Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С точки зрения безопасности самые лучшие места поезда - в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом -"окном" или расположенном ближе ...полностью>>
'Закон'
Федеральным законом от 28 апреля 2 года N 54-ФЗ (Российская газета, N 86, 04.05.2 );Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газе...полностью>>
'Диплом'
Значение неврологических заболеваний и расстройств настроения для здоровья и жизни людей, а также здравоохранения и общества в целом трудно переоцени...полностью>>
'Конкурс'
Фильм снят в рамках проекта, посвящённого партнёрским связям городов: Владимира и Эрлангена. Всего в проекте около 30 серий. Данная работа – о сотруд...полностью>>

Русское самосознание: \"путь к себе\" или \"путь от себя\". Дискуссия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русское самосознание: \"путь к себе\" или \"путь от себя\". Дискуссия

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ВЕРОВАНИЯ, ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Тема дискуссии:

Русское самосознание: "путь к себе" или "путь от себя"

Предлагаем обсудить проблемы самосознания русского народа, культурно-исторических особенностей формирования этнической идентичности русских, включая вопрос о возможности направленного изменения национального характера. Если сильная личность может направленно развивать или корректировать свои качества, особенно, когда жизнь бросает ей серьезный вызов, то может ли целый народ подвигнуться к такому самоизменению своих качеств?

Один из интересных материалов на эту тему был представлен в тематической дискуссии Никитского клуба "Цивилизационная специфика России: "Каким аршином мерить?" (источник - /article.php?idpublication=4&idissue=22 ).

Прежде всего, обращаю внимание на ключевое выступление И.Г.Яковенко, социолога и культуролога из Института социологии РАН, который выделил на основе собственных исследований "культурообразующее ядро" или "культурный код", задающий наиболее важные сущностные черты русского национального характера и специфику цивилизационную специфику России. В качестве одного из национальных качеств, важных для понимания глубинных мотивов антиэкологического поведения в нашей стране, он назвал "ресурсорасточительство", как в отношении к собственным силам и жизням, так и в отношении к природе. А такое качество, как "расколотость сознания", по его мнению, ведет к воспроизводству постоянной внутренней вражды и отсутствию сплоченности в русском народе.

Однако так ли уж прав И.Г.Яковенко в выделении этих качеств как специфического "культурного кода", определяющего национальный "портрет" русских? Много ценных критических мыслей высказали участники обсуждения его выступления на Никитском клубе. А может быть эти отрицательные качества русского народа - своего рода "наведение порчи", создаваемое современными центральными СМИ, создающими негативный образ "русских" в глазах самих "русских"? О том, какую роль в формировании этнического самосознания играют наши СМИ см. статью В. К. Мальковой. СТЕРЕОТИПЫ РУССКИХ, РОССИЯН И РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ. Собственно, этот анализ доказывает, что помимо ксенофобии в нашей стране есть еще более сильная русофобия, а основным источником распространения ее являются центральные СМИ, находящие под влиянием той среды, в которой даже объективное упоминание о положительных качествах русского человека, тут же толкуется как национализм.

Интересный сравнительный анализ этнического самосознания современной молодежи (студенты МГУ) и старшего поколения из числа московской интеллигенции (в основном выпускников и преподавателей МГУ), восприятия ими достоинств и недостатков русского национального характера сделан в статье Е. А. Омельченко. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ РУССКИХ. Национальный вопрос в последнее время выходит на первый план во множестве аналитических публикаций. Не случайно, что при Интернет-выборах по альтернативному списку Общественной палаты первое место с большим отрывом занимает А.Белов, руководитель Движения против незаконной иммиграции (ДПНИ). Сдвиг массового сознания русского населения в сторону мнения "Россия - для русских!" становится поводом для развертывания новых политических игр на этом скользком поле и, одновременно, поводом для нового витка космополитического самоотрицания и русофобии. Этот вопрос долго замалчивался, действующие политики в основной массе старательно его обходили или устраивали вокруг него предвыборную клоунаду, так что в связи с этим вопросом накопилось множество проблем, грозящих взорвать страну. Причем молодежь оказалась на острие этих проблем.

