Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа начинается с традиционной новогодней интермедии, где гостей встречают костюмированные сказочные персонажи. С детьми и родителями проводятся...полностью>>
'Документ'
Планирование работы актива на год 4. Анкетирование «Какое дело я бы хотел реализовать в ДО? В каком мероприятии я бы хотел принять участие?» Розинько...полностью>>
'Документ'
Цели освоения дисциплины: дать студентам знания о месте и роли комплекса международной безопасности в современной мировой политике и международных от...полностью>>
'Документ'
Фахівці освітньо–кваліфікаційного рівня „магістр” повинні мати високий рівень підготовки для виконання функцій економістів, менеджерів на підприємств...полностью>>

Качество дошкольного образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования администрации ЗАТО г. Снежинск Челябинской области

Материалы совещания руководящих

и педагогических работников

образовательных учреждений

(секция дошкольного образования)

28 августа 2006

Качество дошкольного образования:

научные исследования и практический опыт

А.Н.Мухитдинов,

заместитель начальника управления образования

«Поддержка и развитие дошкольного образования - одно из приоритетных направлений социальной политики правительства Челябинской области» (Е.С.Комарова, к.п.н., начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области).

В связи с тем, что действующим законодательством (федеральные законы: от 22.09.99 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.03 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации") организация дошкольного обра­зования отнесена к компетенции органов местного самоуправления, вторая областная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы» является едва ли не единственной возможностью реально управлять развитием системы дошкольного образования в масштабе региона и на­правлена на расширение доступности дошкольного образования и повы­шение его качества.

Первая программа была принята три года назад на период 2003-2005 гг. и успешно реализована. За период действия этой программы в Челябинской области почти на 8 тысяч увеличилось число действующих мест в систе­ме дошкольного образования; контингент воспитанников ДОУ увеличился на 17 тысяч человек; наполняемость сети дошкольных учреждений достигла про­ектного значения. Охват дошкольным образованием детей от 1 года до 7 лет возрос с 70 до 75% (в условиях повышения рождаемости и соответственно роста общей численности детей дошкольного возраста).

В целом по стране – ситуация край­не тревожная. Процессы децентрализации уп­равления уже перешли все мыс­лимые и немыслимые пределы. По мнению Е.С.Комаровой – «полное отсутствие специалистов по дошкольному образованию в федеральном министерстве при­вело к тому, что проблемы не только развития, но и элемен­тарного функционирования си­стемы даже не обсуждаются. А поскольку управленческая вер­тикаль, как правило, выстраи­вается по образу и подобию са­мой верхней ступеньки, органы управления образования некото­рых субъектов РФ уже тоже ус­пели распрощаться с такими специалистами».

Новое законодательство отно­сит организацию дошкольного образования к исключительной компетенции органов местного самоуправления. При этом ника­кой ответственности перед госу­дарством они не несут. Во мно­гих муниципалитетах России не хвата­ет денег на текущее содержание детских садов, и они продолжа­ют закрываться. Разброс платы за детский сад в муниципальных учреждениях огромен: от не­скольких десятков до несколь­ких тысяч, десятков тысяч рублей в месяц. Льго­ты по оплате где-то сохранили, где-то благополучно «похорони­ли» сразу после выхода печаль­но известного закона №122. Одним словом, единая государ­ственная политика в отношении дошкольного образования отсут­ствует.

«Например, посмотрите, что происходит с нашей дошкольной наукой, которая всегда традици­онно развивалась в центре. Ее просто не стало. Единственная в стране лаборатория дошкольно­го образования, НИИ Минобразования РФ, не финансируется более 10 лет. Да у нас и сегодня в некоторых научных, а чаще вузовских, структурах есть та­лантливые ученые, которые про­водят исследования по отдель­ным проблемам дошкольного детства. Но отсутствие четко сформулированных научных при­оритетов, единых целей разви­тия, координации исследований, достоверной и доступной инфор­мации о них приводит к тому, что в основном результаты по­добной работы не востребуются широким профессиональным сообществом» (Комарова Е.С.).

