущей вообще всяким пророчествам. Лично меня все это заставляет поспешно уклониться от слишком обширной задачи и сразу заняться небольшой частной областью, которая к тому же и прежде привлекала мое внимание. Сперва мне, правда, придется как-то определить её место внутри всеобъемлющего целого.

В чем заключена особая ценность религиозных представлений? Мы говорили о враждебности к культуре, следствии гнета этой последней, требуемого ею отказа от влечений. Если вообразить, что её запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, - какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь! Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение. Каждый другой имеет в точности те же желания, что я, и будет обращаться со мной не более любезным образом, чем я с ним. По существу, только один-единственный человек может поэтому стать безгранично счастливым за счет снятия всех культурных ограничений - тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти; и даже он имеет все основания желать, чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай.

Но как неблагодарно, как, в общем, близоруко стремиться к отмене культуры! Тогда нашей единственной участью окажется природное состояние, а его перенести гораздо тяжелей. Правда, природа не требовала бы от нас никакого ограничения влечений, она дала бы нам свободу действий, однако у неё есть свой особо действенный способ нас ограничить, она нас губит, холодно, жестоко и, как нам кажется, бездумно, причем, пожалуй, как раз по случаю удовлетворения нами своих влечений. Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, её подлинное обоснование - защита нас от природы.

Культура облегчает ему здесь задачу, она старается в одинаковой мере за всех; примечательно, что, пожалуй, все культуры делают в этом отношении одно и то же. Они никогда не дают себе передышки в выполнении своей задачи - защитить человека от природы, они только продолжают свою работу другими средствами. Задача здесь троякая, грубо задетое самолюбие человека требует утешения; мир и жизнь должны быть представлены не ужасными, а кроме того, просит какого-то ответа человеческая любознательность, движимая, конечно, сильнейшим практическим интересом.

.3. Карл Юнг Проблема души современного человека

Проблема души современного человека относится к тем вопросам, которые необозримы именно из-за своей современности. Современный человек - это человек, только что образовавшийся, современная проблема - это вопрос, который только что возник, а ответ на него пока еще находится в будущем. Поэтому проблема души современного человека в лучшем случае представляет собой постановку вопроса, который выглядел бы, наверное, совершенно иначе, если бы у нас была хоть малейшая догадка относительно будущего ответа; к тому же этот вопрос касается чего-то слишком общего - если не сказать неопределенного, - настолько безгранично превышающего способность понимания отдельного человека, что мы имеем все основания подходить к такой проблеме с глубочайшей скромностью и умеренностью. Я считаю необходимым такое признание в ограничении себя малым, ибо ничто так не соблазняет произносить громкие и потому еще более пустые слова, как обсуждение подобной проблемы. Ведь, по-видимому, нам придется говорить нескромные и дерзкие вещи, которые легко могут нас ослепить. И без того уже слишком много было тех, кто пал жертвой своего красноречия.

Неожиданным следствием этого духовного течения является то, что мир приобретает такой уродливый облик, что любить его становится уже невозможным; мы не способны уже любить даже самих себя, и в конечном счете вовне не остается больше ничего, что могло бы выманить нас из нашей собственной души.

Пожалуй, это тот результат, которого, по сути, и добивались. В конце концов какой другой смысл вкладывает теософия в свое учение о карме и реинкарнации, как не тот, что этот мир иллюзий - всего лишь временное пребывание на моральном излечении несовершенного? Она делает относительным даже имманентный смысл современного мира, разве что пользуясь при этом другой техникой: обещая иные, более высокие миры, но не сея при этом ненависти к современному миру. Результат, однако, остается тем же самым.

Все эти идеи, как я уже говорил, отнюдь не являются академическими, но они охватывают современное сознание снизу. Опять-таки разве случайно, что теория относительности Эйнштейна и новейшая, граничащая уже с надкаузальным и незримым теория атомов становится достоянием нашего мышления? Физика и та испаряет наш материальный мир. Поэтому, на мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что современный человек неизбежно обращается к своей душевной реальности и ожидает от нее определенности, в которой отказывает ему внешний мир.

