Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Курс «Теория и история менеджмента» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов в области менеджмента. Дисциплина «Т...полностью>>
'Учебное пособие'
Настоящее учебное пособие по Священному Писанию Нового Завета не является оригинальным сочинением, но представляет собой свод данных, извлеченных из ц...полностью>>
'Программа'
работы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» (...полностью>>
'Документ'
В рамках «круглого стола» Секции 5 планируется обсуждение блока докладов «Проблемы развития микроэлектроники в Украине – состояние и перспективы». Пр...полностью>>

Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Омский государственный педагогический университет

Игорь Петраков

КОММЕНТАРИЙ

К роману Михаила Булгакова

«Мастер и Маргарита»

На правах рукописи

Ознакомительный фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Мы знаем только маленькую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и все, что мы знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей фантазеров и ученых поэтов.

В.И.Вернадский

Раскрывая страницы «Комментария» к одному из самых известных и значительных романов двадцатого века, романов, с достаточной полнотой характеризующих время его создания и актуальные для него сюжеты, читатель, смеем предположить, ожидает рассказа о самых основах романа, природе его увлекательности и ярких характеристик его главных героев. Все это, безусловно, можно обнаружить в данном исследовании. Прежде всего задача исследования была в том, чтобы дать полный, достоверный, подробный, глубокий, но в то же время по возможности доступный комментарий к роману Михаила Булгакова. На мой взгляд, удалось представить в данном исследовании все важные гипотезы отечественного булгаковедения и в лапидарном виде передать их суть. Кроме того, комментарий стал возможностью высказать наши собственные наблюдения

В своем исследовании мы учитываем то, что роман М.Булгакова воплощает представление автора о действительности 20 - 30 годов прошлого века. В свете этого представляется важной мысль о необходимости воссоздания или реконструкции ряда представлений того времени - как общих - философских, политических, общественно-идеологических, так и конкретных - предметных.

Наши современники, к сожалению, чаще всего пытаются включить роман в контекст десакрализации всего советского, представляя Булгакова чуть ли не как борца с режимом. Здесь необходимо сделать пояснение: хотя некоторые моменты произведений Булгакова "были оппозиционны существующему строю", он все же воспринимал власть советов как исторически обусловленную, и не собирался покидать Советскую Россию надолго.

Он жил в Советском союзе, вступал в Союз советских писателей, бывал в Коктебеле, в Крыму, в Ленинграде, то есть не был ограничен в передвижениях внутри страны. Писал письма советскому правительству, искренне надеялся на понимание и даже несколько идеализировал тех, кто стоял в то время у власти.

Нужно сказать, что известен очень неплохой Комментарий к роману Ирины Белобровцевой и Светланы Кульюс, «Путеводитель по роману «Мастер и Маргарита»» Г.Лесскиса и К.Атаровой. В этих исследованиях роман часто трактовался как произведение, ведущие читателя в глубины мистики, оккультизма. «Писатель всегда ответственен за свое слово. В этом смысле рукописи действительно не горят. Вину же Булгакова отяжеляет и то, что он знал и Священную историю, и Писание, так как родился и вырос в семье профессора Киевской Духовной Академии», –пишет, в частности, уже Ирина Репьева.

Но роман Булгакова - литературное произведение, со своими образами, со своим сюжетом, который, к слову сказать, не противоречит Евангельскому, произведение, образы которого заставляют задуматься. В двадцатые и тридцатые годы вместо Отцов Церкви и житий святых печатались Ницше, Вагнер, Дарвин, мистика, - и нужно признать, что роман Булгакова не похож и не является частью ни одной из этих традиций.

Часто критические, исследовательские работы о творчестве М.А.Булгакова, в частности, о романе "Мастер и Маргарита", были откровенно слабы. Они поднимали поврхностный пласт литературного произведения, никак не затрагивая его нерва, так сказать, его глубин. Таково, напр., исследование Мурада Булатова "Нравственно-философская концепция романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Впрочем, и в этих исследованиях мы можем собрать драгоценные крупицы наблюдений.