В большинстве регионов науч­ный потенциал невелик. Напри­мер, на всю Челябинскую об­ласть среди специалистов до­школьного образования всего 19 кандидатов педагогических наук и ни одного доктора. Но в неко­торых регионах научных кадров вовсе нет. Что значит в этой си­туации прикрыть деятельность федерального экспертного совета по оценке новых программно-методических материалов? То, что воспитатели, 80% которых имеют среднее специальное образование, должны использовать в работе все, что кто-либо посчитает нужным написать и из­дать? Или то, что в каждом из 89 субъектов РФ должен работать свой экспертный совет? Пред­ставляете, какова будет сто­имость новой образовательной программы, прошедшей экспер­тизу, оплаченную 89 раз? Кро­ме того, отсутствие научных кад­ров не позволит обеспечить тре­буемое качество подобной экспертизы.

«Количество образовательных программ, которые предлагаются сегодня практикам, неоправдан­но велико. И самое главное, от­сутствует их комплексный срав­нительный анализ. Только в по­следнее время стали появляться отдельные публикации с попыт­ками такого анализа. Но работы отдельных ученых, пусть даже самых талантливых, не могут быть критерием оценки столь важных документов» (Е.С.Комарова. Ж.-л.: Управление дошкольным образовательным учреждением, №4, 2006г.).

В городе Снежинске ситуация с дошкольным образованием бо­лее благополучна, чем в среднем по стране, области, т.к. дошкольное обра­зование в городе поддерживается муниципальными органами власти.

Но это проис­ходит только потому, что у конкретных людей, занимаю­щих ключевые руководящие посты, есть понимание важно­сти и необходимости развития системы дошкольного образова­ния. Нет никакой гарантии, что такая поддержка будет продолжена в долгосрочной исторической перспективе. Ведь ее может обеспечить исключительно государственная политика, прописанная в соответствующих федеральных законах.

Важнейшая из задач, стоящих перед нашим профессиональным сообществом, - повышение качества образования дошкольников, а не только условий их содержания в дошкольных образовательных учреждениях. К такому выводу мы пришли, участвуя в региональных и межрегиональных конференциях. Это сложнейшая проблема. Она связана с нерешенными вопросами стандартизации, соотнесения содержания, объема, качества образовательных услуг с потребностями ребенка, семьи и школы. Решение именно этих проблем сегодня должно носить приоритетный характер, поскольку от них зависит отношение государства и общества к системе дошкольного образования в целом.

«Задача специалистов – ученых и практиков, занятых в дошкольном образовании, – показать и доказать обществу, государству, что дошкольное образование – это не только необходимая, но и самая важная ступень в системе образования, что вложения средств в нее окупаются сторицей» (Е.С. Комарова. Ж.-л.: Управление дошкольным образовательным учреждением, №4, 2006г.).

Какие актуальные проблемы обозначены в дошкольном образовании?

Проблемы:

  • повышение качества дошкольного образования;

  • обязательный минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе;

  • система оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;

  • обеспечение преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными звеньями;

  • выравнивание стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и практическая проблема;

  • пути достижения физического и психического здоровья ребенка.

Понятие стандарта в образовании

Когда мы говорим о повышении качества дошкольного образования, об обязательном минимуме содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе, то должны подразумевать государственный стандарт в образовании. Причем говорить необходимо не об эффективности применения, а об адекватности.

Задача составляющих государственного образовательного стандарта – определить число образовательных компетенций, которые должен усвоить ребенок перед поступлением в школу.

Итоговая аттестация – она и есть число образовательных компетенций (тест в школу – утренник, выпускной праздник). На утреннике ребенок демонстрирует те компетенции, которые он усвоил.

Проблема – необходимо продумать инструментарий для определения биологического развития и уровня социальных компетенций.