Однако душа западноевропейца вызывает опасения, и тем большие, чем более мы предпочитаем иллюзии о нашей внутренней красоте беспощадной истине. Западноевропеец прямо-таки окутан клубами дыма от самоокуривания, которые должны скрыть от него его истинное лицо. Но чем мы являемся для людей с другим цветом кожи? Что думают о нас Индия и Китай? Какие чувства испытывает к нам чернокожий? Все те, кого мы истребляем с помощью водки, венерических болезней и самого обычного грабежа?

.4. Бердяев Человек и машина

Господство техники и машины открт яает новую ступень действительности, еще не предусмотренную классификацией наук, действительность, совсем не тождественную с действительностью механической и физико-химической. Эта новая действительность видна лишь из истории, из цивилизации, а не из природы. Эта новая действительность развивается в космическом процессе позже всех ступеней, после сложного социального развития, на вершинах цивилизации, хотя в ней действуют механико-физико-химические силы. Искусство тоже создавало новую действительность, не бывшую з природе. Можно говорить о том, что герои и образы художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фауст, Мона Лиза Леонардо или симфония Бетховена - новые реальности, не данные в природе. Они имеют свое существование, свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия. Люди культуры живут среди этих реальностей. Но действительность, раскрывающаяся в искусстве, носит характер символический, она отображает идейный мир. Техника же соадает действительность, лишенную всякой символики, в ней реальность дана тут, непосредственно. Это действует и на искусство, ибо техника перерождает самое искусство. Об этом свидетельствует кинематограф, вытесняющий все более и более старый театр. Сила воздействия кинематографа огромна. Но он стал возможен благодаря техническим открытиям, главным образом изумительным открытиям в области света и звука, которые на людей прежних эпох должны были бы произвести впечатление настоящих чудес. Кинематограф овладевает пространствами, которыми совершенно бессилен был овладеть театр,- океанами, пустынями, горами, так же как овладевает и временем. Через говорящий кинематограф и Т. S.F. актер и певец обращаются не к небольшой аудитории старых театров, в которых небольшое количество людей соединялось в определенном месте, а к огромным массам всего человечества, всех частей света, всех стран и народов. Это и есть самое сильное орудие объединения человечества, хотя им могут пользоваться для самых дурных и вульгарных целей.

Власть техники в человеческой жизни влечет за собою очень большое изменение в типе религиозности. И нужно прямо сказать, что к лучшему. В техническую, машинную эпоху ослабевает и делается все более и более затруднительным наследственный, привычный, бытовой, социально обусловленный тип религиозности. Религиозный субъект меняется, он чувствует себя менее связанным с традиционными формами, с растительно-органическим бытом. Религиозная жизнь в техническо-машинную эпоху требует более напряженной духовности, христианство делается более внутренним и духовным, более свободным от социальных внушений. Это неизбежный процесс. Очень трудно в современном мире удержать форму религии, определяемую наследственными, национальными, семейными, социально-групповыми влияниями. Религиозная жизнь делается более личной, более выстраданной, т. е. определяется духовно. Это, конечно, совсем не означает религиозного индивидуализма, ибо сама соборность и церковность религиозного сознания не социологическую имеет природу. Но в другом отношении власть техники может иметь роковые последствия для духовной и религиозной жизни.

.5. Хейзинга Человек играющий

развитой культуры, вновь давала о себе знать в полную силу, вовлекая и

отдельного человека, и массы в упоение грандиозной игры.

