Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 янв...полностью>>
'Реферат'
Фотографический способ основан на том, что он позволяет получить так называемое оптическое изображение, как говорят оптики, сформировать изображение....полностью>>
'Документ'
Создание экспозиции в музее « 00- летие победы России в отечественной войне 181 года» 7-11 классы Сентябрь- октябрь 011г....полностью>>
'Документ'
Практика управления. Путь спасения. Том 2: Документальные факты работ, которые провел Григорий Грабовой, применяя свои личные способности ясновидения...полностью>>

Неурегулированная Транзитная миграция молдавских граждан в страны выропейского союза: состояние и пути минимизации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

неурегулированная Транзитная миграция молдавских граждан в страны выропейского союза: состояние и пути минимизации.

Валерий МОШНЯГА

Республика Молдова, Кишинев, Молдавский государственный университет, кафедра политологии и гражданского воспитания

Заведующий кафедрой, доктор хабилитат политических наук, профессор

Present article addresses the issues of irregular transitional migration of Moldovan citizens through the third countries. The article demonstrates that labor migration is the basic form of the migration of Moldovan population nowadays. The author describes the main reasons, which cause Moldovan citizens to emigrate from Moldova and look for better opportunities to earn money, describes the main trends and patterns of labor migration and its main effects. Special attention is paid to governmental policies related to migration regulation. The author is analyzing their effectiveness, strengths and weaknesses.

The article points out to the factors influencing phenomenon of irregular transitional labor migration of Moldovan population, main methods and activities of minimization of this phenomenon. It is listing qualitative and quantitative results of sociological researches, which contribute to the better understanding of the phenomenon of irregular transitional migration in its institutional and human dimensions.

Нелегальная транзитная миграция

как компонент международной трудовой миграции

Трудовая миграция молдавского населения берет начало во второй половине ‘90-х годов ХХ столетия. Региональный финансовый кризис, начавшийся в России в 1998 году, ухудшил экономическую ситуацию в стране, материальное положение население, дал мощный импульс трудовой миграции молдавского населения, превратил международную трудовую миграцию в массовое социальное явление. Он интенсифицировал процесс трудовой миграции, способствовал его превращению в саморазвивающийся, обладающий собственными источниками развития, основанными на экономической рентабельности трудовой деятельности за рубежом, ее привлекательности в массовом сознании и общественном мнении людей.

  • Трудовая миграция стала возможной в условиях падения «железного занавеса» и либерализации политики въезда и выезда из страны, устранения внутренних препятствий для выезда молдавских граждан за рубеж.

  • Разрушение огромного государства с милитаризованной и централизованной экономикой, основанной на административно-командной системе, переход к рыночной экономике в малой стране породили структурную безработицу.

Неэффективность экономических и социальных реформ, проведенных в стране на протяжении первых десяти лет, ухудшили материальное положение людей (небольшие зарплаты, выплачиваемые с опозданием, низкие доходы населения). Валовый национальный продукт Молдовы составил в 2001 году 33% от уровня 1990 года; уровень жизни населения - 19% от уровня 1990 года. За период 1999-2005 годов бедность населения сократилась с 73% до 28%. С 2004 года сокращение бедности приостановилась, хотя экономический рост в стране продолжается и составляет ежегодно около 5,5%. Бедность, как отмечают эксперты, даже возросла, особенно в сельской местности1.

  • Люди оказались в условиях выживания по типу «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Общая ситуация в экономике содействовала массовому оттоку рабочей силы из Молдовы. Фактически трудовая миграция явилась не только средством выживания молдавского населения, но и социальной платой (а через трансферты от трудовых мигрантов и денежным выражением) за осуществленные и осуществляемые социально-экономические реформы.

