Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наводяться матеріали про організацію навчального процесу за кредитно-модульною системою підготовки фахівців: загальна характеристика, планування, орг...полностью>>
'Документ'
3 квітня 2009 року виконавчий комітет Полтавської міської рада в особі пана Андрія Матковського підписав Договір з Ресурсним центром ГУРТ (м. Київ) пр...полностью>>
'Программа'
«Живые родники народной памяти», посвященного Году российской истории, Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей в РБ, а также памят...полностью>>
'Документ'
Провести факультативные занятия среди учащихся общеобразовательных, средне – специальных и высших учебных заведениях на тему: «Умеем ли мы защищать св...полностью>>

Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск – 2009

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Донина Ольга Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Кириллова Ольга Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Комелина Валентина Александровна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО Ульяновский государственный

педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Защита состоится 2 июля 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, корп. 1, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте

Автореферат разослан 2 июня 2009 года.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований

Ученый секретарь

диссертационного совета

О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики и социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появляется определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость. Этноцентрические устремления политиков стран содружества всё больше разделяют бывшие «братские» республики, этноцентризм в мононациональных российских республиках разрушает государственность, приобретая всё более явные черты национализма. И, говоря о нынешнем состоянии дел, нельзя вывести какое-либо одно определение проблемы межэтнических отношений – в каждом регионе она приобретает свою индивидуальную специфику, так как глубоко специфичны культура, история, ментальность каждого этноса. Это накладывает отпечаток и на Вооруженные Силы, которые являются частью общества, где во всех сферах по-своему отражается его жизнь, в том числе и сфере межнациональных отношений.

Российская армия несёт на себе отпечаток всех проблем, которыми больно современное общество, национализм – не исключение. Одной из главных особенностей военного учебного заведения является его полиэтничность. В культурном смысле военные вузы представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой – культур различных национальностей и конфессий. Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнотолерантного сознания и опыта толерантного поведения у курсантов. Однако характерное для военного вуза «землячество», иногда замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют межнациональное взаимодействие в курсантском коллективе, провоцируя возникновение конфликтов на национальной почве.

Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в многонациональных воинских коллективах является формирование этнической толерантности как базового принципа межнациональных отношений. Попадая в военный вуз, большинство курсантов впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. И отношения между курсантами различных национальностей характеризуются по-разному: иногда положительными, иногда безразличными, а порой недружелюбными и даже пренебрежительными. Кроме того, задачей каждого офицера является действенное влияние на морально-психологическую обстановку в подчиненных воинских подразделениях. Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развития этнической толерантности военнослужащих, воспитания культуры межнаци-онального общения у подчиненных определяет особую актуальность предъявляемых к курсанту военного вуза требований. Именно поэтому проблема формирования этнической толерантности будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе является актуальной.

Особенности военного вуза обусловливают характер межнациональных и социальных отношений, создавая тем самым специфический контекст формирования этнической толерантности в образовательных учреждениях такого рода. Этническая толерантность предполагает готовность к безусловному принятию себя и других, активную, деятельную позицию зрелой личности, имеющей свои жизненные ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Она также подразумевает диалогичность общения, характеризующуюся отношениями взаимодоверия, равноправия и взаимопонимания субъектов.

О важности создания и применения в образовательных учреждениях программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, говорится в федеральной целевой Программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Проблема воспитания у молодежи культуры межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений и школ.

Так, общая теория толерантности в условиях глобализации и роста полиэтничности общества разработана в трудах таких ученых, как С.К. Бондырева, А.П. Ермоленко, B.C. Каменев, Д.В. Колесов, В.А. Лекторский, B.C. Малахов, Ю.П. Платонов, М. Валзер, Е. Геллнер, Ж. Дюби, Ч. Тэйлор, К. Цюрхер, К. Ясперс и др. Различные аспекты проблемы формирования этнической идентичности, культуры межнациональных отношений рассмотрены в трудах отечественных ученых – А.Г. Здравомыслова, В.В. Кочеткова, Н.А. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой, A.M. Ямскова и др., зарубежных авторов – Т. Адорно, Дм. Берри, Н. Миллера, Ж. Пиаже, Н. Шерифа.

