Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Проблеми монополізації господарського життя , конкуренція на товарних ринках привертають сьогодні пильну увагу не тільки спеціалістів, але і широких ...полностью>>
'Документ'
Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья… 1851 Н....полностью>>
'Реферат'
По информации, полученной из специальных энциклопедических словарей и справочников, следует определение конкуренции, которое представляет собой сопер...полностью>>
'Рабочая программа'
Назначение дисциплины — ознакомление с организационными, техническими, алгоритмическими и другими методами и средствами защиты компьютерной информаци...полностью>>

Енки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МОНИТОРИНГ

учебного и воспитательного процесса в экспериментальных школах и ДОУ по модели поликультурного образования

Общие положения

Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям.

Основная цель данного мониторинга заключается в выявлении способности полилингвальной модели поликультурного образования формировать в обучаемых российскую гражданскую идентичность.

Он призван исследовать процесс формирования поликультурности учащихся через выявление общей динамики образовательного и культурно-цивилизационного роста, с учетом конкретных концептуальных особенностей и возможностей функционирования национального языка, других учебных предметов, а также должной социальной, культурной и психологической составляющих.

Мониторинг исходит из того, что в ходе реализации модели, как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и в досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия развития идентичной российской гражданственности, современной, конструктивной личности, с учетом ее запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и совместной деятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

Мониторинг исходит из Программы поликультурного образования, которая нацелена на формирование у обучаемых базовых компетентностей, включающих не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, что соотносится с установкой Программы на реализацию на трех уровнях:

  1. Когнитивном (осознание и понимание).

  2. Аффективном (переживание эмоционального отношения).

  3. Мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации).

Мониторинг ориентирован также на формирование таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности по формированию российской гражданской идентичности.

Это подразумевает динамику результатов обучения (знаний и умений), воспитания, системы ценностных ориентаций, привычек и т.д. и включает собственно личностные (мотивационно-волевые и другие) качества. В связи с этим основной блок мониторинга касается учебно-воспитательного процесса и осуществляется в единстве четырех блоков:

  • знаниевого, в котором выявляется уровень усвоения учебных предметов, реализующих экспериментальное содержание, культурологического и нравственно-эстетического порядка;

  • отношенческого (эмоционального), в котором выявляется динамика формирования отношения к классическому наследию народа, страны, к их историческому прошлому, к их природе и т.д., к самому себе как представителю народа и страны, к окружающим и т.д.;

  • деятельностного, в котором выявляется эффективность совместной деятельности участников эксперимента: сформированность установки учащихся и учителей на совместную работу; совместное планирование, организация хода и подведение итогов по этапам деятельно­сти, педагогически целесообразное распреде­ление ролей и функций между учащимися и педагогами; создание ситуации свободного выбора деть­ми видов и способов деятельности, ролей, реализации себя, проявления заботы о других, внесения реального вклада в общее дело и др.;

  • воспитательного, в котором выявляется уровень адекватности организации воспитания и самовоспитания обучающихся целям и задачам экспериментальной деятельности, развития у них навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции главным образом по проблематике поликультурного воспитания.

Эта часть мониторинга представляет его первый и основной блок.

В систему мониторинга включены также два дополнительных блока: второй – по исследованию условий для развития личности воспитанника и формирования в нем российской гражданской идентичности: в том числе удовлетворенности самих учащихся, педагогов и родителей; третий – по влиянию предполагаемой педагогической модели на развитие профессионализма ее исполнителей – учителей и воспитателей ДОУ.

Основными понятиями в рамках мониторинговой диагностики являются: «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «гражданская идентичность», «российская гражданская идентичность».

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, построенный на учете культурных и воспитательных интересов представителей разных национальных и этнических меньшинств и предусматривающий: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы учебно-воспитательного процесса и направлен на формирование высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях, адекватных гражданской идентичности.

Под «гражданской идентичностью» понимается – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанный на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующейся в качестве коллективного субъекта.

Под «российской гражданской идентичностью» понимается – осознание принадлежности к сообществу граждан российского государства , имеющее для индивида значимый смысл, основанный на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующейся в качестве коллективного субъекта.

Мониторинг охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную, внеурочную и воспитательную деятельность школы (ДОУ). Система мониторинга открытая, динамичная и призвана содействовать адаптации воспитанников ДОУ, школьников и учителей к деятельности в условиях ПМПО.

