Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного п...полностью>>
'Публичный отчет'
Перед вами – годовой отчет ОАО "Таттелеком" за 2009 год. Этот год выдался непростым не только для нашей компании, но для всех предприятий. ...полностью>>
'Документ'
ГАРАНТИЯ - Условия гарантии приведены в гарантийном талоне на Аппарат....полностью>>
'Документ'
Наличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте. Пожилые л...полностью>>

Ассоциацией Клинического Юридического Образования США. Перевела на русский: Лена Паспортникова Перевод на русский при поддержке Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США и Университета Монтаны. Разрешение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организационное Резюме

и Ключевые Рекомендации

Разработка Формулировки о лучших практических методахах (Введение и Глава Первая)

Существует необходимость значительных изменений в системе юридического образования в США. Юридические школы выполняют часть требований, но другую их часть выполняют плохо или не выполняют вовсе. В то время как юридические школы помогают студентам получить некоторые важные навыки и знания, необходимые для юридической практики, большинство юридических школ не предоставляют подготовки студентов к практике. В принципе существует признание в том, что большинство выпускников юридических школ менее подготовлены к практической деятельности, чем могло бы и должно бы быть. Юридические школы могут работать значительно лучше.

Наши ключевые рекомендации по усовершенствованию системы юридического образования перечислены ниже. Чтобы лучше понять содержание наших рекомендаций, можно посмотреть оглавление.

Мы делим обсуждения лучших практических методов на семь категорий: 1) установление целей, 2) организация программы обучения, 3) предоставление обучения, 4) проведение курсов по изучению опыта, 5) применение методов обучения, не базирующихся на изучении опыта, 6) оценка знаний студентов и 7) оценка успеха программы обучения. Мы также включили пример «модели» программы обучения лучших практических методов.

Мы призываем юридические школы улучшить подготовку студентов к практике, поставить ясные цели и расширить их, усовершенствовать и разнообразить методы предоставления знаний, а также уделять большее внимание оценке успеха программы обучения. Важность выполнения этих целей объяснил Грег Манро:

Юридическая школа быстрее всего может достичь успехов и построить наиболее эффективную академическую программу, когда поставит ясную цель, построит план для достижения этой цели и будет спосона оценить свой успех или неудачу. При отсутствии определенной цели, итогов обучения студентов и достижений обучения, юридическая школа не сможет сконцентрироваться, а её программа станет просто собранием разнообразной, не связанной между собой деятельности. Если школа не проводит оценки своей деятельности, её легко ввести в заблуждение в отношении своего успеха, эффективности педагогических методов, релевантности программы и принципов её услуг для клиентуры. Юридическая школа, которая не может оценить деятельность студентов или школы в целом или будет использовать неправильные методы оценки, не может получить должных доказательств достижения своих целей или задач. Юридическая школа, у которой нет подтверждения своих достижений, испытает необходимость определения своего соответствия требованиям.17

Возможно за три года не удастся полностью подготовить студентов к практике, но юридические школы могут значительно ближе подойти к выполнению своей цели, чем они делают это сейчас. Особенно важно, чтобы юридические школы поставили перед собой цель по подготовке студентов к практической деятельности.

Важным шагом является определение ясных образовательных целей и программы обучения, а также желательно описать эти цели и предполагаемый результат. Образование, нацеленное на получение результата, становится нормой в системе высшего образования. Действительно, региональные агентства по аккредитации требуют от высших учебных заведений, включая некоторые юридические школы, не только результатов обучения, но и доказательств соответствия знаний их студентов этим результатам.18 Программы юридического образования в Великобритании и других странах нацелены на получение результата, а в США лишь несколько юридических школ начинают добиваться успеха образования, нацеленного на результат. Наступило время для всех юридических школ совершить этот переход.

Описание предполагаемых результатов юридического образования должно включать формулировку о том, что должны знать выпускники, что и как они должны уметь делать. Мы опишем некоторые основные результаты юридических школ на пути достижения основ компетентности.

Ключевые рекомендации этого документа указываются ниже.

