Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЭРФУРТ Завтрак. Выселение из отеля. Нас ждет средневековый городок с декоративными домиками, задумчивыми мостиками через тихую речку Геру, и узкими у...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2011 г. в час. на заседании диссертационного совета Д.209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, Большо...полностью>>
'Публичный отчет'
Самообследование направления подготовки магистров по направлению 130100.68 Геология и разведка полезных ископаемых проводилось в соответствии с распо...полностью>>
'Практикум'
Плата за землю. Екологічний податок. Збір за спеціальне водокористування. (0 7 ) 1794 Костянтинівська ОДПІ 0.01.1 ОДПІ Юридичні особи Тематичний семі...полностью>>

Пгиик компьютерная музыка в российской образовательной практике

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

И.Р. Айдарова

преподаватель, ПГИИК

Компьютерная музыка в российской образовательной практике

Сегодня мы можем наблюдать настоящий бум среди молодежи, пытающейся создавать музыку с помощью компьютера. И если еще несколько десятилетий назад это были только люди, профессионально владеющие компьютером, то есть программисты, то сейчас компьютер доступен любому ребенку и преград в его освоении у него нет. Практически все свободное время сегодняшний подросток проводит, играя в компьютерные игры, общаясь в Internet`e. Одной из самых популярных тем для общения в чате является тема, объединяющая всех людей независимо от вкуса, возраста, образования, места проживания и других факторов, - тема сочинения музыки с помощью компьютера. И если долгое время считалось, что компьютерного музыкального творчества в России официально не существует, то сегодня различные местные газеты с гордостью сообщают, как у них открылся класс или студия, или клуб компьютерной музыки. Так, например, среди прочих, в 2003 году в школе искусств Уптара г. Магадана открылся класс компьютерной музыки, в который, по словам директора школы Л. Стебловской, «от желающих заниматься не было отбоя». Самарский преподаватель И.А. Козырев, разработавший экспериментальный курс "Компьютерная музыка", подчеркивает актуальность данного курса в среде подростков: «Музыка сопровождает подростка повсюду, и как бывают горды ребята, освоившие современные инструменты звучащего мира! Для кого-то это становится профессиональной подготовкой, другим технологии открывают большой простор для творчества, а кому-то они нужны для самоутверждения в среде сверстников».

Вследствие доступности компьютеров и музыкального программного обеспечения, а также большого желания подростков реализовать себя в музыкальном творчестве, появилось огромное количество виртуальных музыкальных проектов. Кроме этого, у их авторов появилась проблема поиска слушательской аудитории, а также потребность в критической оценке их творчества, поэтому в крупных городах России и СНГ стали организовываться конкурсы компьютерного искусства как «нового посредника для передачи внутреннего мира молодежи». Основной задачей конкурсов, подобных «Электрозащите» (Первый официальный всебелорусский конкурс компьютерной музыки), «Interface» (тюменский фестиваль компьютерной музыки и графики) и многих других, является выявление ярких творческих личностей и коллективов, возраст участников которых находится в возрастной группе от 12 до 25 лет. Уровень работ на этих конкурсах показывает, что многие юные участники нуждаются в опытных наставниках, а также в некоей творческой лаборатории, в которой можно общаться со сверстниками не только виртуально.

Таким образом, время само решило, нужна ли компьютерная музыка школе, ведь сегодня компьютерное музыкальное творчество – это реальная потребность подростков в самовыражении, а увлечение творчеством на домашних компьютерах сегодня можно сравнить с популярностью фортепианной музыки в салонах XIX века.

Предмет компьютерная музыка некоторое время ждал возможности появления в общеобразовательной школе, чтобы затем идеально вписаться в ее структуру. Композитор И.М. Красильников пишет по этому поводу, что компьютерный класс, имеющийся сегодня в любой школе, практически избегая затрат, можно превратить в специализированную студию компьютерной музыки. «Соседство» предметов информатика и компьютерная музыка неслучайно. Тема «Компьютер и музыка» учебного курса информатики стала своего рода предвестницей компьютерной музыки, а затем и музыкальной информатики. Так, в 2004 г. появилась рекомендованная Министерством образования РФ учебная программа элективного курса образовательной области «Информатика» - «Музыкальный компьютер» (Новый инструмент музыканта). Особой популярностью в настоящее время пользуются также интегрированные уроки музыки и информатики (подобные уроки практикуются, например, в Белгородской области). Декан вечернего отделения Оренбургского педагогического университета А.Е. Шухман, подытоживая результат работы с преподавателями общеобразовательных школ, разработал систему подготовки учителя информатики к организации исследовательской и творческой деятельности учащихся, где указал на компьютерную музыку как на необходимый компонент в ряду направлений для творчества учащихся на уроках информатики.

С другой стороны компьютер как музыкальный инструмент сегодня стоит в ряду других, ставших уже традиционными, музыкальных инструментов, исполнительскому искусству на которых обучают в музыкальной школе. Такое образовательное направление также существует, и в 2000 году появились образовательные программы «Электронные музыкальные инструменты» (2000) для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, которые в частности предполагают обучению музицированию на компьютере как на специальном и инструменте, так и дополнительном (предмет по выбору).

