Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Автор отразила основные направления в формировании и развитии судебных органов в указанный период в контексте изменения государственного и экономичес...полностью>>
'Программа'
Постановление администрации ГО ЗАТО Свободный № 335 от 29.04.2010 года «Об утверждении перечня муниципальных целевых программ городского округа ЗАТО С...полностью>>
'План-конспект'
Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениям...полностью>>
'Документ'
В подготовке сборника приняли участие сотрудники ГОСНИТИ:д-р техн. наук В. М. Михлин, канд. техн. наук Л. И. Кушнарев, канд. техн. наук Н. М. Хмелево...полностью>>

И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретический обзор

по проблеме

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА

Доброе слово и кошке приятно

(вместо эпиграфа)

Логика Национального проекта «Образование», в реализации которого мы все с вами принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха. Давний спор, что важнее – критиковать друг друга за недостатки или радоваться удачам, которые помогают справиться с проблемами, – временно приостановлен в пользу тех, кто все эти годы развивал в российской системе образования Педагогику Успеха.

Мы сочли необходимым предложить участникам семинара по «Успешному чтению» некоторые тезисы, определяющие суть Педагогики Успеха как теоретического и практического направления.

В качестве стартового кейса можно было бы предложить такую ситуацию.

Ранее утро, в общем ряду новостей из жизни нашей страны бодрый голос диктора выделил следующее сообщение: "В Москве начался месячник "Чистая машина", цель этой акции – дальнейшее улучшение быта нашей столицы." Далее в голове одного из авторов этой книги мгновенно возник образ акции: конкурс на самую чистую машину с ежедневным вручением призов и памятных знаков, награждение лучших станций технического обслуживания и т.д. Но диктор продолжил: "В ходе проведенных мероприятий оштрафовано..." Этот пример, с нашей точки зрения, наглядно демонстрирует две противоположных стратегии стимулирования позитивного развития: стратегию поддержки достижений и стратегию наказания за несоответствия. Какой путь мы выбираем чаще, и какой из них эффективнее?

Наверное, каждое время рождает свои символы, предназначенные для более яркого отражения сути вещей и явлений. Образ Лестницы Успеха для авторов стал носителем главной идеи преобразующих процессов в современной системе образования; образования, смысл которого в овладении человеком всем богатством средств достижения личного, семейного и общественного благополучия и успеха. Какое бы определение образовательного процесса мы ни принимали за основу – мерилом его качества будет выступать степень влияния образованности на индивидуальное и общественное развитие в самом широком его понимании.

Авторы проекта убеждены, что качественным можно назвать только то образование, которое помогает человеку становиться счастливым; точнее, хорошее образование должно углублять и расширять представления человека о счастье; в конечном итоге только такой путь может привести к развитию Человека в Мире и Мира в Человеке.

Если попытаться нарисовать портрет Педагогики Успеха, то самое разумное, что можно сделать, – это изобразить Лестницу Достижений, каждая ступенька которой – это достижение человеком определенной цели, совершенное с верой в себя и значимость поставленной цели.

Педагогика Успеха сама по себе – образ, в котором главное – опора на внутренние силы человека.

Как создать условия для полноценного развития личности? Всем известен постулат о необходимости ориентироваться на “зону ближайшего развития”. Однако теоретическое утверждение чаще легче осознать, чем осуществить на практике. Весь вопрос в том, как определять эту зону ближайшего развития, на что опираться – на естественные или искусственные процессы. А может быть, стоит выявить те составляющие жизненных циклов, при которых здоровый организм сам ставит перед собой задачи, ведущие к развитию. Собственно, именно эту гипотезу и можно считать ведущим утверждением Педагогики Успеха. Итак, авторы исходят из следующего утверждения: если в педагогическом процессе нам удастся создать условия веры человека в себя, в свои силы, то человек сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, что есть восходить к своему развитию по Лестнице Достижений.

Давайте попробуем разобраться с этой проблемой путем ответа на ряд традиционных вопросов.

Стоит ли бороться за Успех Ребенка?

Что такое ориентация на достижения?

Какими бывают личностные достижения?

Что такое Педагогика Успеха?

Зачем нужен сертификат Успеха?

Призы, награды, конкурсы – роскошь или необходимость?

В чем состоит проблема? Что такое ориентация?

