Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Для организации подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов Академии ВЭГУ, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торгово...полностью>>
'Программа'
В день выезда: туристы освобождают номер до 12-00 дня и сдают вещи в камеру хранения на вокзале или в гостинице самостоятельно. За доплату можно продл...полностью>>
'Документ'
Катерина - луч света в темном царстве. "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее .Это "что-то" и есть по-нашему , фон пь...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>

Енки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОНИТОРИНГ

учебного и воспитательного процесса в экспериментальных школах и ДОУ по модели поликультурного образования

Общие положения

Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям.

Основная цель данного мониторинга заключается в выявлении способности полилингвальной модели поликультурного образования формировать в обучаемых российскую гражданскую идентичность.

Он призван исследовать процесс формирования поликультурности учащихся через выявление общей динамики образовательного и культурно-цивилизационного роста, с учетом конкретных концептуальных особенностей и возможностей функционирования национального языка, других учебных предметов, а также должной социальной, культурной и психологической составляющих.

Мониторинг исходит из того, что в ходе реализации модели, как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и в досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия развития идентичной российской гражданственности, современной, конструктивной личности, с учетом ее запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и совместной деятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

Мониторинг исходит из Программы поликультурного образования, которая нацелена на формирование у обучаемых базовых компетентностей, включающих не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, что соотносится с установкой Программы на реализацию на трех уровнях:

  1. Когнитивном (осознание и понимание).

  2. Аффективном (переживание эмоционального отношения).

  3. Мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации).

Мониторинг ориентирован также на формирование таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности по формированию российской гражданской идентичности.

Это подразумевает динамику результатов обучения (знаний и умений), воспитания, системы ценностных ориентаций, привычек и т.д. и включает собственно личностные (мотивационно-волевые и другие) качества. В связи с этим основной блок мониторинга касается учебно-воспитательного процесса и осуществляется в единстве четырех блоков:

  • знаниевого, в котором выявляется уровень усвоения учебных предметов, реализующих экспериментальное содержание, культурологического и нравственно-эстетического порядка;

  • отношенческого (эмоционального), в котором выявляется динамика формирования отношения к классическому наследию народа, страны, к их историческому прошлому, к их природе и т.д., к самому себе как представителю народа и страны, к окружающим и т.д.;

  • деятельностного, в котором выявляется эффективность совместной деятельности участников эксперимента: сформированность установки учащихся и учителей на совместную работу; совместное планирование, организация хода и подведение итогов по этапам деятельно­сти, педагогически целесообразное распреде­ление ролей и функций между учащимися и педагогами; создание ситуации свободного выбора деть­ми видов и способов деятельности, ролей, реализации себя, проявления заботы о других, внесения реального вклада в общее дело и др.;

  • воспитательного, в котором выявляется уровень адекватности организации воспитания и самовоспитания обучающихся целям и задачам экспериментальной деятельности, развития у них навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции главным образом по проблематике поликультурного воспитания.

Эта часть мониторинга представляет его первый и основной блок.

В систему мониторинга включены также два дополнительных блока: второй – по исследованию условий для развития личности воспитанника и формирования в нем российской гражданской идентичности: в том числе удовлетворенности самих учащихся, педагогов и родителей; третий – по влиянию предполагаемой педагогической модели на развитие профессионализма ее исполнителей – учителей и воспитателей ДОУ.

Основными понятиями в рамках мониторинговой диагностики являются: «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «гражданская идентичность», «российская гражданская идентичность».

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, построенный на учете культурных и воспитательных интересов представителей разных национальных и этнических меньшинств и предусматривающий: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы учебно-воспитательного процесса и направлен на формирование высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях, адекватных гражданской идентичности.

Под «гражданской идентичностью» понимается – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанный на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующейся в качестве коллективного субъекта.

Под «российской гражданской идентичностью» понимается – осознание принадлежности к сообществу граждан российского государства , имеющее для индивида значимый смысл, основанный на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующейся в качестве коллективного субъекта.

Мониторинг охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную, внеурочную и воспитательную деятельность школы (ДОУ). Система мониторинга открытая, динамичная и призвана содействовать адаптации воспитанников ДОУ, школьников и учителей к деятельности в условиях ПМПО.

Содержание мониторинга строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Таким образом, предметом данного мониторинга является учебный и воспитательный процесс в 1 классах и в младших группах ДОУ в части формирования в обучаемых российской гражданской идентичности как показателя эффективности экспериментируемой педагогической системы условий в целом.

Это определяет цели мониторинга:

  • оценка степени адаптации ребенка к особенностям экспериментальной образовательной модели;

  • оценка результативности образовательного процесса, организуемого по экспериментальной модели, по параметрам учебной зоны развития обучающихся;

  • оценка результативности воспитательного процесса, организуемого по экспериментальной модели, по параметрам зоны развития личности обучаемых;

  • оценка влияния модели на развитие профессионализма учителя (воспитателя);

  • определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса в условиях ПМПО, в наибольшей степени влияющих на развитие личности ребенка и формирование в нем российской гражданский идентичности;

  • определение педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося и формирование в нем российской гражданской идентичности.