Необходимо, наконец, признать, что в стране есть взрывоопасная проблема, которую надо срочно решать, а не прятаться от нее, - это проблема этнической самоидентификации русских и проблема защиты права русского народа на сохранение самобытной культуры и национальных ценностей в условиях массовой манкуртизации населения и существенного изменения этнического состава населения. Я глубоко убежден, что именно через возрождение и подъем национального самосознания русского народа и через глубокую переработку русским народом своего качества - лежит путь к становлению того политического субъекта и той политической воли, которые выведут Россию из общесистемного кризиса и создадут экологически и социально ответственное общество.

Если русские не сделают этого, то возможно, они сойдут с мировой арены как народ, способный к историческим свершениям, а место русских и право управлять Россией, ее богатствами, займут те, кто к этому более способен. В 2002 г. мне прямо говорили об этом представители нескольких поволжских народов на одной из региональных конференций. Я передаю дословно их мысли: "Русские, сколько вы еще будете терпеть издевательства над собой со стороны собственной государственной власти. Ведь и мы вынуждены терпеть вместе с вами: если мы поднимемся против этой власти, то вы же будете защищать своих кремлевских господ, и это будет резня с вами. Мы не хотим этого, и потому терпим вместе с вами холуев, воров и предателей страны, которых нам присылают из Москвы. Но мы не можем бесконечно терпеть. В истории России вы несколько раз предлагали цивилизационные проекты, в которых мы участвовали вместе с вами, шли за вами, учились и защищали нашу Землю вместе с вами. А теперь вы не можете предложить сильный общенациональный проект, который бы позволил сохранить нашу самобытную культуру и специфику, и чувствовать гордость участия в общей исторической судьбе. Наоборот, русские становятся проводниками пошлости и манкуртизации, упадничества и дебилизации населения в наших республиках. В то время как с Юга и Востока к нам едут эмиссары, которые предлагают свои идеи, проекты и помощь, если мы пойдем за ними. Если вы не пробудетесь, то настанет время, когда вас заменит другой этнос, который предложит России сильный общенациональный проект и поведет и нас, и вас за собой".

Предлагаю обсуждить вопрос о судьбе русского народа, об изменении его характера и самосознании на форуме, отталкиваясь от статьи И.Г.Яковенко и материалов дискуссии Никитского клуба, с привлечением статей В.К.Мальковой и Е.А.Омельченко. Для этого создан специальный раздел форума - . Если вы не имеете возможность выходить в интернет, я могу размещать присылаемые вами по электронной почте материалы от вашего имени. Дискуссия будет жестко модерироваться мной, чтобы не допустить перехода на личности или оскорбительных высказываний как в отношении участников, так и в отношении представителей разных религиозных, социальных, политических и этнических групп.

Любомир (Дионис Георгис), волхв Содружества Природной Веры "Славия" - , член Федерального политсовета политической партии "Союз Зелёных России"-"Зелёная Россия" -

Материалы для дискуссии:

Введение С.П.Капицы к дискуссии "ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА РОССИИ: "КАКИМ АРШИНОМ МЕРИТЬ?" на Никитском клубе Ключевое выступление И.Г.Яковенко.

Обсуждение выступления И. Яковенко на Никитском клубе: А.С.Ахиезер, И.В.Кондаков, А.В.Голубев, А.Ф.Филиппов, Ю.Н.Солонин. В.Л.Тамбовцев. Выступление И.Г.Яковенко по предварительным итогам обсуждения Окончание обсуждения: А.Ю.Зудин, А.Д.Воскресенский, А.С.Кончаловский, В.Е.Чуров, О.Р.Лацис, Г.О.Павловский, С.А.Марков, В.С.Автономов, Л.М.Григорьев.

