Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
по поведению государственных гражданских служащих, проходящих службу в исполнительных органах государственной власти Томской области, при возникновен...полностью>>
'Документ'
Мета: Опрацювати вершинний твір О. Довженка; виховувати любов до рідного краю, національну гідність і свідомість; розвивати творчу уяву і здатність о...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины, ...полностью>>
'Закон'
Актуальність теми. Після здобуття незалежності Україна, як і низка інших пострадянських республік, відмовилась від побудови державної влади на основі...полностью>>

Справочные таблицы российская регулярная армия при Петре I

Главная > Документ #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Российская регулярная армия при Петре I

Род войск

Состав войск

Пехота,
кавалерия,
артиллерия.

Офицерский состав: дворяне.
Солдатский состав: из крестьян и посадских людей по рекрутскому набору.

Военно-морские силы России времен Петра I

Флот корабельный (парусный)

Флот гребной (галерный)

Назначение: для боя в открытом море. Состав: парусные корабли, вооруженные сильной артиллерией.

Линейные корабли — самые большие по размерам и наиболее сильные по вооружению; трехмачтовые, две или три батарейные палубы; от 50 до 80 пушек; водоизмещение 800—1200 т; экипаж 300—500 человек.
Фрегаты — трехмачтовые парусные корабли; 30—40 пушек (уступали в огневой мощи линейным кораблям, но превосходили в скорости); водоизмещение — 500—600 т; экипаж 80—110 человек. Шнявы, бриги — небольшие двух- или трехмачтовые корабли; 14—18 пушек; водоизмещение — 300—370 т; экипаж — 80—110 человек.

Назначение: для боевых действий в прибрежных районах моря, для высадки десанта и поддержки сухопутных войск, действовавших на побережье.
Галера — гребное судно, на каждой галере 16 пар весел.
19 орудий (на галерах балтийского флота). Экипаж 200—250 гребцов (по 6—8 человек на весло) и 40—50 матросов (для управления судном, обслуживания вспомогательного парусного оснащения, пушкари и др.).
Скампавея — небольшая галера. 1—2 пушки.
Экипаж — 100—150 человек.

Вотчина и поместье в России после 1714 г.

До указа

Указ Петра I от 1714 г.

После указа

Вотчина — наследственная собственность.
Поместье — пользование землей при условии несения военной службы.

Поместье приравнено к вотчине.

Поместье передается по наследству.
Обязательность службы для дворян сохранялась.

Российское государство при Петре I


Российская империя 
(с 1721 г.).
Самодержавная монархия.

Император (с 1721 г.).
Сенат (с 1711 г.).
Коллегии (созданы в период с 1718 по 1721 г.).
Синод (для управления делами Православной церкви в стране с 1721 г.).
Генерал-прокурор (с 1722 г.).
Губернаторы (управляют на местах, в 1708 г. в России 8 губерний).
Главный магистрат (управление городами из центра).
В городах выбирались городовые магистраты.
1722 г. — Табель о рангах (определяла систему чинов и порядок продвижения по службе).
Учреждение орденов и медалей.

Важнейшие события политической и культурной жизни России и зарубежных стран

Политическая история

Культурная жизнь

Россия

Зарубежные страны

Россия

Зарубежные страны

1682—1725 гг. — царствование Петра I.

1685 г. — отмена Нантского эдикта. Ликвидация прав гугенотов.

1685 г. — открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве.

1682 г. — основание Королевского шекспировского театра в Лондоне.

1689 г. — Нерчинский договор России и Китая.

1688 г. — «Славная революция» в Англии.

 

 

1687 г. — открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения.

1696 г. — начало единоличного царствования Петра Великого.
1700—1721 гг. — Северная война.
1703 г. — основание Петербурга.

1689 г. — «Билль о правах».
1697—1718 гг. — правление Карла XII в Швеции.
1700—1713 гг. — война за испанское наследство.

 

1701—1707 гг. — постройка Меншиковой башни в Москве.
1702 г. — «Ведомости» — первая газета в России. 
1704 г. — начало русского театра.

1687 г. — «Большой Трианон» в Версале.
1699 г. — основание Лейбницем Берлинской академии наук.
1700 г. — учреждение Прусской академии наук.


1707 г. — начало восстания Булавина.
1709 г. — Полтавская битва.

