Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Изучение этого курса предполагает получение знаний в области закономерностей функционирования финансов, денег, кредита, бюджетных, налоговых отношени...полностью>>
'Закон'
парламентских слушаний на тему "Законодательная поддержка функционирования и развития кадетских образовательных учреждений в Российской Федераци...полностью>>
'Документ'
Положение о поощрениях и взысканиях учащихся школы регулируют правила применения к учащимся мер поощрения и взыскания в зависимости от их отношения к...полностью>>
'Доклад'
На современном этапе образование является важнейшей движущей силой, которая способна повысить качество жизни граждан и внести значительный вклад в со...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для слушателей академии по специальности: 08. 05. 04 «Государственное и муниципальное управление»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Русский язык как способ существования национального мышления и русской культуры.

Культура речи как область науки о языке. Три аспекта культуры речи. Понятие «современный» русский «литературный» язык.

Русский язык: его история и развитие. Русский язык конца ХХ века.

Тема 2. Язык, речь, общение.

Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Основные функции языка. Язык и речь. Экстралингвистические средства общения. Язык и мышление.

Тема 3. Литературный язык и его отношение к другим подсистемам национального языка.

Литературный язык и другие подсистемы национального языка (жаргоны, диалекты, просторечия, профессиональная лексика).

Типы основных ортологических словарей и их описание.

Тема 4. Речь как продукт речевой деятельности.

Речевая деятельность как вид деятельности. Её структура. Виды речевой деятельности. Речь как продукт речевой деятельности. Устная и письменная форма речи. Разновидности речи. Функционально-смысловые типы речи. Основные единицы речевого общения. Текст (высказывание) как единица общения.

Тема 5. Нормы современного русского литературного языка и правильность речи.

Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексическая норма и коммуникативные качества речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Правильное образование форм слов разных частей речи и построение основных синтаксических единиц. Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра.

Тема 6. Функциональные стили современного русского литературного языка: разговорный и книжный стили.

Функциональные стили современного русского литературного языка. Понятие «функциональный стиль».

Общая характеристика стилей: публицистического, официально-делового, научного и разговорного стиля речи.

Тема 7. Публицистический стиль.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Структура текста публицистического стиля.

Средства выразительности письменной речи. Основы мастерства публичного выступления. Культура ораторской речи. Роль ораторского искусства в профессиональной деятельности.

Тема 8. Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Виды делового общения. Основные положения и нормы деловых бесед. Язык и стиль распорядительных документов. Основные правила оформления распорядительных документов. Речевой этикет в документе. Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг.

Тема 9. Научный стиль.

Особенности научного стиля современного русского литературного языка. 1. Жанры научного стиля (статья, монография, учебник, диссертация). Структурно-композиционные особенности научного текста. Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты. Виды компрессии научного текста.

Тема 10. Разговорная речь.

Понятие разговорной речи. Норма в разговорной речи и культура разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи: фонетические, морфологические, синтаксические.

Тема 11. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции.

Морфологический принцип написания значимых частей слова – ведущий принцип русской орфографии. Трудные случаи орфографии.

Тема 12. Пунктуация как показатель речевой культуры.

Трудные случаи пунктуации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1995 (или другое издание).

  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. :Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, ,2001.

  3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону, ,2003.

  4. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно! — М., 2000.

  5. Головин Б. Н. Как говорить правильно. — М., 1988.

  6. Голуб И. Б. Основы культуры речи. — М., 2001.

  7. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2003.

  8. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. — М., 2001.

  9. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

  10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация.: Учебник / Под ред. О. Я. Гойхмана. – М.:, 2004.

  11. Граудина Л. К., Дмитриева О. Л. и др. Мы сохраним тебя, русская речь! - М., 1995.

  12. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. М., 1991.

  13. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.:ТК Велби, 2006.

  14. Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно. — СПб., 2000.

  15. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — СПб., 1999.

  16. Культура парламентской речи. — М., 1994.

  17. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. — М., 2000.

  18. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля / Проскурякова И. Г., Боженкова Р. К., Волошинова Т. Ю., Ганапольская и др. СПб, 2002.

  19. Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку. — М., 1998 (или другое издание).

  20. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хоро­шей речи. — М., 1996.

  21. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарика, 2000.

  22. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.В. И. Максимова. — М.: Гардарика, 2001.