Н.Звезданов утверждает, что роман "Мастер и Маргарита" вобрал часть культурно-исторической и философской памяти человечества. В нем, по предположению исследователя, соседствует мениппея, средневековая мистерия и модернистский гротеск. "Ершалаимские" главы разворачиваются "на фоне" современности.

По замечанию Ежи Фарино, «Мастер и Маргарита” — роман о становлении романа, а еще точнее: о формах и способах существования сюжета" ( М.Амусин ).

Начинается "Мастер и Маргарита" традиционно: встреча двух литераторов, появление непрошеного гостя столицы. Вторая глава представляет собой уже р а с с к а з Воланда о событиях, которые происходили в Ершалаиме, - далеко во времени и пространстве. Но вторая глава настолько при этом убедительна и сильна, что у читателя формируется ощущение того, что все описанное здесь - настоящее. Рассказ Воланда занимает и как бы очаровывает литераторов. Иван Бездомный не сбрасывает эти чары, и во время погони за "консультантом", в Грибоедове, и даже в психиатрической больнице ведет себя странно. И только постепенно он успокаивается, однако до финала романа он думает об иностранном консультанте, о Мастере и о его возлюбленной.

Герой появляется только в тринадцатой главе. Героиня - во второй части романа.

Роман «Мастер и Маргарита» - это не обычный апокриф, хотя именно как таковой роман трактовали ортодоксальные критики. В романе находили черты "автоского честолюбия" и "возбужденного воображения" ("Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" ), свойственные апокрифическим сочинениям, то, что героем его становится Пилат, как и в некоторых апокрифах.

В критике нередко встречается представление о романе "Мастер и Маргарита" как о романе загадок, - "Булгаковский роман неоднократно даже опытными и высоквалифицированными читателями признавался и запутанным, и развлекательным, - пишет Баррат, - предлагающим столько ключей к пониманию, что неизбежно обречена ( ? - И.П. ) любая интенция распутать его значение" ( цит. по И.Белобровцева, С.Кульюс, 2007, 79 ). Задача нашего исследования, - напротив, доказать, что в романе нет "темных" мест и его можно прочитать в ключе единого и поятного сюжета.

Недомолвки и ошибки свойственны скорее нынешнему булгаковедению, не сумевшему прочитать "Мастера и Маргариту" как собственно роман. Отсюда - интригующие и в то же время наивные названия работ: "Криптография романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова" и "Ключи даны: шифры Михаила Булгакова" ( Галинская, 1986 и 1989 ), "13 загадок Михаила Булгакова" ( Паршин, 1991 ), "О тайнописи в романе "Мастер и Маргарита" ( Ржевский, 1990 ), "Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" ( Кораблев, 1991 ).

В романе находят чудесные появления людей, молниеносные пространственные перемещения персонажей, превращения в животных ( боров ) и в людей ( Бегемот ), воскрешения, чудодейственные мази и напитки, и даже "черную мессу".

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», по словам С.Драчевой, признан одним из самых спорных произведений мировой литературы. Задача данного исследования - сопоставить самые "авторитетные" мнения и гипотезы, дать их трезвую оценку с позиций современного литературоведения. Как отмечает Е.И. Диброва, филологическое прочтение произведения «состоит в том, чтобы его осмысление... открыло пути к наиболее глубинному пути его освоения».

"Огромный вклад в изучение творческой биографии писателя внесли опубликованные дневники М.А. и Е.С. Булгаковых, Это же касается и воспоминаний Т.Н. Кисельгоф (Лаппа), Л.Е. Белозерской-Булгаковой", - пишет Елена Кузьминых в своей диссертации "Пространственно-временная символика раннего М.А. Булгакова в контексте прозы начала 1920-х годов". И эти важные публикации самым подробным образом рассматриваются в настоящем исследовании.