Первое понятие, с которым нам предстоит познакомиться, – Ориентация. Ориентация личности – это сложная характеристика. Происхождение термина тесно связано с житейским смыслом слова Ориентир. В Современном словаре иностранных слов «ориентир» определяется как "отдельный предмет на местности (дерево, дом и т.д.) или рельеф местности, с помощью которого легко определить свое местонахождение, ориентироваться. Отсюда – тот же словарь трактует "ориентацию" как "1) определение своего местонахождения; 2) умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность в чем либо; 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-, чего-либо..."

В педагогическое литературе читатель чаще всего будет встречаться со следующими словосочетаниями: ценностные ориентации личности и общества, профессиональные ориентации, нравственные ориентации, ориентации на образование (труд, успех, ценности и т.д.). Что означают все эти понятия?

Не вдаваясь в детальный теоретический анализ, отметим, что ориентация – это сложное личностное (или общественное) образование, представляющее собой взаимосвязь нескольких компонентов. Что означает "человек ориентирован на чтение"? В первую очередь, он понимает, что такое «чтение» и как оно осуществляется на практике. Во-вторых, он хочет заниматься «чтением», чтение кажется ему ценным, заманчивым, увлекательным, полезным и т.д. И, в-третьих, он активно действует в данном направлении. Это и есть три компонента любой ориентации: "знаю", "хочу" и "делаю"; или, на языке науки, когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты.

Ориентация не является чем-то застывшим, присущим человеку раз и навсегда. У человека может быть много ориентаций, они приобретаются и исчезают с течением жизни. Так, увлечение определенным типом литературы (детективы, фантастика, "дамские романы" и т.д.), – это литературные ориентации; увлечение спортом – спортивные. Но, согласитесь, нельзя увлекаться тем, чего ты совсем не знаешь. Знание в ориентации тоже развивается: сначала оно выступает в форме первого знакомства с предметом, по отношению к которому возникают положительные или отрицательные мотивы (“Мне это очень нравится, или, извините, не распробовал, или, это совсем мне не подходит”). Следующий шаг – "знание подтверждение" – по мере знакомства с предметом я убеждаюсь, что мой первоначальный выбор был справедлив, укрепляется желание действовать в заданном направлении. Новый этап – действие, в ходе которого развивается знание и уточняется мотивация, формируется самооценка и прогноз будущих действий.

Эта весьма условная схема (в реальной жизни трудно выделить последовательность этапов, многие шаги совершаются одновременно) может дать представление о динамичности Ориентации как личностной характеристики. Именно поэтому многие исследователи подчеркивают прогностическую сторону ориентации, ее устремленность в будущее.

Рассмотрим еще несколько важных теоретических проблем.

Потребность в успехе; мотив и цель достижения

От рождения все мы имеем те или иные потребности. Читатели могут выбрать любую теорию, описывающую состав и иерархию человеческих потребностей.

Мы здесь приведем иерархическую пирамиду потребностей, которая чаще всего предлагается различными исследователями: физиологические потребности (пища, питье, кислород и др.); потребности в безопасности (физической и психологической); потребности в привязанностях, любви, причастности к группе; потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности); когнитивные и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии); потребности в самореализации.

Наиболее упрощенная модель формирования человеческих мотивов может быть описана с помощью слова "осознание". В этом плане "опредмеченная потребность – есть мотив". Для нас в этом понимании важно то, что "потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения – движения физических тел" (цитата по Б.Ф.Ломову). Однако одни и те же потребности могут удовлетворяться по-разному. То, какой именно будет деятельность, вытекающая из конкретного мотива, определяется целью. На базе одних и тех же мотивов могут формироваться совершенно различные цели.

Рассмотрим пример. Человек ощущает потребности как некоторое беспокойство (неудовлетворенность), осознание потребности говорит о чувстве голода. Каковы будут дальнейшие действия человека? Это зависит и от исторических и культурных традиций общества, в котором живет человек, и от его индивидуальных особенностей, и от специфики ситуации.

Вообще говоря, цель представляется человеку в двух видах: образе идеального результата и планируемом уровне достижения.

"Сошью костюм как у кинозвезды. Да, но откуда взять денег, да и фигура у меня – не шедевр. Сошью что-нибудь простенькое".