  23. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. — Саратов, 2002.

  2. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. – М.,: Прогресс, 1989.

  3. Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи: экзамена­ционные ответы. — Ростов-на-Дону, 2001.

  4. Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. Трудные темы – СПб, 2005

  5. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,1993.

  6. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980.

  7. Демидова А.К. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1975.

8. Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. — М., 1997.

  1. Итюлитова Н. А. Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи. — М., 2004.

  2. Казарцева О. М., Вишнякова О. В. Письменная речь. — М., 1998.

  3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. — М., 1998.

  4. Колесникова Н. И. От конспекта до диссертации: Учебное посо­бие по развитию навыков письменной речи. — М., 2002.

  5. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб., 1998.

  6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 7-е изд. М., 2001.

  7. Мурашов А. А. Культура речи. — М.-Воронеж, 2004.

  8. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1994.

  9. Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

  10. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи. — М., 2004.

  11. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. — М.,2002.

  12. Ханин М. И. Как научиться красиво и правильно говорить. — СПб, 1997.

СЛОВАРИ

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — М.: Русский язык, 1993.

  2. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. — М.: Русский язык, 1989.

  3. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современ­ного русского языка. — М.: Русский язык, 1994.

  4. Большой словарь иностранных слов. — М.: ЮНВЕС, 1999.

  5. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 1998.

  6. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря-справочника. — М., 2000.

  7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1998

  8. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грам­матические формы. Ударение. — М.: Русский язык, 1994.

  9. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 1998.

  10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. И. Шведовой. — М.: Русский язык, 1989

11. Орфографический словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1996.

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударе­ние, грамматические формы. — М., 1998.

  2. Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М.: Русский язык, 2002.

  3. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. - М., 1997.

  4. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М.: Русский язык, 1983.

  5. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые из­менения / Под ред. Г. Н. Скляревской. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ

1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Наука, 2003.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«Государственное и муниципальное управление». Специальность 08.05.04. На базе высшего образования

Практическое занятие №1

Тема. Лексическая норма и коммуникативные качества речи.

1. Коммуникативное качество речи – основное понятие учения о культуре речи.

3. Норма в лексике. Смысловая точность как одно из главных достоинств речи.

4. Трудности словоупотребления (синонимы, антонимы; полисемия и омонимия; паронимы).

5. Лексика ограниченной сферы употребления (устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, заимствованные слова и выражение).

6. Речевая избыточность. Тавтология и плеоназм.

7. Типы лексических ошибок и редактирование предложений.

Практическое занятие № 2

Тема. Грамматические нормы.

1. Морфологические нормы и культура речи.

2. Употребление вариантных форм имён существительных (форм рода, числа, падежа); имён прилагательных (полных и кратких форм, степеней сравнения); имён числительных (количественных и собирательных, падежных форм количественных числительных; причастий, деепричастий)

3. Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм.

4. Нормы согласования: подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом.

5. Употребление однородных членов предложения.

6. Нормы управления.

7. Употребление причастного и деепричастного оборотов.

8. Нанизывание падежей. Порядок слов.

«Государственное и муниципальное управление». Специальность 08.05.04. Срок обучения 6 лет

Практическое занятие №1

Тема. Орфоэпические и акцентологические нормы.

1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

2. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

3. Особенности ударения в некоторых формах существительных, прилагательных, глаголов и наречий.

4. Трудности ударения в заимствованных словах.

Практическое занятие № 2

Тема. Лексические нормы и культура речи.

1. Лексическая норма – правила употребления слов в речи.

2. Речевые ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением: значение слова и лексическая сочетаемость;

многозначность и омонимия; плеоназм и тавтология; синонимы, антонимы; заимствования, устаревшие слова и неологизмы.

3. Фразеологические обороты и ошибки, связанные с их использованием.

4. Лексическая и стилистическая несочетаемость слов.

Практическое занятие № 3

Тема. Морфологические нормы и культура речи.

1. Трудные случаи употребления имен существительных: (род имён существительных; варианты падежных форм; имя собственное и нормы его употребления).

2. Имя числительное и нормы его употребления: (склонение простых и составных числительных; особенности употребления числительных в сочетании с существительными; особенности употребления собирательных числительных).

3. Трудности употребления глаголов (недостаточных и изобилующих).

