Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Інформатика на сьогоднішній день є одним із засобів формування не тільки освітнього, а й розвиваючого та інтелектуального потенціалу особистості. У п...полностью>>
'Документ'
Тваринництво 00 7 01. 1 Розведення великої рогатої худоби 00 8 01. Розведення овець, кiз, коней 00 9 01. 3 Розведення свиней 00 10 01....полностью>>
'Документ'
Русские народные сказки: "Сивка-Бурка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Фин...полностью>>

Рогожина Татьяна Вадимовна, к т. н., доцент должность профессор учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.4. Содержание практических занятий

Занятие 1.

Тема 3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического
единства анализа и синтеза систем управления.

  1. Охарактеризовать целевую направленность исследований.

  2. Обосновать выбор и дать описание объекта исследования как сложной открытой управляемой динамической системы с целенаправленным действием.

  3. Оценить влияние социальной миссии исследуемой организации на ее цели с учетом правовых основ деятельности организации.

  4. Охарактеризовать принципы управления организацией в сфере торговли и услуг.

  5. Выявить особенности анализируемой структуры.

  6. Выполнить структурный анализ.

Литература: [1, 2, 3, 24]

Занятие 2.

Темы 4-5. Логический аппарат исследования систем управления.
Планирование процесса исследования.

  1. Дать логическое обоснование процедур исследования.

  2. Отразить применение неформальных методов при проведении исследований.

  3. Обосновать необходимость формализации процессов и явлений при проведении исследований.

  4. Выделить основные этапы исследования.

  5. Составить план и алгоритм исследования.

Литература: [1, 3, 8, 10, 21]

Занятие 3.

Тема 6. Разработка гипотез и концепций исследования систем управления.

  1. Разработать концепцию исследования системы управления в зависимости от цели деятельности организации.

  2. Сформулировать исходные гипотезы.

  3. Оценить воздействие внешней среды.

  4. Обосновать альтернативные стратегии поведения исследуемой организации в рыночных условиях.

  5. Произвести структуризацию среды обитания организации.

Литература: [1, 6, 8, 10, 12, 21]

Занятие 4.

Тема 7. Информационное обеспечение процедур исследования систем управления.

  1. Охарактеризовать источники информации, их надежность и достоверность.

  2. Выделить входные и выходные информационные потоки.

  3. Произвести сбор, обработку и структурирование информации, необходимой для исследования системы управления.

  4. Обосновать необходимость использования новых информационных технологий и программных продуктов для исследования системы управления.

  5. Выполнить информационный анализ.

Литература: [1, 5, 9, 11, 13, 19, 22,]

Занятие 5.

Тема 8. Параметрическое исследование и факторный анализ.

  1. Произвести классификацию и группирование факторов и параметров, определяющих работу системы управления.

  2. Ранжировать факторы и группы факторов по степени их влияния на работу организации.

  3. Выявить постоянные параметры и параметры, изменяющиеся во времени.

  4. Оценить соотношение качественных и количественных показателей, характеризующих систему управления.

  5. Охарактеризовать влияние неопределенности внешней среды на работу организации и оценить факторы риска.

  6. Обеспечить повышение устойчивости исследуемой организационной системы в условиях неопределенности и риска.

Литература: [1, 3, 17, 14, 15, 27]

Занятие 6.

Тема 9. Рефлексивное исследование систем управления.

  1. Выполнить анализ источников возмущающих воздействий во внешней и внутренней среде исследуемой организации.

  2. Определить реакцию системы управления на изменения во внешней среде.

  3. Определить временные характеристики переходного режима работы.

  4. Оценить реактивные способности и адаптационные свойства системы управления.

  5. Показать возможность использования процедур рефлексивного анализа для выбора альтернативных вариантов функционирования системы управления при изменении условий работы.

Литература: [1, 2, 4, 7, 8]

Занятие 7.

Тема 10. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

  1. Охарактеризовать особенности исследования функционирования организации в условиях глобального рынка.

  2. Определить динамические параметры системы.

  3. Выявить статические показателей системы.