Дополнительные статьи к вопросу о русском национальном самосознании: Статья В. К. Мальковой. СТЕРЕОТИПЫ РУССКИХ, РОССИЯН И РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ.

Статья Е. А. Омельченко. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ РУССКИХ.

ЦИКЛ ПУБЛИЧНЫХ ДИСКУССИЙ "РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ" Выпуск 12. "ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА РОССИИ: "КАКИМ АРШИНОМ МЕРИТЬ?"

С.П.Капица

"Цивилизационная специфика России: "каким аршином мерить?"-так был назван круглый стол, состоявшийся в Никитском клубе 29 октября 2002 г. Вероятно, мы были не оригинальны, поместив перефразированные слова поэта в название темы дискуссии. Но так уж повелось в отечественном обиходе: едва речь заходит о нематериальном (впрочем, и о материальном тоже, когда нет рационального объяснения), сразу же, как за ширму-"Умом Россию не понять..." Вместе с тем участники круглого стола проявили стремление не только раздвинуть рамки стереотипных представлений, но и в отдельных случаях полностью их развенчать. Предмет обсуждения был подвергнут анализу с позиций разных научных дисциплин-философской, культурологической, экономической, истории, религии и т.п.

По словам основного докладчика круглого стола культуролога И.Яковенко, наша культура "переживает процесс веберовского "расколдовывания мира", когда в поведении "массового человека" сочетаются черты, соответствующие как типу модернизированной культуры Нового времени, так и традиционалистской модели. В последнем-источник всех "неправильностей" России и ключевых проблем российской модернизации, главная из которых состоит в поисках пути к динамичному обществу, не утрачивая самотождественности. Однако рациональное восприятие экономиста нуждается в том, чтобы эти рассуждения можно было перевести в практическое русло. Профессор В.Тамбовцев, задаваясь вопросом, как отличить стандартные ситуации поведения от нестандартных, в которых "цивилизационная специфика обладает решающим правом голоса", говорит, что более убедительным было бы описание этой специфики в терминах "конструкта наблюдений", нежели раскрытия "культурного кода", "культурного ядра".

По мнению известного политтехнолога Г.Павловского, "вопрос той или иной цивилизации заключается в том, какую цивилизацию закажете". Задача-оценить свои возможности, понять, "что и почему у нас получается, а что не получается", и развить эти знания до уровня "обучающей науки". Пока непонятно, какой. В каждой науке свои задачи и своя терминология. Выбранная нами тема, как никакая другая, дает повод для разных точек зрения и позиций. Можно ли найти общую?

На круглом столе была соблюдена вся атрибутика, присущая междисциплинарной дискуссии. Возможно, такие ситуации и провоцируют появление новых научных дисциплин...

... Я хочу сказать несколько слов о желательном направлении нашей дискуссии, поскольку тема непростая и затрагивает важные проблемы. Нам надо постараться понять путь рационального развития нашей страны. По моему мнению, взрывы 11 сентября в Нью-Йорке и недавние события в Москве (имеется в виду захват заложников в Театральном центре на Дубровке-прим. ред.) не изменили ход истории, они только высветили существующие в мире факторы. И считать эти трагедии какими-то особыми точками в развитии мировой истории было бы крайне узко.

Что мне кажется самым существенным (о чем мы говорили на нескольких предыдущих наших заседаниях),-мы находимся в мировом кризисе развития, связанным с глобальным демографическим процессом. Развивающиеся страны, в том числе и Россия, прошли через максимум абсолютной скорости роста населения мира, которая сейчас начала убывать. Результат такого процесса - стабилизация населения, то есть то, что уже произошло в нашей стране, в Америке, Европе и в других странах, если отбросить иммиграционный фактор. Это величайший цивилизационный поворот в истории человечества, потому что до сих пор, до последних десятилетий, мы жили под знаменем роста: больше детей, больше солдат, больше масла, больше пушек, больше всего - энергии, средств и так далее. Такое измерение прогресса пересматривается, и по главному параметру (численности людей) произошла полная остановка развития роста - исключительно крутая и, по существу, внезапная.

