Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
А 585 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (концепция) / отв. ред. В.В. Мищенко. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та,...полностью>>
'Реферат'
Уход от централизованно - плановой системы хозяйствования и переход к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Тради...полностью>>
'Документ'
Понятие о периодах внутриутробного развития плода, перинатальном и неонатальном периоде. Критерии живорожденности и жизнеспособности. Критерии доноше...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Основная цель курса - сформировать у студентов магистратуры понимание основ информационного производства и их значение для функционирования средств м...полностью>>

Лондонской Школы Бизнеса, координатор организационного развития компании rcn, мастер-практик нлп. Наконец-то у нас есть книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

От идей к действиям

  1. Общие составные части систем передачи информации

  1. Модели мира

  1. Как устроена модель передачи информации НЛП

  1. Фильтры информации

  1. Физиология

    Речь / Память / Время / Конгруэнтность (согласованность) /Оптимальные физиологические состояния

Человек не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной воображения.

Георгий Гурджиев

(1874-1949)

Русский мистик и писатель

Вы когда-нибудь замечали, как у некоторых руководителей появляются как раз те идеи, которые нужны, и эти действия воплощаются как раз в те действия, которые нужны для достижения желаемых результатов. У этого процесса пять этапов:

  1. включиться в ситуацию;

  1. проанализировать имеющийся опыт;

  1. выдвинуть идеи;

  1. принять решения;

  1. предпринять действия.

Ситуация -> Проанализируйте опыт -> Выдвиньте идеи -> Примите решения -> Беритесь за дело

Это одна из важнейших способностей менеджера, и все же столько вроде бы блестящих идей так и не раскрываются до своего ожидаемого потенциала, в основном из-за замеченных проблем в трех областях между “ситуацией” и “действиями”. Для решения этих типов проблем возникла целая индустрия. То, насколько много организаций пользуется услугами консультантов, чтобы ввести у себя во имя “совершенствования” программы качества, “активные группы”, технологию “ре-инжиниринг”, и множество других методологий, свидетельствует о том, что среднему сотруднику предприятия нужна помощь в том, чтобы анализировать опыт, выдвигать идеи и принимать решения.

Здесь я часто провожу аналогию с мистером Споком и его Вулканом из телесериала “Стар Трек”, где в преувеличенном виде показаны многие из наших человеческих черт. Вы можете себе представить, на что была бы похожа жизнь в организации, если бы мы все были Вулканами? Мы бы определяли проблему и использовали логику, чтобы решить ее. Если бы жизнь была такой—логика без эмоций и творческой мысли, она была бы очень правильной и точной, но невыносимо нудной и скучной. Так что мы можем быть благодарны судьбе за наши человеческие качества—творчество и эмоции.

Но часто те же качества, которые придают вкус жизни, вызывают у людей разногласия. Нейрологические процессы, которые создают творческие идеи и эмоциональные состояния,—неотъемлемая часть нашей сложной системы передачи информации. Чтобы лучше объяснить, как эти наши качества влияют на создание идей, я использую еще одну аналогию—волшебство.

Вы знаете принцип, благодаря которому фокусник может поразить вас фокусом с исчезновением монеты? Он основан на особенностях восприятия и ловкости рук. Сначала фокусник показывает вам, как монетка быстро переходит из одной руки в другую. Когда вы несколько раз прослеживаете эти движения, у вас формируется привычка наблюдения, основанная на ваших ожиданиях.

Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия.

В третий раз фокусник делает что-то немного иначе, и быстрее, чем раньше, и вы этого совсем не замечаете, потому что вы следили за тем, к чему вы были подготовлены. Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия. Мы прекрасно умеем формировать неточные восприятия реальности.

Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности.

Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности. А какое отношение это имеет к воплощению идей в действия? Если наши восприятия приводят нас к неуместным идеям и неэффективным решениям, неудивительно, что мы разочаровываемся своими результатами. Если мы допускаем мусор в свой ум, то и получаем оттуда мусор. Принятие решений на основе того, что мы думаем о происходящем, приводит к разочарованиям. Если вы собираетесь развить свою изощренную систему передачи информации, чтобы ваши идеи и решения принимались на основе информации высшего качества, вам нужно более или менее понимать механизм человеческого общения. Этим механизмом служит наша нейрология—система, которая мастерски делает предположения, формирует неверные восприятия, приходит к поспешным выводам и совершенно неправильно истолковывает предельно ясные сообщения.

Задача этой главы в том, чтобы с помощью модели общения НЛП подробно объяснить, как мы (не) общаемся. В первой главе вы познакомились с некоторыми важными аспектами внутреннего общения на уровне идентичности, ценностей и убеждений. В этой главе я добавлю дополнительные элементы нейрологии в систему передачи информации, но сначала стоит определить элементы, общие для всех систем передачи информации.

Общие составные части систем передачи информации

На рисунке 2.1 показан процессор обработки данных, подсоединенный к системе передачи информации, состоящей из шифратора, передатчика, приемника и дешифратора, придающего смысл принимаемой информации.

Рисунок 2.1

Общие составные части систем передачи информации

приемник дешифратор

обработка информации

шифратор передатчик

внешняя территория

мусор на входе -> система -> мусор на выходе

Наши фильтры восприятия программируют наши шифраторы и дешифраторы.

Приемник собирает сигналы с внешней территории и передает их дешифратору. Дешифратор может расшифровать только ту информацию, которая соответствует заложенному в него шифру,—все остальное он будет отфильтровывать. Затем расшифрованная информация передается на обработку. Обработанная информация передается на шифратор, и кодируется в сигналы, которые получатели смогут распознать как информацию. Этот код идет на передатчик, и оттуда на внешнюю территорию. По сути дела, так устроена любая система передачи информации, и любая система подчиняется универсальному правилу передачи информации, GIGO (Garbage In Garbage Out), мусор на входе—мусор на выходе. Одно из основных ограничений такой системы в том, что она может расшифровать только те сигналы, которые она запрограммирована распознавать. Например, обычный телефон не может передать информацию с листа бумаги, потому что он предназначен для передачи звуков. В таком случае нужен дополнительный шифратор, например факс, или сканер, компьютер и модем. Этот простой пример помогает понять человеческую систему передачи информации—наши фильтры восприятия программируют наши шифраторы и дешифраторы.

Модели мира

Если подсчитать всю информацию, каждое мгновение поступающую на наши органы чувств, то получится до двух миллионов отдельных единиц. Исследования и тесты показали, что мы можем сознательно уделять внимание только семи плюс-минус два частицам информации 1. Чтобы разобраться в окружающем мире (территории), мы отфильтровываем огромное количество информации, которую мы считаем ненужной. Представьте себе, что будут замечать и на что будут обращать внимание полицейский и архитектор, идя по оживленной улице? Сомневаюсь, чтобы у них было одинаковое восприятие, даже если бы они шли вместе как друзья. Информация, которую мы, отфильтровав, вбираем в себя, формирует нашу карту реальности. Эта карта не всегда отображает территорию, с которой мы собрали информацию для ее построения.

Дорожная карта не совпадает с территорией. Это только один моментальный снимок, который не представляет собой реальности.

Дорожная карта не совпадает с территорией. Это только один моментальный снимок, который не представляет собой реальности. На дорожных картах нет дорожно-ремонтных работ, погоды, людей, и тому подобного. Территория всегда гораздо богаче деталями, чем любая карта, созданная для ее отображения. В нашу карту входят предположения, восприятия, убеждения и ценности. Мы используем эту карту, управляя по ней своим поведением, поэтому важно помнить, когда и как мы отфильтровываем информацию. Случалось ли с вами, что вы сидели на семинаре, делая записи, и замечали, что пропустили то, что сказал выступающий? В этом примере ваши фильтры удалили слова выступающего, так как сознательное внимание было направлено на записи. На рисунке 2.2 показан упрощенный вариант модели передачи информации НЛП. Я буду использовать эту модель, чтобы помочь вам лучше узнать то, как вы общаетесь, выдвигаете идеи, принимаете решения, и предпринимаете действия.

