Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Звіт незалежного аудитора Аудиторської фірми у вигляді товариства з обмеженою відповідальністю «Інтер-аудит» за результатами аудиту річної фінансової...полностью>>
'Регламент'
Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Верхнеуральского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги "Пре...полностью>>
'Документ'
№ 30 10 Чеус Марк Б. Окуджава А мы с тобой, брат, из пехоты… Гимн. № 30 11 Чиксоева Гульнара В. Тушнова Кукла СОШ № 39 1 Чичуа Тамара С. Быченко Гармо...полностью>>
'Документ'
Государственное регулирование на рынке услуг. Влияние дотаций и государственный контроль за коммерческой деятельностью в непроизводственной сфере. За...полностью>>

Рогожина Татьяна Вадимовна, к т. н., доцент должность профессор учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Анализ и синтез систем управления.

Охарактеризовать основные виды анализа систем управления. Выделить особенности анализируемых структур. Определить, как влияют элементы, связи и отношения внутри организации на достижение целей, стоящих перед организационной системой. Привести пример анализа внутренней организации системы управления. Показать, как осуществляется синтез систем управления. Отразить диалектическое единство процедур анализа и синтеза при исследовании систем управления. Продемонстрировать взаимосвязь между исследованием и организационным проектированием систем управления на примере конкретной организации сферы торговли или услуг.

Основная литература: [1, 2, 4, 7, 17, 21]

  1. Особенности анализируемых структур

Охарактеризовать различные виды структур управления. Произвести их сравнительный анализ. Пояснить, в чем заключаются особенности исследования социально-экономических систем. Выбрать объект для исследования. Обосновать методы исследования системы управления данным объектом. Описать применительно к выбранному объекту особенности анализируемой структуры. Выделить основные признаки структуры (элементы, связи, отношения), являющиеся характерными для выбранного объекта исследования.

Основная литература: [1, 2, 3, 8, 12, 21]

  1. Планирование процесса исследования.

Охарактеризуйте главную цель исследования. Установите ее связь с целью и миссией организации. Покажите взаимосвязь между целью исследования и задачами, решаемыми системой управления организацией. Обоснуйте выбор метода исследования. Составьте план проведения исследований. Отобразите в виде блок-схемы алгоритм исследования системы управления. Оцените влияние положительных и отрицательных факторов во внешней и внутренней среде на работу предприятия в условиях новых рыночных отношений. Выполните SWOT - анализ известной Вам организации.

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 12, 21]

7. Прогнозирование поведения системы управления с использованием
процедур моделирования.

Опишите сущность моделирования при исследовании процесса функционирования системы управления. Назовите цели и виды моделирования. Дайте формализованное представление о системе управления конкретной организацией в сфере торговли или услуг. Охарактеризуйте этапы разработки модели. Опишите условия реализации модели. Выполните оценку соответствия модели реальному объекту. Произведите сравнение реальных показателей с результатами прогнозирования действия системы, полученными в процессе моделирования. Покажите на примере возможность использования полученных результатов для выбора наиболее эффективных вариантов действия системы управления.

Основная литература: [1, 2, 4, 8, 14, 21]

8. Информационное обеспечение исследования систем управления.

Охарактеризуйте современную информационную среду. Сформулируйте требования, предъявляемые к информации. Покажите, как распределяются входные и выходные информационные потоки. Отобразите коммуникации внутри организации. Опишите процедуры сбора, обработки, структурирования и хранения информации. Осветите роль финансово - экономической информации. Оцените рационализирующее воздействие современных информационных технологий и продемонстрируйте возможности информационных сетей в обеспечении исследования систем управления (на примере конкретной организации). Назовите программные продукты, используемые при исследованиях систем управления.

Основная литература: [1, 5, 11, 13, 20, 22]

9. Разработка гипотез и концепций при исследованиях систем управления.

Покажите зависимость концепции исследования системы управления от цели деятельности организации. Перечислите требования, предъявляемые к гипотезам исследования. Охарактеризуйте влияние социальной миссии организации на определение цели ее деятельности. Сформулируйте основные требования, которым должна удовлетворять цель организации. Дайте классификацию целей по типу функционирования системы управления. Приведите примеры разработки и формулировки исходных гипотез при исследовании системы управления известной Вам организации.

Основная литература: [1, 3, 8, 10, 12, 21]

10. Внешняя и внутренняя среда исследуемой системы.

