Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К.- это исторически определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека, выраженный в типах и формах орга­низации жизни и...полностью>>
'Документ'
Естественное движение населения. Численность населения страны на 1 января 2007 г. составила 15396,9 тыс. чел., в том числе городского – 8833,3 тыс. (...полностью>>
'Документ'
С заболеваниями: уха, глаз, костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки, нервной системы, психологическими расстройствами и расстройствами пов...полностью>>
'Документ'
Селение Верхняя Балкария входит в состав Черекского района Кабардино-Балкарской Республики с населением 3800 человек. Здесь живут представители балка...полностью>>

25 — 27ноября 2010 года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

25 27ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ 1

1. Как перезачесть дисциплины при переводе студентов из вуза в вуз по родственным направлениям подготовки по ФГОС (или восстановлении)?

Будут разработаны или модифицированы нормативные документы. В русле логики реформ единый критерий для сопоставления учебных планов разных вузов - компетенции.

При обмене студентами в соглашениях между вузами должно оговариваться сопоставление компетенций. Если они совпадают, то соответствующие разделы или дисциплины могут быть перезачтены.

2. Как реализуется направление без профиля и что указывается в дипломе
(вместо профиля)?

Письмо Департамента госполитики Минобрнауки от 13.05.10 №03-956 «О разработке вузами ООП» (вопросы 1,2) - вуз имеет право осуществлять

подготовку по направлению без профиля. В приложении к диплому в графе «Специализация» пишем - «не предусмотрено».

3. При реализации направления «Педагогическое образование» по двум профилям бакалавр может обучаться 5 лет. Будет ли для этого варианта обучения свой стандарт?

Будет отдельный стандарт.

4. Предполагается ли пересмотр нормативов расчета предельной численности контингента обучающихся? В том числе по послевузовскому и дополнительному образованию.

Разработан проект положения о лицензировании образовательной деятельности. Планируются новые нормативы (ждут мотивации от вузов). В лицензии не планируется вводить предельную численность контингента и штат ППС. Вузам представляется возможность на самостоятельные расчеты в зависимости от площади.

5. В каком объеме ООП должна быть представлена на сайте?

Состав ООП для размещения на сайте или в локальной сети (на усмотрение вуза) определен ФГОС в п.7.17 и в письме департамента госполитики Минобрнауки от 13.05.10 №03-956 «О разработке вузами ООП» вопрос №28.

Для магистерских программ – согласно приказа по магистерским программам №62 от 22.03.06.

6. Может ли вуз указать в правилах приема направление с единым списком 2-5 профилей (через запятую)?

Прием осуществляется на направление (без указаний профиля). Вуз самостоятельно определяет порядок перехода студента на конкретный профиль – данный порядок перехода должен быть определен решением ученого совета вуза. Таким образом студенты, зачисленные на направление могут обучаться несколько лет вместе на едином направлении и после этого будут переведены на конкретный профиль.

7. Как производить зачисление на 2-й и последующий курсы после 1.01.2011 года?

Вероятно, будут внесены соответствующие уточнения в порядок приема в вузы.

8. Изменится ли порядок аккредитации отдельных ООП по ГОС, ФГОС с 1.01.2011?

Аккредитация ООП, реализуемой по ГОС после 01.01.2011 г. не потребуется, если в приложении к действующему свидетельству о государственной аккредитации записана соответствующая ей УГС.

Просим уточнить, распространяется ли имеющаяся аккредитация специальностей и направлений определенной УГС на бакалавриат и магистратуру этой же УГС, да, если такие реализуются вузом.

25- 27ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ № 2

1. Что понимается под модулем в модульной системе обучения?

Модуль самое сложное и важное понятие ФГОС. Единого определения нет ни в

нашей стране, ни за рубежом.

Вуз вправе сам решать, что понимается под этим.

В современной практике:

  1. Модуль - часть дисциплины (дидактическая единица), после которой идет проверка знаний.

  2. Модуль - совокупность дидактических единиц, дисциплина, идущая несколько
    семестров.

  3. Модуль - группа родственных дисциплин, цикл ФГОС.

Учебный план делится на модули - логические части, сформированные по ком­петенциям.

Модуль работает на большом количестве предметов.

Контроль за компетенциями пока не разработан, нормативных документов нет. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Москов­ского института стали и сплавов (центр под руководством Селезневой) пытается разработать критерии качества подготовки.

ПРОСИМ ПОЯСНИТЬ, какое толкование модуля заложено в ФГОС.

В ФГОС – не содержится понятия «модуль». Исключение составляют ФГОС по некоторым направлениям подготовки (филология), где модуль – группа профессиональных дисциплин в составе базовой части ООП.

2.Программный модуль, разработанный? УМО вузов, является ли обязательным законом для вузов, реализующих ООП?

Если модуль входит в ПООП, то он имеет рекомендательный характер. Если мо­дуль входит в базовую часть ФГОС, то он обязателен.

3. Может ли быть несколько рекомендованных ПООП? Если «да», то как осуществляется выбор вузом? Каковы последствия?

Примерные образовательные программы готовит вуз - разработчик ФГОС. Если вузов несколько, то можно ориентироваться на любую. Подробнее см. на сайте Минобрнауки (письмо Минобрнауки от 13.05.2010г. №03-956 «О разработке ву­зами ООП»).

4. Как будет осуществляться перевод студентов из вуза в вуз с учетом раз­ных профилей подготовки (мобильность и сохранение единого образователь­ного пространства)?

Будет разработан документ по мобильности и порядку перевода из вуза в вуз.

5. Сохранится ли нормативно-правовая функция УМО?

УМО всегда выполняло только учебно-методические функции. От УМО уходят такие функции как грифование пособий и учебников, участие в лицензировании и аккредитационных процедурах и т.д.

Тем не менее, у государственно-общественных объединений ^етанутея такие функции как общественная аккредитация и т.д.

6. Готовит ли Мипобрнауки новые нормативы расчета нагрузки ППС с уче­том зачетных единиц? Каким образом будет производиться расчет педагогической нагрузки ППС при уменьшении аудиторной нагрузки и увеличенииобъема руководства самостоятельной работой студентов?

Ответ на первый вопрос:

Нет, не готовит. Вуз в праве самостоятельно решать вопрос об использовании тех

или иных нормативов.

Есть два документа, которые регулируют рамки данного вопроса:

  1. Постановление Правительства РФ №191 от 03.04.2003г.: 36 часов в неделю.

  2. Типовое Положение о вузе: до 900 часов в год.
    Других нормативов нет.

Ответ на второй вопрос:

Вопрос дискуссионный, обсуждение ведется в рамках грантов. Наша система об­разования, в отличие от зарубежной, имеет вектор на аудиторную нагрузку. Ви­димо, нам надо приближаться к зарубежному опыту. Надо думать. Трудно дать рекомендации, т.к. с изменением условий (ФГОС) нужно больше аудиторного фонда часов выделить на самостоятельную работу. Вузу надо думать самому.

Например, на сайте РУДН были варианты нормативов (от 15-30 минут на кон­сультацию) и формулы учета нагрузки ППС.

См. письмо Минобрнауки от 13.05.2010г. №03-956 «О разработке вузами ООП» п.16.

7. Можно ли перевести студента с ГОС-2 на ФГОС с сохранением курса (на­пример, после возвращения из армии)?

По закону, действующему в настоящее время, нельзя - ст. 17, 18 ФЗ-309 от 01.12.2007г для студентов, поступивших до 31.12.2010г.

Но такие ситуации будут возникать и МОН РФ будет рассматривать и перераба­тывать нормативы.

8. Можно ли начать реализацию профиля на младших курсах по педагогиче­ским направлениям (музыка, художественное образование)?

