Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Содержание и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста. Речевое развитие дошкольников: основные подходы и содержание....полностью>>
'Документ'
Відомо, що способам юридичного нормоутворення відпо­відають властиві їм форми відображення юридичних норм: односторонньому волевиявленню органів держа...полностью>>
'Документ'
В предшествующей статье [1] нами дана общая постановка вопроса о социальных противоречиях современного, сложившегося в основных чертах в результате р...полностью>>
'Документ'
Родился в 1888 году в селе Любичи в крестьянской семье. Был одним из организаторов в этом селе товарищества по совместной обработке земли. Вместе со ...полностью>>

Филиппова Елена Васильевна, учитель информатики, заместитель директора по профильному обучению моу «сош №9» г. Новотроицка Оренбургской области Тема урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Филиппова Елена Васильевна, учитель информатики, заместитель директора по профильному обучению МОУ «СОШ №9» г. Новотроицка Оренбургской области

Тема урока: «Модели. Моделирование».

  Цель урока: Познакомить учащихся с понятием модели, дать классификацию моделей. Разобрать типы моделирования.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • изучить на примерах понятие модели.

    • познакомится с ролью моделирования в научных и практических исследованиях

    • изучить типы моделей

  2. Воспитательная:

    • формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала

  3. Развивающая:

    • развитие внимания и аналитического мышления

Методы обучения:

  1. лекция

  2. объяснительно – иллюстративный (презентация)

  3. фронтальный опрос

План урока:

  • Организационный момент

  • Объяснение новой темы

  • Подведение итогов

  • Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя о моделировании как методе познания.

В своей деятельности человек повсеместно используем модели, то есть создает образ того объекта, с которым ему приходится иметь дело. Продумывая план действий, человек строит модель на уровне мысли. Любимое занятие маленьких детей – моделировать ситуации и отношения из жизни взрослых. Они играют в «дочки-матери», в «магазин», в «школу». Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т.д.). В науке к созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель солнечной системы), либо очень мал (модель атома); когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические модели); когда исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолета), или создание объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т.д. С помощью моделирования можно заглянуть в прошлое или будущее. В настоящее время объекта может уже не существовать. Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Приведем примеры моделей.

Глобус - это модель земного шара. Кукла – это модель ребенка.

Предложить учащимся привести примеры моделей.

Итак, модель – это:

- упрощенный образ оригинала, неразрывно с ним связанный, отражающий существенные свойства, связи и отношения оригинала;

- мысленно представляемая или материально реализуемая система, исследование которой дает новую или подтверждает имеющуюся информацию об оригинале.

Определение модели:
Слайд №1

Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом. В то же время разные объекты могут быть описаны одной моделью, если у них имеются общие свойства.

Пример. Для таких разных объектов моделирования, как динамика эпидемии, радиоактивный распад, усвоение второго иностранного языка, выпуск изделий производства и т.д. используется одна и та же математическая модель (математическая формула), хотя процессы как объекты моделирования различны. И наоборот, моделями конкретного класса некоторой школы являются классный журнал или ведомость успеваемости, сайт в Интернете, рассказывающий об увлечениях одноклассников, фотоальбом, содержащий их фотографии.

Разработка модели – очень важный и творческий процесс. От того, как построена модель, зависит успех в решении задачи. Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи для определенных свойств объекта модель оказывается полезным, часто единственным инструментом исследования. Моделирование – это метод, позволяющий переносить информацию от реальной системы к модели и наоборот.

Процесс построения модели называется моделированием.
Слайд №2

Выделим основные признаки, по которым классифицируются модели:

Слайд №3

Рассмотрим каждый тип модели:

Слайды №4, №5, №6,№7

Форма представления информационной модели зависит от способа кодирования (алфавита) и материального носителя.

Слайд №8

Рассмотрим классификацию информационных моделей:

Слайд №9.

Для каждого типа информационной модели применяется свой тип моделирования

Слайд №№ 10, 11, 12, 13, 14

Процесс моделирования состоит из следующих этапов:

Объект - Модель - Изучение модели - Знания об объекте

Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Существуют достаточно общие методы и способы моделирования.

