Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервис...полностью>>
'Исследование'
1.7 Физические свойства диэлектрических и полупроводниковых соединений (монокристаллов и нанообъектов) R(1-x)BixMnO3 и RMn2O5 (R = Eu, Gd, Tb, Er) со...полностью>>
'Закон'
Научная деятельность в Ростовском филиале РТА осуществлялась в соответствии с действующим законодательством о науке и научно-технической политике; Те...полностью>>
'Документ'
Завдяки здатності до фотосинтезу рослини постійно поповнюють неминучі втрати органічних сполук на планеті; нагромаджують у продуктах фотосинтезу вели...полностью>>

Вопросы по лингводидактике (которые содержатся в данном файле)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы по лингводидактике (которые содержатся в данном файле):

  1. Обучение лексике ИЯ

  2. Проблемы освоения лексики в процессе обучения ИЯ

  3. Обучение грамматике

  4. Проблемы усвоения грамматического материала в процессе обучения; Основные этапы работы над грамматикой; Упражнения для усвоения грамматического материала.

  5. Чтение как одна из форм письменного общения; психолингвистическая характеристика чтения, его связь с другими видами речевой деятельности. Цели обучения различным видам чтения.

  6. ?? (билет отсутствует)

  7. Обучение ознакомительному и изучающему чтению: цели, требования к текстам, упражнения, контроль понимания.

  8. Проблемы обучения технике чтения на начальном этапе: Содержание понятия "техника чтения", приемы формирования технических навыков.

  9. Говорение, Монолог, Диалог. (это билеты № 9, 21, 22)

  10. Проблема целей обучения иностранным языкам. Уровни владения иностранным языком.

  11. Проблема содержания обучения иностранному языку. Его основные компоненты и требования к их отбору.

  12. Аудирование как одна из форм устного общения. Психолингвистическая характеристика аудирования. Факторы, определяющие успешность восприятия и понимания аудиотекстов.

  13. Проблемы обучения аудированию; Этапы работы над аудиотекстом; Контроль понимания аудиотекста.

  14. Структура учебного процесса по иностранному языку; Урок / занятия ин. яз., его особенности и технологии; требования.

  15. Проблемы обучения иностранному языку на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся.

  16. Современные средства обучения иностранному языку, их назначение и возможности использования в разных целях обучения.

  17. Основные принципы теории обучения иностранному языку. Проблема их интерпретации и реализации.

  18. Обучение произношению. Специфика работы на разных этапах: цели, содержание и приемы формирования и совершенствования произносительных навыков.

  19. Письмо как одна из форм речевого общения, психологическая характеристика письма, его связь с другими видами речевой деятельности; упражнения для развития умений выражать свои мысли в письменной форме.

  20. Обучение технике письма на начальном этапе: Содержание понятия "техника письма", Цели, содержание и приемы формирования навыков письма.

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ ИЯ: взаимодействие лексической системы родного языка и иностранных языков как источник интерференции. Отбор рецептивной и репродуктивной лексики, специфика работы над ней.

Отбор: нужно знать то, что пригодится для проф. Деятельности. Нецелесообразно знать все.

Объем для языковых вузов - 8000-10000 лексических единиц (рец,, и репр.)

Неязыковой вуз - 4000

Спецшкола - 4000 (2000-2500)

Средняя школа -1500

Маленькие - 200-300 единиц.

В языковой минимум входят и отдельные слова и словосочетания речевого общения (номинативные, идиомы, клише), пословицы, поговорки, клише речевого этикета. Единицей отбора считается словозначение.

2 списка: для репродуктивного минимума критерий отбора явл. тематич., исключ. Синонимов, семантическая сочетаемость, словообразовательная ценность, многозначность. Для рецептивного минимума: тематический критерий, словообразовательной ценности, многозначности, частотности.

Интерференция - когда значения не совпадают.

Упр. из уч. Работа над формой слова грам. и структ. особенн.

