Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Заседания дегустационной комиссии смотра-конкурса, проходившего в г. Стерлитамак Республики Башкортостан в рамках научно-практического семинара «Вопр...полностью>>
'Документ'
- Современные информационные технологии и системы комплексной диагностики спортивного потенциала, базирующиеся на автоматизированных программно-аппар...полностью>>
'Документ'
33. Специфика бухгалтерского учета в территориальных (городских, районных и т.п.) органах управления здравоохранением. Оценка сметы расходов и ее испо...полностью>>
'Документ'
Сегодня мы собрались на праздник Наурыз. Наурыз мейрамы көктем мен еңбек мерекесі болып табылады. Шығыс күнтізбесі бойынша, жана жыл күн мен түн теңе...полностью>>

Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 2. второй уровень: Учебно-исследовательская деятельность студента-юриста

2.1 курсовая работа как форма организации учебно-исследовательской деятельности студентов.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, как правило, охватывает три вида исследований: теоретические, эмпирические и смешанные.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы.

Эмпирические исследования, как правило, связаны с изучением и описанием юридической практики

Смешанные исследования предполагают сочетание вышеуказанных видов и их модификаций. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические и другие работы. В смешанном исследовании одна глава может быть посвящена теории вопроса, а другая — практической реализации.

Реферат в большей или меньшей степени может нести элементы учебно-исследовательской деятельности. В таком случае студенту, изучившему материал главы 2, достаточно иметь в виду сведения, сообщаемые в главе 3.

Курсовая работа — это письменная работа, включающая в себя реферирование, но выполняемая на более высоком уровне. Это небольшая научно-исследовательская или научно-практическая работа (не более 40 страниц машинописного текста), посвященная изучению строго определенного вопроса (темы). Она может включать в себя ранее осуществленное реферирование. Законченная курсовая работа в дальнейшем может послужить основой дипломного проекта.

Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области.

Курсовая работа является одним из основных методов обучения студентов и имеет своей целью:

  • закрепление, углубление, обобщение знаний, полученных в теоретических курсах, и применение этих знаний к комплексному решению конкретной задачи;

  • привитие навыков работы с литературой, в том числе со справочной, ГОСТами, нормативно-правовыми актами, типовыми проектными решениями и т. д.;

  • закрепление навыков по выполнению практических задач и оформлению необходимой документации.

Тема курсовой работы, как правило, отвечает учебным задачам конкретного предмета и увязывается с практическими требованиями современности. Она носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студенты учатся анализировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности. В процессе подготовки курсовой работы студенты приобретают более широкие навыки в использовании источников информации, учатся самостоятельности мышления и проявляют исследовательские аналитические способности. Помимо учебной цели, выполнение курсовой работы преследует также и важную методическую цель — подготовить студента к дипломному проектированию.

Для непосредственного руководства выполнением курсовых работ каждому студенту назначается научный руководитель.

Научный руководитель помогает студенту в выборе темы работы, консультирует по вопросам структуры и содержания курсовой работы, подбора литературы и другим вопросам.

Научный руководитель контролирует ход выполнения работы, проверяет законченную работу и дает на нее рецензию.

В рецензии преподаватель отмечает достоинства и недостатки работы, исходя из установленных критериев оценки качества работы.

Структура курсовой работы должна включать следующие элементы:

  • Титульный лист.

  • Оглавление.

  • Введение

  • Глава I. Исторические и теоретические аспекты предмета исследования

Понятие, определения, сущность и правовая природа предмета исследования.

Генезис развития исследуемого института (явления) в историческом аспекте правового регулирования.

Нормативная база, регулирующая объект исследования в целом и предмет исследования в частности.

  • Глава II. Практическая реализация правоотношений в исследуемой сфере

Субъекты правоотношений в исследуемой сфере.

Направления (способы, виды) взаимодействия субъектов по поводу объекта в исследуемой сфере.

Особенности реализации исследуемых правоотношений (в сравнении с иными областями и объектами).

  • Глава III. Проблемы правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере – теоретические и практические аспекты, а также пути их решения.

