Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Мета конкурсу – забезпечити дотримання прав журналістів, у тому числі трудових і соціальних, а також забезпечити відповідність діяльності ЗМІ стандарт...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Методическое пособие необходимо для выполнения курсовой работы, оно позволит студентам содержательно и полно отразить историю болезни животного, с це...полностью>>
'Документ'
Ни один строительный материал не имеет такой родословной, как камень. Камни можно использовать в их природном состоянии, в виде случайной формы, какую...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится 19 июня 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 502.006.05 в Российской акад...полностью>>

Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова психология труда и человеческого достоинства

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.С.ПРЯЖНИКОВ, Е.Ю.ПРЯЖНИКОВА

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

Оглавление

Введение.

ГЛАВА I Основная проблематика психологии труда 6

  1. Проблема предмета и метода психологии труда.
    Этический парадокс предмета психологии труда 6

  2. Основные разделы психологии труда. Понятие
    «эргономика» 10

ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития

психологического знания о труде 15

  1. Представления о труде в древности и в эпоху
    феодализма 15

  2. История зарубежной психологии и социологии труда 18

  3. Психотехника и ее кризис 25

  4. История отечественной психологии труда 28

  5. Культурно-исторический смысл возникновения
    проблемы профессионального самоопределения 42

  6. Общие тенденции в развитии представлений о труде 49

ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность 54

  1. Житейские и философские представления о труде 54

  2. Психологическое понимание труда и профессии 60

  3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности
    трудом и трудовой мотивации 69

ГЛАВА IV. Проблемы профессиографирования и профотбора 80

«1. Понятия «профессиограмма», «психограмма»,
«модуль профессии», «модель специалиста»,
«формула профессий» 80

  1. Методы и различные схемы профессиографирования 83

  2. Аналитическая профессиограмма и общая схема
    профотбора 86

  3. Уровни анализа трудовой деятельности 91

  4. «Формула профессий». Схема анализа профессии
    и варианты ее использования в групповой работе

и в индивидуальной профконсультации 92

6. Трудности изучения профессиональной деятельности

в условиях современной России 97

7. Самая главная (наиважнейшая!) проблема
профессиографии и психологии труда 100

474

ГЛАВА V. Развитие человека в труде 108

1. Основные этапы развития субъекта труда 108

-» 2. Проблема формирования индивидуального стиля

трудовой деятельности : 116

  1. Проблемы развития профессионального самосознания... 119

  2. Кризисы профессионального становления 131

  3. Проблема профессиональных деструкции 141

  1. Акмеологический подход в исследовании развития
    профессионала 147

ГЛАВА VI. Основы инженерной психологии 153

  1. Теоретико-методологические основы инженерной
    психологии 153

  2. Специфика методов инженерной психологии 156

  3. Особенности и классификация систем «человек—
    машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ 158

  4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)

и общая схема его деятельности. Принятие решений
оператором 161

  1. Профессиональные действия и профессиональные
    задачи в труде оператора 164

  2. Ошибки в труде оператора 169

  3. Основы проектирования СЧМ 173

  4. Основы эксплуатации СЧМ 179

  5. Психологические особенности системы «человек-
    компьютер» 18.2

  1. Внедрение компьютерных технологий в организациях.... 188

  2. Компьютер в деятельности психолога 189

  3. Компьютер как вариант «органопроекции»
    человеческого интеллекта и пути обогащения
    «компьютерной метафоры» 191

ГЛАВА VII. Психологические особенности труда в организации 196

1. Представление об организации. Понятие
«организационная культура» 196

2. Психология производственного коллектива 199

3. Проблемы руководства и лидерства в организации 203

  1. Основы кадрового менеджмента 210

  1. Связь организации с общественностью (Паблик
    рилейшнз) 221

  1. Основы организационного консультирования 224

ГЛАВА VIII. Стрессы и конфликты в профессиональной

деятельности 229

1. Общее представление о функциональных состояниях

работника 229

»2. Проблема стресса и дистресса в труде 231

475

  1. Сущность и структура производственного конфликта .... 244

  2. Факторы возникновения и развития конфликтов.

Типы конфликтных личностей 249

5. Способы управления производственными
конфликтами 258

ГЛАВА IX. Основы профессионального образования 269

  1. Сущность и основные стратегии профессионального
    образования 269

  2. Идеи политехнического образования 272

  3. Идеи непрерывного и опережающего образования 275

  4. Формирование обобщенной ориентировки в целях,
    предмете, средствах и составе профессиональной
    деятельности при подготовке рабочих 276

  5. Психологические вопросы теории учебных тренажеров ... 277

  6. Проблема формирования личности профессионала 279

  7. Студент как субъект учебной деятельности 284

  8. Особенности вузовского обучения психологов 294

  9. Проблема элитарного профессионального образования... 318

10. Психолог как будущий преподаватель
профессионального учебного заведения 322

ГЛАВА X. Основы профессионального самоопределения 328

1. Профориентация и профконсультация, профессиональное
и личностное самоопределение, карьера