Установление Целей (Глава Вторая)

  1. Юридические школы должны проявить стремление подготовить своих студентов для экзаменов на адвоката и для практической деятельности. Они должны вести продолжительный разговор с академиками, практиками, судьями, лицензионными агентствами и представителями общественности по вопросам того, каким образом лучше выполнить эту цель.

  2. Юридические школы должны четко определить свои образовательные цели и задачи и рассказать о них студентам.

  3. Юридические школы должны перейти от программ, нацеленных на содержание, на программы, нацеленные на результат; на то, что и как должны делать студенты, а также, что они должны знать с первого дня своей практики.

  4. Главной целью юридического образования должна стать разработка компетентности, т.е. способность решать юридические проблемы эффективно и ответственно.

  5. Юридические школы должны помочь студентам получить качества эффективного, ответственного юриста, включая способность к размышлению и умение учиться всю жизнь, а также мыслительные и аналитические навыки, ключевые знания и понимание закона, профессиональные навыки и профессионализм.

Организация программы обучения

(Глава Третья)

  1. Юридические школы должны организовать свои программы таким образом, чтобы прогрессивно развивать знания, умения и принципы; интегрировать обучение теории, доктрины и практики; и постоянно в течении трех лет обучения в юридической школе обучать профессионализму.

Предоставление Образования

(Глава Четвертая, Пятая и Шестая)

  1. Юридические школы должны использовать такие методы обучения, которые наиболее эффективно достигают поставленных целей обучения, пользоваться контекстным обучением в течение всей программы обучения и использовать лучшие практические методы при использовании любой методики обучения.

  2. Юридические школы должны создать и поддерживать здоровую обстановку преподавания и обучения.

  3. Юридические школы должны усовершенствовать качество своих программ обучения, используя современные технологии, а также знания и опыт практикующих адвокатов и судей.

  4. Юридические школы должны иметь эффективные программы подготовки преподавателей и открывать учебные центры.

Оценка знаний студентов (Глава Седьмая)

  1. Юридические школы должны использовать лучшие практические методы для оценки знаний студентов, включая оценки по критериям, формативные и суммирующие оценки и другие методы оценки.

Оценка успеха программы обучения

(Глава Восьмая)

  1. Юридические школы должны регулярно оценивать свою эффективность и пользоваться лучшими практическими методами при проведении подобных оценок.

Многие наши рекомендации не указывают ценовых или временных рамок, другие из них не указывают ничего, кроме усилий на начальном этапе, которые необходимо предпринять для того, чтобы осуществить переход от существующих практик. Потребуется проделать много работы и, возможно, привлечь дополнительные или перераспределить существующие ресурсы для выполнения этих рекомендаций. Однако мы уверены, что основным препятствием на пути реформирования юридического образования станет отсутствие видения или стремления, а не отсутствие ресурсов. Мы надеемся, что этот документ представляет необходимое видение и вдохновит многих людей в их стремлении внести положительные изменения в юридическое образование.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Причины Разработки Положения о Лучших практических методахах

А. Положение о лучших рактиках/ методиках может помочь при оценке качества программы обучения в юридической школе и способствовать попыткам по её улучшению.

Данный документ содержит положения правил лучших методик в юридическом образовании. Он также включает в себя комментарии, которые подробно объясняют значение каждого правила и то, каким образом оно относится к данным методикам, знания об обучении и преподавании и рекомендации учёных и специалистов-практиков по улучшению юридического образования.

Сравнение правил лучших методик с актуальными методами юридической школы поможет оценить качество школьной программы обучения и обеспечить руководство по его улучшению.

Мы знакомы с термином « лучшие методики» Стэнли Фиша и его выводом о том, что «лучшие методики» это очевидная и банальная информация. Он включил «лучшие методики» среди административных тем обсуждений, которые следует запретить для классических рассуждений.19

Мы допускаем, что многие из лучших методик представленных в этом документе банальны и очевидны. И это является проблемой. Несмотря на то, что они кажутся очевидными, многие юридические школы не применяют их при обучении юристов. Тем не менее, относясь со всем должным уважением к мнению Фиша о том, что темы обсуждений лучших методик должны быть ограничены от классических рассуждений, мы полагаем, что описание лучших методик и сопутствующих дебатах о них представляют ценность для юридического образования.