Можно.

Каждый учебный цикл имеет вариативную часть, которая должна быть профиль­ной. См. письмо Минобрнауки от 13.05.2010г. №03-956 «О разработке вузами ООП».

9. Будет ли документ (например, по педагогическому образованию), который регламентирует совмещение профилей? По какому ФГОС разрабатывать ООП при совмещении?

Совмещение профилей разрешено только по направлению «Педагогическое обра­зование» (Постановление Правительства от 30.12.2009г. №1136). Будут методические рекомендации, которые готовятся УМО по педагогическому образованию (МПГУ).

Разработан ФГОС, который в настоящее время находится на согласовании у юри­стов.

10. Меняется ли механизм аккредитации отдельной ООП в аккредитованном вузе в связи с выходом 293-ФЗ по ГОС-2?

Да, Рособрнадзор планирует подготовить инструктивное письмо для

вузов, разъясняющее порядок аккредитации в связи с выходом 293-ФЗ.

11. В связи с введением бессрочного лицензирования изменяются ли требова­ния к срокам заключения договора аренды?

Срок действия договора не будет иметь значения. Договор должен соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

12. Как будет рассчитываться предельная численность контингента при выдаче бессрочной лицензии? Сохранится ли методика расчета площади на одного обучающегося при увеличении доли самостоятельной работы сту­дента?

Приказом Рособрнадзора будут утверждены новые лицензированные нормативы.

Вузы могут направлять свои предложения с обоснованием в Рособрнадзор.

13. В чем различие между сокращенной и ускоренной программами подготов­ки?

Нормативные документы:

1. Приказ Минобразования России от 13.05.2002 №1725 «Условия освоения ООП
ВПО в сокращенные сроки» (перерабатывается).

2. Письмо Департамента государственной политики Минобрнауки России от
13.05.2010 №03-956 «О разработке вузами ООП» (последняя стр.).
Реализация по сокращенной программе предполагает освоение части программ с
учетом предшествующего образования СПО и ВПО (выпускникам СПО делают
переаттестацию, выпускникам ВПО осуществляется перезачет).

Ускоренная программа – образовательная программа вуза, разработанная для обучающегося, способного освоить полную ООПрп в более короткие сроки.

14. Каковы типичные нарушения по результатам проверок?

См. презентацию Лобановой И.Д.

15. Дает ли отсрочку от армии обучение на неаккредитованной специально­сти (направлении) в аккредитованном вузе?

До 31.12.10 не дает. С 1.01.11 г, если эта неаккредитованная специальность (на­правление) попадает в аккредитованную УГС. Она считается аккредитованной, поэтому отсрочка есть.

16. Каков механизм итоговой государственной аттестации после аккредитации новой ООП в аккредитованном вузе?

См. Положение о Рособрнадзоре.

См. Положение об итоговой государственной аттестации 1155 от 2003г.

17. С какого момента начинается отсчет 105-ти дней: с момента подачи за­явления или полного комплекта документов? Распространяется ли этот по­рядок аккредитации на выпускников этого учебного года?

После подачи вузом документов на аккредитацию: в течение 3-х дней - рассмат­ривается комплектность документов, в течение 5-ти дней - готовится уведомле­ние вузу на устранение замечаний.

Далее, после устранения этих замечаний, вуз получает уведомление о том, что документы на аккредитацию приняты Рособрнадзором в работу. Дата этого уведомления является началом отсчета 105 дней.

18. Каковы для вуза последствия перехода от учреждений к организациям?

Расширение правосотрудничества.

21. Какова процедура слияния (в том числе и лицензирования):

  • техникума и университета;

  • института повышения квалификации и института?

Оговорена пост. Правительства РФ от 26.07.10 №539 вступает в силу с 01.01.2011 г. Особенности переоформления лицензии при этом (свид. об аккред.) ст. 10 Закона о высшем и послевузовском проф образовании ст.33.02 Закона об образовании.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Планирование нагрузки ППС должно соответствовать новым требованиям
    ФГОС, поэтому необходимо внести соответствующие изменения в Трудовой
    Кодекс.

  2. Считаем необходимым, провести семинар по рекомендациям и технологии ра­
    боты с новыми стандартами, где экспертами будут разработчики ФГОС.

  3. Также полезно заслушать опыт вузов, которые уже начали работу в этом на­
    правлении. Например в режиме круглых столов в рамках данных семинаров.

25- 27ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ № 3

1. Можно ли, и на основании какого нормативного документа, принимать на бюджетные места в последующие годы в магистратуру дипломированных специалистов (не считая это вторым высшим образованием)?

Да, можно. Основание: п.З ст.5 ФЗ 260-ФЗ от 10.11.2009 г., если не будут внесены изменения в федеральное законодательство.

2. Можно ли принимать бакалавров (второго поколения) в магистратуру по ФГОС?

Да, можно. Основание: п.4 ст.З ФЗ 323-ФЗ от 24.10.2007г.

3. Будут ли действовать нормативные документы, позволяющие в педагогическом образовании заменять один экзамен на профильный и сокращать общее количество экзаменов до трех?

Количество вступительных испытаний регламентирует «Порядок приема »

Приказ МОН от 21.10.2009г. № 442 п.40. Если вуз выбирает 4 экзамена, то
можно 1 заменить на профильный. Если вуз выбирает 3 экзамена, то только из
предлагаемого перечня.

!!! Но возможны изменения в Порядке приема

4. Диплом какого образца получат выпускники вуза, обучающиеся по собственным образовательным стандартам (государственные или диплом вуза) ?

Собственные образовательные стандарты могут разрабатываться только МГУ, СПбГУ, Федеральными и Национальными исследовательскими университетами. Будет разрабатываться отдельный порядок лицензирования и аккредитации для вышеуказанных категорий вузов. Если вуз будет аккредитован, то выпускники получат диплом государственного образца. Собственно, дипломы МТУи приравниваются к дипломам государственного образца.

5. Какова процедура «открытие» новых профилей?

См. письмо И.М. Реморенко от 13.05.2010г. №03-956 «О разработке вузами

ООП».

Приказ МОИ РФ от 23.06.2009г. №218.

Постановление Правительства РФ от 24.02.2009г. №142.

Необходимо подать заявление в Минобрнауки для получения статуса

«инновационной площадки». После получения вышеназванного статуса вуз

вправе открыть собственные профили.

Если профили указаны в стандартах, а есть намерение открыть

дополнительный, следует вносить изменение в стандарт (Постановление

Правительства РФ от 24.02.2009г. № 142).

6. Будут ли и когда новые бланки приложений к дипломам, академических справок?

Будут через год.

7. Будет ли и когда новая инструкция по заполнению документов государственного образца?

Будет через год.

8. Каков предполагаемый срок утверждения ФГОС по направлениям подготовки и специальностям и примерных ООП?

Не позднее 31.12.2010г.

9. Будет ли размещен полный список вузов-разработчиков примерных ООП?

Полный список вузов-разработчиков ПрООП должен быть размещен на сайте ФИРО вместе с ПрООП (основание: письмо МОН от 28.12.2009г. № 03-26-72 «О разработке ПООП).

10. Каковы сроки утверждения приказа о запрещении обучения по очно-заочной, заочной и в форме экстерната по некоторым направлениям подготовки и специальностям?

Проект приказа МОН от 11.11.2010г. направлен в Минюст РФ для рассмотрения.

11. Как реализовать на практике некорректности в ФГОС?

Если ФГОС утвержден, то он является обязательным для исполнения. Если что-то не устраивает, нужно инициировать процедуру внесения изменения в ФГОС. Основание: Постановление Правительства РФ от 24.02.2009г. № 142.