Сначала я объясню, как устроена модель, чтобы дать вам общее понимание того, как она действует, а затем приведу несколько практических примеров, чтобы объяснить каждый отдельный элемент. Позже в этой главе я познакомлю вас с одной из самых простых и эффективных систем НЛП—“Взмахом”. На этом этапе мы работаем над улучшением осознания того, как вы генерируете свои мыслительные процессы и воплощаете их в действия. Когда вы им уверенно овладеете, многочисленные техники и упражнения, приведенные в этой и последующих главах, помогут вам расширить свою свободу выбора (гибкость) в поведении, независимо от ситуации.

Рисунок 2.2

Модель передачи информации НЛП

Территория

Фильтры

ценности

убеждения

речь

память

маркировка времени

метапрограммы

Внутренняя карта

образы

звуки

ощущения

запахи

вкусы

внутренний диалог

Состояние

Физиология

Поведение

Результаты

Как устроена модель передачи информации НЛП

Подсознательно мы активно ищем ту информацию, которая поддерживает то, что для нас важно.

Мы живем в окружающей обстановке, или на нашей территории, избирательно воспринимая информацию с помощью своих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, и осязания. На наши чувства, или приемники, каждое мгновение поступает больше двух миллионов единиц информации, и чтобы в этом всем разобраться, нам приходиться решать, на какие единицы информации мы будем обращать внимание. Чтобы решать, что важно и что неважно, мы используем фильтры—ценности, убеждения, воспоминания, речь, восприятие времени и так называемые “метапрограммы”, укоренившиеся фильтры (о метапрограммах будет рассказано позже в главе 4).

Отфильтрованная информация формирует в уме внутреннюю карту, сочетание образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Внутренняя карта и физиология, вместе взятые, создают “состояние существования”. Иногда мы говорим, что находимся в определенном “умонастроении”, но часто не сознаем, насколько наше тело влияет на состояние. Попробуйте войти в “состояние печали”, стоя выпрямившись с поднятой вверх головой и широкой улыбкой,—это очень трудно. А если медленно и глубоко дышать, снять мышечное напряжение, то можно достичь состояния релаксации.

Внутренние системы представления информации (репрезентативные системы):

В—образы (визуальная)

А—звуки (аудиальная)

К—ощущения (кинестетическая)

О—запахи (обонятельная)

Г—вкусы (вкусовая)

Любое поведение зависит от состояния.

Наше состояние влияет на наше поведение и тем самым определяет получаемые результаты. Таким образом любое поведение зависит от состояния. Это именно тот процесс, в ходе которого идеи выдвигаются и воплощаются в действия. Поэтому, чтобы увеличить гибкость в поведении, сначала нужно научиться управлять состояниями ума и тела, а для этого нужно понимать, как устроены фильтры информации.

Фильтры информации

Ценности и убеждения побуждают нас искать и замечать ту информацию, которая поддерживает важные для нас вещи. Действуя таким образом, мы упускаем из виду огромное количество информации, которая могла бы быть полезной. Мы уже узнали, как ценности и убеждения создают ограничения в каждой из ролей, из которых состоит идентичность, так что я продолжу этот раздел темой “речь”.

Речь

Если бы с помощью речи мы давали точное описание своего опыта, можете себе представить, какие бы у нас были нудные и педантичные разговоры. Возможно, вы знаете таких людей. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.

Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.

Например, ваш коллега возвращается с собрания и вы спрашиваете: “Как прошло собрание?” Типичным ответом на такой вопрос может быть: “Да, оно было очень продуктивным, потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в определенных вопросах, но в конце концов мы достигли согласия.” Что это вам говорит о собрании? Очень немного. Если вам был бы нужен более подробный отчет, надо было бы просмотреть протокол собрания, и даже в нем могли бы быть какие-то ошибки из-за искажения или перестановки слов.