Содержание мониторинга строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Таким образом, предметом данного мониторинга является учебный и воспитательный процесс в 1 классах и в младших группах ДОУ в части формирования в обучаемых российской гражданской идентичности как показателя эффективности экспериментируемой педагогической системы условий в целом.

Это определяет цели мониторинга:

  • оценка степени адаптации ребенка к особенностям экспериментальной образовательной модели;

  • оценка результативности образовательного процесса, организуемого по экспериментальной модели, по параметрам учебной зоны развития обучающихся;

  • оценка результативности воспитательного процесса, организуемого по экспериментальной модели, по параметрам зоны развития личности обучаемых;

  • оценка влияния модели на развитие профессионализма учителя (воспитателя);

  • определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса в условиях ПМПО, в наибольшей степени влияющих на развитие личности ребенка и формирование в нем российской гражданский идентичности;

  • определение педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося и формирование в нем российской гражданской идентичности.

Основные задачи мониторинга:

  • разработка и внедрение модели педагогической диагностики как формы организации постоянного процесса соотнесения результатов экспериментальной деятельности с поставленными задачами и корректировки управления экспериментом;

  • разработка формализованных показателей развития российской гражданской идентичности обучаемых средствами ПМПО;

  • отбор технологии и методик сбора информации;

  • сбор информации, создание информационного банка данных;

  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

  • выявление основных тенденций хода экспериментальных учебного и воспитательного процессов;

  • всесторонний анализ и обобщение результатов;

  • создание аналитических справочных материалов.

Мониторинг исходит из того, что результативную и рефлексивную продуманность реализации модели можно оценить, применяя следующие критерии: опора на возрастной подход; сформированность базовых компетентностей; концептуальность воспитательной работы; наличие целостного воспитательного пространства; кадровое обеспечение процесса воспитания; взаимосотрудничество педагогов, обучающихся, родителей в воспитании развивающейся личности; использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность; вариативность применяемых технологий и др.

Это определяет принципы (требования) организации мониторинга.

  1. Нацеленность на развитие личности ребенка с учетом возрастных особенностей:

    1. диагностика результатов развития личности учащегося в части формирования в нем российской гражданской идентичности является главным содержанием деятельности по определению эффективности экспериментального учебно-воспитательного процесса;

    2. личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.

  2. Учет рисков, возможно сопровождающих апробацию модели.

  3. Использование системного подхода при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности экспериментальной деятельности.

  4. Достаточность диагностического инструментария для подготовки и проведения мониторинга, обработки получаемых результатов.

  5. Предпочтение количественным методам оценки.

  6. Адекватность как изучение данных с учетом изменяющихся внешних условий, соответствие этим условиям.

  7. Прогностичность как получение данных, позволяющих прогнозировать будущие и возможные изменения в путях достижения поставленных целей.

  8. Сравнимость контрольных и экспериментальных систем.

  9. Органичность мониторинга и учебно-воспитательного процесса.

  10. Включенность педагогов (воспитателей, учителей-предметников, при необходимости – организаторов детского коллектива, социальных педагогов, психологов), а также детей и родителей в диагностический процесс.

Исследование хода реализации модели строится также с учетом:

  • особенностей воспитания обучаемых в семье, семей­ной субкультуры;

  • специфики коллектива учащихся;

  • имеющихся проблем в отношениях между детьми и их причин;

  • культурных особенностей окружающей сре­ды, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся.

Целевые ориентиры мониторинга направлены на содействие развитию личности ребенка, началу формирования в ней российской гражданской идентичности и представляются следующими показателями потенциалов личности обучаемых, позволяющими оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности в экспериментальной педагогической системе:

  • познавательный потенциал;

  • нравственный потенциал;

  • эстетический потенциал;

  • творческий потенциал;

  • физический потенциал;

  • коммуникативный потенциал.

В связи с этим мониторинг экспериментальной деятельности ориентирован на такие адаптированные к условиям начальной школы ключевые компетентности, как:

    • социальная компетентность: способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;

    • коммуникативная компетентность: владение в необходимом объеме устной и письменной коммуникацией;

    • информационная компетентность: владение установленными объемами информационных технологий;

    • образовательная компетентность: формирование сознания необходимости учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения.