12. Каким образом соответствуют вузовские программы перехода на уровневые системы ВПО, разработанные по требованиям Рособразования, к настоящим требованиям МОН и проводимому им мониторингу готовности вузов к приему 2011г. ?

По правилам приема в вуз до 01.02.2011г. на сайте вуза должны быть размещены основные документы по ООП по ФГОС, на которые планируется прием в2011/12г.г. Под основными документами ООП следует понимать:

  • учебный план;

  • календарный график учебного процесса;

  • рабочие программы дисциплины (курсов, модулей) (возможно
    размещение аннотаций рабочих программ).

Кроме этого возможно размещение полного пакета документов ООП.

13. Имеем ли мы право по второму высшему образованию осуществлять прием на второй и последующие курсы по программам специалитета после 31 декабря?

По закону 232. ФЗ от 24.10.2007, и п. 36 Типового положения о вузе по сокращенным программам можно обучать только по программам бакалавриата.

Специалитет и магистратура — не разрешается.

14. Почему в программном продукте ИМЦА (Шахты) отменена возможность глобальной проверки учебных планов?

Что бы исключить возможность подгонки!

15. Когда появятся новые аккредитационные показатели? Сохранятся ли требования к УМК?

После утверждения «Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений» МОН будет издан приказ об утверждении показателей деятельности ВПО, необходимой для определения его вида. Остается показатель «методическое-оёеенеченйе», ieorep6e наличие УМК.

16. Какова важность общественно-профессиональной аккредитации (ОПА) и как она будет учитываться экспертом?

Механизм учета результатов будет предложен Рособрнадзором.

17. В чем особенности формирования КЦПв 2011-2013г.г.?

Письмо от 15.10.2010г. № нк-153/12 «О проекте КЦП 2012, 2013гг.».

Должна быть заявка не менее 25 чел. по УГС по очной форме обучения. Рассматривается вопрос об увеличении числа УГС (более 29).

18. В каких случаях полученное ранее высшее образование будет считаться получением второго высшего образования?

См. слайд 8 презентации Е.Н, Поповой.

19. Возможно ли в учебных планах, составленных в соответствии с ФГОС, понятие «зачет с оценкой»?

Да, это дело вуза, см. п.46 Типового положения о вузе и ФГОС (п.7.4 и 8.3). Формы промежуточной аттестации определяет вуз. ФГОС определяет, что объем времени, отводимого на промежуточную аттестацию входит в объем времени, текущего контроля успеваемости..

Вуз может не проводить сессии и выставлять оценки по результатам обучения.

20. Как в условиях сокращения КЦП на экономические направления МОИ относится к появлению экономических профилей в технических направлениях (ПрООП)?

Содержание профилей подготовки не должно затрагивать других направлений. См. Письмо Минобрнауки России от 13.05.10 № 03-956. «О разработке вузами Основных образовательных программ».

21. Каким образом будет регламентировано обучение студентов по новым ФГОС па военной кафедре и УВЦ в интересах Минобороны?

Постановление Правительства РФ от 06.03.2008г. «Об обучении граждан РФ по программам военной подготовки в Федеральных образовательных учреждениях ВПО» рассматривает обучение на ВК как дополнительное. Разрешено в рамках факультатива.

22. Какова процедура восстановления и выхода из академического отпуска студентов, проходивших службу в ВС РФ, отчисленных до сентября 2011 г.

Следует соблюдать ст. 17-18 Ф. 3-309 от 001.12.2007 г. – восстанавливать на ту программу, по которой студент был принят.

Нужно ждать разъяснений МОН РФ по данному вопросу.

23. Существует ли единая форма оформления рабочих программ дисциплин, практик и .методического обеспечения?

Официально утвержденных нет.

Пожелания

  1. Предоставить возможность проведения глобальной проверки в программном
    продукте ИМЦА при разработке учебного плана в рамках перехода на
    ФГОС.

2. В связи с переходом с 01.01.2011г. На уровневую систему ВПО просим завершить разработку необходимой нормативно-правовой базы до 31.12.2010г.

2527ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ №4

1. На сайте Рособрнадзора вывешены Проекты новых Положений по лицензированию и аккредитации. Когда планируется их утверждение и введение в действие?

Проекты положений о лицензировании и аккредитации подготовлены и в настоящий момент направлены в Правительство РФ на утверждение. В начале декабря Рособрнадзор ждет подписания документов. После этого в течение 3-х месяцев утверждаются подзаконные акты, которые разрабатывает Рособрнадзор, в том числе будут утверждены 4 формы заявлений:

  • заявление на государственную аккредитацию;

  • заявление на переоформление;

  • заявление на выдачу временного свидетельства; •заявление на аккредитацию ООП.

2. Каковы сроки (даты) подачи заявлений на переоформление лицензий и оформление приложений к лицензии по ФГОС? _

Любое заявление согласовано с учредителями.

Заявление на переоформление самого бланка лицензии подается не позднее, чем за 10 дней до окончания срока действия настоящей лицензии. Заявление на оформление нового приложения по ФГОС можно подать уже 10 января, но заявление должно быть согласовано с учредителем.

3. До какого срока будут действительны действующие бланки документов по ДПО?

В настоящее время все имеющиеся у образовательных учреждений бланки документов по ДПО считаются действительными. От будут действовать до тех пор, пока не будет издан нормативно-правовой акт, утверждены новые формы бланков.

4. Может ли филиал подать документы на лицензирование новых ООП до 31.12.2010 по старой схеме?

До 30.12.2010 г. включительно можно. Рособрнадзор не в праве отказать в приеме документов.

5. У вуза заканчивается действие лицензии и свидетельства о государственной аккредитации в начале июля 2011 г. Когда подавать документы: в декабре 2010 или после 01.01.2011?

Не менее, чем за 105 дней в соответствии с проектом Положения о государственной аккредитации - в случае, когда документы подготовлены вузом без замечаний. На практике документы вуза могут быть отклонены, и вузу необходимо время на их доработку и внесение исправлений. В то же время до 01.01.2011г. действуют принятые требования при подаче документов на лицензирование и государственную аккредитацию. В декабре 2010 г. вузу следует руководствоваться действующими требованиями.

На лицензирование нет требований к подаче документов за 6 месяцев. Лицензирование занимает 60 дней по действующему до 1.01.2011 законодательству. С 1 января процедура будет проще, без

создания комиссии, пакет документов будет сокращен, сокращение сроков проведения процедуры.

6. Изменяется ли процедура лицензирования нового филиала?

Будет новая процедура. В п. 11 проекта Положения о лицензировании прописан комплект документов, которые необходимо подготовить.

7. При отсутствии утвержденных ФГОС кто несет ответственность за достоверность, своевременность и законность информации о вузе па 1 февраля 2011 г?

Всю ответственность несет тот, кто предоставляет информацию. Подготовительная работа может вестись по проектам ФГОС (при их наличии), а реализация программ осуществляется по утвержденным ФГОС.

8. Если в ФГОС и Примерной ОП нет профилей, то какими нормативными документами пользоваться при выборе профиля?

Письмо Департамента государственной политики от 13.05.10 №03-956 предполагает, что вуз формирует свою ООП с указанием профилей (если такое предусмотрено ФГОС)

9. Возможна ли отсрочка перехода на уровневую систему подготовки (вузам)?

Возможна отсрочка в случае решения коллегии и заседания Правительства РФ и внесения изменений в ст. 4 232-ФЗ от 24.10.2007г. и ст. 17.18. 309-ФЗ от 01.12.2007г.

10. Можно ли в 54 часах недельной нагрузки не учитывать часы, отведенные па физкультуру?

