Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Космическое пространство – это новейшая среда мирной и военной деятельности человека, которая насчитывает всего полвека по сравнению со столетием с л...полностью>>
'Публичный отчет'
Сетевые взаимодействия образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа в процессе реализации программы ...полностью>>
'Документ'
16-17 сентября исполнилось 100 лет со дня канонизации великого светоча православной веры, епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа .Обличая пороки...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Одним з головних напрямків впровадження в Україні економічних реформ є всебічний розвиток зовнішньоеконмічної діяльності (ЗЕД), міжнародне співробітни...полностью>>

Рогожина Татьяна Вадимовна, к т. н., доцент должность профессор учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Форма обучения заочная

Наименование тем

Всего часов

Ауд. занятия

Сам. работа

леции

прак.

1. Исследования и их роль в управлении организацией.

2. Роль системного подхода в решении задач управления

3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического единства анализа и синтеза систем управления.

4. Логический аппарат исследования систем управления.

5. Планирование процесса исследования.

6. Разработка гипотез и концепций исследования систем управления

7. Информационное обеспечение процедур исследования систем управления.

8. Параметрическое исследование и факторный анализ.

9. Рефлексивное исследование систем управления.

10. Функциональная роль исследований в решении задач управления.

11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов, тестирование.

12. Диагностика систем управления

13. Научная и практическая эффективность исследований.

14. Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления.

Всего на обучение

2

6

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

104

1

1

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

1

1

6

-

-

1

1

-

1

1

1

1

-

-

1

-

1

8

1

5

7

7

7

7

6

7

7

8

8

7

7

6

90

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Исследования и их роль в управлении организацией

Исследование как процесс выработки новых научных знаний о деятельности организации в условиях рыночной экономики. Деловая организация, хозяйственное предприятие – основные элементы рыночной структуры. Теоретический, эмпирический и прагматический подходы к исследованиям систем управления деловыми организациями. Основные компоненты исследования. Цель исследования. Проблема как предмет исследования системы управления. Объект и субъект исследования. Качества, необходимые для исследователя креативного типа. Системный, процессный, ситуационный подходы к исследованиям и их взаимосвязь при решении задач управления деятельностью организаций.

Тема 2. Роль системного подхода в решении задач управления

Системный подход – концептуальная основа исследования процессов управления организациями. Организация как сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием. Управляющая и управляемая части системы. Входы и выходы системы. Функция обратной связи. Структура системы. Виды взаимодействия между отдельными звеньями и элементами системы управления. Основные правила декомпозиции. Зависимость схемы декомпозиции от цели исследования. Принципы использования схем декомпозиции в научных методах принятия управленческих решений. Методы параллельной и последовательной декомпозиции при исследовании систем управления. Декомпозиция при решении задач, связанных с оценкой эффективности системы управления организацией.

Тема 3. Обоснование выбора методов исследования на основе диалектического
единства анализа и синтеза систем управления.

Методология исследования систем управления. Общенаучные методы в исследовании систем управления. Формально - математические, экономические и графические методы исследования. Качественные и количественные оценки системы управления. Ранговые критерии. Методы экспертных оценок. Методы теории игр в исследовании систем управления. Зависимость выбора метода исследования от цели анализа системы управления. Виды анализа систем управления. Особенности анализируемых структур. Определение их соответствия целям и задачам организации. Методы анализа внутренней организации системы управления. Структурный анализ. Синтез систем управления Диалектическое единство анализа и синтеза при исследовании систем управления.

Тема 4. Логический аппарат исследования систем управления.

Роль законов логики в процедурах исследования систем управления. Математическая логика и экономико-математический анализ как составляющие научных методов изучения систем управления. Методологические основы формальной логики. Использование формальной логики в исследовании систем управления. Логическое обоснование целевой направленности исследований. Логические основы аргументации при решении проблемы. Значение неформальных методов в исследовании систем управления. Интуитивная логика. Логика правдоподобных рассуждений. Мажоритарная логика. Способы прогнозирования поведения системы управления в современных условиях.

