Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Маршрут тура: Анкоридж (2 н.) – Уиттиер – залив Принца Вильямса – нац. парк Врангеля и Св. Ильи – Гленаллен (1 н.) - Фэрбанкс (2 н.) – Нац. парк Дена...полностью>>
'План урока'
Цели урока: показать, что падение крепостного права было важной вехой в истории страны, началом новой, буржуазной России; что условия и особенности о...полностью>>
'Закон'
В своей деятельности Второй отдел руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжен...полностью>>
'Документ'
В Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда они через апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы, мимолетный, ...полностью>>

Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса 2009-2010 учебный год

Главная > Календарно-тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы______Фомина Г.А. Председатель РМО______Черникова Т.Н.

«__»____________200__года «__»_____________200__года

Календарно-тематическое планирование

по географии

для 9 класса

2009-2010 учебный год

Количество часов: 2 (70 за учебный год)

Автор программы: Душина И.В. (2006)

Автор учебника: Алексеев А.И. (2007)

Планирование составил: учитель географии Моисеев А.В.

Красноярка 2009

Планируемые результаты обучения:

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • Изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

2. Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

  • Образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • Образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • Как составляют прогноз погоды;

  • Распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;

  • Разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения;

  • Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещение основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • Особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:

  • «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный», «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение».

4. Описывать:

  • Экономико-географическое, геополитическое положение страны;

  • Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • Особенности быта и религии отдельных народов.

5. Определять (измерять):

  • Географическое положение объектов;

  • Разницу в поясном времени территорий;

  • Погоду по синоптической карте;

  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

6. Называть и (или) показывать:

  • Предмет изучения географии России;

  • Основные средства и методы получения географической информации;

  • Субъекты Федерации;

  • Особенности географического положения, размер территории, протяжённость морских и сухопутных границ России;

  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • Основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • Главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • Народы, наиболее распространённые языки, религии;

  • Примеры рационального и нерационального размещения производства.

Содержание учебного материала

Термины к уроку

Оборудование к уроку

Планируемые результаты

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения урока

Знать

Уметь

Урок № 1

«Что мы будем изучать»?

Экономическая и социальная география, народное хозяйство, демография.

Физическая и политико-административная карты России, портрет

Н.Н. Баранского.

Иметь представление о задачах курса экономической и социальной географии России, показать значение географии России, как науки. Познакомить с учёными-географами России.

Формировать умения и навыки работы с картой, атласами, контурными картами.

Параграф 1, термины, записи в тетради.

Урок № 2

«Заселение территории России».

Колонизация, основатель, исследователь,

Периферия, заселение.

Политико-административная карта России.

Иметь представление о заселении территории России

в

8-20 веках, знакомство с проблемами русского населения в странах ближнего зарубежья.

Развивать навыки работы с тематическими картами, дополнительными источниками: энциклопедиями, справочниками.

Параграф 2, термины, записи в тетради.

Урок № 3

«Сфера влияния России. Геополитическое влияние».

Сфера влияния, геополитическое влияние, конфликт, мирный договор

Политико-административная карта России, политическая карта мира, портреты исследователей.

Иметь представление о влиянии России на положение дел в мире.

Уметь рассматривать изменение геополитического влияния России

с

16 по 21 века.

Параграф 3, термины, записи в тетради.

Урок № 4

«Экономическое влияние России».

Экономическое влияние, импорт, экспорт.

Политическая карта мира, политико-административная карта России, контурные карты.

Иметь представление о том, в чём заключается сегодняшнее экономическое влияние России.

Рассматривать развитие экономических связей с другими государствами, начиная с 17 века, показывать проблемы развития экономических связей России.

Параграф 4, термины, записи в тетради.

Урок № 5

«Итоговый урок по теме

«Россия на карте мира».

Все термины темы.

Листочки с тестовыми заданиями каждому учащемуся.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Россия на карте мира».

Параграфы 1-4 повторять. Термины.

Урок № 6

«Природные условия и человек».

Адаптация и её виды.

Картины природы – арктических пустынь, тундр, лесов, степей, пустынь, морей, гор.

Иметь представление о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека.

Показать, как повлияли природные условия на заселение Земли человеком, познакомить учащихся с видами адаптации.

Параграф 5, термины, записи в тетради.

Урок № 7

«Непосредственное влияние природных условий на жизнь

и здоровье человека».

Непосредственное влияние,

антропо-климатическое районирование, рекреация.

Картины

(стойбище

в тундре, станица

в степи, деревня

в северной тайге, аул в горах).

Иметь представление о непосредствен-ном влиянии природных условий на здоровье человека

Формировать умение анализ тематических карт, развивать умение вести диалог.

Параграф 6, термины, записи в тетради.

Урок № 8

«Опосредованное влияние природных условий на организм человека».

Урок № 9

«Природные ресурсы России,

их хозяйственная оценка».

