Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Руководствуясь приказами министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от 01.03.2010 г. № 116н «Обутверждении порядка оказа...полностью>>
'Документ'
Теоретической основой данной работы являются труды О.С. Иоффе, Л.А. Лунца, С.С. Алексеева, Е.Ю. Петрова, Ш.Д. Чиквашвили, К.С. Победоносцева, И.Б. Но...полностью>>
'Документ'
На підставі наказу (розпорядження) від " " 200_ р. № проведена інвентаризація фактичної наявності матеріальних цінностей, які знаходяться н...полностью>>
'Документ'
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП "О выполнении Комплексной целевой программы "Социальная ...полностью>>

Конкурентная разведка в web

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конкурентная разведка в WEB

Д.В. Ландэ, В.В. Прищепа

Информационный центр «ЭЛВИСТИ»

1. Основными задачами конкурентной разведки [1], которые ставятся перед информационными подразделениями бизнес-корпораций, как правило, являются:

  1. Сбор и своевременное обеспечение надежной и всесторонней информацией руководства и бизнес-подразделений о «внешней» и «внутренней» среде предприятия.

  2. Выявление факторов риска, угроз, которые могут затронуть экономические интересы бизнеса или помешать его нормальному функционированию.

  3. Выявление новых возможностей и других факторов, влияющих на получение конкурентных преимуществ.

  4. Выработка прогнозов и рекомендаций влияния конкурентной среды на деятельность бизнес-структуры.

  5. Усиление благоприятных и локализация неблагоприятных факторов конкурентной среды на деятельность бизнес-структуры.

Выше сформулированы цели и задачи конкурентной разведки, рассчитанные на легитимную деятельность соответствующих структур. Однако, следует отметить, что вся наша недавняя история, к сожалению, пестрит многочисленными примерами «нецелевого» использования служб экономической разведки коммерческих структур в противозаконных целях и с использованием таких же методов: от незаконной прослушки и видеошантажа до ликвидации конкурентов. Авторы доклада своей целью видят пропаганду ведения конкурентной разведки исключительно в рамках закона!

2. Информация характеризуются качественными, количественными и ценностными показателями. К качественным характеристикам обычно относят: достоверность (чистоту), объективность и однозначность информации. К количественным характеристикам [2] – ее полноту (отсутствие невыясненных пробелов) и релевантность (степень соответствия существу поставленных вопросов и задач). Ценностными характеристиками являются стоимость и актуальность информации. Процесс превращения сырых данных в знания и доведение их до конечных потребителей принято называть разведывательным циклом. В своем классическом понимании разведцикл принято делить на пять основных этапов:

  1. Целеуказание, планирование, определение источников информации;

  2. Сбор, добыча данных;

  3. Обработка разведданных – превращение их в разведывательную информацию;

  4. Анализ и синтез развединформации – превращение ее в знания – выводы, рекомендации, решения;

  5. Доведение информации до конечных потребителей.

3. У конкурентной разведки в последние десятилетия появилось и развилось до невиданных ранее масштабов новый информационный источник – Web-пространство сети Интернет. Сегодня по оценкам экспертов Интернет по количеству информации находится на первом месте, опережая СМИ, отраслевые издания и получаемые от коллег новости, специальные обзоры, закрытые базы данных [3]. При этом в открытых источниках и специализированных базах данных, доступных в Интернет, содержится большая часть информации, необходимой для проведения конкурентной разведки, однако остается открытым вопрос ее нахождения и эффективного использования. Последние исследования информационного Web-пространства показали, что доступные через традиционные информационно-поисковые системы 20 млрд. веб-страниц – это лишь «поверхностная видимая часть айсберга». Количество веб-сайтов в Сети увеличивается со скоростью более миллиона узлов в месяц. Около 40% всей информации в Интернете доступно бесплатно. Навигацию по этому информационному пространству обеспечивают более миллиона поисковых систем и каталогов, но и они охватывают лишь малую часть информационных ресурсов. Скрытых и невидимых (deep, invisible) ресурсов Сети значительно больше. Это прежде всего динамически-генерируемые страницы, файлы разнообразных форматов, информация из многочисленных баз данных. К «скрытому» веб можно отнести и такие сети, как BitTorrent, DirectConnect, EMule, Napster и др.