  • Процессы глобализации и экономической интеграции оказали непосредственное воздействие на стремление людей мигрировать в более развитые и богатые страны в поисках лучших условий для труда и жизни. Более того, процессы интернационализации рынка труда повысили «капризность» молдавской рабочей силы, которая научилась сравнивать и выбирать, зная, что за один и тот же труд в Молдове получишь меньше, чем в России или в государствах Европейского Союза. Все это оказало и оказывает возрастающее влияние на мобильность молдавской рабочей силы.

  • Либерализация процедур выезда, въезда и порядка пере­се­чения границы способствовали более активному включению страны в мировые миграционные процессы. Это привело к раскрепощению миграционного потенциала молдавского населения. Сильные стремления стать частью общеевропейского процесса, помноженные на драматические изменения в социально-экономическом положении страны стимулировали желание покинуть страну у многих жителей Молдовы. Если идея эмиграции, выезда на постоянное местожительство в другую страну, не привлекает каждого молдавского индивида, то стремление временно трудоустроиться за рубежом, заработать денег «там, за бугром», является целью практически всего трудоспособного населения.

  • Спрос в странах назначения на дешевую рабочую силу и, не в последнюю очередь, спрос на молодых женщин и девушек в секс-индустрии, стимулируют миграционные ожидания людей. Низкооплачиваемые работы заграницей стоят все равно в десятки раз дороже, чем в Молдове. Люди сознательно идут на различные риски и лишения, платят огромные деньги, чтобы выехать на заработки.

Результаты социологических исследований и переписи (ноябрь 2004 го­да) населения Рес­пуб­ли­ки Молдова свидетельствуют, что в трудовой ми­грации участвует около 600 тысяч человек, практически каждый третий трудоспособный житель страны. Немецкие исследователи сделали среднесрочный прогноз (до 2010 года) эволю­ции населения, ВВП и денежных переводов в Молдову в контексте тру­довой миграции населения страны. Согласно их прогнозу, в Республике Молдова при любой эволюции социально-экономической ситуации бу­дет происходить рост трудовой миграции2.

Таблица 1. Молдавские трудовые мигранты в зарубежье, CBS-АХА-2006 (тысяч человек).

в настоящее время

были недавно

планируют выехать

Мигранты

Кишинев

23

34

73

Другие населенные пункты

60

85

162

Сельские населенные пункты

169

222

317

всего (2006)

265

345

555

всего (2004)

214

293

389

доля населения в домохозяйствах, кото­рых есть хотя бы один трудовой мигрант (%)

Кишинев

11.6

14.4

24.1

Другие населенные пункты

27.6

36.4

54.9

Сельские населенные пункты

28.4

34.5

42.7

всего (2006)

25.0

31.0

41.6

всего (2004)

22.5

30.5

38.8

Наиболее массово выражено присутствие молдавских трудовых ми­г­рантов в России (60%), Италии (20%), Португалии (5%), Испании, Турции, Греции, Франции, Румынии, Украине.

Практика молдавской международной трудовой миграции свидетельствует, что она обусловлена причудливым сочетанием выталкивающих и притягивающих факторов как физиологического, так и социального характера. Трудовая миграция в государства СНГ в большей степени обусловлена жизненными (физическими) потребностями выживания мигрантов и членов их домохозяйств, в то время как миграция в страны Европейского Союза в большей степени обусловлена социальными потребностями, более широкими возможностями для развития мигрантов и их домохозяйств.

Трудовая миграция выступает в качестве саморазвивающегося процесса в силу многих причин, среди которых необходимо отметить, растущие материальные доходы трудовых мигрантов. Объемы денежных средств, переведенных молдавскими трудовыми мигрантами из-за границы, из года в год возрастают3.

Таблица 2. Динамика денежных переводов в Республику Молдова 1995-2007 годы.