Тема 5. Планирование процесса исследования.

Определение главной цели исследования. Выбор метода исследования. Основные этапы и процедуры исследования. Составление плана исследования. Алгоритм исследования системы управления. Формализованное представление системы управления. Роль вычислительного эксперимента. Моделирование процесса функционирования системы управления. Цели и виды моделирования. Этапы разработки модели. Динамические и статические модели. Построение адекватной модели. Условия реализации модели. Оценка соответствия модели реальному объекту. Сравнение реальных показателей с результатами прогнозирования действия системы, полученными в процессе моделирования. Использование полученных результатов для выбора наиболее эффективных вариантов действия системы управления.

Тема 6. Разработка гипотез и концепций исследования систем управления.

Концепция как система взглядов и единый, определяющий замысел исследования. Концепция исследования и ее зависимость от цели деятельности организации. Влияние социальной миссии организации на определение цели деятельности. Основные требования, которым должна удовлетворять цель организации. Деление целей на официальные, оперативные и операционные. Классификация целей по типу функционирования системы управления: функциональная цель, цель - аналог и цель развития. Разработка и формулировка исходных гипотез. Требования, предъявляемые к гипотезам в зависимости от условий внешней и внутренней среда системы. Микро и макро подходы в изучении систем управления. Базовые элементы внешней и внутренней среды деловой организации. Структуризация среды обитания. Роль маркетинговых исследований. Основные типы стратегий развития организации в условиях рыночной экономики. Разработка и исследование альтернативных стратегий.

Тема 7. Информационное обеспечение процедур исследования систем управления

Информационная среда организации. Источники информации. Средства информационной поддержки. Входные и выходные информационные потоки. Коммуникации внутри организации. Сбор, обработка, структурирование и хранение информации. Финансово - экономическая информация, ее роль в исследовании систем управления. Коммерческая тайна и безопасность системы. Рационализирующее воздействие современных информационных технологий на процессы исследования систем управления. Возможности информационных сетей в обеспечении исследования систем управления. Достоинства и недостатки информационного пространства сети Интернет. Основные характеристики процедур информационного обеспечения, характеризующие действие системы управления организацией в среде электронной коммерции. Интегрированные программные продукты, используемые в исследовании систем управления.

Тема 8. Параметрическое исследование и факторный анализ

Факторы как объективное явление, влияющее на функционирование системы управления. Параметры как показатели, характеризующие систему управления. Необходимость учета разнообразных факторов и параметров при анализе работы системы управления и принятии управленческих решений Явные и неявные факторы и параметры. Классификация и группирование факторов и параметров, определяющих работу системы. Ранжирование факторов и групп факторов по степени их влияния на работу организации. Методы параметрического и факторного анализа, их использование в исследовании систем управления. Регрессионный анализ. Виды уравнений регрессии. Линейная регрессия. Значения коэффициентов в уравнениях линейной регрессии. Использование корреляционных методов в процедурах факторного анализа. Метод обобщенной средневзвешенной оценки.

Тема 9. Рефлексивное исследование систем управления.

Управляющие и возмущающие воздействия. Выявление источников возмущающих воздействий во внешней и внутренней среде и оценка их влияния на работу организации. Определение реакции системы на изменения во внешней среде. Адаптационные свойства системы. Основные характеристики реактивной способности системы. Способы оценки реактивных способностей системы на воздействие различных факторов. Использование процедур рефлексивного анализа для выбора альтернативных вариантов действия системы управления при изменении условий работы. Опасность стагнации. Предвидение и учет возможных вариантов неблагоприятного развития событий.