"Булгаков вошел в литературу под знаком верности традиции", - утверждает О.Акатова, называя имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Рассмотрение образов и мотивов романа в свете традиции русской литературы девятнадцатого и начала двадцатого века – еще одна из задач этого исследования.

И еще одна задача – рассмотрение «Мастера и Маргарита» как жанровой уники, то есть уникального романа двадцатого века, оказавшего влияние на формирование жанра современного романа. Благодаря роману М.Булгакова жанр романа принял современную форму, с многоплановой композицией, подчиненной философско-этической концепции романа ( наблюдение И.Бэлзы ). В самом деле, в романе есть "три сюжетных потока" - приключения Воланда в Москве тридцатых годов, Евангельский сюжет, и история любви героев романа. Ни одним из них нельзя пренебречь, все они по –своему важны, хотя похожи больше не на историческое повествование, а на фантазию, сказку. В романе Булгакова "в отличие от исторического повествования полное и постоянное сходство не только не требуется, но и не допускается. Любая связь оказывается лишь частичной и мимолетноскользящей, несет в себе не прямое уподобление и приравнивание, а ассоциацию" ( Б.Гаспаров ).

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

Перед Вами - летопись создания романа "Мастер и Маргарита" в соотнесенности его с биографией писателя, подготовленная на основе биографий Булгакова разных исследователей. Среди прочего взята биография из книги серии "Школа классики». Как представляется, получилась небезынтересная картина, которая характеризует именно время создания романа в жизни писателя.

1928, вторая половина Начало работы над романом.

11 декабря Премьера спектакля "Багровый остров".

1929, 28 февраля Знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей женой.

6 марта Опубликовано постановление Главреперткома о снятии всех пьес Булгакова.

17 марта Последнее представление "Зойкиной квартиры".

май Булгаков рассказывает Е.С.Шиловской замысел первых глав романа.."Вечер на Патриарших прудах в полнолуние. «Представь, сидят, как мы сейчас, на скамейке два литератора...» Он рассказал ей завязку будущей книги, а потом повел в какую-то странную квартиру, тут же, на Патриарших" ( Воспоминания, 1988, 413 )

8 мая Булгаков посылает в альманах "Недра", издаваемый Н.С.Ангарским ( Клюевым ), небольшой отрывок "Мания фурибунда" с подзаголовком "Глава из романа "Копыто инженера"" - за подписью "К.Тугай". В этой главе описывалось появление Иванушки "у Грибоедова", затем - сцена в психиатрической больнице и бегство из нее Иванушки

июль Булгаков пишет письмо Сталину с рассказом о своем трудном положении и просьбой о выезде из страны. 30 июля 1929 года Булгаков обратился с первым официальным заявлением «наверх», - И. В. Сталину, М. И. Калинину, А. И. Свидерскому и А. М. Горькому, в котором "подвел совершенно неутешительные для себя итоги первого десятилетия своего литературного труда, ставшего практически невозможным в Советском союзе после запрета всех его пьес, и попросил разрешения на выезд вместе с женой за границу" ( А.Нинов, 2006 ).

3 сентября Письмо А.С.Енукидзе и Горькому с просьбой о помощи в выезде.

Сентябрь — работа над неоконченной повестью «Тайному другу», обращенной к Е. С. Шиловской. Впоследствии эта повесть послужила основой для «Театрального романа», став как бы его первой редакцией.

2 октября — подает заявление о выходе из Всероссийского Союза писателей.

осень Начало работы над пьесой о Мольере.

14 октября - дирекция МХАТа расторгает договор с Булгаковым на постановку пьесы "Бег" и требует вернуть аванс.

6 декабря Завершение работы над рукописью первой редакции пьесы "Кабала святош". Перепечатка и чтение пьесы "Кабала святош" Булгаковым на своей квартире и на квартире Н. Н. Лямина.

1930 11 января Булгаков читает пьесу "Мольер" в Драмсоюзе

19 января — рассказывает о содержании пьесы «Кабала святош» на совещании литературно-репертуарного комитета МХАТа.

