Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В сучасних умовах економічного розвитку підготовка висококваліфікованих кадрів зі спеціальності «Міжнародна економіка» має велике значення в плані пі...полностью>>
'Реферат'
Аттестация, или процедура установления соответствия уровня профессиональной компетенции учителей требованиям к квалификации при присвоении им квалифи...полностью>>
'Документ'
Для самоопределения и самосознания любого народа одним из наиболее важных, если не важнейшим элементом является его родной язык. Каждый, кто ощущает с...полностью>>
'Документ'
довідки про народження дитини, виданої відділом реєстрації актів цивільного стану, із зазначенням підстав внесення відомостей про батька відповідно д...полностью>>

Современные проблемы музыкального образования младших школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

современные проблемы
музыкального образования
младших школьников

Чебоксары 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

современные проблемы
музыкального образования
младших школьников

Сборник научных статей

Выпуск посвящен 80-летию ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Чебоксары 2010

УДК 373.67

ББК 74.266.7

С 568

Современные проблемы музыкального образования младших школьников : сб. научных статей / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 102 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Сборник подготовлен на основе материалов республиканской научно-практической конференции «Современные проблемы музыкального образования младших школьников», состоявшейся на психолого-педагогическом факультете ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» 29 сентября 2010 г.

Адресован педагогам, психологам, студентам, преподавателям вузов, работникам образования, научным работникам.

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2010

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

Современные проблемы музыкального образования младших школьников

Сборник научных статей

Ответственные редакторы : Григорьева С. Г., Беляева З. М.

Оформление обложки Русскова С. П., Столярова Ю. А.

Материалы представлены в авторской редакции

Подписано в печать 29.10.10. Формат 60×84/16. Бумага писчая.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 6,3. Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано в отделе полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Руссков Станислав Пименович,
канд. пед. наук, доцент,

декан психолого-педагогического факультета

Роль музыки в эстетическом развитии школьников

Музыка в эстетическом развитии школьников, наряду с художественной литературой, живописью и другими видами искусства, играет огромную роль. Однако музыка имеет свою феноменальную особенность: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои выразительные средства и способы отражения жизни.

На мой взгляд, по своей природе она более «человечна», чем все другие виды искусства, потому что от рождения живет в каждом из нас в виде эмоциональных переживаний: радости и тоски, скорби и печали, вдохновения и веселья, грусти и любви, нередко в неоформленном, а то и в неосознанном состоянии. Однако если создать необходимые педагогические условия, под руководством профессионалов в человеке могут развиться на достаточно высоком уровне эстетические чувства восприятия музыки и даже способности к музыкальному творчеству.

Музыка – монолог чувства. «Чувство обращается непосредственно к чувству и понятно только чувству» (Л. Фейербах». Как тут не вспомнить выражение К. Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Быть художественно образованным – значит знать и уметь. Прежде всего, знать теорию и историю искусства, знать практику искусства и уметь духовно употреблять художественные произведения. В свою очередь, художественная образованность «приведет» к художественной культурности. Следовательно, необходимо процесс эстетического развития школьников средствами музыки начать с развития чувственности, усвоения ими музыкальной грамотности, постижения музыкальных форм от самых простых до самых сложных.

В музыке мы можем обнаружить все категории эстетических отношений, необходимых для анализа эстетического богатства действительности и искусства. Это, прежде всего, такие категории как: совершенство, прекрасное, красивое, изящное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, ужасное, комическое и т.д.

Кроме того, музыка выражает совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа – народность. В каждом музыкальном произведении, в творчестве какого-либо композитора мы находим взаимосвязь особенного, специфически-неповторимого, присущего национальной художественной культуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию национальных культур.

Особенность музыкального искусства заключается еще и в том, что благодаря специфичности своего языка, она доступна для восприятия всем народностям. Не существует музыки, не − доступной восприятию другого народа. Принято считать: чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно музыка включается в интернациональные контакты, обогащается традициями других национальных музыкальных школ.

Необходимо сказать еще об одном феномене музыки - общечеловеческом. Дело в том, что специфическим образом воспринимая мир и осваивая его по законам красоты, музыкант-профессионал неизбежно оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческое начало оказывается лежащим в основе художественного творчества, обладающего гуманистичностью, всечеловечностью и интернационализмом. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что музыка обладает огромным эстетическим и воспитательным потенциалом.