Тема 10. Функциональная роль исследований в решении задач управления

Основные приемы исследования функционирования организации в условиях глобальной конкуренции. Статические и динамические характеристики. Устойчивый и переходный режим работы, их признаки. Состояние устойчивого и неустойчивого равновесия. Временные характеристики переходного режима, временной лаг. Основные причины внешнего и внутреннего характера, вынуждающие систему управления функционировать в переходном режиме. Влияние колебаний параметров внешней среды на работу организации. Способы выявления сезонных колебаний цен и спроса. Особенности функционирования систем управления в статическом и динамическом режимах. Использование результатов функциональных исследований для повышение устойчивости системы управления.

Тема 11. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов, тестирование.

Значение социально-экономического эксперимента и социологических исследований в оценке эффективности системы управления. Активный и пассивный эксперименты. Виды социологических исследований. Социологические исследования при выявлении запросов потребителя и при решении задач социально - психологического управления коллективом организации. Оценка эффективности системы мотиваций персонала с использованием процедур тестирования. Оценка квалификации и профессиональной пригодности персонала с использованием ПЭВМ. Роль тестирования в прогнозировании развития системы управления. Связь операций тестирования и контроля исполнения принятых решений. Тестирование в процедурах контроля текущего состояния системы.

Тема 12. Диагностика систем управления

Диагностика как элемент стратегического и оперативного управления организацией. Совокупность методов исследования, обеспечивающих изучение процессов, происходящих в системе управления. Описание основных показателей, характеризующих функционирование системы управления. Определение текущих параметров и свойств системы. Выявление проблемных ситуаций. Диагностические исследования в процедурах упреждающего антикризисного управления. Корректировка и преобразование системы управления. Необходимые условия для выполнения преобразований. Место блока диагностического обследования в системе оперативной коррекции. Этапы реализации метода оперативной коррекции. Реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование системы.

Тема 13. Научная и практическая эффективность исследований.

Практическая направленность исследований и возможность прогнозирования поведения организации в условиях конкурентной борьбы. Систематизация результатов исследований и оценка их значимости. Выбор критериев для оценки эффективности исследования системы управления. Роль исследований при принятии решений в условиях неопределенности и риска. Классификация видов неопределенности. Методы оценки факторов риска. Способы управления рисками. Основные приемы борьбы с рисками. Роль исследований при организационном проектировании. Оценка эффективности исследований и оптимизация организационной структуры. Значение исследований для повышения качества системы управления исходя из методологии Всеобщего менеджмента качества (TQM).

Тема 14. Практическая реализация методов, позволяющих оценить эффективность системы управления.

Однокритериальные и многокритериальные оценки, их особенности, преимущества и недостатки. Область использования однокритериальных оценок. Построение решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи выбора оптимального пути достижения поставленной цели. Элементы теории графов при исследовании систем управления. Определение координат характеристических векторов. Методы понижения размерности характеристического вектора. Принципы оптимизации по Парето. Нахождение решений, оптимальных по Парето. Построение суперкритерия. Использование интервального критерия. Предпочтительные оценки. Агрегирование показателей в многокритериальной задаче. Особенности принятия решения в отношении работы системы управления в целом. Оценка эффективности системы управления.

5. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

5.1. Цели и задачи практической работы

Практические занятий по курсу «Исследование систем управления» проводятся со студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий».

На практических занятиях, которые проводятся в компьютерных классах в виде деловой игры, студенты овладевают методами и техникой исследования систем управления с использованием современных вычислительных средств, приобретают навыки самостоятельного творческого мышления, учатся систематизировать и обобщать полученные результаты.

Целью практических занятий является создание и исследование динамики развития виртуальной организации, функционирующей в сфере торговли или услуг. Заданием предусмотрены: обоснование выбора и описание организации, характеристика правовых аспектов ее деятельности, выполнение структурного, информационного, факторного, параметрического и рефлексивного анализа. По результатам анализа производится оптимизация организационной структуры, построение формализованной модели, проведение на базе этой модели вычислительного эксперимента с последующим анализом динамики развития и оценкой экономической эффективности.