Рекреация, опосредованное влияние, ландшафт.

Природные ресурсы, территориальные сочетания природных ресурсов.

Картины разных территорий России с антропогенным ландшафтом и разными видами жилищ.

Физическая карта России, карта полезных ископаемых, статистический материал.

Иметь представление об опосредованном влиянии природных условий на организм человека.

Закрепить понятие «Природные ресурсы», познакомить с классификацией природных ресурсов и их хозяйственной оценкой.

Развивать умение анализа карт, уметь оценивать природные условия и их влияние на культуру, быт, хозяйственную деятельность людей.

Уметь выявлять проблемы использования природных ресурсов.

Параграф 7, термины, записи в тетради.

Параграф 8, термины, записи в тетради.

Урок № 10

«Численность и размещение населения».

Демография, демографический кризис, естественный прирост населения, демографический взрыв, концентрация населения.

Политико-административная карта России, статистические данные с численностью населения.

Иметь представление

о численности населения, определить причины, влияющие на изменение численности населения.

Развивать умения работы со статистическим материалом.

Практическая работа № 1

«Объяснение закономер-ностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов».

Параграф 9, термины, записи в тетради.

Урок № 11

«Воспроизводство населения».

Воспроизводство населения, естественное движение населения, демографическая революция, младенческая смертность, эмансипация, урбанизация, исторические типы воспроизводства населения.

Политико-административная карта России, статистические данные с численностью населения.

Иметь представление

об исторических типах воспроизводства населения.

Давать краткую характеристику исторических типов воспроизводства населения, умение работать со статистическим материалом.

Параграф 10, термины, записи в тетради.

Урок № 12

«Миграции населения».

Миграция,

депопуляция, эмиграция,

иммиграция, беженцы, вынужденные переселенцы.

Политико-административная карта России, статистический материал.

Иметь представление

об особенностях миграций

в России.

Выявлять проблемы, возникающие при активной миграции населения и определять пути решения проблем, развивать

умение анализировать статистический материал.

Параграф 11, термины, записи в тетради.

Урок № 13

«Демографическая ситуация».

Демографическая ситуация.

Политико-административная карта России.

Иметь представление о демографической ситуации в России и её значении для страны.

Умение анализировать половозрастные пирамиды, показывать различия возрастного состава городского

и сельского населения.

Параграф 12, термины, записи в тетрадях.

Урок № 14

«Рынок труда и занятость населения России».

Трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста, экономически активное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Политико-административная карта России.

Иметь представление

о рынке труда, причинах безработицы,

о требованиях

к современному работнику

Способствовать профессиональ-ному само-определению учащихся.

Практическая работа № 2

«Определение по статистическим данным тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства».

Параграф 13,

термины, записи в тетради.

Урок № 15

«Расселение и урбанизация».

Расселение, поселение, дисперсное расселение, урбанизация, эквидемические карты.

Физическая карта России,

карта

«Плотность населения», политико-административная карта, дополнительная литература.

Иметь представление

о плотности населения России,

об основных типах сельских поселений, образе жизни жителя села,

об особенностях деревенской национальной культуры.

Выяснять влияние урбанизации

на деревню, последствия и возможные пути решения проблемы.

Параграф 14, термины, записи в тетради.

Урок № 16

«Функции поселений. Городские агломерации».

Функция, городская агломерация,

мегалополис.

Физическая карта России. Политико-административная карта.

Иметь представление

о функциях поселений,

о городских агломерациях России.

Формировать умения работать с тематическими картами и дополнительными источниками информации.

Параграф 15,

термины, записи в тетради.

Урок № 17

«Урбанизация

в России».

Административно-территориальное деление, индустриализация, иерархия

Физическая, политико-административная

карты России, карта плотности населения,

схемы городов – Москвы, Петербурга.

Знать, как проходил процесс

урбанизации

в России, показать значение городов в материальной

и духовной жизни

населения.

Учить проведению социологическо-го опроса, развивать творческие способности учащихся, умение анализировать статистические данные, учить учащихся дискутировать

по проблемам городов.

Параграф 16, термины, записи в тетради.

Урок № 18

«Расселение

в сельской местности».

Сельская местность, рассеянное расселение.

Физическая, политико-административная карты России, карта плотности населения.

Иметь представление

о расселении сельского населения на территории России.

Учить проведению социологическо-го опроса, развивать творческие способности учащихся, умение анализировать статистические данные, учить учащихся дискутировать по проблемам села.

Параграф 17, термины, записи в тетради.

Урок № 19

«Стадии развития расселения».

Стадия развития расселения, дезурбанизация, инфраструктура.

Физическая, политико-административная карты России, карта плотности населения.

Иметь представление

о стадиях развития расселения.

Давать краткую характеристику каждой стадии развития расселения.

Параграф 18, термины, записи в тетради.

Урок № 20

«Этногеографи-ческое положение России. Разнообразие культурных миров».

