Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 апреля 2011 года в Москве состоялась III Международная научно-практическая конференция ОПЖТ «IRIS – качество, инновации, модернизация», организован...полностью>>
'Анализ'
Важнейшими показателями, характеризующими состояние здоровья населения, являются медико-демографические показатели: смертность, рождаемость, численно...полностью>>
'Документ'
В соответствии с фундаментальным учением Плутеро Квексоса, самого знаменитого драматурга Второго Доминиона, в любом художественном произведении, скол...полностью>>
'Программа дисциплины'
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; соци­ально-биологические основы физической культу­ры; основы здорового ...полностью>>

Современные проблемы музыкального образования младших школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Горшенина Надежда Викторовна,

ст. преподаватель кафедры психологии

ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На современном этапе развития музыкального образования на первый план выходит всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Сущность музыкального воспитания заключается в формировании нравственно-этических ценностей школьников, в раскрытии творческих способностей детей, развитии коммуникативных навыков и информационно-познавательных потребностей ребенка [2]. При этом музыкальное воспитание в школе, осуществляемое учителем музыки, может способствовать решению коррекционных задач в процессе обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи.

Искусство играет важную роль в духовном развитии личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений окружающей действительности, в формировании эстетического сознания [3]. Музыкальное искусство способствует развитию координации слуха, голоса, движения, тонального и ритмического слуха, формирует любовь к музыке и вокальной деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу, что является необходимым для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Безусловно, ведущая роль логопеда, решающего основные коррекционные задачи со школьниками, имеющими нарушения речи, является неоспоримой. Но в специализированных школах, направленных на устранение речевых нарушений школьников, весь педагогический коллектив нацелен на развитие и совершенствование речи детей, обучающихся в подобных учреждениях. И здесь неотъемлемой частью образовательной системы являются музыкальные занятия школьников, где при умелой организации работы учителя музыки и учете индивидуальных речевых нарушений учащихся, возможна активная работа по устранению речевых нарушений детей.

В учреждении РГС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад для детей с нарушениями речи № 2» в г. Чебоксары работа учителя музыки направлена на работу с младшим школьным возрастом, при этом педагог, работающий с данным возрастным периодом, должен учитывать не только психофизиологические особенности детей данного возраста, но и диагностическую картину развития речи ребенка, обучающегося в данном специализированном учреждении.

Организуя уроки музыки в школе, педагог-музыкант должен способствовать формированию не только певческих навыков, но и совершенствованию познавательной сферы, эмоционально-волевых качеств личности, развивая речевой аппарат ребенка в процессе музыкальных занятий.

Занимаясь с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, учитель музыки, организуя свои занятия, должен учитывать степень речевых нарушений, основные цели и задачи логопеда. Такая совместная деятельность специалистов помогает ребенку гораздо быстрее справиться с речевыми нарушениями и в игровой, интересной форме преодолевать проблемы, связанные с речью не только на занятиях с логопедом, как это организуется в речевых школах, но и на уроке музыки.

Работая в данном учреждении, учитель музыки встречается в своей педагогической практике с такими речевыми особенностями детей, как ОНР, дизартрия, билингвизм, ринолалия и другие. В процессе музыкальных занятий важно учитывать особенности диагноза каждого ребенка и выстраивать урок с учетом данных нарушений детей. Облегчает работу учителя музыки особенность специализированных школ – это небольшая наполняемость классов (8 – 12 человек), что позволяет организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу с детьми, имеющими речевые сложности.

Воспитательные задачи музыкальных занятий с детьми младшего школьного возраста подчинены общим задачам воспитания данного учреждения, коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего речевого расстройства ребенка, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной активности, расстройства психических функций (внимания, памяти, мышления).

Музыкальные занятия для детей с нарушениями речи базируется на основных общедидактических принципах, а также на принципе развития, принципе учета симптоматики, принципе комплексности.

Структура музыкальных занятий должна обеспечивать необходимую преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала, а также степень развития музыкальных знаний, умений и навыков детей. Прежде всего, данная структура обусловлена возрастными особенностями детей, видом речевой патологии учащихся и варьируется в зависимости от логопедической работы.

Музыкальные занятия требуют от специалиста-музыканта обязательного перспективного и календарного планирования. Перспективное планирование помогает представить последовательность включения в занятия разных средств коррекционного воздействия [1]. Поскольку учитель музыки ведет одновременную работу в группах с разными речевыми нарушениями, то перспективное планирование помогает осуществлять дифференцированный подход в музыкальном воспитании младших школьников с ринолалией, заиканием, дизартрией и других речевых нарушений.