Слова дают очень неточное и упрощенное описание первоначального опыта, и часто из-за них тратится зря много усилий. Вы помните менеджера, которого попросили создать центральную службу поддержки информационных технологий? Сколько потерянного времени и усилий, не говоря уже о неприятностях для сотрудников, и все из-за того, что менеджер принял слова начальника за чистую монету и согласился со всеми подразумеваемыми в ней предпосылками.

Речь часто неверно отображает наш опыт, и используя ее, мы вносим дополнительный смысл в окружающий мир. Попробуйте решить такую задачку:

Вопрос: Стрелочник увидел, что машинист поезда проезжает мимо красного сигнала светофора, но не доложил об этом—почему?

Постарайтесь предложить свои собственные ответы, прежде чем читать дальше.

Ответ 1: Красный свет предупреждал поезда, идущие в противоположном направлении.

Ответ 2: Машинист ехал на велосипеде.

Ответ 3: Стрелочник смотрел фильм о машинисте по телевизору.

Ответ 4: Красный свет предназначался для автомашин на железнодорожном переезде.

Ответ 5: Стрелочник наблюдал за машинистом из самолета, который взлетал над железной дорогой.

Речь—это наш универсальный код, который мы используем для обмена информацией с другими людьми. Приведенный выше пример показывает, как легко мы формируем ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Чтобы избежать таких ошибок, нужно было бы задать такие вопросы:

  1. Каким образом стрелочник увидел машиниста?

  1. Каким образом машинист проезжал мимо светофора?

  1. Какой именно красный свет, и где он находился по отношению к машинисту и стрелочнику?

Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях.

Политики прекрасно умеют использовать речь с выгодой для себя. Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях. В восьмой главе я познакомлю вас с двумя моделями речи—“милтон-моделью”, и ее противоядием, “мета-моделью”. Эти модели вооружат вас инструментами для того, чтобы раскрывать глубокую структуру опыта и избегать ловушек речи.

Память

Воспоминания помогают нам осмысливать новую информацию, мы находим связь с тем, что мы уже знаем. В процессе поиска в памяти связей с опытом создаются ожидания будущего. В памяти об опыте могут содержаться обстоятельства, которые влияют на мышление и поведение во время следующих похожих ситуаций. Например, был отклонен письменный запрос начальнику на дополнительные ресурсы, и память об этом отказе влияет на то, как человек будет просить дополнительные ресурсы в будущем. Опыт обобщается, и похожим происшествиям в будущем придается такой же смысл.

В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом.

С воспоминаниями тесно связаны эмоции. В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом. Когда вы вспоминаете случай, с которым связана сильная эмоция, можно вызвать и действительно почувствовать те же чувства, которые были вызваны во время первоначального происшествия. НЛП использует связи между памятью, эмоциями и чувствами, помогая делать выбор между “состояниями существования”. С некоторыми запомненными состояниями могут быть связаны негативные эмоции. Такие состояния называются не-ресурсными, потому что они преграждают доступ ко многим внутренним ресурсам, например логическому мышлению, творчеству, уверенности, осмыслению и так далее.

У одной женщины, менеджера по персоналу, было болезненное воспоминание о первой встрече с главным менеджером, чью манеру общения она истолковала как агрессивную и отвергающую. После этой стычки у нее осталось чувство робости, и каждый раз, когда она встречалась с необходимостью снова общаться с главным менеджером, она вспоминала свой первый опыт и готовилась к похожей неприятной встрече, входя в запомненное нересурсное состояние. Ее память о первом опыте установила ожидания для всех последующих встреч. Давайте прокрутим этот сценарий по модели общения НЛП на рисунке 2.2 , используя вымышленные имена для участников:

Адриан (главный менеджер) звонит Джейн (менеджеру по персоналу). Адриан говорит очень быстро, низким тоном и с оттенком срочности в голосе (в музыке эту отличительную черту удачно называют “атакой”). Услышав голос Адриана, Джейн вспоминает первую встречу с ним, на которой она почувствовала робость—это чувство связано в ее памяти с первым опытом, в частности с особенностями голоса Адриана. Это чувство вызывает те убеждения, которые она построила на основе этого опыта, усиленные внутренним диалогом: “Я не знаю, что делать с Адрианом... он подрывает мой авторитет... он гораздо четче выражает свои мысли и настойчивее, чем я.”

