Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Традиционный легкоатлетический Пробег Мира проводится с целью нравственного и физического воспитания детей на примере боевых и трудовых традиций наро...полностью>>
'Документ'
Современное состояние и перспективы развития лёгкой атлетики. Анализ участия Российских легкоатлетов в современных олимпийских играх....полностью>>
'Документ'
18-19 ноября 2008 года в Сеуле открылся международный симпозиум по теме «Токто: историческая оценка и международное право» (учредители: Фонд Истории ...полностью>>

Проектирование работы в организации функции управления организацией

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Лекция 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Функции управления организацией

Общие функции предприятия

Функция администрирования

Анализ функций управления

2. Проектирование работы

Концепция проектирования работы

Анализ работы

  • Параметры работы

  • Восприятие содержания работы

  • Технология и проектирование работы

  • 3. Модели проектирования работы

  • Построение работы

  • Расширение масштаба работы

  • Ротация работы

  • Обогащение работы

  • Модель социотехнической системы

  • Выбор модели проектирования работы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

  • В данной лекции предполагается дать ответ на вопросы, касающиеся того, какие действия, как и кто в организации должен выполнить, чтобы организация смогла достичь поставленной цели и реализовать выбранную стратегию? Предположим, что Вы со специалистами создали компанию по разработке программного обеспечения для уникальных технологических процессов. С самого начала функционирования Вашей компании возникают две проблемы. Первая — какие действия должен выполнять каждый из сотрудников Вашей компании, чтобы появилась на свет необходимая потребителю компьютерная программа.

  • Вторая — какие действия должна выполнять компания в целом, чтобы достичь своих организационных целей.

  • И то, и другое нередко называют функциями.

  • В первом случае — это функции работника, а во втором — это функции организации.

  • В современном управленческом лексиконе термин «функция» означает определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе. В лекции рассматриваются и те, и другие функции. При этом функции организации рассматриваются до функций работника, так как они носят более общий характер


1. Функции управления организацией

  • 1.1. Общие функции предприятия

  • Когда мы говорим, что организация или предприятие функционируют, то подразумеваем, что в их рамках люди осуществляют определенные действия, направленные как на взаимодействие с внешней средой, так и на внутриорганизационное взаимодействие.

  • Первый тип взаимодействия — это ролевое функционирование предприятия. Здесь функция выступает в своей социальной интерпретации и является частью той общей роли, которую выполняет любое предприятие в системе общества, т.е. в системе более высокого уровня организации.

  • Впервые функции предприятия были выделены и описаны французским практиком и ученым А. Файолем в его работе «Общее и промышленное управление» в 1916 г. Усложнение взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить уже о большем количестве общих функций современного предприятия (табл. 1).

  • Каждая из указанных общих функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер (рис.1).

  • Разделение труда в управлении, специализация и комбинирование различных управленческих работ — процессы постоянные. Выделаются шесть стадий данного процесса, соответствующих объемам и сложности управления организацией или предприятием в целом.

  • Первая стадия. Объем управления невелик, сложность управленческих действий невысокая, управляет тот же работник, который выполняет производственные функции (бригадир, глава семейного предприятия).

  • Вторая стадия. Объем управленческой работы требует выделения специального работника, освобожденного от производственных функций (начальник участка, мастер, руководитель малого предприятия).

  • Третья стадия. Объем работы по управлению возрастает настолько, что возникает необходимость координации деятельности этих специальных работников, возникает линейная иерархия (над группой мастеров появляется начальник цеха).

  • Четвертая стадия. Дальнейший рост объемов и сложности управленческой работы требует специализации управленческих работников на выполнении отдельных функций, в управлении появляются специалисты: плановики, учетчики, контролеры.

  • Пятая стадия. Объем работы по общим функциям и число работников, занятых специальными работами, увеличивается и требует координации усилий. Появляется необходимость в начальнике для специалистов (главный бухгалтер).