начало февраля — встречи Булгакова с писателями Е. И. Замятиным и Б.А.Пильняком.

11 февраля — чтение Булгаковым пьесы «Кабала святош» (второе название — «Мольер») в Драмсоюзе.

18 марта Получение из Главреперткома известия о запрещении пьесы "Мольер".

28 марта Булгаков пишет письмо правительству. "Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу". Но ни великодушия, ни гуманности у власть предержащих писатель не нашел. «Мы можем сегодня понять и простить резкость тона М. Булгакова— вынужденную резкость человека, доведенного до последней крайности, но мы не можем не видеть в нем стремления служить родине», - писал С.Ляндрес, очевидно, имевший в виду наивные письма Булгакова к советскому правительству. "В конце марта 1930 года, во время диктовки письма правительству , автор .. уничтожил – сжег в печке – черновые рукописи будущего «Мастера и Маргариты» ( М.Чудакова, 2006 ), сжигает часть рукописей романа "Театр" и пьесы "Блаженство".

3 апреля – получает предложение поступить на должность консультанта в Театр рабочей молодежи (ТРАМ).

12 апреля – резолюция Г. Г. Ягоды на письме Булгакова: «Надо дать возможность работать, где он хочет».

  1. 18 апреля Сталин звонит Булгакову. По словам М.Чудаковой, Сталин сказал: "Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами". "Этот биографический мотив ожидания второго, "настоящего" разговора, - пишет М.Чудакова, - претворится в творчестве Булгакова всех последующих лет". Об этой же возможности пишет А.Смелянский. "Если эта ассоциация верна, - замечает Г.Лесскис, - то в современность надо перенести то немногое, что успел сказать Пилату Иешуа о нем: " .. беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей .. твоя жизнь скудна, игемон".

"Разговор по телефону между вождем и писателем, можно сказать, на первых порах окрылил Михаила Булгакова. И тогда у него могло появиться желание вернуться к прежнему роману и написать его именно для И.В. Сталина, зашифровав многие события, пред ставив их в иносказательной, сатирической форме. Булгаков, по-видимому, думал и хотел, чтобы Сталин, прочитав его роман, увидел таинственную двусмысленность и попробовал расшифровать его загадочные сюжеты" ( Е.Астахин, 2008 ).

10 мая Булгаков принят на работу во МХАТ ассистентом режиссера.

14 июля - 3 августа — поездка Булгакова с ТРАМом (Театр рабочей молодежи) в Крым, в Мисхор.

Октябрь - поездка Булгакова в Ленинград, встреча с руководством Красного театра.

28 декабря - Булгаков пишет стихотворный отрывок "Funerailles".

Декабрь — начало января 1931 г. — встреча Булгакова с Е. С. Шиловской в подмосковном доме отдыха, начало работы над пьесой «Адам и Ева».

1931 25 февраля – Булгаков на долгий срок расстается с Е. С. Шиловской.

15 марта - Булгаков увольняется из ТРАМа по собственному желанию.

31 мая Булгаков пишет письмо Сталину с просьбой о заграничном отпуске. В архиве писателя сохранился след одного из подступов к письму — набросок с двумя эпиграфами из Некрасова: «О муза! Наша песня спета...», «И музе возвращу я голос, / И вновь блаженные часы / Ты обретешь, сбирая колос / С своей несжатой полосы». Письмо остается без ответа. После отказа в заграничной поездке писатель пребывал не в самом радужном расположении духа, о чем свидетельствует донесение осведомителя Народного комиссариата внутренних дел: «Меня страшно обидел отказ в прошлом году в визе за границу. Меня определенно травят до сих пор. Я хотел начать снова работу в литературе большой книгой заграничных очерков. Я просто боюсь выступать сейчас с советским романом или повестью. Если это будет вещь не оптимистическая — меня обвинят в том, что я держусь какой-то враждебной позиции. Если это будет вещь бодрая — меня сейчас же обвинят в приспособленчестве и не поверят. Поэтому я хотел начать с заграничной книги — она была бы тем мостом, по которому мне надо шагать в литературу. Меня не пустили. В этом я вижу недоверие ко мне как к мелкому мошеннику" ( цит. по Б.Соколов, 2006 ).

