Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перелік приміщень (об’єктів, підрозділів, відділень, цехів тощо) та відокремлених підрозділів, де будуть розміщені засвідчені копії Свідоцтва / Спеці...полностью>>
'Урок'
В работе представлена схема анализа урока с применением информационно-коммуникационных технологий и даны методические рекомендации по ее использовани...полностью>>
'Сказка'
Робеспьер, Дантон и Марат. Вожди ссорятся: Робеспьер считает, что главная опасность исходит от Вандеи, Дантон утверждает, что нет ничего страшнее внеш...полностью>>
'Творческая работа'
В начале XIX века рождается новый лиро-эпический жанр, который оказал огромные воздействия на литературу и на формирование лироэпики, как самостоятел...полностью>>

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» на тему «Дефицит платежного баланса»

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Дефицит платежного баланса»

Выполнил
Студент 1 kypca
Кадыров А.А.

Проверил
Преподаватель
Лисовская Л. М.

ПРАГА
2002

Содержание

  1. Введение

  2. Сущность государственного бюджета

    1. Функции и роль бюджетной системы

  3. Бюджетное устройство РФ

    1. Бюджетная система РФ

    2. Доходная и расходная статьи государственного бюджета

      1. Расходы бюджета

      2. Доходы бюджета

  4. Дефицит государственного бюджета

    1. Источники финансирования дефицита бюджета

    2. Причины возникновения бюджетного дефицита

  5. Меры по снижению и ликвидации бюджетного дефицита

  6. Последствия государственного долга и бюджетного дефицита

  7. Расчет бюджетного дефицита

  8. Заключение

  9. Список литературы


Введение

Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

Так же в своей курсовой работе я хотел бы рассмотреть одну из главных проблем экономики – дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения макроэкономики.


1. Сущность государственного бюджета

В самом общем виде государственным бюджетом является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

1.1. Функции и роль бюджетной системы

Как неоднократно показывалось выше, бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

  • экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов, субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были государственные капитальные вложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности).

  • важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);

  • социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим) почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле;

  • политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов;

  • НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов);

  • финансирование государственных органов власти.

Необходимо заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует – каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации. Однако в любом случае конкретное решение ни оказывает влияния на роль бюджетной системы в стране.


2. Бюджетное устройство Российской Федерации

2.1. Бюджетная система РФ

Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: федеральный бюджет (государственный бюджет); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.

Государственная бюджетная система Российской Федерации включает:

  1. Федеральный бюджет;

  2. 21 бюджет субъектов федерации (в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89);

  3. Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является федеральный бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие консолидированный бюджет РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Таблица 1

Структура Государственного бюджета

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расходная часть

Доходная часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная часть



2.2. Доходная и расходная статьи государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.

Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.

Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.

Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

2.2.1. Расходы бюджета

Можно сказать, что расходы бюджета - это определенные экономические отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием централизованных денежных фондов государства.

Расходы тесно связаны с функциями государства. Исходя из них и формируются расходы бюджета:

  • экономического назначения (на финансирование народного хозяйства);

  • расходы на социально - культурные мероприятия, финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг в здравоохранении, образовании; расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения;

  • расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;

  • военные расходы;

  • в условиях госкредита появляются расходы на обслуживание государственного долга.

Схема 1

Направленность расходов федерального бюджета.



Экономическая классификация состоит из следующих категорий расходов:

  • текущие расходы;

  • капитальные расходы;

  • предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

В категорию "Текущие расходы" включаются:

  • закупки товаров и оплата услуг;

  • выплаты процентов;

  • субсидии и текущие трансферты населению;

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В категорию "Капитальные расходы" включаются:

  • капитальные вложения в основные фонды;

  • создание государственных запасов и резервов;

  • приобретение земли и нематериальных активов;

В категорию "Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашений" включается:

- предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

2.2.2. Доходы бюджета

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

  • налоговые доходы;

  • неналоговые доходы;

  • безвозмездные перечисления;

  • доходы целевых бюджетных фондов.

В группу "Налоговые доходы" включаются:

  • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

  • налоги на совокупный доход;

  • налоги на имущество;

  • платежи за пользование природными ресурсами;

  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

  • прочие налоги, пошлины и сборы.

В группу "Неналоговые доходы" включаются:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  • административные платежи и сборы;

  • штрафные санкции, возмещение ущерба;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • прочие неналоговые доходы.

В группу "Безвозмездные перечисления" включаются:

  • от нерезидентов;

  • от бюджетов других уровней;

  • от государственных внебюджетных фондов;

  • от государственных организаций;

  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" включаются:

  • дорожные фонды;

  • экологические фонды;

  • Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

  • Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

  • Государственный фонд борьбы с преступностью;

  • Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы;

  • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

  • Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Примерная структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в Государственном бюджете стран с рыночной экономикой.

%

РАСХОДЫ

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.

40-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

10-20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и др.

5-10

Платежи по государственному долгу

7-8

ДОХОДЫ

Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)

75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли

5-8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10-12



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» «Банковская система России: современное состояние и перспективы развития» Работу

    Курсовая
    Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи
  2. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине "Макроэкономика" для студентов специальности 070440, 540430, 522630 «Государственное и местное управление»

    Методические указания
    В методическом указании приводятся рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика», показаны цели написания работы, приведены варианты тем.
  3. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Инфляция, причины, последствия. Пути выхода из кризиса»

    Курсовая
    Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
  4. Курсовая работа по дисциплине Финансы и Кредит на тему: «Формы международных банковских инвестиций»

    Курсовая
    организации, компании, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, биржи, отдельные граждане, осуществляющие сделки на международном рынке инвестиций.
  5. Темы курсовых работ по дисциплине «Экономика» и«Экономическая теория» для студентов всех специальностей Аграрная реформа в России: цели и основные направления, методы проведения и социально-экономические последствия

    Документ
    Бумажные и «электронные» деньги. Бюджетный дефицит и государственный долг РФ. Валютные отношения и валютные системы. Валютный курс и факторы, влияющие на него.

Другие похожие документы..