4. Особенности образования и употребления неспрягаемых форм глагола - причастий и деепричастий.

Практическое занятие № 4

Тема. Научный стиль. Создание вторичных текстов.

  1. Вторичные тексты: жанровое своеобразие.

  2. Виды компрессии научного текста.

  3. Конспект и правила его составления.

  4. Написание тезисов (первичных и вторичных).

  5. Написание реферата.

  6. Составление аннотации.

Практическое занятие № 5

Тема. Некоторые аспекты синтаксиса научной речи и оформления научной работы.

1. Трудные случаи употребления предлогов.

2. Сегментация текста.

3. Правила цитирования (оформления цитат).

4. Правила оформления сносок.

5. Правила составления библиографии.

Практическое занятие № 6

Тема. Письменная деловая речь.

1. Язык и стиль документов.

2. Основные правила оформления распорядительных документов.

3. Речевой этикет в документе.

4. Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг.

Государственное и муниципальное управление». Специальность 08.05.04. На базе среднего профессионального образования

Практическое занятие №1

Тема. Соблюдение нормы как признак речевой культуры.

1. Основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

2. Лексические нормы.

3. Грамматические нормы.

4. Стилистические нормы.

Практическое занятие №2

Тема. Научный стиль. Создание вторичных текстов.

1. Вторичные тексты: жанровое своеобразие.

2. Виды компрессии научного текста.

3. Конспект и правила его составления.

4. Написание тезисов (первичных и вторичных).

5. Написание реферата.

6. Составление аннотации.

9

ТЕЗАУРУС

Аббревиатура – сложносокращенное слово.

Актуализированные слова – слова, ранее употреблявшиеся в речи, но после революции отошедшие в пассивный фонд языка. Сегодня эти слова вновь вошли в широкое употребление.

Аллегория - такой способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования.

Аллюзия - прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо прецедентным фактом - литературным или историческим.

Аргумент (довод, основание) — истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). Аргумент является составной частью всякого доказательства.

Аргументация — способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Архаизмы – слова, называющие существующие понятия, но вытесненные из активного употребления синонимами.

Варваризмы – иностранные слова, вкрапленные в русский текст, не называют нерусских понятий и легко переводятся.

Вопрос — логическая форма, включающая информацию, а также указание на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

Дебаты — обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

Демонстрация (форма, способ доказательства) — логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса. Демонстрация — составная часть всякого доказательства.

Денотат - предмет или явление окружающей нас действительности, с которыми соотносится данная языковая единица.

Диалект – территориально ограниченный нелитературный вариант национального языка.

Дискурс - коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения.

Дискуссия — спор, обсуждение какого-либо спор­ного вопроса на собрании, в печати, в беседе; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса.

Дискутировать, дискуссировать — участвовать в дискуссии, обсуждать что-либо, спорить.

Диспут — публичный спор на научную и общественно важную тему.

Диспутант — лицо, участвующее в диспуте, в спорах.

Доказательство — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других положений, истинность которых уже установлена.

Документ деловая бумага, обладающая юридической силой.

Жанр документа – наименование документа.

Жаргонизмы — это слова и выражения жаргонной речи, используемые за ее пределами.

Жаргон — это особый язык некоторой ограниченной профессиональной или социальной группы, используемый обычно для отделения группы от остальной части общества.

Заимствованные слова – слова иноязычного происхождения, которые характеризуются полным освоением, т. е. приобрели русских облик в произношении и написании.

Инверсия (обратный порядок слов)— изменение обычного расположения слов в предложении (синтаксическая функция членов предложения не меняется). В результате переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане.

Каламбур, или игра слов - остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с разными значениями.

Канцеляризм – слово или выражение, которое является стандартом официально-делового стиля и является негативным речевым явлением в других стилях.

Канцелярский штамп – лексико–фразеологическая единица, или синтаксическая единица, которая облегчает обозначение распространенных понятий в соотношении с часто повторяющимися ситуациями.

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

Книжная речь – речь, реализуемая в официальной ситуации, в условиях групповой и массовой коммуникации.

Кодификация - фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.

Коммуникативная компетенция - совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения.

Композиция речи - закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Компрессия – опущение того или иного члена предложения вследствие его предсказуемости.

Контекст – языковое окружение слова, часть текста.