лето Работа над пьесой "Адам и Ева" и "Мольером".

Июль – Булгаков проводит 12 дней на даче Н. А. Венкстерн в Зубцове на берегу Волги. Начинает работать над поправками к пьесе «Кабала святош» и пьесой «Адам и Ева» для Красного театра и Театра имени Вахтангова.

22 августа Завершение работы над пьесой "Адам и Ева". Чтение пьесы в театре им. Вахтангова. Пьеса не принята.

30 сентября - Булгаков направляет А. М. Горькому исправленный по замечаниям Главреперткома экземпляр пьесы " Мольер", названной так, поскольку, как сообщает он в сопроводительном письме, "предложено заменить название "Кабала святош" другим".

3 октября. Разрешение Главреперткомом пьесы "Мольер".

12 октября – подписан договор на постановку «Мольера» с БДТ.

15 октября – подписан договор на постановку «Мольера» с МХАТом.

сентябрь - начало ноября - продолжение работы Булгакова над "Кабалой святош", "Адамом и Евой"

12 ноября – письмо А. М. Горького И. В. Сталину, содержащее высокую оценку творчества Булгакова.

14 ноября — участвует в проводах Е. И. Замятина и его жены, Л. Н. Замятиной, отъезжающих за границу

19 ноября – решение художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы «Мольер».

1932 январь Решение о возобновлении "Дней Турбиных" во МХАТе.

18 февраля Премьера спектакля.

25 февраля — Булгаков завершил работу над инсценировкой «Войны и мира» и 27 февраля отослал ее в Ленинград в Большой драматический театр. Постановка ни там, ни в художественном театре не была осуществлена, свидетельствует Б.Соколов.

11 июля Договор на книгу о Мольере из серии "ЖЗЛ".

лето Работа над книгой о Мольере.

Август – новая встреча М. А. Булгакова и Е. С. Шиловской.

1 октября - публикация в вечернем выпуске "Красной газеты" отрывка из пьесы "Бег" ("Сон седьмой")

3 октября развод с Л.Е.Белозерской.

4 октября Булгаков и Е.С.Шиловская вступают в брак.

октябрь Возобновление работы над романом "Мастер и Маргарита".

конец октября — переезд Е. С. Булгаковой с младшим сыном Сергеем в квартиру Булгакова на Большой Пироговской улице.

18 ноября — Булгаков заканчивает пьесу «Полоумный Журден». Ее постановка не была осуществлена

1933 зима Работа над книгой о Мольере.

28 февраля — премьера пьесы "Комедианты господина Мольера" в театре русской драмы в Риге.

март - Булгаков присутствует на вечере, устроенном в его честь британским подданным Сиднеем Бенабу, находящемся в Москве по делам Главконцескома. В связи с этим особый отдел ОГПУ, подозревавший Бенабу в сотрудничестве с британской разведкой, 25 мая запросил секретно-политический отдел, "имеются ли у Вас какие-либо компрометирующие сведения о БУЛГАКОВЕ, его связи и окружении, а также не является ли он Вашим секретным сотрудником".

7 апреля - отрицательный отзыв редактора "ЖЗЛ" А. Н. Тихонова (Сереброва) на биографию "Мольер".

12 апреля - Булгаков направляет ответ на отзыв А. Н. Тихонова с отказом переделывать мольеровскую биографию.

май Начало работы над пьесой "Блаженство"

17 мая - Булгаков заканчивает "Дополнение" к экспозиции сценария "Похождения Чичикова". Вместе с женой заполняет анкеты для получения загранпаспортов.

18 мая – подписан договор с Ленинградским мюзик-холлом на пьесу «Блаженство».