Денежные доходы от трудовой миграции позволяют поддерживать соци­альную стабильность в стране, снижают напряженность социального ко­н­фликта, уменьшая категорию бед­ных и очень бедных. Материальное положение домохозяйств, члены ко­торых вовлечены в трудовую миграцию, более благопри­ятно. У них больше возможностей избежать риски периода общественных трансформаций. Исследования показали, что в 2/3 всех домохозяйств, в которых име­ются трудовые мигранты, материальное благосостояние форми­ру­ется в основном денежными переводами мигрантов. Вклад трудового ми­гранта, его денежные переводы составляют большую часть бюджета домохозяйств (65% и более). В трети домохозяйств вклад тру­дового мигранта составляет более 85 процентов в материальное благо­со­стояние его семьи.

Благодаря трудовой миграции, денежным сре­д­с­т­вам, заработанным вне страны происхождения, люди, их домо­хо­зяйства способны решать не только проблемы выживания. Некоторая часть идет на удовлетворение «потребностей развития»: получение образования, услуги здравоохранения, туризм, приобретение со­временных товаров, открытие или развитие собственного бизнеса. Одалживание денег на миграцию (под оп­ределенный процент) также является бизнесом, инвестициями.

Финансовая состоятельность позволяет трудовому мигранту чувствовать себя увереннее в местном сообществе: происходит повышение его социального статуса и престижа, влияния на процесс принятия решений, «кредитование соседей», повышение роли женщин в семье и др.4 Данная сторона трудовой миграции, ее положительные эффекты выступают стимулом для развития трудовой миграции, вовлечения в нее новых слоев населения.

Транзитный характер молдавской трудовой миграции

Трудовая миграция населения из Республики Молдова изначально носит транзитный характер. Это обусловлено тем, что:

  • Молдова «зажата» между Румынией и Украиной, двумя большими европейскими государствами, которые вместе с Польшей практически перекрывают восточное и юго-восточное направления транзитной миграции в Западную Европу («великий евроазиатский миграционный транзит»).

  • Молдавские трудовые мигранты работают в основном в России или в странах Средиземноморья (Италия, Португалия, Испания, Турция, Греция, Израиль), в которых высока доля неформального сектора экономики. Румыния и Украина представляют незначительный интерес для молдавских трудовых мигрантов. Согласно данным переписи населения, проведенной в 2004 году в Румынии работало 3,9% молдавских трудовых мигрантов, в Украине – 3,1%. В 2006 году, согласно исследования социологической службы CBS AXA по заказу Международной организации по миграции, их численность составила, соответственно, в Румынии – 1,0%, в Украине – 2,9%5.

  • В Республике Молдова, которая имеет дипломатические отношения с более чем 100 государствами планеты, открыты и функционируют посольства только 14 государств (Азербайджан, Беларусь, Болгария, Венгрия, Германия, Польша, Россия, Румыния, Соединенное Королевство, США, Турция, Франция, Чехия, Украина). Планируется открытие посольств Литвы, Италии, Португалии, других стран. Для получения визы во все другие страны, молдавским гражданам необходимо ехать в Киев (Украина), Бухарест (Румыния), Москву (Россия), Софию (Болгария), другие страны.

В то же время Республика Молдова имеет посольства в Азербайджане, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Китае, Польше, Португалии, России, Румынии, Соединенном Королевстве, США, Турции, Франции, Украине, Узбекистане.

Политика молдавских властей заключается в том, чтобы иметь на взаимной основе дипломатические представительства с государствами, в которых наиболее массово представлены молдавские трудовые мигранты.

  • Прямое авиационное сообщение существует с небольшим количеством стран и городов (Будапешт, Бухарест, Вена, Киев, Ларнака, Лиссабон, Лондон, Милан, Москва, Париж, Прага, Рим, Стамбул, Тимишоара, Франкфурт). Рейсы совершаются редко: 1-3 рейса в неделю. Кроме того, стоимость авиабилетов, авиационных перелетов является достаточно высокой, малодоступной для подавляющего большинства трудовых мигрантов, населения Республики Молдова.