В. Необходимость усовершенствования юридического образования неизбежна.

  1. Процесс лицензирования не защищает общество.

Данный документ описывает лучшие методики юридического образования, в частности начальные фазы юридического образования в юридических школах. Дилемма, с которой сталкиваются юридические школы, заключается в том, что даже самые хорошо разработанные программы обучения не учат студентов компетентно предоставлять полный спектр юридических услуг после трёх лет учёбы. Обучение в юридической школе является лишь одним сегментом континуума обучения юриста в течение всей жизни. Юристы учатся на протяжении всей своей карьеры на опыте, сотрудничестве, самообучении, размышлениях и посредством постоянного юридического образования. Юридическая школа это только первый шаг на пути становления эффесктивного, ответственного юриста.

Бремя подготовки студентов для юридической практики не должно возлагаться исключительно на юридические школы. Другие сегменты юридической профессии должны брать на себя больше ответственности. Например, юридическаяприёмная комиссия могла бы установить дополнительные требования для выпускников юридической школы чтобы удостовериться, что они подготовлены предоставлять профессиональные юридические услуги, прежде чем получат право на получение лицензии. Хотя это реально для некоторых стран, для США это пока нереально.20

В настоящее время для того, чтобы начать юридическую практику в США, обычно требуется только окончить юридическую школу и сдать государственный экзамен на лицензию, а также экзамен в адвокатуру. Большей частью экзамен в адвокатуру оценивает способность экзаменующегося распознавать юридические проблемы сценария документального права и составить эссе по каждой проблеме, что требует знанийдоктрины от экзаменующегося, способность передать читателю понимание проблемы и доктрины.

Экзамены в адвокатуру требуют от заявителя продемонстрировать лишь малую часть знаний, навыков и принципов, которые необходимы для юридической профессии. Они не являются достоверными показателями способностей юриста-новичка заниматься юридической практикой эффективно и ответственно. Природа и эффективность экзаменов в адвокатуру широко критикуются.21 Среди прочих недостатков экзамены в адвокатуру требуют от студентов демонстрации намного более знаний материального права, чем это необходимо новичкам-юристам для успешной юридической практики,22 многие из которых запоминаются во время бессистемного коммерческого курса и быстро забываются после сдачи экзаменов в адвокатуру.

Выпускник юридической школы, который сдаёт экзамен в адвокатуру и рецензию профессионального соответствия, получает неограниченную лицензию на юридическую практику в пределах юрисдикции согласно лицензии. Лицензированному юристу-новичку разрешено принимать любого клиента и представлять любые дела независимо от того, насколько оно сложно, руководствуясь только его или её чувством ответственности и незначительной угрозой обязательства за гражданское нарушение или административного взыскания за намеренно некорректное ведение дела. Юрист-новичок может заниматься юридической практикой без каких-либо ограничений, и не существует механизма по защите клиентов от юристов-новичковпока они пытаются получить во время работы специальные знания и навыки, необходимые для предоставления компетентных юридических услуг.

Мы поддерживаем стремление юридической профессии развивать положения лучших методик для экзаменов в адвокатуру, норм лицензирования, перехода к практике и программ дальнейшего юридического образования. Представители юридической и других профессий, связанных с интересами общества, должны задаться вопросом, почему органы лицензирования продолжают выдавать неограниченные лицензии на юридическую практику без тестирования минимальной компетентности широкого спектра навыков и принципов, необходимых для базовой юридической практики. Более того, они должны исследовать, почему органы лицензирования не требуют контролируемой практики до выдачи лицензии, достаточной подготовки в аспирантуре,23 и проявления компетентности посредством оценки до и после обучения в аспирантуре.

Мы полагаем, что общество получило бы лучшие услуги, если бы процесс начинался раньше, длился дольше и включал обязательный период контролируемой практики до принятия в представители юридической профессии, возможно адаптированной из лучших традиций юрисдикции Британского Содружества.