Охарактеризуйте микро и макро подходы в исследованиях систем управления. Опишите внешнюю и внутреннюю среду конкретной организации сферы торговли или услуг. Выделите базовые элементы внешней среды выбранной для исследования организации. Перечислите способы учета воздействия факторов внешней среды. Выполните структуризацию среды обитания исследуемого объекта. Покажите роль маркетинговых исследований в выработке главной цели и стратегии организации. Назовите основные типы стратегий развития организации в условиях рыночной экономики. Покажите на примере разработку и исследование альтернативных стратегий.

Основная литература: [1, 3, 6, 8, 10, 12, 21]

11. Параметрический и факторный анализ.

Обоснуйте необходимость учета многих факторов и параметров при анализе работы системы управления и принятии управленческих решений. Выделите постоянные факторы и факторы, меняющиеся во времени. Назовите методы параметрического и факторного анализа применительно к исследованиям систем управления. Покажите на конкретном примере, как осуществляется классификация и группирование факторов и параметров, определяющих работу системы. Охарактеризуйте корреляционные методы в процедурах факторного анализа. Произведите ранжирование факторов и групп факторов по степени их влияния на работу организации. Постройте обобщенную оценку эффективности системы управления в целом, используя метод обобщенной средневзвешенной оценки.

Основная литература: [1, 2, 3, 8, 12, 21]

12. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

Обоснуйте исследование системы управления как составную часть менеджмента организации. Опишите основные приемы исследования функционирования организации в условиях глобального рынка. Покажите необходимость проведения исследований системы управления для обеспечения выживания организации в сфере торговли или услуг. Дайте характеристику процесса исследования системы управления конкретной организацией. Поясните, как осуществляется оценка эффективности исследований и оптимизация организационной структуры.

Основная литература: [1, 3, 4, 15, 16, 29]

13. Особенности функционирования организации в устойчивом
и переходном режимах.

Назовите признаки устойчивого и переходного режима работы деловой организации в современных условиях. Перечислите основные причины внешнего и внутреннего характера, вынуждающие систему управления функционировать в переходном режиме. Покажите влияние неустойчивости внешней среды на работу конкретной организации в сфере торговли или услуг. Назовите способы повышения устойчивости системы на основе результатов функциональных исследований. Произведите сравнительный анализ статических и динамических характеристик системы управления организацией.

Основная литература: [1, 16, 20, 25, 27, 29]

14. Рефлексивное исследование системы управления.

Выявите источники возмущающих воздействий во внешней и внутренней среде, оказывающие отрицательное влияние на работу организации. Определите реакцию системы на изменения во внешней среде. Опишите основные характеристики реактивной способности системы. Назовите способы оценки адаптационных способностей системы при воздействии различных случайных факторов в условиях неопределенности. Покажите на примере конкретной организации в сфере торговли или услуг использование процедур рефлексивного анализа для выбора альтернативных вариантов действия системы управления при изменении условий работы.

Основная литература: [1, 4, 20, 25, 27, 29]

15. Логический аппарат исследования систем управления.

Покажите возможность применения методов математической логики и экономико-математического анализа для изучения систем управления. Охарактеризуйте роль законов логики в процедурах исследования систем управления. Обоснуйте необходимость применения методов неформальной логики (интуитивная логика, логика правдоподобных рассуждений, мажоритарная логика и др.) при исследовании систем управления и принятии управленческих решений. Дайте логическое обоснование целевой направленности исследований применительно к конкретной организации в сфере торговли или услуг.

Основная литература: [1, 3, 8, 10, 17, 21]

16. Качественные и количественные оценки при исследованиях систем управления.

Приведите примеры качественных и количественных параметров и характеристик. Назовите критерии оценки качества основных параметров системы управления. Охарактеризуйте ранговые критерии, метод экспертных оценок, методы теории игр, используемые в исследовании систем управления. Оцените роль исследований при принятии решений в условиях неопределенности и риска. Назовите приемы борьбы с рисками. Покажите на конкретных примерах необходимость использования качественных и количественных оценок для повышения эффективности системы управления организацией.

Основная литература: [1, 6, 14, 15, 16, 27]

17. Исследование систем управления посредством
социально-экономических экспериментов.