Проблемы практики правоприменения в исследуемой сфере и пути их решения.

Проблемы законодательного регулирования в исследуемой сфере и тупи их решения.

  • Заключение

  • Список нормативно-правовых и иных официальных актов и источников.

  • Приложения(необязательный элемент).

Введение должно содержать:

  • актуальность темы курсовой работы,

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • цель курсовой работы,

  • задачи курсовой работы,

  • методы исследования;

  • краткое содержание курсовой работы (по главам).

Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования.

При завершении параграфа надо сформулировать выводы, которые вытекают из содержания данного раздела.

Окончив работу над всеми параграфами, их затем прочитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.

После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. Во введении также формулируются цели и задачи работы.

Завершающим этапом является подготовка заключения, излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы.

Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка источников.

Критерии оценки:

  • степень соответствия курсовой работы общим требованиям, а также целям и плану;

  • глубина и полнота раскрытия содержания работы,

  • полнота охвата научной литературы;

  • уровень теоретической и методической проработки вопросов;

  • использование нормативных актов, юридической практики;

  • наличие самостоятельных разработок, выводов и предложений, их обоснованность;

  • творческий подход к написанию курсовой работы;

  • оценка правильности выбранного метода исследования,

  • четкость, ясность, стиль и грамотность изложения материала,

  • качество (аккуратность) оформления работы.

Окончив работу над всеми параграфами, их затем прочитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.

После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. Во введении также формулируются цели и задачи работы.

Завершающим этапом является подготовка заключения, излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы.

Как правило, курсовая работа предоставляется на проверку непозднее, чем за 2 недели до начала зачетной недели, защита работ проводится на зачетной неделе.

При выполнении всех требований, предъявляемых к курсовой работе, на титульном листе ставится запись «к защите». При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовых работ научный руководитель дает развернутый письменную рецензию на курсовую работу и возвращает ее для доработки и устранения недостатков. Студент обязан доработать и вновь сдать работу на кафедру.

Перед защитой курсовой работы ее автор обязан ознакомиться с рецензией научного руководителя на свою работу и с предварительной ее оценкой. Работа может быть возвращена на доработку при условии, если автор выполняет курсовую работу в соответствии с графиком, установленным кафедрой.

Защита заключается в следующем:

— студентом обосновываются положения, выносимые на защиту, сформулированные во введении курсовой работы;

— отвечает на вопросы научного руководителя и других присутствующих на защите лиц;

— обосновывает свои выводы дополнительными аргументами.

Оценка курсовой работы проводится по пятибалльной системе, при этом учитывается содержание работы, итоги устной защиты, сроки выполнения.

Научный руководитель определяет оценку и одновременно ставит ее в зачетную книжку студента, а также в ведомость. Защита курсовой работы при отсутствии зачетной книжки или ведомости не допускается.

Курсовая работа после защиты сдается студентом на кафедру. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются.

Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к экзаменационной сессии.

Письменная работа является завершением некоторого планомерного учебного процесса, программой которого определены сроки ее выполнения. Общая технология подготовки и защиты письменных работ состоит из следующих элементов:

- подготовительная работа,

- изучение источников информации,

- подготовка текста письменной работы,

- редактирование и оформление текста письменной работы,

- подготовка к защите и защита учебного исследования.

Подготовительная работа:

  • определение темы учебного исследования;

  • определение цели учебного исследования;

  • формулировка рабочих названий наиболее предпочти­тельных вариантов темы;

  • согласование темы;

  • определение задач учебного исследования;

  • формулировка рабочих названий частей письменной работы;

  • определение общего порядка и методов выполнения работы;

  • утверждение темы;

  • получение задания на учебное исследование;

  • определение предварительного порядка построения содержания письменной работы;

  • составление общего плана содержания;

  • получение методических рекомендаций на выполнение письменной работы;

  • уточнение и утверждение плана написания работы.

Подготовительная работа проводится, как правило, под руководством преподавателя. Все ее этапы соблюдаются только при выполнении дипломной работы. Требования к подготовительной работе постепенно возрастают от реферата (общее представление) через курсовое исследование к дипломному проектированию.