Нельзя. Все 400 часов занятий физкультурой должны быть учтены в общей трудоемкости учебного плана и в общей недельной нагрузке студента.

11. Будет ли отсрочка от армии с переходом на стандарты нового поколения? Скажем, па полгода или на год? Многие стандарты и планы еще не готовы.

Необходимо переоформить свидетельство о государственной аккредитации после 01.01.2011 г., но только после утверждения нового Положения о государственной аккредитации (и форм заявлений). Пока следует делать ссылки (в том числе и военкомату) на два перечня соответствия (по бакалавриату и магистратуре) в соответствии с 293-ФЗ от 08. 11. 2010 г.

12. Каковы перспективы «периферийных» вузов в сравнении с федеральными и прочими «уникальными» вузами?

Вузы должны сами заботиться о своей судьбе. Они могут либо присоединиться к федеральному университету, либо найти область деятельности, которая не занята федеральными университетами. Финансирование «периферийных» (в том числе специализированных) вузов будет вестись по остаточному принципу (без перспективы значимого увеличения финансирования).

13. Принимаем на направления подготовки или на профили?

Принимаем на направления подготовки или укрупненные группы специальностей или на факультет или в институт (Приказ МОН №442 от 21.10.2009 г., ссылка 9.). Порядок выбора профиля должен быть определен вузом в правилах приема и доведен до сведения абитуриентов.

14. Какова преемственность программ при слиянии вузов (для академии Госслужбы)?

При слиянии вузов в лицензию включаются все программы, имевшиеся в лицензиях объединяющихся вузов, методом простого сложения.

Вопросы, нуждающиеся в уточнении ответа.

1. Какова вероятность не принятия документов на лицензирование и государственную аккредитацию в декабре 2010 г. (пакет документов идеален)?

Вуз обладает правом заявить документы в любое время, лицензирование носит заявительный характер.

2. Каков порядок переоформления и/или получения приложения к свидетельству об аккредитации по ФГОСам (проблемы с военкоматом)?

Приложение к свидетельству об аккредитации с новыми кодами и наименованиями будут переоформляться по заявлению вуза без проведения дополнительной экспертизы. В новом приложении будут указываться УГС. Но форма заявления и перечень необходимых документов еще не утверждены. При переоформлении свидетельства об аккредитации - см. пункт 63 Проекта Положения о государственной аккредитации.

25 - 27 ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ 5

1. Возможен ли перевод слушателей в число студентов и, наоборот, при каких условиях и каким документом этот перевод регламентируется?

Если речь идет о переводе слушателя из одного вуза в студенты другого вуза, то перевод регламентируется Порядком перевода: слушатель может быть пере­веден в число студентов с полным возмещением затрат или на бюджет при на­личии вакантных бюджетных мест, т.к. в соответствии со ст. 18 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» слушатель имеет равные права со студентом. Если речь идет о переводе слушателя внутри вуза, то перевод регламентирует­ся локальным актом вуза. При этом студент может обучаться на бюджетной основе, а как слушатель - с полным возмещением затрат на обучение.

2. Какой документ по завершении обучения выдается слушателям, полу­чающим одновременно наряду с первым второе высшее профессиональное образование?

Инструкция о выдаче документов государственного образца, утвержденный приказом МОН от 10.03.2005 г. №65 предусматривает выдачу диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца как студентам, так и слушателям, освоившим в полном объеме ООП и прошедшим ИГА.

3. Каков механизм согласования профилей (и нужно ли согласование) по на­правлениям подготовки бакалавров? Будут ли опубликованы перечни про­филей по направлениям подготовки, как это было со специализациями по специальностям? Если реализуемая вузом специальность стала профилем направления, означает ли это, что в лицензии вуза зафиксировано все на­правление, и вуз вправе выбрать любой другой профиль из этого направле­ния?

Согласование не требуется. Перечень профилей вуз определяет самостоятель­но в соответствии с ФГОС и(или) примерной ООП.

В лицензировании вуза будет зафиксировано направление подготовки. Вуз в праве выбирать любой (любые профили из примерных образовательных программ по данному направлению или соотв. ФГОСа при наличии перечня профилей в стандарте).

4. Будут ли в дипломах или в приложениях к дипломам указываться про­фили (специализации)?

В соответствии с Инструкцией от 10.03.2005 г. № 65 в строке «специализация» в приложении к диплому указывается «профиль» у бакалавра.

5. Если в примерных ООП не предложены профили, имеет ли вуз право оп­ределить профиль самостоятельно?

Нет, не может.

Если в стандарте есть фраза «вуз самостоятельно определяет профиль на осно­ве разработанных и утвержденных ПООП...», тогда надо обращаться к разработчику, так как они должны разработать примерные основные образовательные программы. Если фразы нет, то надо обращаться в Минобрнауки с письмом, и министерство может вносить измене­ния в стандарты.

6. Как будет осуществляться аккредитация отдельных образовательных программ в 2011 году, если имеются аккредитованные ООП в этой укруп­ненной группе? В соответствии с письмом от 29,10.2009 № 01-327/06-01 или в соответствии с Федеральным законом?

Осуществляться аккредитация будет в соответствии с федеральным законом, но если в приложении к свидетельству будет наименование УГС, то все про­граммы считаются аккредитованными. Но прежде должно быть переоформле­но свидетельство о государственной аккредитации по заявлению вуза.

7. На сколько может быть сокращен срок обучения по программам подго­товки бакалавров на основе стандартов третьего поколения при обучении студентов, имеющих:

  • профильное среднее профессиональное образование?

  • высшее профессиональное образование?

Документ О реализации ООП в сокращенные сроки в условиях уровневой подготовки готовится.

8. На сайте Министерства образования (в разделе Проекты нормативных актов) размещён проект приказа «Об установлении соответствия па-правлений подготовки ВПО».

В Приложении № 2 направлению подготовки магистров Менеджмент со­ответствуют такие направления, как Государственное и муниципальное управление и Управление персоналом.

ВОПРОС: В связи с этим является ли необходимым лицензирование на­правлений подготовки магистров Государственное и муниципальное управление и Управление персоналом, если вуз имеет лицензию на направ­ление подготовки магистров Менеджмент?

Ст. 20 «Закон об образовании», а также приказом МОН 25.01.2010 г. №63 (изменения к приказу в Мин. Юсте.)

9. Возможен ли в 2011 году приём на последующие курсы для обучения по сокращённой программе лиц, имеющих высшее профессиональное образо­вание, по специальностям в соответствии со стандартами второго поко­ления, если на этих курсах стандарты третьего поколения ещё не реали­зуются.

Нет, не возможен. Приказ № 442 дает возможность приема на 2-ой и 3-ий кур­сы, поэтому в Порядке приема на 2011 год будет уточнение.

10. Выпускники средних профессиональных учебных заведений, которые в 2011, 2012 году планируют поступать на сокращённые образовательные программы ВПО, обучались по стандартам второго поколения. Может ли в этом случае проводиться переаттестация по дисциплинам РУП по стандартам второго поколения с дальнейшим переводом студентов на по­следующий курс, который обучается по стандартам второго поколения?

Прием на 1-ый курс только на ФГОС, откуда бы они не пришли.

11. Вступительные испытания по русскому языку для граждан с ограниченными возможностями здоровья могут проводиться в формах сочине­ния, изложения или диктанта (п.56 Порядка приема). А в форме тестиро­вания?

НЕТ. Выбирать можно только из форм, указанных в Порядке приема…, утвержденным приказом МОН № 42.

12. Почему в Перечне бланков документов государственного образца исключен лист продолжения приложения к диплому о высшем профессио­нальном образовании? Как оформляется второй лист, если приложение к диплому па двух листах?