Охарактеризуйте значение социально-экономического эксперимента и социологических исследований в оценке эффективности системы управления. Опишите, в чем заключаются отличия между активными и пассивными экспериментами. Отразите роль экспертной оценки при проведении социально-экономических экспериментов. Оцените роль исследований при организационном проектировании. Приведите примеры социологических исследований при выявлении запросов потребителя и при решении задач социально - психологического управления коллективом конкретной организации.

Основная литература: [1, 8, 10, 12, 21]

18. Тестирование в процедурах исследования систем управления.

Оцените роль тестирования в прогнозировании развития системы управления. Покажите связь между операциями тестирования и контроля исполнения принятых решений. Назовите способы контроля текущего состояния системы. Охарактеризуйте процедуру оценки эффективности системы мотиваций персонала, выполняемую с использованием процедур тестирования. Приведите примеры оценки квалификации и профессиональной пригодности персонала с использованием вычислительной техники. Обоснуйте возможность использования сетевых технологий для подбора и повышения квалификации кадров.

Основная литература: [1, 8, 10, 12, 21]

19. Диагностика систем управления

Назовите методы исследования, обеспечивающие изучение процессов, происходящих в системе управления. Охарактеризуйте диагностику как элемент стратегического и оперативного управления организацией. Выполните на конкретном примере описание основных признаков, характеризующих состояние системы управления. Опишите, как выполняются диагностические исследования в процедурах упреждающего управления и как осуществляется корректировка системы управления. Назовите необходимые условия для выполнения преобразований в системе. Перечислите основные этапы реализации метода оперативной коррекции.

Основная литература: [1, 8, 10, 21, 22, 26]

20. Научная и практическая эффективность исследований.

Обоснуйте практическую направленность исследований и возможность прогнозирования поведения организации в условиях конкурентной борьбы. Выполните построение решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи. Используйте методы понижения размерности характеристического вектора. Приведите пример нахождения решений, оптимальных по Парето. Выполните построение суперкритерия. Продемонстрируйте использование интервального критерия и агрегирования показателей в многокритериальной задаче. Обоснуйте принципы принятия решений для управляемой системы в целом.

Основная литература: [1, 8, 9, 16, 17, 2312, 21]

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Влияние современных тенденций социально-экономического развития общества на деятельность организаций в сфере торговли и услуг.

  2. Роль исследований в решении задач управления.

  3. Научные подходы к исследованиям систем управления (ИСУ).

  4. Функции и задачи управления современной организацией.

  5. Содержание понятий «управление» и «менеджмент».

  6. Задачи исследования систем управления организацией.

  7. Основные компоненты исследования систем управления.

  8. Субъект и объект процесса исследования систем управления

  9. Роль менеджера в процессе исследований систем управления.

  10. Декомпозиция как инструмент анализа в ИСУ.

  11. Структурный анализ в процедурах исследования систем управления.

  12. Особенности анализируемых структур.

  13. Единство процессов анализа и синтеза в ходе проведения ИСУ.

  14. Этапы исследования системы управления.

  15. Алгоритм исследования систем управления.

  16. Прогнозирование поведения системы с использованием моделей.

  17. Оценка соответствия модели реальной системе управления (СУ).

  18. Направления воздействия информационной среды на экономическую деятельность организаций в сфере торговли и услуг.

  19. Виды информационного обмена СУ с окружающей средой.

  20. Средства и способы сбора, обработки, хранения и структурирования информации, необходимой для проведения исследований.

  21. Входные и выходные информационные потоки.

  22. Информационный анализ в процедурах исследования.

  23. Основные направления внедрения новых информационных технологий и средств коммуникации в работу систем управления.

  24. Программные продукты, используемые при решении задач ИСУ.

  25. Концепция и гипотеза исследования систем управления.

  26. Требования, предъявляемые к гипотезам при решении задач ИСУ.

  27. Методы научного предвидения поведения исследуемой системы.

  28. Макро и микро подходы в решении задач ИСУ.

  29. Исследование внешней среды организации (макроподход в ИСУ).

  30. Исследование внутренней среды организации (микроподход в ИСУ).

  31. Влияние стратегии развития организации на эффективность СУ.

  32. Параметрический и факторный анализ в процедурах исследования.

  33. Уравнение линейной регрессии и его практическая реализация.

  34. Основные принципы группирования факторов внешней и внутренней среды.

  35. Значение функциональных исследований в решении задач управления.

  36. Статические и динамические модели исследования.

  37. Анализ статических и динамических характеристик системы.

  38. Рефлексивное исследование систем управления.