1714 г. — Гангутская победа.

1707 г. — окончательное присоединение Шотландии к Англии.
1713 г. — Утрехтский мирный договор.
1714 г. — начало правления Ганноверской династии в Англии.
1720 г. — чума в Марселе.

1705 г. — Феофан Прокопович. «Владимир» (спектакль Киевской духовной академии).
1712—1733 гг. — строительство Петропавловского собора в Петербурге.
1714 г. — открытие первой публичной библиотеки в Петербурге.
1714 г. — церковь Спаса Преображения в Кижах.
1714 г. — открытие Кунсткамеры — первого музея в России.

 

1721 г. — Петр I — император России.


 

1720-е гг. — И. Н. Никитин. «Портрет напольного гетмана».

1719 г. — Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

1725 г. — смерть Петра I.

 

1725 г. — открытие Академии наук в Петербурге.
1725 г. — первая камчатская экспедиция.

1720 г. — Г.-Ф. Гендель во главе Королевской академии музыки в Лондоне.
1721 г. — И.-С. Бах. Бранденбургские концерты.
1725 г. — А. Вивальди. 12 концертов для скрипки с оркестром.

Поля славы российской

Полководец

Событие

Результат

Петр I, Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков.

27 июня 1709 г. — Полтавское сражение.

В честь победы в Петербурге сооружен Сампсониевский собор.

Флотоводцы: Петр I,
Ф. М. Апраксин.

27 июля 1714 г. — морское сражение у мыса Гангут.

В честь победы у м. Гангут и о-ва Гренгам в Петербурге сооружена церковь Св. Пантелеймона.

Флотоводец М. М. Голицын.

27 июля 1720 г. — морское сражение у о-ва Гренгам.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
 
С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Юности честное зерцало

      (1717 г.)

      «Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением не с ними в ряд, но немного уступая позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга...

      Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами попрекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво...

      У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить...

      Никто себя сам много не хвали и не уничтожай [не стыди] и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, расширяй более, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего без нужды не возвышай...

      Всегда время пробавляй в делах благочестивых, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и чревоточины, которое с лености тучно бывает».

Вопросы. Какие нравственные правила изложены в документе? Как вы считаете, утратили ли они свое значение в наше время?

Духовный регламент

      (1720 г.)

      «Ибо учение доброе и основательное есть всякой пользы, как Отечества, так и Церкви, аки корень и семя и основание. Но сие накрепко наблюдать подобает, чтобы было учение доброе и основательное».

Вопрос. Согласны ли вы с точкой зрения, что доброе и основательное учение приносит пользу?

Из первых русских «Ведомостей»

      (1703 г.)

      «На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400... По велению Его Величества московские школы множаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили.

      В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют.

      Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядну, отчего чают немалую быть прибыль Московскому государству».

Вопросы. Какую информацию получает ученый-историк о жизни страны в 1703 г.? Что общего между газетой времен Петра I и современной газетой?

Прелестное письмо атамана Н. Голого в русские города и села

      (июль 1708 г.)

      «А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и которые неправду делают. А вы, голытьба, и вся идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите не опасайтеся: будут вам кони, и ружья, и платье, и денежное жалованье. <...> А вы, стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы, не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городы. А кто будет держать чернь и не будет пропускать, и тем людям будет смертная казнь».

Задания. Установите отношение атамана Голого и его сторонников к представителям государственной власти. Предположите, как отнесся Петр I к атаману и его сторонникам.
 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ 
ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Приказ Петра I перед Полтавской битвой

      «Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бранех Господь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Реляция о случившейся морской баталии 
между российской авангардией и шведской эскадрой

      «В 27 день (июля 1714) по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и токож утра приближася к неприятелю и указ дал пробиватца сквозь оного не огребая кругом, что с помощью Божией и учинено. И так безвредно, что толко одна скампавея стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все как суды так и люди без вреда прошли, хотя со всего флота (шведского) стреляли по наших над меру жестоко, от которой стрелбы у одного капитана толко ногу отбили. Когда адмирал прошел, тогда репортовал ево капитан камендор Змаевич, что он блоковал неприятеля. Потом, когда господин адмирал в то место прибыл, и учредил флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою швецкою эскадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного отаковать, которая отака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа. И хотя неприятель несравненную артиллерию имел пред нашими, однакож по зело жестоком супротивлении перво галеры одна по другой, а потом и фрегат флаги опустили. Однакож так крепко оборонялись, что не единое судно без обордирования от наших неотдалось. Шаудбейнахт (Эреншельд) опустил флаг, скочил в шлюпку с своими гранодерами и хотел уйтить, но от наших пойман, а именно Ингермоландского полку капитана Бакеева с гранодеры. Сею атакою командовали господин Шаудбейнахт карабельного флоту и генерал господин Вейд. Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито, тому при сем реестр».