Предлагается:

А) печатать как можно мельче и вмещать все записи на одном листе; Б) использовать как второй лист оборотную сторону бланка приложения к ди­плому, а лицевую часть зачеркнуть буквой Z, пронумеровать, прошить соглас­но Инструкции от 10.03.2005 г. № 65.

13. Когда предполагается изменить формы бланков документов государст­венного образца о высшем профессиональном образовании?

Планируется примерно через два года, а может быть и позже.

14. Можно ли вести прием отдельно на каждый профиль одного направле­ния подготовки бакалавров или группы направлений, или факультетов, или вуз вцелом?

(См. гр4 , ответ 13).

Прием производится только на направление подготовки. В Правилах приема вуза необходимо определить условия перевода на профиль и обязательно предварительно ознакомить с ними абитуриентов.

15. Если переход на уровневую систему будет перенесен, и прием абитури­ентов па 2011-2012 учебный год будет пор стандартам 2-го поколения (ГОС), надо ли на сайте вуза размещать учебно-методическое обеспечение ООП к 1 февраля 2011 г. ?

Да, но необязательно на сайте, можно в локальной сети вуза.

(Ответ 5 группа 1.)

16. Что делать, если в утвержденных ФГОС есть ошибки?

Вуз пишет письмо в Департамент профессионального образования, в котором перечисляет все ошибки. Департамент систематизирует все материалы, обоб­щает их, издает соответствующий Приказ, согласовывает его с Минюстом. По­сле этого доводит Приказ до вузов.

17. Есть ли готовые методические рекомендации по проверке сформированности компетенций? Если есть, где с ними можно познакомиться? Ес­ли пет, кто их разрабатывает, когда и где они будут выставлены для оз­накомления?

Готовых рекомендаций нет. Есть разработки различных экспертных групп УМО по классиф. образов. МГУ

18. Когда будет прописан какой-либо механизм перевода лицензий по ГОС во ФГОС?

Рособрнадзор будет готовить разъяснительное письмо.

19. По новому закону (ФЗ- 293) аккредитация по УГС. Если в одной УГС специальностей, молено ли заявить на аккредитацию одну специальность?

Можно.

20. Как выполнять требования приказа М 588 от 07.06.2010 г в части обес­печения студентов доступом к электронной библ. системе (ЭБС) если предложения компаний (владеющих ЭБС) не отвечают требованиям ФГОС?

Ответа нет, так как это сложный вопрос, находится он в компетенции Мини­стерства образования и науки.

21. Будет ли разрешен прием на 2-ой и последующие курсы с 01.01.2011 г. по ГОС второго поколения?

НЕТ. Согласно Приказу Минобрнауки от 21.10.2009 г. № 442, ст. 17, 18, ФЗ от 01.12.2007г. № 309 прием на 1-ый и последующие курсы будет осуществляться только по ФГОС.

22. Когда будет опубликован утвержденный порядок приема на Федераль­ном уровне?

Порядок приема определен приказом Минобрнауки от 21.10.2009г. №442. В него готовятся поправки, необходимо следить за изменениями.

23. Если студент был отчислен со 2-го курса платной основы обучения по собственному желанию, может ли он поступать па 2-ой курс на бюджет­ную основу в своем Dice вузе или он идет только по процедуре восстановле­ния? Аналогичный вопрос, если студент был отчислен за академическую неуспеваемость?

Согласно п. 10, 13, пр. МОН – 442 студент, отчисленный со 2-го курса платной основы обучения по собственно­му желанию, может поступать на 2-ой курс на бюджетную основу, при нали­чии вакантных бюджетных мест, согласно п.10.13 Порядка приема.

Возможно и восстановление течение 5 лет, но на ту основу обучения, с которой был отчислен (пункт 4 , статьи 16 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Порядок восстановления студентов, отчисленных по неуважительной причине, определяется Уставом вуза.

24. Позволяет ли действующее законодательство предлагать студентам, обучающимся по ФГОС и не освоившим дисциплину, изучать ее повторно на платной основе?

Нельзя. См. Порядок предоставления платных образовательных услуг. Все должно быть прописано в Уставе вуза.

25. Имеет ли вуз право изменять названия базовых дисциплин или заме­нять их другими, если такие изменения или замены сделаны соответст­вующим УМО при разработке примерных основных образовательных программ?

См. письмо МОН № 03 – 956 от 13 мая 2010 г. приложение, в. 8.

26. Будет ли разрешен прием па 2-ой и последующие курсы с 01.01.2011 по ГОС второго поколения?

Нет.

27. Каков механизм изготовления Европейского приложения к диплому?

Вузы сами выбирают возможные формы диплома, т.к. единой формы для вузов России не предложено. Можно воспользоваться опытом МГИМО, МГУ, РУДН.

28. Когда планируется направить в вузы рекомендации по разработке но­вой редакции устава вуза?

Материалы рекомендаций (макеты, требования) в состоянии разработки. Кон­кретная дата не установлена.

29. Каковы предельные сроки утверждения ФГОСов, с учетом требований к вузам иметь всю документацию к 1 февраля 2011 года?

01.01.2011 года.

30. Как будет выглядеть GosInsp для направлений бакалавриат и магистр?

ИМЦА разрабатывает новую форму программы анализа рабочих учебных планов.

31. Сколько учебных дисциплин при модульном построении учебного плана могут изучаться одновременно?

Данный вопрос относится к компетенции вуза. Конкретных рекомендаций нет.

32. Какие подходы линейный или модульный - должны быть положены в основу разработки рабочих учебных планов вуза?

ФГОС не содержит жестких указаний относительно подходов - дисциплинар­ного или модульного - в разработке учебных планов. Но в условиях вхождения в Болонский процесс для осуществления мобильности студентов целесообраз­нее реализовывать модульный принцип построения учебных планов.

33. Возможно ли сочетание двух разных профилей иностранного языка в рамках одного направления?

Да, возможно за счет вариативной части стандарта, которая составляет для ООП бакалавра 50% цикла 61-63 н. содержание которой определяет вуз.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Перенести сроки введения в действие ФГОС до 01.01.2012 года.

  1. Разместить план контрольных проверок вузов на 2011г. на сайте Рособрнад-
    зора.

  2. Дать разъяснения о порядке и стоимости аккредитации отдельных образовательных программ (п/п 129-193 Ф.З.)

  1. Ускорить процесс внесения изменений в Порядок приема и в приказ
    от 25.01.2010 №63.

  2. Ускорить подготовку документа об условиях реализации ООП в сокращен­
    ные сроки.

  3. Дать на сайте Министерства образования и науки или ФИРО уточненный
    перечень УМО, являющихся разработчиками ФГОС по конкретным направ­
    лениям подготовки.

  4. Подготовить разъяснения к п. 7.17 ФГОС об обеспечении вузом доступа
    студентам к электронно-библиотечным системам.

25 - 27 ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ 6

1. Каковы права вузов при разработке собственных образовательных стандартов (что значит формулировка «не ниже» требований ФГОС?)?

Законодательно никаких разъяснений нет. Существует только формулировка, что требования СОС должны быть не ниже требований ФГОС. Федеральные вузы, НИУ, МГУ, СПбГУ могут:

  • Поменять структуру, соотношение базовой и вариативной частей;

  • Не зачитывать зачетные единицы за физ. Культуру, БЖД;

  • В год начислять студенту больше 60 зачетных единиц;

  • Сделать другие базовые компетенции, чем у ФГОС;

  • Определять min трудоемкости по дисциплине.

Федеральные вузы, НИУ, МГУ, СПбГУ должны:

  • Сохранить каникулы 7-10 недель в год;54 академических часа (включая все виды работ студента);

  • Провести внешнюю экспертизу СОС со стороны работодателя.