- Подготовительные упражнения

- Произношение+написание

Работа над значением

- употребление

- речевые

- заменить синонимами, антонимами

Подготовительные упражнения - упр-я имитации (прослушать, повторить)

БИЛЕТ№2 ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЛЕКСИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИН. ЯЗЫКУ

Трудности: фонетические, графические (неправильные формы), грамматические, значение (однозначные, многозначные), несовпадение форм и значений.

При работе над новой лексикой 3 этапа:

1. работа в контексте: презентация

2. семантизация разными способами (с помощью внутренней наглядности, лингвистически - интернацион. слова, синонимы, антонимы, контекст); с помощью внешней наглядности - предмет, жест, мимика)

3. Работа над трудностями.

Первичное заключение - упражнения, ответы на вопросы, подстановочные таблицы, заполните пропуски, выбор определений. Вторичное заключение - лексические упражнения с речевой направленностью (опишите картинку, диалог, используя эти лексические единицы).

Воздействие родного языка. Несовпадение. Необходимо указать на это учащимся.

Контроль осуществляется с помощью тех же упражнений, но не дается опора, ключи и строго по времени.

БИЛЕТ№3 ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ

Без грамматики невозможна нормальная коммуникация. Грамм, минимум: отбор наиболее частота.

Значение: для общения, улучшить знание грамм, родного языка, память, логика+мышление (склонение, спряжение, структура), наблюдательность. Кроме языкового вуза грамматику изучают неполно, активная (для общения, речи) и рецептивного (чтение, письмо), т.е. для употребления и понимания. Отбор идет по теме.

Перенос - когда грам. явления совпадают (например, степени сравнения)

Интерференция - когда выражения значений не совпадают (например, Complex Object, subject,

порядок слов), тогда 2 пути: специальное объяснение + интенсивные упражнения.

3 пути работы над новой грамматикой:

1) имитативный: когда повторяют, не анализируя

2) сознательный: когда объяснение с помощью моделей - образец + таблица Subject Predicate Object (вариативные таблицы) I buy a toy. Составление предложений по таблице. Они все должны быть правильными.

3) путь правил: инструкции, нужны для понимания значения данного явления; формы;

инструкция, указатели - как его понять, по суф., по обстоят, и т.п. Индикаторы дают в языковых вузах.

Упражнения должны: 1. Обучать действиям с гр. материалом

2. отражать психофизиологическую и лингвистич. зан-ти развиваемых видов речевой

деятельности

3.иметь коммуникативную направленность, меньше формализованных упр.

4. и располагаться от легких к сложным;

5. переход от одноструктурных упр. к многострукт.;

6. повторение изученного, в устных упр. — интон., фон. оформл.

7. коммуникативные: решение ситуаций, ролевые игры.

БИЛЕТ№4

Проблемы усвоения грамматического материала в процессе обучения;

Основные этапы работы над грамматикой;

Упражнения для усвоения грамматического материала.

Трудности грамматического материала определяются специфичностью ряда явлений, которых нет в родном языке - артикль, система временных форм, относительное употребление времен, страдательный залог, отрицание. Межъязыковая интерференция. Учащиеся могут делать экскурс в родной язык - (отсюда следуют ошибки). Внутриязыковая интерференция -необходимость выбора одной из синонимичных временных форм (d., Pr. Cont.), многофункциональность глагола "to be", отрицание. Нужна тренировка, учащиеся должны автоматизировать употребление (to listen to).

Единицей обучения грамматике являются грамматические навыки и умения, которые формируются на сознательной основе. При обучении грамматике действует принцип сочетания объяснения и анализа с имитацией. Автоматизация достигается многократным повторением в

разных видах. На начальном этапе включаются такие явления, как "there to be", модальные глаголы must, can, may. Разрозненные сведения, потом систематизация.

