Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Управління в галузі екології – внутрішня структура, сукупність елементів, що реалізують державну політику в галузі екології , здійснюють певні функції...полностью>>
'Реферат'
Дипломна робота містить 102 сторінки друкованого тексту, 3 розділи, 3 таблиці, 13 формул, 6 рисунків. При написанні даної роботи було використано 85 ...полностью>>
'Реферат'
Кулебяка- это пирог продолговатой формы с не сладким фаршем. Название этого пирога очень часто встречаются в произведениях многих русских писателей X...полностью>>
'Документ'
Рынок - базовое понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменени...полностью>>

Список питань до іспиту з курсу

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Список питань до іспиту з курсу

Етнопсихологія

  1. Возникновение и развитие этнопсихологии.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.

Немного истории.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины –психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

  1. Междисциплинарный характер этнопсихологии. Система базовых понятий этнопсихологии: этнос, ментальность, национальный характер, национальные стереотипы и т.д.

/ЭТНОПСИХОЛОГИЯ/, психологическая антропология (Psychological anthropology) -= междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Создание особой дисциплины - «психологии народов» - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале ХХ в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. В американской науке 1930-1950 гг. Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой», или «модальной», личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.

Современная Э. не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные, кросс-культурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии (теория социальной перцепции, социальных установок, межгрупповых отношений и т.д.); 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания.

Методология Э. очень сложна. Поскольку свойства национальной культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов нетождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существует определенный разрыв. Кроме того, все заключения об этнических особенностях подразумевают какое-то сравнение. Масштаб которого требует уточнения, чтобы избежать возможного этноцентризма. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Характерна осторожность В.И. Ленина в этом вопросе. Когда итальянский социалист К. Лаццари заявил: «Мы знаем психологию итальянского народа», Ленин заметил: «Я лично не решился бы этого утверждать о русском народе...» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.44. С.17). Вместе с тем разработка Э., особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для понимания механизма формирования этнического самосознания как главного признака этноса.

  1. Emic” и “etic” подходы в этнопсихологии. Примеры их реализации.

В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Как справедливо отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами (см. Мид, 1988).

Как раз различия в их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, a etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Эти термины употребляются и для обозначения двух подходов в этнопсихологии, по-разному изучающих психологические переменные, обусловленные культурой.

Предмет исследования.

Emic подход: Систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.

Etic подоход: Сходства и различия психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

Emic исследования будут проводить специфические культурные исследования, а etic подход будет выяснять какие-то универсальные задачи: что есть общего в разных культурах.

Emic подход

Etic подход

Культурно-специфический подход

Универсалистский подход

Психологическая антропология

Кросс-культурная психология

Изучается только одна культура со стремлением ее понять

Изучаются две или более культур со стремлением объяснить межкультурные различия и сходства

Используются специфические для культуры единицы анализа и термины носителей культуры

Используются единицы анализа, которые считаются свободными от культурного влияния.

Любые элементы культуры изучаются с т.з. участника (изнутри системы). Как отмечает Мид, «исследования такого рода связаны с весьма радикальной перестройкой образа мысли и повседневных привычек исследователя».

Исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры

Структура исследования раскрывается постепенно, ученый не может заранее знать какие единицы анализа он будет использовать.

Структура исследования, категории для ее описания и гипотезы конструируются ученым заранее

Есть свои сильные и слабые стороны в каждом из подходов.

Емик более описательный. Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравнения делаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях. В настоящее время главные достижения в этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные недостатки, так как существует постоянная опасность, что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос, может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять ее и дать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.

Пример emic подхода: всемирно известные исследованиями Маргарет Мид: Книга «Иней на цветущей ежевике». Отправляясь в далекую экспедицию, культурантрополог, как пишет Мид, «должен освободить свой ум от всех предвзятых идей» и изучать культуру, стремясь ее понять без попыток сравнения с другими культурами. Подобный подход М. Мид иллюстрирует с помощью следующего примера: «Рассматривая некое увиденное жилище как большее или меньшее, роскошное или скромное по сравнению с жилищами уже известными, мы рискуем потерять из виду то, чем является именно это жилище в сознании его обитателей».

Етик выглядит более научным. Используется верификация понятий. Однако, поскольку он связан с позицией внешнего наблюдателя, то часто возникают ошибки. Исследователи часто бросаются в чужую культуру как в омут, и это приводит к ошибкам. Для таких исследований используется понятие псевдо-этик подход. Классический пример – использование тестов интеллекта. Есть такая правильная процедура обработки результатов, когда результаты переводятся один раз, а потом переводятся обратно, чтобы понять ту ли информацию собрали. Идея двойного перевода вроде защищает от накладок, но само содержание вопроса может не соответствовать жизненному опыту человека. И отвечая не правильно формально человек считается «глупее», хотя в иных областях может обладать достаточным интеллектом.