Работа с источниками информации:

  • определение основных источников информации;

  • поиск информации в различных группах источников по ут­вержденной теме;

  • последовательная обработка источников информации (ведение рабочих записей);

  • отсев ненужных источников;

  • составление списка источников, необходимых для написания работы;

  • определение порядка работы с источниками информации, необходимыми для написания работы;

  • систематизация и анализ записей;

  • проверка полноты и достоверности записей.

Подготовка текста письменной работы:

  • дополнение, уточнение и согласование рабочих записей в слитный текст;

  • рубрикация текста;

  • уточнение плана содержания письменной работы;

  • при необходимости привлечение дополнительных источников информации;

  • составление развернутого плана (содержания) письменной
    работы.

Редактирование и оформление текста письменной работы:

  • редактирование основного текста;

  • дополнение содержания частями, не вошедшими в основной текст;

  • корректура текста;

  • оформление текстуальной части;

  • оформление иллюстративного материала;

  • оформление приложений.

Подготовка к защите и защита письменной (курсовой) работы:

  • подготовка текста выступления для защиты письменной работы;

  • подготовка автореферата (тезисов), отзывов и рецензий на пись­менную работу;

  • передача письменной работы на проверку преподавателю для рецензии;

  • защита письменной работы.

2.2 Подбор нормативно-правовых актов, литературы и работа с ними

Студенту следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной исследовательской работы. Второй уровень СРС предполагает некоторые дополнения к вышесказанному в п.1.4.

Знакомиться с литературой по теме работы целесообразно в следующей последовательности:

  • нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты);

  • учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы темы дипломной работы;

  • научные издания (монографии, диссертации и авторефераты диссертаций), так или иначе затрагивающие аспекты темы работы;

  • периодические издания (журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы и определяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющих содержания темы работы;

  • материалы судебной практики (постановления арбитражных судов, суда общей юрисдикции, мировых судей) по тематике дипломной работы;

  • статистические данные позволяющие определить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросам темы;

  • данные системы Интернет, правовых сайтов ведущих юридических факультетов и вузов России и т.п.

Очень важно изучать нормативно-правовые акты и литературу в порядке обратном хронологическому. Вначале целесообразно изучить самые «свежие» публикации, затем — прошлогодние, потом — двухгодичной давности и т. д.

Надо отметить, что основные научные источники обязательно следует использовать за последние 3-5 лет, а для отражения исторического аспекта данной темы – источники того периода, который студент намерен исследовать в работе.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.

На основании произведенных записей составляется список нормативно-правовых актов и литературы по тематике дипломной работы, который он согласовывает с научным руководителем.

При подборе нормативно-правовых актов большую помощь могут оказать справочные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и другие, облегчающие поиск документов, а также позволяющие быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в методическом кабинете Университета, библиотеках вуза и города.

Информация анализируется в следующем порядке:

  • заглавие;

  • фамилия автора;

  • наимено­вание издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

  • время издания;

  • количество изданий (первое, второе и т.д.);

  • аннотация;

  • оглавление;

  • введение (предисловие);

  • справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При подборе литературы следует помнить одно: цель - это поиск нужной информации, только непосредственно относящейся к предмету моей работы, а не поддаваться соблазну «набрать побольше».

В ходе изучения литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным действующим ГОСТом.

В связи с тем, что юристы в основном исследуют документы, то следует хорошо представлять следующие методы анализа документов:

1. Информационный метод

Метод информационного анализа документа предполагает формальную характеристику его текста по нескольким параметрам: физическому объему (габаритам), информационному объему, информационной емкости, информативности.

Физический объем документов на бумажных носителях измеряют в печатных листах. Печатный лист - единица печатного объема (площади) произведения печати, равная одной стороне бумажного листа стандартного формата и содержащая различное число печатных знаков в зависимости от формата наборной полосы, особенностей набора, шрифта. Различают физический печатный лист (его определение совпадает с определением печатного листа) и условный печатный лист (за него принят печатный лист формата 60 х 90 см), который служит для сопоставления печатных объемов изданий, отпечатанных на бумаге разного формата.