В процессе выполнения практической работы студенты под руководством преподавателя проводят всестороннее исследование системы управления организацией, в том числе:

  • обосновывают выбор метода и определяют алгоритм исследования системы управления;

  • выдвигают научные гипотезы и разрабатывают концепции проводимых исследований;

  • выполняют логическое обоснование целевой направленности исследований;

  • производят анализ и структуризацию внешней и внутренней среды организации как открытой, управляемой динамической системы с целенаправленным действием;

  • реализуют на конкретных примерах принципы структурирования управления;

  • оптимизируют параметры организационной структуры;

  • осуществляют прогнозирование поведения системы управления с использованием процедур моделирования;

  • выполняют параметрический и факторный анализ;

  • учитывают особенности работы организации в устойчивом и переходном режимах;

  • проводят социально-экономические эксперименты;

  • выполняют диагностику системы управления;

  • обосновывают качественные и количественные критерии для оценки эффективности системы управления;

  • систематизируют и обобщают результаты исследований;

  • оценивают эффективность системы управления.

В целом практическая работа носит творческий характер. Она ориентирована на то, чтобы стимулировать и развить у студентов системное мышление и привить им интерес к исследованиям. Выполняя работу, студент должен продемонстрировать умение пользоваться современными программными средствами. Результаты, полученные в процессе выполнения практической работы, оформляются в виде отчета, который студенты должны защитить до начала зачетно-экзаменационной сессии.

Планы практических занятий соответствуют программе курса «Исследование систем управления», изложенной в разделе 4.

5.2. Общие положения и начальные условия для выполнения практической работы

Условия деятельности виртуальной организации в сфере торговли или услуг, самостоятельно выбираемой студентом в качестве объекта исследования, определяются набором взаимосвязанных параметров, позволяющих имитировать изменения как внутренней, так и внешней среды исследуемой системы. В основе практической работы по дисциплине «Исследование систем управления» лежит системный анализ как наиболее конструктивное направление исследования процессов управления. При этом исследования рассматриваются как составная часть менеджмента организации.

Задача формулируется следующим образом. Студент под руководством преподавателя должен разработать имитационную модель организации, представляющей собой сложную многофункциональную систему, осуществляющую маркетинговую, финансовую, производственную и реализационную деятельность в сфере торговли или услуг. Сфера деятельности организации выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. На базе сформированной модели необходимо провести на компьютере вычислительный эксперимент и исследовать процессы, протекающие в созданной виртуальной организации на протяжении одного года, который разбивается на отчетные периоды. Каждый период представляет собой один квартал или один месяц.

Стартовая позиция деловой игры предоставляет равные для всех участников игры возможности, а именно:

  1. Имеются «собственные средства» в размере до 300000 руб.

  2. Предоставляется «условно долгосрочный» кредит в размере, вдвое превышающем собственные средства, сроком на 1 год под 20% годовых. Ежеквартально возвращается 14 часть кредита с соответствующими процентами. Возможен ежемесячный возврат кредита.

  3. Предоставляется «условно краткосрочный» кредит, сумма которого равна сумме собственных средств, сроком на 1 квартал под 30% годовых. Выплаты по кредиту производятся каждый месяц. В случае необходимости краткосрочный кредит можно брать ежеквартально.

Исходя из заданных начальных условий и используя полученные при изучении смежных экономических дисциплин знания, студенты должны разработать концепцию и выполнить исследование системы управления, проанализировать рыночную ситуацию, осуществить структуризацию среды обитания, спланировать объем реализации и выполнить анализ финансовой деятельности моделируемой организации в течение года с поквартальной или, в случае необходимости, помесячной отчетностью. При этом нужно самостоятельно разработать и реализовать стратегию, обеспечивающую положительную динамику развития организации и получение максимально возможной прибыли. Кроме выбора стратегических решений должны быть выполнены конкретные тактические шаги по управлению организацией. К их числу относятся: аренда помещения, приобретение товаров, сырья и оборудования, найм и увольнение персонала, определение транспортных и накладных расходов, выплата налогов, рекламная и инвестиционная деятельность и т.п. Вычислительные эксперименты над моделью организации выполняются с помощью электронных таблиц программы MS Excel.