Кажется очевидным, что взаимосвязь игры и культуры нужно искать в первую очередь

в высших формах социальной игры, там, где она проходит в упорядоченных действиях

группы или сообщества, или двух групп, противостоящих друг другу. Игра в

одиночку плодотворна для культуры лишь в весьма ограниченной степени. Ранее мы

уже указывали на то, что все основные факторы игры, в том числе и совместной

игры, уже существовали в жизни животных. Это схватка, выставление себя напоказ,

вызов, щегольство, притворство, ограничительные правила. Вдвойне примечательно

при этом еще и то, что именно птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от

человека, имеют так много с ним общего: тетерева исполняют танцевальные па,

вороны соревнуются в искусстве полета, беседковые1*, да и другие птицы имеют

обыкновение украшать свои гнезда, певчие птицы наполняют воздух мелодиями.

Состязание и представление, таким образом, не проистекают из культуры как

развлечение, а предшествуют ей.

По конспекту:

1. Происхождение и смысл термина «культура»

1940 г. Опубл. Раб. Нидерамана – «Культура Ист. Разв. Понятия от Цицерона до Гердера». Ведет происх. От culture,colore. Знач. Этого слова – населять, почитать, поклонятся. Производ. Слова - колония, культ, кутюр. В Др. Риме получ. Знач. «воспитание человека». Словом «культура» назыв. Духовный мир чел, отличного его от животного. В мире науч. Оборот входит в 18 веке. Слово «Культура» стали использовать для обозначения идеи культ. Как сферы воспит. Человеч. В противовес природ. И стихийному сущ. Ценнос. Точка зрения счит, что с культурой связ. Позитив. Явления. Антрополог. Точ. Зрения – под. Культурой понимают реально сущ. Образ жизни человека, поэтому культ. Как и человек амбивалентна (противоречива). Культура – совокупность артефактов. Культура прест. Собой совокуп. Видов преобраз. Деят. Человека и общества, а также результаты этой деятельности воплощ. В материал и дух. Ценностях. Две характ. Черты культ – 1) целостность, означ. Единство чел, его деятельн. И культуры. 2) репрессивность, культ. Начин с того, что чел. Начинает огр свои действия.

2. Понятие субьекта культуры, ментальность как категория культурологи

Субьектом культуры явл. Человек. Сущность взаимнообратный проц – чел. Созд. Культуру, культура создает человека. Ментальность – ум, разум, душевный склад. Ментальность – относ. Целост. Совокуп. Интеллект. Навыков, верований, представлений, эмоц установок; которые формируют картину миру и скрепляет единство культ. Традиц.

Ментальность имеет неосозн, неустойч характер. Ментал. Подраздел. На типы – национальный, профессиональный , возрастная, Ментал. Явл. Одним из основополож. Принципов функц. Культуры. Если измен ментал – измен. Тип общества

3. Структрура и функции культуры

В культ. Выдел материал и дух части. Можно разделить на мировую и национальную, городскую и сельскую, профессионал и народная. 3 подсистемы в структ культуры – 1. технологическая(орудия труда, технологии производства, жилье, нападение, защита) 2 социальная(отнош. Между людьми, соотв. Типы поведения) 3. идеологическая. Функции культуры: 1) адаптивная(приспособительная) 2) коммуникативная( культ. Условл. И рез. Общения людей) 3) информативная(особый надбиолог. Способ хран и передачи инф.) 4) аккумулятивная(накопительная) 5) интегративная. 6) социальная(проц. Усвоения индивидом общественного опыта и актив. Поспроизводства этого опыта в своей жизни. 7. Человекообразущая.

4. Типология и периодизации культуры

1) всемирно исторический фильм(универсастистская) этот подход осн. На идеи единства культ-истор. Процессов. Представители: Ю. Морган наз три типа культуры – дикость, варворство, цивилизация; К. Маркс. Обществ. Економ. Формации – первобыт-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая; К. Ясперс. Смысл и назначение ист. – первобытный, древне-восточ. Цивилизац., этап осевого времени(8 до н.э – 2 до н. э.) и это послед, кот продолжа. До 19 века – эпоха нтр.

2) Локально – историчеч. Тип. Представители – Н. Я. Даниловский, О. Шпенглер, Арнольд Тайнси. Базируется на идеи полилинейного ист. Развития.