Основные задачи мониторинга:

  • разработка и внедрение модели педагогической диагностики как формы организации постоянного процесса соотнесения результатов экспериментальной деятельности с поставленными задачами и корректировки управления экспериментом;

  • разработка формализованных показателей развития российской гражданской идентичности обучаемых средствами ПМПО;

  • отбор технологии и методик сбора информации;

  • сбор информации, создание информационного банка данных;

  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

  • выявление основных тенденций хода экспериментальных учебного и воспитательного процессов;

  • всесторонний анализ и обобщение результатов;

  • создание аналитических справочных материалов.

Мониторинг исходит из того, что результативную и рефлексивную продуманность реализации модели можно оценить, применяя следующие критерии: опора на возрастной подход; сформированность базовых компетентностей; концептуальность воспитательной работы; наличие целостного воспитательного пространства; кадровое обеспечение процесса воспитания; взаимосотрудничество педагогов, обучающихся, родителей в воспитании развивающейся личности; использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность; вариативность применяемых технологий и др.

Это определяет принципы (требования) организации мониторинга.

  1. Нацеленность на развитие личности ребенка с учетом возрастных особенностей:

    1. диагностика результатов развития личности учащегося в части формирования в нем российской гражданской идентичности является главным содержанием деятельности по определению эффективности экспериментального учебно-воспитательного процесса;

    2. личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.

  2. Учет рисков, возможно сопровождающих апробацию модели.

  3. Использование системного подхода при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности экспериментальной деятельности.

  4. Достаточность диагностического инструментария для подготовки и проведения мониторинга, обработки получаемых результатов.

  5. Предпочтение количественным методам оценки.

  6. Адекватность как изучение данных с учетом изменяющихся внешних условий, соответствие этим условиям.

  7. Прогностичность как получение данных, позволяющих прогнозировать будущие и возможные изменения в путях достижения поставленных целей.

  8. Сравнимость контрольных и экспериментальных систем.

  9. Органичность мониторинга и учебно-воспитательного процесса.

  10. Включенность педагогов (воспитателей, учителей-предметников, при необходимости – организаторов детского коллектива, социальных педагогов, психологов), а также детей и родителей в диагностический процесс.

Исследование хода реализации модели строится также с учетом:

  • особенностей воспитания обучаемых в семье, семей­ной субкультуры;

  • специфики коллектива учащихся;

  • имеющихся проблем в отношениях между детьми и их причин;

  • культурных особенностей окружающей сре­ды, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся.

Целевые ориентиры мониторинга направлены на содействие развитию личности ребенка, началу формирования в ней российской гражданской идентичности и представляются следующими показателями потенциалов личности обучаемых, позволяющими оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности в экспериментальной педагогической системе:

  • познавательный потенциал;

  • нравственный потенциал;

  • эстетический потенциал;

  • творческий потенциал;

  • физический потенциал;

  • коммуникативный потенциал.

В связи с этим мониторинг экспериментальной деятельности ориентирован на такие адаптированные к условиям начальной школы ключевые компетентности, как:

    • социальная компетентность: способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;

    • коммуникативная компетентность: владение в необходимом объеме устной и письменной коммуникацией;

    • информационная компетентность: владение установленными объемами информационных технологий;

    • образовательная компетентность: формирование сознания необходимости учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения.

Содержание мониторинга для системы дошкольного воспитания определяется возрастными особенностями детей и направленностью на развитие общих представлений о мире, о себе, людях, доброте и т.д.

Компонентами мониторингового исследования определены:

  • формирование у обучаемых представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознания важности культурного многообразия для самореализации;

  • формирование в обучаемых понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;

  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;

  • развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе уважения и взаимопонимания;

  • формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;

  • осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;

  • развитие умений вести открытый межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания;

  • осуждение терроризма и любых форм экстремизма;

  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • изучение национальных традиций и обычаев;

  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

  • воспитание любви к родному слову; обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения языков полилингвальной образовательной модели;

  • раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, живописи, архитектуры и др.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • влияют ли экспериментальные технологии обучения на формирование российской гражданской идентичности обучаемых?

  • наблюдается ли положительная динамика в развитии гражданской идентичности обучаемых?

  • наблюдается ли положительная динамика развития уровня профессионализма учителя (воспитателя)?

  • создаются ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы (ДОУ)?

  • достигается ли цель экспериментального обучения и воспитания?

Показаниями для эффективности проведения эксперимента служат:

  • научная обоснованность и апробируемость экспериментальных методов и технологий;

  • заинтересованность социума в наличии Программы поликультурного и полилингвального обучения и воспитания;

  • комплексный характер экспериментальной деятельности, в том числе ее индивидуальная, средовая, культурная, социально-экономическая составляющие;

  • возможность учета максимально большего числа факторов, оказывающих влияние на результаты поликультурного и полилингвального обучения и воспитания;

  • возможность учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • вовлечение учащихся в планирование деятельности и в анализ результатов проделанной работы;

  • возможность формирования в процессе реализации эксперимента общего положительного отношения учащихся к образовательному учреждению, положительного климата внутри педагогического коллектива, в отношениях учителей и учащихся;

  • обоснованность условий последовательности и преемственности в реализации эксперимента;

  • возможность осуществления периодической оценки эффективности образовательной модели;

  • мотивированность участия родителей в работе по поликультурному воспитанию;

  • обеспечение повышения квалификации педагогического коллектива по поликультурному воспитанию как ведущей идеи ГОСТ НОО;

  • взаимодействие со средствами массовой информации в освещении хода эксперимента;

  • эффективное взаимодействие с разработчиками модели;

  • готовность педагога и педагогического коллектива ОУ к участию в эксперименте.