Содержание мониторинга для системы дошкольного воспитания определяется возрастными особенностями детей и направленностью на развитие общих представлений о мире, о себе, людях, доброте и т.д.

Компонентами мониторингового исследования определены:

  • формирование у обучаемых представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознания важности культурного многообразия для самореализации;

  • формирование в обучаемых понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;

  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;

  • развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе уважения и взаимопонимания;

  • формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;

  • осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;

  • развитие умений вести открытый межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания;

  • осуждение терроризма и любых форм экстремизма;

  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • изучение национальных традиций и обычаев;

  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

  • воспитание любви к родному слову; обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения языков полилингвальной образовательной модели;

  • раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, живописи, архитектуры и др.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • влияют ли экспериментальные технологии обучения на формирование российской гражданской идентичности обучаемых?

  • наблюдается ли положительная динамика в развитии гражданской идентичности обучаемых?

  • наблюдается ли положительная динамика развития уровня профессионализма учителя (воспитателя)?

  • создаются ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы (ДОУ)?

  • достигается ли цель экспериментального обучения и воспитания?

Показаниями для эффективности проведения эксперимента служат:

  • научная обоснованность и апробируемость экспериментальных методов и технологий;

  • заинтересованность социума в наличии Программы поликультурного и полилингвального обучения и воспитания;

  • комплексный характер экспериментальной деятельности, в том числе ее индивидуальная, средовая, культурная, социально-экономическая составляющие;

  • возможность учета максимально большего числа факторов, оказывающих влияние на результаты поликультурного и полилингвального обучения и воспитания;

  • возможность учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • вовлечение учащихся в планирование деятельности и в анализ результатов проделанной работы;

  • возможность формирования в процессе реализации эксперимента общего положительного отношения учащихся к образовательному учреждению, положительного климата внутри педагогического коллектива, в отношениях учителей и учащихся;

  • обоснованность условий последовательности и преемственности в реализации эксперимента;

  • возможность осуществления периодической оценки эффективности образовательной модели;

  • мотивированность участия родителей в работе по поликультурному воспитанию;

  • обеспечение повышения квалификации педагогического коллектива по поликультурному воспитанию как ведущей идеи ГОСТ НОО;

  • взаимодействие со средствами массовой информации в освещении хода эксперимента;

  • эффективное взаимодействие с разработчиками модели;

  • готовность педагога и педагогического коллектива ОУ к участию в эксперименте.

Под готовностью педагога к реализации поликультурной образовательной модели понимается наличие у него четко сформулированной позитивной Я-концепции, он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального и поликультурного развития, фундаментальной общей и профессиональной культурой, развитыми навыками педагогического общения; наличием установок на сотрудничество с детьми; осознанием уровня ответственности за оказание помощи и поддержки каждому ребенку, то есть всего того, что составляет его общую педагогичную компетентность.

Важная роль в исследовании готовности педагога к реализации идей поликультурного образования отводится именно изучению его ценностных установок и ориентиров.

Разработанный диагностический инструментарий направлен на оценку данных базовых компетентностей педагогов, а также уровня их готовности реализовывать концепцию поликультурного образования.

Диагностический инструментарий предусматривает, при необходимости, и анализ готовности педагогического коллектива, администрации и специалистов ОУ взять на себя ответственность за результаты эксперимента.

За возможные риски по сопровождению эксперимента принимаются:

  1. Со стороны личности педагога:

  • неготовность педагога к осуществлению педагогической деятельности в условиях модели, отсутствие у него профессиональной компетентности в решении поставленных экспериментальных задач;

  • расхождения между требованиями к педагогу со стороны организаторов эксперимента, администрации образовательного учреждения и личными возможностями их выполнять;

  • степень несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов учителя с общими целями, установками, ожиданиями и запросами педагогического коллектива по сущности экспериментальной деятельности;

  • неудачи в выборе педагогом приемов, техники и других видов педагогического воздействия;

  • отсутствие иных условий для реализации эксперимента.

  1. Со стороны обучаемых (относительные противопоказания):

  • сниженная мотивация ребенка к обучению;

  • сниженная способность обучающегося к обучению;

  • когнитивные нарушения, мешающие формированию у обучаемых ценностных установок на поликультурное развитие;

  • не сложившиеся творческие отношения педагога и отдельного ребенка.