Глубокий анализ межнациональных взаимоотношений учащихся с учетом их этнической принадлежности представлен в трудах Р.Ф. Бенедикта, А. Кардинера, Дж. Окамуры, Э. Холла и др.; некоторые тенденции модернизации образования, учитывающие этнокультурные ценности и формы общения представителей различных народностей полинациональных государств, были выявлены Р.Д. Албергом, Г. Триандисом, Г. Хофстедом, М. Фишером и др.

В работах В.Л. Лекторского, Г.А. Найденовой, В.А. Тишкова, Ч. Тэйлора, В.В. Шалина и др. этническая толерантность выступает как необходимое условие выживания человечества в условиях глобализации современного мира, даются общие рекомендации по формированию толерантного сознания в российском обществе (в том числе, в системе образования). А.С. Жулева, А.В. Нестеренко, М.К. Новицкая, В.В. Пименов ставят вопрос о необходимости введения в систему образования курса народоведения. В исследованиях Н.А. Зимней, Р.П. Мильруд, З.П. Никитенко, Е.И. Пассова, В.И. Скалкина и др. рассматривается педагогический потенциал лингвистического образования в сфере воспитания культуры межнационального общения.

Формирование межэтнической толерантности курсантов военного вуза играет большую роль в создании благоприятного социально-психологичес-кого климата в вузовской полиэтнической среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности будущего офицера, является нормой либерального общества.

Разработка теоретических основ военно-профессионального обучения и воспитания культуры межнационального общения отражена в работах военных педагогов и психологов С.Н. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, В.Н. Герасимова, В.С. Гребнева, В.А. Земцова, П.А. Корчемного, Н.С. Кравчуна, А.И. Купцова, И.А. Липского, А.В. Тер-Аракель-янца, О.Н. Тымчук, Е.А. Хохловой и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, этническая толерантность курсантов не выступала объектом педагогического исследования не была определена и не разрабатывалась применительно к специфике условий военного вуза. В связи с этим существует ряд нерешенных проблем. Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке: значительно снизился образовательный уровень среди молодых людей, поступающих в военно-учебное заведение; резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья курсантов; устойчивы пацифистские и антиармейские настроения; все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, криминальная обстановка в России, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью, не исключаются конфликты, связанные с национальной принадлежностью курсантов, на недостаточном уровне ведется учет национальных особенностей курсантов, психологии многонациональных воинских коллективов; у командиров и офицеров отделов воспитательной работы отсутствует достоверная и полная информация о положении дел в курсантских коллективах и об эффективности управления процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений.

Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания напряженности в современном обществе, способствующей, в частности, осложнению межэтнических отношений в многонациональном учебном заведении.

Анализ литературы по избранной тематике позволил выделить ряд противоречий, связанных с рассматриваемой проблемой:

- между провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у современной молодежи, в том числе и курсантов военных вузов;

- между необходимостью формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза и недостаточной разработанностью ее теоретических основ в педагогической науке;

- между потребностью курсантов в национальной самоидентификации и недостаточной разработанностью педагогических средств для удовлетворения этой потребности;

- между необходимостью формирования у курсантов мотивации к изучению этнокультур и оторванностью учебно-воспитательного процесса военного вуза от реальной поликультурной жизни современного мира;

- между усложнением современных условий функционирования военно-учебного заведения в многонациональном обществе и относительно медленным внедрением новых форм, технологий и методов работы по формированию основ этнической толерантности будущих офицеров.

Теоретический аспект актуальности проблемы связан, на наш взгляд, с определением понятия «этническая толерантность», описанием конкретных подходов и механизмов ее формирования, построением модели процесса формирования этнической толерантности. Практический аспект предполагает разработку программы формирования этнической толерантности курсантов, определения наиболее эффективных путей развития способности к принятию иной системы ценностей другого этноса, иной национальности.

Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования: «Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза (на примере Ульяновского высшего военно-технического училища)», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, особенности процесса формирования этнической толерантности курсантов и организационно-педагогические условия его успешной реализации в военном вузе? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности курсантов военного вуза.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности курсантов военного вуза на примере Ульяновского высшего военно-технического училища.

Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности курсантов военного вуза будет эффективным, если: на основе изучения историко-эволюционного и междисциплинарного контекстов феноменологии этнической толерантности будет осуществлено моделирование данного процесса, рассматриваемого в исследовании как система и целостное явление, выявлены организационно-педагогические условия его успешной реализации; разработана и внедрена комплексная Программа формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе, включающая психологические тренинги и упражнения, направленные на развитие этнотолерантной компетентности, умений преодолевать этнические стереотипы, формирование навыков межкультурного общения с представителем различных этнических групп, обогащение опыта толерантного поведения, позволяющего разрешать межнациональные конфликтные ситуации при контакте с иной культурой; сформированы мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты готовности командного и профессорско-преподавательского состава к деятельности по формированию этнической толерантности курсантов; разработана критериальная характеристика, необходимая для осуществления качественного мониторинга динамики сформированности этнотолерантной компетентности курсантов в военном вузе.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, осуществления теоретико-методологического анализа имеющегося опыта формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе раскрыть содержательную характеристику понятий «этническая толерантность» и «этнотолерантная компетентность» курсантов военного вуза.

2. Выявить особенности процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания курсантов, разработать и внедрить в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексную Программу формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе.

3. Спроектировать структурно-функциональную модель формирования этнической толерантности у курсантов и дать опытно-экспериментальное обоснование методики исследования эффективности ее реализации в военном вузе.

4. Определить критерии сформированности этнотолерантной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности.

5. Выявить организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов; принципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях; взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания, а также основные положения Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданских, политических, социальных и культурных правах, статей Уголовного кодекса Российской Федерации («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности»); историко-эволюционный и междисциплинарный генезис феноменологии этнической толерантности (С.Т. Баранов, Ю. Бромлей, Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, З.Ф. Мубинова, А.П. Садохин, Ю. Семенов, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, А.М. Кондакова и др.); психосемантический анализ этнических стереотипов (К.В. Бердников, И. Кон, А.Р. Кравцова, У. Липпман, В.С. Лурье, О.В. Митина, В.С. Осипова, В.П. Павленко, В.Ф. Петренко, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, А. Тэшфел и др.); фундаментальные труды по проблемам педагогики толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Э.Р. Бетти, Р.Р. Валитова, И.Б. Гасанов, В.В. Глебкин, В.М. Золотухин, Е.Ю. Клепцова, В.А. Лекторский, Ф.М. Малхозова, Г. Олпорт, В. Серебрянников, Л.В. Скворцов, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Л.А. Шайгерова, Г.М. Шеламова, О. Шемякина, В.В. Юрчук и др.) и гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.И. Воронина, Б.С. Гершунский, В.И. Горбунов, Н.Б. Крылова, Ю.И. Кулюткин, Н.М. Лебедева, Г.В. Мухаметзянова, Е.Н. Шиянов, В.В. Фирсов и др.); идеи ненасилия как ценности (Ф. Вольтер, А. Гжегорчик, М. Липман, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк); идеи свободы и ценности «другого» Н.А. Бердяева, И. Канта, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса; идеи диалогического взаимодействия как основы толерантности А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, М. Бубера, В.А. Лекторского, М.В. Золотухина, Г. Олпорта; теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии, психологии личности и психологии деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, В.В. Новиков, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Свенцицкий, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев и др.); идеи о многофункциональности воспитания (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и др.); личностно-ориентиро-ванный подход к организации учебного процесса (Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); теоретические разработки в области военного образования (А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, Л.Ф. Железняк, В.Г. Звягинцев, В.Н. Герасимов, A.M. Данченко, Н.И. Калаков, П.А. Корчемный, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, И.Н. Шкадов и др.); теоретические разработки в области педагогики непрерывного профессионального образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Ю.В. Колесников, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, П.Н. Новиков, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.). Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических принципов организации педагогического исследования В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др.

