Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия ...полностью>>
'Документ'
ДСТУ 4079-2001 Якість води. Визначання загального вмісту хлоридів. Титрування нітратом срібла із застосуванням хромату як індикатора (метод Мора) (IS...полностью>>
'Статья'
Статья 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Т...полностью>>
'Программа'
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Макроэкономика», утвержденной Министерством образования Республики Бе...полностью>>

Рогожина Татьяна Вадимовна, к т. н., доцент должность профессор учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Менеджмент торговой организации

Одобрено
учебно-методическим советом Факультета Управления

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Для специальностей:

080507 «Менеджмент организации»

Москва

2008

Автор-составитель:

Рогожина Татьяна Вадимовна,

к.т.н., доцент

должность - профессор

Учебно-методический комплекс ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления» по специальности 080507 Менеджмент организации

Дисциплина «Исследование систем управления» входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

 Российский государственный торгово-экономический университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цель, задачи и предмет дисциплины 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

  3. Объем дисциплины 7

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7

  4. Содержание курса 9

  5. Содержание и методология проведения практических занятий 12

    1. Цель и задачи практической работы 12

    2. Общие положения и начальные условия для выполнения практической работы 13

    3. Программно-информационное обеспечение исследований 14

    4. Содержание практических занятий 15

    5. Оформление отчета по результатам практических занятий 17

    6. Порядок защиты итогового отчета 18

  6. Задания для самостоятельной работы студентов 19

    1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов 19

    2. Задания для самостоятельной подготовки 20

    3. Рекомендуемый перечень контрольных вопросов для самостоятельной подготовки 20

    4. Тестовые задания для проверки уровня усвоения курса 24

  7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению 28

    1. Общие положения 28

    2. Темы и выбор варианта контрольной работы 30

    3. Содержание контрольных работ 31

  8. Вопросы для подготовки к экзамену 36

  9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 38

    1. Литература 38

    2. Методическое обеспечение дисциплины 39

    3. Материально-техническое и информационное обеспечение 39

    4. Инновационные технологии обучения в рамках курса 39

10. Глоссарий 41

11. Приложение 48

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Исследование систем управления» входит в учебный план специальности «Менеджмент организации» как специальная дисциплина, соответствующая требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Цель, задачи и предмет дисциплины определены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Необходимость изучения дисциплины «Исследование систем управления» при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что в современных условиях достижение конкретных результатов управленческой деятельности невозможно без создания тщательно продуманной системы управления, обеспечивающей эффективное целенаправленное поведение всех членов организации.

Экономические реформы в России, вызвавшие обновление всех сфер жизни и становление новых рыночных отношений, вызвали необходимость коренного пересмотра стиля и методов управления организациями, ведущими коммерческую деятельность. Это в первую очередь обусловлено изменением целевой установки организаций. Если раньше основной задачей менеджера любого уровня было обеспечение своевременного выполнения плана, то теперь в условиях острой конкурентной борьбы основной целью является борьба за выживание и обеспечение устойчивого поступательного развития организации.

Изменение целевых установок развития деловых организаций в современных условиях потребовало коренного пересмотра не только стиля и методов управления, но и структур самих систем управления. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования систем управления, поскольку в рыночных условиях система управления сама определяет цель организации, выбирает стратегию действия, изыскивает и распределяет средства для решения поставленных задач, несет ответственность за правильность и своевременность выполнения принятых решений.

Цель курса «Исследование систем управления» заключаются в том, чтобы сформировать у студентов концептуальный подход, направленный на изучение и совершенствование организационных систем путем использования в процедурах исследования новейших научных методик, предусматривающих применение современных программно-вычислительных средств для обработки и анализа больших объемов информации.

Предметом дисциплины является исследование проблем, связанных с управлением организациями, представляющими собой открытые, сложные, управляемые, динамические системы с целенаправленным действием.

Задачи курса:

  • определение места исследований в научной и практической деятельности;

  • оценка функциональной роли исследований систем управления;

  • изучение методов исследования систем управления;

  • овладение теоретическими знаниями и практическими навыками исследования;

  • применение системного подхода в исследованиях систем управления;

  • освоение приемов анализа с позиций диалектического подхода к исследованиям;

  • усвоение основ разработки гипотез и выбора концепций исследования;

  • изучение логического аппарата исследования систем управления;

  • освоение методов планирования процесса исследования;

  • прогнозирование поведения системы управления с использованием процедур моделирования;

  • формирование статических и динамических моделей;

  • выполнение параметрического и факторного анализа;

  • проведение диагностических исследований с целью преобразования и корректировки организационных систем;

  • обоснование научной и практической эффективности исследований.

Структура курса позволяет всесторонне охарактеризовать процесс исследования системы управления современной организацией. Курс, содержание которого отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, включает в себя следующие основные разделы:

  • исследования и их роль в управлении организацией;

  • роль системного подхода в решении задач управления;

  • обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления;

  • логический аппарат исследования систем управления;

  • планирование процесса исследования;

  • разработка гипотез и концепций исследования систем управления;

  • информационное обеспечение процедур исследования систем управления;

  • параметрическое исследование и факторный анализ;

  • рефлексивное исследование систем управления;

  • функциональная роль исследований в решении задач управления;

  • исследование систем управления посредством социально - экономических экспериментов, тестирование;

  • диагностика систем управления;

  • научная и практическая эффективность исследований;

  • практическая реализация методов оценки эффективности системы управления.

Курс «Исследование систем управления» является инструментом для формирования у студентов необходимого объема знаний в области исследования систем управления организацией, которая является сложным и многогранным объектом системы экономических и социальных отношений в современном обществе. Эти знания необходимы менеджерам различных уровней для эффективного управления организацией в современных условиях.