Содержание образования

Отбираем материалы, которые отражает реальный объект (Пример: слон – хобот. А не большие уши, толстые ноги).

Любой объект имеет совокупность признаков, а это и есть содержание образования.

Образовательная программа должна иметь совокупность признаков, т.е. дошкольное образование должно заняться стандартизацией.

Современные проблемы подготовки детей к обучению в школе

Чем страшен дошкольный возраст? Обособленностью. Ребенку в обществе жить сложно. Общество не знает о нем и не понимает его.

«Профессиональная некомпетентность – учителя начальных классов, научные деятели, занимающиеся исследованиями в области начального обучения не знают особенностей детской психики, детского развития – обучение с 6-и лет, а теперь с 5-и и посадить ребенка в класс, чтобы не потерять учителей» (Т.Н.Доронова., к.п.н., зав кафедрой дошкольной педагогики Института общего образования МОиН РФ).

Есть ли в мире стандарты, применимые к выпускнику детского сада?

Есть, но у них разные подходы.

Японскийстандарт поведения ребенка:

  • общение;

  • принятие инструкций взрослого;

  • умение себя комфортно чувствовать с новыми взрослыми – вытирать ноги при входе, поздороваться …;

  • уважение к учителю.

Для повышения эффективности дальнейшего развития – читать и печатать буквы.

Европейскийстандарт готовности ребенка:

  • знать части тела;

  • узнавать изображения предметов;

  • знать значение предлогов;

  • уметь описывать изменение ситуации;

  • знать 8 основных цветов;

  • уметь сравнивать;

  • счет в пределах 10-и;

  • уметь соединять по точкам;

  • читать слова, короткие рассказы;

  • уметь напечатать свое имя, фамилию.

Психологи решают о готовности ребенка к школе.

Казахский стандарт. Разработчики начали с «Виртуального курса», в который вошли:

  • подготовка специалистов;

  • планирование;

  • инструмент контроля для органов управления образованием;

  • большой курс работы с родителями.

Стандарт рассчитан на 10 лет. С раннего возраста отслеживают неудачи ребенка; корректируют неудачи, нарушения в развитии. Особое внимание придается психологам, которые и сопровождают данный стандарт, в т.ч. реализацию образовательной программы.

Особое место в образовательной программе стандарта занимает работа с детьми-«кесарятами», т.к. у указанных детей проявляются различные проблемы в среднем звене школы.

Специфика казахского стандарта – на каждом дикретивном возрастном отрезке исследуются психические новообразования. На выпуске ребенок должен быть здоровым и счастливым.

Региональный стандарт дошкольного образования:

проблемы и перспективы разработки и внедрения

В чем проблема преемственности между детским садом и начальным звеном школы?

«В ее основе. Основа – это федеральный компонент начального звена, а также социальный заказ от родителей детей дошкольного возраста по выбору того или иного образовательного маршрута своего ребенка. Что детский сад, что школа тонут в обилии и разнообразии образовательных программ, которые зачастую не стыкуются и создается ситуация неуспеха успешного выпускника детского сада. Чтобы этого не происходило необходимо всем четко представлять функции стандарта» (С.Ф.Багаутдинова, к.п.н., зав.кафедрой управления образованием МаГУ).

Функции стандарта:

  • критерии оценки результатов образования – вариативность программ. Основа – специальная готовность, т.е. готовность ребенка усваивать предметы в школе. Но нельзя забывать об общей готовности ребенка к школе;

  • дифференциация основных и дополнительных услуг;

  • положительная общая самооценка у ребенка;

  • коммуникативные навыки с взрослыми, сверстниками;

  • познавательные способности;

  • психологическая готовность.

Стандарт:

Качество условий

Качество процесса стандарт

Качество результатов

Материалов, из которых педагог может выбрать способы масса, но акцент в содержании должен быть сделан на способах передачи информации и способах работы освоения материала (делай как я, а можно так, а можно так…):

Содержание образования - это не только теоретическое освоение, а и способы работы посредством чего передается содержание.