  39. Оценка адаптационных свойств системы управления.

  40. Основные причины, обуславливающие переход организаций к динамическому режиму работы.

  41. Логический аппарат исследования систем управления.

  42. Методы формальной и неформальной логики в ИСУ.

  43. Методы теории графов в исследовании систем управления.

  44. Теория матриц и ее практическое использование в ИСУ.

  45. Экспертные системы в решении задач ИСУ.

  46. Выбор методов анализа в зависимости от цели деятельности организации и цели исследования.

  47. Качественные и количественные методы в решении задач ИСУ.

  48. Активные и пассивные эксперименты при проведении исследований.

  49. Роль социально-экономических экспериментов в ИСУ.

  50. Использование тестирования при оценке профессиональной пригодности персонала.

  51. Объективная причина наличия неопределенности в условиях рынка.

  52. Основные виды неопределенностей и риска.

  53. Методы снижения степени риска.

  54. Диагностика исследуемой системы управления.

  55. Диагностические исследования в процедурах упреждающего управления.

  56. Практическая реализация методов исследования.

  57. Методы построения решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи.

  58. Принципы оптимизации параметров СУ по Парето.

  59. Нахождение области решений, оптимальных по Парето.

  60. Оценка эффективности исследований.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

9.1. Литература

Основная литература

  1. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Экзамен, 2005.

  2. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

  3. Коротков Э.М. Исследование систем управления (серия «Вопрос-ответ») – М.: Инфра-М, 2003.

Дополнительная литература

  1. Андреев Г.И., Волчихин В.И., Смирнов С.А. Основы управления предприятием: кн. 1. Современные тенденции в управлении; кн. 2. Модели и методы управления в условиях неопределенности; кн. 3. Экономические механизмы управления предприятием. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  3. Антикризисное управление: Учебное пособиеПод ред. К.В. Балдина. – М.: Гайдарики, 2005.

  4. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2005.

  6. Давыдова Л.А. Информационные системы в экономике – М.: Проспект, 2004.

  7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  8. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  9. Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина, 2007.

  10. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  11. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2005.

  12. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  13. Мусин М.М. Управление экономическими интересами. – М.: Гардарики, 2006.

  14. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002.

  15. Нир Вулкан. Электронная коммерция. Стратегическое руководство. – М.: Интернет-трейдинг, 2003.

  16. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007.

  17. Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Бизнес-контроллинг. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

  18. Рогожин С.В. Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2006.

  19. Рогожин С.В., Юдин Б.А. Информационные технологии и реструктуризация рынка услуг. М.: Красные ворота, 2006.

  20. Российский торгово-экономический словарь. Под редакцией С.Н. Бабурина. – М.: Экономист, 2004.

  21. Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта». Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  22. Роберт Хит. Антикризисное управление для руководителей и менеджеров. – М.: Лори, 2004.

  23. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  24. Токаренко Г.С., В.С.Ступаков. Риск-менеджмент: – М.: Финансы и статистика, 2004.

  25. Управление качеством и реинжиниринг организаций /Абутидзе З.С., Александровская Л. Н., Басс В.Н. и др.: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

  26. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник/ Под общ. ред. Л. Брагина. – М.: Интернет-ресурсы, 2006.

9.2. Методическое обеспечение дисциплины

  1. Программа курса «Исследование систем управления».

  2. Темы контрольных работ по курсу «Исследование систем управления» и методические указания по их выполнению.

  3. Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Исследование систем управления».

  4. Глоссарий по курсу «Исследование систем управления».

  5. Тестовые задания по курсу «Исследование систем управления».

    1. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

В учебном процессе при чтении лекций по дисциплине «Исследование систем управления» используются такие технические средства, как компьютерное оборудование и мультимедийный проектор. Практические занятия со студентами проводятся в компьютерных классах.

В качестве информационного обеспечения используется учебная и научно-техническая литература, периодические издания по изучаемой дисциплине, а также программное обеспечение и ресурсы Интернет, в том числе:

/ - решения в менеджменте и бизнесе;

http://examen.od.ua – планирование, корпоративное управление, стратегический менеджмент;

– энциклопедический портал;

- методология исследования систем управления, выбор технологических схем проведения исследования, оценка эффективности исследования;

/izdo/tutor/Distanse/Uch_PL - Учебно - методическая разработка по исследованияю систем управления;

- Алексеев Н.С. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления;

– федеральный образовательный портал. Экономика, социология, менеджмент;

- корпоративный менеджмент. Теория и практика.

