Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Демографическая ситуация на территории региона является весьма значимым фактором, во многом определяющим характер процессов социально-экономического ...полностью>>
'Реферат'
Християнство є найбільш значною світовою релігією нашого часу, в якій розрізняють два головні напрямки: католицизм та православ’я, а також численні б...полностью>>
'Учебное пособие'
1. Теоретические основы дизайна интерьера. Как создать современный интерьер? Сущность дизайна. Дизайн для потребителя. Определение цели |и задачи в п...полностью>>
'Документ'
3. У пункті 6 постанови Кабінету Міністрів України від 23 грудня 1996 р. №1542 "Про впорядкування виплати стипендій аспірантам, а також академічн...полностью>>

Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- педагогическая теория обогащена научно обоснованной структурно-функциональной моделью, авторской комплексной программой формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга сформированности этнотолерантной компетентности будущих офицеров;

- определена совокупность организационно-педагогических условий (общих, частных и специфических) успешности формирования межэтнической толерантности курсантов как компонента военно-патриотического воспитания будущих офицеров, обеспечивающего связь с идеями национальной государственности, принадлежности той или иной этнической общности, приверженности идеалам, ценностям и традициям своего народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены основные противоречия, аргументирована и обоснована в условиях полиэтничности военного учебного заведения проблема актуализации и повышения роли и значения процесса формирования этнической толерантности курсантов как важнейшего компонента военно-патриотического воспитания, определяющего культуру межнационального взаимодействия в армии;

- раскрыта содержательная характеристика понятия этнической толерантности курсантов как вида социальной толерантности и формы межэтнического общения в военном вузе и определена структура этнотолерантной компетентности, в качестве основных компонентов включающая когнитивный эмоционально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) компоненты;

- определена специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов в многонациональном воинском коллективе, которая учтена при разработке и внедрении в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексной программы, включающей информационные блоки, элементы социально-психологического тренинга, упражнения и задания, способствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной учебной и служебной деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях военного вуза;

- спроектирована структурно-функциональная модель, отражающая основные этапы (организационно-диагностический, содержательно-операцио-нальный и результативно-оценочный) формирования этнической толерантности у курсантов, определены перспективные направления и организационно-педагогические условия ее успешной реализации в военном вузе;

- разработана критериальная характеристика процесса формирования этнической толерантности, включающая в качестве основных компонентов когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) критерии, определены уровни сформированности (информационно-репродук-тивный, продуктивно-исполнительский и импровизационно-креативный) и показатели их динамики у курсантов военного вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и организационно-педагогических условий успешного формирования этнической толерантности у курсантов в военном вузе;

- издано учебное пособие «Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза» и разработаны методические рекомендации по овладению техникой этнотолерантного взаимодействия в учреждении военного профессионального образования;

- разработан «портрет» многонационального воинского коллектива Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института), в котором обучаются представители 26 национальностей нашей страны, условно подразделенные на следующие этносоциальные группы: русские; группа курсантов кавказских национальностей – лезгины, аварцы, кумыки, карачаевцы, черкесы, ингуши, осетины, цахары, табасаранцы кабардинцы, а также этнические армяне, грузины, азербайджанцы, проживающие на территории России; национальные группы Поволжья и Прикаспийской равнины – волжские татары, калмыки, чуваши, мордвины, башкиры; народности Сибири и Алтая – алтайцы, тувинцы, татары, ненцы; народы Забайкалья и Дальнего Востока – буряты, якуты, удмурты; другие (белорусы, украинцы, казахи, узбеки, таджики, молдаване), создающий основу для организации процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания, определяющего культуру межнационального взаимодействия в военном вузе;

- в практику профессиональной подготовки будущих офицеров внедрена комплексная программа по формированию этнической толерантности курсантов, которая может использоваться другими образовательными и военно-профессиональными учреждениями; выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования богатый эмпирический материал, разработанные программы, анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы в системе повышения квалификации офицерского состава;

- результаты исследования важны для решения частно-методических задач по формированию этнической толерантности курсантов в ходе образовательной и служебной деятельности, а реализация разработанного на рефлексивной основе критериального блока структурно-функциональной модели, интегративным критерием которого выступает этнотолерантная компетентность личности, позволяет существенно повысить оперативность и объективность контроля, создает предпосылки для качественной оценки эффективности исследуемого процесса;