Органы лицензирования должны рассмотреть альтернативу традиционному экзамену на право заниматься юридическойдеятельностью. Например, Джудит Вегнер предложила трехэтапный тип экзамена в адвокатуру, который будет внедряться в течение определнного периода времени. Первый этап будет определять способности студентов “мыслить как юрист” и их подготовки по традиционным общим юридическим предметам; второй этап потребует от студентов демонстрации более широких и глубоких знаний и способности работать с более сложными юридическими проблемами; а третий будет оценивать профессиональные навыки и принципы посредством более углубленного тестирования и профессиональной рецензии.24 Вот что включено в три этапа экзаменовки Вегнер:

Этап первый тестирует знания и навыки, приобретённые в первый год обучения. Студенты проходят данное тестирование в летний период по окончании первого либо второго курса.

Этап второй проводится после окончания учёбы и делает упор на более глубокий экзамен, используя “рабочие файлы” материалов, таких как те, которые используются для простых тестов, “основанных на деятельности”. Участников могут попросить выбрать две области из шести областей, чтобы продемонстрировать свои знания в областях, с которыми они были ознакомлены (возможно посредством усиленной работы на факультативном курсе юридической школы). Им скорее дадут трёхчасовые модули для выполнения упражнений по каждому из двух “файлов”, оценивая не только их скорость выполнения, но и качество работы, чем станут проводить опрос, где им придется либо полагаться на память, либо столкнуться с ограниченными временными лимитами. Могут предложить ряд эссе по предметам специальной юрисдикции и в то же время предоставить возможность экзаменующимся продемонстрировать более глубокое мышление и экспертную оценку в областях, где они могут надеяться работать без искуственно созданной необходимости использования только памяти. По завершении первых двух этапов экзамена и соответствия профессиональным требованиям, претенденты получают лицензию на ограниченный срок в два года.

Этап третий осуществляется в последующие два года практического опыта. Его удовлетворительное завершение позволит получить полную лицензию. Это обеспечит более значимую оценку навыков и профессионализма претендентов, используя систему “центра оценки”, при которой их попросят выполнить упражнение “в корзинке” (включаяе установку приоритетов и относительно быстрые суждения), а также провести интервью с моделью клиента, провести переговоры или подготовить план представления документов суду. Одно или более из таких заданий может включать вопросы профессиональной ответственности, которые претенденту нужно будет решать. В дополнение от претендентов могут потребовать представить более развёрнутый портфолио профессиональных ссылок, описание своего профессионального опыта к этой дате и простую самооценку своих сил и областей, где они продолжат свое профессиональное развитие. Этот портфолио может служить частью основы для стандартизированного интервью, спроектированного для того, чтобы выявить как претенденты совершили переход к практике и насколько хорошо они понимают растущие обязанности последующих лет. Претенденты, которые успешно проходят третий этап, получают полную лицензию, в то время как те, кто получил плохие результаты, могут продолжить работу по временной лицензии до тех пор, пока они не пройдут данный этап экзамена в адвокатуру ещё раз.

Как объясняет Вегнер, в дополнение к другим принципым, “данный план также обладает хорошим свойством создать разветвлённую систему лицензирования, которая распознаёт уровень достигнутого профессионального развития к окончанию юридической школы, в то время когда снова происходит концентрация на важном процессе перехода к начальным стадиям профессиональной юридической карьеры.”25

Такая система также может предоставить экзаменаторам адвокатуры необходимую гибкость для решения сложных проблем профессионального соответствия, которые привели к правилам условного лицензирования. Это предложение ближе всего к Канадской системе, которая в большинстве случаев требует “статейного” периода и дополнительного практического подготовкаа до принятия в адвокатуру, всё же сохраняя большую гибкость в отношении сущности практического опыта, приобретённого в первые годы практики, что ассоциируется с существуюшей сегодня Американской системой.26

Пока органы лицензирования будут поставлены перед фактом того, что юридические школы за три года не могут полностью подготовить студентов для представления интересов клиентов, клиенты юристов-новичков будут подвергаться риску независимо от того, что сумела выполнить юридическая школа.

  1. Юридические школы не полностью готовы готовить студентов к экзаменам в адвокатуру.