Этнос, этногеографи-ческое положение, культура, конфессия.

Политико-административная карта России, рисунки костюмов народов России.

Познакомить учащихся

с разнообразием народов России. Сформировать

представление

о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках

этических нормах).

Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа России. Развивать умение работать с дополнительной литературой, выступать с сообщениями, слушать выступления своих товарищей.

Параграф 19, термины, записи в тетради, сообщения.

Урок № 21

«Национальный и религиозный состав населения России»

Религия, христианство, ислам, ассимиляция, «титульный народ», языковая семья, языковая группа.

Политико-административная карта,

карта народов России.

Иметь представление об административно-территориальном делении России, иметь понятие

о языковых группах и семьях,

изучить особенности национального

и религиозного состава населения России.

Развивать умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

Практическая работа № 3

«Определение по картам крупных народов и особенностей их размещения».

Параграф 20, термины, записи в тетради.

Урок № 22

«Итоговый урок

по теме

«Население России».

Основные термины темы.

Листочек с тестовыми заданиями каждому учащемуся.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Население России».

Параграфы

9-20 повторять, термины.

Урок № 23

«Что такое народное хозяйство»?

Народное хозяйство, отрасль, антропогенная среда обитания, территориальное разделение труда, научно-техническая революция.

Атласы, контурные карты, текст учебника.

Иметь представление

об особенностях структуры хозяйства России.

Формировать умения работать с дополнительными источниками, составлять логические схемы.

Параграф 21, термины, записи в тетради.

Урок № 24

«Цикличность развития экономики».

Технологические циклы Кондратьева.

Схема циклов

Н.Д. Кондратьева.

Иметь представление

об основных циклах развития экономики.

Уметь анализировать циклы Кондратьева.

Параграф 22, термины, записи в тетради.

Урок № 25

«Особенности развития хозяйства России».

Субсидия, приватизация.

Статистические данные, контурные кар ты, текст учебника.

Иметь представление

об истории и особенностях развития командной

и рыночной экономик России, стадиях развития экономики.

Давать краткую характеристику основным стадиям развития экономики.

Параграф 23, термины, записи в тетради, сообщения.

Урок № 26

«Структура хозяйства России».

Межотраслевые комплексы, отраслевая структура промышленности, основные производственные фонды.

Политико-административная карта России, карта полезных ископаемых, таблицы со статистическим материалом.

Иметь представление о проблемах, существующих в современном хозяйстве России, объяснить их причины и возможные пути решения проблем.

Развивать умение работать со статистическими и картографическими материалами.

Параграф 24, термины.

Урок № 27

«ТЭК.

Нефтяная и газовая промышленность».

ТЭК, топливная промышленность, нефтяная промышленность, газовая промышленность.

Карта топливной промышленности,

коллекция «нефть

и продукты её переработки», атласы,

картины.

Иметь представление

о значении ТЭК, о размещении месторождений нефти и газа.

Дать понятия топливно-энергетического баланса. Познакомить

с проблемами ТЭК, развивать умение работать с экономическими картами.

Практическая работа № 4

«Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов

по картам».

Параграф 25. термины записи в тетради, таблица.

Урок № 28

«ТЭК.

Угольная промышленность».

Угольная промышленность, топливно-энергетический баланс.

Карта топливной промышленности, коллекция угля: антрацит, бурый уголь, каменный уголь, картина «Способы добычи угля».

Иметь представление

об особенностях угольной промышленнос-ти, показать проблемы отрасли.

Умение давать характеристику угольного бассейна

по плану.

Практическая работа № 5

«Составление характеристики одного из угольных бассейнов

по картам».

Параграф 25, термины, записи в тетради.

Урок № 29

«Электро-энергетика».

Электроэнергетика, энергосистема.

Карта

«Электро-энергетика России».

Иметь представление

о структуре электроэнергетики России.

Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением, объяснять значение электро-энергетики

для экономики страны.

Параграф 26, термины, записи в тетради.

Урок № 30

«Металлургичес-кий комплекс».

Металлургические заводы полного цикла, ферросплавы, малая металлургия, бездоменная металлургия, комбинат, металлургическая база,

ГОК,

драгоценные металлы, редкоземельные металлы, легирующие добавки, рассеянные металлы.

Карта «Металлургия», коллекция

«Чёрная металлургия».

Иметь представление

о структуре

и значении металлургичес-кого комплекса, особенностях чёрной металлургии и её проблемах;

иметь представление

об особенностях металлургии цветных металлов; определять ведущие факторы размещения предприятий данного комплекса, выявлять проблемы металлургии и перспективы

её развития.

Давать характеристику металлургичес-ких баз по плану; развивать умение работать

с экономическими картами

и статистическими материалами.

Практическая работа № 6

«Составление характеристики одной из металлурги-ческих баз

по картам».

Параграф 27, термины, записи в тетради.

Урок № 31

«Химико-лесной комплекс».