__________________________________
      «Блоковал неприятеля» — блокировал отряд шведского адмирала Эреншельда.
      «Учредил флот к бою» — построил в боевой порядок в три линии.
      «Отдался» — сдался без боя.
      «Обордирование» — абордаж.


ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

С. М. Соловьев о детстве Петра I

      «Трех лет остался Петр по смерти отца и с восшествием на престол старшего брата подвергся удалению, гонению вместе с матерью и ее родственниками. Спокойная, правильная обстановка во время младенчества способствует правильности развития, не ускоряет его в ребенке; напротив, печальная доля в младенчестве, гонения, бури способствуют раннему развитию в детях способных. Перед глазами постоянно печальная мать, толкующая с ближними людьми о своей выгоде, ссылке братьев, благодетеля Матвеева; ребенок пламенный, восприимчивый, питается, раздражается семейною враждою; то, что другие дети узнают только из нянькиных сказок, как злые родственники гонят невинных детей, как последние или гибнут, или торжествуют, то маленький Петр испытывает в действительности... Страшные кровавые сцены перед глазами, мучительная смерть родных, отчаяние матери, власть похищается, переходит в руки гонителей. <...>

      Будучи одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенною красотою и живостию. Современники находили, что лицом был в материнскую родню, и особенно был похож на дядю Федора Кирилловича Нарышкина. Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».

Вопрос. Как детские годы Петра I повлияли на его последующую жизнь?
 

Письмо Петра I Конону Никитичу Зотову из Воронежа

      (25 февраля 1709 г.)

      «Господин Зотов! Книгу о Фортификации манера Блонделева, которую вы перевели, мы оную прочли; и разговоры зело хорошо и внятно переведены, но как учить Фортификацию делать, также в табеле мера не именована, футы или тоузы, то зело темно и непонятно переведено; который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешения или невнятность: и того ради надлежит вам в той книжке, которую ныне переводите, остеречься в том, дабы понятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но, точию сие выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее может быть».

Вопрос. Что узнает исследователь этого письма о Петре I?
 

С. М. Соловьев о Петре I и Карле XII

      «Карл родился в 1682 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже высказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, гениальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не солдат, не завоеватель».

Вопрос. На чьей стороне симпатии историка С. М. Соловьева?
 

Интересные факты из истории Петровской эпохи

      «Долгое время на Руси существовал «мартовский год», когда началом нового года было 1 марта. Следуя только что описанным путем, определим способ перевода дат и для этого стиля (для марта — декабря вычитается 5508, января — февраля —5507).

      Беда в том, что источники нередко пользуются одновременно и сентябрьским, и мартовским календарем. Не трудно представить, какие сложности порождают эти ситуации для исследователя, как много споров у историков о датах.

      По сию пору не обнаружено какого-либо закона о переходе с мартовского на сентябрьский стиль. Впрочем, для XVI—XVII вв. можно почти безошибочно считать исключительное преобладание «сентябрьского года». Гораздо сложнее обстоят дела с более далекими веками. Вероятнее всего, примерно до XIV в. применялся нашими предками «мартовский год»...

      До сих пор мы говорили о столетиях, годах, месяцах и днях. А как наши предки делили сутки? Это также важно знать историку.

      Определяющими здесь были восход и заход солнца. Причем понятия суток не существовало — говорили и писали «день», имея в виду собственно дневное время и ночь. Сутки начинались в старину не в полночь, как теперь, а во время вставания людей ото сна, что совпадало с утренним богослужением («заутреней»).

      Первый час дня обозначал, что люди приступают к своим делам. Полдень наступал в шесть-семь часов и т. д.