Мы будем содействовать юридическим школам улучшать готовность студентов для сдачи существующих экзаменов в адвокатуру до тех пор, пока экзаменаторы адвокатуры не проведут их реформу. Учебный план юридической школы диктуется в значительной степени предметами, тестируемыми на экзамене в адвокатуру, и целью юридических школ является учить тому, чтотестируется на этих экзаменах. Однако юридические школы не выполняют обязательств по хорошей подготовке студентов к экзаменам в адвокатуру. Проходные баллы этого экзамена для проходивших его впервые в 2004 году варьировались от 60% в Калифорнии до 91% в Миссиссипи. Средний проходной балл в 2004 году составлял 74% и в течение более десяти лет он не превышал 79%.27 Таким образом, один из четырёх выпускников юридической школы в США не сдал экзамен в адвокатуру с первой попытки, даже несмотря на то, что большинство претендентов посещали платные срочные курсы после окончания юридической школы.

Мы содействуем юридическим школам в их стремлении пересмотреть свои существующие методики и внести корректировку, чтобы повысить шансы своих студентов на сдачу экзамена в адвокатуру с первой попытки и не платить за юридические подготовительные курсы по окончании юридической школы перед сдачей экзамена в адвокатуру. По крайней мере юридические школы должны помочь студентам понять каких знаний от них ожидают для успешной сдачи экзаменов в адвокатуру, а также помочь им систематизировать курс обучения, содержащий эту информацию.

Юридические школы возможно захотят предложить подготовительные курсы к вступлению в адвокатуру в качестве определенной части программы третьего курса. Аккредитационные стандарты АВА позволяют юридическим школам предлагать академический кредит для подготовительных курсов к экзамену в адвокатуру, но они запрещают юридическим школам настаивать, чтобы студенты посещали такие курсы, либо причислять эти кредиты к минимальным требованиям, установленным стандартами.28 Это кажется нам нелогичным. Если знания и навыки, которые ожидаются от студентов на экзамене в адвокатуру считаются достаточными для юридической практики органами приема в адвокатуру, то юридическим школам слудет не только разрешить, но и поддержать их стремление готовить студентов к экзаменам в адвокатуру эффективно и рационально с целью получить кредит, а также засчитывать эти кредиты в обязательный минимум выпускника, требуемый органами аккредитации. Мы также не видим причин запрещать школам требовать от студентов посещения таких курсов, если они на это настроены.

Мы не предлагаем, чтобы третий курс юридической школы стал одним большим курсом для подготовки к экзамену в адвокатуру29 Юридическим школам всё же должны помогать студентам развивать дополнительные знания, навыки и принципы необходимые для юридической практики, которые не оцениваются экзаменаторами в адвокатуру. Всё, что мы пытаемся сказать, это то, что сос тороны юридических школ будет лицемерием брать плату за три года обучения и не быть способной готовить студентов к юридической практике должным образом , а также не суметь подготовить каждого четвертого студента к сдаче экзамена в адвокатуру.

  1. Юридические Школы не стремятся всецело подготовить студентов к практике.

На сегодняшний день существует общее соглашение о том, что одним из базовых обязательств юридической школы является подготовка своих студентов к юридической практике. “При поддержании официальным юридическим образованием виртуальной монополии по подготовке для вступления в юридическую профессию, предполагается, что юридические школы являются или обязаны являться первоисточником навыков и знаний, необходимых для юридической практики.”30

Ответственность юридических школ по подготовке студентов не была чётко выражена в аккредитационных стандартах вплоть до 1996 года после того, как отчёт МакКрейта 31 1992 г. подтолкнул к прояснению данного вопроса. Аккредитационный Стандарт 301(а) требует от утвержденных юридических школ “поддержания программы образования, которая готовит студентов к приему в адвокатуру и эффективному и ответственному участию в юридической профессии ”.32 Unfortunately, the implications of this mandate are not fully developed in the accreditation standards.

К сожалению, данное поручение не полностью разработано в аккредитационных стандартах.

Юридические школы выполняют целый ряд важных функций, но мы рассматриваем только одну из них в данном документе – подготовку юристов-новичков к практике. С нашей точки зрения, юридическая школа может делатьто, что она хочет со студентами, посещающими юридическую школу с целью получения юридической профессии. Однако юридическая школа не должна пытаться использовать присутствие таких студентов как оправдание за неподготовленность любых студентов к юридической практике.

