Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящен...полностью>>
'Программа'
Вечерняя программа «Шарм ночного Будапешта»: набережная Корзо и фешенебельная улица Вацы. Здесь Пешт нарядный и очень праздничный даже в будни! Сюда ...полностью>>
'Закон'
Во исполнение пункта 2 Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и форм...полностью>>
'Документ'
В конце февраля в ДонНТУ состоялось открытие французского центра. На это событие в Донецк приехала целая делегация Посольства Франции в Украине: госп...полностью>>

Программа дисциплины «Методология и методы исследования в сфере журналистики» для направления 031300. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

«Методология и методы исследования в сфере журналистики»

для направления 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра

Автор программы: Пенская Е.Н., д.ф.н., профессор

Рекомендовано секцией УМС

«___» 20 г.

Утверждено УС факультета

Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«___» 20 г.

Ученый секретарь

«___» 20 г.

Москва

Пояснительная записка

Роль научного знания в сфере функционирования и развития средств массовой информации детерминирована бурным развитием массово-информационной деятельности современного общества. В процессе усложнения журналистики и возрастания ее общественной роли формируются новые требования к системе подготовки журналистов в вузах.

Одно из них – привитие будущему журналисту культуры методологической, исследовательской.

Научно-исследовательская работа – одно из важных слагаемых учебного процесса студентов отделений и факультетов журналистики. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой рефератов по различным курсам, итоговых курсовых работ и, наконец, к концу пятого курса пишут дипломное сочинение, являющееся выпускной квалификационной работой.

Все эти формы учебного исследования требуют от студента не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательского труда. Для успешной деятельности на этом поприще требуются также методологические знания.

Представления о сущности и задачах изучения журналистики, о совокупности методов и методик исследования, понятие о процессе исследования, как движении мысли от определения темы до завершающей работу исследователя интерпретации полученных результатов – все это дается на в рамках курса «Методология и методы исследования в сфере журналистики».

Цель курса - получение студентами необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы в области журналистики, развитие у них мотивации включения в научную работу. Главные акценты делаются на разработках структуры и организации научного знания, структурных элементах системы познания и т.д.

Задачами курса являются:

• овладение навыками по определению цели и структурированию задач научного исследования, по формулированию гипотез исследования;

• приобретение практических навыков по выбору и использованию методов исследования, сбору и обработке эмпирической информации для научного исследования;

• отработка навыков представления полученных результатов.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Сам.работа

Лекции

Семинары и практические занятия

Основы учебного исследования

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований

2

Процесс исследования. Программирование. Структура исследования .Понятие «исследование» и выбор места в исследовательском мире. Типы исследований и открытий.

2

2

«Литература вопроса»: как ее искать, как с ней работать и как оформлять в исследовании.

2

2

Источники и методы получения научных фактов

2

Стили и жанры научного текста

2

Методика исследования журналистики

Становление и развитие журналистики, как науки

2

Методология как научная категория

2

2

Формирование научной парадигмы исследователя

2

Эвристическая направленность методологии

2

Процесс исследования. Программирование и реализация. Структура исследования

2

Определение цели и задач исследования. Формулирование гипотез исследования.

2

Работа с библиографией. Оформление библиографического аппарата

2

Эмпирическая информация. Источники и методы получения научных фактов. Эмпирическая группа операций

2

2

Интерпретация научных данных. Представление полученных результатов

2

Стили и жанры научного текста

2

2

ИТОГО:

108

40

68

30

10

 

Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость (10%)

  • участие в работе семинаров (10%)

  • оценка за эссе (20%)

  • зачет (50%)

 

Базовые учебники

Учебно-тематический план

по курсу «Основы учебного исследования»…

Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература. Требования к слушателям курса.

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ.

Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология.

Журналистика как объект исследований:

- как специфический социальный институт общества;

- как комплекс средств передач массовой информации;

- как совокупность профессий и профессионалов;

- как совокупность произведений и т.д.

Уровни существования журналистского исследования: общесоциологический, специальный, эмпирический. Междисциплинарный характер исследования журналистики: журналистика и филология, журналистика и история, философия и политология, журналистика и социология, психология. Проблемы терминологии в журналистике, как науке.