  4. Произвести сравнительный анализ динамических и статических режимов работы организационной системы

  5. На основе анализа результатов функциональных исследований показать возможность повышения устойчивости системы управления за счет варьирования значений регулируемых параметров.

Литература: [1, 2, 4, 7, 8]

Занятие 8.

Тема 11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов.

  1. Оценить роль социально-экономических экспериментов при выявлении запросов потребителей.

  2. Проанализировать возможности использования автоматизированных процедур тестирования при наборе персонала и оценке его профессиональной пригодности.

  3. Сформулировать задачи социально-психологического управления.

  4. Произвести оценку эффективности системы мотивации персонала.

Литература: [1, 3, 8, 10, 21]

Занятие 9.

Тема 12. Диагностика систем управления.

  1. Выполнить контроль текущего состояния системы управления.

  2. Выявить отклонение параметров системы от установленных норм.

  3. Предложить варианты преобразования организационной структуры при неблагоприятном развитии событий в окружающей среде..

  4. Произвести корректировку системы управления по результатам диагностических исследований.

Литература: [1, 3, 8, 10, 21, 28]

Занятие 10.

Темы 13-14. Научная и практическая эффективность исследований.
Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления

  1. Обобщить данные, полученные в процессе исследования.

  2. Произвести систематизацию и анализ результатов исследования.

  3. Построить решающее дерево альтернатив.

  4. Выполнить оценку эффективности системы управления.

Литература: [1, 2, 8, 16, 23, 29]

    1. Оформление отчета по результатам практических занятий

Отчет о практической работе по дисциплине «Исследование систем управления» представляется на магнитных носителях и в распечатанном виде на стандартных листах формата А4 (210  297 мм). Отчет печатается шрифтом Times New Roman разме­ром 14 кеглей через 1,5 интервала. Стра­ницы нумеруются, начиная с листа 2, следующего за титульным листом, цифры проставляются в правом верхнем углу стра­ницы. Работа должна быть сброшюрована. Объём отчета о проделанной работе опре­деляется её содержанием и составляет не более 20 страниц.

Текст печатается с соблюдением следующих размеров полей: левое поле – 33 мм, правое – 10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее - 20 мм. Линий, ограничивающих размеры полей (рамок), делать не следует. Необходимо соблюдать равномерную плотность и четкость текста по всему объему работу. В работе можно применять общепринятые условные сокращения.

Текст отчета должен быть поделен на абзацы, каждый из которых выражает самостоятельную мысль. Обычно абзац состоит из нескольких предложений. Абзац начинают с новой (красной) строки отступом от левого поля на 15 мм (пять пробелов). Не следует начинать каждую фразу с красной строки. На каждой странице должно быть, как правило, не более 4-5 абзацев. Неправильно или небрежно оформленный отчет возвращается студенту для переоформления.

Текст основной части отчета делится на разделы и подразделы в соответствии с планом работы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы арабскими цифрами с точкой, например 1., 2., 3. и т.д. Разделы «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложение» не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела например, 1.2. – второй подраздел первого раздела.

Заголовки разделов и подразделов должны быть краткими, их формулировки по тексту работы должны строго соответствовать наименованиям, указанным в разделе «Содержание» (2-я страница. текста отчета). Не допускается помещать заголовок отдельно от последующего текста. На странице, где приводится заголовок, должно располагаться не менее двух строк последующего текста. В противном случае подраздел начинают со следующей страницы.

Каждый раздел отчета (включая введение, главы, заключение, список литературы, приложение) следует начинать с новой страницы. Подразделы в пределах раздела продолжаются на той же странице с соблюдением расстояния от предыдущего текста до заголовка подраздела 20 мм.

Нумерация всех страниц работы должна быть сквозной, порядковой, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не проставляется, и заканчивая приложением включительно. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу без кавычек и других знаков препинания.