Содержание обучения

(Посредством чего передается содержание) (Как передать содержание?)

Формы, методы – их мало, они недостаточно классифицированы. На уроке, занятии педагог предъявляет до двухсот требований (встань, сядь, положи, возьми…) – необходимо продумывать глаголы. Но самое важное – приемы.

Средства обучения – то, что я помещаю между собой и ребенком. Например, дети – это солнце – солнце это уже средство.

Уровень образованности конкретного ребенка

Образованность

Количество компетенций

Качество компетенций

Компетентность






(Но, руководителям МДОУ необходимо понять и принять, что педагог может участвовать в творческом процессе, но не должен!лучше стандартизировать конспекты).

Маркетинг в дошкольном образовании

Шмелева Л.А.,

начальник отдела

дошкольного образования

управления образования

Когда мы говорим, что знаем, как можно «заработать миллионы», да еще и в сфере дошкольного образования, то понимаем, что это поражает воображение, воспринимается как шутка или фантазия. Но в данном случае мы ведем разговор не только о деньгах. Речь пойдет о том, насколько важно сегодня изучать законы бизнеса, осваивать рыночные отношения, чтобы стать конкурентоспособным в сфере услуг, к которой относится и дошкольное образование.

Используя опыт бизнесменов и помощь высокопрофессиональных консультантов, любое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) может провести серьезные маркетинговые исследования для изучения сильных и слабых сторон своей организации, выявить преимущества своих конкурентов и разработать конкретную стратегию развития. Вот тут-то и возникает первый миллион – идей, задумок, замыслов, и вы уже открываете для себя миллион возможностей для развития детей, педагогического коллектива, материальной базы, образовательных услуг. Чуть позже появится реальная возможность обрести благодарных потребителей и заинтересованных спонсоров, что позволит со временем привлечь в оборот реальные миллионы рублей в дополнение к государственной поддержке, которая компенсирует существенную часть затрат ДОУ – на заработную плату персонала, коммунальные услуги, но не обеспечивает средств на развитие.

Ни для кого не секрет, что большинство дошкольных образовательных учреждений в стране сегодня надеются лишь на государственное финансирование. Нужно смотреть правде в глаза: полное обеспечение всех детских садов для государства сегодня уже непосильная ноша. Детский сад должен обеспечивать: четырехразовое питание всех детей, медобслуживание, спальни, прачечные, современное игровое, учебное оборудование и оснащение, современный дизайн здания, его территорий и многое другое. Надо признать, что это вылетает в такую «копеечку», что не каждому и очень состоятельному государству по карману. К примеру, приличный американский детский сад принимает ребенка на 3-4 часа, одноразовое питание – свой сухой домашний паек (бутерброд и чай), никаких спален – отдохнут одетые на надувных матрасиках в затемненной комнатке, никаких программ – уход, присмотр и игры детей с приходящим воспитателем-совместителем. Но оплата за ребенка в месяц в сравнении с нашим 12-часовым детским садом в четыре раза выше. Мы все привыкли к такому положению дел и считаем это нормой.

А если разумно рассудить, то реально государство сможет содержать только часть детских садов для самых социально незащищенных слоев населения, и то по минимуму. А если дошкольное образовательное учреждение претендует на большее, хочет стать уникальным, неповторимым, интересным для своего потребителя, то для этого уже сегодня надо учиться говорить с бизнесом на «ты»! Завтра будет поздно, потому что быстро найдутся те, кто захочет прибрать детский сад к рукам и сделать из него «конфетку», но уже без вас (в случае снятия моратория на приватизацию детских садов – если это случится). Поэтому действовать очень важно сейчас. Занимая активную жизненную позицию, действуя, можно заработать деньги на развитие своей организации, сохранить рабочие места для педагогического коллектива и стать успешными в сфере бизнеса и услуг. Другого пути сейчас просто нет. Нужно использовать опыт успешного бизнеса, обращаться к бизнес-консультантам, знающим, как можно преуспеть, использовать опыт коллег – и тогда все получиться!