Все эти рассуждения имеют непосредственное отношение к предмету нашего анализа.

На базе потребностей формируются мотивы, и уже в формировании мотивов играют роль когнитивные процессы. Знания человека и его первоначальные ориентации помогают ему поставить цель. Цель и сформированные ориентации диктуют характер дальнейшей активности.

Здесь пора ввести в рассмотрение термин "достижение" и рассмотреть основные положения Педагогики Успеха.

Какую бы классификацию потребностей мы ни взяли за основу, обязательно встретимся в ней с потребностями в "уважении, признании, компетентности, самореализации". Подчеркнем – все это врожденные потребности, данные нам природой в целях сохранения, развития вида.

Вернемся к ориентациям. Человек выбрал хобби. Ему очень нравится выращивание цветов. Чем больше он узнает о цветоводстве, чем больше работает, тем ему интереснее. Его работы получают дипломы, их хвалят друзья, учителя, знакомые; у него просят совета. Что дальше? Скорее всего, до тех пор, пока не прервется лестница возвышающихся достижений, человек будет заниматься любимым делом, его ориентации на это хобби будет усиливаться.

Другая ситуация. Возник первоначальный интерес, попробовал свои силы в действии. Неудача. Продолжил занятия, еще одна попытка – опять неудача. И так раз за разом. После какой по счету неудачи дело будет заброшено – вопрос времени и характера. Но исход практически неизбежен. Если, конечно, мы не будем иметь дело с внешним принуждением (случай Сизифа).

Успех, рост достижений – необходимое условие развития ориентации.

С другой стороны, ориентация на успех, ориентация на линию развития достижений – необходимое условие эффективности педагогической деятельности.

Педагогика Успеха: попытка теоретического анализа

Что такое успех?

По Толковому словарю русского языка, " Успех. 1. Удача в достижении чего-либо. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в учебе, работе".

Педагоги и психологи чаще всего трактуют успех как наиболее оптимальное достижение желаемой цели.

В 1890 году американский философ и психолог У.Джемс создал чрезвычайно оригинальную формулу "человеческого счастья":

Какое отношение эта формула имеет к понятию человеческого благополучия, благоприятности развития? Человек тем лучше себя чувствует, чем выше его самооценка, и наоборот, чем выше самооценка, тем лучше самочувствие.

( Вспомним потребность в самоуважении, признании и т.д.).

Из формулы следуют два пути повышения самооценки. Можно уменьшить знаменатель или увеличить числитель. И тот и другой путь реальны, снижение уровня притязаний – известный метод, который даже позволяет разрешать некоторые патологические проблемы. Однако это путь регресса (если снижение не носит временный, обусловленный необходимостью характер). Нас же интересует развитие по пути прогресса. Отсюда вывод: если мы хотим человеку добра, надо помогать ему идти по Лестнице Успеха.

Для подтверждения этих рассуждений приведем цитату из широко известной работы Р.Бернса "Развитие Я-концепции и воспитание":

***

" Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы можем сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развивать всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляют каждого подходить реалистически: выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже от притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.

Например, когда человек, считающий себя первоклассным теннисистом, проигрывает подряд целый ряд матчей, перед ним открывается несколько возможностей: а) каким-то образом объяснить свои поражения, прибегнув к рационализации; б) снизить уровень своих притязаний; в) заняться другой деятельностью, которая обещает принести больший успех. В конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу".

***

Мы позволили себе привести такую пространную цитату по целому ряду причин:

- чтобы подчеркнуть преемственность педагогических идей во времени;

- в этой цитате сформулировано большинство положений, создающих философско-психологический фундамент Педагогики Успеха;

- имя английского ученого Р.Бернса широко известно мировой педагогической общественности, однако его работа, цитируемая здесь, давно не переиздавалась в нашей стране и стала мало доступна читателю; приведенная цитата позволит нам установить определенное соответствие между "ориентацией на успех" и самооценкой личности.

В работах Р.Бернса проблема успеха и неудачи рассматривается во взаимосвязи с гуманистической концепцией К.Роджерса, концепцией возвышения потребности по А.Маслоу и попыткой построения Я-концепции личности. Позволим себе чуть подробнее остановиться на нескольких моментах его теории. Для общего понимания сути идей Педагогики Успеха авторам кажутся чрезвычайно важными следующие положения теории Р.Бернса.