Воспитательная сила музыки обуславливается разными причинами:

– музыка действует непосредственно, свободно, не претендует на то, чтобы ее принимали за действительность, не навязывает безапелляционно свои идеи, не дидактична;

– она удовлетворяет разные интересы и духовные потребности человека – эстетические, компенсационные, гедонистические, нравственные, познавательные и т.д.;

– она несет опыт художника-композитора, многих других людей, событий, эпох, но всегда открыта для личного опыта того, кто с ней общается, включает в себя при общении этот опыт, создает возможность соавторства в открытиях правды-красоты и красоты-правды, добра и зла, нравственного и безнравственного, человечного и антигуманного и т.д.;

– она действует комплексно на весь духовный мир человека и все духовные силы человека, приводит в действие эмоции и слух, мысль и чувства, сознательные порывы и инстинктивные реакции, воображение и интуицию, затрагивает личность того, кто с ним общается.

Итак, музыка обладает огромным воспитательным потенциалом и, прежде всего, эффектом переживания, способностью заставлять нас переживать то, что в ней содержится. Ведь переживать что-либо – значит приобщить данное явление (событие) действительности к своей личной жизни, сделать его, как говорят психологи, фактом своей биографии… То есть, если же то или иное событие, явление, действие пережито человеком, оно внедряется в глубины его сознания, формируя его эмоциональные, сокровенно личностное отношение к жизни и долговременные стимулы его деятельности. Вот в этом и заключается главная воспитательная мощь музыки, подтверждением этой мысли является известное выражение Платона: «Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения и недостатки в природе и искусстве… Он будет хвалить то, что прекрасно, и, приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное он правильно осудит и возненавидит с юных лет…».

Алексеев Евгений Валерьевич,

студент V курса музыкально-педагогического факультета

ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современная педагогическая практика имеет в своем арсенале различные образовательные программы, направленные на этнокультурную социализацию детей.

Современные концептуальные идеи использования народной песни в этнокультурной социализации младших школьников основываются на положениях о народной песне как эффективном средстве вхождения ребенка в традиционную культуру. В свою очередь традиции рассматриваются как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций.

Изучение народных песен в рамках современных образовательных программ осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имеет участие детей и подростков. Такой подход вводит детей в мир фольклора как в особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о фольклоре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.

Как правило, педагоги стараются обучить детей народной манере пения (как в сольном, так и в ансамблевом исполнении), освоить региональные особенности певческой культуры, приобщить детей к традиционной культуре во взаимосвязи с системой начального музыкального образования, дать навыки вокально-хорового исполнительства. Учебный репертуар направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности и включает в себя игры, хороводы, песни и различные формы народного муузицирования. Процесс обучения опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря праздников и обрядов, поэтому зачастую обучение строится как подготовка и проведение календарных праздников. Соответственно весной дети поют весенние песни, а летом – летние и т.д.

В методическом плане индивидуальные и групповые занятия сочетают практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов и др.) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения и др.). Целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов русской народной музыки – важные средства этнокультурной социализации младших школьников. Специфика возраста обучающихся и фольклорного материала дают возможность проводить учебные занятия в форме народных игр, народного театра, обрядовых действ, посиделок, вечерок и др. Такие формы используются, как правило, на итоговых занятиях по той или иной теме.

В народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру и счастью. С помощью песенного фольклора происходит приобщение обучающихся к истории и культуре своего народа.

Нами были проанализированы программы дополнительного образования детей в рамках учебных курсов «русский фольклор» и «чувашский фольклор», разработанные педагогами для детских школ искусств и музыкальных школ ЧР. Так, в программе Наталии Юрьевны Петровой, руководителя студии русского фольклора и ансамбля народной песни «Зоренька» МОУ « СОШ № 59» г. Чебоксары, особо отмечается, что народная песня – это не просто «напев со словами», а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Наталия Юрьевна вспоминает о своей бабушке, которая «все свое счастье и горе припевала, сидя за прялкой или любой другой работой», поэтому в своей работе она видит себя не только педагогом, а больше бабушкой-няней, которая расскажет детям обо всем и послушает их самих. В кабинете, за самоваром, они с удовольствием пьют чай, рассказывают небылицы. А начинаются занятия у них со знакомства и разучивания скороговорок, считалок. Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из вокально-хоровой работы, пения учебно-тренировочного материала, сообщения теоретических сведений, разучивания элементов народного танца, знакомства детей с народным календарем, игры на шумовых инструментах. Музыкально-игровой фольклор составлен так, что включает в себя роли для учителей, родителей, педагогов дополнительного образования. Все приобретенные навыки дети могут использовать в семейных праздниках.