Июнь – Булгаков возобновляет работу над пьесой «Бег» в связи с появляющейся перспективой ее постановки во МХАТе.

лето Работа над новой редакцией пьесы "Бег".

17-23 августа - поездка Булгакова с женой в Киев. Переговоры о постановке "Мольера" в Театре русской драмы и о киносценарии "Ревизор"

1 сентября - Е.С. Булгакова начинает вести дневник

сентябрь Первые читки романа. Среди слушателей - А.Ахматова, В.Вересаев.

Октябрь — Булгаков пишет ответы на вопросы анкеты «Литературного наследства» о М. Е. Салтыкове-Щедрине.

24 октября - Булгаков завершает работу над второй редакцией киносценария "Ревизор"

29 ноября Исключение дирекцией МХАТа пьесы "Бег" из планов работы театра.

8 декабря — Булгаков делает наброски к пьесе «Блаженство» с вариантами названий: «Грезы Рейна», «Рейн грезит» и «Острова блаженные».

1934 январь Возобновление работы над романом "Мастер и Маргарита".

18 февраля — Булгаковы переезжают в квартиру в кооперативном писательском доме по адресу: Нащокинский переулок (позднее улица Дмитрия Фурманова), 3, кв. 44.

Февраль — встречи Булгакова с А. А. Ахматовой, приехавшей из Ленинграда.

23 марта – подписан договор на пьесу «Блаженство» с Театром сатиры.

апрель заявление А.Енукидзе с просьбой о двухмесячной заграничной поездке.

май Писатель диктует Е.С.Булгаковой первую главу книги о заграничном путешествии, которое надеялся совершить.

29 мая Булгаков подает заявление о приеме в Союз советских писателей.

Июнь — работа Булгакова над киносценарием «Похождения Чичикова».

10 июня Булгаков пишет письмо Сталину. Ответа не было.

20 июня Пятисотый спектакль "Дней Турбиных".

12 июля Начало работы над новой редакцией романа "Мастер и Маргарита".

август Работа над киносценарием по "Ревизору" Гоголя.

осень Начало работы над пьесой о Пушкине. Продолжается работа над редакцией - с 10 по 21 сентября написано 45 рукописных страниц — "отравление любовников, поджог дома, пожары в городе, полет над ним Маргариты — на метле, и поэта (будущего Мастера) на плаще Азазелло, пережидание грозы в пустом Большом театре. 21 сентября начата была глава, описывающая последний ночной полет поэта и его подруги. Одновременно шла работа над киносценарием «Ревизора», который закончен был 15 октября — почти одновременно с первой полной черновой редакцией романа" ( Е.С.Булгакова, Воспоминания, 1988, 402 ).

9 октября – договор с Театром сатиры о переработке пьесы «Блаженство».

октябрь Завершение работы над редакцией "Мастера и Маргариты". Переписка, с изменениями и дополнениями, некоторых глав романа.

18 октября Булгаков предлагает В.Вересаеву писать вместе пьесу о Пушкине. Вересаев принимает предложение.

9 ноября - Булгаков пишет варианты финальной сцены пьесы "Бег"

ноябрь Работа над пьесой "Иван Васильевич".

17 декабря Договор с театром им. Вахтангова на пьесу о Пушкине.

27 декабря — радиопремьера мхатовского спектакля "Пиквикский клуб' с участием М.Булгакова

1935 январь Работа над киносценарием по "Ревизору"

27 марта - завершение черновой редакции пьесы "Александр Пушкин".

8 апреля — Булгаков знакомится с поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком во время вечера на квартире драматурга Константина Андреевича Тренёва. Пастернак предлагает тост за Булгакова как за «незаконное явление» в советской литературе.

13 апреля – Булгаков встречается с А. А. Ахматовой на квартире у О. Э. Мандельштама

Весна–осень – переписка с Вересаевым по поводу пьесы о Пушкине.

май Редактура пьесы "Зойкина квартира".