Культура речи – 1) область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи; 2) это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения; 3) совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве; 4) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Лексика – словарный состав языка.

Лексическая сочетаемость – способность слова «связываться» с другими словами контекста.

Лингвистика текста – наука, которая исследует нормы построения целого текста и роль текста в общении людей, структурные и стилистические особенности текстов.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших культурную длительную обработку

Логомахия — такой спор, когда спорящие, не определив четко предмета спора, опровергают друг друга или не соглашаются друг с другом только потому, что употребляют неточные слова для выражения своих мыслей; а также спор, который не представляет ничего существенно важного.

Метафора- перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства.

Метонимия- перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.

Многословие – стилистическая ошибка, связанная с присутствием в тексте лишних с точки зрения полноты передачи содержания слов.

Монолог - адресованная речь одного участника общения, например письмо, записка (письменные формы речи), рассказ, история.

Нанизывание падежей – стилистическая ошибка, при которой несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой.

Неологизмы – новые слова.

Норма - совокупность наиболее пригодных ("правильных", "предпочитаемых") для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.

Обоснованность — важное качество правильного мышления, свидетельствующее о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие, истинность которых доказана.

Окказионализмы - новые наименования, отсутствующие в словаре.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по лексическому значению.

Описание - констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Оппонент — лицо, возражающее кому-либо в публичной беседе, диспуте и т. п.; противник в споре.

Опровержение — доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.

Паронимы – однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.

Плеоназм – употребление слов или выражений с одинаковым значением и потому, как правило, излишних.

Повествование - динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства.

Полемика — спор в процессе обсуждения чего-нибудь; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемический прием — способ доказательства или опровержения истинности или ложности какого-либо положения.

Полилог - разговор нескольких участников общения.

Прагматика - такие условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации.

Прения — обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам.

Профессионализмы – специальные слова, которые употребляются группами людей, владеющих той или иной профессией, специальностью.

Разговорная речь - спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Рассуждение (или размышление) - тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Речевая ситуация – условия общения.

Речевой этикет - специфические устойчивые единицы общения, принятые в общественной практике и необходимые для установления контакта в стереотипных ситуациях.

Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Риторический вопрос - это экспрессивное утверждение или отрицание.

Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония.

Семантика – значение языковых единиц.

Софизм — логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

Социолингвистика – наука, которая исследует языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на культуры речи и культуры речи на общественную жизнь.

Спор — всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Стиль функциональный – часть литературного языка, предназначенная для функционирования в определенной сфере человеческой деятельности.

Тавтология – повторение сходных по значению и звучанию слов.

Тезис — мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Текст - законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность.

Теория речевых актов – наука, которая изучает речевые действия говорящего и слушающего и правила эффективного ведения диалога и подготовки монолога.

Термин – слово или словосочетание, являющееся точным названием какого-либо понятия, применяемого в науке, технике, искусстве.

Троп - любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т. е. второй план, просвечивающий за буквальным значением.

Унификация – приведение документов к единой форме.

Фигуры речи - отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.

Фоновые знания - определенный общий запас знаний коммуникантов.

Форма документа - сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема (их взаимосвязь, последовательность и расположение).

Фразеологизм – несвободное словосочетание, обладающее лексическим постоянством и смысловой (семантической) целостностью; воспроизводятся как готовые закрепленные в памяти речевые единицы.

Функциональная стилистика – наука, которая изучает особенности речевых норм в связи с различными функциональными стилями речи, владение стилями, стилистические изменения в языке и речи.

Штамп речевой – слово или выражение, которое в прошлом выступало в роли экспрессивного средства, но из-за неумеренного использования в речи потеряло выразительность.

Эвфемизм – более мягкое выражение вместо грубого.

Экстралингвистические факторы – факторы неязыкового характера, влияющие на речь и общение.

Эристика — искусство спорить, вести полемику, пользуясь при этом всеми приемами, рассчитанными только на то, чтобы победить противника.

Этимология – наука, изучающая происхождение слов.

Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Языковые нормы – общепринятые правила употребления языковых средств.

10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  2. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Документ
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке
  3. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» гсэ. Ф. 06 Для направления/специальности 010700. 62, гсэ. Ф. 06, «Физика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 010700.

Другие похожие документы..