Недостатки и достоинства еtic подхода: Хотя в этом случае используются «объективные» методы (психологические тесты, стандартизованные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры – мифов, сказок, газетных публикаций), считающиеся свободными от влияния культуры, исследователи сталкиваются с большими трудностями при попытке избежать грубых субъективных ошибок. Многие культурантропологи крайне негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. А Г. Триандис вообще считает, что в большинстве сравнительно-культурных исследований мы имеем дело с псевдо-etic подходом. Их авторы не могут освободиться от схем мышления своей культуры, а сконструированные ими категории вовсе не свободны от ее влияния. Как правило, специфика европейско-американской культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Триандис приводит яркий пример псевдо-еtic сравнения из обыденной жизни: ассоциация, возникающая у большинства европейцев на японское слово «гейша», – женщина легкого поведения. Но такое сравнение неправомерно, а найти подлинное etic значение понятия «гейша» можно, только проанализировав культурно-специфичную (emic) роль гейши в японской культуре.

Перспективным сейчас и актуальными считаются исследования, выполненные в рамках этик-эмик-этик подходах. Так и в психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные (etic) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии.

  1. Три тенденции в сравнительно-культурных исследованиях: релятивизм, универсализм, абсолютизм.

В массового этнопсихологические исследования можно выделить три тенденции. Первый их, чтобы подчеркнуть различия между культурами. Его крайности заключается в максимальном кросс-культурные различия в содержании и структуре психических процессов. С примерами культурного релятивизма - концепция Конфигурация культур Р. Бенедикт, гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа, - мы уже знакомы. Другой яркий пример такого подхода - Концепция французский философ и социолог, Л. Леви-Брюль, против первобытного мышления, логического мышления европейцев релятивизма не означает, явной или скрытой расизма, в которой его сторонники часто обвиняемых. Наоборот, релятивисты есть чувство уважения к каждому изучал людей и последователей Ф. Боаса, подчеркнул, что все Культура равные, но разные. Утверждая, равенства культур, они не заинтересованы установления сходства между ними. Но различия интерпретируются ими качественный, а не в количественном отношении. Для релятивисты английский селезенки и русский блюз, не похожие друг на друга, как и Пушкин, их Различия носят качественный характер.

Если для изучения интеллекта, кросс-культурных различий, обнаруженных в ее формы или стиля, , а не интеллектуальной компетенции отдельных лиц. В то же время исходить из того, что В каждой культуре мы встречаемся с его понимание интеллекта, отражающее его Ценности: запомнить уже примеры - Китайский включать разведки социальная ответственность, и даже имитация, которая никакого отношения к европейской культуры.

Релятивисты стараться избегать даже намека на предпочтение свою команду, стараясь понять людей на "родном языке" и "на основе своих ценностей." Описание и оценки с точки зрения внешнего наблюдателя, они видят, как унижение людей, отметив, что даже людоедство и детоубийство имеют смысл в тех обществах, где они занимались. Вот почему место этический исследования, избегая сопоставления и использования методов, специально предназначенные для этой культуры и его язык. Релятивисты предположить, что любые психологические явления могут быть объяснить основе основном культурных переменных с незначительным Помимо других, в частности, биологические факторы.

Второй тенденция абсолютного сходства между культурами: отказано какой-либо специфики, игнорируются очевидные различия между ними. Болельщики абсолютизма мало волнует проблема этноцентризм и, следовательно, игнорируются вероятность того, что особенно исследователей культуры влияют на их концепции. В многочисленных сравнительных культурных исследований, использования неадаптированные стандартные методы, разработанные в США или Западной Европе и других регионах, в лучшем случае, испытываемых их языковых эквивалентности. Психологические явления, такие как тот же ум, рассматривать как же во всех культурах. Если различия будут найдены, но, как правило, это происходит, они истолковывают как количественные, в других словами, осуществление оценочной сравнения. Результат легко вывод что люди в одной культуре, более умный (или более честные, более депрессии), чем в другом, и культуры, те же, но неравномерно. Официально подход может быть назван этическим, но в основном это - псевдо-или efic Евро-американской этический подход. Например абсолютистской концепции - использование тестов на интеллектуальное развитие в этнических и расовых исследований - Мы уже знакомы, и должны понимать, что этот подход служит благодатной почвой для попытки доказать превосходство одного народа над других из-за "научно доказано" интеллектуальной неполноценности последних.