10 мая - заканчивает новую редакцию пьесы "Зойкина квартира".

2 - 18 июня Булгаков читает актерам театра им. Вахтангова пьесу о Пушкине.

21 - 22 июня Переписка, с дополнениями и изменениями некоторых глав романа.

30 сентября – Булгаков завершает работу над пьесой «Иван Васильевич».

2 октября Булгаков читает пьесу "Иван Васильевич" актерам театра сатиры.

октябрь Булгаков помогает А.Ахматовой в хлопотах по освобожению мужа и сына.

5 ноября - Булгаков начинает работу над переводом пьесы Мольера "Скупой" ("Скряга").

10 ноября - заключает договор на перевод пьесы "Скупой" с издательством "Academia".

18 ноября – первая репетиция «Ивана Васильевича» в Театре сатиры

декабрь Булгаков диктует перевод пьесы Мольера "Скупой".

1936 6 января - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин" руководителям Большого театра - директору В. И. Мутных, заместителю директора Я. Л. Леонтьеву, а также дирижеру А. Ш. Мелик-Пашаеву и композитору Д.Д.Шостаковичу. Возникает мысль о создании оперы о Пушкине с булгаковским либретто и музыкой Шостаковича.

16 января - завершает перевод пьесы Мольера "Скупой".

6 февраля - у Булгакова возникает замысел пьесы о Сталине.

16 февраля Премьера спектакля "Мольер" ( в автобиографии -"В 1936 году МХАТом была поставлена моя пьеса «Мольер» при моем участии в качестве режиссера-ассистента" )

24 февраля – в мхатовской газете «Горьковец» появляются отрицательные отзывы о «Мольере» Афиногенова, Всеволода Иванова, Олеши и Грибкова

9 марта 1936 г. появилась инспирированная Керженцевым статья в «Правде». Там говорилось, что драматург написал «реакционную», «фальшивую» и «негодную» пьесу, «извратив и опошлив» мольеровскую биографию и творчество. "Редакционная статья «Правды», - пишет Б.Соколов, - особо обрушилась на декорации спектакля, обвинив театр, что тот попытался скрыть реакционное содержание пьесы «блеском дорогой парчи, шелка, бархата и всякими побрякушками» ( Б.Соколов, 2006 ). В последние годы биография Булгакова, мягко говоря, не раз искажалась также в угоду конъюнктурным и меркантильным интересам "биографов". Так, в своем "опусе" А.Варламов не гнушается тем, что приписывает перу Булгакову то, что писатель на самом деле и не думал. Все это сделано в угоду текущему моменту, дабы угодить сильным мира сего, принять их стандарты. На место "социального заказа" пришел конъюнктурный заказ контркультуры.

Вот как передавал слова Булгакова один из осведомителей в 1936 году: "Меня травят так, как никого и никогда не травили: сверху, снизу, с боков. Ведь мне официально не запретили ни одной пьесы, а всегда в театре появляется какой-то человек, который вдруг советует пьесу снять, и ее сразу снимают. А для того, чтобы придать этому характер объективности, натравливают на меня подставных лиц" ( цит. по А.Варламов, 2009 ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" (1)

    Реферат
    Не случаен выбор темы демонологических образов в романе “Мастер и Маргарита”. Образ дьявола интересен сам по себе, а особенно интересным является исследование его образа в различных направлениях человеческой мысли, а именно в религии,
  2. Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2)

    Документ
    Главная книга жизни Булгакова - «Мастер и Маргарита». Автор создал сложный сюжет, в котором он рассказал о событиях начала эры, обновивших жизнь всего человечества, и провёл параллель с судьбами людей XX века.
  3. Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" (2)

    Документ
    Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников.
  4. Михаил Булгаков Мастер и Маргарита (1)

    Документ
    Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями,сделанными под диктовку писателя его женой, Е.
  5. Тема: Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока

    Урок
    Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь, ручка, конспект, свечи, костюмы для героев).

Другие похожие документы..