Маркетинг – современная система управления, основанная на комплексном анализе рынка, предоставляемой услуги, команды и окружения. Часто задают вопрос, совместимы ли понятия «детский сад» и «маркетинговая стратегия»? Да, совместимы. В результате стратегического планирования развития бизнеса достигается ясное понимание, что же сейчас происходит на рынке образовательных услуг и что именно им сейчас необходимо делать, откуда можно ждать приближающийся кризис. Полная ясность (или, как говорят психологи, «завершенный гештальт») – это как раз то состояние, которого не хватает часто руководству ДОУ. Тогда и встает вопрос о разработке маркетинговой стратегии для образовательного учреждения.

Большинство российских граждан считают, что маркетинг – это что-то зарубежное, чужое, сложное. А стратегический маркетинг вообще что-то мистически запредельное. Но, по большому счету, каждый человек в своей обычной деятельности очень часто использует этот стратегический маркетинг. Каждый руководитель задает себе вопросы, на которые маркетинговая стратегия как раз и отвечает. В отношении дошкольного образовательного учреждения это могут быть вопросы:

  • Что именно хотят родители и дети от вашего детского сада?

  • Какие именно преимущества имеет ваш детский сад перед другими?

  • Как это донести до своих потребителей?

  • Где найти именно своих потребителей (родителей и детей)?

  • Какие преимущества детского сада развивать в первую очередь?

Если для руководителя это становится очевидным, то действовать в любой ситуации, а особенно в ситуации кризиса – становится легко. Это как в пословице: «Среди слепых и одноглазый – король». Тот, кто видит, куда идти, действует более успешно.

В рыночных условиях часто возникает кризис «неожиданности» – это закономерное явление, и чтобы этого избежать в будущем, нужно разработать стратегию развития ДОУ. Это позволит не только структурировать ситуацию внутри организации, но и даст понимание, куда и как нужно двигаться в условиях рынка. Каждый заведующий ДОУ понимает, что существует конкуренция на рынке образовательных услуг. Но если сегодня ничего не предпринимать, завтра твоя организация может оказаться «за бортом» – дети уйдут в другой детский сад, а коллектив останется без работы.

Разрабатывая стратегию развития своего ДОУ совместно со специалистами маркетинга, нужно знать, что главным является удовлетворение ожиданий потребителя (родителей, ребенка). Только он решает, покупать или не покупать наши услуги, от него зависит благополучие ДОУ. Общественность тоже предъявляет к дошкольному образовательному учреждению свои требования: не только родители, но и школы, управление образования, Региональное управление №15 ФМБА России, ФПС-7 МЧС России – они тоже влияют на развитие учреждения. И все вместе они решают – быть ему или не быть, и если быть, то каким?

Дошкольным образовательным учреждениям необходимо осознать, что они оказались в рыночных отношениях, как и вся образовательная система. Поэтому имеет смысл не просто разрабатывать стратегию образовательной организации, а разрабатывать ее рыночную стратегию. Давайте назовем ее маркетинговой стратегией. Вся стратегия маркетинга должна ориентироваться на самые главные факторы рынка, влияющие на существование организации. Для дошкольных образовательных учреждений их четыре. Как бы на этих четырех ножках будет держаться ваше положение на рынке образовательных услуг. Это как кресло, на котором вы сидите: если все ножки равномерно «учтены» в стратегии, то и положение будет устойчивым. А если любая из них «отрезана», то положение на рынке неустойчивое, можно ждать неожиданностей.

Первый фактор – ожидания общественности, таких субъектов как: управления образования, разработчиков программ обучения, коллег и так далее. Именно этому ближайшему окружению кажется, что они-то знают, как необходимо образовывать, воспитывать детей, то есть предоставлять услугу. Ведь для этого написаны целые библиотеки научных трудов, люди учатся пять лет в институтах, проводят исследования, эксперименты, защищают диссертации. Поэтому ближайшее профессиональное окружение полноправно занимает позиции одного из важнейших факторов развития ДОУ на рынке дошкольного образования.

