Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Физических и юридических лиц осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции сви...полностью>>
'Конкурс'
РГОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Канашский детский дом имени В.И. Чапаева» Министерства образования и молодежной политики Чув...полностью>>
'Документ'
Предпринимательская деятельность неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника экономической деятельн...полностью>>
'Документ'
А. ПЯРТ - «Плач Адама» - оратория для смешанного хора и струнного оркестраИ.С. БАХ - Мотет «Singet dem Herrn ein neues LIed» («Пойте Господу песнь нов...полностью>>

Урок 2/8 Тема: Развитие представлений о Солнечной системе

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок 2/8

подробно презентация

Тема: Развитие представлений о Солнечной системе.

Ход урока:

  1. Повторение материала

    А) Вопросы:

    1. Конфигурация планет.

    2. Состав Солнечной системы.

    3. Решение задачи №8 (стр. 35).

    4. Решение задачи №9 (стр. 35).

    5. "Red Shift 5.1" – найти планету на сегодня и дать характеристику ее видимости, координат, удаленности (можно несколько учеников, указав конкретную планету - желательно письменно, чтобы не отнимать времени на уроке).

    6. "Red Shift 5.1" – когда будет ближайшее противостояние, соединение планет: Марса, Юпитера?

 Б) По карточкам:
 

К-1

1. Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием.
2. Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII.
3. Используя "Red Shift 5.1" нарисуйте расположение планет и Солнца в данный момент времени.

К-2

1. Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года.
2. Указать вид конфигурации в положении V, III, VII.
3. Используя "Red Shift 5.1" определите угловое удаление от Полярной звезд ковша Большой Медведицы и изобразите в масштабе на рисунке.

К-3

1. Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года.
2. Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II.
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и через 12 часов и изобразите в масштабе на рисунке (используя угловое удаление от Полярной). В каком созвездии Солнце находится сейчас и будет через 12 часов.

К-4

1. Период обращение Венеры вокруг Солнца составляет 224,7 дней, Найти промежуток времени между её соединениями.
2. Указать вид конфигурации в положении VI, V, III.
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и  изобразите положение его на рисунке через 6, 12, 18 часов. Каковы будут его координаты и в каких созвездиях Солнце будет находиться?

В) Остальные:
 

    1. Синодический период некоторой малой планеты 730,5 дней. Найдите звездный период ее обращения вокруг Солнца.

    2. Через какие промежутки времени встречаются на циферблате минутная и часовая стрелки?

    3. Нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах планеты: Венера – в нижнем соединении, Марс – в противостоянии, Сатурн – западная квадратура, Меркурий –восточная элонгация.

    4. Оцените примерно сколько времени может наблюдаться и когда (утром или вечером) Венера, если она удалена к востоку от Солнца на 45о.

  1. Новый материал

    1. Первичное представление окружающего мира:
           Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу – их позже греки назвали “блуждающими” – планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире (“Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма).
          Фалес Милетский (624-547 гг. до н.э.) самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос. Об истинной (сферической) форме Земли древнегреческие астрономы догадались на основе наблюдений формы земной тени во время лунных затмений.
          Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.
          Пифагор (570-500 гг. до н.э.) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту.  Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Cчитал что Земля  находится во Вселенной без всякой опоры, звездная сфера совершает полный оборот в течение дня и ночи и впервые высказал предположение, что вечерняя и утренняя звезда есть одно и то же тело (Венера). Считал что звезды находятся ближе планет.
         Предлагает пироцентрическую схему строения мира = В центре священный огонь, а вокруг прозрачные сферы, входящие друг в друга на которых закреплена Земля, Луна и Солнце со звездами, затем планеты. Сферы, вращаясь с востока на запад и подчиняясь определенным математическим соотношениям. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду. Эта "музыка небесных сфер" может быть выражена математически. Чем дальше сфера от Земли, тем больше скорость и выше издаваемый тон.
          Анаксагор (500-428 гг. г. до н.э.) предполагал, что Солнце - кусок раскаленного железа; Луна - холодное, отражающее свет тело; отрицал существование небесных сфер; самостоятельно дал объяснение солнечным и лунным затмениям.
         Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал материю состоящей из мельчайших неделимых частиц - атомов и пустого пространства, в котором они движутся;  Вселенную - вечной и бесконечной в пространстве; Млечный Путь состоящим из множества неразличимых глазом далеких звезд; звезды - далекими солнцами; Луну - похожей на Землю, с горами, морями, долинами... "Согласно Демокриту, миров бесконечно много и они различных размеров. В одних нет ни Луны, ни Солнца, в других они есть, но имеют значительно большие размеры. Лун и солнц может быть больше, чем в нашем мире. Расстояния между мирами различны, одни больше, другие меньше. В одно и то же время одни миры возникают, а другие умирают, одни уже растут, а другие достигли расцвета и находятся на краю гибели. Когда миры сталкиваются между собой, они разрушаются. На некоторых совсем нет влаги, а также животных и растений. Наш мир находится в самом расцвете" (Ипполит "Опровержение всякой ереси", 220 г. н.э.)
         Евдокс (408-355 гг. до н.э.) - один из крупнейших математиков и географов древности; разработал теорию движения планет и первую из геоцентрических систем мира. Он подбирал комбинацию из нескольких вложенных одна в другую сфер, причём полюса каждой из них были последовательно закреплены на предыдущей. 27 сфер, из них одна для неподвижных звёзд,  вращаются равномерно вокруг различных осей и расположены одна внутри другой, к которым прикреплены неподвижные небесные тела.
         Архимед (283-312 гг. до н.э.) впервые попытался определить размеры Вселенной. Считая Вселенную шаром, ограниченным сферой неподвижных звезд, а диаметр Солнца в 1000 раз меньшим, он вычислил, что Вселенная может вмещать 1063 песчинок.
         Гиппарх (190-125 гг. до н.э.) "более, чем кто-либо доказал родство человека со звездами...он определил места и яркость многих звезд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли они в яркости" (Плиний Старший). Гиппарх был создателем сферической геометрии; ввел сетку координат из меридианов и параллелей, позволявших определять географические координаты местности; составил звездный каталог, включавший 850 звезд, распределенные по 48 созвездиям; разделил звезды по блеску на 6 категорий - звездных величин; открыл прецессию; изучал движение Луны и планет; повторно измерил расстояние до Луны и Солнца и разработал одну из геоцентрических систем мира.
       