Объект отбора - грам. Явление, под которым имеется в виду гр. Форма, являющаяся носителем определенного грам. значения. Объектами могут быть как гра. Значения, так и их морфологические формы. Грамматический минимум для устной речи рекомендуется отбирать из звучащей речи (обр-ых) носителей языка, из речи персонажей художественных произведений.

1) концентрическое расположение (артикль - каждый год изучается, каждый раз новые функции). Порциями подаются разные случаи, на старших - сложные конструкции.

2) Системный подход - сначала все по одной теме, потом - итог. (обычно в вузе, т.к. в школе это может привести к отрыву гр. теор. Знаний от формируемых знаний и умений.

3) Линейный подход - в Инязе.

ЭТАПЫ: 1) презентация (раскрытие значения грамматической категории - для репродукции); 2) упражнения несложные (вопрос-ответ); 3) этап первичного закрепления материала (упр.); 4) стадия стабилизации (гр. упражнения, речевые, коммуникативные).

БИЛЕТ№5

Чтение как одна из форм письменного общения; психо-лингвистическая характеристика чтения, его связь с другими видами речевой деятельности. Цели обучения различным видам чтения.

Чтение - рецептивная речевая деятельность, понимание графической формы языка. Есть разные стили и жанры. На базе текста можно обучать другим видам речевой деятельности: говорению, аудированию, письму.

Основные виды чтения: 1) ознакомительное (цель - понять основное содержание читаемого (тема, идея, факты 75-80%, скорость - мин. Уровень выше скорости говорения 180-190 слов в минуту. Умения - умение выделить факт, сведения, проследить временную связь, причинно-следственную связь, предвосхитить, обобщить события, оценить события).

2) просмотровое (полный просмотр, неполный). Цель полного - понять основную тему и наиболее существенную информацию. Скорость 500-800 слов. Неполный - "по диагонали" (до 50%). Умения: выделить опорные сигналы, определить тему, оценить ее (важно-неважно и т.д.)

3) поисковое - ищу то, что нужно

4) изучающее чтение - цель полная и точное понимание всей информации, включая подтекст. Умения: точно понять все факты, причинно-следственные связи и т.д. (очень много), 100% понимания.

5) Филологическое / лингвистическое - способствует проникновению через язык в культуру народа страны. Цель - уловить смысл, социо-культурн. Компонент, расширение филолог, кругозора.

Психо-лингвист. хар.: чтение - особая деятельность психики, реализующаяся с помощью графического кода языка. Участвуют все механизмы человеческой психики - память, внимание, восприятие, внутренняя речь, мышление, догадка, вероятностное прогнозирование. Превалируют восприятие и понимание.

БИЛЕТ № 7 Обучение ознакомительному и изучающему чтению: цели, требования к текстам, упражнения, контроль понимания.

Упражнения:

1) подготовительные, на отработку важных умений на уровне коротких предложений, абзаца.

2) Чтение связанных текстов с разными целями.

Для ознакомительного чтения задания носят характер смысловых вопросов на основе содержания: что нового вы узнали, когда произошли события, объясните поступок героя, придумайте интонацию. Для изучающего чтения: объясните, почему, объясните его поступок, решите проблему.

Проверка понимания: для ознакомительного чтения - вопросы по основному содержанию, False / true, тестовые задания — из ряда предложений выбрать правильное, для изучающего -кто, когда, с кем, зачем, как ты оцениваешь, используется перевод для полного понимания. Для малышей картинки - зачеркни те, о которых нет речи в тексте.

Тексты. Для изучающего чтения любой текст. Оно допускает остановки, возвраты. В процессе обучения авторы выбирают тексты с трудностями, подтекстом, взаимосвязью событий и фактов, кот. надо определить. Для ознакомительного чтения тексты облегченные:

публицистика, статьи из популярных журналов, очерк, сказка. Прозрачный текст, не насыщенный языковыми трудностями. Большего объема.