Как правило, перспективное планирование осуществляется на три месяца и включает все виды музыкальной и сенсорно-двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по разным видам логоритмического воздействия; проверка и контроль уровня знаний учащихся; диагностика уровня музыкального и певческого развития младших школьников.

В процессе перспективного планирования учитель музыки формулирует задачи в соответствии с особенностями логопедической коррекции. Исследователь логопедической ритмики Г.А. Волкова указывает, что перспективный план организуется в три этапа.

Первый этап организуется в течение трех первых учебных месяцев и представляет собой коррекционный курс, в котором параллельно с логопедом формулируется задача организации коллектива. На данном этапе учитель музыки диагностирует уровень сенсорного, музыкального и психомоторного развития каждого учащегося и планирует дальнейшие коррекционные мероприятия. Таким образом, в процессе подбора музыкального репертуара учитель музыки учитывает этап коррекционной работы и речевые возможности школьников.

Второй этап (с декабря по февраль) уже направлен на развитие музыкальных способностей детей и совершенствование ритмических умений. В процессе функционирования музыкальных кружков учитель музыки может проводить индивидуальную работу с теми детьми, которые имеют особые затруднения в процессе пения, в постановке правильного дыхания и другие сложности.

Третий этап (весенний период) представляет собой годичный коррекционный курс. В процессе организации музыкальных занятий учитель музыки проверяет уровень усвоенных музыкально-двигательных навыков детей, изучает динамические особенности в развитии речи школьников [1]. Календарное планирование включает программные и коррекционные требования текущего урока, особенности репертуара и наиболее существенные методические приемы.

Структура занятий с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, состоит из трех основных компонентов: 1) вводная часть – музыкальное приветствие, знакомство с темой занятия; 2) основная часть – комплекс музыкальных упражнений, направленных на развитие чувства ритма, музыкального слуха, дикции, вокальных навыков: правильного дыхания, плавного пения, цепного дыхания и других элементов; 3 часть – заключительная, в которой происходит подведение итогов занятия, даются индивидуальные задания для детей.

Примерный план одного музыкального занятия с младшими школьниками, которые имеют речевые нарушения, включает упражнения на развитие координации движений, направленных на воспитание ориентировки детей в пространстве, умения планировать свои движения; распевание, необходимое для воспитания речевого дыхания, плавности, напевности голоса, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетание пения с тактированием; пение для развития ритмического слуха, слухового внимания, развития памяти, понимания характера музыки; упражнения на воспитание произвольного внимания, на формирование координации напевной речи с разными движениями; слушание музыки для развития музыкальной памяти, музыкального мышления и воображения; игры-драматизации для развития эмоциональной сферы и другие методы работы.

В процессе организации музыкальных занятий учитель музыки должен учитывать как формирование разных психических процессов и функциональных систем ребенка в норме, так и индивидуальные особенности детей, концентрируя внимание на протекании познавательных процессов, на развитии эмоционально-волевой сферы, учитывать особенности речевого развития и особенности моторной функции детей.

Таким образом, используя в процессе музыкальных занятий еще и логоритмические приемы и упражнения, учитель музыки способствует развитию речи младших школьников, помогая тем самым решать основную цель учреждения, где обучаются школьники с речевыми нарушениями.

Литература

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студ. выш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

  2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова. – М. : Академия, 2002. – 224 с.

  3. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

Деточка Ирина Петровна,

преподаватель музыки АУ ЧР СПО «Канашский педагогический колледж»

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта.

Реализация этого принципа выдвигает перед образовательным учреждением проблему определения психологической, эмоциональной, социальной готовности ребёнка к школе на разных ступенях обучения.

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как возрастные этапы развития, так и индивидуально-типологические особенности. В связи с этим возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Актуальность темы обусловлена наиболее остро возникшими проблемами привыкания детей к условиям школы. Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое самочувствие первоклассников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции.

Сложность начального периода пребывания первоклассника в школе связана с необходимостью:

- освоения учебных норм, оценок, способов и приемов учебной работы;

- приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;

- адаптация к новым формам досуговой деятельности.

Исследуя процесс адаптации первоклассников к условиям школы, следует выделить ряд аспектов:

- психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формирование новых установок и навыков;

- социальный аспект затрагивает взаимодействие со средой и привыканием к коллективу;

- педагогический аспект связан с особенностями приспособления первоклассников к системе обучения;

- эмоциональный аспект.

