Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
Впровадження в навчально-виховний процес інформаційно-комунікаційних технологій дає змогу якісно змінити цей процес та по-новому підійти до розробки ...полностью>>
'Документ'
Реализация задач позволила коллективу выйти на определённые рубежи развития, свидетельствующие о положительных тенденциях, а также увидеть недостатки...полностью>>
'Рабочая программа'
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова Программы для...полностью>>
'Лекция'
Лекция №1 (Вводная Часть в боевую магию) 1.Два слова о законах магии. 2.Понятие Боевой Магии - (БМ) а) о новичках б) о тонких планах в) о техниках г)...полностью>>

Муниципальное образовательное учреждение (7)

Главная > Творческая работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

Нетрадиционные формы проведения уроков как средство повышения качества знаний учащихся.

на сайте httр://scH49edusite.ru

учитель математики

высшей категории

МОУ «СОШ № 39»

«Отличник народного просвещения»

МОРГУЛИНА С.П.

Астрахань2010г.

-1-

Нетрадиционные формы проведения уроков

как эффективное средство повышения качества знаний учащихся.

План

I.Введение

II. Экспериментальное исследование качества знаний учащихся через

нетрадиционные формы уроков.

1. Нетрадиционные формы уроков как средство развития

познавательного интереса учащихся.

2. Комфорт школьников в образовательной деятельности.

3. Составление упражнений – одна из составляющих развития

творческого мышления учащихся и развитие самостоятельности.

4. Творческая работа на уроках геометрии.

III. Заключение

IV. Список использованных источников.

V. Приложение.

-2-

Введение.

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своёй образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые составит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной дёятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Общеизвестно, что учёба для школьников становится всё труднее. Об этом в один голос говорят и сами учащиеся, и их родители, да и мы, педагоги, придерживаемся того же мнения. Но в чём именно выражаются эти трудности? Путём анкетирования учащихся, уже начиная с пятого класса, выявлено достаточно много различных причин трудностей обучения вообще и в изучении математики в частности. Но главным из них, как отмечают в анкетах учащиеся, являются «сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни», которые появляются у школьников уже в шестом классе, к началу седьмого класса сходит на нет живой, непосредственный интерес к процессу учёбы как таковому, отсюда учащиеся ссылаются на однообразие, не интересность заданий, выполняемых для овладения предметом.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Бесконечно много зависит от личности учителя, его душевных качеств, эмоциональности, от его творчества и инициативы. Наверное, неслучайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так и не может быть похожих уроков. Педагог-новатор Ильин советует: не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок – это социальность, публичность, человечность». Правомерно говорить и об особых методических способах воздействия урока на школьников. Урок…Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который

-3-

помогает ученикам набраться сил. В школе на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем – не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый день – творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Нетрадиционные формы уроков, как средство развития познавательного интереса учащихся.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при, которой ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Поэтому основная задача современного учителя выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть сообщены или даны. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигуть этого собственной деятельностью, собственными силами и собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Все искусство воспитания и образования не более чем искусство возбуждения. То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности – не его». Этот принцип Фридриха Адольфа Дистервега (1790-1886) является определяющим в разработке системы и методов обучения.

Но как?, Какими методическими путями добиться такой самостоятельной познавательной деятельности при изучении не только математики, но и всех остальных предметов? На этот вопрос не было единого ответа. Самому исследовательскому подходу давались различные названия: лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных-нетрадиционных уроков (К.П.Ягодовский), эвристический метод (Амстронг), естественнонаучный метод (А.П.Пинкевич) и другие. Учитывая естественную сущность близости указанных терминов Б.Е.Райков еще в 1913 году заменил их термином «исследовательский метод», суть которого видел в том, что:

  1. он способствует формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления

  2. соответствует законам интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством которого является любознательность.

Говоря о самостоятельном исследовании учащихся, Б.Е.Райков указывает на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями», только для них самих, а не для науки. Учитель заведомо знает, что

-4-

«откроет» ученик, каким путем он это сделает, но это не умоляет педагогической ценности ученического «открытия». Таким образом, многие прогрессивные педагоги дореволюционного периода и многие педагоги 20-ых годов разрабатывали активные методы обучения, выдвигали идею изменения самого принципа организации словесно-наглядного типа обучения на основе широкого применения нетрадиционных методов и форм.