- в результатах исследования заинтересованы: впервые создаваемые как альтернатива существующим военным вузам центры обучения Министерства обороны Российской Федерации, высшие военные учебные заведения, научно-методические подразделения образовательных учреждений, преподаватели военно-учебных заведений среднего (суворовские военные училища) и начального звена (специализированные классы). Масштаб внедрения результатов исследования – республиканский; внедрение результатов экономически целесообразно: не предполагается выделения дополнительных финансовых субсидий; результаты исследования готовы к массовому внедрению; предварительные результаты использовались в УВВТУ при проведении эксперимента и комплексной научно-исследовательской работы;

- прогностический потенциал исследования обусловлен возможностью организации на его основе комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования межнационального взаимодействия в воинских коллективах в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и реформирования системы высшего военного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на всех ступенях процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике профессиональной военной подготовки опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

- процесс формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе выступает важнейшим компонентом военно-патриотического воспитания, определяющим культуру межнационального общения в армии, основанную на недопустимости ограничения военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; гуманистическом отношении к человеку любой национальности, уважении его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; терпимом, тактичном отношении к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; полном отсутствии национальной несправедливости, дискриминации и угнетения, и осуществляется в рамках единой системы воспитания курсантов во время учебы, несения службы, на мероприятиях информационно-просветительной, культурно-досуговой и этнической направленности;

- содержательная характеристика понятия этнической толерантности курсантов как вида социальной толерантности и формы межэтнического общения в военном вузе подразумевает наличие общих мировоззренческих и мотивационных оснований для взаимодействующих этносов, достижение подлинного взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и его отношения к себе как равного партнера по общению, постоянное взаимодействие, поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов. Структура этнотолерантной компетентности курсантов в качестве основных компонентов включает: когнитивный компонент, основу которого составляют межэтническая информированность, представления и знания способов понимания и принятия себя (интраперсональные), представления и знания способов понимания и принятия другого (интерперсональные) и этнические установки; эмоционально-мотивационный компонент, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении (устойчивость эмоциональных реакций, эмпатия, этнические стереотипы, этническая идентичность, этнические экспектации) и деятельностный (поведенческий) компонент, основанный на умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса, в культурно-досуговой деятельности, во время несения службы, в обыденной жизни и на мероприятиях этнической направленности;

- структурно-функциональная модель процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе отражает тесную связь ее основных блоков: целевого, содержательного, деятельностного, результативного и позволяет охватить в единой системе специфику данного процесса, предопределенную направленностью на развитие этнотолерантной компетентности курсантов и способствующую расширению знаний о достижениях многонациональной культуры народов Российской Федерации, об особенностях психологии различных этносов, о культуре межнационального взаимодействия, а также опыта толерантного поведения у будущих офицеров;

- выявленная в ходе исследования специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов в многонациональном воинском коллективе (влияние элементов национальной духовной культуры на коллективное сознание; недостаточный опыт в сфере межэтнических отношений, вызывающий трудности в установлении взаимопонимания, сплоченности личного состава; перенос межличностных конфликтов на национальную почву, на общую атмосферу в коллективе) учтена при разработке и внедрении в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексной программы по формированию этнической толерантности, включающей информационные блоки, элементы социально-психологического тренинга, игры, упражнения, задания, способствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях военного вуза;

- критериальная характеристика эффективности формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза включает в качестве основных компонентов когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) критерии, уровни сформированности (информационно-репро-дуктивный, продуктивно-исполнительский и импровизационно-креативный) и показатели их динамики: полноту представления и знания способов понимания и принятия себя и другого; ориентированность на общечеловеческие ценности; устойчивость взаимного интереса к инокультуре; эмпатийность; этническую идентичность; соответствие поведения принципам межэтнической толерантности (взаимоуважения, терпимости, сотрудничества); степень овладения техникой этнотолерантного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия), необходимая для осуществления качественного мониторинга процесса формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза;