      Зависимость от светового дня проявлялась и в том, что отсчет часов был неодинаков для разных сезонов. Весной и летом день начинался раньше, осенью и зимой — позднее. Так, в мае — июне первый час дня приходился на 15.30 нашего счета, а в ноябре — декабре примерно соответствовал нынешним 7.30—8 часам.

      Отсчет часов и минут был известен нашим предкам давно. Еще в начале XV в. в Москве установили «часомер» — башенные часы с боем — «куранты». Ежечасно звучал удар молота в колокол, возвещавший дневное и ночное время. Секунды назывались «часцами»...

      В русских документах до XVIII в. почти не встречаются арабские или римские цифры, которыми пользуются сегодня.

      В средневековой Руси цифры передавались буквенными обозначениями на греко-византийский манер. За некоторыми исключениями в порядке алфавита шли по возрастающей и цифры. Буква «а» обозначала единицу, «в» — 2, «г» — 3, «д» — 4 (буква «б» не участвовала в обозначении цифр). Цифра 10 выражалась буквой «i», 20 — «к», 30 — «л». Начиная с «р» шли сотни («с» — 200, «т» — 300, «у» — 400). Тысячи выделялись особым добавочным знаком # внизу соответствующей цифры...

      При Петре I провели денежную реформу. Впервые отечественная монета обрела вид правильного круга. Были выпущены деньги разного достоинства — от рубля до копейки (включая гривенники, пятаки и алтыны). Мелкую разменную монету чеканили из меди. Это были «денежки», «полушки». Вошла в «строй» и довольно тяжелая (8 г) медная копейка, вытеснившая позже серебряную.

      Денежная система при Петре стала основываться на десятичном счете...

      Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейстерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских гербов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов...

      Знакомясь с давними документами, грамотный нынешний школьник может подумать, что наши предки писали с невероятным числом орфографических ошибок. Некоторые ученые и Петра I объявляют безграмотным.

      Однако следует знать, что в свое время не было строгих правил правописания. Чаще всего, как произносили и слышали слово, так его и писали. Существовали и местные особенности речи, что сказывалось на письме. Где окали, где акали, цокали, где смягчали окончания — и все это отражалось на языке документов.

      Лишь к середине XVIII в. начинают складываться нормы правописания. Пунктуация внедрялась в письмо еще медленнее. Это последнее обстоятельство затрудняет правильное прочтение и понимание текстов...

      Ложные документы появляются и в области международных отношений России. Наиболее опасным из них было пресловутое «Завещание» Петра I, в котором император будто бы провозглашал идею о завоевании мирового господства. Подделка была пущена в оборот во время подготовки похода Наполеона против нашей страны как свидетельство извечной «агрессивности» России, которую-де надо укротить. Эта ядовитая фальшивка не раз использовалась и позже. Правительство гитлеровской Германии не преминуло вытащить ее вновь на свет, чтобы «обосновать» нападение на СССР».

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. — М., 1991.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук Институт Российской истории Россия 1913 год Статистико-документальный справочник

    Справочник
    Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ» выражает глубокую признательность Ростиславу Борисовичу ЕВДОКИМОВУ, без помощи и поддержки которого это издание вряд ли увидело бы свет.
  2. История войн

    Библиографический указатель
    История человечества – это во многом история войн. Войны были «спутниками» человечества на протяжении тысячелетий с древнейших времен до современности.
  3. Татарников К. В. Русская полевая армия 1700-1730. Обмундирование и снаряжение / Под ред. В. И. Егорова

    Книга
    Аннотация издательства: Монография посвящена обмундированию, вооружению, амуниции, конскому убору и так называемой «воинской арматуре» пехотных н драгунских полков русской полевой армии первой трети XVIII века.
  4. Конспект лекций по военно-административным законам профессора Военно-Юридической Академии

    Конспект
    Предмет военной администрации. Цель и характер преподавания ее в Военно-Юридической Академии. Обзор источников и главнейших сочинений по предмету военной администрации.
  5. Российская академия наук санкт-Петербургский Институт истории

    Диссертация
    Защита состоится 18 ноября 2008 г. в 14.30 на заседании Диссертационного совета Д.002.200.01 по защите докторских диссертаций при Санкт-Петербургском Институте истории РАН по адресу: 197110, Санкт-Петербург, ул.

Другие похожие документы..