Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Свердловский объединенный музей писателей Урала создан на базе нескольких литературно-мемориальных музеев в 1980 году на основании приказа № 122 Свер...полностью>>
'Документ'
Проблемы арбитража, третейских судов и медиации обсудили в Алматы в рамках семинара для юристов. Организовали мероприятие Агентство США по международн...полностью>>
'Документ'
Редакция выступает как предприятие, она должна регистрироваться, подчиняясь всем нормам хозяйственного права. Регистрация в качестве субъекта хозяйств...полностью>>
'Бюллетень'
Прирост добычи нефти в 2009г. был достигнут за счет новых месторождений, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая в Госдуме с отчетом о ра...полностью>>

Х и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные направления политики Российской

Федерации в области развития инновационной

системы на период до 2010 года

I. Общие положения

  1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

  2. В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих значениях:

инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг),

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования,

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимо" государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;

наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

  1. Политика Российской Федерации в области развития
    инновационной системы базируется на равноправном государственно-
    частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов
    государства и предпринимательского сектора экономики для развития
    инновационной деятельности.

  2. Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных
инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

6. Инновационную систему характеризуют следующие основные
показатели:

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

сальдо экспорта-импорта технологий.

7. Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и

разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

8. Основные направления развивают положения Основ политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий на период
до 2010 года и дальнейшую перспективу.

II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы

9. Целью государственной политики в области развития
инновационной системы является формирование экономических условий
для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в
интересах реализации стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации: повышение качества жизни населения,
достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки,
образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны
путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора
экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

10. Для достижения цели государственной политики в области
развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации
научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития
наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств
необходимо решить следующие основные задачи:

сформировать приоритеты инновационной деятельности;

обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

усилить государственное регулирование и поддержку научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в
конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся:
оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая

промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;

обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;

обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

III. Основные направления государственной политики в области развития инновационной системы

11. Государственная политика в области развития инновационной
системы реализуется по следующим направлениям:

создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

формирование инфраструктуры инновационной системы;

создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности

12. Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает:

охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Формирование инфраструктуры инновационной системы

13. Формирование инфраструктуры инновационной системы
предусматривает:

создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;

формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;

развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;

содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.

14. Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую
очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований
Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного
потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутренней) и мирового рынков.

Создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

15. Государственная поддержка коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и
обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется
путем:

координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной деятельности;

комплексного решения задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;

совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.

IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

16. Основные механизмы реализации государственной политики в
области развития инновационной системы:

1) формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая:

установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;

  1. переход к программно-целевому принципу государственной
    поддержки инновационной деятельности путем координации
    федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных
    целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в
    академиях наук, имеющих государственный статус, государственных
    научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

  2. увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения
    этапов инновационных проектов, включая:

создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;

  1. развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

  2. привлечение организаций малого и среднего предпринимательства
    к участию в целевых программах и инновационных проектах;

  3. формирование у предпринимателей мотивации к развитию
    инновационной деятельности, в том числе путем:

расширения финансируемых государством программ

фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

  1. формирование экономических показателей в сфере
    инновационной деятельности для оценки уровня и динамики
    коммерциализации научно-технических разработок;

  2. разработка критериев выбора приоритетов государственной
    политики в области развития инновационной системы и выявления на
    стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских
    работ потенциальных возможностей для производства
    конкурентоспособной инновационной продукции.

17. Основные меры по реализации государственной политики в области развития инновационной системы:

  1. организация мониторинга состояния внутреннего и мирового
    рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их
    развития, разработка прогнозов инновационно-технологического развития
    страны;

  2. формирование и развитие системы учета и контроля результатов
    научно-технической деятельности;

  1. развитие государственной поддержки отечественных участников
    инновационной деятельности, в том числе путем закупки их
    инновационной продукции для государственных нужд и размещения
    государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для
    предприятий любой формы собственности;

  2. развитие условий для стимулирования импортозамещения
    отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;

  3. развитие государственной поддержки экспорта
    конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами
    на объекты интеллектуальной собственности;

  4. развитие условий для создания государственно-частных
    партнерств в инновационной деятельности;

  5. содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий
    наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их
    ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на
    результаты научно-технической деятельности;

  6. совершенствование системы финансовой аренды (лизинга)
    уникального научного, технологического и производственного
    оборудования;

  7. создание условий для осуществления долгосрочного кредитования
    и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих
    инновационную деятельность;

  1. создание условий для привлечения и закрепления талантливой
    молодежи в сфере инновационной деятельности;

  2. развитие системы непрерывной подготовки специалистов по
    организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

  3. пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной
    деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку
    проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах
    Российской Федерации;

  4. создание системы статистического наблюдения в сфере
    инновационной деятельности по основным индикаторам развития
    инновационной системы.

18. Реализация Основных направлений должна способствовать осуществлению к 2010 году структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг.

Сформированная инновационная система позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инновации в рыночной экономике

    Лекция
    Основные понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Понятие инновационного процесса. Анализ эволюции модели инновационного процесса.
  2. Направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы (далее Программа) является определение оптимальной стоимости заказываемых работ

    Программа
    Наиболее сложной задачей при реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» (далее - Программа) является определение
  3. Российская академия наук Кольский научный центр Институт экономических проблем

    Документ
    Промышленная, инвестиционная и инновационная политики: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.А. Цукермана. – Апатиты, Изд. Кольского научного центра РАН, 2009.
  4.  Учебник, Под общ ред. А. Л. Гапоненко, т 11 ал. Панкрухина. М.: Изд-во рагс, 2003. 558 с., 3000 экз. (В пер. )

    Учебник
    Российская академиягосударственной службы при ПрезидентеРоссийской ФедерацииВолгоградская академия государственной службыОрловская академия государственной службы
  5. Учебное пособие «Рекомендовано умо учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России» Уфа-2006

    Учебное пособие
    д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление инновациями и инвестиционным процессом» Башкирской Академии государственной службы и управления Мухамедьяров А.

Другие похожие документы..