Основная химия, химия органического синтеза, ЛПК, кадастр, молевой сплав леса.

Карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырьё», карта лесной промышленности России, коллекция «Виды древесины», картины с лесными ландшафтами.

Иметь представление

о химической промышленности России, показывать

её значение

в экономике;

иметь представление

о специфике лесной промышленности России,

о составе отрасли и закономерностях размещения отраслей лесной промышленности.

Формировать умение составлять схему межотраслевых связей химической промышленнос-ти, анализировать карту химической промышленнос-ти;

воспитывать бережное отношение

к лесу, как богатству России и месту обитания фауны.

Практическая работа № 7

«Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам».

Параграф 27, термины, записи в тетради.

Урок № 32

«Машино-строительный комплекс.

Состав, значение

и проблемы комплекса».

Специализация, кооперация.

Карта «Машиностроение России».

Иметь представление

о составе, значении

и проблемах машино-строительного комплекса.

Изучение проблем машиностроения и путей

их решения.

Практическая работа № 8

«Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машино-строения

по картам».

Параграф 30, термины, записи в тетради.

Урок № 33

«Военно-промышленный комплекс».

Военно-промышленный комплекс,

НИИ,

КБ,

«закрытые города», отрасли ВПК, конверсия.

Схема «Основные отрасли ВПК», карта «Основные центры ВПК», карта «Авиационная промышленность».

Изучить структуру ВПК, сформировать представление

о роли ВПК

в экономике России.

Проанализиро-вать карты

и определить географию ВПК; обсудить проблемы ВПК, дать понятие «конверсия».

Параграф

№ 31, термины, записи в тетради.

Урок № 34

«АПК. Особенности сельского хозяйства. Растениеводство»

Агропромышлен-ный комплекс, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, сельскохозяйствен-ные угодья, технические культуры.

Схема «Отрасли сельского хозяйства»,

схема «Состав АПК»,

карта «Растениеводство», гербарий культурных растений.

Познакомить учащихся

с особенностями АПК;

иметь представление

об особенностях сельского хозяйства России.

Научить анализировать статистический материал; изучить растениеводство и его зональную спецификацию.

Практическая работа № 9

«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур по картам».

Параграф

№ 32, термины, практикум.

Урок № 35

«Животноводство. Зональная специализация хозяйства»

Животноводство, стойловые корма, зональная специализация сельского хозяйства, пригородное сельское хозяйство.

Карта

«Зональная специализация сельского хозяйства»,

схема

«Сельско-хозяйственные угодья».

Познакомить учащихся с особенностями АПК;

иметь представление

об особенностях сельского хозяйства России.

Обсудить проблемы АПК; научить учащихся принимать участие в дискуссиях, аргументировано выступать, слушать выступления других, закрепить знания учащихся

о составе

и размещении АПК.

Параграф

№ 33, термины, записи в тетради.

Урок № 36

«Пищевая

и лёгкая промышленность».

Пищевая промышленность, текстильная промышленность, кожевенно-обувная промышленность.

Схема

«Отрасли пищевой промышленности», схема

«Состав лёгкой промышленности», карты

«Пищевая промышленность», «Лёгкая промышленность», коллекция «Продукция лёгкой промышленности» (волокна, ткани, кожа).

Изучить особенности размещения предприятий пищевой

и лёгкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей.

Показать связь звеньев АПК; определить круг проблем третьего звена АПК.

Параграф

№ 34, термины, записи в тетради.

Урок № 37

«Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт».

Продукция транспорта, виды транспорта,

тонно-километры, пассажиро-километры, грузооборот, пассажирооборот, инфраструктура, транспортный комплекс.

Схема

«Основные виды транспорта»,

карта

«Транспорт России», статистический материал.

Развивать понятие «инфраструкту-ра»; сформировать представление об инфраструктур-ном комплексе России

и его роли

в экономике России.

Определять значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России,

изучить состав транспорта.

Параграф

№ 35, термины, практикум.

Урок № 38

«Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Транспортные узлы».

Трубопроводный транспорт, транспортные

узлы,

магистрали.

Схема

«Основные виды транспорта»,

карта

«Транспорт России», статистический материал.

Изучить особенности данных видов транспорта, показать их значение

в перевозке грузов

и пассажиров.

Выявить проблемы

и перспективы транспорта

в России, продолжить формирование умений выступать

с докладами перед аудиторией.

Параграф

№ 36, термины, практикум.

Урок № 39

«Непроизводствен-ная сфера.

Сфера обслуживания.

Непроизводствен-ная сфера обслуживания, услуга, обслуживание.

Физическая и политико-административная карты России, буклеты

с фотографиями городов-курортов, коллекция почтовых марок.

Сформировать представление о непроизводственной сфере; показать состав сферы услуг

и её географию.

Познакомить учащихся с рекреационным хозяйством России; продолжить формирование умений работать с текстом параграфа, статистическими материалами, проводить анкетирование.