Это не связано с исчерпанием ресурсов, с тем, что нет воды, еды и проч. Ресурсов, в том числе энергетических, хватает, и хватит "всерьез и надолго". Причины лежат глубже. С точки зрения многих и моей в том числе, ситуация связана с внутренними, эндогенными процессами развития человечества, в первую очередь, грубо говоря, с нашим разумом - информационной составляющей жизни человечества. Маркс утверждал, что есть фундамент, экономический базис, а над ним надстройка - производная от него. Но, по-видимому, производная надстройка задает темп нашему развитию и её кризис сейчас привел к такому крутому изменению роста населения мира. Это очень интересная и глубокая тема, и я думаю, что события в России отчасти раскрывают ее, равно как и ситуации, складывающиеся в других странах. Происходит ломка всех установленных во времени связей и традиций, свойственная моменту быстрого, внезапного в историческом масштабе перелома в области идей, семьи, государственного управления, сопровождающегося распадом морали и права в обществе - всего того, что вызревает в течение столетий. Изменились внешние обстоятельства и просматривается четкая диалектика: численность населения влияет на обстоятельства его роста, а сам рост влияет на численность населения. Это все системно связанные между собой процессы.

Я повторяю еще раз: такого никогда не было. Дай бог, нам пережить это время, и понять хотя бы смысл, значение и происхождение этих процессов. Мы, к сожалению, находимся в плену старых представлений о том, что происходящее связано с политическими решениями, природой экономики, ресурсами и так далее. Но это нечто гораздо более фундаментальное. С моей точки зрения, все упирается в фактор развития человека как разумного существа. Я часто повторяю, что если бы мы не были разумными существами, а, например, были такими, как медведи (кстати, древние славяне считали, что происходят от медведей) или обезьяны, или любые другие крупные твари, нас было бы в 100000 раз больше. Поэтому сейчас перед человечеством стоит вопрос, по какому пути развития идти дальше? Для нашей страны он стоит особенно остро: стать сырьевым придатком или жить своим умом. Нам об этом напоминали уже давно: одна из самых великих пьес в русской литературе называется "Горе от ума". На этом фоне фактор образования приобретает еще более существенное значение. Эту тему мы обсуждали в Никитском клубе, и, я думаю, нам придется возвращаться к ней еще не раз. Недавно у меня был долгий разговор об этом с ректором МГУ В.А.Садовничим, который очень обеспокоен тенденциями реформы нашего образования, стремлением подражать образованию США, большой вклад в которое делают наши лучшие умы. Недаром кто-то назвал американский университет местом, где русские ученые учат китайских студентов. Это очень серьезная ситуация, к которой мы относимся крайне бездумно. Виним Ленина за то, что он выгнал из страны 100 философов и экономистов, а сами потеряли за истекшее время не меньше десяти или двадцати тысяч своих лучших инженеров и ученых. И эта цифра, возможно, приуменьшена.

Кстати, недавно по указанию президента США Дж. Буша был составлен доклад о состоянии образования в Америке, где прозвучала довольно-таки нелицеприятная критика той системы образования, которой мы сейчас бездумно стараемся подражать. Если думать о будущем, то один из ускоренных путей развития-инновация (эту тему мы тоже обсуждали в Никитском клубе), корень которой-в образовании. Сейчас наступило время конкретных решений, и, может быть, они уже вызревают. Хотя бы на словах мы начинаем признавать, что инновация важна, важно думать о наших ученых, заботиться об образовании. Рынок здесь скорее является инструментом, чем целью-вопрос, который мы тоже обсуждали. Я изложил лишь несколько своих тезисов, и никоим образом не хочу утверждать, что в таком русле надо строить сегодняшнее обсуждение. Но мне бы не хотелось, чтобы мы, как говорится, решали все проблемы разом. Очень важно - здесь я надеюсь на ваше участие - выбрать правильные приоритеты.