3) Волновая. П. Сорокин счит. Что в осн. Типов культуры наход. 3 типа – идеационный, сенсативный, идеалитстический.. В характере современ. Культ. Выдел регионал. Подход. 6 культурных регионов – Европейский, арабо-мусульманский, тропико-африканский, индийский, дальневосточный, латино-американский. К форм. Привели след. Факторы: природно-биолог, географический, этнический(специфика форм. Народа в Клим. Условиях), этно-психологический. Переодизация: 1) антропосоциогинез( от 5 до 25 млн. лет, заверш – приблиз. 40 тысяч лет до н.э.) 2) эпоха сцщ. Сформ. Человека: 2 этапа – архаический и цивилизованный(5-4 до н.э). цивилиз. Делит на : бронзовый и железный века, языч. И христиан. Периоды, на восток и запад, традиц. Общество и модернизированная.

Проблема прародины

- Азиатская

- Африканская

- полилинейная

5. Социодинамика культ, субкульт, контркульт.

Субкультура наз. Культура различ. Этничных, проф. И других обьединений, кот. Признают офиц. Культ. Нормы и принципы, но определ образом их трасформ. Для субкуль. Характ. Герметичность. Создатели языка и стиля поведения. Контркульт. Термин придумал Т. Роза 1960 г. Для обознч. Молодеж. Культур. 50-60 год. Использ. Для обознач. Соц- культ. Установок противостоящих фундаментал. Принципам господств. Культ. Один из примеров – возник. Христианство.

6.Семиотика культуры

Семиотика – наука о знаках, знаоковых сист. И знак. Коммуникац. Знак – зафикс в обьектированной форме сходство между предм, явл, процессами.. Представители – Ч.Пирз, Ф. де Соссюр, Ю. Лотман. В семиотике выдел 3 области: 1) зооселиотика(исслед. Коммуникац. В животном мире) 2) антропосемиотика(исслед. Знак коммуникаций людей) 3) техносемиотика( исслед. Знаков в системе чел. – машина). Все знаки созд. Культурой составляет ее селиотическое поле. В селиот. Поле любой культ. Выдел. 5 типов знаков: 1) естественные, 2) функциональные( предметы ставшие знаками в рез. Целенаправ. Деятельности) 3) конвенционная(знаки придум специально для отображения символ. Содержания) 4) вербальные ( словесные)(принадлежат все языки) 5) знак. Сист. Записи (алфавит, нотная грамота, азбука Морзе). Текст – послед. Символов, образующих сообщение. Функции текста: 1) направл. Текста от ист. Информац. К восприним. Субьекту 2) способность коллектив. Памяти и ее неприрывн. Пополнению. 3) актуализ. одних аспектов инф. И забвение др. 4) текст создает условие для общения читателя с самим собой. 5) текст всегда сущ. В социо-культ. Контекста. В проц. Развития дух. Культуры текст эволюционирует от мироповествовательного до алогиноорганизованного.

7.Культура как ценностно – смысл. система

Ценности – сложная соц.-культ. Явление, которые отражают положение или отриц, значимость предметов, процессов, явлений для человека. Ценности подразделяются на материальные и духовные, религ, полит, этические, эстетические, витальные(физ. Здоровье). Смысл – содерж. Человеческого бытия, выступающего вроде посредника между человеком и мифом. Культура выступает как система культ. Ценностей и смыслов, кот. Определ. Способ бытия и мироощущения людей и помогает чел. Раскрывать и утвердить смысл собственной жизни в сост. Со смыслом всего сущего.

Современные философские концепции культуры.

Влияние филос. Ф. Ницше. На развитие культуры.

1872 г – книга «Рожд. Традиций из звука музыки, эллинство и пессимизм» Аполлон – начало созерцат, рационал. Разумность, красота, гармония, форма.