Репертуар детского ансамбля «Тивлет» Хыркасинской детской музыкальной школы состоит из хороводных песен: «Шывĕ юхать», «Авăтать куккук», «Витĕр-витĕр вир кĕрпи», «Тарăн-варăн пуçĕнче» и др.; считалок: «Пĕрре-пĕри», «Вĕт-вĕлтĕрен айĕнче», «Пĕрттĕн-пĕрттĕн» и др.; гостевых песен и частушек: «Ой, пахчи, сад пахчи», «Сад савăнать», «Кĕçĕр вăйлă çумăр çунă» и др. Руководитель и концертмейстер этого ансамбля – Лукина Антонина Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории. «Выступать перед людьми сложно, но то, что исполнено на сцене, остается на всю жизнь. У нас богатая культура, нам есть чем гордиться. Детские игры, песни, частушки – обучение всему этому очень нужно и важно. Дети должны уметь радоваться, а без песен это невозможно. Может быть, дети и не станут артистами, но если они возьмут в свое будущее хотя бы одну чувашскую песню, то будут продолжаться традиции, а значит, я не зря работала», – убеждена педагог.

Таким образом, в опыте этнокультурной социализации младших школьников важным средством является народная песня. Приведенный опыт педагогов Петровой Н. Ю. и Лукиной А. В. – лишь небольшая, но очень показательная часть огромного опыта использования народной песни в приобщении подрастающего поколения к этнокультуре народов Чувашской Республики.

Абрамова Татьяна Александровна,

преподаватель АУ ЧР СПО «Канашский педагогический колледж»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом. Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве «материала» самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним – холодным, равнодушным, и внутренним – глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

Я считаю, что для урока музыки психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно пробудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

У младшего школьника в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления. В этом отношении младший школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает.

Стратегическое направление работы педагогов находится в рамках решения проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога; в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание, – была бы ведущей в тандеме учитель-ученик; чтобы традиционная парадигма образования – учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Главные задачи педагогов на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физическо­го развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформиро­вать приемы самостоятельной деятельности.

В настоящее время актуальной остается задача по формированию личности творческой, способной гибко ориентироваться и адаптироваться в быстро меняющемся динамичном мире. Ценность этого творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки, которые могут способствовать развитию уровня творческой способности у учащихся.

Поэтому стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на творческую способность, которые способствуют общему творческому развитию личности, воспитывают отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребёнка.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблеме общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно- мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием гармоничного развития личности. Требование гуманизации образования, выдвинутое современными педагогами и психологами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств, поэтому воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед современной педагогикой.

Предметы эстетического цикла, и особенно уроки музыки, способны наиболее ярко раскрыть творческие возможности учащихся, развить творческие умения в сочинении, слушании, исполнении и размышлении о музыке. Музыкально-творческое развитие школьников является важнейшим из компонентов музыкальной культуры. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием, проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Творчество в музыке – это высший показатель овладения человеком музыкальным искусством.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Разнообразные по сложности творческие задания необходимо включать в уроки систематически, начиная с первого класса. Очень важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все школьники должны испытать радость творчества, которая развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.

Внеклассная работа по музыке тесно взаимосвязана с развитием творческой способности младшего школьника, она направлена на развитие интереса, углубление знаний, массовость, увлеченность, развитие инициативы и имеет многообразие форм.

Сущностью творческой способности является потребность в преобразовании, постановке новых проблем и новых способов их решения.

Ядро творческой способности составляют творческое мышление и воображение. Развивать эти важнейшие психические процессы можно намного эффективнее, если использовать на уроках творческие задания, игровые моменты, проблемное обучение и разнообразные формы работы.

Литература

  1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М. : Логос, 2009. – 336 с.

  2. Кругликов, И. Г. Воспитательная работа мастера профессионального обучения / И. Г. Кругликов. – М. : Академия, 2010. – 160 с.

  3. Ласкин, А. А. Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность / А. А. Ласкин. – М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 248 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи музыкального образования младших школьников: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к муз искусству

    Реферат
    Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
  2. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»
  3. Vi актуальные проблемы музыкального образования

    Документ
    Художественная культура человечества – явление, исторически развивающееся по общим законам диалектики, поэтому вопрос о противоречивых взаимодействиях ее сторон как об одном из важнейших вопросов источника ее развития всегда был и
  4. Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    Реферат
    грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.
  5. Пояснительная записка. Цели : Внедрение системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся. Расширение краеведческих знаний младших школьников об окружающей среде

    Пояснительная записка
    Задачи: 1. Ознакомить учащихся с первичными экологическими и природоведческими понятиями: «природа», «природа живая и неживая», «окружающая среда», «природные условия», «среда обитания».

Другие похожие документы..