БИЛЕТ№8 Проблемы обучения технике чтения на начальном этапе:

Содержание понятия "техника чтения", приемы формирования технических навыков.

Под "техникой чтения" понимается правильное озвучивание при чтении про себя и вслух, как правило, словосочетания, предложения. Правильный темп речи приближается к темпу речи среднеобразованного носителя языка. Интонационное оформление.

Технический навык формируется сразу после того, как вводятся буквы, слова, после устного курса. Обучаемым сообщается звук и какими буквами он передается. Затем упражнения: чтение строк, столбиков, за диктором в паузах, заучивание наизусть стихов, отрывков из текста.

Трудности: Нужно озвучить новое начертание, преодолеть интерференцию (если схожие), правильно интонировать и хороший темп речи.

Навыки: 1) установление соответствия между графической формой слова, звуковой и его значением, узнавание и понимание. 2) установление смысловых связей слов на уровне смысловых групп (правильное смысловое деление фразы); 3) выделение и понимание фразовой структуры (вопрос, восклицание); 4) различие грамматических амонимов (it's); 5) установление смысловых связей на уровне предложения; 6) догадка означ. неизучен, лексики; 7) умение пользоваться словарем.

БИЛЕТ №9,21,22 Говорение, Монолог, Диалог.

Речевая деятельность — психическая деятельность. Участвуют: внутреннее проговаривание, память (все виды), внимание, предугадывание, программирование. Каждый вид речевой деятельности реализуется с помощью навыков и умений. Говорение и письмо - лексич., грамматические.

Трудности: преодоление трудностей - упражнения.

Цели речевой деятельности: выразить коммуникативные намерения (передать главную

информацию, факты, оценить, запросить, выразить согласие, несогласие и т.д.)

Говорение: относится к репродуктивному типу речевой деятельности. Навыки и умения говорения включают в себя: знание лексики, грамматики, фонетики, использование стилистических приемов. Говорение функционирует в 2-х видах: диалог и монолог. Есть определенные типы диалога и монолога, они отличаются по структурному построению.

Диалог: типичные реплики, типичные диалогические связки, утверждения, побуждения, вопрос, ответ, согласие, возражение. Единицей обучения диалога является диалогическое единство двух реплик. Для диалога характерна типичность речи: клише, образцы, которые надо знать. Отличается спонтанностью, надо уметь среагировать быстро. В обучении диалогической речи трудно сделать так, чтобы дети захотели говорить. Важна мотивация. Задания типа:

составить диалог (в диалоге чередуется говорение с аудированием).

Монологич. речь отличается большей связанностью, последовательностью, планом высказывания, возможностью для говорящего подобрать соответствующие речевые средства. Монологич. речь более объемная, развернутая, присутствует вступление, заключение. Оценка прочитанного — аргументативность. Монолог, речь - типология текста на основе разных стилей и жанров, пересказ, пересказ с изменениями. Придумать, что было до, после - упр.

Материал. Трудно с точки зрения мотивации.

1) Речевая ситуация, кот. надо создать в учебной ситуации, сформулировать. Нужна естественная проблемная ситуация.

2) Картинки, предметы (игрушки) - наглядность, диафильм.

3) Текст в записи или печатный, кот. явл. стимулом для разговора.

4) Аудиовизуальные - несут лингвострановедческую нагрузку (background information).

Система упражнений включает в себя 2 части:

1) подготовительные (*) 2) речевая практика (* *)

• * Накопление языковых средств, необходимых для М. и Д.

• * Отработка соответствующих умений (для диалога - клише, диалогические единства, речевые образцы, умение конструировать свои; для монолога - умение высказывать утверждение, описать события) на уровне небольших высказываний.

• * Умение конструировать собственные высказывания, диал. (дается неполный диалог или только ответные реплики - дополнить; дается начало монолога - надо закончить;

ключевые слова).

• ** Практика в речи, диалоги. Проблемные ситуации, обсуждение в парах, группах.