  • Шестая стадия. Развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения функциональной и линейной иерархий под общим руководством. Руководство становится специализированным видом деятельности (директор предприятия).

  • Все эти стадии существуют одновременно и имеют вполне определенное организационное оформление в виде различных должностей и структурных подразделений.

1.2. Функция администрирования

  • Файолю принадлежит идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом. Роль администрирования в общем управлении предприятием была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать, контролировать. Сегодня этот перечень выглядит в виде следующей логической цепочки (табл. 2).

1.3. Анализ функций управления

  • Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завер­шается ее организационное обособление (табл. 3).

  • Содержание функции отвечает на вопрос, какие действия (набор действий) осуществляются в рамках данной функции? Так, например, функция планирования предполагает, что в организации осуществляются следующие действия:

  • - на основе изучения внешней среды и интересов основных групп влияния формулируется миссия организации;

  • - исходя из требований рынка и возможностей организации устанавливаются ее цели;

  • - исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды определяются альтернативные стратeгии;

  • - для реализации стратегий в организации разрабатываются по­
    литика и процедуры, устанавливающие стандарты и нормы в
    действиях членов организации;

  • - практическая работа в подразделениях строится на основе опе
    ративных планов;

  • - планы организации и ее частей обеспечиваются системой пока
    зателей и финансовыми ресурсами для их реализации.

  • В целом функция планирования осуществляется в крупных современных производственных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

  • Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации.

  • Оперативное (обычно годичное) планирование исходит из стратегического и строится достаточно детально и точно в своем содержании.

  • Годовой план — это оперативный документ, согласно которому по каждому направлению деятельности организации определяется планируемый объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы, планы капитальных вложений и планы и графики выпуска новых видов продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно.

  • Процесс реализации функции отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась. Функция планирования может иметь следующий порядок действий (табл. 4).

  • В течение планового периода каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продаж и затраты (используя для этого 12-месячный скользящий прогноз) и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями. Процесс планирования в крупной производственной организации представлен на рис. 2.

  • Структура функции отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию. Обычно на предприятии функция планирования выполняется многими подразделениями. Ведущую роль здесь несомненно играет служба планирования. Однако значительную часть работы по планированию выполняют в своей области финансовый отдел, бухгалтерия, отдел снабжения, сбыта, маркетинга, НИОКР и др. Об этом, например, наглядно свидетельствует структура и состав плана одного из предприятий крупной машиностроительной корпорации.

  • Структура и состав плана предприятия (объединения) включает следующее.

  1. Производство и реализация продукции (номенклатура и объем
    продукции).

  2. Техническое и организационное развитие (развитие технологии
    и новой продукции).

  3. Повышение эффективности производства (темпы роста производства, производительности работы, прибыли и рентабельности).

  4. Нормирование работы и материалов (нормы расходов, затрат,
    себестоимость).

  5. Капитальные вложения и капитальное строительство (объемы,
    сроки и стоимость строительства новых мощностей и реконструкции старых).

  6. Материально-техническое обеспечение (потребности в ресурсах).

  7. Персонал и его оплата (структура и развитие персонала, системы оплаты).

  8. Себестоимость, прибыль и рентабельность (системы затрат,
    цены).

  9. Системы материального стимулирования (фонды стимулирования и их источники, кредиты, плата за фонды, амортизация и
    т.п.).

  10. Финансовый план (балансы, налогообложение, кредиты, плата
    за фонды, амортизация и т.п.).

  11. Социальное развитие коллектива (ценностные ориентации,
    нормы поведения, системы коллективного пользования и т.п.).

  12. Охрана природы и рациональное использование природных
    ресурсов (контроль за средой, оздоровление среды).

Таким образом, содержание, процесс и структура функции являются теми направлениями, по которым проводится ее анализ. Результаты этого анализа могут служить основой для развития функции: выделение из нее новой функции или изъятие за ненадобностью данной функции из организации. В последующем будет показано, как результаты анализа той или иной функции используются для проектирования работы и структуры организации.