  1. Со стороны внешних условий, сопровождающих эксперимент:

  • слабая мотивация родителей на участие в экспериментальном учебно-воспитательном процессе;

  • слабая мотивация администрации ОУ и педагогического коллектива на участие ОУ в экспериментальном учебно-воспитательном процессе.

Регламент проведения мониторинга

I этап Нормативно- установочный:

  1. определение сроков проведения мониторинга январь

  2. определение формата проведения мониторинга февраль

  3. постановка целей и задач мониторинга февраль

  4. определение объекта и предмета исследования февраль

  5. определение субъектов мониторинга февраль

  6. структурирование критериев и показателей мониторинга март

  7. выбор инструментариев способов сбора и обработки

информации март

  1. разработка пакетов и прикладных программ май

  2. подготовка участников мониторинга июнь

II этап Диагностический: сентябрь–

  1. поэтапный сбор информации; декабрь

  2. систематизация информации; (по ходу

  3. качественная и количественная обработка результатов; экспери-)

  4. педагогический анализ; мента

  5. выявление проблем;

  6. ранжирование проблем и установление причин

успешности или неуспешности эксперимента

в целом и его отдельных составляющих;

  1. принятие управленческих решений.

III этап Итогово-аналитический: декабрь

  1. подведение итогов;

  2. составление аналитической записки.

Для эффективной организации проведения мониторинга используется следующий алгоритм.

  1. Приказом Министра образования и науки республики на основе конкурсного отбора утверждается состав экспериментальных школ и ДОУ рабочих групп по проведению (сопровождению) административного, педагогического, ученического мониторинга.

  2. Приказом руководителя образовательного учреждения определяются состав рабочей группы, в который включаются:

    • учитель (воспитатель);

    • по необходимости:

    • руководители методического объединения;

    • практический психолог;

    • представитель администрации учебного заведения;

    • представитель органов самоуправления учебного заведения.

  1. На заседании педагогического совета ОУ проводится ознакомление с программой эксперимента, ее обсуждение и планирование работы по I этапу его реализации.

  2. Проводится цикл лекций для учителей по вопросам поликультурного воспитания.

  3. Проводится ознакомление родителей с содержанием эксперимента и с порядком проведения мониторинга.

  4. Тиражируются анкеты, опросники для участников эксперимента.

  5. Организуются и осуществляются мониторинговые исследования в сроки, определенные регламентом мониторинга, проводится входящая, текущая и исходящая диагностика обучаемых.

  6. Проводится обработка и анализ полученных данных.

  7. Обсуждаются итоги мониторинга.

Формат мониторинга

Формат мониторинга как способа внутренней организации построения его структуры представляется:

  1. Положением о мониторинге как его нормативной базе.

  2. Заданными параметрами развития объекта мониторинга.

  3. Критериями оценивания заданных параметров.

  4. Избранными технологиями проведения мониторингового исследования.

  5. Всем массивом информации, сопровождающей мониторинг, в виде единой обновляемой базы данных с возможностью их просмотра.

  6. Формируемым банком данных по текущим и итоговым показателям мониторинга.

  7. Итоговыми документами.

Система формализованных показателей мониторинга учебного и воспитательного процесса в экспериментальных школах и ДОУ

Аспекты мониторинга

Показатели

I.БЛОК

1. Формирование позна­вательного потенциала рос­сийской гражданской идентичности личности обучаемых

  1. Характеристика познавательной сферы школьников (воспитанников ДОУ):

    1. произвольность психических процессов:

      1. уровень самостоятельности и активности в познавательной и социальной работе

      2. совершение учебных действий по образцу

    2. Креативные способности обучаемых, формированность важнейших учебных действий:

      1. умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель

      2. сформированность внутреннего плана умственных действий

      3. умение выполнять задания взрослого

    3. умственная работоспособность

  1. Развитие мышления:

    1. уровень развития наглядно-образного мышления

    2. начальный уровень развития логического мышления

  1. Особенности мотивационной сферы:

    1. желание учиться, идти в школу

    2. наличие и характер учебной мотивации

  1. Овладения обучающими базовыми гражданскими ценностями

  2. Усвоение начальных правовых знаний как осознанной необходимости

2. Формирование нравст­венного и эстетического потенциалов российской гражданской идентично­сти личности обучаемых

  1. Овладение базовыми культурными ценностями

  2. Уровень нравственно-психологического самочувствия обучаемых

  3. Формирование позитивного правового поведения

    1. способность к ответственному поведению

    2. принятии и соблюдение школьных и классных социальных и этических норм

  1. Особенности системы отношений к миру и к самому себе:

    1. отношения со сверстниками

    2. отношение с учителями

    3. отношение к значимой деятельности

    4. отношение к себе

  1. Особенности поведения и общения:

    1. готовность к коллективным формам деятельности

    2. умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем

  1. Проявление гражданской позиции по отношению к природе, к окружающей среде

3. Формирование физиче­ского потенциала лично­сти обучаемых

  1. Количество учащихся, занимающихся спортом

  2. Состояние здоровья учащихся

  3. Динамика пропусков уроков по болезни

4. Формирование комму­никативного потенциала личности обучаемых

  1. Уровень развития коммуникативных способностей:

    1. понимание смысла текста и простых понятий

    2. использование речи как инструмента мышления

  1. Уровень организаторских склонностей обучаемых

5. Уровень (динамика) обучаемости по учебным предметам в 1 классе, (по областям знаний в ДОУ)

  1. Русский язык

  2. Осетинский язык

  3. Математика

  4. Окружающий мир

  5. ИЗО

  6. Музыка

  7. Технология

  8. Динамика развития уровня возможностей обучаемых применять полученные знания на практике

II.БЛОК

  1. Создание условий для формирования россий­ской гражданской иден­тичности обучаемых

    1. Психологические факторы формиро­вания российской гражданской иден­тичности личности

  1. Образовательный статус родителей

  2. Готовность педагога к экспериментальной деятельности

  3. Уровень креативности педагога (воспитателя)

  4. Организационно-методические возможности ОУ по экспериментальной деятельности

  5. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью

  6. Удовлетворенность родителей обучением своего ребенка по экспериментальной программе

  7. Удовлетворенность педагогов работой по экспериментальной программе

  1. Уровень психологической атмосферы в группе (тревожность)

  2. Степень конфликтности и степень сплоченности группы

  3. Уровень общительности воспитанников

  4. Уровень адаптации обучаемых к учебно-воспитательному процессу

III.БЛОК

  1. Влияние педагогиче­ской модели на раз­витие профессиона­лизма учителя (вос­питателя)

  1. Осуществление самоанализа образовательной деятельности в экспериментальном классе

  2. Уровень саморазвития педагога

  3. Уровень повышения квалификации, организованного по плану эксперимента

Мониторинг экспериментальной профессиональной деятельности педагога, работающего в условиях ПМПО

Параметры

Критерии

Профессиональная подготовка педагога

научно-теоретическая подготовка

методическая подготовка

психолого-педагогическая подготовка

повышение профессионального уровня:

· курсовая подготовка;

· участие в работе семинаров, конференций по модели;

развитие и совершенствование профессиональных умений

проведение уроков с учетом личностно ориентированного подхода в обучении

создание и развитие позитивного микроклимата

развитие творческой инициативы

Направленность личности педагога

осознание интереса к реализации модели

ориентация в деятельности на цели и задачи модели

обеспечение индивидуального подхода к развитию личности каждого ребенка

удовлетворенность результатами эксперимента

самостоятельность мышления (умение в ходе эксперимента) самостоятельно выдвигать новые задачи и находить нужные решения

Возможности личности педагога

решительность (способность своевременно принимать обоснованные и адекватные решения по экспериментальной деятельности и переходить к их выполнению)

прогнозирование своей деятельности и деятельности учащихся в условиях эксперимента

участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса

самомониторинг

Участие в экспериментальном учебно-воспитательном процессе

уровень знаний, умений учащихся

Результативность работы

приобретение учащимися общеучебных умений и навыков

приобретение учащимися специальных умений и навыков

положительная динамика уровня и качества усвоения содержания образования

положительная динамика уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике

Методика проведения мониторинга учебного и воспитательного процесса в экспериментальных школах и ДОУ

При исследовании результатов и эффективности экспериментального учебно-воспитательного процесса используется система методик, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Используются методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в условиях эксперимента.