На сайте НФПК ведется работа по разъяснению этого вопроса.

2. Каковы будут аккредитационные показатели с 01.01.2011 г. для вузов (в том числе для военных вузов)?

Будут изданы соответствующие приказы МОН и Обрнадзора.

3. Относится ли аккредитация (не аккредитация) укрупненной группы ко всем уровням подготовки ВПО (бакалавриат, специалитет, магистратура), СПО?

Относится при их реализации.

2. Вносится 080000, далее высшее профессиональное

образование:080000.62,080000.68 - высшее образование; 080000.51 -среднее образование.

Если у вуза реализуется ООП по УГС, тогда попадают, например, 030000 -Гуманитарные науки, 030900.62 - аккредитованная юриспруденция. В этом году (2011) необходимо аккредитовать 030300.62 Психология. В соответствии с 293-ФЗ от 08.11.2010 г. Психология автоматически считается аккредитованной, так как входит в УГС 030000 Гуманитарные науки.

4. Какова процедура аккредитации отдельных ОПс 01.01.2011 г.?

В случае, если аккредитованы ООП в рамках УГС, аккредитация не требуется.

5 . Имеет ли право вуз при аккредитации в феврале 2011 г. включить в заявление отдельные ОП, выпуск по которым будет в июне 2011 г. ?

Нет.


6. Как аккредитируется образовательная программа «Русский язык как иностранный», имеющая федеральные государственные требования, но не являющаяся дополнительной профессиональной?

Необходимо включать эту программу в заявление на аккредитацию.

7. Возможен ли перевод студента, поступившего на обучение по ФГОС, на обучение ГОС 2 или прием на ГОС 2 на второй и последующие курсы с 01.01.2011 г.?

Перевод не возможен (ст.17, 18 309-ФЗ от 01.12.2007 г.).

8. Каким образом на основе ФЗ «О статусе военнослужащих» провести восстановление па бюджетные места студентов, вернувшихся из Российской армии (при отсутствии вакантных мест)?

Надо обратиться к учредителю за выделением вузу дополнительных бюджетных мест.

9. Если у филиала закончился срок свидетельства об аккредитации на год раньше, чем у головного вуза, каковы его действия?

ОУ подается заявление на аккредитацию, согласованные с учредителем.

10. Требуется ли переоформление приложения к свидетельству о государственной аккредитации после 01.01.2011 г.?

См. п.63 проекта Положения о государственной аккредитации.

11. Каким образом реализовать направление «Педагогическое образование», учитывая наличие совершенно различных по своему характеру профилей (физическая культура и иностранный язык, русский язык и литература)?

Будут рекомендации по совмещению профилей. Ориентироваться на сайт МПГУ. В настоящее время есть уже проект стандарта на совмещение профилей.

12. Будет ли изменен перечень вступительных испытаний по направлению «Педагогическое образование» с учетом профилей подготовки?

В соответствии с приказом Минобрнауки России №442 от 21.10.209 г. для приема на направление 050100.62 «Педагогическое образование» предусматривается три или четыре вступительных испытания (четвертое испытания для профиля). В настоящее время в Минобрнауки проводится ревизия данного приказа. Возможно, что будет установлено три вступительных испытания, один из которых будет определен для профиля. Необходимо следить за внесением изменений в приказ №442.

13. В соответствии с п.39, абзац 2 Типового положения о вузе ООП разрабатывает Мипобрнауки России. Когда они будут разработаны?

Примерные программы создаются разработчиками ФГОС по поручению Минобрнауки. См. письмо Реморенко И.М. от 13.05.2010 г.№03-956. Примерные ООП были опубликованы и на сайтах ФИРО, и на сайтах разработчиков ФГОС. Профиль определяется вузом на основании примерных ООП. Федеральные вузы, НИУ, МГУ, СПбГУ, если реализуют ФГОС, т не могут реализовать свой (не прописанный в примерных ООП или ФГОС) профиль подготовки. Но можно реализовать направление без указания профиля.

14. Какова технология разработки рабочих учебных планов и ООП?

Нормативной технологии нет. Это дело вузов. Будут методические рекомендации различных экспертных групп. Руководствоваться необходимо ФГОС. МГУ подготовил методические рекомендации, которыми можно воспользоваться через сайт филологического факультета МГУ.

15. Как будет проходить экспертиза новых рабочих планов в г. Шахты (ИМЦА)?

Так же. Представляете РУП, в автоматическом режиме ведется экспертиза.

16. Какое планируется взаимодействие Минобрнауки по реализации ФГОС в военных вузах? Какие документы в связи с этим изданы или будут изданы?

По ГОС ВПО 2 был издан приказ Минобразования России от 28 июня 2000 г. № 1950 «Об утверждении порядка реализации...», вводящий «Порядок реализации ГОС в учебных планах военных вузов». Разработка порядка была связана с тем, что ГОС ВПО 2 носили по федеральному компоненту жесткие условия реализации. ФГОС более свободен в реализации. Для специалитета вариативная часть циклов - 30%, для бакалавриата - 50%, для магистратуры -70%. При необходимости изменения условий реализации для военных вузов Министерство обороны РФ должно обратиться в Минобрнауки России.

17. Существует ли зависимость между количеством зачетных единиц, выделяемых на дисциплину, и количеством формирующих его компетенций?

Не существует. Чаще одну компетенцию формирует группа дисциплин, практики и даже контроль усвоения (обучающая технология). Конкретная дисциплина может формировать элементы компетенции.

Для перехода от компетенций нужно пользоваться табл.2 ФГОС, где представлены формируемые результаты обучения: знания, навыки, умения.

18. Как будут исправляться ошибки в утвержденных ФГОС?

Выявленные ошибки необходимо тщательно проанализировать, составить письмо и направить его в Департамент профессионального образования Минобрнауки России. Минобрнауки России издает приказ об изменении ФГОС, который должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

19. В чем принципиальная разница между ускоренными сроками обучения и
сокращёнными сроками обучения?

Нормативные документы:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 13.05.2002 г. №1725 «Условия освоения ООП
ВПО в сокращённые сроки»;

2. Письмо Ремаренко И.М. от 13.05.2010 г.№03-956.

Сокращённые сроки:

  • Поступают на базе среднего профессионального образования или высшего образования;

  • Дисциплины переаттестуются (среднее профессиональное образование);

  • Дисциплины перезачитываются (высшее образование).

Ускоренное образование:

  • Принимаем на первый курс. Если видим гения, то переводим на
    индивидуальный план, предусмотрено освоение ООП в полном объеме в сокращенные сроки;

  • Групп по ускоренным срокам быть не может. Это уникальное, '.
    индивидуальное обучение.

ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА

В качестве целевых показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в числе прочих используются следующие два показателя: уровень доступности образования... (текущее значение - 62%, план на 2015г. - 78%); доля трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников дневной/очной формы обучения... от общей численности выпускников дневной/очной формы обучения... (текущее значение - 72%, план - 92%). Каким образом (по какому алгоритму и с учетом каких факторов) вычисляются вышеуказанные показатели


25 - 27ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ 7

1. Будут ли предусмотрены при приеме в 2011г. разные перечни вступительных испытаний для разных профилей одного направления подготовки бакалавров (например, педагогические специальности)? Молено ли вести прием отдельно по каждому профилю одного направления подготовки?

В соответствии с действующим «Порядком приема в высшие учебные заведения, имеющими государственную аккредитацию», утвержденным Приказом Минобрнауки от 21.10.2009 № 442 (п. 21.1 и п.21.2), вуз осуществляет прием на направление подготовки (специальность). Согласно ссылки 9 вуз может осуществлять прием на факультет при условии совпадения перечня вступительных испытаний.