Исследование системы управления и анализ динамики развития организации выполняются при помощи системы экономических показателей, отражающих финансовое состояние моделируемой организации. Используемые для интегральной оценки показатели должны быть на уровне действительных и реальных данных, характеризующих работу аналогичных предприятий в сфере торговли и услуг. Математическое описание протекающих в системе процессов должно осуществляться с учетом заданных и определенных количественных ограничений. При этом должны учитываться как данные о внутренних возможностях организации, так и сведения о ближнем и дальнем окружении организации, оказывающем прямое или косвенное влияние на систему управления организацией.

Преподаватель осуществляет общее руководство практическими занятиями студентов в компьютерном классе, а также контролирует и координирует их действия в процессе выполнения практической работы.

Оценка выполненной студентами практических работ производится в процессе их группового обсуждения в виде круглого стола. При оценке работы принимается во внимание положительная динамика развития исследуемой организации в течение отчетного периода, а также глубина исследуемых процессов, протекающих, как во внешней, так и вот внутренней среде организации.

На выполнение работы отводится 28, 16 или 8 часов аудиторных занятий для очной, очно-заочной и заочной форм обучения соответственно.

5.3. Программно-информационное обеспечение исследований

При проведении исследований и для оформления отчета о выполненных исследованиях, предусмотренных практической работой по дисциплине «Исследование систем управления», используется интегрированный офисный пакет MS OFFICE FOR WINDOWS, в состав которого входят:

  • текстовый редактор MS Word: обеспечивает ввод, вывод, редактирование, форматирование, импортирование текстовых файлов и автоматизацию процесса форматирования документов;

  • электронные таблицы MS Excel: применяются для обработки статистических данных, характеризующих финансовое положение организации, для анализа динамики развития организации в результате принимаемых управленческих решений, а также для оценки эффективности принятых решений и составления прогноза на будущее. Excel дает возможность варьировать параметры модели с учетом взаимодействия организации с окружающей средой, а также оценивать последствия принятия решений при конкретных обстоятельствах;

  • презентационная программа MS Power Point: предназначена для создания слайд-шоу с использованием элементов анимации и видео, наглядно демонстрирующего особенности организационных решений. Программа позволяет строить диаграммы и древовидные графы, создавать организационные структуры, вставлять иллюстрации, делать обзор финансового состояния, обосновывать стратегию принятия управленческого решения, формировать бизнес-план, формулировать долгосрочные цели;

  • система управления базами данных MS Access: полезна при создании приложений, использующих базы данных, а также для управления выводом данных.

Для написания формул рекомендуется использовать программу MS Equation Editor. Для обработки больших массивов экспериментальных данных целесообразно использовать статистические и математические пакеты прикладных программ SPSS, MATCAT; STATISTIKA, которые предусматривают применение таких методов, как однофазный дисперсионный анализ, корреляция, импорт графических файлов.

Используя систему автоматизированного проектирования AVTOCAD, можно выполнить необходимые геометрические построения с применением стандартных модулей. Специализированные графические редакторы Corel Draw, PHOTOSHOP могут быть использованы для создания при исследовании систем управления рисунков и иллюстраций, в тех случаях, когда требуются выбор цветового оформления, гибкое масштабирование, включение в графическое поле текстовой информации, построение и редактирование двухмерных и трехмерных изображений.

Справочные системы ГАРАНТ и Консультант Плюс: Эксперт позволят выполнить анализ правовых аспектов деятельности создаваемой и исследуемой виртуальной организации в сфере торговли или услуг.

Для анализа внешней среды, сбора маркетинговой информации и фактологического обеспечения исследования системы управления рекомендуется использовать средства сети Интернет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  3. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..