2. Проектирование работы
2.1. Концепция проектирования работы

  • Получение индивидом, группой или организацией определенного результата зависит от многих факторов. Одним из ведущих факторов является выполняемая индивидом работа. Понятие «работа» в данном контексте отлично от понятия «функция». Функция или задача описывают в основном содержательную сторону выполнения индивидом, группой или организацией той или иной деятельности, т.е. отвечает на вопрос: что следует делать.

  • Вводимое понятие «работа» включает также и организационную сторону осуществления деятельности, т.е. дает ответ на вопросы: как делать и кому следует (права и ответственность) делать. Все вместе это позволяет достаточно четко выделить и описать тот или иной участок работы. Данный процесс называется проектированием работы в организации и во многом определяет успех деятельности последней.

  • Проектирование работы представляет собой процесс со­здания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации, т.е. проектирование работы является дизайном работы. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. С течением времени и развитием новых процессов в управлении организацией дизайн работы может меняться. Этот процесс называется перепроектированием работы.

  • Дизайн работы меняется, когда руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать. В одних случаях пересмотр может ограничиться, например, введени­ем персонального компьютера для произведения расчетов, в других — внедрением групповой формы работы. Изображенная на рис. 3 модель представляет собой результат исследований по этой проблеме за последние 20 лет. Модель включает различные термины и концепции, используемые в настоящее время. Объединенные вместе эти концепции описывают важные характеристики работы и ее влияние на эффективность организации.

  • Модель отражает те сложности, которые возникают в рассматриваемом процессе. Она признает, что люди по-разному реагируют на одну и ту же работу: одни получают удовлетворение от работы, а другие — нет. Она также отражает наличие трудности выбора между организационными и индивидуальными потребностями. Так, например, массовое конвейерное производство, являющееся технически оптимальным, не всегда вызывает у работника состояние удовлетворенности работой. Рассмотрим каждый из элементов модели.

2.2 Анализ работы

  • Цель анализа работы — это дать объективное описание самой работы, т.е. ее содержания, требований к ней и ее окружения или контекста. Существует много методов анализа работы, помогающих руководителям определить эти три составляющих любой работы.

  • Содержание работы охватывает действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы. В зависимости от выбранного метода анализа работы описание ее содержания может быть широ­ким или узким, т.е. может быть простым заявлением о том, что надо делать, или детальным разъяснением каждой отдельной операции, каждого движения руки или тела.

  • Данный подход к отношению содержания работы называется функциональным анализом работы (ФАР). Он включает в себя описание того:

  • что работник делает по отношению к другим работникам и другим работам;

  • какие методы и операции следует использовать;

  • какие машины и оборудование используются при выполнении данной работы;

  • какой продукт/услуга производится в процессе выполнения работы.

  • Первые три позиции связаны с действиями, четвертая — с результатом работы. Описание работы, основанное на классификации работ по каждой из четырех позиций. Данный метод широко используется на практике для подготовки так называемых штатных расписаний.

  • Требования к работе отражают необходимые для ее выполнения качества индивида, такие, как навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества. Для составления списка этих требований в условиях конкретной органи­зации используется метод должностного аналитического вопросника(ДАВ).

  • Этот метод предполагает описание указанных характеристик индивида путем анализа следующих параметров работы:

  1. информационные источники, важные для выполнения работы;

  2. обрабатываемая информация и принимаемые решения, необходимые для выполнения работы;

  3. физические действия и умения, требуемые для выполнения работы;

  4. характер межличностных отношений, желательных для работы;

  5. характер реакции индивида на условия работы.

  • Данный метод применяется для всех видов работ, в том числе и для управленческой. Он служит базой при подготовке квалификационных справочников.

  • Внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться, а также права и ответственность составляют контекст работы. Существует ряд методов анализа под углом зрения среды, в которой работа осуществляется. С помощью этих методов можно получить ответ на вопрос о том, что значит данная работа для организации, каких условий она требует для выполнения.