Согласно п.40 «Порядка приема...» при приеме на направление подготовки «Педагогическое образование» вуз вправе устанавливать 4 вступительных испытания, одно из которых по профилю.

Абитуриент, успешно прошедший вступительные испытания, зачисляется на направление подготовки, а затем распределяется на профиль. Информация об условиях распределения на профили должна быть доведена до абитуриентов заранее.

2. Какова будет процедура лигитимизации ПрООП? Сроки?

Письмо Минобнауки «О разработке примерных образовательных программ» № 03-26-72 от 28.12.09. устанавливает эту процедуру.

3. Какой будет критериальная база оценки содержания и качества подготовки выпускников, если вузовские ООП будут разработаны не на основе ПрООП?

Механизм оценки качества и содержания подготовки по ФГОС будет разработана.

4. Возможно ли разработать основную образовательную программу, предполагающую одновременное (совмещенное) изучение 2-х профилей в рамках одного направления со сроком обучения 5 лет? Вариант предлагает МПГУ по направлению «Педагогическое образование». Есть постановление Правительства РФ, разрешающее иной срок обучения по направлению «Педагогическое образование»

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1136

разрешено устанавливать продолжительность обучения по направлению

подготовки «Педагогическое образование» 5 лет при условии совмещения двух

профилей.

Разрботан ФГОС для такой образовательной программы, который прошел

процедуру анализа и предварительного утверждения. Сейчас ФГОС находится на

утверждении в Минюсте.

5. Когда будут утверждены новые аккредитационные показатели, и как ознакомиться с их проектом?

С проектом, который был подготовлен в2009г., можно ознакомиться на сайте МОН в разделе «Проекты». В основу показателей легли положения ст. 9 «Закона о высшем и послевузовском образовании». Показатели будут утверждаться МОН, а их критериальные значения - Рособрнадзором.

В показателях сохранятся следующие: число укрупненных групп специальностей; возможность послевузовского профессионального образования; профессиональная переподготовка и повышение квалификации; научно-исследовательская работа в рамках УГС.

Точный срок утверждения новых показателей назвать сложно, но Рособрнадзор стремится, чтобы это произошло как можно скорее.

6. Как молено перейти к реализации ФГОС, если пет утвержденных стандартов, а примерные образовательные программы не приняты?

Необходимо начать работу по проекту стандартов. Необходимо также обращаться в Министерство, чтобы повлиять на разработчиков примерных образовательных программ.

7. Какова процедура проверки Рособрнадзором ООП. Что в обязательном порядке должно быть на сайте вуза?

На сайте вуза – обязат. перечень указан в п.4, ст.32 ред. 8.11. № 293 ФЗ «Образования».

  • сведения о вузе;

  • персональный состав ППС (до 31.12 выйдет постановление о форме и содержании);

  • копии документов (лицензия с приложениями, свидетельство о государственной аккредитации с приложением), план хозяйственной деятельности;

  • отчет о самообследовании;

  • порядок оказания платных образовательных услуг;

  • порядок приема;

  • устав;

  • перечень образовательных программ.

Рабочие программы дисциплин могут быть размещены в локальной сети вуза.

Ответ 5 группы 1.

8. Каков минимум учебно-методического обеспечения ООП?

(См. ст. 9 п. 6.2.3 РФ «Образования» 3266 ст. 10.07.92)

  1. Календарный график учебного процесса;

  2. Учебный план;

  3. Программы учебных дисциплин;

  4. Программы практик;

5. Документ, отражающий сведения о культурно-образовательной среде вуза. Первые четыре пункта являются обязательными для размещения на сайте. 5-7 пункты размещаются на сайте по усмотрению вузов.

В соответствии с п. 28 Письма МОН от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке основных образовательных программ» содержание программ учебных дисциплин в Интернет может быть представлено в аннотированном вузе.

9. Какие изменения ожидаются в содержании и процедуре аттестационного тестирования (в связи с процедурой аккредитации)?

Тестирование при государственной аккредитации - обязательная процедура. В настоящее время разрабатывается «Порядок организации и проведения тестирования». Докуме^р-нахедится на стадии согласования.

10. Какова судьба единого образовательного пространства?

К сожалению, по мнению некоторых экспертов, олитика создания "элитных вузов" и отказ от УМО приведет к разрушению единого образовательного пространства, к сожалению.

11. Как оформляется приложение к диплому магистра, если предыдущее образование по программе дипломированного специалиста?

Инструкция «О выдаче документов государственного образца», утвержденная Приказом Минобразования №65 от 10.03.2005г. Срок освоения магистерской программы составляет 2 года. В Приложение к диплому вносятся дисциплины освоенные в магистратуре. Ссылка на перечень изученных ранее дисциплин указаных в приложении к диплому дипломированного специалиста.

12. Сохранятся ли платные консалтинговые услуги в Шахтах и Йошкар-Оле?

Предлагается сохранить.

13. Где публикуется и в какие сроки график плановых проверок Рособрнадзором вузов на предстоящий год?

На данный момент график плановых проверок Рособрнадзора проходит согласование с Генпрокуратурой. До 31.12.2010г. этот график будет размещен на официальном сайте Генпрокуратуры.

Рособрнадзор до 31.12.2010г. разместит график проверок на своем сайте или доведет его до вузов, в которых будет осуществляться проверка иным доступным

способом.

Обоснование п.п. 5, 7 ст. 9 ФЗ №294 от 26.12.2008г.

14. Какие были выявлены типичные ошибки при проверках Рособрпадзора в 2010?

См. материалы презентации к докладу И.Д. Лобановой.

15. Является ли необходимым лицензирование направлений подготовки магистров «ГМУ», «Управление персоналом», если вуз имеет лицензию па направление «менеджмент» ?

Нет. На основе приказа №337 разработан «переходник». Его проект находится на сайте Рособнадзора. Если установлено соответствие, то ОУ может реализовывать программу подготовки по имеющейся лицензии. Для получения приложения к лицензии после 1.01.2011г. следует обращаться с заявлением в Управление

лицензирования.

Ответ 8 группы 5.

16. Если срок подачи заявления на повторное лицензирование истекает в декабре 2010, какие специальности (направления подготовки) указывать в заявлении по ГОС или ФГОС?

Если заявление подается до 31 декабря 2010 года, то указывается только специальности и направления по ГОС. Если срок лицензии ОУ (или филиала) заканчивается в марте - апреле 2010г., то можно в январе подать документы на переоформление лицензии на бессрочную. В январе можно подать документы на переоформление приложения по ФГОС.

17. Если заявление на аккредитацию подавать в январе-феврале, по какой процедуре проводить самообследование? Каковы особенности процедуры аккредитации для НИУ?

Если к моменту подачи заявления не будет новых нормативных документов -оформлять по старой форме.

По НИУ пока вопрос изучается и, вероятно, показатели будут отличаться, но процедура будет общей.

П. 3 ФГОС (примечание к табл.1 определяет «1 зачет ед. соотв. 36 часам»). Разъяснения для разработчиков ООП, данные в приложении к письму МОН 03.05.2010 имеют рекоменд. характер.

18. ФГОС однозначно устанавливает 1 з.е.=36часов, однако в разъясненияхразработчиком на сайте Мипобрнауки сказано, что 1 з.е.=32~38 часов. Как быть с этим противоречием?

Первоначально в макете ФГОС не было заложено это соотношение, фраза появилась в стандартах благодаря Минюсту. В разъяснениях разработчиков сделана попытка сгладить этот момент. Выдержать соотношение 1 з.е.=36 час. Можно путем сокращения учебных недель до 40 недель в год, или за счет уменьшения общенедельной нагрузки.