Параграф

№ 37, термины, практикум.

Урок № 40

«Территориальная организация обслуживания».

Территориальная организация обслуживания, центр обслуживания.

Физическая и политико-административная карты России, дополнительный справочный материал.

Иметь представление

о территориальной организации обслуживания

в России.

Продолжить формирование умений работать с текстом параграфа, статистическим материалом, проводить анкетирование.

Параграфы № 22-37, термины, практикум, пригото-виться к тестовой работе.

Урок № 41

«Итоговый урок

по теме

«Хозяйство России».

Основные термины темы.

Индивидуальные тестовые задания каждому учащемуся.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Хозяйство России».

Параграфы № 22-37, термины, практикум,

Урок № 42

«Подходы

к районированию территории России».

Район, районирование, виды районирования, отрасль специализации, федеральный

округ.

Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России,

схема «Специализация территории»,

схема

«Отрасли специализации».

Познакомить учащихся

с причинами районирования территории России, определить условия, влияющие

на специализацию района;

изучить подходы к районированию территории страны

и виды районирования.

Сформировать представление

об экономических районах России

и их составе; дать определение понятиям: «Экономический район», «отрасль специализации», «федеральный округ»; продолжить формирование навыков работы

с контурными картами, научить определять отрасли специализации экономических районов.

Параграф

№ 38, термины, практикум.

Урок № 43

«Административно-территориальное устройство

и районирование России»

Административно-территориальное устройство, субъект Федерации, федеральный округ, республика,

край,

область, автономная область, экономический район.

Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России.

Познакомить учащихся с причинами районирования территории России; определить условия, влияющие на специализацию района; изучить подходы к районированию территории страны

и виды районирования.

Сформировать представление

об экономических районах России

и их составе; продолжить формирование навыков работы

с контурными картами, научить определять отрасли специализации экономических районов.

Практическая работа № 10

«Моделирова-ние вариантов нового районирования России».

Параграф

№ 39, термины, практикум.

Урок № 44

«Центральный район.

Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. История развития».

Экономико-географическое положение района, Центральный район, «госплановское» деление районов, природные условия района.

Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России, экономическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Познакомить учащихся

с составом Центрального района и особенностями его физико-географического положения.

Изучить влияние природных условий

и ресурсов

на развитие хозяйства района; сформировать умение давать оценку ЭГП района по плану.

Практическая работа № 11

«Сравнение географическо-го положения

и планировки Москвы и Петербурга

Параграф

№ 40, термины, практикум.

Урок № 45

«Население

и хозяйство Центрального района».

Население, промыслы

(Гжель,

Хохлома,

Палех,

Жостово, Богородская игрушка, Скопинская керамика).

Карта «Плотность населения», карта «Народы России», Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России, экономическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Сформировать представление

о населении Центральной России

как регионе формирования русского народа.

Расширить

и углубить знания учащихся об обычаях

и традициях русского народа; дать знания

о народных художественных промыслах населения Центральной России.

Практическая работа № 12

«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России».

Параграф

№ 41, термины, практикум.

Урок № 46

«Города Центрального района».

Урбанизация, городская агломерация.

Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России, экономическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Сформировать представление

о городах Центрального района;

показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Продолжить формирование умений работать с учебным параграфом, дополнительными источниками географической информации, давать рецензию на ответ товарища.

Параграф

№ 42, термины, практикум.

Урок № 47

«Сельская местность.

Миссия Центрального района».

Мелконаселён-ность, мозаичность ландшафтов, мелкоконтурность, социально-географическое положение, беженцы и вынужденные переселенцы, «отрицательный естественный отбор», НИОКР.

Политико-административная карта России

с границами экономических районов, физическая карта России, экономическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Иметь представление

о проблемах сельской местности Центрального района;

подвести учащихся

к пониманию миссии Центрального района.

Продолжить формирование умений работать с учебным параграфом, дополнительными источниками географической информации, давать рецензию на ответ товарища.

Практическая работа № 13

«Объяснение взаимодействия человека

и природы

на примере одной

из территорий Центральной России».

Параграф

№ 43, термины, практикум.

Урок № 48

«Центрально-Черноземный район».

Специфика жизни населения, чернозём, природное зонирование, Белгородская черта, Изюмская черта, «серые хлеба», колонизация, кустарные промыслы, отходничество, «Дикое поле», ареал расселения, технические культуры.

Физическая, политико-административная карты России, карта Европейской части России,

карта «Центральные районы России», коллекция «Чёрная металлургия», «Записки охотника»

И.С. Тургенева.

Изучить и дать оценку экономико-географического положения района, его природные условия

и ресурсы

как факторы специализации района.

Сформировать представление

об этапах освоения территории Центрально-Черноземного района; определить проблемы района и пути

их решения.

Параграф

№ 44, термины, практикум; подготовить сообщения о Петербурге и Новгороде.

Урок № 49

«Северо-Запад».