Исследование систем управления носит ярко выраженный междисциплинарный характер и относится к одному из наиболее актуальных направлений современной науки о развитии сложных общественно-экономических систем. Концептуальной основой методологической базы, используемой при исследованиях систем управления, являются системный подход, общая теория систем и системный анализ.

Дисциплина «Исследование систем управления» основана на современном материале, отражающем эмпирический и теоретический подход к организационной деятельности. При ее изучении широко используются методы, подходы и достижения многих классических научных дисциплин, таких как математика, теория вероятностей, логика, теория игр, теория графов, теория матриц. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Статистика», «Экономическая теория»; «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и др.

При преподавании и изучении дисциплины «Исследование систем управления» занятия проводятся в форме лекций, опросов, практических занятий в виде деловой компьютерной игры, выполняемой по заданному алгоритму применительно к проектируемой виртуальной организации. Приобретенные в процессе изучения курса навыки исследовательской работы выявляются в процессе обмена мнениями в формате круглого стола, организуемого по теме «Анализ динамики развития малого предприятия в сфере торговли и услуг».

Самостоятельная работа студентов осуществляется в процессе выполнения домашних заданий и отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя, а также путем индивидуальной исследовательской работы по согласованию с преподавателем. Для промежуточной проверки усвоения учебного материала и оценки уровня знаний студентов проводятся контрольные работы и тестирование.

Изучение курса завершается экзаменом.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

  • об исследуемой организации как сложной, открытой, управляемой системе с целенаправленным действием;

  • об особенностях работы организаций в современных условиях России;

  • о роли исследований в управлении организацией;

  • о структурировании управления организационными системами;

  • о влиянии неопределенностей внешней среды на систему управления;

  • о логическом аппарате исследования систем управления;

  • о выборе критериев для оценки эффективности системы управления

знать:

  • основные компоненты исследования;

  • виды исследований;

  • роль исследований при решении задач управления современной организацией;

  • специфику организации как социальной системы управления;

  • основные правила декомпозиции;

  • методологию исследования систем управления;

  • особенности анализируемых структур управления;

  • способы оценки реактивных способностей системы;

  • качественные и количественные методы оценки состояния организационных систем;

  • методы экспертных оценок;

  • основные приемы борьбы с рисками

уметь:

  • планировать процесс исследования систем управления;

  • рассматривать организацию как открытую, управляемую, динамическую систему с целенаправленным действием;

  • разрабатывать гипотезы и концепции исследования;

  • выполнять параметрический и факторный анализ;

  • исследовать адаптационные возможности организации;

  • осуществлять анализ и оценку адаптационных возможностей системы управления организацией;

  • применять на практике способы повышения устойчивости организационной системы;

  • выявлять устойчивые тенденции в деятельности организации с цель прогнозирования ее развития в современных условиях;

  • использовать программные продукты и новые информационные технологии в процедурах исследования систем управления организацией;

  • выполнять диагностику систем управления

  • разрабатывать и внедрять методы оптимизации систем управления

иметь опыт:

  • формирования организационных структур;

  • проектирования и корректировки организационной системы;

  • моделирования процесса функционирования системы управления;

  • построения решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи выбора оптимального пути достижения поставленной цели;

  • выполнения социологических исследований;

  • оценки экономической и социальной эффективности системы управления организацией.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривает сочетание лекционных, практических и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов направлено на более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине. При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты пользуются методическими пособиями и базовым учебником по данной дисциплине. Выполнение курсовой работы по данной дисциплине не предусмотрено. Организованный таким образом учебный процесс дает возможность студентам приобрести теоретические и практические навыки исследовательской деятельности.

Вариант 1: для одной специальности с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Заочная

сокращенная

№№ семестров

5

7

7

4

Аудиторные занятия:

54

34

14

10

лекции

26

18

6

4

практические занятия в виде деловой игры

24

16

8

6

тематические дискуссии

4

самостоятельная работа

50

70

90

94

Всего часов на дисциплину

104

104

104

104

Текущий контроль (количество, №№ семестров)

Контрольные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров)

контр. раб. № 1

7 сем.

контр. раб. № 1

4 сем.

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет) – №№ семестров

Экзамен – 5 сем.
Экзамен –
7 сем

Экзамен –

7 сем.

Экзамен –

4 сем.

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Наименование тем

Всего часов

Ауд. занятия

Сам. работа

леции

прак.

1. Исследования и их роль в управлении организацией.

2. Роль системного подхода в решении задач управления

3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления.

4. Логический аппарат исследования систем управления.

5. Планирование процесса исследования.

6. Разработка гипотез и концепций исследования систем управления

7. Информационное обеспечение процедур исследования систем управления.

8. Параметрическое исследование и факторный анализ.

9. Рефлексивное исследование систем управления.

10. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов, тестирование.

12. Диагностика систем управления

13. Научная и практическая эффективность исследований.

14. Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления.

Всего на обучение

2

3

10

8

8

7

8

8

8

8

8

8

8

10

104

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

28

1

2

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

50

Форма обучения очно-заочная

Наименование тем

Всего часов

Ауд. занятия

Сам. работа

леции

прак.

1. Исследования и их роль в управлении организацией.

2. Роль системного подхода в решении задач управления

3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления.

4. Логический аппарат исследования систем управления.

5. Планирование процесса исследования.

6. Разработка гипотез и концепций исследования систем управления

7. Информационное обеспечение процедур исследования систем управления.

8. Параметрическое исследование и факторный анализ.

9. Рефлексивное исследование систем управления.

10. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов, тестирование.

12. Диагностика систем управления

13. Научная и практическая эффективность исследований.

14. Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления.

Всего на обучение

2

6

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

104

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

18

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

16

1

5

4

6

6

6

5

6

6

5

6

6

4

4

70



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  3. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..