- совокупность организационно-педагогических условий формирования этнической толерантности курсантов военного вуза включает общие (методологическое, кадровое и управленческое обеспечение активного и позитивного межэтнического взаимодействия курсантов), частные (внедрение в учебно-воспитательную и служебную деятельность военного вуза системы этнокультурного образования, основанного на комплексном, личностно ориентированном и гуманистическом подходах; разработка и реализация структурно-функ-циональной модели и комплексной программы формирования этнической толерантности курсантов, которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия с элементами педагогики и социологии, истории и политологии, философии и культурологи, прикладной психологии и конфликтологии, так и практические задания и упражнения по отдельным направлениям оптимизации межличностного восприятия и активного межэтнического взаимодействия, органически объединенные в системное целое; учет воспитательных и дидактические возможностей содержания, форм, методов и средств образовательного процесса; развитие этнотолерантной компетентности командного и профессорско-преподавательского состава; создании благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической среде) и специфические условия (доведение до сознания каждого курсанта приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования толерантного сознания, веротерпимости, уважения к позициям и ценностям других людей, развитие их как активных субъектов военно-профес-сиональной деятельности, ответственных за результат формирования своей индивидуальности, тесно связанной с жизнью и перспективами разви­тия общества).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях кафедр психологии и педагогики, гуманитарных и социально-экономических наук Ульяновского высшего военно-технического училища, кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, а также на научных семинарах, Интернет-конференциях (I Научно-методическая Интернет-конфе-ренция «Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование, культура», Москва, РГСУ, 2008 год; Межрегиональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания», Москва, РГСУ, 2009 год), внутривузовских военно-научных конференциях (VIII военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2006 год; IX военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2007 год; X военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2008 год; XI военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2009 год), межвузовских и всероссийских конференциях (IV Всероссийская научно-практическая конференция «Человек, культура, образование», Ульяновск, УлГУ, 2009 год; Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 2009 год) и др. Выводы исследования были использованы при разработке теоретических, учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском высшем военно-техническом училище. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 326 наименований, в том числе 4 источника на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 225 страниц, из них 190 страниц основного текста и 35 страниц приложений. Работа содержит 10 таблиц, 2 рисунка и 3 гистограммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется степень ее научной разработанности, формулируется цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвигается гипотеза, описываются теоретико-методологическая основа и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования этнической толерантности в военном вузе» раскрываются историко-эволюционный и междисциплинарный контексты феноменологии этнической толерантности, проблема формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотичес-кого воспитания будущих офицеров, дается сущностно-содержательная характеристика и выявляется специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза.

Чаще всего этническая толерантность (гр. ethnos – «род», «племя», «народ» + лат. tolerantia – «терпение», «снисхождение») трактуется как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям. Термин «этническая толерантность» происходит от двух основополагающих понятий: «толерантность» и «этнос». Теоретический анализ понятия «толерантность», его интерпретация в разных языках и культурах, взгляды различных ученых и исследователей на проблему понимания толерантности, позволяют сделать вывод, что толерантность – это не просто снисходительное и терпеливое отношение к иному, а главным образом, – способность и готовность уважать, признавать и принимать иной образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи и верования, отличные от собственных. Это не пассивное принятие с трудом, в ущерб себе, а активная готовность благосклонно признавать право других поступать так, как принято среди них, понимать их традиции и культуру. Основным содержанием понятия «толерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, к их взглядам, убеждениям, вере и т.п., активное отрицание агрессии, враждебности и насилия.

Этнос (от греч. ἔθνος – народ) – исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Основываясь на признаках этнической общности, этнос – это совокупность людей, связанных между собой общими, относительно стабильными особенностями культуры и обладающих соответствующим психическим складом, а также сознанием своего единства и эндогамией. Рассматривая этническую толерантность с опорой на понятие «этнос», его основные признаки и структуру, можно определить данный феномен как особую черту любого этноса, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях.

Этническая толерантность как вид социальной толерантности понимается в общественных науках как уважительное отношение и признание права на существование этнического другого. Она представляет собой способ мирного взаимодействия между представителями разных этнических групп. С точки зрения социальной психологии, этнотолерантность понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а именно, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Современные исследователи трактуют этническую толерантность, прежде всего, как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что понятие этническая толерантность включает: систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия.