Смутное время, Вышневолоцкая система каналов, Мариинская система каналов, Волго-Балтийский канал, экологические проблемы Финского залива.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта

«Северный и Северо-Западный районы России», иллюстрации достопримеча-тельностей Петербурга

и Новгорода.

Определить особенности экономико-географического положения района

и роль Петербурга

в хозяйстве данного района.

Дать представления

о проблемах Санкт-Петербурга

и Северо-Западного района.

Параграф

№ 45, термины, практикум.

Урок № 50

«Калининградская область».

Анклав, переходный тип климата, Вислинская и Куршская

песчаные косы, «янтарный край», свободная экономическая зона.

Физическая, политико-административная карты России, картосхема Калининградской области,

образец

янтаря.

Познакомить учащихся

с историей образования Калининградской области;

дать понятие

о свободной экономической зоне.

Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг, хозяйства Калининградской области; показать проблемы области

и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР; продолжить формирование умений работать с экономическими картами.

Параграф

№ 46, термины, практикум.

Урок № 51

«Европейский Север.

Природа.

Народы».

Речная долина, дренаж, водораздел, транспортная артерия, Балтийский кристаллический щит,

Полярный круг, уральская

языковая

семья.

Физическая, политико-административная карты России, картины природы Карелии,

Кольского полуострова, коллекции полезных ископаемых.

Сформировать представления об особенностях физико-географического положения района,

о природных условиях

и населении Европейского Севера.

Продолжить формирование умений работать с тематическими картами,

на основе анализа делать выводы; оценивать экономико-географическое положение района,

его природные условия

и ресурсы.

Параграф

№ 47, термины, практикум.

Урок № 52

«Этапы хозяйственного освоения Европейского Севера».

Хозяйственное освоение,

соляные копи, милитаризация экономики, металлургический комбинат полного цикла, экологизация лесного комплекса.

Физическая, политико-административная карты России, картины природы Карелии,

Кольского полуострова, коллекции полезных ископаемых.

Показать взаимосвязь между природными ресурсами

и специализацией района.

Определять проблемы Европейского Севера и пути

их решения;

дать представление

об этапах развития экономики района.

Параграф

№ 48, термины, практикум, подготовить сообщение на тему «Народные промыслы Северного Кавказа».

Урок № 53

«Северный Кавказ».

«Госплановское» деление,

эпоха кайнозойского горообразования, субтропический климат, рекреационное хозяйство, Кавказские Минеральные Воды,

цитрусовые, виноделие.

Физическая карта Кавказа,

политико-административная карта России, картины ландшафтов гор Кавказа, Черноморского Кавказа,

картины национальной одежды народов Кавказа.

Дать оценку экономико-географического положения Северного Кавказа

и природных ресурсов, населения данного района.

Определять особенности природных условий и природных условий района; изучить национальный состав Северного Кавказа.

Практическая работа № 14

«Выявление

и анализ условий

для развития рекреационного хозяйства

на

Северном Кавказе».

Параграф

№ 49, термины, практикум, подготовить сообщение «Проблемы Волги».

Урок № 54

«Поволжье».

Поволжье, периферия,

финно-угорская языковая

группа.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Поволжья.

Показать роль Волги в развитии экономики района;

дать оценку экономико-географического положения Поволжья,

его

природных условий и населения.родных условилномико-геогратии экономики района; да.ение "ий района; изучить национальный состав Северного Кавказа.аза, картины

Изучить влияние природных условий

и ресурсов

на развитие

и размещение экономики района.

Практическая работа № 15

«Экологические и водные проблемы Волги –

оценки

и пути решения».

Параграф

№ 50, термины, практикум.

Урок № 55

«Урал».

«Жемчужина минерального царства», драгоценные

и поделочные камни,

тюркская

языковая группа, металлургическая база,

обогащение, передельная металлургия.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Урала, коллекция горных пород и минералов, картины природы Северного, Среднего, Южного Урала, ландшафты горнозаводского Урала.

Показать значение Урала

в хозяйстве страны;

сравнить экономико-географическое положение

Урала

и Поволжья.

Изучить влияние природных условий

и ресурсов

на развитие

и размещение экономики района.

Практическая работа № 16

«Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала»

Параграф

№ 51, термины, практикум.

Урок № 56

«Сибирь:

общая характеристика».

Минусинская котловина, многолетняя мерзлота,

КВЖД,

Крайний

Север.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты.

Показать значение Сибири в хозяйстве страны;

дать оценку экономико-географического положения Сибири, природных условий, населения данного района.

Определить особенности природных условий и природных ресурсов района; изучить национальный состав Сибири.

Практическая работа № 17

«Изучение

и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта населения».

Параграф

№ 52, термины, практикум, нанести на контурную карту номенкла-туру Сибири.

Урок № 57

«Западная

Сибирь.

Восточная Сибирь».

Западная Сибирь, Восточная Сибирь, ферросплавы, Восточная экономическая зона.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты.