Но есть и более сложный случай проявления абсолютистские тенденции полярных напротив только что описал.

Сторонники "Абсолютизм, наоборот, видным представителем которой является американский Психолог М. Коул (см. Коул, Скрибнер, 1977), рассматривать культуру в качестве равных и идентичными, но Есть различия объяснить отказ в работе существующих методов определить сходство между внутренней психологической - кал явлений. Но Аналогичные концепции можно рассматривать как крайний случай другой направление в этнопсихологии - универсализм.

Третья тенденция защищать универсализм - единство души с возможным довольно значительные внешние различия. Исследователи в этом направлении считаем, что основные психологические процессы являются общими для человека существует всюду на Земле, но их проявления в настоящее время серьезно пострадали культуры. Иными словами, культура "играет различные вариации на общую тему" ( Берри и др.., 1992, р 0,258), а также свою собственную культуру, даже, видимо, разные, но в основном то же самое. В исследованиях универсалистской сравнения, но с большой осторожностью, желание избежать оценок и предпочтений их культуры. Он использует стандартную технику, но всегда адаптированные к каждой культуре изучали. Основной вопрос, поднятый перед исследователями: в какой степени и каким образом культура влияет на внутренний духовный мир человека. Ответ на этот, может, по их мнению, ближе к пониманию того, что психологические понятия на самом деле являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человек в любой культуре. Исследования, как правило, осуществляется в соответствии с этический подход. Но многие ученые, в том числе, как уже упоминалось, Х. Triandis в прошлом лет под сомнение его осуществимость и предлагает комбинированные этический - Эмический - этический подход (см. стр. 41. Коры. Ред.). Об исследованиях Triandisa нас будем говорить позже, но в этом подходе универсалистской главе Например, чтобы учитывать мнения создателя школы этнологического структурализма Клод Леви-Стросс.

В разные периоды развития доминируют этнопсихологии различных направлениях, но в В целом, наблюдается движение в сторону универсальности. Именно в этом направлении изменилась к концу научной карьеры выглядит Леви-Брюль - создатель одного из Наиболее серьезные из релятивистской концепции.

  1. Культуры «вины» и культуры «стыда».

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных поступках.

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей "культурой стыда" в отличии от европейской "культуры вины".

В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.

Культура стыда - (автор термина - Рут Бенедикт, "Хризантема и меч. Модели японской культуры") - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора.

Многие восточные культуры построены на культуре стыда.

Основным мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Містять тематичний план курсу, плани семінарських занять, завдання для практичних занять, список навчальної та спеціальної літератури до всіх тем, питання до іспиту.

    Документ
    Кримінальне право: Навчально-методичні матеріали з курсу «Кримінальне право» (Загальна та Особлива частина) для курсантів факультету безпеки дорожнього руху/ Укладач Н.
  2. Програма курсу > Конспект лекцій Тести > Задачі Питання до іспиту > Методичні рекомендації до написання І тематика рефератів Список літератури

    Конспект
    Учбово-методичне забезпечення курсу «Інвестиційний менеджмент» для бакалаврів і магістрів усіх форм навчання - програма, конспект лекцій , тести, задачі, питання до іспиту й ін.
  3. Робоча навчальна програма дисципліни для студентів Ікурсу напряму 040103 геологія Затверджено

    Документ
    Дисципліна «Історія України» є нормативною дисципліною для напряму 6.040103 – "Геологія", що читається у І семестрі. в обсязі 108 годин, з них 36 годин лекцій, 18 годин семінарських занять і 54 годин самостійної роботи.
  4. Курс та семестр вивчення І і, ІІ і І, ІІ характеристика навчального курсу обов’язковий (1)

    Документ
    „Культурологія” є однією з циклу культурологічних дисциплін, що вивчаються студентами спеціальності „Іноземна мова та література” та „Переклад” і спирається на знання, отримані при вивчені дисциплін „Історія України", „Всесвітня
  5. Увідповідності до сучасних соціальних замовлень підготовка фахівців вищої освіти повинна ґрунтуватися на методологічній основі

    Документ
    У відповідності до сучасних соціальних замовлень підготовка фахівців вищої освіти повинна ґрунтуватися на методологічній основі. Магістри економічних спеціальностей, особливо спеціа­льності «Менеджмент організацій», повинні володіти

Другие похожие документы..