Данные качества не присущи человеку от рождения, а формируются в процессе его жизнедеятельности. Именно поэтому формирование этнической толерантности у курсантов в военном вузе рассматривается нами как компонент военно-патриотического воспитания, в основе которого лежат передача и усвоение знаний, умений, навыков культуры межнациональных отношений. Военно-патриотическое воспитание – это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, к своему государству, его Вооруженным Силам, развития нравственных, психологических, физических качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью, навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках. Система патриотического воспитания в военном вузе призвана способствовать всемерному привлечению курсантов к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.

Основными направлениями военно-патриотического воспитания курсантов являются: формирование активной гражданской позиции личности будущего офицера, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Исторически сложилось так, что состав современных Российских Вооруженных Сил многонационален, и проблема интернационального воспитания военнослужащих стоит достаточно остро. Естественным образом возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к «иному» облику, поведению, языку, в целом, – к другой культуре. Данная проблема имеет два аспекта.

Во-первых, попадая в военный вуз, большинство курсантов впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. Соответственно, и курсанты, и офицеры оказываются перед необходимостью этнотолерантного, терпимого восприятия такого социума, поскольку в современных условиях традиционный способ утверждения своей культуры, религиозных воззрений с позиции силы становится все менее приемлемым.

Во-вторых, офицерское звено, являясь элитарной составляющей армии, призвано и способно оказывать непосредственное и наиболее действенное влияние на морально-психологическую обстановку в различных воинских подразделениях. Так, согласно квалификационным требованиям, современный выпускник военного вуза должен обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев.

Именно поэтому мы считаем актуальным вопрос формирования этнической толерантности курсантов военного вуза на базе достижений современной педагогики и психологии. Однако формирование этнотолерантности невозможно без глубинного рассмотрения сущности влияния этнической принадлежности на личностные особенности курсантов.

Для более полного раскрытия актуальности данного вопроса важно обратить внимание на особенности многонационального курсантского коллектива и отметить специфичность развития межэтнических отношений в условиях военного вуза.

Важную роль при рассмотрении вопроса специфичности развития межэтнических отношений в условиях военного вуза играют проблемы, вызванные духовно-моральным кризисом в российском обществе. Приоритет материальных ценностей в сознании современной молодежи оказывает сильное дезорганизующее, разъединяющее воздействие.

Многонациональный курсантский коллектив имеет ряд особенностей. Для людей возраста 17-20 лет, независимо от их национальной принадлежности, характерны высокоразвитое чувство собственного достоинства и стремление к самостоятельности. Вместе с недостатком опыта в сфере межнациональных отношений эти качества могут вызвать некоторые трудности в установлении взаимопонимания, сплоченности личного состава.

Следующей особенностью многонационального воинского коллектива является влияние элементов национальной духовной культуры на коллективное сознание. Наряду с общепринятыми установками и ценностями в коллективном сознании существуют и элементы национальной духовной культуры. Их носителями являются курсанты различных национальностей.

Помимо этого, часто происходит перенос межличностных конфликтов на национальную почву, на общую атмосферу в коллективе, что так же является специфическим проявлением в воинском коллективе.

Таким образом, особенности и сущность многонационального воинского коллектива неизбежно влекут за собой необходимость формирования этнотолерантности и воспитания культуры межнациональных отношений.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза» осуществляется моделирование процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе; разрабатывается критериальная характеристика и методика исследования эффективности сформированности этнической толерантности у курсантов; выявляются организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе.

Формирование этнотолерантности курсантов в военных вузах представляет собой сложный, динамичный процесс, описываемый в виде взаимодействия множества элементов, интегрированных в единое целое. Именно поэтому необходимо рассматривать данный процесс в виде целостной системы, обладающей определенной структурой.

Учитывая вышеизложенное, мы разработали структурно-функциональ-ную модель формирования этнотолерантности курсантов военных вузов (рис.1). Данная модель позволяет выработать пути совершенствования системы формирования этнотолерантности курсанта в процессе обучения в военном вузе, что следует учитывать при определении содержания профессиональной подготовки и создания учебных планов и программ.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 14 октября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.
  2. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  3. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  4. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.
  5. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..