Слайд №№ 15, 16, 17.

В настоящее время весьма эффективным и значимым является метод компьютерного моделирования. Этапы компьютерного моделирования мы рассмотрим на следующем уроке.

Я предлагаю провести небольшую самостоятельную работу по сегодняшнему материалу.

Работа состоит из двух вариантов и рассчитана на 10 минут. Оценивание по пятибалльной шкале (за каждый верный ответ – 1 балл)

?

I вариант

?

II вариант

1

Перечислите признаки, по которым классифицируются модели.

1

Перечислите основные причины создания моделей в науке.

2

Дайте определение материальной модели. Приведите примеры.

2

Дайте определение информационной модели. Приведите примеры.

3

Определите тип моделирования по его характеристике. Приведите примеры.

3

Определите тип моделирования по его характеристике. Приведите примеры.

а) Выражение свойств оригинала с помощью образов.

а). Представление информационной модели средствами естественного разговорного языка.

б) мысленное представление об объекте

б). Использует алфавиты формальных языков.

4

Что собой представляет математическая модель?

4

Дайте определение компьютерной модели.

5

Перечислите типы информационных моделей.

5

Знаковые образы какого вида используются в образно-знаковом моделировании?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Составить схему, иллюстрирующую типы моделей и способы моделирования

Список литературы

  1. Кушниренко А. Г. Информационная культура. Новые информа­ционные технологии. 11 кл : Пособие для общеобразовательных учеб­ных заведений / Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. Назаров Б. А., Ханжин С. Б., Подольская Н. А. - М.: Дрофа, 2002.

  2. Горбунов С. М. Компьютерное моделирование. - Томск: ОЦИТ,1999.

  3. Горстко А. Б. Информатика для школьников и всех-всех-всех /
    Горстко А. Б., Чердынцева М. И. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

  4. Семакин И. Г. Информатика. 10 кл. Учебник для первой ступени профильного образования по информатике / Семакин И. Г., Хеннер Е. К. - М: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

  5. Лавренев С. М. Ехсе1: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2003.

  1. Ракитина Е. А. Решение типовых задач по информационным
    технологиям / Ракитина Е. А., Бешенков С. А., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. //Информатика и образование . - 2004. - №4.

  2. Информатика в школе. Решение типовых задач по информати­ке. Часть 2. : Москва «Образование и Информатика», Приложение к журналу «Информатика и образование». - №1. - 2004.

  3. Кутугина Е.С Моделирование. Учебное пособие. – Томск, 2005. – 80с.

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План проспект курсовых мероприятий Чувашского республиканского института образования на 2009 2010 учебный год

    Документ
    Комплектование учебных групп осуществляется традиционно по заявкам органов управления образованием, образовательных учреждений, а также по индивидуальным заявкам.
  2. Мониторинг сми год учителя 12 марта 19 марта 2010 >

    Краткое содержание
    Год учителя, как заявил президент России Дмитрий Медведев, положит начало серьезной модернизации отечественного образования. Главная цель - создать школу, развивающую способности детей, а не подавляющую их.
  3. Итоги работы моу «сош №8» городского округа Шуя в 2009/10 учебном году и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом в следующем 2010/11 учебном году. Цель анализа

    Документ
    Цель анализа: подвести итоги функционирования школы за истекший учебный год, выявить проблемы обучения и воспитания в школе. Наметить пути устранения причин выявленных в ходе анализа недостатков.
  4. Публичный Доклад об итогах работы моу сош №8 за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    Свою историю МОУ СОШ №8 начинает с 1972 года. В настоящее время школа функционирует согласно Уставу; лицензии, полученной в этом году: РО № 018603 от 21.
  5. Публичный доклад директора моу сош №2 Селютиной Т. Н. о результатах деятельности образовательного учреждения в 2010-2011 учебном году Новая школа – это школа жизни

    Доклад
    Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием.

Другие похожие документы..