Под готовностью педагога к реализации поликультурной образовательной модели понимается наличие у него четко сформулированной позитивной Я-концепции, он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального и поликультурного развития, фундаментальной общей и профессиональной культурой, развитыми навыками педагогического общения; наличием установок на сотрудничество с детьми; осознанием уровня ответственности за оказание помощи и поддержки каждому ребенку, то есть всего того, что составляет его общую педагогичную компетентность.

Важная роль в исследовании готовности педагога к реализации идей поликультурного образования отводится именно изучению его ценностных установок и ориентиров.

Разработанный диагностический инструментарий направлен на оценку данных базовых компетентностей педагогов, а также уровня их готовности реализовывать концепцию поликультурного образования.

Диагностический инструментарий предусматривает, при необходимости, и анализ готовности педагогического коллектива, администрации и специалистов ОУ взять на себя ответственность за результаты эксперимента.

За возможные риски по сопровождению эксперимента принимаются:

  1. Со стороны личности педагога:

  • неготовность педагога к осуществлению педагогической деятельности в условиях модели, отсутствие у него профессиональной компетентности в решении поставленных экспериментальных задач;

  • расхождения между требованиями к педагогу со стороны организаторов эксперимента, администрации образовательного учреждения и личными возможностями их выполнять;

  • степень несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов учителя с общими целями, установками, ожиданиями и запросами педагогического коллектива по сущности экспериментальной деятельности;

  • неудачи в выборе педагогом приемов, техники и других видов педагогического воздействия;

  • отсутствие иных условий для реализации эксперимента.

  1. Со стороны обучаемых (относительные противопоказания):

  • сниженная мотивация ребенка к обучению;

  • сниженная способность обучающегося к обучению;

  • когнитивные нарушения, мешающие формированию у обучаемых ценностных установок на поликультурное развитие;

  • не сложившиеся творческие отношения педагога и отдельного ребенка.

  1. Со стороны внешних условий, сопровождающих эксперимент:

  • слабая мотивация родителей на участие в экспериментальном учебно-воспитательном процессе;

  • слабая мотивация администрации ОУ и педагогического коллектива на участие ОУ в экспериментальном учебно-воспитательном процессе.

Регламент проведения мониторинга

I этап Нормативно- установочный:

  1. определение сроков проведения мониторинга январь

  2. определение формата проведения мониторинга февраль

  3. постановка целей и задач мониторинга февраль

  4. определение объекта и предмета исследования февраль

  5. определение субъектов мониторинга февраль

  6. структурирование критериев и показателей мониторинга март

  7. выбор инструментариев способов сбора и обработки

информации март

  1. разработка пакетов и прикладных программ май

  2. подготовка участников мониторинга июнь

II этап Диагностический: сентябрь–

  1. поэтапный сбор информации; декабрь

  2. систематизация информации; (по ходу

  3. качественная и количественная обработка результатов; экспери-)

  4. педагогический анализ; мента

  5. выявление проблем;

  6. ранжирование проблем и установление причин

успешности или неуспешности эксперимента

в целом и его отдельных составляющих;

  1. принятие управленческих решений.

III этап Итогово-аналитический: декабрь

  1. подведение итогов;

  2. составление аналитической записки.

Для эффективной организации проведения мониторинга используется следующий алгоритм.

  1. Приказом Министра образования и науки республики на основе конкурсного отбора утверждается состав экспериментальных школ и ДОУ рабочих групп по проведению (сопровождению) административного, педагогического, ученического мониторинга.

  2. Приказом руководителя образовательного учреждения определяются состав рабочей группы, в который включаются:

    • учитель (воспитатель);

    • по необходимости:

    • руководители методического объединения;

    • практический психолог;

    • представитель администрации учебного заведения;

    • представитель органов самоуправления учебного заведения.

  1. На заседании педагогического совета ОУ проводится ознакомление с программой эксперимента, ее обсуждение и планирование работы по I этапу его реализации.

  2. Проводится цикл лекций для учителей по вопросам поликультурного воспитания.

  3. Проводится ознакомление родителей с содержанием эксперимента и с порядком проведения мониторинга.

  4. Тиражируются анкеты, опросники для участников эксперимента.

  5. Организуются и осуществляются мониторинговые исследования в сроки, определенные регламентом мониторинга, проводится входящая, текущая и исходящая диагностика обучаемых.

  6. Проводится обработка и анализ полученных данных.

  7. Обсуждаются итоги мониторинга.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Внутренней и внешней политики

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М.
  4. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  5. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.

Другие похожие документы..