• ** Выстраивать сценки, как в театре.

• ** Воспроизведение речевой ситуации (в магазине, интервью).

• ** Дискуссии

• ** Игры

• ** Ролевые игры - форма воспроизведения реальной ситуации общения. Каждому дается своя социальная роль.

• * * Практика в монологе - свободное устное сочинение.

Контроль - то же самое, но на время и без ключей. Цель обучения говорению:

На начальном этапе: понять собеседника, сообщить краткие сведения о себе, поддержать беседу, сделать самостоятельное высказывание. Использование простых фраз, структур, допускается определенная степень ошибок, не нарушающая процесс общения;

На среднем этапе: большая развернутость. На продвинутом этапе: высокий уровень.

В монологе: рассказ, высказывание позиции. Речь усложняется по содержанию, объему. Разнообразие языковых средств, граммат., стал., лекс. Ошибки возможны в стилистике, в выборе слов. Умение слышать ошибки. Перефразировать, сменить тему.

Темы (общение, тематика) повторяются от этапа к этапу, но усложняется содержание

повествования, описания, рассуждения.

Умения: обсуждения, команды, дискуссия, приглаш.

БИЛЕТ №10

Проблема целей обучения иностранным языкам.

Уровни владения иностранным языком.

4 основных цели обучения:

1) практическая: обучение общению устному и письменному, умение говорения, чтения, навыки воспринимать и понимать) - т.е. владение определенными навыками в синтезе. Оно варьируется в зависимости от возраста и учебного заведения. 4 навыка общения:

говорить, читать, понимать...............

2) образовательная: расширение кругозор. В процессе обучения языку он знакомится с культурой, историей, этикетом, обычаями страны. Образовательные цели заложены в программе школы, а в языковом вузе это непроизвольно.

3) Воспитательная: формирование характера, воли, терпения, самоконтроль (это в дошкольном, младшем школьном, среднем школьном возрасте). В программе вуза это не отражено, но само собой.

4) Развивающая: работа механизмов психики, память (слуховая, зрительная), внимание, скорость речевой реакции, скорость внутренней речи, предвосхищение, язык. догадка.

БИЛЕТ №11

Проблема содержания обучения иностранному языку,

Его основные компоненты и требования к их отбору.

То, чему надо учить. Много споров. Одни говорили "только уроки", другие -"языковыенавыки", другие - "темы".

Современные:

1.темы

2. яз. материал (знания);

3. яз. навыки автоматизма (техника письма, чтения)

4. речевые умения (понимание, чтение, аудирование, письмо)

5. отбор языковых и речевых упражнений;

6. набор средств и приемов контроля;

7. набор наглядных пособий и технических средств обучения.

Критерии отбора

1. В соответствии с принципами (доступность, посильность, последовательность, активность)

2. с учетом критерия частотности (более частотные лексич. единицы, менее, грамм.)

3. языковой материал отбирается 2-х типов:

• то, что надо для говорения (активной речевой деятельности);

• то, что надо для понимания при аудировании (рецептивный).

Отбор отражается в 2-х минимумах: лексическом и грамматическом. Активный - ядро; рецептивный - то, что вокруг (пассивный).

БИЛЕТ №12

Аудирование как одна из форм устного общения.

Психо-лингвистическая характеристика аудирования.

Факторы, определяющие успешность восприятия и понимания аудиотекстов.

Психо-лингвистическая характеристика: аудиотексты могут быть повседневно-бытового характера, научные доклады, учебные лекции, деловое общение, аудирование рекламы, новостных сообщений.

В процессе общения аудирование играет большую роль. Говорение поддерживает акт аудирования и наоборот. В процессе речевого общения 30% - говорение, 45% - слушание и понимание; 16% - чтение; 9% - письмо.