Иллюстрации (рисунки, графики, схемы) должны быть выполнены четко, выразительно, аккуратно. Иллюстрации необходимо располагать по тексту работы как можно ближе к первому упоминанию о них в тексте. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета (например, «как показано на рис. 2…»). Содержание иллюстрации необходимо комментировать, не пересказывая его словами, а выделяя основные закономерности и тенденции, которые в дальнейшем послужат основой для обоснования выводов. Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, включающий в себя название рисунка и пояснительные данные (при необходимости). Иллюстрации по возможности размещают так, чтобы их можно было рассматривать без поворота отчета. Если такое размещение невозможно, то их располагают таким образом, чтобы широкое поле листа находилось сверху.

Таблицы, как и рисунки должны иметь ссылки по тексту. Таблица в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице.

Студенты, не представившие своевременно отчет о проделанной практической работе и не защитившие ее в установленный срок, к экзамену по дисциплине «Исследование систем управления» не допускаются.

    1. Порядок защиты итогового отчета

Защита практической работы по дисциплине «Исследование систем управления» производится студентами очной и очно-заочной форм обучения по окончании всего цикла практических занятий до начала зачетно-экзаменационной сессии. Студенты заочной формы обучения должны защитить отчет во время установочной сессии. Допускается представление отчета в электронном виде. Если отчет не был зачтен во время установочной сессии, то его необходимо приложить в распечатанном виде к контрольной работе.

Выступление студента в ходе защиты работы должно быть чётким и лаконичным, адекватно отражать основные направления выполненной работы. В сообщении должны быть изложены: цель, задачи и ос­новное содержание практической работы, полученные ре­зультаты, выводы и рекомендации. Целесообразно указать, какие информационные материалы послужили основой для исследования. Не следует уделять излишнее внимание изложению общеизвестных положений, высказываниям декларативного характера.

При оценке выполненной работы учитываются:

  • творческий подход студента к выполнению работы;

  • четкость структуры работы;

  • наглядность и информативность представленных материалов;

  • полнота освещения основных вопросов темы;

  • использование рекомендованной литературы и других источников информации;

  • литературный стиль и грамотность изложения вопросов темы;

  • качество оформления работы.

В оценке работы и ее обсуждении принимают участие все студенты группы. Во время защиты студент отвечает на вопросы студентов и преподавателя. Любой из участников обсуждения может внести предложения по улучшению защищаемой работы. После внесения соответствующих исправлений работа считается защищенной. Успешная защита работы фиксируется соответствующей записью в журнале по проведению практических занятий.

6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, в зависимости от формы обучения, в объеме 50-90% общего количества часов, должна:

  • научить студентов ориентироваться в источниках информации;

  • развивать способности творческого подхода к изучению дисциплины;

  • формировать у студентов навыки исследовательской работы;

  • способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса;

  • ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Важным условием успешной самостоятельной проработки курса является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание изучаемой темы. Все материалы, используемые в процессе проработки тем, можно разделить на теоретические и практические.

К теоретическим материалам относятся:

  • законодательные и правовые акты, нормативные указания, материалы государственных органов регулирования предпринимательской деятельности;

  • учебная, научная и методическая литература, монографии, книги, статьи в научно-технических журналах и сборниках по профилю изучаемой дисциплины, брошюры по специальным вопросам;

  • статистические сборники, справочники;

  • материалы, полученные из сети Интернет, содержащие информацию по изучаемому курсу.

  • К практическим материалам относятся:

  • организационная, экономическая, кадровая, финансовая, технологическая, социальная и иная информация о деятельности организаций в сфере торговли и услуг (устав, предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.);

  • данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности (бухгалтерский баланс, отчеты прибылях и убытках и др.);

  • результаты самостоятельного обследования предприятия (опросы, расчеты, наблюдения, эксперименты).

На самостоятельную работу студентов очной формы обучения приходится 50% от общего количества часов, которые отводятся на изучение дисциплины «Исследование систем управления». На самостоятельную работу студентов очно-заочной форм обучения приходится 70% от общего количества часов, которые отводятся на изучение дисциплины. Самостоятельная работа осуществляется в процессе выполнения домашних заданий и отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя, а также путем индивидуальной исследовательской работы по согласованию с преподавателем. Для промежуточной проверки усвоения учебного материала и оценки уровня знаний студентов проводятся контрольные работы и тестирование.