и профессиональный выбор 328

2. Профессиональное самоопределение как поиск

смысла в трудовой деятельности 330

  1. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление
    субъектности в труде 335

  2. Главная (идеальная) цель и основные задачи
    профессионального самоопределения 337

  3. Психологические «пространства» профессионального

и личностного самоопределения 338

  1. Типы и уровни профессионального самоопределения.... 348

  2. Основные методы профориентации 353

  3. Методы активизации профессионального
    самоопределения 358

  4. Основные стратегии организации профориентационной
    помощи 362

ГЛАВА XI. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности .... 367

  1. Проблемы гуманитаризации труда в современных
    условиях 367

  2. Проблема поиска идеала в профессиональном

и личностном самоопределении 372

476

3. Элитарные ориентации в профессиональном

самоопределении, труде и творчестве 387

«4. Личностный компромисс как вариант построения

«успешной» карьеры 398

ГЛАВА XII. Психолог-практик как субъект труда 405

1. Проблема «модели специалиста» психолога труда

и профконсультанта 405

  1. Психолог-профконсультант как возможный посредник
    между самоопределяющимся человеком и культурой 409

  2. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития
    психолога-профессионала 412

  3. Интеллигентность как возможный ориентир
    профессионального развития психолога-практика 418

Заключение 425

ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда

Для понимания сущности современной психологии труда важ­но выделить предмет данной науки, т. е. то, что изучает и пытает­ся преобразовать психолог труда. При этом сразу же возникают вопросы: как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии вообще? Как соотносятся предметы различных состав­ляющих психологии труда: инженерной психологии, психологии управления, профориентации (профессионального самоопределе­ния) с предметом собственно психологии труда? Данные про­блемные вопросы связаны с другой нерешенной в психологии проблемой: что есть предмет психологии вообще?

Главное, что объединяет все психологические науки, — психи­ческая деятельность человека, которая характеризуется прежде всего своей субъектностъю, и именно этим человек отличается от стола, от дерева, от более простых существ... Субъектность — это: 1) готовность выполнять определенные действия по-своему, по­ступать незапланированно, а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно; 2) готовность к рефлексии своей деятельности (го­товность к осознанию своей спонтанности). Таким образом, пред­мет психологии труда — это субъект труда, т. е. работник, способ­ный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Но если мы принимаем такое понимание предмета психологии труда, то сразу же сталкиваемся с этическим парадоксом предме­та психологии труда, который можно было бы сформулировать следующим образом: чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивно­сти), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. Можно выразиться еще более резко и образно: чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики, т. е. превращаем в легко предсказуемый в своих дей­ствиях «стол», «стул», которым совершенно не нужна какая-то там рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и

рекомендациями психолога о том, как работать с персоналом... Реальная картина такова, что многие руководители и заказчики только и ждут от психолога таких рекомендаций, с помощью ко­торых было бы легче управлять работниками,'предсказывать лю­бые их реакции на те или иные действия начальства. И это создает основу для манипуляции. А ведь известно, что именно манипуля­ция сознанием другого человека есть самый страшный грех для психолога.

Таким образом, чисто методологические размышления неиз­бежно выводят нас в область этики. Известный психотехник Г. Мюнстенберг еще в 10-е гг. XX в. писал о том, что сама психо­логия не способна разобраться в своих целях, она может лишь предлагать средства для реализации тех и идей и смыслов, кото­рые можно найти только в философии, в этике, и что само «раз­витие и прогресс даны лишь в тех случаях, когда что-нибудь худ­шее превращается в лучшее» [4, с. 29—32, 79—80].

Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности че­ловека в трудовой деятельности могут быть компенсированы сле­дующим: 1) по мере развития знания о человеке часто обнаружи­вается гораздо большее незнание (у познающего как бы открыва­ются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности); 2) в ходе познания исследуемого челове­ка он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда неизбежным стано­вится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом труда, что специально отмечают методологи; 3) необходимая этическая подготовка самого психолога-исследователя и психолога-практи­ка снижает «соблазн» манипуляции сознанием работника со сто­роны психолога труда.

Сам субъект труда обычно рассматривается как носитель пред­метно-практической деятельности и познания (индивид или со­циальная группа), источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (техно­логия трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирова­ние, планирование и контроль)». Другими словами, объект — это «приемник» воздействия, а субъект — инициатор воздействий в общей системе «субъект —объект».

Общим методом психологии труда является исследование и раз­витие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т. е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег ра­ботника. Отсюда перед каждым психологом труда неизбежно воз­никает сложнейший вопрос: должен ли метод быть только

объективным или такой метод является сочетанием объективных и субъективных средств и подходов... Заметим, что данный вопрос (проблема метода) стоит не только перед психологией труда, но и перед всей современной психологией, которая все больше отходит от традиционных (естественно-научных) оснований производства нового знания и пытается освоить герменевтический метод.