В названии нашего круглого стола "Цивилизационная специфика России: каким аршином мерить?" звучит явное обращение к Тютчеву. Но, мне кажется, важнее вспомнить другие его слова: "Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!" (стихотворение "Цицерон"-прим. ред.). Сейчас весь мир, в том числе и мы, несомненно, находится в таком состоянии. Предоставляю слово Игорю Григорьевичу Яковенко, главному научному сотруднику Института социологии РАН, социологу и культурологу.

И.Г.Яковенко

Начну с экскурса в историю, не слишком далекую. В 1945 г., проводя Берлинскую операцию, маршалы Жуков и Конев имели 5-кратное численное превосходство над противником. При этом потери только 1-го Белорусского фронта составили 1940 танков и САУ. Через пятьдесят лет в 1995 г. армия демократической России (подчеркнем, регулярная армия, руководимая офицерами, прошедшими войну в Афганистане) в ходе неудачного штурма Грозного в боях с антиправительственными повстанцами (назвать вооруженные силы Дудаева регулярной армией у меня язык не поворачивается) примерно за сутки потеряла более 200 единиц бронетехники. Мы стараемся запрятать такого рода факты глубже под ковер. Но когда жизнь ставит нас лицом к лицу с подобной реальностью, то мысль начинает искать виновных: военный министр, правительство, правящий режим. На самом же деле, при том, что все эти инстанции несут свою долю ответственности, проблема неизмеримо глубже и трагичнее. Это проблема культуры, то есть того, что сидит в каждом из нас. Русская культура носит экстенсивный характер. Она ресурсорасточительна. Причем в критической ситуации наша культура демонстрирует подавляющую воображение ресурсо- и человекорасточительность. У нас это называют: "Победа любой ценой".

Можно отправить в отставку Павла Грачева, но нельзя уволить ментальность. Смысл моего вводного рассуждения простой. Далее речь пойдет о вещах, которые могут показаться академичными и абстрактными. Однако за этими абстракциями скрываются сущности, от которых напрямую зависит наше настоящее и будущее.

О том, что такое Россия и русские, чем мы отличаемся от других народов и культур, в чем наша специфика в России размышляют веками. Особенно напряженно такая рефлексия шла в XIX-XX вв. Эти сущности называли самыми разными именами: русский дух, русская идея, русский характер, судьба России. Сегодня, в рамках научного дискурса, говорят о культурной или цивилизационной специфике. Любые попытки пересказывать историю российского самосознания в рамках краткого доклада-занятие бессмысленное. Скажу о другом, всякий практический деятель, имеющий дело с обществом-политик, администратор, предприниматель, аналитик-постоянно сталкивается с этой спецификой. Существует два крайних полюса отношения к нашей проблеме. Один-игнорировать реальную специфику России. Аргументы сторонников этой позиции известны и сводятся к утверждениям, что Россия обычная страна; в ней действуют те же законы природы, что и в Алабаме и так далее. Другой полюс-мифологизация российской специфики в духе идей об "уникальности", "богоизбранности", апофатической непостижимости. Так вот, оба эти подхода бесплодны. Для того, чтобы социальная практика не двигалась на ощупь, путем проб и ошибок, необходима научная теория.

Крах марксистской идеологии породил взрывной рост интереса к заявленной проблеме. Миллионы людей задались вопросом: "Если я не советский человек, то кто же?" и это, естественно, породило море публицистики и идеологизированной околонаучной спекуляции. В сложнообозримом потоке, возможно, теряется, но существует собственно научная мысль. Если в XIX-начале XX вв. проблемы обсуждались в лучшем случае на уровне философской и культурологической эссеистики, то к концу XX в. сложился комплекс культурологических дисциплин, которые позволяют двигаться по пути поиска объективированных научных ответов. Этнология, культурная антропология, история ментальностей, цивилизационный анализ и другие дисциплины-не буду перечислять-дают ответы на сформулированный нами вопрос.