Такие слова оказывают обессиливающее воздействие на подсознательном уровне. Ее убеждения поддерживают такие ценности: “сейчас важно пережить встречу невредимой и не утратив доверие к себе”. Результат этого телефонного разговора с Адрианом—внутреннее представление информации, карта, состоящая из образов, звуков, чувств, и возможно, каких-то запахов или вкусов, которые связаны с этим воспоминанием. С помощью этой “карты” Джейн внутренне представляет опыт телефонного разговора с Адрианом. Эта карта создает состояние общее нересурсное состояние, которое влияет на физиологию (тело немного сутулится, некоторые мускулы плеч, лица и тела напряжены).

И вот это состояние ума и тела управляет поведением Джейн,—что она делает и что говорит. Результат именно такой, какой она предчувствовала и к какому она готовилась,—Адриан устраивает все по-своему, а Джейн остается невредимой, чтобы сразиться когда-нибудь потом.

Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно повысится, когда вы будете управлять своим состоянием.

Если, как и Джейн, вы сохраняете воспоминания, связанные с не-ресурсными эмоциональными состояниями, почему бы вам не изменить их так, чтобы будущие переживания стали для вас полезнее? Зачем снова прокручивать старые шаблоны из своей памяти, которые мешают вам повысить результативность вашей работы? Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно улучшится, когда вы будете управлять своим состоянием, в ответ на обратную связь от внешней территории и от собственной нейрологии. Прежде чем я познакомлю вас с техникой, помогающей управлять состоянием, я объясню два основных типа состояния, которые будут специально использоваться для разных целей—“вовлеченное” и “отстраненное”.

Вовлеченное (ассоциированное) состояние

Когда вы вспоминаете случай из опыта, или создаете воображаемый опыт, где вы являетесь участником визуального представления опыта, вы “вовлечены” в происшествие. Вы как бы видите своими глазами и слышите своими ушами. В вовлеченных состояниях вы соединены с чувствами или эмоциями, связанными с воспоминанием или созданным происшествием. Актеры “вовлекаются” в свои роли, создавая настоящие чувства, а не поддельные эмоциональные состояния. Если вы хотите вызвать определенное чувство, вовлекитесь в воспоминание о случае, когда у вас в прошлый раз было это чувство.

Отстраненное (диссоциированное) состояние

Когда вы в уме создаете картинку, воспоминания или воображаемой ситуации, и наблюдаете себя, вы “отстранены” от происшествия. Отстранение удаляет эмоциональное содержание из переживания. Терапевты используют эту технику, когда хотят, чтобы клиент воспроизвел травматическое происшествие, не переживая заново эмоциональное содержание. В технике “Взмах” используется отстраненное воображаемое внутреннее представление, для того чтобы заменить нересурсное состояние на ресурсное. Я познакомлю вас с этой техникой, используя визуальную систему, так как это для большинства людей легче всего, хотя кому-то может оказаться лучше работать в кинестетической или аудиальной системах.

УПРАЖНЕНИЕ 3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году

    Документ
    Конин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10
  2. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (97)

    Документ
    0 . 00 , Мартынова Елена, 14:00 3 РОССИЯ, ВЕСТИ. МОСКВА, 1 .0 . 00 , Журавлев Василий, 14:10 3 РОССИЯ, ВЕСТИ, 1 .0 . 00 , Антонов Михаил, 17:00 3 РОССИЯ, ВЕСТИ, 1 .

Другие похожие документы..