- теория и практика маркетинга, исследование рынка, бренд-менеджмент, реклама.

9.4. Инновационные технологии обучения в рамках курса

- Метод проектов - это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. Метод проектов реализуется в процессе вычислительного эксперимента, целью которого является создание формализованной модели организации сферы торговли или услуг (применяется в рамках практических занятий, в течении изучения всего курса).

- Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме. Деловая игра позволяющая развить навыки практической работы, лежит в основе всех практических занятий, на которых по заданному алгоритму и при определенных начальных условиях выполняется анализ динамики развития проектируемой организации.

- Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (на всех практических занятиях).

- Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Во время дискуссии обсуждаются результаты выполненных студентами исследований, позволяют упорядочить знания, полученные в процессе изучения дисциплины (на всех практических занятиях).

- Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив (последнее практическое занятие).

- Тестирование - как форма промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Тестовые задания приведены в разделе 6.4.

10. ГЛОССАРИЙ

А

Агрегировать (лат. aggregatus – присоединенный) – объединять, сум­мировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения обобщенных, совокупных показателей (величин).

Адаптация (лат. аdaptatio – приспосабливать) – приспособление структуры и функций систем к внешней среде.

Адаптивная организационная структура – организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изме­нениями внешней среды.

Аддитивный (лат. additio – прибавление) – получаемый путем сложе­ния так, что величина (свойство), соответствующая целому объе­кту, равна сумме величин (свойств), соответствующих его частям каким бы образом объект ни разбивали на части.

Адекватный (лат. adaquatus – приравненный) – равный, тождест­венный, вполне соответствующий.

Актив – экономический ресурс, задействованный в хозяйственных операциях организации, от которого ожидается в будущем полез­ный эффект, статья бухгалтерского баланса.

Акция – 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и да­ющая право ее владельцу на получение определенного дохода (ди­виденда) из прибылей акционерного общества; 2) действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algorithimi) – система операций (напр., вычисле­ний), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению по­ставленной задачи.

Альтернатива (лат. аlter – один из двух) – 1) необходимость выбора ме­жду взаимоисключающими возможностями; 2) другой вариант объекта, явления или развития событий.

Анализ (гр. analusis – разложение, расчленение) – метод изучения ситуации, проблемы и т. д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, выявлении и со­поставлении свойств и характеристик объектов.

Аналогия (гр. analogia – сходство) – сходство в каком-либо отноше­нии между предметами, явлениями или понятиями; форма умоза­ключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Анкета (фр. enquete) – список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки аль­тернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет.

Апостериори (лат. a postiriori – из последующего) – на основании опыта.

Аппарат (лат. apparatus) – 1) совокупность органов управления; 2) со­вокупность работников в какой-либо организации; 3) совокуп­ность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление.

Априори (лат. a priori – без предшествующего) – независимо от пред­шествующего опыта.

АРМ – автоматизированное рабочее место.

Аспект (лат. aspectus – взгляд, вид) – точка зрения на ситуацию, предмет, явление.

Ассоциация (лат. associatio – соединение) – объединение, союз.

Аттестация (лат. attestatio – свидетельство) – определение квалифи­кации, уровня знаний специалиста.

Б

Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) – экономическая деятельность, дающая прибыль; вид дея­тельности, приносящий доход.

Бизнес-план – описание целей предполагаемого бизнеса, а также ус­ловий и путей их достижения.

Бюрократическая система управления (фр. bureau – бюро, канцелярия + гр. kratos – власть) – система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответ­ственности, строгое регламентирование функций, прав и обязан­ностей.

В

Внешняя среда организации – субъекты и объекты, с которыми взаимодействует организация (дальнее и ближнее окружение), а также факторы и условия, влияющие на деятельность организации, включая биосферу (прямое и косвенное влияние).

Внутренняя среда организации – все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д.

Г

Гармония (греч. harmonia – согласованность, стройность в сочетании чего-либо) – соразмерность частей при слиянии различных элементов объ­екта в единое органичное целое.

Глоссарий (гр. glssa – язык + лат. glossrium – словарь) – толковый словарь малоупотребительных слов и выражений к какому-либо тексту.

Градация (лат. gradatio – постепенное повышение) – деление шкалы; последовательность, постепенность в расположении чего-либо, расчленение процесса на этапы, ступени.