В средней школе 57% - аудирование. Аудирование - процесс восприятия, распознавания и понимания произносимых речевых сигналов. А. носит не только посредственных характер, но и опосредованный. Понимание зависит от последовательности, доступности, четкости композиции, от тембральной окраски, темпа.

Контактное аудирование - подкрепление речи внешним предметом (мимика, жесты, манера говорить); дистактное - речь в записи; импрессивиая речь - понимание речи на слух;

экспрессивная - говорение. В основе деятельности (понимания устной речи) лежит память.

Для непосредственного понимания речи на слух характерна свернутость и сокращенность

мыслительных мыслительных операций во внутренней речи. Задействованы речедвигательный

и слуховой анализаторы. Со временем слуховой этап становится доминирующим.

Успешность восприятия определяется: навыки и умения преодолевать трудности слуховые

(понимание на лингвистическом уровне) - групп слов, оборотов.

Трудности, связанные с содержанием: понять идею, композицию, логику, причины и следствия,

детали.

Экстралингвистические трудности: помехи, отсутствие собеседника, пол человека. Одно-,

многоразовое прослушивание.

Хар-ка задейств. слуховые ощущения, внутреннее проговаривание, память, предвосхищение.

БИЛЕТ №13 Проблемы обучения аудированию;

Этапы работы над аудиотекстом;

Контроль понимания аудиотекста.

Трудности: 1. Лингвистические (омофоны, звуковая ассимиляция). При подготовке материала нужно избегать сложных синтаксических конструкций, стилистических средств, грамматических конструкций. Логическая последовательность в тексте, небольшое количество новых слов. Развивается умение догадываться, прогнозировать на лингвистическом уровне. 2. Незнакомые слова. Выписать незнакомые слова, обходить неключевые. Улавливать основную информацию.

Тексты нельзя искусственно замедлять, это ведет к искажению интонационного рисунка с

самого начала в естественном темпе. Начинать следует со слов учителя, помогать жестами,

мимикой.

Трудность: при направленности внимания на лексико-грамматические особенности, на

языковую форму, отвлекается внимание от содержания. Перед прослушиванием надо провести

беседу, создать целевую установку, снять языковые трудности.

Текст должен быть выбран с учетом контингента учащихся - ориентирное восприятие.

Смысловые ориентиры, краткая беседа, эмоц. окраска, картинки, заголовки, риторич. Вопросы.

Трудности: опосредов. понимание сообщений, недостаточно развитая слуховая память;

несоответствие темпа говорящего и слушающего; направленность не на смысл, а на форму. Требования к текстам:

1) преимущественно построены на знакомом языковом материале;

2) недлинные (от 1 минуты до 3-5 минут). Продуктивн. - 45 мин;

3) нетрудные с точки зрения лексики и грамматики;

4) без перегрузки описанием;

5) должны вкл. в себя проблемные вопросы для дальнейшего обсуждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рождественский Юрий Владимирович лекции по общему языкознанию: Учеб пособие для филол спец ун-тов. М.: Высш шк., 1990. 381 с. Isbn 5-06-000442-2 Часть 4 прикладное языкознание лекция

    Лекция
    Термин «прикладное языкознание» не означает простого приложения данных языковедческой науки к какой-либо области практики. Прикладное языкознание — особая научно-практическая деятельность, целью которой является усовершенствование
  2. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  3. Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики

    Документ
    Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингво­ди­дактики: Материалы Междун. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27–28 апреля 2006 г. / ГОУ ВПО «Рос.
  4. Вопросы прикладной лингвистики сборник научных трудов москва Издательство Российского университета дружбы народов (1)

    Документ
    Сборник посвящен актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового и профессионального общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, использованию новых информационных технологий
  5. Плюс-минус бесконечность 20 (или вопросы лингвофилософии) 20

    Документ
    Как известно, заимствования представляют собой один из каналов обогащения лексической системы чеченского языка. В исконную лексику чеченского языка в разные исторические периоды вошло большое количество заимствованных слов.

Другие похожие документы..