В силу этого основным каналом транзита выступают железнодорожное и автомобильное (автобусы и микроавтобусы на международных маршрутах) сообщения. При этом приоритет отдается автомобильному сообщению, так как железнодорожное сообщение также ограничено небольшим количеством городов и стран. Прямое железнодорожное сообщение существует с Бухарестом (Румыния), Варшавой (Польша), Киевом (Украина), Минском (Беларусь), Москвой и Санкт-Петербургом (Россия). При этом и автомобильные, и железнодорожные международные маршруты проходят по территории стран-соседей Республики Молдова.

Основные формы миграции

Cоциологические исследования показывают, что основная масса трудовых мигрантов проникает в страны назначения легальным путем. Среди каналов легального пересечения границы выделяются следующие:

  • Легальное трудоустройство заграницей посредством подписания трудовых контрактов с предпринимателем. У молдавских трудовых мигрантов законно оформленных трудовых соглашений, зафиксированных в молдавских государственных структурах, немного. Официальные данные о трудовых контрактах говорят о том, что это очень незначительная часть. См. таблицу по годам. Чаще всего это трудовые соглашения, заключенные до отъезда из Республики Молдова. При этом отметим, что реальные цифры трудовых соглашений между иностранным работодателем и молдавским гражданином, трудовым мигрантом-работником в стране назначения значительно выше. Полагаем, что у легализованных трудовых мигрантов за рубежом количество индивидуальных трудовых соглашений (контрактов) значительно больше.

  • Легальное пересечение границы на основе имеющихся разрешений на постоянное легальное пребывание и трудовую деятельность в странах Европейского Союза. За длительный период трудовой миграции значительное число молдавских граждан сумели добиться статуса легального пребывания и разрешения на трудовую деятельность. Официальные данные западноевропейских стран о легализации молдавских граждан позволяют говорить о 100-150 тысячах человек. Так, в частности, не менее 120 тысяч человек были легализованы в начале ХХI века только в Италии и Португалии.

  • Легальное пересечение границы на основе туристических виз. Данная форма пересечения границы, транзита наиболее популярна, широко применяется среди молдавских трудовых мигрантов. Приобретая посредством туристических агентств визу в страну Европейского Союза, молдавские трудовые мигранты въезжают в страну назначения легально. По истечении определенного, чаще всего кратковременного срока, они остаются в стране назначения нелегально, нелегально трудоустраиваясь. То есть, в триаде (нелегальность проникновения, нелегальность пребывания (нахождения) и нелегальность трудоустройства (трудовой деятельности), чаще всего, нарушаются второй и третий элементы компоненты. Первый элемент триады в основной своей массе является урегулированным, законным. Хотя, несомненно, что имеет место и нарушение первого принципа, связанного с незаконным проникновением в страну-реципиент. Отметим, что молдавские власти еще в 2001 году сумели это доказать представителям Европейской комиссии.

  • Легальное пересечение границы при помощи чужих паспортов. В нашем контексте это паспорта в первую очередь стран Европейского Союза или стран, которые обладают безвизовым режимом с Европейским Союзом, государствами, входящими в его состав. По экспертным оценкам, значительная часть молдавских граждан обладает паспортами, гражданством других государств. В первую очередь это касается таких государств как Болгария, Россия, Румыния, Украина. Сегодня трудно сказать, сколько молдавских граждан обладают также и паспортами других государств. По мнению экспертов, 150-200 тысяч молдавских граждан обладают и гражданством России, около 50 тысяч человек являются одновременно и молдавскими, и украинскими гражданами. От 50 до 80 тысяч молдаван добиваются болгарского гражданства, не менее 500 тысяч – румынского гражданства6. Сколько из соискателей болгарского и румынского паспортов уже получили гражданство этих стран Европейского Союза неизвестно. При этом следует учесть, что и Румыния, и Болгария с 2002 по 2007 годы проводили политику торможения выдачи («восстановления») гражданства. Это было обусловлено опасениями, что массовое предоставление гражданства постоянным резидентам из третьих стран (в том числе и Молдовы) может навредить процессу европейской интеграции, их вхождению в Европейский Союз.