Немаловажным является также и тот факт, что сегодня в России существует высшее образование по специальности «Электронная и компьютерная музыка» (Уральская консерватория, РАМ им. Гнесиных), то есть компьютерная музыка выходит за рамки элективного курса или предмета по выбору в самостоятельную дисциплину, подобную другим консерваторским специальностям.

Компьютерная музыка очень «мобильный» предмет: его содержание может быть очень разным, в зависимости от требований того или иного образовательного учреждения или даже города. Ведь музыкальный компьютер может быть не только самодостаточным музыкальным инструментом, но и выполнять чисто технические вопросы, связанные, например, с подготовкой качественного нотного текста. Так, преподаватель ДМШ №41 г. Москвы А. Апухтин отмечает, что в классах композиции и всех исполнительских специальностей существует проблема подготовки нотного текста, которую легко преодолеть, используя компьютерные программы нотные редакторы.

С другой стороны, при изучении компьютерной музыки необходимо осваивать и звукорежиссерскую деятельность, и навыки музыкальной композиции. Все полученные знания учащиеся могут сразу применять в профессиональной деятельности, что с успехом демонстрируют учащиеся гимназии №2 г. Самары, изучающие компьютерную музыку и преподавателя И.А. Козырева. Восьмиклассники этой школы создают аранжировки для Студенческой весны, являются звукорежиссерами всех школьных спектаклей.

Использование в образовательном процессе различных музыкальных компьютерных программ обусловлено развитием разного рода способностей учащихся. Так, например, на отделении электронно-комопьютерной музыки Норильского колледжа особое внимание уделяют развитию тембрового слуха учащихся. Помочь этому на первых этапах обучения могут компьютерные программы-автоаранжировщики.

Компьютерная музыка также играет большую роль в системе музыкально-эстетического воспитания школьников. Так, Г.В. Шостак подчеркивает важность повышения музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения, придания музыкальной ориентации школьников целенаправленного педагогического управления. Это является необходимым в условиях общедоступности низкопробных коммерческих музыкальных проектов, навязываемых средствами массовой информации.

Таким образом, мы видим, что инициатива современных школьников, желающих освоить «музыкальный компьютер», поддержана педагогами. Кроме того, во всех крупных центрах Росси проходят конкурсы, фестивали, концерты, посвященные компьютерному творчеству и в частности, компьютерной музыке. В 2004 году появился специализированный журнал «Музыка и электроника», посвященный, в первую очередь, решению проблем, связанных с освоением музыкальных электронных инструментов, а также пропагандирующий детское музыкально-электронное творчество. Очень важно, что на страницах этого журнала высказывают свое мнение, публикуют свои очерки сами выпускники и учащиеся музыкальных школ. В одном из первых номеров журнала, его директор Е. Орлова пишет: «Невероятно, но, кажется, сейчас именно дети в музыке выбирают будущее. И они выбирают тем, чем могут – своей увлеченностью, которая не может быть неискренней. А увлечены они (что стало ясно в последние несколько лет) ни чем иным, как музыкальной электроникой».

И.М. Красильников. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе, с.5

А. Апухтин. Компьютер в ДМШ и ДШИ/ Музыка и электроника, №1 2004 г., с.10

Сочинение в классе электронно-компьютерной музыки/ Музыка и электроника,№1, 2004, с.8

Дети в новом музыкальном пространстве/ Музыка и электроника, №2, 2004, с.10.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

    Публичный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный институт искусства и культуры» (далее – Институт) образован в 1975 году приказом Министерства культуры РСФСР от 01.
  2. Программа развития пермского государственного института искусства и культуры (на период до 2015 года)

    Программа
    Стратегия ПГИИК на период до 2015 года заключается в обеспечении устойчивого развития на основе взаимодействия и взаимодополнения традиций и инноваций, опытных и молодых кадров, внешнего и внутреннего инвестирования, ресурсосбережения
  3. Гкбук «Пермская государственная ордена «Знак Почета» краевая универсальная библиотека им. А. М

    Обзор
    А. М. Горького; ПКДБ им. Л. И. Кузьмина. – Пермь, 01 . – 148 с. Составитель, редактор, ответственный за выпуск Л. С. Ведерникова Компьютерный набор Т.
  4. Учебно-методический комплекс специальности 080801 Прикладная информатика в социально-культурной сфере Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс Информационное обслуживание в области культуры и искусства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
  5. Информационный бюллетень Iквартал 2007 года Пермь 2007 Впомощь библиотекарю : информ бюллетень I кв. 2007г

    Информационный бюллетень
    Ежеквартальный бюллетень “В помощь библиотекарю” издается краевой библиотекой им. А.М. Горького, краевой специальной библиотекой для слепых и краевой детской библиотекой им.

Другие похожие документы..