  • Люди выполняют свою работу в различных местах. Но все их можно свести к двум типам: 1) фабрика или завод и 2) контора или офис.

  • Исторически анализ работы начался на фабрике. Промышленная революция и последующая индустриализация способствовали процессу роста предприятий, на которых люди выполняли сотни различных специализированных работ. Ранние попытки анализа работы последовали за идеей объективного анализа фактов и данных, собираемых на месте работы, для определения единственно лучшего пути проектирования работы, выдвинутой на рубеже двадцатого столетия основателями научного управления.

  • На основе концепции научного управления, основоположником которого является Ф. Тейлор, было разработано много методов анализа и улучшения работы. Некоторые из них используются до сих пор. Методы изучения движений и расходуемого на них времени,) упрощения работы и стандартизации составляют сердцевину анализа работы на фабрике и других производственных предприятиях. Несмотря на то, что механический подход к анализу работы получил широкое распространение в промышленности, многие производственники не согласны с идеей, когда один работник делает одну узкую специализированную работу.

  • Все большее признание, особенно в высокотехнологичных отраслях, получают умение и готовность работника выполнять широкий круг задач. На практике это привело к созданию автономных рабочих групп, где один работник мог бы в любой момент заменить другого. При этом существенному изменению подвергаются содержание работы и требования к ее исполнителю с таким расчетом, чтобы последнему предоставлялась возможность более полно использовать свой талант и способности.

  • После появления концепции научного управления, которая в основном была ориентирована на производственные процессы, анализ работы в развитых индустриальных странах относительно быстро переключился на конторские процессы, что вполне закономерно было связано с ростом масштабов и сложности управленческой работы. Позже автоматизация, роботы резко сократила потребность в изучении физических действий на работе и вызвали еще больший интерес к изучению работы в области управления организацией. Однако современное рабочее место управленца не является простым продолжением традиционной фабрики. Бумажный предмет работы окончательно был замещен электронным. Это позволило резко раздвинуть для человека границы его работы. Более того, современные электронные системы управления делают возможным поручать одному исполнителю целый модуль разных взаимосвязанных работ.

  • В настоящее время ученые и практики считают, что при анализе конторской работы большее внимание следует уделять человеческому фактору. Так, например, хорошо известно, что долгая работа с компьютером оказывает ряд неблагоприятных воздействий на здоровье человека, вызывает головную боль, «красноту» глаз, боль в спине и прочее. Источником этих проблем, в частности, является дизайн рабочего места, в соответствии с которым устанавливается взаимодействие человека и компьютерной системы. Причиной этого является то, что нередко анализ работы ориентирован на технологическую сторону — компьютер, так как разработчикам дизайна легче иметь дело с неодушевленными предметами, чем со сложной по природе натурой человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Информационные технологии управления»

    Методические указания
    Выполнение данного курсового проекта обеспечивает усвоение теории курса и приобретение практических навыков в области анализа действующих и проектирования новых информационных технологий управления организациями.
  2. Управление ресурсами в вузе: методология, технологии, практика

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»
  3. Управление промышленными предприятиями с учетом факторов хозяйственного риска

    Диссертация
    Актуальность исследования. В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента не обеспечивают ожидаемого эффекта, поскольку ориентированы, в большей степени, на относительно стабильную рыночную среду развитых стран.
  4. Функция управления, определяющая цели дея­тельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываю­щая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях

    Документ
    Планирование - функция управления, определяющая цели дея­тельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываю­щая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
  5. В. А. Баринов д-р экон наук, профессор кафедры государствен­ного управления и менеджмента Российской экономической ака­демии им. Г. В. Плеханова, член-корр. Международной академии наук высшей школы

    Документ
    В.А. Баринов — д-р экон. наук, профессор кафедры государствен­ного управления и менеджмента Российской экономической ака­демии им. Г.В. Плеханова, член-корр.

Другие похожие документы..