Сложность предмета изучения требует проведения диагностики по разным аспектам одной и той же проблемы и задействование разных участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей). Степень сходства результатов, суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность получаемых результатов.

Каждая методика является элементом мониторинга и обеспечивает сбор, хранение и передачу информации об исследуемом параметре. Это позволяет соотнести промежуточные результаты с ранее зафиксированными и предвидеть более отдалённый результат образовательного воздействия.

Каждый аспект (блок) мониторинга имеет свои характерные для него показатели и критерии. Учитель (воспитатель) еженедельно на протяжении мониторинга, проводит анализ уровня развития обучаемых, определяет его динамику, прогнозирует его изменение, планирует целенаправленные образовательные воздействия. Одновременно он проводит самоанализ собственной деятельности, что даст возможность выявить затруднения каждого педагога в реализации модели и определить оптимальные пути их преодоления и в то же время позволит определить и силь­ные стороны учителя, наметить пути и конкретные спосо­бы их закрепления и развития.

Методика может оказаться эффективным средством для стимулирования самопознания и саморазвития учащихся, если подключить их к оценке самих себя: это приучает их анализировать свои действия и поступки, тем самым формируя у них адекватную личностную самооценку.

Методика изучения удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов экспериментальной моделью заключается в том, что в начале и конце эксперимента респонденты анонимно выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им утверждениями по сути модели.

Технологии мониторинга учебного и воспитательного процессов в экспериментальных школах и ДОУ

Под технологией педагогического мониторинга понимается последовательность действий и система процедур, исполь­зуемых для экспертизы качества экспериментальной модели и экспериментальной деятельности образовательного учреждения.

Основной технологией мониторинга является технология диагностики результата образовательного процесса, адаптируемая к условиям эксперимента и позволяющая проводить анализ образовательного процесса по всем необходимым параметрам.

Используемые средства:

  • анализ статистической отчетности;

  • анализ школьной документации;

  • социологические исследования;

  • анкетирование,

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • анализ учебных достижений учащихся.

Важную составляющую мониторинга поликультурного образования представляет анализ реализации личностно-ориентированных технологий.

Технология характеристики познавательной сферы обучаемых

Состоит из заданий, определяющих продуктивность, креативность познания.

Введение трех уровней тестовых заданий (минимального, стандартного, креативного мышления) для отслеживания обученности позволяет выявить динамику личных учебных результатов учащегося как в зоне стандартизированных требований для «среднего» ученика, так и за пределами этой зоны с учетом личностных особенностей учащегося.

Итоги срезов заносятся в соответствующие таблицы и обрабатываются. Отслеживание и анализ параметров развития детей позволяет оперативно реагировать на изменения, происходящие в результатах достижений обучающихся.

Исследование таких характеристик, как степень, характер и успешность включенности учащихся в образовательный процесс, позволяет выявить основные проблемы урока и стимулировать учителей-предметников на поиск более эффективных технологий обучения.

Данная технология позволит отследить динамику изменений как по классу в целом, так и по каждому отдельному ребенку, по отдельному предмету, по каждому учителю. Одновременно изучается и успешность усвоения обучаемыми частных учебных предметов.

Мониторинг апробации ПМПО

  1. Методика изучения готовности педагога к выполнению работы

по реализации поликультурной образовательной модели

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы следующих анкет.

Анкета № 1. Инструкция. Внимательно прочтите каждое утверждение. Выберите из предложенных вариантов ответа тот, который наиболее точно характеризует вас.

Текст опросника.

1 Я способен достичь запланированных результатов в оговоренные сроки

А) да Б) нет

2 Порученную мне работу я считаю ответственной

А) да Б) нет

3 Как правило, я довожу до конца начатое дело

А) да Б) нет

4. Я упорно отстаиваю свои взгляды на работе, дома, с друзьями

А) да Б) нет

5 Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач

А) да Б) нет

6 Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки

А) да Б) нет

7 Многие отмечают, что я ответственно отношусь к работе

А) да Б) нет

8. Принимая решение, я думаю о последствиях

А) да Б) нет

9. В профессиональной деятельности у меня было больше успехов, чем неудач

А) да Б) нет

10. Я полагаю, что в случившейся неудаче нужно выяснить причины

А) да Б) нет

11. Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе

А) да Б) нет

12. Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим

А) да Б) нет

13. Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм

А) да Б) нет

14. Выполненное хорошо дело приносит мне удовлетворение

А) да Б) нет

15. Я способен доводить до логического конца свои планы

А) да Б) нет

16. Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно

А) да Б) нет

17. Я считаю, что полностью отдаю себя профессии

А) да Б) нет

18. Если мне предложат ответственную должность, я конечно, соглашусь.