Проблему адаптации можно решить средствами музыкотерапии.

Музыкотерапия ставит совсем другие задачи, чем музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание – одно из направлений художественного развития детей, расширение музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личности ребенка, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на коррекцию психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Можно использовать разные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, и интегративную. Рецептивная форма направлена на регуляцию вегетативных процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию. Сеансы рецептивной музыкотерапии проводятся в различных вариантах.

Музыкальные картинки. На этих сеансах предлагается мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке», побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, которые благотворно воздействуют на ребенка. Для проведения таких сеансов используется популярная классическая музыка, которая чередуется со звуками природы (крики чаек, журчание ручейка, голоса птиц, шелест листвы ит.д.) Исследования показывают, что 10-12 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют обеспечить стабилизацию положительного эмоционального состояния ребенка, позитивного настроения.

Музыкальное моделирование. Этот вариант рецептивной музыкотерапии направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышение эмоционального тонуса или, наоборот, снятия чрезмерного возбуждения или тревожности).

В конце занятий или после двигательной активности детей проводится мини-релаксация. В программе используется еще один вид релаксации − «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа на ковре или сидя удобно на стуле. Обычно она проводится после активной деятельности детей, например, подвижных игр.

К активной музыкотерапии относится вокалотерапия, инструментальная терапия, музыкальные игры. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе: в пении или игре на музыкальном инструменте. Эффективность определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность, корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка первоклассника. Занятия вокалотерапией включены во все занятия, они способствуют поднятию оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. В программу включены знакомые песни, которые носят веселый, приподнятый характер. Песни исполняются под фонограмму. Включен сеанс инструментальной музыкотерапии. Берутся инструменты, которые не требуют большой специальной подготовки – это барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник, румба, погремушки. Музыкальная импровизация проводится на фоне звучания музыкального произведения на диске. Активное участие ребенка в музицировании приводит к разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации эмоционального состояния. Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкотерапия обеспечивает возможность выстроить «Я- концепцию» в музыкально- творческом проявлении.

Можно использовать интегративную музыкотерапию. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Сеансы на занятиях строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы на слайдах. При этом дается задание шагнуть вглубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно собрать большой букет цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться на зеленой мягкой траве и т.д. Слушание музыки должно проводиться в удобной позе, на мягком удобном стуле. Наибольший эффект в интегративном сеансе дает сочетание музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Гайдна и В. А. Моцарта с показом картин природы. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливает психокоррекционный эффект.

Можно использовать коррекцию средством движения – кинезетерапию, которая проводится в различных формах: танцетерапии, психогимнастике, игратерапии, ритмопластике.

Центральное место необходимо уделять музыкальным играм. Игры вносят разнообразие и эмоциональность. Игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в детях чувство дружбы, развивает чувство коллективизма, внимание и творческие способности. Самое главное игра приносит детям радость, является неотъемлемой частью их деятельности. С помощью игры возможно снять психоэмоциональное напряжение в классе, во время игры ребенок, увлекаясь, забывает обо всем.

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни».

Дорожкина Людмила Васильевна,

учитель музыки МОУ « Гимназия № 5» г. Чебоксары

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Одна из важных задач, которую решает урок музыки в общеобразовательной школе, – научить детей петь. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. Словом, функции хорового пения разносторонни. Но самое, пожалуй, важное – это то, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой национального русского исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкуса учащихся, повышению их общей музыкальной культуры.

В чем состоит преимущество этой формы музыкальной деятельности?

Во-первых, хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обуславливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Во-вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программна. Содержание ее раскрывается через поэтический текст и через мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.

В-третьих, хоровое пение – это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нем к коллективному чувствованию.

Грамотно организованные хоровые занятия развивают у детей не только музыкальные способности, вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание педагога, но и музыкальную память, повышают творческую активность, умение трудиться, дисциплинированность.

Как известно, основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе – привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров. Урок музыки – это целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников единую систему.

Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры школьников дает возможность в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. «Каждый класс – хор!» – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление.

Младшие школьники любят песни яркие, броские, ритмически четкие, но несложные, с лаконичным, понятным текстом. Их привлекают песни-игры, песни-инсценировки, в которые можно ввести несложные действия или выразительные движения. Вместе с тем они весьма тонко чувствуют песни патриотического характера, способны глубоко переживать разные драматические ситуации, а также чутко реагировать на образы нежные, ласковые (песни о маме, о природе, о животных), Им ближе чистые, яркие тона чувств, полутона они различают слабее.