Познакомить учащихся

с особенностями экономико-географического положения Западной и Восточной Сибири.

Изучить отрасли специализации Западной и Восточной Сибири; закрепить умения давать характеристику ТПК и объяснять причину их формирования на территории Восточной зоны; обсудить пути решения проблем Восточной зоны.

Практическая работа № 18

«Оценить особенности природы региона

с позиций условий

жизни человека в сельской местности

и в городе».

Параграф

№ 53, термины, практикум, нанести на контурную карту номенклату-ру Восточной зоны.

Урок № 58

«Дальний

Восток».

Морепродукты, гражданская специализация района,

свободная экономическая зона.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Дальнего Востока,

контурные карты, ландшафты Дальнего Востока.

Определить состав территории Дальнего Востока

и объяснить особенности

его экономико-географического положения;

дать оценку природных условий

и ресурсов для хозяйственной деятельности человека.

Познакомить учащихся

с этапами хозяйственного освоения территории Дальнего Востока, закрепить умения самостоятельно определять особенности ЭГП, специализации Дальнего Востока.

Практическая работа № 19

«Свободные экономические зоны

Дальнего Востока – проблемы

и перспективы развития».

Параграф

№ 54, термины, практикум, нанести на контурную карту номенкла-туру Дальнего Востока.

Урок № 59

«Итоговый урок

по теме

«Районы России».

Основные термины темы.

Индивидуальные тестовые задания каждому учащемуся.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Районы России».

Параграфы № 37-54, термины, практикум

Урок № 60

«Особенности экономико-географического положения Томской области».

«История заселения и развития хозяйства в досоветский период. История развития области в советский период».

Экономико-географическое положение, Западно-Сибирский экономический район,

стоянки палеолитического человека,

Великое переселение народов,

князь Тоян, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, газопровод,

СХК, ТНХК.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о экономико-географическом положении Томской области; познакомить учащихся

с основными этапами хозяйственного освоения данной территории.

Изучить проблемы и перспективы развития территорий Западной Сибири; закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП, проблемы, специализацию района по дополнительным источникам географических знаний.

Практическая работа № 20

«ЭГП, состав, природные условия Томской области».

Параграфы № 1-3, термины, практикум.

Урок № 61

«Численность

и динамика населения. Естественное движение населения».

«Половая и возрастная структура населения».

Естественный прирост населения, движение населения, перепись населения, миграция, динамика численности населения, демография, «демографическая ситуация», половозрастная структура населения, беженцы, вынужденные переселенцы.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о численности населения Томской области, подвести учащихся

к пониманию проблема демографии; познакомить учащихся с половозрастной структурой населения.

Анализировать текст параграфа и на основе анализа делать выводы; продолжить формирование умений работать с тематическими картами, дополнительной литературой, статистическими данными.

Параграфы № 4-5, термины, практикум.

Урок № 62

«Продолжитель-ность жизни

в Томской области».

«Расселение

в Томской области».

Падение рождаемости, старение населения, плотность населения, планетарная зона Севера, общественное разделение труда.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление о продолжитель-ности жизни

на территории Томской области; подвести учащихся

к пониманию причин расселения населения области; иметь представление

о плотности населения области.

Продолжить формирование умений анализировать учебный материал,

на основе анализа делать выводы,

работать

со схемами, таблицами, диаграммами.

Параграфы № 6-7, термины, практикум.

Урок № 63

«Городское

и сельское население».

«Рынок труда

и занятость населения».

Город,

город-острог, колонизация, урбанизация, город-спутник, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработный, социальный

состав

населения.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представления

о проблемах сельского и городского населения области;

иметь представление

о рынке труда

и занятости населения Томской области.

Продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи событий

и явлений, работать

с тематическими картами и статистическими данными учебника, дополнитель-ными источниками географических знаний.

Параграфы № 8-9, термины, практикум.

Урок № 64

«Образование, наука, культура».

«Общая характеристика экономики области и её структура»

Уровень образования, реформирование системы образования, базовая районная школа, экономика, валовой региональный продукт, рыночная инфраструктура, промышленность, межотраслевые комплексы.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление о развитии образования, науки и культуры в Томской области; подвести учащихся к пониманию причин реформирования образования, науки, культуры.

Продолжить формирование умений давать общую характеристику экономики

и её структуры, используя учебный и дополнительный материал.

Параграфы № 10-11, термины, практикум.

Урок № 65

«Топливно-энергетический комплекс».

«Машино-строительный комплекс».

ТЭК,

топливная промышленность, электроэнергетика, газопровод, машино-строительный комплекс,

чёрная металлургия.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о размещении предприятий топливно-энергетического и машино-строительного комплексов

на территории Томской области.

Продолжить формирование умений давать характеристику различных комплексов промышленности по плану.

Практическая работа № 21

«Размещение и состав ТЭКа Томской области».