Проблема цивилизационной специфики России-предмет моих профессиональных исследований. Я предлагаю некоторую модель, которая итожит эту работу и учитывает достижения моих коллег. Вначале необходимо сделать оговорки. Российское общество с XYII в. находится в процессе модернизации, которая не завершена, поэтому наша культура имеет два уровня. Есть традиционная культура. Она возникла в ходе цивилизационного синтеза ориентировочно в XII-XVI вв. Далее больше трех веков модернизация накладывала и накладывает на исходную ментальность другие черты и формирует иные интенции. Новое частично размывает устойчивые моменты, взаимодействует с ними, отодвигает на периферию. Однако эти устойчивые черты не исчезают. Они, если угодно, уходят в подпочву. Речь пойдет о том, что просвечивает из глубины и находится на уровне не всегда очевидных, но очень важных интенций-о том, чего мы, как правило, не осознаем. Более того, нам часто неприятно осознавать эти реалии, ибо они нарушают нашу автомодель. Ломают комфортное самопонимание. Культура, вообще говоря, неисчерпаема. Для того, чтобы выделить наиболее важные сущностные черты, исследователи вводят понятие "культурный код" или "культурное ядро". О ядре традиционной культуры России и пойдет речь.

В основе культурного ядра лежат:

1. Установка на синкрезис или идеал синкрезиса. Синкрезис - состояние общества и культуры, когда все переплетено со всем и ничто не выделилось, не обособилось. В первобытных обществах существовал так называемый мифо-ритуальный комплекс. Это такая целостность, в которой знания о мире, нормы, механизмы социализации, художественная культура, религиозные представления, навыки и умения существуют слитно и нераздельно. Соответственно этому, сами первобытные общества также слитно-целостны. В них не выделяются социальные роли, профессии, нет семьи, частной собственности и т.д. Важно подчеркнуть, что синкрезису общества и культуры соответствует также нерасчлененное магическое сознание и мышление. Вся история человечества есть процесс бесконечного дробления изначального синкрезиса. На Востоке он шел медленнее. Культура Востока блокировала и замедляла процессы дробления синкрезиса. На Западе - исключительно энергично. Поэтому Запад и породил, в конечном счете, историческую динамику. Фундаментальная особенность русской культуры состоит в том, что она фиксирует достигнутый сегодня уровень дробления синкрезиса как последний. Далее противостоит дальнейшему его дроблению и в качестве абсолютного космического идеала видит ситуацию, когда мир вернется к вершинам синкрезиса. Иными словами, традиционная русская культура фундаментально противостоит объективному содержанию исторического процесса и интенционально, ценностно обращена к точке антропогенеза.

В любой конкретной ситуации традиционалист из двух предложенных вариантов изберет тот, который характеризуется более высоким уровнем синкрезиса. К примеру, зададимся вопросом, какая ситуация предпочтительнее: крестьянин выращивает урожай и сам продает его на рынке или он продает его оптовику, который организует торговлю. Для традиционалиста, естественно, лучше первое. Разговоры о том, что торговец наживается на производителе,- это рационализации безошибочного культурного инстинкта. Профессиональный производитель и профессиональный торговец - менее синкретичная, более аналитическая ситуация. Почему ревнителю традиции мил советский директор и не мил предприниматель - владелец завода? Директор объединял в своей персоне земную власть и собственность (строго говоря, он был не собственником, а распорядителем, но эти нюансы традиционное сознание не схватывает. Директора называли "хозяин"). А как член райкома КПСС этот директор представлял еще и власть небесную. И так в любой ситуации. В системе советской идеологии была такая богословская дисциплина - научный коммунизм. Вспомним признаки коммунистического общества: исчезнет разделение на богатых и бедных. Далее следовали слияние города и деревни, слияние труда умственного и физического, расцвет и сближение социалистических наций. Теоретикам научного коммунизма оставалось додуматься до слияния женщины и мужчины с образованием гермафродита. Миллионы людей заучивали, повторяли эти заклинания, верили им. Заметим, что образ крестьянского рая- Опонское царство, Беловодье,- это то же царство синкрезиса, только изложенное не на уровне идеологии, не понятийно, а образно. Именно поэтому коммунизм мог победить в России.