На самостоятельную работу студентов заочной формы обучения отводится 90% от общего количества часов, предусмотренных на изучение дисциплины «Исследование систем управления». Эта работа осуществляется в период между установочной и зачетно-экзаменационной сессией. Ее итогом является контрольная работа, которая должна быть представлена не позднее, чем за 2 недели до начала зачетно-экзаменационной сессии.

    1. Задания для самостоятельной подготовки.

Виды и содержание самостоятельной работы, приведенные в в соответствии с темами изучаемого курса, сведены в таблицу.

Разделы и темы
для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 1. Исследования и их роль в управлении организацией.

Укажите различия между эмпирическим, теоретическим и прагматическим подходом к исследованиям.

Тема 2. Роль системного подхода в решении задач управления

Изобразите графически взаимодействие управляющей и управляемой части известной Вам организации.

Тема 3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления

Покажите на конкретном примере особенности анализируемой структуры с учетом элементов, связей и отношений.

Тема 4. Логический аппарат исследования систем управления.

Выявите логические связи между объектами внешней и внутренней среды известной Вам организации.

Тема 5. Планирование процесса исследования

Постройте блок-схему алгоритма исследования системы управления.

Тема 6. Разработка гипотез и концепций ИСУ.

Назовите альтернативы, возникающие в процессе исследования системы.

Тема 7. Информационное обеспечение процедур исследования.

Выполните анализ информационной среды известной Вам организации.

Тема 8. Параметрическое исследование и факторный анализ.

Произведите классификацию и группирование параметров, характеризующих деятельность организации.

Тема 9. Рефлексивное исследование систем управления.

Охарактеризуйте реакцию системы на скачкообразное (ступенчатое) изменение во внешней среде.

Тема 10. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

Произведите классификацию целей исследования.

Тема 11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов, тестирование.

Выполните сравнительную оценку эффективности решений, оптимальных по Парето.

Тема 12. Диагностика систем управления

Отобразите графически цикл исследования системы управления при выполнении диагностики.

Тема 13. Научная и практическая эффективность ИСУ.

Произведите сравнительную оценку базовых стратегий современных торговых организаций России.

Тема 14. Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления.

Постройте дерево альтернатив и произведите сравнительную оценку различных способов закупки и реализации товара.

    1. Рекомендуемый перечень контрольных вопросов для
      самостоятельной подготовки

Тема 1. Исследования и их роль в управлении организацией.

  1. Чем объясняется возрастание роли исследований на современном этапе развития рыночной экономики?

  2. В чем суть процесса исследования?

  3. Какие научные подходы используются в процессе исследования систем управления?

  4. Что относится к основным компонентам исследования?

  5. В чем разница между объектом и субъектом исследования?

  6. Какими чертами должен обладать современный исследователь креативного типа?

  7. Какова роль исследований в решении задач управления деятельностью организаций?

Тема 2. Роль системного подхода в решении задач управления

  1. В чем суть системного подхода к исследованию систем управления?

  2. Как формулируется основная задача исследования с позиций системного подхода?

  3. Что является основными признаками системы?

  4. Какие виды структур управления Вам известны?

  5. Какую роль играет обратная связь в процессе функционирования системы?

  6. Что является входом и выходом системы?

  7. Какие элементы входят в состав управляющей и управляемой частей организации?

  8. Чем определяется выбор схемы декомпозиции при исследовании системы управления?

Тема 3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления.

  1. Какие общенаучные методы используются при исследовании систем управления?

  2. В чем разница между качественными и количественными оценками системы управления? Какие методы экспертных оценок Вам известны?

  3. Какие методы теории игр используются в исследовании систем управления.

  4. Как выбор метода исследования зависит от цели анализа системы управления?

  5. Какие виды анализа систем управления используются при исследованиях?

  6. В чем заключаются особенности анализируемых структур?

  7. Какой вид анализа используется для внутренней организации системы управления?

  8. Как связаны между собой структурный анализ и синтез систем управления?

  9. В чем заключается диалектическое единство анализа и синтеза?



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  3. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..