Тема: Процесс исследования. Программирование. Структура исследования .Понятие «исследование» и выбор места в исследовательском мире. Типы исследований и открытий.

Выбор темы и постановка проблемы. Проблемная ситуация в СМИ и науке о журналистике. Объективные и субъективные стороны проблемной ситуации. Объект и предмет исследования. Онтологическая неисчерпаемость предмета. Устойчивые, константные («нетранзитивные») и подвижные, динамические («транзитивные») стороны предметного знания о явлениях журналистики. «История» предмета.

Программа исследования. Различные подходы к структуре исследования. Понятия «цель» и «задачи». Понятие «научная гипотеза». Логическая структура гипотезы. Широта поля гипотезы. Необходимость проверки научных гипотез.

Тема: «Литература вопроса»: как ее искать, как с ней работать и как оформлять в исследовании.

Знакомство с системным, предметным, алфавитным каталогами. Справочные издания. Полные систематизированные перечни («Летописи журнальных и газетных статей, Летописи рецензий, Летописи авторефератов диссертаций»). Неопубликованные материалы и их хранилища.

Виды информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Фиксация результатов поиска. Правила цитирования. Плагиат.

Этапы изучения научных публикаций:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение какой-либо части произведения;

5. выписка представляющих интерес материалов;

6. критическая оценка записанного, его редактирование.

Способы построения библиографических списков:

- по алфавиту фамилий авторов или заглавий;

- по тематике;

- по видам изданий;

- по характеру содержания;

- списки смешанного построения.

Тема: Источники и методы получения научных фактов

От явления – к сущности. От эмпирических данных – к концепции.

Понятие «факт» в науке.

Источники эмпирической информации: материализованные и нематериализованные. Воспоминания, мемуары, как источник исследования журналистики. Документы о СМИ, как объект изучения.

Эмпирические методы (опрос, наблюдение, анализ текстов, эксперимент). Формы сбора эмпирической информации: качественные и количественные методы. Опасность эмпиризма в исследованиях журналистских явлений.

Тема: Стили и жанры научного текста

Стили изложения результатов исследования:

- прямое изложение;

- компилятивное;

- реферативное;

- дискуссионное;

- проблемное.

Жанровые формы:

- устные выступления: сообщения, выступления, доклады;

- письменная форма: тезисы, конспекты, рефераты, обзорные рефераты, статьи, брошюры, монография, диссертация, аннотация, рецензия, обозрение и т.д.

Приемы изложения научных материалов:

1. краткое описание хода исследования и подробное изложение конечных результатов;

2. подробное изложение хода исследования и краткое изложение конечных результатов.

Методические приемы изложения научных материалов:

1. строго последовательный;

2. целостный (с последующей обработкой каждой главы);

3. выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Особенности письменной научной речи.

ЛИТЕРАТУРА

Березина В.Г. Этика и культура научной работы. – СПб., 1999.

Курсовая работа: по специализациям в области электронных СМИ: процесс подготовки, оформление, защита./ Методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специализациям: тележурналистика, радиожурналистика, Интернет-журналистика // Автор-составитель Дорощук Е.С.– Казань: Изд-во КГУ, 2004.

Методика изучения периодической печати. – М, 1977.

Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

Учебно-тематический план

по курсу «Методика исследования журналистики»…

Тема: Введение в предмет

Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература, методы работы с источниками. Требования к слушателям курса.

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Переход на новую парадигму деятельности в условиях глубоких цивилизационных сдвигов. Объективная необходимость формирования глобально-гуманистического «нового журнализма» ХХI века. Необходимость методологической культуры.

Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология . Системный характер научных исследований о журналистике.

Журналистика как объект исследований:

- как специфический социальный институт общества;

- как комплекс средств передач массовой информации;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Медиа как субъект политики»  для направления 031300. 68 «Журналистика» подготовки магистров, программа обучения «Мультимедийная журналистика»

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа «Медиапроизводство в креативных индустриях» Аннотации учебных дисциплин

    Программа
    знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук;
  3. 1 Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фгос впо) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 031300 Журналистика

    Образовательный стандарт
    1.1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры
  4. Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года n 280 Собрание закон (7)

    Закон
    Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень) "магистр")
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (52)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа по направлению подготовки 031300 Журналистика по профилю подготовки Магистр разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Другие похожие документы..