Подростков привлекает романтика, героика. Иной характер принимает их интерес к лирическим произведениям: они могут быть более сдержанными, более «взрослыми». Содержание шуточных, юмористических произведений должно быть острым, актуальным, соответствующим психологии восприятия подростка и, конечно, доступным ему. Школьники этого возраста все более входят во вкус современной популярной музыки, но в благоприятных условиях прекрасно воспринимают и исполняют музыку классическую, народные песни.

Старшие школьники также склонны к романтике. Вместе с тем они хорошо воспринимают произведения серьезные, с философской тематикой, требующие глубокого размышления. Из лирических предпочитаются произведения «сдержанно-взрослые», напевные, в современном ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке, но одновременно и к классике, особенно если ее достаточно в репертуаре хорового коллектива.

Учитель должен обращать внимание на правильное соотношение отбираемого материала. В репертуар должны входить произведения как современных композиторов, так и произведения классиков, народные песни, Разумный отбор материала обеспечит возможность для всестороннего музыкального развития детей.

В последние годы все шире проявляется тенденция разнообразить исполнение путем использования вспомогательных выразительных средств: сюда можно отнести введение простейших музыкальных инструментов, ритмических движений, подражательных звуков, словесных вставок (особо органично это происходит на материале народных песен, чаще шуточного характера). В тех случаях, когда при использовании учителем на занятиях этих и других подобных им средств не теряется чувство меры, этот путь оказывается весьма плодотворным. Певческие навыки формируются и развиваются в полном соответствии с общими закономерностями развития детского голоса. Важно подчеркнуть, что вокально-хоровой работе на уроках музыки отводится одно из ведущих мест. Репертуар подбирается с учетом возможностей учащихся, общих учебных задач и накопленных вокально-хоровых навыков, выбранную песню можно использовать для обобщения какой-либо темы. Любая программа может быть реализована успешно только в том случае, если она воспринимается учителем как «своя», создаваемая им самим в живом общении с детьми.

Можно выделить основные критерии отбора певческого репертуара (по Осенневой М. С. и Самарину М. А.):

- соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса;

- адекватность психическим особенностям учащихся;

- высокий уровень художественных достоинств;

- небольшой объем произведения;

- образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;

- воспитательная направленность.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что если отдельно взятое произведение может и не вмещать всего многообразия требований к репертуару, то репертуар коллектива в целом должен, конечно, удовлетворять всем этим требованиям, поскольку они выдвигаются самой жизнью и педагоги в той или иной мере следуют им всегда.

Пение будет тем совершеннее, чем выше общий музыкально-культурный уровень учащихся. Задачей педагога является привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей и поднятием их общей музыкальной культуры.

Задача методики детского пения должно сводиться к тому, чтобы на почве музыкальной эмоции и через эмоции сформировать у ребенка элементы вокально-технических навыков. Так как артикуляционный аппарат хорошо поддается регулировке педагога, то именно на него должно быть обращено внимание. Детский голос не надо специально тренировать, не надо искать того, чего нет. С ростом организма будет расти и голос. Также задача педагога является удерживание детей от громкого пения, граничащего с криком.

Таким образом, мы пришли к выводу, что хоровое пение как наиболее доступный ученикам способ работы дает возможность всему коллективу принять участие в музыкальном действии. Заинтересовать (удивить) – показать – объяснить – вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке. Вспомним слова В. Сухомлинского, который считал, что до тех пор, «пока ребенок не почувствовал аромат слова... нельзя вообще начинать обучение грамоте». Так и в музыкальной педагогике: сначала ребенок должен услышать, потом увидеть и понять. Это и есть основополагающий принцип вокально-хорового воспитания на уроках музыки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи музыкального образования младших школьников: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к муз искусству

    Реферат
    Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
  2. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»
  3. Vi актуальные проблемы музыкального образования

    Документ
    Художественная культура человечества – явление, исторически развивающееся по общим законам диалектики, поэтому вопрос о противоречивых взаимодействиях ее сторон как об одном из важнейших вопросов источника ее развития всегда был и
  4. Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    Реферат
    грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.
  5. Пояснительная записка. Цели : Внедрение системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся. Расширение краеведческих знаний младших школьников об окружающей среде

    Пояснительная записка
    Задачи: 1. Ознакомить учащихся с первичными экологическими и природоведческими понятиями: «природа», «природа живая и неживая», «окружающая среда», «природные условия», «среда обитания».

Другие похожие документы..