Однако, этот фактор хот и важный, но – один из нескольких. Педагогическое сообщество важнейшая, но не единственная детерминанта развития ДОУ. Что же еще, кроме ближайшего окружения коллег и упомянутых ранее потребителей и конкурентов, определяет конкурентоспособность ДОУ?

Два детских сада, работающие по одной программе, подотчетных одному управлению образования и подготовившие кадры в одном институте, могут отличаться, как небо и земля. Причина этого – внутри организации. По большому счету, причина лежит в двух-трех ключевых людях, умеющих «завести» всех остальных работников. А они, соответственно, черпают силы из какого-то идеального образа, к которому, как им кажется, всех нужно привести. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на развитие ДОУ, является «образ будущего» у ключевых руководителей. Проводимый сравнительный анализ конкуренции показал, что именно «решительность, активность руководителя» является одним из сильнейших преимуществ развивающегося детского сада. А анализ управленческой структуры подтвердил, что заведующая является именно «ключевой» фигурой.

И, конечно же, ресурсы учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые) являются также одним из определяющих факторов развития детского сада.

Таким образом, успешная реорганизация любого дошкольного образовательного учреждения возможна лишь вследствие системного подхода к этой проблеме. Успех может быть гарантирован только в том случае, когда руководитель представляет:

  • четкую картину образа детского сада в будущем;

  • слабые и сильные стороны учреждения – управленческие, финансовые, кадровые, бытовые;

  • ожидания родителей (покупателей услуг) и детей (потребителей услуг);

  • ожидания педагогической общественности и коллектива.

Успешная стратегия развития сада должна учитывать, как все эти ожидания могут совпадать, пересекаться и конфликтовать (такое тоже бывает).

Все эти непростые вопросы необходимо не только выстроить в систему и упорядочить, но и соразмерить с бюджетом и определить новый подход к управлению детским садом. Если руководитель боится принимать решения и брать на себя ответственность за благополучие дела и людей, которые ему доверяют, то маркетинговая стратегия развития учреждения ему не нужна. Таким образом, если сидеть сложа руки и ждать, когда кто-то решит наши проблемы, то детский сад, скорее всего, прекратит свое существование.

При переходе на рыночные условия важно иметь единомышленников в педагогической среде и коллективе родителей. А их можно объединить только общей целью, хорошо сформулированной и учитывающей их интересы. Часто родители думают, что если они заплатили за детский сад, то тем самым сняли с себя всю ответственность за развитие ребенка. Мы должны привести их к мысли, что только вместе мы сможем помочь ему раскрыться, поверить в себя. Только тогда они начнут понимать, что, быть может, семья и не приобретет лишнюю вещь для дома, но зато ребенок будет ходить в такой детский сад, где будут созданы условия для его полноценного развития, где ему помогут раскрыться как личности, с учетом пожеланий родителей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Качество дошкольного образования»

    Доклад
    Прежде чем выйти сюда и представить свою точку зрения о качестве образования, о механизмах влияния на это качество и оценку труда педагогов, мы провели опрос родителей детского сада по данным вопросам.
  2. Дошкольного образования Дубны является одной из ключевых в социальной сфере города и занимает достойное место в образовании Московской области

    Анализ
    На сегодняшний день система дошкольного образования Дубны является одной из ключевых в социальной сфере города и занимает достойное место в образовании Московской области.
  3. Публичный отчет   о состоянии и перспективах развития качества дошкольного образования в мбдоу црр детский сад №8 «Буратино» г. Охи» Оха 2011г. Содержание

    Публичный отчет
    Государственный статус учреждения: тип – дошкольное образовательное учреждения, вид – Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, категория – первая.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность

    Рабочая программа
    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
  5. Программы дошкольного образования «Мозаика»

    Документ
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области

Другие похожие документы..