А) да Б) нет

Анкета № 2.

    1. Как Вы считаете, эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ определяется ли необратимостью и темпами формирования общероссийской гражданской идентичности?

А) да Б) нет

    1. Считаете ли Вы что, укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур?

А) да Б) нет

    1. Как Вы считаете, необходимо ли участие системы образования и в частности образовательного учреждения, в котором Вы работаете, в решении вопросов формирования российской гражданской идентичности?

А) да Б) нет

    1. Вызывает у Вас интерес участие Вашего образовательного учреждения в реализации программы по формированию российской идентичности?

А) да Б) нет

    1. Считаете ли, что в педагогической модели по формированию российской идентичности должны быть задействованы все специалисты и педагоги школы

А) да Б) нет

    1. Как Вы представляете поликультурное образовательное пространство? Опишите в нескольких предложениях.

_____________________________________________________________________

    1. Оцените по 10-бальной шкале уровень Вашей заинтересованности в участии в реализации экспериментальной программы по формированию российской гражданской идентичности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Анкета № 3.

1. Оцените уровень Вашего владения целями, задачами и содержанием экспериментальной модели

1 2 3 4 5

2. На Ваш взгляд, помогает ли данная модель формированию у учащихся российской гражданской идентичности?

да

нет

частично

другое мнение

3. На какие задачи Вы делали акцент главным в работе по экспериментальной модели. Поставьте баллы с 1 до 11 по ранжиру без повторения.

привить любовь к родному языку

привить любовь к родной истории

привить любовь к родному краю

сформировать потребность в изучении родного языка

сформировать потребность в изучении традиций и обычаев родного народа

привить интерес к изучению истории, обычаев, традиций двух народов

обеспечить более высокий уровень формирования общей культуры ребенка

Сформировать чувства:

  • дружелюбия

  • коллективизма

  • оказания помощи

  • патриотизма

4. Довольны ли Вы работой в эксперименте?

1 2 3 4 5

не доволен очень доволен

5. Какие преимущества на Ваш взгляд, имеет экспериментальная модель перед другими образовательными программами?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Влияет ли работа в условиях эксперимента на развитие Вашего профессионализма?

А) да Б) нет

Аргументируйте ответ:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________

7. Ваше особое мнение_________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Характеристика личности педагога, реализующего

экспериментальную деятельность в ОУ

Внимание! Лист заполняется представителями администрации ОУ.

-2

-1

0

+1

+2

Характеристики личности педагога

1. Ценит в других инакость, а не сходство

2. Инициативен

3. Коммуникативен

4. Отличается свободой мысли

5. Обладает притягивающими внешними данными

6. Хороший профессионал

7.Улыбчивый-сияющий

8.Обладает высокой самооценкой

9. Отличается чувством юмора

10. Отличается терпением

11.Творчески ориентирован

12.Стремится к инновациям

13.Обладает аналитическими способностями

14.Отличается любовью к детям

15.Другое

  1. Методика изучения удовлетворенности родителей работой

образовательного учреждения

Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы следующих анкет.

Анкета № 1.

Цель: выявление уровня удовлетворенности родителей участием общеобразовательного учреждения в эксперименте.

Ход проведения. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утвер­ждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенное согласие;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

Среди одноклассников нашего ребенка много представителей других национальностей.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные способности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Занятия и мероприятия, проводимые в рамках эксперимента по формированию российской гражданской идентичности, полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Я положительно отношусь к данному направлению деятельности образовательного учреждения.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

Занятия, проводимые с нашим ребенком, формируют в нем нормальные отношения к представителям других национальностей.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для развития процессов общения ребенка.

4 3 2 1 0

Образовательное учреждение проводит работу по подготовке нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Анкета № 2 Уважаемые родители!