19. Одну зачетную единицу па экзамен отнести к аудиторной или
самостоятельной работе студентов?

Одна зачетная единица относится к самостоятельной работе.

20. Будет ли предусмотрена отсрочка для поступивших на программы
бакалавриата при условии, что соответствующие им программы (по
Приказу №63) уже имеют государственную аккредитацию? Будет ли
производиться оформление свидетельства об аккредитации?

Приложение к свидетельству об аккредитации будут переоформляться по заявлению вуза. Форма заявления еще не утверждена МОН. Образовательные программы будут аккредитоваться по укрупненным группам: если аккредитована одна программа из группы, то все программы из этой УГС будут аккредитованы «автоматически».

Если вуз успеет получить переоформленное свидетельство об аккредитации к началу нового учебного года, то, надо полагать, у студентов поступивших по ФГОС будет шанс воспользоваться отсрочкой от армии.

18. ФГОС однозначно устанавливает 1 з.е.~36часов, однако в разъяснениях
разработчиком па сайте Минобрнауки сказано, что 1 з.е.~32-38 часов. Как
быть с этим противоречием?

Первоначально в макете ФГОС не было заложено это соотношение, фраза появилась в стандартах благодаря Минюсту. В разъяснениях разработчиков сделана попытка сгладить этот момент. Выдержать соотношение 1 з.е.^Зб час. Можно путем сокращения учебных недель до 40 недель в год, или за счет уменьшения общенедельной нагрузки.

19. Одну зачетную единицу на экзамен отнести к аудиторной или
самостоятельной работе студентов?

Одна зачетная единица относится к самостоятельной работе.

20. Будет ли предусмотрена отсрочка для поступивших на программы
бакалавриата при условии, что соответствующие им программы (по
Приказу №63) уже имеют государственную аккредитацию? Будет ли
производиться оформление свидетельства об аккредитации?

Приложение к свидетельству об аккредитации будут переоформляться по заявлению вуза. Форма заявления еще не утверждена МОН. Образовательные программы будут аккредитоваться по укрупненным группам: если аккредитована одна программа из группы, то все программы из этой УГС будут аккредитованы «автоматически».

Если вуз успеет получить переоформленное свидетельство об аккредитации к началу нового учебного года, то, надо полагать, у студентов поступивших по ФГОС будет шанс воспользоваться отсрочкой от армии.

Вопросы, оставшиеся без ответа

21. На сколько может быть сокращен срок обучения по программе подготовки бакалавр па основе ФГОС при обучении студентов, имеющих среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование?

См. ответ 7 группы 5.

22. Как изменятся функции и полномочия ИМЦЛ г. Шахты?

Будут те же.

Предложение

Разделить нормативы площадей по УГС.

25-27ноября 2010 года

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ 8

1. Успеет ли Рособрнадзор оформить приложения к лицензии по «переходнику» до 1 февраля 2011г.?

Технически выполнить такую работу очень сложно за короткий промежуток времени. Если успевать не будем, то на официальном сайте вуза к 1 февраля 2011 г. необходимо разместить действующую лицензию с приложениями и «переходник», заменив в дальнейшем последний на выданное приложение.

2. Порядок прохождения процедур переоформления лицензии?

(См. ст. 33.03 Закона об образовании)

  1. Оформление нового приложения к лицензии в соответствии с
    переходником. У вуза будет два приложения к лицензии (по ГОС и ФГОС).

  2. Оформление бессрочной лицензии. Порядок оформления см. в Положении.
    (Не рекомендуется совмещать с лицензированием новых ООП, т.к. комплекты
    документов разные.)

  3. Переоформление лицензии вуза в результате возникших изменений
    (например, изменение наименования, изменение условий - добавился адрес, исчез адрес, прочее).

  1. Открытие новой специальности, направления, филиала. См проект нового
    положения о лицензировании (п.11).

  2. Переоформление приложения к лицензии в случае, если направление
    подготовки в вузе не реализуется (не-созданы-уелееия).

3. Будут ли методические рекомендации по созданию фонда оценочных средств?

Да. Разработка рекомендаций экспертными группами уже ведется (носят рекомендательный характер). Например, методические рекомендации подготовлены Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (МИСИС), также рекомендации выставлены на сайте () в разделе «Методические материалы».

  1. Будут ли внесены изменения в порядок приема в 2011 году?

Да, могут быть внесены изменения.

  1. Будут ли предложены примерные нормы времени для расчета учебной
    работы ППС?

Вуз сам решает, рассчитывать ли нагрузку преподавателей в часах или в зачетных единицах.

Нужен нормативный вузовский документ. Ранее утвержденные нормы (36 часов в неделю, не более 900 часов) действуют.

6. Основания для включения вуза в график плановой проверки Рособрнадзора?

П.8 ст.9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Окончание

  • 1 -го года выдачи лицензии;

  • 3-го года после регистрации;

  • 3 года от последней плановой проверки.

7. Сохранится ли требование по формированию контрольных цифр приема
25 человек в УГС (или все-таки по направлению)?

Да, это требование сохраняется по УГС.

8. Будут ли утверждены стандарты по направлениям подготовки, по
которым установлены иные сроки обучения (5 лет)?

В настоящее время стандарты ОП, по которым установлены иные сроки обучения (перечень утвержден Постановлением Правительства №1136 от 30.12.2009, находятся на утверждении). Кроме того, на официальном сайте МПГУ будут размещены методические рекомендации по реализации таких стандартов.

9. Есть ли нормативная база для выдачи двойных дипломов и европейского
приложения к диплому?

Нет. Однако Приказ МОН от 15.02.2005 №40 определяет мероприятия по

разработке нормативной базы.

Образцы документов есть в МГИМО, РУДН, МГУ и ассоциация классических университетов.

10. Как будет финансироваться обучение студентов, вернувшихся из армии
на бюджетные места, при отсутствии бюджетных мест?

Согласно п.4ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено право студента в течение 5 лет на восстановление, если он призван в Вооруженные силы РФ или по другой уважительной причине, с сохранением основы обучения (бюджет или внебюджет). ОУ должно запросить у учредителя бюджетные места для конкретных студентов, подавших заявление на восстановление. Учредитель обязан выделить бюджетные места.

11. Поясните процедуру проведения аккредитации при условии наличия
обучающихся на выпускном курсе?

Планируется дать разъясение в инфор. письме Рособр. надзора.

12. Каков перечень обязательных нормативно-методических документов для включения в ООП?

(См. ответ 8 группы 7)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международный конкурс для детей и молодёжи «Образование за мир» Италия. Город Форли. Май 2000 год

    Конкурс
    3. Краевой отбор работ учащихся по академическому рисунку и живописи, проводимого в рамках семинара «О преподавании рисунка и живописи в 1-4 классах учебных заведений НХО».
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (9)

    Документ
    Научно–технологического и инновационного развития стратегических информационных технологий для обеспечения устойчивого развития экономики Российской Федерации.
  3. Комплексный проект г енерального плана Ферапонтовского сельского поселения Кирилловского муниципального района Вологодской области

    Документ
    .Часть III.Разработка проекта планировки территории под комплексное жилищное строительство на незастроенных территориях деревень Яршево, Щелково, Емишево.
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  5. Программа вступительного комплексного экзамена по дисциплинам Гражданское право Российской Федерации», «Конституционное право Российской Федерации», «Уголовное право Российской Федерации» для поступающих на направление 030500. 68 «Юриспруденция»

    Программа
    по дисциплинам Гражданское право Российской Федерации», «Конституционное право Российской Федерации», «Уголовное право Российской Федерации» для поступающих

Другие похожие документы..