Информационный объем документа измеряется длиной или площадью непрерывного текста (исключая пробелы, поля, паузы). В издательской практике используется понятие учетно-издательский лист. Это единица объема издания, равная 40 тыс. печатных знаков или 3000 кв. см иллюстративного материала.

Отношение информационного объема документа к его физическому объему называется компактностью.

Информационная емкость текста - это произведение общего числа элементов текста на среднюю их повторяемость. Информационная емкость текста измеряется подсчетом слов и словосочетаний, несущих в тексте основную смысловую нагрузку — дескрипторов. Дескрипторы различаются по значимости. Чем более значим дескриптор, тем чаще он встречается в тексте. Полный список проранжированных по значимости дескрипторов есть тезаурус.

Если в числителе записать величину информационной емкости, а в знаменателе - информационного объема, то в результате получится новая характеристика текста - информационная плотность.

Информационная плотность текста зависит от языка, стиля, жанра, отраслевой принадлежности и т. д.

Важнейшим параметром, характеризующим качество текста документов, является их информативность. Существующие определения понятия информативности документа сводятся к следующему: это количество содержащейся в документе информации, новой для данного потребителя.

Проблема информативности документа и способов ее повышения привлекала в последние годы достаточное внимание специалистов, были сделаны попытки дать определение понятия информативности документа, предложить способы ее измерения, указать причины низкой информативности существующих документов и наметить пути ее повышения.

Необходимым условием реализации информативности документа является доступность его текста. Доступность текста, в частности, обеспечивается отсутствием или малым количеством избыточной информации, разумным соотношением новой и уже известной потребителю информации, правильным выбором структуры документа, логичностью, последовательностью изложения, языковой корректностью, точностью терминологии, отсутствием громоздких построений, умеренностью в употреблении сложных словосочетаний.

2. Терминологический метод.

Метод терминологического анализа возник первоначально в лингвистике, но со временем обогатился приемами логики, семиотики и стал успешно использоваться во многих научных областях.

Понятие - это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом. Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают понятие с предметом или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Формирование понятий - результат познания, исследования предметной области, изучения закономерностей и тенденций ее развития. Всякое понятие представляет собой абстракцию, т.е. мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и вычленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущность предметов и явлений. Понятия не статичны, они постоянно изменяются.

Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами, которые составляют основу научного языка. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Термин не называет понятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему.

Содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию - краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. содержание и границы.

Терминам присущ ряд особенностей:

  • системность (термин должен быть всегда связан с другими терминами данной предметной области);

  • дефиниция (краткое логическое определение понятия);

  • моносемичность (однозначность истолкования значения в пределах, одной предметной области, одной научной дисциплины);

  • отсутствие экспрессии и стилистическая нейтральность.

3. Терминологический анализ.

Терминологический анализ позволяет вскрыть сущность и смысловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодействие терминов, установить место каждого из них в понятийном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап - целевое изучение (в первом приближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базового (ключевого) термина и, терминов, подчиненных ему. Последние важно показать в такой связи, какая сложилась в практике их использования.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого - выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе которого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап - исследование изменения терминов и отражаемых ими понятий с момента вхождения их в терминосистему науки, т. е. изучение процесса формирования, развития понятий внутри науки.

Изучать термин нужно во всех его связях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значение в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых материалов, полученных на предшествующих этапах, дает четкую формулировку каждому понятию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальность 030501 «юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    На основе ее защиты и сдачи государственных экзаменов Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении квалификации «юрист» - бакалавр, специалист или магистр.
  2. Программа курса и методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» Челябинск

    Программа курса
    Логика: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 030501 – «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения / составитель А.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (7)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 «Юриспруденция» утвержденной
  4. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (8)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 “Юриспруденция”, утвержденная
  5. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (12)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 “Юриспруденция”, утвержденная

Другие похожие документы..