Д

Дедукция (лат. deductio – выведение) - метод исследования, основанный на переходе от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых заключается в единстве и борьбе противоположностей.

Динамика (гр. dinamis - сила) – изменение состояния системы под воздействием приложенных сил.

Декомпозиция - разложение целого на составные части.

Делегирование полномочий – передача другому лицу или звену систе­мы управления права принятия решений.

Департаментализация – структурирование организации в соответст­вии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значе­ние в деятельности организации.

Диагностика (гр. diagnostios – способность распознавать) – устано­вление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее раз­витии.

Диверсификация (лат. diversus – разный + fасеrе – делать) – разно­стороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производст­ва, расширение ассортимента производимых изделий, использова­ние различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.

Дивиденд (лат. dividentus – подлежащий разделу) – доход, получае­мый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли ак­ционерного общества.

Дилетант (ит. diletante – услаждать, забавлять) - поверхностно зна­комый с какой-либо областью профессиональной деятельности (в бизнесе, науке или искусстве).

Динамика (гр. dynamikos – относящийся к силе, сильный) – состоя­ние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

Дискретный – прерывистый, состоящий из отдельных частей.

Дисперсия (лат. dispersus – рассеянный) – отклонение от среднего.

Доминировать – господствовать, преобладать, быть основным, возвы­шаться над чем-либо.

З

Закон теории организации – устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.)

И

Идея (гр. idea – понятие, представление) – мысль, замысел, лежа­щие в основе системы, логического построения, решения.

Иерархия (гр. hierarchia – священная власть) распределение по вертикали в оргструктуре организации полномочий подчинения и ответственности.

Имидж – образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при воспри­ятии их деятельности.

Имитация – подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение, подделка.

Инвестиция (лат. investire – облачать) – способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли.

Индекс (лат. index – указатель, список) – численный показатель, вы­ражающий последовательные изменения какого-либо экономиче­ского объекта.

Индукция (лат. inductio – наведение, выведение) – метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Интуиция (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием.

Инфляция (лат. inflatio – вздутие) – чрезмерное увеличение находя­щейся в обращении массы денег по сравнению с реальным пред­ложением товаров, падение стоимости денежной единицы.

Информационная среда – совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.

Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.

Итерация (лат. intratio – повторение) – результат применения какой-либо математической операции, получающийся в серии аналогич­ных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм, процесс выработки управленческого решения.

К

Квалификация (лат. qualis какой, какого качества + facere – де­лать) – степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.

Комиссия (лат. commissio – поручение) – группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.

Коммуникация – процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.

Композиция – подбор и группировка элементов, образующих единое целое.

Контроллинг – совокупность всех форм контрольной дея­тельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализиро­вать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития или совершенствования.

Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – приспособлен­чество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Концепция – система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при проведении исследований или при выработке управленческого решения.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Л

Лаг – разрыв во времени между двумя явлениями или процессами, находящимися в причинно-следственной связи.

Лимит (лат. limes (limitis) – межа, граница) – предельное количест­во, предельная норма.

Линейные полномочия – это полномочия, передаваемые непосредст­венно от начальника к подчиненному.

ЛПР – лицо, принимающее решение.

М

Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбы­та производимых товаров.

Менеджер – специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления организацией.

Метод Дельфы – метод организации и проведения экспертизы.

Мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – специально орга­низованное систематическое наблюдение за состоянием каких-ли­бо объектов.

Мотивация – процесс, активизирующий мотивы совершения действий группой людей, организацией или отдельным работником для достижения поставленных целей.

Н

Неформальные организации – незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, свя­занных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибы­ли.

Норма управляемости – это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.

Ноу-хау – не защищенные охранными документами (например, па­тентом) знания или опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера. Термин «ноу-хау» происходит от английского выражения «знать, как сделать».

О

Объект (objectum предмет) - это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.

Оптимизация – процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Организационная культура – система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и группо­вых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовле­творенности работников условиями труда, уровня взаимного со­трудничества и совместимости работников между собой и с ор­ганизацией, перспектив развития.

Организационные отношения – взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.

Организация (фр. оrganization – строение, устройство чего-либо) как процесс – это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочивание какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.).

П

Параметр (гр. parametron – отмеривающий) – величина, характери­зующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, про­цесса.