В то же время определенная часть молдавских трудовых мигрантов, стремится попасть в страны назначения нелегальным путем, нарушая установленные правила пересечения государственной границы как страны происхождения (Республика Молдова), так и стран транзита и назначения. Практика транзитной миграции населения через Румынию свидетельствует, что нелегальный транзит возрастает там, где серьезно ограничены или отсутствуют возможности легального пересечения границы. Кроме того, по мнению А.Попа нелегальное проникновение в Румынию характеризует чаще всего тех молдавских трудовых мигрантов, кому «запрещен въезд в страну; кто планирует совершить уголовные преступления в Румынии; кто желает неофициально заниматься трудовой деятельностью в данной стране или стремится нелегально выехать в другие страны Европейского Союза»7

Среди нелегальных каналов пересечения границы выделяются:

  • нелегальный переход границы в зеленой зоне («зеленая граница»).

  • Переход границы в пунктах легального пропуска при помощи фальшивых (сфальсифицированных) или подлинных, но принадлежащих другому лицу документов.

  • Нередко используется и такая форма как нелегальное пересечение границы при помощи крупнотоннажных транспортных средств, перевозящих различного рода строительные материалы, сырье и т.д. функционирование этих каналов не является чем-то новым, неизвестным в мировой практике нелегальной транзитной миграции.

Современная практика свидетельствует, что молдавские трудовые мигранты, стремясь нелегально пересечь государственную границу других государств, прячутся в автомобилях, перевозящих лес, шерсть, сигареты, игрушки, металлические изделия, гвозди, ковры. Нелегальной миграции сопутствуют обморожения, простуды, другие заболевания. Нередки человеческие трагедии, смерть мигрантов8.

Функционирование этих каналов является предприятием с высокой долей риска для транзитного мигранта. В то время как для организаторов трафика – это бизнес с высокими дивидендами. Более того, это бизнес, характеризующийся предоплатой оказываемых услуг.

Механизм нелегальной транзитной миграции

И в том, и в другом случае нелегального перехода государственной границы не обходится без посредников, которые на сопредельных пограничных территориях, в разных странах обеспечивают функционирование данного канала транзита.

Деятельность посредников достаточна многообразна. Она включает в себя обеспечение документами, в случае, если маршрут движения предполагает переход в установленных местах легального пересечения государственной границы. Как показала недавняя практика введения визового режима между Румынией и Республикой Молдова, введение процедуры получения румынских виз on-line в румынском консульству в Кишиневе привело к тому, что «доброжелатели» или лица, представляющие фальшивые румынские документы или удостоверения личности / паспорта других лиц, за сумму в 2.000-2.500 евро, резко появились вокруг посольства Румынии в Кишиневе9.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Был учрежден в мае 2000 года по инициативе ряда крупных бизнесменов, известных ученых и политических деятелей страны

    Документ
    Национальный инвестиционный совет был учрежден в мае 2 года по инициативе ряда крупных бизнесменов, известных ученых и политических деятелей страны. Председателем Попечительского совета НИС в марте 2001 года был избран Президент СССР М.
  2. Национальный инвестиционный совет

    Доклад
    Сборник содержит доклады участников международной научной конференции «Российская политика соседства», которая была организована Отделением международных экономических и политических исследований Института экономики Российской академии
  3. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам третьего курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» и третьего курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики.
  4. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетті

    Документ
    CHAIRMANSHIP OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE IN THE CONTEXT OF MAINTENANCE OF STABILITY AND SECURITY IN THE EURASIAN REGION
  5. Проблемы и перспективы (3)

    Реферат
    Настоящее издание содержит информацию о состоянии и перспективах развития межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, собранную при подготовке вопроса о реализации Концепции межрегионального и приграничного

Другие похожие документы..