4. Назовем некоторые проблемы и задачи, которые ставятся перед конкурентной разведки в Web. Наиболее существенной проблемой является то, что колоссальные объемы информации в Интернет затрудняют поиск и выбор действительно нужных сведений.

Второй проблемой является то, что информация в Интернет имеет явно выраженный динамичный характер: информация на сайтах размещается, модифицируется и удаляется во времени. Частичное решение этих проблем возможно при применении систем контент-мониторинга информационных потоков в Интернет. Использование при сборе информации в Интернет системы контент-мониторинга в среднем увеличивает число найденных релевантных документов в 20 раз. Задача, которую необходимо решить - автоматическое извлечение понятий и фактов из формализованных массивов информации (таблиц, БД) и неструктурированных текстов. Перспективным направлением решения этой задачи в системах конкурентной разведки является использование технологий «knowledge discovery», использующего концепции Data Mining и Text Mining [4,5].

Важной задачей является также выявление аномалий [6], неочевидных закономерностей и связей. В настоящее время известно несколько путей решения извлечения понятий из текстов и выявлении их взаимосвязей, как практических, так и теоретических. Одним из них есть построение матриц и графов взаимосвязей и гистограмм распределения понятий. Матрицы можно рассматривать как неориентированные графы и применять к ним соответствующие математические методы. Как правило, узлы этих графов – коэффициенты, которые пропорциональны количеству документов входного информационного потока, одновременно соответствующие обоим понятиям, или количеству других понятий, употребляемых совместно с данными. Другим перспективным решением этой задачи можно считать построение визуального графа связей - информационного портрета, найденных релевантных документов с использование AJAX-технологии.

Еще одной проблемой является поиск информации в «скрытом» Web-пространстве, где, как было замечено выше, содержится несравнимо большее количество данных, потенциально интересных для конкурентной разведки, чем в открытой части всемирной Сети. Американский журнал Business 2.0 опубликовал список из семи технологий, которые должны "изменить мир" в ближайшем будущем. Среди них WiFi-мобильники, WiMax, Ajax, и поиск в невидимой сети – в «скрытом» веб. В связи с этим интересно заметить, что две последние технологии крайне полезны для нужд конкурентной разведки.

5. Не вся потенциально открытая "несекретная" информация является хорошо доступной, скорее – наоборот. Извлечение необходимой в каждом конкретном случае информации является сложной задачей. По мнению экспертов, только порядка 10-15% нужной информации имеется в Интернете в готовом виде, остальные 85-90% можно получить в результате сравнения, интеграции и анализа многочисленных разрозненных в данных.

6. Традиционно конкурентная разведка опирается на такие источники информации, как опубликованные документы открытого доступа, которые содержат обзоры товарного рынка, информацию о новых технологиях, создании партнерств, слияниях и приобретениях, объявлениях о рабочих вакансиях, о выставках и конференциях, и т.п. Поэтому в последнее время все более популярны базы данных на основе архивов СМИ, в том числе и сетевых. В России, например, большой популярностью пользуются крупнейшие архивная базы данных СМИ "ИНТЕГРУМ", «МЕДИАЛОГИЯ»,. В Украине эту нишу занимает система контент-мониторинга Интернет СМИ InfoStream®, содержащая свыше 50 миллионов документов.

К разряду "скрытого" веб, например, относится и крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система LEXIS-NEXIS, которая содержит более 2 миллиардов документов с глубоким архивом до 30 лет по бизнес-информации и более 200 лет по юридической информации. Каждую неделю в архивы добавляется еще 14 млн. документов. В отличие от неструктурированных массивов "поверхностного" Web, пользователи Lexis-Nexis могут использовать мощные инструменты поиска для получения достоверной и классифицированной информации.