Просим высказать Ваше мнение об участии учебного заведения, в котором обучается Ваш ребенок, в эксперименте по полилингвальной модели поликультурного образования. Анкета анонимная. Результаты анкетирования будут использованы в анализе эффективности данной модели

  1. Была ли организована работа по ознакомлению Вас с целями, задачами и содержанием эксперимента?

да нет

  1. Насколько полно Вы были ознакомлены с целями, задачами и содержанием эксперимента?

1 2 3 4 5

  1. Довольны ли Вы тем, что Ваш ребенок стал участником эксперимента?

1 2 3 4 5

не доволен очень доволен

  1. На Ваш взгляд, доволен ли Ваш ребенок учебной деятельностью, которой он стал заниматься в школе?

1 2 3 4 5

не доволен очень доволен

  1. Как Вы оцениваете степень получения информации о достижениях Вашего ребенка? Выберите один из предложенных вариантов.

  • информация о достижениях моего ребенка исчерпывающая

  • информируют только о неудачах моего ребенка

  • получаю информацию только об оценках моего ребенка

  • практически нет информации о достижениях моего ребенка

  • другой вариант

  1. Как Вы оцениваете свое влияние на ход эксперимента?

1 2 3 4 5

не имею влияния значительное влияние

  1. Знает ли Ваш ребенок, что он обучается в особых образовательных условиях?

да нет частично не знаю

  1. Знает ли Ваш ребенок значение таких понятий, как ?

Родина да нет

патриот да нет

гражданин да нет

страна да нет

дружба да нет

мир да нет

согласие да нет

  1. Каких специальных результатов в развитии Вашего ребенка в условиях ПМПО Вы ждете?

привития любви к родному языку

  • привития любви к родной истории

  • привития любви к родному краю

  • формирования потребности в изучении родного языка

  • формирования потребности в изучении традиций и обычаев родного народа

  • привития интереса к изучению истории, обычаев, традиций двух народов

  • более высокого уровня формирования общей культуры ребенка

  • формирования чувства дружелюбия, коллективизма, оказания помощи другим

  1. Какие, по Вашему мнению, возможности поликультурного воспитания остались в эксперименте без внимания?

o ______________________________________

o ______________________________________

o ______________________________________

  1. Если вы хотите что-нибудь дополнить, просим написать ниже. __________________________________________________________________

  1. Мониторинг отношения учащихся к участию в эксперименте

Просьба к родителям! Опросите своего ребенка и запишите его мнение по следующим вопросам

Анкета № 1.

1. Нравится ли тебе учиться в школе?

  • да, очень

  • да

  • когда как

  • не очень

  • не нравится

  • не хочу ходить в школу

2. Какие занятия тебе нравятся больше всего

  • письмо

  • математика

  • осетинский язык

  • чтение

  • музыка

  • рисование

  • окружающий мир

  • физкультура

3. На каких занятиях ты узнаешь больше всего нового?________________________________

_______________________________________________________________________________

( приведите ответы ребенка в том порядке, как он говорил ).

4. На каких занятиях ты больше всего устаешь?______________________________________

_______________________________________________________________________________

(приведите ответы ребенка в той последовательности, в которой он говорил).

5. На каких занятиях у тебя самые большие успехи, все получается?_____________________

_______________________________________________________________________________

(зафиксируйте ответ ребенка).

6. Какой предмет тебе дается труднее всего, как ты думаешь почему?____________________

_______________________________________________________________________________

(приведите ответ ребенка).

7. Знаешь ли ты, что учишься по особой программе?

да нет

8. Знаешь ли ты, что означают слова?

Родина да нет

патриот да нет

гражданин да нет

страна да нет

общество да нет

дружба да нет

мир да нет

согласие да нет

семья да нет

я сам да нет

9. Есть ли у тебя друзья в классе? Назови их.

да нет

______________________________________________________________________________

10. Ваши пожелания и предложения к школе:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Анкета № 2.

Учитель! Отметьте динамику развития познавательных способностей обучаемых

по учебным предметам (областям)

Фамилия, имя учащегося

Предметы ( стрелки )

математика

русский

чтение

родной язык

окружающий мир

музыка

ИЗО

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Внутренней и внешней политики

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М.
  4. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  5. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.

Другие похожие документы..