В ходе теоретического обоснования проблемы формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза использовались основные идеи теории непрерывного образования, теории деятельности и развития личности, теории компетентностного образования, теории поэтапного усвоения умственных и практических действий, теории управления педагогическими процессами, а также идеи, связанные с обеспечением целостности, непрерывности, многоуровневости и многоступенчатости непрерывного профессионального образования. Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические методы: научный анализ философских, психологических и педагогических источников по исследуемой проблеме; теоретический анализ (историографический и сравнительно-сопоставительный), обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с проблемой и целью исследования; педагогическое проектирование изучаемого процесса; моделирование действий его субъектов; эмпирические методы (педагогический формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, наблюдение и самонаблюдение); диагностические методы (тестирование, анкетирование, самооценивание); ретроспективный и сравнительн0-сопоставительный анализ, методы математической статистики и обработки эмпирических результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО Ульяновское высшее военно-техническое училище. В исследовании было задействовано 226 человек, из них 176 курсантов 3-5 курсов, обучающихся по специальностям «Морально-психологическое обеспечение войск», «Обеспечение и применение ракетного топлива и горючего», а также профессорско-преподавательский состав и офицеры командирского звена в количестве 50 человек.

Исследование проводилось с 2005 г. по 2009 г. в три этапа.

Первый этап (2005-2006 г.г.) – теоретический – включал изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа, была раскрыта содержательная характеристика понятий «этническая толерантность» и «этнотолерантная компетентность» курсантов военного вуза.

Второй этап (2006-2008 г.г.) – опытно-экспериментальный. Выявлялись особенности процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания курсантов, проектировалась структурно-функциональная модель, обосновывалась методика исследования эффективности ее реализации в военном вузе, разрабатывалась и внедрялась в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексная Программа формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе, определялись критерии сформированности этнотолерантной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности, осуществлялась диагностика на всех этапах эксперимента.

Третий этап (2008-2009 г.г.) – аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-эксперимен-тальной работы. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования этнической толерантности курсантов. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военного вуза. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования. Выявлялись организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе. Проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обозначены проблемные зоны в военном образовании, связанные с переходом социальных конфликтов на межнациональный уровень, этноцентрическими устремлениями политиков стран содружества и бывших «братских» республик; этноцентризмом в мононациональных российских республиках, разрушающим государственность и приобретающим всё более явные черты национализма; «землячеством», характерным для военных вузов, провоцирующим замыкание в рамках национальных диаспор; национальной разобщенностью; устойчивыми пацифистскими и антиармейскими настроениями; религиозным и национальным факторами, приобретающими все большее значение; снижением значимости этнических традиций, существенно осложняющие межнациональное взаимодействие в воинском коллективе, провоцируя его расслоение по национальному признаку, возникновение конфликтов на национальной почве;

- раскрыты основные закономерности процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе: его обусловленность социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; детерминированность этнокультурных установок курсантов уровнем сформированности этнотолерантной компетентности личности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военного вуза; зависимость эффективности процесса формирования этнической толерантности курсантов от их индивидуально-личностных особенностей, а также наличия в военном вузе общих, частных и специфических организационно-педагогических условий;

- выявлены этнокультурные особенности военного вуза, заключающиеся в многонациональности, поликультурности, полиэтничности, переносе характера межэтнических отношений в систему военно-социальных, наличии общего неэтнического интереса – военно-патриотического, необходимости учета национальных особенностей курсантов в учебно-воспитательной и служебной деятельности; определены дезорганизующие этносоциальные факторы, усложняющие развитие межэтнической толерантности: национальная разобщенность, территориальная оторванность большинства курсантов от основного этноса, стремление к обособлению по принципу «землячества», межнациональные противоречия, этноцентризм, этническая интолерантность, отсутствие опыта межнационального общения, негативные этнические установки, предубеждения, предрассудки, стереотипы и стратегии поведения, духовно-моральный кризис общества, приоритет материальных ценностей в сознании современной молодежи и др.;

- доказано, что в условиях военного вуза для эффективного формирования этнической толерантности курсантов как механизма мирного взаимодействия между представителями разных этнических групп могут быть расширены возможности многонационального воинского коллектива за счет варьирования содержания учебно-воспитательной и служебной деятельности, позволяющего углубленно изучать традиции, обычаи жителей многонационального Российского государства, развивать способность и готовность уважать, признавать и принимать иной образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи и верования, отличные от собственных, привлечения представителей различных национальностей к культурно-досуговой работе, организации толерантного межэтнического взаимодействия курсантов во время несения службы, в обыденной жизни и на мероприятиях этнической направленности;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 14 октября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.
  2. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  3. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  4. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.
  5. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..