В то время как люди, получающие юридическое образование, могут выполнять ряд социальных ролей, основной миссией юридической школы является подготавливать студентов к юридической практике независимо от того, какие преимущества существуют для тех, кто продолжит свою карьеру в качестве преподавателя права, судьи, политика, общественного деятеля или руководящим администратором.33

Без чёткого руководства аккредитационных стандартов и без значимых внутренних и внешних мотиваций изменить status quo, юридические школы не торопятся рассматривать требование АВА по подготовке студентов к эффективному и ответственному участию в юридической профессии. Тем не менее всё большее количество преподавателей-юристов начинает понимать необходимость перепроверить цели и методы юридического образования, а некоторые юридические школы предпринимают шаги к улучшению подготовки своих студентов к практике. Это направление мы надеемся продолжить и ускорить.

Исследование юридического образования Фонда Карнеги обнаружило “признаки того, что образование в пользу практики привлекает внимание юридических академических кругов, следует поощрять позитивное развитие и движениев этом направлении”.34

Делая подготовку студентов к переходу к практике частью стандартного юридического учебного плана позволяет юридической школе оказать лучшую поддержку юридической профессии, расширяя и создавая баланс в образовании студентов. Образовательный опыт, ориентированный на подготовку к практике, может обеспечить студентов необходимым мостиком между формальными навыками юридического анализа и более гибким опытом необходимым для профессиональной работы. Более того, мы считаем, что курсы практической направленности могут обеспечить важную мотивацию для привлечения моральных аспектов профессиональной жизни, мотивацию, которая редко имеет какой-либо статус или акцент в существующей программе.35

Подготовка студентов к практике включает в себя намного больше, чем просто студенческий подготовка для выполнения механических юридических задач. Размышляя над предложениями своих студентов о том, что фундаментом, а в сущности, стремлением юридической школы должно быть обеспечение подготовки к юридической практике, Алан Уотсон писал:

Существует нечто большее в законе или юридической практике, чем мы думаем: такие вопросы как социальные функции закона, факторы, которые влияют на юридическое развитие, модели изменений, взаимодействие закона с другими формами социального контроля, такими как религия, и, конечно же, взаимодействие закона и этики. Студенты-юристы должны обучаться так, чтобы они имели наилучшее осознание своей роли в обществе. Юридическая школа – это место и время для понимания важности закона. Преподаватели-юристы должны отвечать потребностям юристов-философов точно так же, как и юристов-сантехников. Оба типа юристов необходимы для здорового общества.36

Мы согласны с комментариями Уотсона в отношении важности юридического образования широкого назначения. Мы также согласны с его высказыванием, что “большинство преподавателей-юристов, с которыми я знаком не допускают той мысли, что юридические школы “профессиональные школы”. Но до определенной степени юридические школы являются и должны быть профессиональными школами. Результатом этого непринятия является то, что юридические школы плохие и слабые профессиональные школы … ”.37 Мы надеемся, что данное положение о лучших методиках поможет юридическим школам стать лучшими профессиональными школами в хорошем смысле этого слова.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русское Воскресение

    Документ
    Предисловие депутата ГД РФ Т.А. Астраханкиной, председателя Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий,
  2. Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2006 ббк

    Документ
    В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка
  3. В. Г. Черкасов "Голодание ради здоровья" Ростов-на-Дону, Редакция журнала "Дон", 1990 г. Содержание Предисловие Введение Часть По закон

    Закон
    Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена интересному и важному вопросу о лечении ряда психических и соматических заболеваний методом дозированного голодания, или, точнее, - разгрузочно-диетической терапии (РДТ).
  4. Материалы учебно-методического пособия

    Документ
    подготовлено Фондом «Социальных Инвестиций» в рамках проекта «Усиление гражданской активности маргинализированных женщин в Российской Федерации» при финансовой поддержке Фонда Демократии ООН (supported by the United Nations Democracy Fund)
  5. Министерство образования российской федерации (81)

    Учебник
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии.

Другие похожие документы..