2. Следующий элемент культурного ядра- особый познавательный конструкт "должное/сущее".

Есть такое понятие "должное". Это некоторый абсолютный идеал, религиозный по своим источникам. Он не извлекается из реальности в ходе наблюдений, сопоставлений, идеализации, а предсуществует в сознании средневекового человека. Должное транслируется культурой. Причем особенность должного состоит в том, что это не просто идеал, а еще и норматив, норма, но особенная норма - норма жизни в Небесном Иерусалиме. К реальному миру она не имеет никакого отношения. А "сущее" это тот мир, в котором живет ревнитель должного. Мир сущего скандально не соответствует должному. Поэтому ревнитель должного душою отталкивается от мира сущего и тянется к миру должного. Человек должного "пропускает" всю окружающую его социокультурную реальность через призму должного/сущего. Механизмы осознания, оценки, модели поведения задаются соотнесением с должным. Подчеркну еще раз: должное не равно идеалу. Идеал существует в культуре любого общества. Однако, говоря об идеале, человек Нового времени имеет в виду некоторую конструкцию сознания. Ориентир, к которому можно и должно стремиться, но при этом надо понимать, что идеал не воплотим на земле. Должное же постулируется как норма. Каковы последствия этого? Их много. Назову два. Вместо того, чтобы упорядочивать мир, в котором живет, ревнитель должного проводит свою жизнь в мечтаниях о должном, собирается уехать куда-то в неведомые дали и тихо ненавидит мещанина, бескрылого обывателя, который обустраивает реальную жизнь - свою, своих близких, обустраивает мир, в котором живет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Халқымыздың рухани-мәдени, оку-білім саласьш әр қилы замандарда, әр алуан саяси жүйе жағдайында өрге сүйреген Қайрагкерлер

    Документ
    Халқымыздың рухани-мәдени, оку-білім саласьш әр қилы замандарда, әр алуан саяси жүйе жағдайында өрге сүйреген Қайрагкерлер. «Елім», «жүртым» деп шайқайрақша жанылып өткен Күрескерлер.
  2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью Составитель Герд Штриккер книга

    Книга
    Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер.
  3. Путь россии 2011 г. Владимир Шибаев путь россии

    Документ
    Сегодняшний этап истории России – это возврат к капитализму в его самой уродливой – олигархической – форме. Захватившие власть «демократы» ведут страну к подчинению Западу и к окончательной гибели.
  4. Делить по тому‚ что он оставил после себя‚ чтобы оно росло дальше‚ и побудил ли он других мыслить в новом направлении‚ а именно с мощью‚ действующей после него

    Книга
    «Величие человека можно определить по тому‚ что он оставил после себя‚ чтобы оно росло дальше‚ и побудил ли он других мыслить в новом направлении‚ а именно с мощью‚ действующей после него».
  5. М. К. Мамардашвили психологическая топология пути м. К. Мамардашвили Психологическая топология пути лекция

    Лекция
    Мы будем иметь дело с текстом романа «В поисках утраченного времени», он будет для нас материалом, а темой будет «Время и жизнь». Почему такая тема? По одной простой причине: жизнь – и кстати, Пруст так ее и определял – есть усилие во времени.

Другие похожие документы..