    2. Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).

      Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана Аристотелем  и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”.  Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея – Земля).

           С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг  “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов.

          Эпициклическая система Птолемея была простой, универсальной, экономичной и, несмотря на свою принципиальную неверность, позволяла предвычислять небесные явления с любой степенью точности; с её помощью можно было бы решать некоторые задачи современной астрометрии, небесной механики и космонавтики. Сам Птолемей, обладая честностью настоящего ученого, делал упор на чисто прикладной характер своей работы, отказываясь рассматривать её как космологическую ввиду отсутствия явных доказательств в пользу гео- или гелиоцентрической теорий мира.

      По теории Птолемея:
         1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
         2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
         3) движение планет равномерно.

    3. Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).

         Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит Аристарху Самосскому (310-230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" - писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд - в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле - в 400 раз) и больше Земли по объему в 200-300 раз.

          Только в эпоху Возрождения польский ученый Николай Коперник  (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге  “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце.

    4. Подтверждение гелиоцентрической системы мира.

         В трудах Галилео ГалилеяГалилей  – открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля может быть центром.

        В трудах Иоганна Кеплера открывает движение планет.

        В трудах Исаака Ньютона  опубликовывает закон всемирного тяготения.

        В трудах М.В. Ломоносов не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывшего атмосферу на Венере.

    5. III. Закрепление материала

      1. Разбор задач №7-№10, решавшихся на уроке остальными учащимися класса класса (В), тех, что вызвали затруднение.

      2. Решение самостоятельной работы №4.

Итог:

1) В чем отличие геоцентрической от гелиоцентрической системы строения мира?

2) Каких видных ученых-астрономов вы помните?

3) Оценки

Домашнее задание: §8; вопросы и задания стр. 40, стр. 52 п.1-5. Рассказ об ученом – астрономе (любом из перечисленных на уроке). Не решившим с/р №4 доделать. Можно дать составить презентацию о каком либо ученом с данного урока, открытиях Г. Галилея, об одной из систем строения мира и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Развитие представлений о строении мира». Цель урока

    Урок
    Очень много в нашем мире мы принимаем как должное. Даже драматические события 20 века скоро будут нам казаться чужой древней историей. А все потому, что наступило новое тысячелетие.
  2. Тема урока современные взгляды на возникновение земли и солнечной системы

    Урок
    Организация повторения учащимися ранее изученного материала, рассказ о гипотезе О. Ю. Шмидта об образовании планет, просмотр и обсуждение фильма, закрепление изученного материала по заданиям учебника.
  3. Тема урока: «Планета Земля- наш космический дом»

    Урок
    Учитель: Наша Земля- это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности, Наша Земля- это бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это еще и планета Солнечной системы.
  4. Урок 5/32    Тема: Происхождение Солнечной системы

    Урок
       Определение возраста основано на использовании радиоизотопного метода - исследования содержания радиоактивных элементов (изотопов химических элементов) в породах.
  5. Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

    Урок
    продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

Другие похожие документы..