1. Введение личностного успеха и неудачи в качестве системообразующих составляющих самооценки (и Я-концепции) личности. Проведение авторских исследований в области взаимосвязи учебных достижений и самооценки, установок школы и самооценки ученика, ориентации на успех или неудачу и успеваемости ученика, ожиданий учителя и результатов деятельности ученика. Особенно важен вывод о так называемой, "материализации негативных ожиданий ученика", то есть ориентация человека на избегание неудачи в большинстве случаев приводит именно к неудаче. "На основе современных научных данных мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния" (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.:"Прогресс",1986,с.272).

2. Построение выводов при опосредованном использовании концепции Маслоу, когда за основу берется не иерархическая модель возвышения потребностей, а лишь ее структурная основа, в которой особо выделяется "потребность в самоактуализации" как основа для формирования потребности в успехе.

3. Вывод (со ссылкой на исследования Маслоу, Мюррея и Дандеса) о том, что учителя с тенденцией к самоактуализации, тенденцией к достижению жизненного успеха являются наиболее эффективными для развития ученика.

4. Выделение исследовательским путем ряда признаков школы, способствующей формированию позитивной самооценки (связанной с ориентацией на успех).

Другой широко признанной работой, в которой проблематика успеха рассматривается в тесной связи со школьным развитием, является исследование У.Глассера "Школы без неудачников". Выделим наиболее значимые для нашей работы положения его книги.

1. Проблему неудачников автор рассматривает как социальную; полагает, что человеку не присуще смешанное самосознание, то есть наличие как устойчивой ориентации на успех, так и параллельной ориентации на избегание неудачи. "Либо человек живет с ощущением успеха, испытывая уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, либо считает себя неудачником, отчаянно пытаясь избавиться от преследующего его чувства психологического дискомфорта. Редко когда в человеке уживаются оба начала, обычно верх одерживает что-то одно" (Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991,с.28). Глассер подчеркивает, что не существует другого оптимального решения проблемы неудачников по всему социальному спектру, кроме "приобретения опыта успеха в школе".

2. По мнению Глассера, в структуре базовых потребностей личности необходимо выделить потребность в любви и потребность в чувстве собственного достоинства, причиной же всех неудач являются взаимосвязанные недостаток любви и заниженная самооценка. Автор подчеркивает значение школы как места приобретения опыта любить и быть любимым и места, где формируется чувство собственного достоинства.

3. Не менее значимо выделение особой роли, которую играет успех в жизни человека. "Благодаря этому опыту я пришел к важному выводу: независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи и уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле этого слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы."(Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991,с. 17).

4. Автор путем сопоставления опыта работы ряда школ приходит к выводу о непродуктивности анализа неудач ребенка и значимости создания ситуации достижения успеха, при этом ситуация достижения успеха тесно связана с личностью кого-то "заслуживающего доверия". Сама по себе высокая самооценка (или стремление к успеху) ничего не значит, важно, чтобы существовала возможность реализовать выбор, обусловленный этим стремлением, то есть речь идет не столько о самооценке, сколько об ориентации на успех в конкретной ситуации.

Сопоставление всех этих позиций закономерно приводит к выводу об их большом сходстве и позволяет сделать определенные теоретические заключения.

Прежде всего, контент-анализ проблемы дает возможность выделить сущностный ряд понятий необходимых для раскрытия концептуального образа Педагогики Успеха. В роли таких понятий выступают достижение, успех, неудача, ориентация на достижение, ориентация на успех, ориентация на неудачу (на избегание неудачи). Нам кажется особо конструктивной позиция Илюшина Л.С., который выстраивает специальную смысловую цепочку "результат – достижение – успех (или неуспех)". Действительно, результат – объективно-субъективная характеристика деятельности; практически любой результат может быть оценен (с той или иной объективностью) как минимум по его соответствию с целью; результат при этом воплощается в продукте деятельности. Тем не менее, известно, что в ходе любой деятельности преобразуется не только предмет деятельности, но и субъект, и это субъектное преобразование тоже выступает в качестве (дополнительного) результата деятельности. Вот эта вторая сторона преобразования уже приближена к пониманию существа явления "достижения".