Задачи, поставленные перед современным учителем, а, значит и перед учителем математики, требуют усиления их образовательного и воспитательного потенциала, настраивают на поиск, использования форм, методов и приёмов работы, которые бы гармонично и разнообразно воздействовали на весь внутренний мир, активизировали бы их познавательную деятельность, создавали возможность и способность учеников учиться по своему желанию и выбору, когда учитель и ученик-активные участники образовательного процесса участники образовательного процесса.

Ещё Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания:

«Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно; нужно:

1.чтобы то, чему учат ученика, было понятно и

занимательно,

2.чтобы душевные силы его были в самых выгодных

условиях…»

Современной школе, к сожалению, не хватает эмоциональности. Большинство уроков математики ориентировано на развитие мышления, логики, формирование различного рода умений и навыков. А как нужен нашим школьникам взлёт чувств. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Истина воспитывает лишь тогда, когда есть определённое отношение к ней. Знание перестают воспитывать, как только они освобождаются от накала человеческих страстей и не несут в себе духа борьбы». Сегодня все большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные, интеллектуальные личности, обладающие знаниями основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и новые приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает

-5-

необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих методов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Потребность в яркости, необычности, занимательности урока ощущают и сами ученики. Использование наряду с традиционными особых, нетрадиционных форм урока, не совсем обычных и совсем необычных учебных занятий создаёт эмоционально-нравственную атмосферу, которая только и может заставить сопереживать находящегося в постоянном цейтноте, человека нашего времени.

Что представляют собой эти уроки? Прежде всего, урок остаётся уроком: необычность формы не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному - обучать, воспитывать, развивать. Такой урок должен удовлетворять всем основным требованиям, к нему предъявлённым, т.е. должен быть концептуальным, чётким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, познавательных вопросов, викторин, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения. Они могут быть представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвящённый реализации одного из методов.

Не совсем обычные уроки это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные формы уроков по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность, такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,

-6-

ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы ( например общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:

1.Замысе, 2. Организация, 3.Проведение.,4.Анализ.

Очень много нетрадиционных уроков уже проведено в практике педагогами нашей школы, мной лично. Особенно наблюдается всплеск проведения нетрадиционных уроков во время проведения математических декад, или во время проведения семинаров. Декады математики у нас традиционно проводятся в феврале месяце, каждый учитель математики представляет один нетрадиционный урок и внеклассное мероприятие. Это бывает настоящий праздник математики, водопад разнообразных идей, нескончаемый поток нетрадиционных уроков.

Это «уроки-путешествия» с элементами соревнования, с необычной оценкой деятельности учащихся (приложение 1); «уроки творчества», целью которых является повторение и обобщение по теме (на основе развития креативных навыков), «уроки-турниры», урок «охота за пятёрками» по закреплению умений решать задачи и многие другие.

К таким урокам нельзя подходить, как к обычному школьному уроку. Они должны стать для учащихся праздником, взлётом чувств. Такие уроки требуют особого настроения класса, а эту «настроенность» трудно создать и легко разрушить. Но если урок удаётся, он может дать ученикам эмоциональный заряд надолго, (что является здоровье сберегающим фактором), определить верный душевный настрой, необходимый для развития интереса к урокам математики, развеять сомнения в пользе математики для дальнейшей жизни.

Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учеников, но это не так. За внешней занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активируется воображение, пробуждается творческий интерес, самостоятельность учащихся.

Я разделяю мнение тех учителей, которые считают, что возникновение таких уроков совпало с возникновением новых детских потребностей: стремление к гласности выразилось в уроках типа «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция», чёткое осознание важности делового партнёрства, творческого содружества-с уроках с использованием групповых форм работы; потребность в расширении и укреплении человеческих контактов в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки «скорой помощи», деятельность учеников-консультантов).

-7-

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, самые значимые и часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а также для контроля за их усвоением широко использую на уроках дидактические игры: «Математическое домино» - состоит из12-30 карточек, каждая карточка разделена на две части, на каждой записано задание, на другой ответ к другому заданию.

«Карточки обратной связи» - состоят из 5-6 планшетов из прозрачной плёнки, соединенные вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. Такие карточки готовят сами учащиеся по отдельным темам. Вопросы задаю устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Это позволяет видеть, кто как знает материал.

При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. Опыт показывает, что лучшие результаты дают уроки, которые проводятся в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что и объяснение нового материала, и опрос учащихся-всё делается вместе с учащимися.

Задача преподавателя не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся.

Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновать выводы, но если они неверны, поправить.

В проведение уроков включаются технические диктанты. «мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс-конференции, уроки-конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.

1.Бипарный урок.

Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить

-8-

педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарным уроком теоретическое и производственное обучение. Мною были проведены бипарные уроке по алгебре и информатике. Сам факт того, что данный урок проводится в кабинете информатике, где стоят компьютеры, приводил учащихся в восторг. Урок был по теме «Знакомство с калькулятором и его применение», первую половину урока вела я, а вторую часть учитель информатики. Она использовала компьютер в режиме калькулятора. Было много исторических данных, а потом всех посадили за машины ( у половины детей в классе есть компьютеры дома). Данный урок получился результативным, наполненным, нетрадиционным. Цель урока была достигнута.

2.Бит-урок.

Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа. Бит-урок я проводила по теме «Симметрия». Этот урок я начала совсем необычно, я читала стихи Пушкина, потом вспомнила сказку о «Мертвой царевне» и прочитала с зеркалом в руках: «Свет мой зеркальце скажи…. И после ряда вопросов подвела учащихся к теме, объявила цель и т.д. В результате этого нетрадиционного урока дети много узнали из истории, познакомились с симметрией в геометрии, в природе, в стихах, в жизни. После этого урока у них сложилось четкое понятие о симметрии, о ее видах, и том, что она существует не только в геометрии, и ее используют не только в архитектуре.

3.Урок-аукцион.

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идеи. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

4. «Мозговая атака».

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды

-9-

меняются ролями. Предоставление возможности учащимся на уроке предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

5. «Урок-спектакль»

Эффективной и продуктивной формой является урок спектакль. Использование художественных произведений о великих математиках дает представление о том времени, заставляет задуматься о причинах, которые привели к тому, или иному открытию, или просто-напросто познакомиться с характером великих людей и их великими открытиями. Такой вид урока активизирует мыслительную, речевую деятельность, включает в работу образную память, а также углубляет знания по предмету. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Я провожу не целиком урок-спектакль, а включаю в свои уроки небольшие инсценировки, особенно в пятом классе, это позволяет заинтересовать учащихся данной темой, сделать так, чтобы они после урока обратились к книгам и почитали о великих математиках, или о событиях, или вообще познакомились с историей того времени. К инсценировкам в пятом классе привлекаю учащихся постарше, чтобы был факт неожиданности.

6. Интегрированный урок.

В современных условиях обучения математике в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных обще дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения математике. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Уроки такого типа проводятся сразу 2-3 преподавателями, например:

а) математики, физики и информатики;

б) математики, учителя черчения и производственного обучения.

В) математики, историки, литераторы.

Составляется определённая схема урока, где каждый предмет вписывается, подчиняясь общим целям и задачам урока.

В пятом классе изучается тема «Старинные русские меры». Этот урок был проведен в содружестве с учителем истории литературы и музыки. Этот урок очень всем понравился. Начинала урок я, потом продолжал учитель истории, который вместе с детьми подготовил

-10-

богатейший исторический материал, рассказывал учитель, дети, потом показывали слайды, которые были привезены учителем истории из одного московского музея, потом читались стихи того далекого времени под музыку тех лет, а в заключении учащиеся занялись переводом из старинных мер в современные и наоборот, по заранее подготовленным заданиям на индивидуальных карточках. На уроке было много гостей, урок прошел удачно, цели были достигнуты, и что самое главное, потом о нем много и долго говорили.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное образовательное учреждение (24)

    Документ
    Рядом со школой железнодорожная магистраль, загрязненное шоссе (Куйбышевское шоссе), развитая торговая сеть (рынки, магазины), почтовое отделение, ООО «Теплоприбор», Рязанский ОРТПЦ, колледжи – строительный, политехнический, поликлиники № 2, № 15.
  2. Муниципальное образовательное учреждение (32)

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53» предназначена для развития и социализации учащихся на основе усвоения ими обязательного минимума содержания общеобразовательных программ дошкольного,
  3. Муниципальное образовательное учреждение (3)

    Закон
    Главной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.
  4. Муниципальное образовательное учреждение (25)

    Реферат
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №50 с углубленным изучением английского языка» (МОУ СОШ №50) входит в пятнадцать лучших школ города Перми по результатам деятельности общеобразовательных школ (2008/2009
  5. Муниципальное образовательное учреждение (31)

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Подросток», является правопреемником муниципального Учреждения «Экспериментальный школьный комплекс «Подросток» с техническим учебно-производственным уклоном», функционирующего
  6. Муниципальное образовательное учреждение (20)

    Доклад
    Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36».

Другие похожие документы..