Поскольку герменевтический метод становится предметом все более серьезного обсуждения психологов, есть смысл кратко об­рисовать его возможности и ограничения применительно к зада­чам психологического профориентационного исследования (экс­перимента). Как отмечает В.П.Дружинин, «результат примене­ния герменевтического метода уже есть факт и, следовательно, "понимающий психолог" ведет себя по отношению к человеку-клиенту в соответствии с тем, как он понял психику клиента методом вчувствования, эмпатии и т. п.», но «само действие пси­холога и ответное действие клиента — это реальности из области применения экспериментального метода» [1, с. 119]. Кроме того, результаты применения герменевтического метода, скорее всего, зависят от «типа личности исследователя»; «область применения герменевтического метода — уникальные, целостные, обладаю­щие "разумной" составляющей объекты»; «герменевтический ме­тод не удовлетворяет требованиям инвариантности знания по от­ношению к субъекту исследовательской деятельности»; модифи­кациями психологического герменевтического метода являются биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятель­ности, психоаналитический метод [1, с. 120—122].

Проблема метода психологии труда связана и с проблемой неиз­бежной манипуляции сознанием клиента в отдельных случаях. Мож­но обозначить примерно следующие варианты такой неизбежной манипуляции: 1) клиент находится в состоянии аффекта и не способен самостоятельно, а значит, и ответственно принять важ­ные жизненные решения, касающиеся его работы или карьеры; 2) клиент является социально незрелым существом и др. Отсюда проблема метода сводится не к вопросу о том, что следовало бы вообще отказаться от манипуляции, а к тому, чтобы свести эту манипуляцию к разумному минимуму. И, вероятно, главным кри­терием допустимости (или недопустимости) даже частичной ма­нипуляции является сохранение личностного достоинства тех людей, с которыми работает психолог труда, а также сохранение достоинства самого психолога...

В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении. Само выделение уровней важно для того, чтобы лучше понять следую­щие вопросы, возникающие перед психологом труда: 1) чем вы

как психолог можете помочь данному человеку-работнику; 2) что вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь); 3) готовы ли вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи; 4) готов ли'ваш клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему). Сами уров­ни выглядят следующим образом:

  1. Адаптационно-производственный (адаптационно-технологичес­
    кий) уровень. Главная цель — помочь человеку «вписаться» в дан­
    ную производственную структуру для повышения ее эффектив­
    ности. При этом часто интересы самого человека находятся на
    втором плане (хотя учитываются его способности и другие психо­
    логические характеристики).

  2. Социально-адаптационный уровень. Цель — помочь человеку
    построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного
    «успеха») с помощью удачного выбора профессии или места ра­
    боты. Интересы человека учитываются в большей степени, хотя
    пути к «успеху» могут быть и сомнительными в этическом плане.
    При этом часто остается проблема смысла стараний на пути к
    успеху (извечный вопрос профессионального самоопределения:
    «ради чего?» — это вопрос о смысле затраченных усилий или ра­
    страченных талантов).

  3. Ценностно-смысловой уровень. Цель — помочь человеку обре­
    сти смысл в профессиональном и личностном самоопределении
    (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается
    в контексте жизненного и личностного самоопределения). По сути,
    именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие
    устремления человека, поэтому именно данный уровень с пол­
    ным правом можно считать личностно ориентированным.

Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно порождает практические трудности при реализации сложных уровней помощи (прежде всего ценностно-смыслового уровня), в частности: 1) не каждый чело­век (клиент) готов рассматривать свои проблемы на сложном (цен­ностно-нравственном, смысловом) уровне; 2) не каждый психо-лог-профконсультант готов (и стремится) выходить на сложные (прежде всего нравственные) проблемы профессионального са­моопределения; 3) наконец, начальство, заказчики психолога тру­да (от которых во многом зависит его карьерное и финансовое благополучие) скорее всего будут поощрять психолога на реали­зацию первого уровня, и наоборот, не очень-то приветствовать рассмотрение проблем труда, связанных со смыслом и ценностя­ми, выходящими за рамки конкретной профессиональной дея­тельности в конкретной организации. В итоге выделение данных Уровней позволяет самому психологу труда использовать их в про­фессиональной рефлексии, а значит, превращает его в подлин­ного субъекта своей профессиональной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)

    Учебное пособие
    Е. А. Климов, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО; 6. А. Бодров, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, главный научный сотрудник Института психологии РАН.
  2. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Психология труда». Оглавление

    Конспект
    Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Психология труда ( указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью учебной дисциплины «Психология труда» является формирование у студентов научных представлений о наиболее существенных аспектах активности человека как субъекта труда и методологической культуры, обеспечивающей решение актуальных
  4. Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 15 «Психология труда» для специальности 030602. 65 «Психология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология»
  5. Программа по дисциплине «Психология труда»

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Психология труда» направлена на интеграцию современных психологических знаний о труде как социально ценной продуктивной деятельности человека, об особенностях учета фактора человеческой психики в различных

Другие похожие документы..