Партисипативная организация – организация, построенная на прин­ципе активного участия работников в процессе выработки и при­нятия решений.

Прерогативы – исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Престиж – авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Приоритет (лат. prior – первый) – первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п.

Прогноз – научное предвидение развития ситуации, состояния объе­кта прогнозирования на будущий период, последствий принимае­мых решений.

Процесс управления – процесс формирования и осуществления уп­равленческих воздействий.

Прогноз – научное предвидение развития ситуации, состояния объе­кта прогнозирования на будущий период, последствий принимае­мых решений.

Процесс управления – процесс формирования и осуществления уп­равленческих воздействий.

Р

Рационализация (лат. rаtio - разум) – усовершенствова­ние, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда.

Ресурсы – средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др.

Решение – выбор одного из возможных альтернативных вариан­тов, осуществляемый лицом, принимающим решение и на­правленный на достижение поставленной цели.

Рентабельность – величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.

Риск – принятие решений в условиях, когда возможен неблагопри­ятный исход.

С

Синергия – сотрудничество, совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива.

Система – это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели.

Система управления – совокупность всех эле­ментов, подсистем и коммуникаций между ними, а также про­цессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование организа­ции.

Системный подход к управлению – это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях.

Самонастройка организации – результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.

Стагнация (лат. snagnum стоячая вода) – застой в производстве, торговле.

Статика (лат. statike – равновесие) – неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Стратегия (гр. strategia – искусство разворачивания войск к бою) способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегиче­ских целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегиче­ских целей.

Стратегические решения – это решения, определяющие долговремен­ную перспективу развития организации;

Стратегическое управление – это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организа­ции в будущем.

SWОТ-анализ – название анализа об­разовано первыми буквами английских слов, означающих в пере­воде силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегиче­ских решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в ка­кой степени организации удается использовать свои воз­можности, чтобы избежать опасностей.

Т

Тактика (гр. taktika – искусство построения войск) – приемы, спо­собы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.

Теория организации – наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций.

Тест – задания стандартной формы, по которым проводятся испыта­ния для определения профессиональной подготовки специали­стов, способностей, волевых качеств; вопросник, распро­страняемый как материал, используемый при проведении соци­альных, социологических и иных видов исследований.

Ф

Формальные организации – зарегистрированные в уста­новленном порядке общества, товарищества и т.д., которые вы­ступают как юридические или неюридические лица.

Функция управления – совокупность действий, относитель­но однородных по некоторому признаку, направленных на дости­жение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Х

Харизма (лат. charisma божий дар, благодать) - исключительная одаренность, обаяние, особая привлекательность, умение вести за собой, управлять людьми без принуждения и обещания материальных вознаграждений.

Э

Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) -новое высшее качество организационной системы, процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.

Эдхократическая организация – вид организации, который возник под влиянием высоких технологий в наиболее динамично разви­вающихся отраслях. Они отличаются ориентированностью на не­стандартные и сложные работы, на гибкие быстро меняющиеся структуры с упором на компе­тентность и знания, а не на позиции в иерархии.

Эксперт (лат. expertus – опытный) – высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий техно­логиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой.

Экспертиза – исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивирован­ного заключения.

Экстраполяция, экстраполирование (экстра + лат. polire – делать глад­ким, отделывать) – метод научного исследования, заключающий­ся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.

Эмпирический (гр. empeiria – опыт) – основанный на опыте.

Эргатические системы социо-технические или человеко-машинные системы управления.

Эффективность экономическая и социальная – отношение полезного результата (эффекта) к затратам.

Приложение 1.

Образец титульного листа отчета

Российский государственный торгово-экономический университет

Факультет управления

Кафедра _________________________________________________

Контрольная работа по дисциплине «Исследование систем управления»

на тему __________________________________________

Вариант №

Выполнил ______________________

ФИО студента

__________ курс __________ группа

№ зачетной книжки______________

«___» ________ 200_ г. ___________

подпись студента

Проверил _______________________

Должность, ФИО преподавателя

«___» ________ 200_ г. ___________

подпись преподавателя

Москва 200_

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Компьютерная верстка Аникеева Е.И.

Подписано в печать 00.00.2008 г. Формат 60  84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 6 п.л. Тираж 100 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 1129. Тип. зак. №

Издательство Российского государственного торгово-экономического университета

ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  3. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..