Дионис – иррац, хаотичное, темное, неподвластное разуму. Ницше связ. Диониса с опьянением. Поднимает проблемы – критика христ, проблема природы человека, идеал сверхчеловека, критика мещанства и проблема обоснования обыдненной жизни, кризис западно- европейской культ. Работы – Веселая наука, Генеология морали, О пользе и вреде истории для жизни, Злая мудрость.

Психоанализ и психоаналит. Трактовка культ.

З. Фрейд и И. Бейер опубл. Книгу «исслед. Истории» Катарсис - очищение. Фрейд и Брейер счит, что нервное забол. Возникает в резуль. Неприятной сцены в жизни и оставившей негатив воспоминания. Фрейд рассмотр. Психоанализ, как метод лечения неры. Забол, метод исслед. Психики, мировоззрения. В основе – понятие бессознательного.

. Бессознат. – безличная, не завис. От сознания самостоятельное начало чел. Души. Психика рассмотр в двух аспектах: топографич. И динамич. С точки зрения топографии выделяют три области – бессознательное (осн. Обл), предсозн(«сито»), сознание. Источник псих. Динам. Явл. Жел. Бессозн. Кот стремится к разрядке в виде действия. Источник стресса – конфликт между сознательным и бессознат. «Бессознательное» Фрейд именует «оно». Там сосред. Природные инстинкты(Эрос и Танадас(влечение к смерти) и вытесн. В теч. Жизни индивида комплексы. «Сверх Я» или супер эго – треб. Культ, закреп. В созн. В качестве бессозн. Установки. «Сверх Я» подчин. Треб. Соц. Реальности. Культура представ. Системой обществен. Норм, кот. Всегда стоит над конкретным чело. Культура – результат сублимации эротической энергии… Культ. Треб. Огранич. Культ. Тракт. Фрейдом, как амбивалентная(противоречивая). Культура дел. Возмож. Совмест. Чел. Жизнь. Произведения – «Тотем и табу», психология масс и аназил человеч. Я, недовольство культ., Достоевский и отцы убийства, Психопаталогия обыденной жизни. Недостатки психоанализа: биологиз. Бессозн, многообр. Культ. Явл. Свод. К обществ. Нормам и требованиям. Не внимания к проблемам личности, пансексуализм.

Понятие социо-культур. Архитипа. Концепции К.Юнга(1875-1961)

Понятие коллективного бессозн. – более глубокий и более важный слой, по сравн, с индивидуал, бессозн, который хранит. Генетич. Память чел. Рода, передается ген. Путем и в полной мере трансцендентен человеку. Сущее. В форме архитипов. Архитип – древнейшая культ. Первообразы, престт, и символы о мире и чел, кот сохр. Свое знач. В каждой ист. Эпохе. Произведения – Метаморфозы и символы либидо, совремменые мифы, Архитип и символ, Психология типы, Психоанализ и религия

Неоферйдистская нормы культуры

Неофрейдизмом – называют совокупность нарпвл. Психологии и филос, кот. Возник в 30-е г. 20 века, в Сша преимущественно противоставят биологизму Фрейда. Почт. Синтез. Спихоанализ. С различ. Социальн. Теориями. Много внимания уделяется межличностным отношения. Представители – Адлер – «Исслед. О неполноценности органов» Отказ от трехчастной структуры вихики. В Форм. Характ. Играет две силы: социальное чувство и стремление к преодолении комплекса неполноценности. 1. Преодоление комплексов и успешная компенсация совп. С соц. Чувством – чел. Реализ. Себя не только личностно но и в обществе. 2 путь. Сверхкомпенсация – односторон. Приспособление к жизни за счет раз. Какой либо способности. 3 путь. Уход в болезнь»

Фромм – «Бегство от свободы»

Делит свободу на полож. И отрицательную: свободу для себя и свободу от чегото. 2 стратегии повед. – стратегия обладания и стратегия сущ. Характер служит заменителем ослабл. Или утрач. Инстиктов и выполнет роль посредника между человеком и окружающим миром.