На Украине и в других странах СНГ популярны такие базы данных, как росиийская база данных "ЛАБИРИНТ", составленной на основе публикаций ведущих бизнес-изданий, можно получить обширную информацию о конкретных персонах, организациях и компаниях, базы данных «КОМПАСС», «КАРЕ», «ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ», национальные .представительства таких известных мировых брендов, как «DUN & BRADSTREET», «CREDIREFORM», «EUROPAGES» и многие другие.

7. Общей проблемой при обращении за информационными справками в западные агентства, имеющие представительства на территории СНГ, является то, что, как правило, информация, предоставляемая в отношении западных нерезидентов, намного обширнее и качественнее, чем информация предоставляемая в отношении отечественных фирм. В связи с чем в таких случаях целесообразно обращаться к «родным» информационным компаниям – дешевле и качественнее. В Украине также существует целый ряд подобных компаний. Из известных авторам статьи можно назвать «АВЕСТА-УКРАИНА», «СІДКОН», Межбанковская служба безопасности «СКИФ» и другие. На российском рынке пользуются популярностью информационные отчеты компаний «Р-ТЕХНО», «МЕДИОЛОГИЯ», «СИНС», «ИНТЕГРУМ», «КРОНОС-ИНФОРМ» и многих других. Цены российских компаний вполне сравнимы с западными.

На российском рынке, который ближе к нам по своей специфике, кроме упомянутой выше системы в сегменте инструментальных средств для конкурентной разведки в Интернет представлено довольно много подобных систем. Попробуем перечислить только наиболее известные из них. К российским системам, заслуживающих внимания с точки зрения авторов статьи, можно отнести: информационно-аналитические системы AVALANCHE, «МЕДИОЛОГИЯ», «ИНТЕГРУМ», «ТРЕНД», «СЕМАНТИЧЕСКИЙ АРХИВ», «АНАЛИТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР», «АСТАРТА», «ГАЛАКТИКА-ZOOM», «АНАЛИТИК-2», «INTELLECTUM BIS», «АРТЕФАКТ», информационно-программные комплексы «АРИОН», «Х-FILES 2004», «ТРЕНД», «CRONOS» и другие.

На украинском рынке в этом сегменте представлены такие системы как «INFOSTREAM», «WEB-OBSERVER», «СФЕРА», «X-SCIF» и другие. Одельные задачи конкурентной разведки могут быть частично решены вполне доступными средствами. Использование новых подходов, а также открытых, доступных и относительно недорогих информационных источников, позволяет уже сегодня эффективно поддерживать принятие управленческих решений по очень многим, в том числе и стратегическим, направлениям бизнеса.

Литература

1. В. Дудихин, О. Дудихина. Конкурентная разведка в Интернет / -М.: АСТ, НТ Пресс, 2004. – 240 с.

2. Ландэ Д.В. Поиск знаний в Internet / - М.: ИД Вильямс, 2005. - 271 с.

3. Ланде Д.В., Фурашев В.М, Григор’єв О.М. Програмно-апаратний комплекс інформаційної підтримки прийняття рішень: Науково-методичний посібник.  / - К. : ТОВ "Інжиніринг", 2006. - 48 с.

4. Антонов А.В. Две актуальные Антонов Служб Безопасности // Научно-техническая информация. - Сер. 1. -№ 9, -2000

5. Печенкин И.А. Информационные технологии на службе разведки // Конфидент № 4’2004

6. Д. Ландэ. Добыча знаний // «Телеком» - № 1-2, - 2004



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование и функционирование конкурентной разведки в маркетинговой среде

    Диссертация
    Актуальность заявленной темы обуславливается современными экономическими отношениями, формирующимися в условиях конкуренции. В обстановке глобализации мировой экономики и ужесточения международной и национальной конкуренции весьма
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень osint №21 сентябрь октябрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    Минбалеев Алексей Владимирович, ст. преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета (г.
  4. «радиоэлектроника и молодежь в ХХІ веке»

    Документ
    И. Профессор, декан факультета ЭА Васянович А.В. Профессор, декан факультета ЭТ Попонин А.М. Профессор, декан факультета ТКИТ Машталир В.
  5. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Ниу вшэ. 2011. 349 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.

Другие похожие документы..