Параграфы № 12-13, термины, практикум.

Урок № 66

«Химическая промышленность, промышленность строительных материалов

и лесная промышленность».

«АПК».

Предприятия органического синтеза, предприятия полимерной химии, метанол,

формалин, карбамидные смолы,

технические культуры,

силос, силосование, АПК,

звенья АПК.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о размещении предприятий химической промышлен-ности, промышленности строительных материалов

и лесной промышленности на территории области.

Продолжить формирование умений давать характеристику различных комплексов промышленности по плану.

Практическая работа № 22

«Размещение и состав АПК

на территории Томской области».

Параграфы № 13-14, термины, практикум.

Урок № 67

«Сельское хозяйство

и проблемы

охраны

природы».

«Транспорт».

Компонент природной среды, полезащитная роль лесов,

гербициды, пестициды,

эрозия, транспортная сеть, транспортная система,

«зимник», трубопроводный транспорт, транспорт общего пользования.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о проблемах охраны природы на территории Томской области, о транспортной системе области.

Продолжить формирование умений работать со статистическими данными, картами, давать рецензию

на ответ товарища.

Параграфы № 15-16, термины, практикум.

Урок № 68

«Внешние экономические связи»,

«Состояние атмосферного воздуха и его охрана».

Внешне-экономическая деятельность, экспорт,

импорт,

совместное предприятие, иностранные инвестиции, международная торговля услугами, биосфера, стратегия устойчивого развития, охрана природы, экологическая ситуация, ПДК.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Подвести учащихся

к пониманию причин выхода томских предприятий

на международный рынок;

иметь представление

о мерах, принимаемых администрацией Томской области по охране атмосферного воздуха.

Продолжить формирование умений работать со статистическими данными, картами,

давать рецензию

на ответ товарища.

Параграфы № 16-18, термины, практикум.

Урок № 69

«Состояние

и охрана поверхностных вод».

«Состояние земельного

фонда

и его охрана».

Поверхностные воды,

минеральные воды, источники питания рек,

годовой сток, земельный фонд, гумус, рекультивация земель,

земельный

кадастр.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о мерах, принимаемых администрацией Томской области по охране поверхностных вод и земельного фонда.

Продолжить формирование умений работать со статистическими данными, картами,

давать рецензию

на ответ товарища.

Параграфы № 19-21, термины, практикум.

Урок № 70

«Лесной фонд,

его состояние

и охрана».

«Животный мир, его состояние

и охрана».

Лесной фонд, расчётная лесосека, лесные пожары (верховые и низовые), браконьерство, «Красная книга» Томской области.

Физическая, политико-административная карты России, экономическая карта Сибири, контурные карты, ландшафты Сибири, картосхема Томской области.

Иметь представление

о мерах, принимаемых администрацией Томской области по охране животного мира и лесного фонда.

Продолжить формирование умений работать со статистическими данными, картами,

давать рецензию

на ответ товарища.

Параграфы № 22-24, термины, практикум.

Программно-методическое обеспечение по курсу географии 9 класса:

  • Программно-методические материалы. География. 6-9 классы. Составитель Сиротин В.И., М., «Дрофа», 2007.

  • Учебник «География: население и хозяйство России». Автор Алексеев А.И., М., «Дрофа», 2007.

  • Учебник География Томской области: население, экономика, экология». Составитель Евсеева Н.С., Томск, 2003.

  • Поурочные разработки. География: население и хозяйство России. Составитель: Жижина Е.А., М., «Вако», 2006.

  • Методическое пособие. География: население и хозяйство России. Составитель Алексеев А. И., М., «Просвещение», 2006.

  • Предметная неделя географии в школе. Составитель: Андреева В.Н., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.

  • Рабочая тетрадь по географии для 9 класса. Составитель Ким Э.В., М., «Дрофа», 2006.

  • Тесты. География. 8-9 классы. Составитель: Лобжанидзе А. А., М., «Дрофа», 2006



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ итогов 2009-2010 учебного год

    Анализ
    Анализ работы МОУ «СОШ №49» за 2009-2010 учебный год проведен с целью определения эффективности работы образовательного учреждения. Критериями реализации основных направлений выбраны конечные результаты в достижении индикативных показателей
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных заведениях белгородской области»

    Инструктивно-методическое письмо
    В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества,
  3. Тематическое планирование по географии 6 класс (1)

    Урок
    Учебное пособие: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.
  4. Рабочая программа педагога Шаногиной Надежды Ивановны (1 квалификационная категория) по географии для 7 класса Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии 6-9 класс и авторской программы А.И.Алексеева по географии для уч-ся 6-11 кл.
  5. Анализ работы Управления образования администрации Тайшетского района за 2009 2010 учебный год

    Документ
    В 2009-2010 учебном году в муниципальной системе образования Тайшетского района вся работа велась в соответствии с государственной политикой и социально-экономическими условиями,

Другие похожие документы..