Маркузе – «Одномерный человек», Человек в постиндустриальном мире», «Эрос и цивилизация». 1. культура помогет чел. Приспособ. К бесчел. Окружа. Миру. 2. аффермативность – за счет культ. Деят. Предлагает чел. Иллизию ощущения счастья взамен удовольст. Реал потреб счастья.

Культура и цивилизация

1. Цивилизация как синоним культуры означ. Совокуп. Материал и духовных достиж. Каждое из этих понятий наделяется своим специфич. Смыслом. Понятие культура и цивилизация сопоставимы. Может быть интерпретирована в три смысла: 1)унитарный - цивилизация называет идеалом прогресс развития человечества

2) стадиальный – цивилиз. Называется определенные этапы прогресса в различных областях. (аграрная, индустриальная, постиндустриальная) космо, техно, антроплог. Цивилизац. 3) локально исторический – цивилиз. Называет уникальные исторические образования ограниченные пространственно времмеными рамками. Признаки цивилизации – города, государства, налоговая система, интенсивная экономика и торговля, письменность, специализация ремесел, монументальная архитектура, исскуство, первые зачатки науки. Цивилиз. Назывется большая соц-культ. Общность которая имеет единое геополитическое и норматино-деностное пространство, специфическую форму интеграции а также отличается внутренними особенностями самобытной культуры.

Теория культ- ист. Типов Даниловского.

Опублик книгу «Россия и Эвропа». Культ. Ист. Типы развития – египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский,греческий, римский, арабский, европейский и еще мексиканский и перуанский которые были насильно уничтожены. 4 этапа культурно исторического типа – этнографический – смешение племен в единый этнос, формирование общего языка и культуры, государственный – оформление государства кот. Обесп. Этнич. Полит. И культ. Единство., период расцвета и растраты жизненных сил, этап умирания. Варианты взаимодействия культ. Истор. Типов : 1)»проколка» - насильное насаждение культуры, 2) «прививка» - насаждение чужеродных культ. Элем. Котор. Инициировано элитой собствен. Общества. 3) «почвенное удобрение» - заиствование только те чужеродные элементы которые отвечают потребностям самой культуры

Цивилизация концепции Шпенглера (1880-1936)

1918 – «Закон Европы»

Культура характеризует целостность, индивидуальность (говорит о личности), наличие общей идеи и стилевой направленности.

Последняя стадия развития культуры – цивилизация.

Культуры:

Египетская

Античная

Индийская

Вавилонская

Китайская

Арабская

Мексиканская

Западная

Культура создает многообразие и неравенство, цивилизация стремится к равенству, стандарту. Культура элегантна, аристократична, цивилизация – демократична. Культура нацелена на духовные идеалы; цивилизация прагматична. В культуре энергия человека на себя, в цивилизации – на внешний мир. Культура национальна, цивилизация – интернациональна. Культура связана с мифом и религией, цивилизация – ат.

еистична, ослабление традиций, стремление к гигантизму.

Арнольд Тойнби (1889-1975)

«Постижение истории» (13 томов)

Пытался описать все цивилизации (в конце оставил 7)

Западная, католическая, православная, индуистская, китайская, японская, дальневосточная

Режущий фактор: механизм Вызова-и-Отвоза

Человеческие вызовы: удар (внезапное военное нападение), давление (государственное)

Цивилизация динамична

Основные элементы цивилизации: политика, культура, экономика.

Все идеи распространяются благодаря подражанию мимики

Ценность как основной принцип культуры концепции

Пипугима Сорокина (1889-1968)

Метод построения

  1. Конструирование идеализированных моделей изучаемых объектов

  2. подтверждение этих моделей

  3. верификация (проверка)

Уровни культуры

  1. Внутренний ментальный, озн. Смысл значения «ценность»

  2. Внешний материальный – воплощения смысла цивилизации чуственно-восприимчивой форме

Скульптура «Афродиты»

Ценности – представления о природе реальности человеческих потребностях и способы их удовлетворения

Главные потребности человека – духовные

Тип культуры

Ранняя античность и средневековье

Сенсатвный (чувственный)

- потребности человека в материальной плоскости

Например: римская культура

Игровая концепция Иоганна Хейзенга (1872-1945)

«В тени завтрашнего дня», «Осеняя средневековья»

Человек играющиц

Игра – разновидность интеллектуальной и физической деятельности, которя дает человеку возможность самореализации за рамками активной социальной рамы.