Таким образом, можно сказать, что успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Результат – объективная характеристика продукта; достижение – объективная характеристика (в виде результата) и субъективное переживание результата как значимого положительного события; успех – субъективное переживание достижения как значимого положительного события. Важно отметить, что значимость может носить как субъективный, так и объективный характер. Достижение можно рассматривать и как результат, и как процесс получения результата, в этом плане правомерно сочетание "достижение успеха".

Психологи отмечают: чем меньше вероятность достижения поставленной цели, чем выше престиж (вознаграждение) при достижении цели, тем выше (ярче переживание) значимость полученного результата для личности.

Опираясь на отечественную традицию, можно сказать, что успех (достижение) – это получение результата в "зоне ближайшего развития". Отсюда ориентация на успех – субъективно переживаемое отношение к возможности достижения успеха, проявляющее себя в выборе направленности и степени активности в деятельности. В системе ориентиров, на базе которых формируется эта ориентация, должны доминировать ориентиры успеха.

Ориентация на успех формируется в ситуации успеха, устойчивая ориентация на успех предполагает наличие стабильной картины, связанной с повторяющимися ситуациями успеха. Естественно, прогрессивное развитие личности возможно только в том случае, если будет обеспечен рост успеха, то есть рост притязаний в соответствии с ростом возможностей человека. Именно в связи с этим постулатом возникает употребление образного термина "лестница успеха" или "лестница достижений", в которой каждая ступенька выше предыдущей. Однако такая постановка проблемы выводит нас на анализ вопросов построения школьной жизнедеятельности, которая бы ориентировала ребенка на успех; в силу своей обширности эти вопросы могут быть рассмотрены отдельно. Сейчас важно подчеркнуть, что попытки исследовать среду школьной жизнедеятельности, формирующей личностную ориентацию на успех, предпринимались неоднократно. В данном исследовании мы исходим из возможности говорить об общешкольной ориентации на успех (перенос свойств и закономерностей одной системы на другую), а также из того, что только школа, в чьей системе ориентиров успех является доминирующим, может при определенных условиях сформировать личностную ориентацию на успех как необходимое качество позитивного развития личности.

Школа, ориентированная на успех ученика

Очевидно, что общешкольная ориентация на успех может носить как педагогически целесообразный, так и педагогически нецелесообразный характер – задача состоит в том, чтобы исследовать эти варианты ориентаций. При этом в наибольшей степени интересен вопрос о технологии построения такой образовательной среды, где общешкольный успех тесно связан с достижениями личностного успеха, то есть важно выяснить закономерности построения и развития школы, ориентированной на достижения учащихся.

Дальнейший анализ требует обозначения еще одной принципиальной проблемы. Сама по себе ориентация на успех не гарантирует формирование нравственной личности; ориентация на успех вполне может способствовать становлению деструктивной личности; только в сочетании с гуманистической направленностью остальных ориентиров (общей гуманистической направленностью ориентационного поля) ориентация на успех может восприниматься как некое конструктивное направление преобразования школьной действительности.

Ориентация на Успех и ориентация на избегание неудачи

Потребность в высокой самооценке и ориентация на успех заложены в нас изначально. И та и другая тесно связаны с достижениями человека, с его представлениями о желаемом результате, о своих возможностях, о своем потенциале (на материале предыдущих достижений).

Однако было бы неверно забыть и о потребности в безопасности. Известно, что каждому человеку от природы дано не только стремиться к успеху, но и стараться избежать неудачи. По мере жизни и то и другое стремление могут сформироваться в устойчивую Ориентацию. Либо будет превалировать ориентация на успех, либо ориентация на избегание неудачи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Основные направления развития системы образования Гатчинского муниципального раЙона до 2010 года» Гатчинский муниципальный район

    Программа
    Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом РФ 10.04.2 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
  2. Целевая программа развития моу «Кожильская средняя общеобразовательная школа сельскохозяйственного направления»

    Программа
    План действий Минобразования России на 2002-2004 г.г. по реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года (приказ МО РФ от 23.07.
  3. Программа перспективного развития «Школа для всех, школа для каждого»

    Программа
    В ходе реализации предыдущей Программы развития школы педагогический коллектив школы добился достаточно серьезных результатов: школа динамично развивается как современное ОУ; школа определила свое место в образовательной системе района;
  4. Педагогика и психология высшей школы

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного
  5. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (1)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.

Другие похожие документы..