Функции игры

  1. Игра является средством сохранения и передачи органичного культурного общества.

  2. Игра представлят собой одно из первичных средств социализации

  3. Игра представляет собой сферу эмоционально насыщенной коммуникации

Особенности игры

  1. Игра имеет свободный характер

  2. Игра создает новое пространство и дает выход за рамки обыденной жизни

  3. Обязательное наличие пространственно-временных рамок

  4. Наличие правил

  5. Напряжение (чтобы выиграть нужно приложить максимум усилий)

  6. Обособленность игры которая выражает таинственность

Игра стремится быть красивой. Хейзенг считает и дорефлексивным основанием культуры

Первобытная культура

  1. Общие проблемы антропогенеза. Сущность культурной эволюции, периодизация первобытной культуры

  2. ментальность первобытного человека

Мифологическое сознание

Хронологические рамки

1)Момент появленя чел. 1.5-5млн лет до н.э. до возникновения первой цивилизации

Особенности:

Длительность, однородность, устойчивость, постоянство

Религиозное (антропогенетическое)

Эволюционное: человек – результат космической, биологической культурной эволюции.

Установление генеалогического дерева

Рамапитек – 1е существо (переход от обезьяны) 12 млн лет

5млн – австралопитек (рост 1.20; примерно 40 кг, моск примерно 450см3)

Питекантропы – обезьяна-человек мозг прмерно 1200 см3, знаком с огнем (1.5 млн л)

Мощный скелет, 1ю70м, мозг 1700 см3 (200-40тыс лет), впервые отмечены захоронения

Человек современный (40тыс. лет)

-кроманьонцы

-кремобийцы

Движущий фактор эволюции:

половой отбор, коммуникативное взаимодействие

Г. Парсонс – «уникальный человек», сочетание всех характеристик

Матюшин – мутационные изменения, вызванные радиацией

Мутация – отклонение от нормы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русь Происхождение восточных славян

    Документ
    Совсем недавно отмечали 850-летие Москвы, города, в котором живу я, родные и близкие мне люди, мои друзья. Первое упоминание о Москве датируется 1147 годом, но и до этого жили здесь люди, среди лесов, на берегу той же самой реки, под этим же самым небом.
  2. Русь Происхождение восточных славян Каждого человека, кого раньше, кого позже наверняка волнует вопрос а откуда я взялся? Как я появился на свет

    Документ
    Совсем недавно отмечали 850-летие Москвы, города, в котором живу я, родные и близкие мне люди, мои друзья. Первое упоминание о Москве датируется 1147 годом, но и до этого жили здесь люди, среди лесов, на берегу той же самой реки, под этим же самым небом.
  3. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы  

    Книга
    Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.
  4. Откуда есть пошла русская земля

    Документ
    Совсем недавно отмечали 850-летие Москвы, города, в котором живу я, родные и близкие мне люди, мои друзья. Первое упоминание о Москве датируется 1147 годом, но и до этого жили здесь люди, среди лесов, на берегу той же самой реки,
  5. Судьбы славянства и эхо Грюнвальда: Выбор пути русскими землями и народами Восточной Европы в Средние века и раннее Новое время

    Документ
    Судьбы славянства и эхо Грюнвальда: Выбор пути русскими землями и народами Восточной Европы в Средние века и раннее Новое время (к 600-летию битвы при Грюнвальде/Танненберге): Материалы международной научной конференции / Отв.

Другие похожие документы..